Научная статья на тему 'Носители традиционного песенного творчества'

Носители традиционного песенного творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
174
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ АКЫНОВ / КЛАССИКИ КЫРГЫЗСКОЙ МУЗЫКАЛЬНО ПОЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / INSTITUTE AKYNS / CLASSICS KYRGYZ MUSICAL AND POETIC CULTURE / PERFORMING PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аманова Р.А.

Чтобы стать доступным для восприятия, музыкальное произведение должно звучать, заново рождаться, «ожить», воссоздаваться при исполнении. Исполнение является творческим, сложным и многоликим процессом, где исполнитель важнейшее звено в сложном информационно-художественном процессе. Исполнитель, принадлежит своему времени, он живет, действует, творит «сегодня», в нем заложен: жизненный опыт поколений, переданное ему веками, наследие, данное ему историей исполнительского искусства, бесценная сокровищница накопленных знаний, навыков переходящих к нему по традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Носители традиционного песенного творчества»

Аманова Р.А. ©

Кандидат искусствоведения, профессор Консерватории Кыргызско-Турецкого университета «Манас» Кыргызстан, Бишкек

НОСИТЕЛИ ТРАДИЦИОННОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Аннотация

Чтобы стать доступным для восприятия, музыкальное произведение должно звучать, заново рождаться, «ожить», воссоздаваться при исполнении. Исполнение является творческим, сложным и многоликим процессом, где исполнитель - важнейшее звено в сложном информационно-художественном процессе. Исполнитель, принадлежит своему времени, он живет, действует, творит «сегодня», в нем заложен: жизненный опыт поколений, переданное ему веками, наследие, данное ему историей исполнительского искусства, бесценная сокровищница накопленных знаний, навыков переходящих к нему по традиции.

Ключевые слова: институт акынов, классики кыргызской музыкально - поэтической культуры, исполнительский профессионализм.

Keywords: institute akyns, classics Kyrgyz musical and poetic culture, performing professional.

Традиционный музыкант, будучи не только исполнителем, но и творцом-исполнителем, демиургом культуры, становится в социальной структуре традиционного степного общества одним из главных источников знания, излучающим большое информационное поле, связанное как со всей Вселенной, так и с историей, культурой, традициями своего народа. Становясь основным хранителем исторической и социальной памяти своего народа, музыкальные произведения отражают события жизни, историю этноса.

Создателями, носителями и хранителями кыргызского традиционного профессионального песенного искусства являются акыны - сказители больших и малых эпосов, творцы традиционных песен, акыны - токмо - акыны импровизаторы. Всеми признана древность института акынов. В кыргызской науке этимологию и происхождение акынов связывают с ирано - персидскими, уйгурскими и татарскими корнями [1,с.324 -328]. Е.Д.Турсунов связывает с древнетюркским (акун) и сохранившимся в отдельных современных тюркских (азербайджанское - ахын, турецкое - акын и уйгурское - акин) языках понятием набега, барымты: «совершает нападение, кто стремительно нападает, стремится посеять панику» [2, с.126].

Для кыргызских акынов жанр айтыша также является весьма важным и характерным: «Несмотря на свое древнейшее происхождение, акынская певческая импровизация по сей день сохранила свою неповторимую оригинальность, завоевала высокий авторитет в среде народа, а также снискала международное признание»[3, с. 110].

Специализация акынов по этим жанровым сферам не является абсолютной, раз навсегда данной и закрепленной. Акыны - токмо могут сказывать эпос, дастанчи - сочинять и исполнять песни. Исполнители- манасчи первой части трилогии «Манас» исполняют вторую и третью части - «Семетей» и «Сейтек», владеют творческими секретами других жанров.

Сказители, которые сказывают «Манас» являлись представителями северного региона: Сагымбай Орозбаков(1867 - 1930), Саякбай Каралаев(1894 - 1971), Мамбет Чокморов (1895

©© Аманова Р.А., 2014 г.

- 1973), Багыш Сазан уулу (1878 - 1958), Каба Атабеков (1926-2008), Шаабай Азизов (19272004), Уркаш Мамбеталиев(1935-2011) и др.

На юге и северо - западе акыны, манасчи в основном, специализировались на второй и третьей частей трилогии - «Семетей» и «Сейтек». На юге и северо - западе сильно развито искусство акынов - токмо и основной жанр акынского творчества - айтыш. Это характерно для Токтогульского (бывшего Кетмен - Тюбинского), Аксыйского, Сузакского районов Джалал - Абадской области и прилегающей к ним Таласской области Северо - Западного региона.

В Кетмен - Тюбинском районе родился и начал свою деятельность будущий классик кыргызской музыкально - поэтической культуры Токтогул Сатылганов (1864-1933) -композитор, певец, музыкант и акын - импровизатор. Вокруг Токтогула образовалась своеобразная школа его последователей - Калык из северной Нарынской и Алымкул с Таласской земли. Они вместе разъезжали по аилам и выступали перед большими скоплениями народа. Между этими выступлениями они репетировали, совершенствовали технику стихосложения и свое исполнительское мастерство. Таким образом, уже в начале ХХ века в Кыргызстане существовали творческие гастрольные выступления акынов -сказителей и исполнителей, а также творческие контакты между носителями кыргызской музыкально - поэтической культуры, без которых невозможно было бы развитие. Такая традиция выступлений охватила практически всю территорию Кыргызстана. В результате кыргызская акынская исполнительская культура пополнилась выдающимися мастерами -учениками Токтогула, такими как К.Акиев, А. Усенбаев, К. Досиев, Б. Алыкулов, А.Огонбаев и др.. Их творческие традиции были продолжены акынами - импровизаторами: А.Айталиевым, Т. Абдиевым, Т.Тыныбековым, Э.Турсуналиевым, О.Кутманалиевым З. Усенбаевым.

Представители традиционного народно - профессионального песенного искусства северного региона - Боогачи (1866-1935), Калмурат (1902-1964), Ызакан (1905-1933), Эсенаалы (1873-1962). Последователями (сочинителями) этой традиции являются Асанбек (1908-1999), Бектемир (1910-1964), Муса (1902-1949), Абдыкалый (1911-1951). Жумамудун (1915-1999)и др.

Боогачи. Это имя вошло в историю национальной музыкальной культуры как имя автора знаменитой песни «Укой» [4]. В народе его называли «Отцом лирических песен секетбай и куйгон».

В1925 г. в Москве была выпущена книга его стихов «Секетбай», а в 1927 г. «Куйгон». Он оставил после себя много учеников таких как: Асанакун, Сары ырчи.

Калмурат - народно-профессиональный автор и исполнитель советского времени, ему принадлежат замечательные и весьма сложные для исполнения песни «Калмурат» и « А, койчу» (Буудан кок). В 1936 году участвует в Республиканской олимпиаде народного творчества, выдающий музыкант - этнограф А.В.Затаевич был в составе жюри, которое единогласно решило оставить его в столице, в только что открытой филармонии. Исполнительское искусство Калмурата было особенным, его песни не мог никто, кроме автора, исполнить. Манера исполнения Калмурата - сдержанная, вдумчивая, в то же время полная чувства. Певец участвовал в Декаде Кыргызского искусства в Москве в 1939 г. Он пел партию Толтоя в первой кыргызской опере «Айчурек» В.Власова и А.Малдыбаева и В.Фере в Большом театре.

Эсенаалы - талантливый певец и автор известной песни “Ой, тообо”. В семье уважали певцов и музыкантов, а, по свидетельству современников, будущий певец сформировался как весьма аристократичная и артистичная личность[5]. Во время событий 1916 года его семья оказалась в Китае.Через полтора года они вернулись на родину, в дороге похоронив отца, он сочиняет песню“Ойтобо”, содержащая более 20 куплетов, песню“Суйгонго”, ставшие популярными и считались народными.

Ызакан - известный исполнитель секетбаев и куйгонов, проживший все 28 лет, он мог бы встать в один ряд с такими музыкантами, как Атай и Муса. В детстве он овладел игрой на казахской домбре, играл кюиДины, Курмангазы, Таттимбета. Играл на комузе, узбекском дутаре. Народ восхищался импровизаторским талантом, пениемЫзакана. Его любовно - лирические песни “Гул бурак”, “Жерим, ашыгымменин”, “Ак келин”, “Ак селки” были у всех на устах.

Бектемир- известнейший народно - профессиональный певец и автор многих замечательных песен, в том числе “Алымкан” на слова Токтогула. С 1936 года работает в Токмокском театре артистом, совершенствует свои музыкальные способности - учится играть на комузе, петь. В 1937 г. по предложению Муратаалы его принимают в качестве артиста в филармонию. Пишет песни, работает с такими мастерами, как:Калык, Абды, Шекербек, Мыскал, Ысмайыл, Абдрашит. Вместе с МыскалОмуркановой побывали во всех уголках Кыргызстана, не раз встречался с учеником Токтогула Корголом, от него впервые он услышал песню Алымкан, к которой сочинил 5 или 6 вариантов, очень полюбившиеся народом.

Муса - один из самых знаменитых и признанных народно - профессиональных певцов советского времени, отец был известным комузчу, перенявший кюу от легендарного Музооке. С 1934 работает в музыкально - драматическом театре в Пишпеке с 1934 г., затем в филармонии, принимает участие в создании оркестра народных инструментов, сам играет на комузе - альт. Был награжден Орденом Трудового Красного знамени,удостоен почетного звания Народный артист Киргизской ССР. С 1945 - 46 Муса поет оперные партии в кыргызских и казахской операх.

Жумамудун Шералиев - яркий представитель северного региона кыргызского песенного искусства, его имя вписано золотыми буквами в историю музыкальной культуры. Огромное влияние на его творчество оказал Боогачы. В 1936 году Жумамудун был зачислен солистом - певцом филармонии. Судьба одаривает его возможностью работать в окружении таких выдающихся носителей народно - профессиональной традиции, как Муратаалы, Калык, Карамолдо, Молдобасан, Ыбрай, Саякбай, Шаршен, Атай, Муса, Бектемир, Осмонкул и др. Поколение 60 - 70 - х годов считали Жумамудуна «духовным наставником», «отцом кыргызских мелодий». Его творчеством вдохновлялись такие мелодисты как Аксуубай Атабаев, Мукан Рыскулбеков, Калыйбек Тагаев и др. Высокую оценку творчеству Жумамудуна давал не только народ, но и профессионалы, а также правительство. Жумамудун - член Союза композиторов СССР (1940), народный артист Кыргызской республики (1973), Лауреат Государственной премии им. Токтогула (1984).

От профессиональных певцов как в городах, так и в аилах исследователям кыргызской музыки приходилось записывать главным образом произведения, предназначенные для широкой публики, для народа. Они исполнялись поставленными, как думали исследователи, «от природы» голосами, а сами произведения были глубокого лирического или социально -значимого содержания. При записи исследователей часто поражала точность повторения песен, зачастую весьма сложных по мелодическому и ритмическому строению.

Подспорьем в этом был, разумеется, высокий исполнительский профессионализм.

Для исполнения нужны были не только отличные природные данные - красивый, сильный голос, хороший музыкальный слух, память, выразительность, но и выучка, навык, позволяющий запоминать и воссоздавать сложные мелодические построения в сопровождении комуза, а главное - желание делать это для публики, для народа.

Литература

1. Юдахин К. О киргизском термине «акын».- М.: изд - во АН СССР, 1953. -С. 324 - 329.

2. Турсунов Е.Д. Происхождение носителей казахского фольклора. - Алматы.: Дайк - Пресс, 2004.322 с.

3. Материалы международного научного семинара «Традиционная музыка: история, проблемы

сохранения и развития». - Бишкек: Кыргызская национальная консерватория, Центр

традиционной музыки, 2004. -252 с.

4. Жумабаев А. Эскеруулор. - Б.: Даана, 2001. -71 с.

5. Алагушев Б. Булбулдар. - Б.: Адабият, 1991.- 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.