УДК 371.4 ББК 74.200.5
С.В. Самаркин, Е.В. Ярочкина ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Рассматриваются программы модернизации системы образования Республики Казахстан. Основное внимание авторами уделяется формированию правовой и общественно-политической функциональной грамотности в школах и вузах страны.
Ключевые слова: функциональная грамотность, модернизация системы образования, полиэтническое общество, правовая грамотность, децентрализация власти.
Рост качества образования целиком зависит от успешности применения его на практике. В системе образования задействовано около трети всего населения Казахстана. И самое главное, - в учреждениях образования растут и взрослеют наши дети. Формирование личности, её юридической функциональной грамотности должно волновать не только педагогов, но и каждую семью. В воспитании должны использоваться единые требования между родителями и школой, базирующиеся на программных государственных документах. Поэтому одним из ключевых факторов всего модернизаци-онного процесса в Республике Казахстан является успешность обновления системы образования.
В Казахстане утверждён Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг., Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 г. «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана
в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все функциональные навыки формируются в условиях школы и вузовской системы. Мы считаем, что один из дополнительных аспектов функциональной грамотности выступает правовая грамотность школьников и студентов. Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г., одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в мире.
Понятие «функциональная грамотность» используется с 1960-х гг. в образовательной и исследовательской среде как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования
о
0
1
го
Ci
_0 го
I
о
о ф
т
о
I
ф
m
Ь
<u ю
О Ф
^ m
I
го m о
Ci
о <u
ю о
(О
2 ц
а. о
О 1=
© m
с многоплановой человеческой деятельностью. В связи с этим, функциональная грамотность приобретает важнейшую практическую направленность в системе образования.
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг. включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан.
Модернизация системы образования в Казахстане ведётся по трём основным направлениям:
• оптимизация образовательных учреждений;
• модернизация учебно-воспитательного процесса;
• повышение эффективности и доступности образовательных услуг [2]. Второе направление может дополнить и развить правовую и общественно-политическую функциональную грамотность. Чтобы быть равным среди равных, необходимо проявлять интерес к культуре народа, с которым проживаешь. В поликультурном обществе становится актуальным не только умение общаться, быть коммуникабельным и коммуникативным, но и владеть культурой социума. Эффективное коммуникативное общение среди этносов должно быть основной мотивацией школьников на соз-
| дание общей коммуникативной среды | социума. Поскольку по мере развития к общества требования к прикладным знаниям растут, правовая и общественно-I политическая грамотность играет сегод-Ц. ня определяющее значение.
! Как учебное заведение, так и обу-
о
^ чающиеся должны научиться находить
о компромиссные решения в отстаива-
нии своих прав и интересов. При этом обязанности должны стоять на первом месте, через них обучаемый должен усвоить свои права. На деле же обучающиеся чаще всего настаивают, чтобы соблюдались исключительно их права, но при этом обязанности оказываются размытыми.
Процесс формирования государства занимает жизни многих поколений. Для истории Казахстана характерна глубокая интеграция в административную и политическую систему Российской империи, советского государства, что в дальнейшем наделило его государственность особыми чертами, в частности, многонациональностью. В независимом Казахстане сегодня проживает более 140 национальностей и 40 конфессий. Многолетнее совместное проживание сформировало особые традиции межнационального взаимодействия и толерантности. Казахстан имеет уникальное национальное разнообразие, которое имеет свои специфические особенности в городской и сельской местности, а также на региональном уровне. Особенности современного казахстанского общества и сформировали особую политическую систему, вобравшую в себя политические черты цивилизаций Востока и Запада.
Формирование правовой и общественно-политической функциональной грамотности школьников в полиэтническом обществе - процесс весьма сложный. Важную роль при этом играет педагог, от которого зависит понимание ряда факторов [3, с. 320-323]:
• особенности формирования в Республике Казахстан общенациональной идеи;
• политическая стратегия формулы «единство в многообразии» как основа полиэтничного общества;
• выработка системы гражданской и правовой ответственности;
• достоверные знания о культуре, традициях народов, проживающих в Казахстане.
Вопросы патриотического и гражданского воспитания рассматриваются в ряде школьных курсов: «Человек, общество, право», «Человек и общество», «Основы обществознания». Гражданско-патриотическая и общественно-политическая функциональная грамотность подразумевает как заинтересованность в изучении предмета со стороны педагога, так и фактор самообразования со стороны обучаемого.
Допустим, обсуждение децентрализации политической власти в Казахстане поднимает важнейшую проблему дальнейшего политического развития нашего государства. На процессе децентрализации настаивает современная политическая власть в Казахстане - это является важным фактором роста демократических тенденций в стране и, как следствие, гражданской ответственности и инициативы. В этом контексте важно как усвоение формата передачи функций властных полномочий субъектам и организация системы выборов на местах, так и объяснение усиления роли образовательных учреждений и передача им автономных функций.
На разных этапах обучения функциональной грамотности объясняются функции и полномочия государственных органов, формируется уважительное отношение к Конституции и государственной символике, знание и выполнение законов (различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением). При рассмотрении культуры социальных и политических отношений у школьников формируются устойчивые политические взгляды, которые могут быть реализованы в работе постоянно действующих дебатных и дискуссионных клубах, либо молодежных партийных объединениях.
В старших классах школьники должны самостоятельно определять достоинства и недостатки политических программ партий с чётким осознанием будущих политических перспектив.
В процессе обучения важное значение приобретает регулярный мониторинг в оценке качества, в оперативной выработке и реализации корректирующих действий. При этом формы мониторинга могут быть весьма разнообразными и разноуровневыми. На уровне Министерства образования и науки Республики Казахстан - это система Единого Национального тестирования (ЕНТ) и внешней оценки учебной деятельности (ВОУД). Что касается мониторинга внутри самих учебных заведений, то он может носить разнообразный характер: от оценки профессиональной компетенции преподавателей и анкетирования учащихся по различным вопросам обучения до организации обратной связи руководителями организаций образования и их подразделений. Мониторинг необходим и в анализе преподавания того или иного предмета. В связи с полученными результатами появляется возможность для определения эффективности, достоинств и недостатков как системы образования в целом, так и тех или иных форм контроля и получения знаний применительно к предлагаемым системам обучения.
Обучение в новых условиях также зависит от следующих обстоятельств:
• обеспеченность учащихся современными учебниками, компьютерами, наличие эффективного доступа к Интернету;
• количество учащихся в учебной группе;
• выбор формы занятия, наиболее удачной для рассмотрения определенной темы;
• общая квалификация преподавателя;
• владение современными методиками преподавания;
• умение организовывать самостоятельную работу.
Активные методы обучения, аудио-визуальные средства, постоянное использование компьютерной техники, библиотечных и Интернет-ресурсов - и есть основа современного образования. Всё это в купе с профессионализмом преподавателя и удачно выбранными формами контроля
о
0
1
го
_0 го
I
о
о ф
т
о
I
ф
со
ь ф
^
ю
О Ф
I
го ш о
о ф
^
ю о
(О
2 ц
а. О
О 1=
© т
го
I
т о
о; оз 1_и
го
го О
03
с;
оценки знаний способно дать необходимый результат. Отсутствие одного или нескольких факторов может существенно снизить эффективность обучения.
Патриотическое воспитание может иметь разнообразную направленность, в том числе, и через изучение культуры народов, проживающих на территории Казахстана. В изучении малой родины большую роль играет краеведение, которое, совмещая в себе различные направления исследований, может комплексно рассказать об истории своего края. Современное краеведение объединяет научные, культурные, общественные силы, привлекает внимание учёных и общественности. Поэтому изучение проблем, связанных с теорией, методикой, историей и организационными формами краеведения необходимо. Обращение к исторической памяти, к социально-культурному наследию общества, воссоздание картины прошлого всегда актуально и востребовано. Скрупулёзное изучение и восстановление событий «локальной истории» на фоне истории Казахстана имеет огромное значение для будущих поколений. Краеведение ориентировано на подготовку студентов, для учителей истории общеобразовательных школ, для классных руководителей и для учеников школ; краеведческие исследования важны при выполнении исследовательских работ и при подготовке к урокам.
Например, по рабочему учебному плану вузовских педагогических специальностей Костанайского государ-ственного педагогического института «История», «Основы права и экономики» введен элективный курс «История Костанайской области», он ориентирован на имеющиеся материалы 60-90-х гг. ХХ в., поэтому есть необходимость обновления материалов по данному курсу. Данный курс позволяет не только расширить знания по истории своего родного края, но и формировать гордость и уважение к истории своей земле. Кроме того, интерес к данному предмету позволяет активно стимулировать научно-ис-
следовательскую деятельность студентов. Научные изыскания студентов по краеведческим темам носят не только теоретический, но и прикладной характер.
Изучение краеведения в школе является также одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и функциональной грамотности. Краеведение играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы, обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни в один предмет в учебном плане включены элементы краеведения, поэтому данный проект весьма важен как для функциональной подготовки учащихся, так и для преподавателей при организации учебной и воспитательной деятельности.
В школьных программах наряду с курсами «Самопознание» и «Религиоведение» вводятся дополнительные предметы по правовому воспитанию школьников [1, с. 11-15]. Так, в ряде школ г. Костаная в 2010-2011 гг. разрабатывается и внедряется курс по выбору с разработкой учебно-методического комплекса - «Казахстан - Родина всех своих граждан», формирующий этнотолерант-ные отношения и правовые знания учеников [1, с. 6-7].
Опираясь на опыт ведущих стран мира в образовательном пространстве (Японию, Австралию, Японию и др.), Казахстан стремится к внедрению функциональной грамотности. В связи с этим изменяются стандарты и формы образования, модели управления школой. При этом должна учитываться преемственность школьной и вузовской систем; учебные заведения теперь решают не только обучающую задачу, но и имеют научно-исследовательскую направленность; большое внимание уделяется многим компетенциям, среди которых важнейшее место занимают гражданские
(патриотизм, четкая гражданская позиция и т. д.). Образцом для подобной обучающей модели становятся «Назарбаев-Интеллектуальные школы» в регионах и «Назарбаев-университет».
Модернизация образовательной системы Казахстана в перспективе позволит создать новую модель функциональной подготовки специалистов, в том числе в патриотическом и общественно-политическом плане. Создаваемые центры повышения квалификации «Эрлеу» обязуются решать вопросы подготовки и переподготовки специалистов по различным направлениям функциональной грамотности. Библиографический список: 1. Балыкбаев Т.О. Новые подходы в стратегии повышения квалификации пе-
дагогических кадров в условиях обновления содержания образования // Менеджмент в образовании. 2011. № 1.
2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг.
3. Табулденов А.Н. Межэтническое согласие - гарант успешного развития Казахстана // «20 лет независимости Казахстана: успехи, проблемы и перспективы»: материалы республиканской науч.-практ. конференции. - Костанай: ТОО «Центрум», 2011. - 394 с.
4. Цымбалюк В.А. Одна страна - одна судьба // Бшм-инфо. 2012. № 1-2.
УДК 371.13 ББК 74.204.2
Е.Н. Колоскова
ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Рассматривается проблема охраны здоровья учителя, его эффективного профессионального долголетия посредством расширения границ сознания педагога, формируя при этом психическую компетентность и культуру, повышая личностную зрелость в ходе системного специализированного обучения навыкам адекватного и конструктивного проявления себя.
Ключевые слова: индивидуальные особенности, личность учителя, эмоциональная устойчивость, эмоциональная неустойчивость, синдром «эмоционального выгорания», самосознание, рефлексия, Я-концепция.
В последние 20 лет в системе образования интерес отечественных исследователей привлекают проявления специфических симптомов постепенного эмоционального утомления и опустошения учителей - синдром «эмоционального выгорания». (Термин был введен американским психиатром Х. Фрейден-бергом в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном
общении в эмоционально нагруженной атмосфере) [2].
В настоящее время «эмоциональное выгорание» понимают как «механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенное профессиональное поведение, позво-
5
о
0
1 _0
5
н
к ф
ч
_0 го
I
о
S
о
о ф
-& о
о о ш
0 ф
1
_0
го
I
о
S
о S m го S Ф
о IZ