Научная статья на тему 'Песенное творчество Атая Огонбаева'

Песенное творчество Атая Огонбаева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
807
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Песенное творчество Атая Огонбаева»

ПСКУССТВОВЕаЕНПЕ

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО АТАЯ ОГОНБАЕВА

Аманова Роза Асановна

кандидат искусствоведения, профессор Консерватория Кыргызско-Турецкого университета «Манас»

Кыргызстан, Бишкек

Творчество Атая Огонбаева (1900-1949) - замечательного народного музыканта, ырчи и комузчи, автора и исполнителя кюу и песен - горячо любимо народом. Атай был учеником легендарного Токтогула Сатылганова, великого кыргызского акына и музыканта. Своим наставником он считал и Абдракмана, автора неповторимой песни «Ак Зыйнат»: «Я никогда не забуду моих первых учителей - Абдракмана и Субанали. Они заставили меня по - настоящему полюбить музыку, раскрыли передо мной богатства народного творчества и многому научили меня» [2, с.6]. В начале двадцатых годов Атай, будучи известным музыкантом, встретился с Токтогулом Сатылга-новым: «послушав Токтогула, я понял, что еще очень мало знаю, мало умею, что мне далеко до него, что настоящим мастерством певца и комузчу я могу овладеть, только учась у Токтогула, искусство которого произвело на меня огромное впечатление, перенимая его мастерство, я стал его учеником» [2, с.7].

Дедом Атая был знаменитый комузчу Жантакбай, чрезвычайно искусный музыкант, мастерство которого было очень высоко. «Жантакбай, не располагая никакими средствами, хотел жениться на дочери обеспеченного человека. Вместе с двумя другими джигитами он пришел в дом своей девушки, держа в руках только комуз. Играть ему пришлось на комузе почти сутки. Восхищенный его игрой, отец девушки разрешил взять в жены его дочь без калыма» [5].

Творчеству Атая посвящены разделы книги К.Дюшалиева и Е.Лузановой «Вокальные жанры» и «Выдающиеся комузисты» [4]. Талант Атая был многогранным, он был не только выдающимся комузистом, певцом - ырчи, но и акыном. До сих пор народ помнит его айтыш с Сейилкан (Сейдана), где он стал победителем. Содержание айтыса составляет поэтический спор на определенную тему. Иногда это был спор о превосходстве одного рода над другим, когда на состязании присутствовали родовые старейшины - правители. Иногда - о праве и положении женщины, если в состязании участвовала женщина-акын. Спорили в стихах также о силе любви, о способах ее выражения, состязались в знании загадок, стран, народов, в познаниях вообще. Нередко айтыс переходил на темы личных недостатков и пороков самих состязавшихся. Особый социально значительный смысл имеют айтысы на темы спора о достоинствах двух родов. Каждый из акынов должен был восхвалить свой род, своих знаменитых и богатых людей, земли, горы, табуны своего рода и, наоборот, - остро и метко осмеять и унизить все, что восхваляет противник. При таком состязании доставалось родовым верхам, баям и правителям обоих родов: каждый из акынов, осмеивая род противника, с беспощадным сарказмом нападал на горделивых баев и родовых старейшин, высме-

ивая их пороки, перечисляя их злодейства, насилия, алчность. В сравнении с этим первая - похвальная - часть состязания бледнела, и слушатель - народ - запоминал лишь изобличительные песни, бичующие пороки социальных верхов. Этот род айтысов был самым популярным. В Москве выходит пластинка с записью песен «Ой, булбул», «Куйдум чок». Народный артист Киргизской ССР, был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, был членом Союза композиторов СССР, получал сталинскую стипендию. Песни, сочиненные Атаем, широко известны: «лучшие его творения отличаются одухотворенностью и изысканным стилем», являясь «высочайшими образцами народной вокальной лирики» [4, с. 60]. Он был первым представителем профессиональной сферы вокального фольклора», доведший до совершенства стиль и технику кыргызской традиционной вокальной школы» [3, с.60].

Известно, что до Атая в кыргызской культуре были прославлены имена ырчи Боогачи, Сыртбая, Ыза-кана, Абдракмана, не говоря уже о Токтогуле. Но благодаря своему уникальному исполнительскому таланту, он не только достиг высочайшего уровня вокального и инструментального мастерства, но и глубоко развил искусство сочинения и исполнения кыргызской народно - профессиональной песни.

«Когда Атай пел, его голос был настолько неповторимым, что выделялся как белая отметина на лбу скакуна. Когда же Атай играл на комузе, прекрасно пел песни, люди, которые его слушали, не замечали наступления утра. Песни Атая «Ой, булбул, «Куйдум чок», «Гул», «Эсимде», «Жаштарга», которые лились из самой глубины его сердца, способны были тронуть не только человека, но растопить даже камень» [1, с.96].

Характер творчества Атая определяла «здоровая интуиция, самосовершенствование, усвоение народных музыкальных традиций, опыта лучших певцов и музыкантов, ощущение новых культурных веяний». Нам бы хотелось подчеркнуть не только глубокую почвенность, традиционность творчества выдающегося ырчи, но и его самобытное авторское начало. Он был подлинным творцом народно - профессиональной песни. Его музыкальный кругозор и музыкальные впечатления, благодаря учебе, были гораздо шире и богаче, чем у любого другого народного музыканта, и поэтому он создал стилистически цельные и национально - самобытные произведения.

«Ой, булбул» (Соловей).

Текст песни связан с темой любви. Булбул - соловей, которому уподобляет автор свою возлюбленную: Ты проходишь мимо меня Каждый день, нарядившись, С ароматом, как у розы, И голосом красивым, как граммофон.

Ты заставляешь меня грустить, Соловей черноглазый, Лучше очаруй меня, мой соловей, Своим нежным голосом.

Ты смеешься, соловей, Над моим чувством, Нарядная, как павлин Ты проходишь, не замечая меня.

Твой красивый наряд Подчеркивает изящество фигуры. Я мечтаю тебя повидать, Пожать твои мягкие ручки.

Песня «Куйдум чок» (Сгораю от любви).

Сгораю от любви, но пепла нет. Мое сердце разрывается от горя, Что же делать!

В моем сердце не осталось ничего целого, Даже с зернышко кукурузы.

«Кан жайлоо» - перевал высокий, Когда идет снег, на нем дует ледяной ветер Ты не догадаешься приехать ко мне, Повидать меня, несчастного.

Ты с каждым днем цветешь, Одев светлый жоолук2, Вспоминая тебя, я плачу Как потерявшийся верблюжонок.

Ты с каждым днем цветешь, Одев белый жоолук. Не дойдя до твоего аула, я плачу Как заблудившийся верблюжонок.

Эти песни: «вольно льющиеся мелодии», «лирические шедевры» Атая, отличаются от всех фольклорных образцов песенного жанра, исполнительской и мелодической сложностью, нестандартностью композиционного решения, масштабность построения, этим она отличается от простых куплетных песен. В нашей нотировке присутствуют 5 куплетов, песенный текст можно расчленить по четыре строчки, музыка ни одного из них не повторяется. В песнях велика роль специальных вокальных приемов, расцвечивающих мелодию. Среди них - фальцетные звуки, причем качество и звучание их в разных местах формы различно.

Произведение предваряется инструментальным вступлением, в которых звучит основная тема песни и ка-дансовый оборот. На этом фоне вступает голос певца - вокальное вступление. Это звуки характерного для кыргызской музыки мажорного квартсекстаккорда ми - ля - до#. Начало песенного текста - "Ой, булбул", повторяется три раза. Такое начало (включая вокальное вступление) не свойственно традиционной песне.

Стихотворные тексты песен - семи-восьмислож-ники. Однако ни в одной строке он не ограничивается семью или восемью слогами. Перед или после первого муу-нака присутствует вставной слог или вставное слово («да», «гана», «деги»), в конце строки - «ой», «ии», «ээ».

Кроме того, важнейшее значение для художественного замысла песни имеют вокальные фиоритуры, которые поются в песне на слоги «оии», «аии», «уии», «эии». Вокальные фиоритуры и распевы значимых звуков звучат в начале и конце строф как эмоциональный и сугубо музыкальный образ песни. Эти приемы применялись им для создания определенного художественного эффекта: «Ой» звучало достаточно громко и с акцентом, как вздох, а слово «булбул» произносилось тихо, затаенно», «певец вообще любил сопоставлять как бы вырвавшиеся из глубины чувств громкие, открытые звуки с последующими приглушенными, воспроизводимыми вполголоса, про себя. Так обычно он начинал и заканчивал музыкальные построения и тем самым рельефнее очерчивал музыкальные контуры произведения» [3, с. 13].

После второго куплета звучит достаточно длинный инструментальный проигрыш. В нем тоника «ля» переосмысляется как V ступень для ре мажора. Последующие три куплета утверждают ре как новую тонику. Уже в новой тональности, на новом высотном уровне, звучит исходная интонация и ее распев (ре - фа# - ля и ре ми #фа соль соль #фа ми - соль - ми - соль - ре - ля).

Такая модуляция, точнее, подготовка к ней и переход в новую тональность квартой выше, звучит как кульминационный момент, как высшее выражение вдохновения и красоты голоса певца. Темп ускоряется, звуки льются потоком, звуковых узоров все больше и больше. Песни звучат как апофеоз лирических чувств и как гимн красоте искусства лирических песен.

Это песня являются высшим выражением мастерства и таланта народно - профессионального певца-ырчи. Выразительные компоненты - инструментальная партия комуза, голос певца, выражающий неисчислимое множество оттенков чувства, мелодическое и ритмическое богатство, изобретательность композиционного решения -способствуют созданию неповторимого художественного образа необыкновенной красоты, теплоты и одухотворенности. Атаю принадлежит несколько десятков самобытных произведений в разных жанрах. А ведь даже одной из тех песен, на которых мы остановились в своем исследовании кыргызской народно - профессиональной песни, с лихвой хватило бы, чтобы имя Атая было вписано золотыми буквами в историю национальной музыки.

Вклад Атая в кыргызскую культуру огромен и неоценим, а его человеческое и артистическое обаяние велико. В контексте нашего исследования нам бы хотелось подчеркнуть не только значение творчества отдельного ырчи, но и в целом значение личностного фактора в искусстве кыргызской народно - профессиональной песни.

Список литературы:

1. Алагушев Б. Булбулдар.—Б.: Адабият, 1991. -304 с.

2. Виноградов В. Атай Огонбаев. - М.: Советский композитор, 1960. - 61 с.

3. Виноградов В. Киргизские народные музыканты и певцы. - М.: Советский композитор, 1972. - 96 с.

4. Дюшалиев К., Лузанова Е. Кыргызское народное музыкальное творчество. Бишкек: Илим, 1999. - 344 с.

5. Мациевский И.В. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сборник статей и материалов в двух частях. Часть первая. - М.: Советский композитор, 1987. - 264 с.

2 Жоолук - национальный головной убор замужних женщин из ткани, украшенный орнаментом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.