Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕЙ КЫРГЫЗСКИХ НАРОДНЫХ АКЫНОВ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕЙ КЫРГЫЗСКИХ НАРОДНЫХ АКЫНОВ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ФОЛЬКЛОР / ОБУЧЕНИЕ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАРОДНЫЕ АКЫНЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЫСЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурбекова С.Н.

В процессе воспитания, обучения детей и молодежи кыргызский народ всегда основывался на идеи, которые отражены в произведениях народных акынов-сказителей. В содержаниях песен народных сказителей (акынов) всегда доминировал воспитательный потенциал, отражение действительности и поэтому они служат ценным средством в воспитательном процессе. Изучение наследия акынов-сказителей является важным подспорьем в формировании правильного направления в процессе обучения и воспитания детей и молодежи, так как акынская поэзия кыргызского народа сильна своей гуманистической направленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL BASES FOR USING THE IDEAS OF THE KYRGYZ FOLK AKYNS IN EDUCATION AND TRAINING CHILDREN AND YOUTH

In the process of upbringing, teaching children and youth, the Kyrgyz people have always been based on ideas that are reflected in the works of folk akyns-narrators. The content of the songs of folk storytellers (akyns) has always been dominated by educational potential, a reflection of reality, and therefore they serve as a valuable tool in the educational process. The study of the heritage of akyns-narrators is an important tool in the formation of the right direction in the process of teaching and educating children and youth, since the akyn poetry of the Kyrgyz people is strong in its humanistic orientation.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕЙ КЫРГЫЗСКИХ НАРОДНЫХ АКЫНОВ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕЙ КЫРГЫЗСКИХ НАРОДНЫХ АКЫНОВ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

С.Н. Нурбекова, преподаватель

Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына (Кыргызстан, г. Бишкек)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-1-128-131

Аннотация. В процессе воспитания, обучения детей и молодежи кыргызский народ всегда основывался на идеи, которые отражены в произведениях народных акынов-сказителей. В содержаниях песен народных сказителей (акынов) всегда доминировал воспитательный потенциал, отражение действительности и поэтому они служат ценным средством в воспитательном процессе. Изучение наследия акынов-сказителей является важным подспорьем в формировании правильного направления в процессе обучения и воспитания детей и молодежи, так как акынская поэзия кыргызского народа сильна своей гуманистической направленностью.

Ключевые слова: этнопедагогика, фольклор, обучение, народные традиции, народные акыны, педагогические мысли, педагогическое наследие.

Произведения кыргызских народных акынов имеют особое место в фольклористике народа, так как они призывали молодежь и детей в стихотворной форме, очень хорошо воспринимаемой в ту эпоху, к реальным явлениям, социальной среде, бережному отношению друг другу, а также к тесным отношениям ко всей Вселенной (природе, труду, играм, рукоделию, устному творчеству и т.п.), быть учтивыми и вежливыми. Это выполняло своего рода функцию педагогической школы. Высоко оценивая роль этой школы в жизни народа, в его духовном развитии и сохранении самого себя, мы отмечаем большое значение ее использования сейчас и в будущем.

Одним из первых изучал жизнь, историю, духовную культуру кыргызского народа С.М. Абрамзон [1].

Писатели отмечают, что в кыргызской народной педагогике большое значение отводилось воспитанию убеждений через искусство слова. Сознавая воспитательное значение слова, кыргызы "...по обычаям, дошедшим с глубокой древности, в обязательном порядке должны были знать историю своих предков, и уметь вести свои дела, сообразуясь со звездами, хорошо изучить народные предания, исторические песни и сказания.".

В процессе обучения народные педагогические идеи в творчестве акынов способствуют использованию таких интерактивных приемов, как дискуссии на разные нравственные темы, урок-сцена, урок-конференция, урок развития критического мышления, а также всестороннему творческому росту учителя и воспитателя, создают возможность для сравнения традиций предков с нравственным поведением молодежи сегодняшнего и завтрашнего дня.

Вопросы, посвященные исследованию этнопедагогического наследия исследованы целым рядом кыргызских ученых: Н.И. Имаева, А.Т. Калдыбаева, Ж. Койчу-манов, А.А. Алимбеков, Асипова, М.К. Мамбетова, М.И. Мамырова,

М.Ж. Жумагулов и другие. В их исследованиях отражены влияние народных традиций на формирование ценностных ори-ентаций детей и подростков, способствуя его духовному и нравственному развитию. Главным элементом нравственной ценности являются нравственные нормы, которые в виде традиций и обычаев передаются из поколения в поколение и служат своеобразным нравственным примером для воспитания молодежи, в них воплощается нравственный опыт поколений.

Доктор философских наук, профессор Жумагулов М.Ж. в своем докладе на тему: «Проблемы экологии в миропонимании акынов-заманистов» подчеркивает что акыны-заманисты (Калыгул Бай уулу, Ар-станбек Буйлаш уулу, Молдо Кылыч Шамыркан уулу) стремились поэтически представить особенности гармонии и дисгармонии во взаимоотношениях человека и природной среды. В этой связи акыны-заманисты полагали, что причиной и источником экологических проблем являются сами люди, и считали, что все нарушения в природе не «обойдут» человека стороной, не могут не затронуть его, а потому, раскрывая истоки этого зла, тем самым призывали людей не допустить, предотвратить надвигающиеся экологические бедствия. Грядущее нарушение природной среды воспринималось заманистами, в частности, Калыгулом и Молдо Кылычом, вообще как гибель общества, культуры и самого человека [2].

Формы и средства всестороннего воспитания молодежи передавались в устно -поэтическом творчестве, благодаря "народным педагогам" (сказителям, акынам-импровизаторам), которые заменяли молодежи школу, книгу, театр.

Учитывая вышеперечисленные мнения, считаем целенаправленным действием остановиться на творчестве некоторых кыргызских акынов-сказителей.

Барпы Алыкулов (1884-1949) родился в селе Ачы на юге Кыргызстана, в семье бедняка. Родился и рос в нищете, из-за бедности до 32 лет батрачил у разных состоятельных людей.

Произведения Барпы, созданные в период с 1897 до 1917 года изображают тяжелую жизнь кыргызской бедноты под гнетом баев и манапов, правдиво передают мысли и чувства простых людей, народное представление о справедливости, мечту о счастливом будущем. К этой теме относятся такие стихи как «Первая песнь на собрании», «Песня при пастьбе коров», «Засветит, наверное свобода», «Сирота», «Сиротка», «Знахарям», «Алчный мулла», «Суфий», «Медали Хаджи», «Когда полу-

чал побои кадия», «Тирания жестоких ханов».

В своих песнях акын разоблачает с позиций народной нравственности тиранию кадиев, биев, баев и мулл.

По убеждению акына, если в характере человека проявляются отрицательные качества, то он не чист в моральном, нравственном отношении, детям следует держаться подальше от такого, стремиться к духовным идеалам. Ценные педагогические идеи акына широко представлены в его санатах (поучениях), насыятах (назиданиях), терме (свободных импровизациях). В них явственно прослеживается мысль, призывающая воспитывать из подрастающего поколения добропорядочных, учтивых людей.

В одном из санатов акын поучает: «умей ценить умного, знающего, уважать друга, родственника, героя, чванство, хвастовство не приведут ни к чему хорошему». Он убеждает, изображая в противопоставление положительные и отрицательные, хорошие и плохие качества в характере человека.

Акын затрагивает различные стороны жизни: не говори сокровенные тайны незнакомцу, не болтай пустые слова, живи с людьми в согласии, проявляй заботу о детях. Обличая такие отрицательные черты у человека как лицемерие, двуличие, чванство, лень, он призывает быть умным, вежливым, трудолюбивым, справедливым. Акын призывает воспитывать детей, следуя народным традициям.

В своих назидательных песнях акын утверждает, что истинная женщина-хранительница семейного очага, счастье детей и народа, что хорошая женщина, выделяется не своей внешней красотой, а внутренним миром, и призывает с детства воспитывать эти черты и качества.

Стихи акына «Назидание детям» имеют большую воспитательную силу. Не надо даром растрачивать свое счастье, не зазнавайся, не задирай нос кверху, не иди туда куда не звали, дружи с умными, не бей коня, на котором сидишь, не запускай свои руки в пустой куржун (мешок), не бери

чужую вещь, не перечь старшим, не мирись с ложью - поучает акын.

Поэтическое творчество Барпы Алыку-лова сыграло значительную роль в развитии педагогических идей и просвещения в Кыргызстане.

Осмонкул Болобалаев (1888-1967) -видный акын просветитель. В его творческой переработке известны такие народные предания и легенды как «Гульдана», «Охотник Чыныбай», «Бесстрашный», «Гульшайыр».

Многие произведения акына, отличающиеся художественным своеобразием и глубоким воспитательным значением, посвящены жизни детей и ценны тем, что оказывают большое воздействие на младших школьников. К примеру, в таких произведениях, как: «Детям», «Учись, молодежь», «Веселые дети», «Тынчтыкбеку» речь идет о воспитании и образовании подрастающего поколения. В стихотворении «Учись молодежь» акын поясняет, что учение - это живой ключ, источник, опора в жизни. Образование способствует расцвету страны, улучшению благосостояния народа.

Акын известен еще как сказочник, сохраняющее замечательное народное наследие. В художественном мире Осмон-кула особое место занимает цикл стихов, который несет в себе дидактическое начало. Как и у других народных акынов, это насыяты, терме, нуска (мудрые изречения).

В автобиографическом произведении «Моя жизнь» (Ф., Кыргызмамбас, 1968), акын рассказал о пройденном пути, и эти воспоминания поучительны для молодежи.

Алымкул Усенбаев (1894-1963) известен в народе как талантливый акын-импровизатор. Акынская импровизация -это впечатляющее представление, поток рифмованной речи, каскад остроумия и находчивости. Из числа последних представителей изустной народной литературы он был одним из самых видных. Его знали и любили в разных уголках кыргызской земли. Его поэтическое творчество представлено десятками стихотворных книг, включающих эпические произведения,

сказки, песни, айтыши (соревновательные песни), поучения. В его стихах, обращенных к детям или повествующим о воспитании детей, выражены идеи народной педагогики.

Из произведений акына, посвященных детям, самым объемным и значительным в воспитательном отношении является стихотворение «Дети одного аила». Оно состоит из четырех глав, каждая из которых изображает жизнь аильной детворы, ее занятия и увлечения, участие в трудовых буднях взрослых, отношения с родителями.

Яркие поэтические зарисовки жизни детворы сопровождаются наставлениями акына, советами и призывами к духовному совершенству через воспитание и образование.

О ценности Отечества, взлелеявшее после матери акын говорит в стихотворениях «Младшему брату», «Младенцы», «Усе-ну», «Сын чабана» и других составляющих своеобразный педагогический цикл в его творчестве.

Целый ряд произведений Алымкула Усенбаева адресован школе. В них речь идет о значении образования для народа. В стихотворении «Моя мечта» акын говорит детям, что только школа откроет дорогу для будущего, только учеба поможет им стать людьми.

В истории педагогики кыргызского народа следует отвести определенное место назидательным сказкам и басням Алымкула Усенбаева, составившим предмет детского чтения («Сорока», «Человек на тигре», «Жунубай-охотник», «Старик Байкобул»). Они преподносят уроки нравственного поведения, осуждают жадность, лицемерие, трусость, зазнайство и другие отрицательные явления.

Таким образом, произведения кыргызских народных акынов выполняли в прошлом роль прессы, театра, телевидения и кино, являясь своеобразной энциклопедией образования и воспитания кыргызского народа. Акыны раскрыли прекрасные нравственные человеческие качества, выражали демократические и гуманистические идеи своего времени.

Отражая социально-жизненные чаяния народа, они всегда воздействует на образ его жизни. С этой точки зрения напрашивается вывод, что акыны, творчество которых мы исследуем, являлись прирожденными этнопедагогами, глубоко знающими традиции народной педагогики, своим творчеством обогащающие культуру народа и широко распространяющие их среди населения.

Акынская поэзия вобрала в себя народное понятие о воспитании, она учит ува-

Библиографический список

1. Абрамзон С.М. Кыргыз жана Кыргызстан тарыхы боюнча тандалма эмгектер. - Бишкек: Кыргызстан - Сорос фонду, 1999. - 160 с.

2. Жумагулов М.Ж. Онтология экологической этики. -Б., Илим, 2010. - 68 с.

3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Теория и практика образовательной технологии. - М., НИИ школьных технологий, 2004. - 192 с.

4. Алимбеков А.А. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования. - Б.: ОГПИ, 2009. - 150 с.

5. Аманалиев Б. Социально-полтические и философские идеи кыргызских мыслителей XIX -начала XX вв. // Авторефрерат докторской диссертации. - Б., 1996. - 21 с.

PEDAGOGICAL BASES FOR USING THE IDEAS OF THE KYRGYZ FOLK AKYNS IN EDUCATION AND TRAINING CHILDREN AND YOUTH

S.N. Nurbekova, Lecturer

Kyrgyz National University named after Zhusup Balasagyn (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. In the process of upbringing, teaching children and youth, the Kyrgyz people have always been based on ideas that are reflected in the works of folk akyns-narrators. The content of the songs of folk storytellers (akyns) has always been dominated by educational potential, a reflection of reality, and therefore they serve as a valuable tool in the educational process. The study of the heritage of akyns-narrators is an important tool in the formation of the right direction in the process of teaching and educating children and youth, since the akyn poetry of the Kyrgyz people is strong in its humanistic orientation.

Keywords: ethnopedagogy, folklore, education, folk traditions, folk akyns, pedagogical thoughts, pedagogical heritage.

жать старших, чтить младших, дорожить честью, служить народу и любить Отечество. Она сильна своей гуманистической направленностью, верой в будущее, призывами доводить до завершения начатое дело, своевременно осознавать и искоренять допущенные ошибки и недостатки и совершенствовать личностные качества. В этом ее огромное педагогическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.