Научная статья на тему 'Приоритеты в казахстанском образовании'

Приоритеты в казахстанском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярочкина Елизавета Викторовна

Рассматриваются приоритетные направления модернизации казахстанского образования в соответствии с национальным планом действий и Государственной программы развития образования Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярочкина Елизавета Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты в казахстанском образовании»

в становлении педагога новой формации единство базового уровня подготовки и его непрерывного профессионального развития, т. к. он интересуется всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Именно учителя-мастера по праву будут определять будущее страны, будущее нашей нации. Библиографический список: 1. Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК. - Астана, 2009. - 29 с.

2. Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации РК. - Астана, 2005. - 9 с.

3. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана - «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана». - Астана, 2012.

4. Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС / Кузнецова Н.П. // [Электронный ресурс]: nsportal.ru.

УДК 37.01 ББК 74.041

Е.В. Ярочкина

ПРИОРИТЕТЫ В КАЗАХСТАНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

го

I

т о

к т ш

Рассматриваются приоритетные направления модернизации казахстанского образования в соответствии с национальным планом действий и Государственной программы развития образования Республики Казахстан.

Ключевые слова: учитель новой формации, информационная среда.

Процессы глобализации и интеграции, социокультурные явления современного мира ставят перед образованием сложные задачи воспитания личности нового типа, конкурентоспособного, нравственно зрелого человека, способного творчески мыслить и работать в условиях поликультурного мира. Конец XX в. ознаменовался развитием теоретических основ современного поликультурного образования посредством изучения иностранных языков в условиях иноязычного учебного общения: появляются школы, лицеи и гимназии с углубленным изучением иностранного языка. В каждой области планируется строительство Назарбаев-Интеллектуальных школ, которые будут готовить детей к поступлению в Назарбаев-Университет, поэтому потребуется некоторое время на подготовку учителей с новым мышлением и профессиональной подготовкой, со

знанием иностранных языков, в частности, английского языка, переподготовку учительского корпуса. Кардинальные изменения в системе повышения квалификации является одним из шагов по выполнению Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 гг., в связи с этим - обновление курсов. Обучение педагогов по программе АОО «Назарбаев-Интеллектуальные школы» и Кембриджский университет в течение трех месяцев.

«Принятие Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на2012-2016 гг. станет одним из самых важных механизмов реализации системных инициатив Главы государства по модернизации образования», - отметил министр образования РК Б. Жумагулов [3].

Национальный план действий занимает одно из основных мест в этом

процессе. «Это «тройной прыжок» от традиционной модели школы к рациональной и затем к самой современной -феноменальной модели, основанной на роли личности ребенка и являющейся сегодня ведущим мировым трендом» [3]. Он определяет не только конкретную цель - использование знаний на практике, - но и является одной из основ коренной смены парадигмы среднего образования. Необходимо подготовить учителя новой формации, который сам будет представлять самодостаточную личность, но и положительно позиционировать себя к ученическому коллективу, неся знания и личный пример успешности. В этой связи предстоит большая, кропотливая работа не только в направлении подготовки учителя, но и учебников, методистов, издательства, систему экспертизы новых казахстанских учебников и их апробацию. Качество учебников, их содержание постоянно подвергается критики, поэтому в настоящее время ведется работа по четкому отбору коллектива авторов, учебников, допущенных к применению в учебном процессе. Министерство предлагает вузам рекомендованный список учебников, которые могут применяться в учебном процессе. Однако, не все они отвечают требованиям. Так, при рецензировании электронного учебника, изданного научно-практическим центром «Учебник», по дисциплине «история», отмечены были ошибки в датах, терминология не соответствовала возрастной категории, отсутствовали необходимые термины и понятия, зачастую текст электронного учебника повторял текст школьного учебника. Вместе с тем, необходимо отметить и положительные моменты в электронном учебнике: это наглядный материал (карты, схемы, таблицы, фотографии, портреты), который можно использовать для самостоятельного усвоения материала и самоконтроля. В связи с этим следует рекомендовать авторам, которые будут составлять электронные и другие учебники, подойти более тщательно к их написанию, по-

стараться не допустить прежних неточностей, ошибок. Для будущих педагогов будет полезно познакомиться с опытом написания подобных материалов, ибо «умения и навыки, приобретаемые студентами, будут способствовать профессиональному становлению будущих специалистов, развитию познавательного интереса и эрудиции, формированию высоких идеалов и ценностей, а также воспитывают такие положительные качества, как гражданственность, целеустремленность, увлеченность профессией учителя и т. д. [6].

Особое внимание уделяется институтам повышения квалификации и переподготовки кадров, передаются в подчинение республики, в которых полностью меняется структура и направления работы, вместо отделов создаются кафедры, в штат которых включены именитые ученые, что поставит работу на научно-практический уровень. Школьный учитель - это уже не тот учитель, который проводил уроки, воспитательные мероприятия, сейчас от учителя требуется показать и научный потенциал, который включает написание и опубликование научных статей, учебных, учебно-методических пособий, методических рекомендаций и даже учебников. В одну из обязанностей учителя входит представление на должном уровне учеников на научно-теоретические и практические конференции различного уровня (международного, республиканского, регионального). В связи с этим педагогу необходимо самому определиться с научным тематическим направлением, найти научного руководителя, который мог бы курировать и направлять педагога в его научно-практической деятельности. В настоящее время в нашей Костанайской области очень и очень мало учителей, которые бы, имея научную степень кандидата, доктора наук, работали в школе; школы редко прибегают к услугам учёных. В городе Костанае не каждая школа может отметить, что человек науки преподает в школе. Да и магистров (хотя это

ю о

О ^

а. С

академическая степень, а не учёная) тоже немного. Необходимо во всех средствах массовой информации пропагандировать учительскую профессию, чтобы она стала, как на западе, уважаемой, хорошо оплачиваемой, чтобы учителю не было стыдно говорить, что он учитель. Президент Республики Казахстан правильно делает акцент Министерству культуры и информации РК на разработку и выполнения поручения № 19 [4], 1 сентября 2012 г. разработать и принять отраслевой пятилетний План модернизации отечественной социально-культурной продукции, формирующей позитивное отношение к труду, честному профессиональному успеху, служению Родине, высоким патриотическим помыслам.

Национальным планом предусмотрены коренные изменения в работе дворцов, домов школьников, музыкальных школ, станций юных техников и натуралистов и т. д. Прежде всего, начиная работу в этом направлении, необходимо продумать мероприятия и стратегическую линию относительно работы в подобных учреждениях, педагогическим коллективам предстоит перестроить свою работу на новый уровень, если мы хотим в конечном счете получить какой-то результат. Бесспорно, это даст дополнительные рабочие места выпускникам педагогических вузов и применения их уровня знаний и квалификации, а также решит вопрос внеучебной занятости учеников школ, решит проблему свободного времяпрепровождения, дети будут заинтересованы различными мероприятиями и кружками, будут развивать свои творческие способности. В такие учреждения привлекаются действительно заинтересованные, неравнодушные педагоги.

Все это требует обновления материально-технической базы, внедрения новых технологий и инновационных форм, я таких, как (детские интерактивные пар-§ ки (наукограды), технопарки, музеи, на° учные кружки и т. д.). Возрастающей ^ ролью информационной сферы, пред-ш ставляющей собой совокупность ин-

формации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений, характеризуется в целом современный этап развития общества. Для любого государства информационная сфера является важнейшей составной частью его общественно-политической жизни. Из вспомогательной, технологичной она переходит в разряд важнейших объектов государственного управления [1].

В целом казахстанскую молодежь читающей, как было в Советском Союзе, не назовешь. Книга не стала основным кладезем знаний, не вызывает трепетные чувства. Всемирная интернет-паутина, с одной стороны, упростила доступ к различной информации, с другой, - не приносит пользы: молодежь не умеет распоряжаться полученной информацией, интернет, многие творческие и умственные процессы сводит к нулю. Старшие школьники, студенты не пытаются привести в порядок скаченные материалы, а выдают все за своё, по этому поводу у учительства много тем для размышления, определить степень добросовестности выполнения тех или иных самостоятельных заданий. Отсюда, назовем еще одно из приоритетных направление - знание иностранных языков и участие студентов в международных программах. Человек будет чувствовать себя не только востребованным, но и легко общаться с коллегами из зарубежья, продвинутыми учениками и студентами. Участие в международных программах и мероприятиях потребует знания иностранных языков, в этой плоскости в Казахстане реализуется программа трехъязычия. В целях реализации Указа Президента РК «О Стратегическом плане развития РК до 2020 года» была утверждена Государственная программа развития и функционирования языков в РК на 2011-2020 гг., которая предпо-

лагает в несколько этапов претворение в жизнь положений данного документа.

Языковая политика должна обеспечить полномасштабное функционирование государственного языка, при этом сохраняя языки всех этносов, живущих в Казахстане. Должна быть сформирована четкая осознанная мотивация, для чего каждый гражданин должен знать языки. И, возможно, со временем не будет необходимости проводить разъяснительную работу, а молодежь сама будет чувствовать потребность в овладении не только тремя языками: казахским, русским, английским, - но и другими языками народов, живущих на территории страны, а также европейскими языками. Определены четкие сроки, и к 2020 г. дети, которые родились в 2000 г., достигнут возраста 20 лет, уже закончат школу и получат высшее образование, и тогда мы уже будем видеть конкретные результаты данной программы. Но чтобы она успешно функционировала, необходимо начать с уровня дошкольного образования. Так будет соблюдена логика образовательного процесса в овладении языками: азы - на уровне детского сада, в школе - базовый уровень, в университете или колледже - профессиональный язык по специальности.

При выполнении поручения № 18 Президента Назарбаева Н.А. в 20122013 гг. об обеспечении расширения фонда Казахской национальной электронной библиотеки, у молодежи расширится доступ к литературе, что позволит приобщиться к мировому достоянию, накопленного многими десятилетиями, не выходя из дома получить необходимую информацию [4].

Бесспорно, детям необходимо иметь доступ к детским познавательным журналам. Журналы помогают развиваться детям в различных направлениях, открывая новые горизонты возможностей и различные грани реализации. Все это будет способствовать профессиональному самоопределению личности и формированию у учащихся потребности в творче-

стве. В реализации Национального плана необходимо прибегнуть к изучению отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников, сформировать функциональную грамотность школьников. Для целенаправленной и всесторонней деятельности необходима модернизация содержания образования: стандартов, учебных планов и программ. Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования для планомерной реализации плана является немаловажной составной частью, так как внедрение данного плана решит некоторые вопросы, «согласно прогнозам, к 2020 г. мировой рынок труда будет дополнительно нуждаться в 40 млн. работников с высшим образованием и 45 млн. специалистов с профессионально-техническим образованием [5].

В рамках реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 г., Послания Президента РК до конца 2014 г. планируется построить 522 новые школы, что обеспечит полный охват детей общеобразовательными учреждениями. Развитие сети Интеллектуальных школ позволит воспитать детей новой интеллектуальной формации, соответственно, вузам необходимо уделить внимание на подготовку и учителей, которые должны соответствовать уровню подобных школ, и опыт таких школ будет полезен для поэтапного распространения на всю систему среднего образования. Сегодня идет эксперимент в 35 учебных заведениях страны, которые работают по стандартам Интеллектуальных школ. Электронное обучение в среднем образовании - одна из передовых технологий, по итогам 2012 г. оно будет внедрено в 581 школе. Теперь дети из сельских школ, дети с ограниченными возможностями смогут иметь доступ к учебным материалам [5].

В функциональной грамотности педагоги уделяют внимание развитию поликультурной личности в полиэтнической среде. Наша казахстанская пестрая поли-

ю о

о

S

а. IZ

этничность образовалась на протяжении нескольких веков. Это была политика царского правительства, затем партии большевиков и правительства, объективные и субъективные обстоятельства, такие, как репрессии, депортация, эвакуация в военный период, затем целина и другие крупномасштабные стройки, которые требовали большого количества кадров, а они, в свою очередь, прибывали по направлению партии и комсомола в Казахстан. В котле «дружбы народов» сформировался совершенно новый «сплав наций» [7]. Идея создания организации (Ассамблея народа Казахстана), которая бы объединила представителей разных национальностей, была предложена Президентом Казахстана Назарбае-вым Н.А., данный орган функционирует в нужном политическом, социально-экономическом направлении. Опытом подобной организации уже заинтересовались зарубежные страны (Российская Федерация, Франция, Германия, Испания и т. д.), в которых так же, как и в Казахстане проживает большое количество наций и народностей. В воспитании патриотов страны необходимо учитывать особенности каждой национальности, учить детей уметь общаться в поликультурной среде, чтобы можно было легко ориентироваться в любом уголке мира. Быть признанным, воспитывая в аксиоме: «единство в многообразии» - это требование нашего времени. И если мы хотим сохранить «страну, свободную от этнических и религиозных конфликтов»[2], надо вести мудрую политику, воспитывать ее ежесекундно, а учителям не забывать, что они не просто, учителя, дающие знания по предмету, но и выполняют политическую роль, воспитывая граждан страны. Образование является тем фундаментом, на который

накладываются другие немаловажные основы государства, и роль учителя велика, так как он не только становится источником знаний, но и воспитателем гражданина, патриота, честного человека, «инженером человеческих душ». Библиографический список:

1. Вишниченко Г.В. Информационные процессы в Казахстане. История и современность: монография. -Алматы: ТОО Издательство «Тарих тагылымы», 2011.

2. Вишниченко В.Г. Страна, свободная от этнических и религиозных конфликтов // Le Journal du Parlement. -Париж. 2010. № 49. С. 7.

3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг. (Постановление Правительства республики Казахстан от 25 июня 2012 года №832) // [Электронный ресурс]: http.www. Z akon. kz

4. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. 2012. № 368369. С. 1-3.

5. Назарбаев Н.А. Казахстан на пути к обществу знаний: интернет лекция // [Электронный ресурс]: http.//pricom. kz; http.//bnews.kz

6. Яковлева Н.М. Ориентация воспитательного процесса вуза на формирование у будущего учителя профессионально-педагогической направленности // Современная высшая школа: инновационный аспект. -Челябинск. 2011. № 4. С. 68-72

7. Ярочкина Е.В. Корейцы в Северном Казахстане: социально-исторических аспект. 1937-2002 гг: учеб. пособие. -Костанай: КГПИ, 2008. -140 с.

го

I

s

^

т о

CR

m

ni

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.