УДК 37
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрыта актуальность проблемы формирования полиэтнической культуры школьника как составляющей функциональной грамотности, необходимой для успешной жизнедеятельности в многонациональной среде.
Ключевые слова: глобализация проблемы, полиэтническая культура, инновационное развитие, самоидентификация, функциональная грамотность.
М. В. Слесарь M. V. Slessar
REVISITING THE FORMATION OF A MULTI-ETHNIC CULTURE AS AN IMPORTANT COMPONENT OF FUNCTIONAL LITERACY AMONG SCHOOLCHILDREN
This article provides information on urgency for formation of a multi-ethnic culture among schoolchildren as component of functional literacy, which is important to succeed in multinational environment life.
Key words: globalization of the problem, multi-ethnic culture, innovative development, self-identification, functional literacy.
«Гражданский мир и межнациональное согласие - наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном» [1].
Передать ценности мира и согласия подрастающему поколению для успешной жизнедеятельности - важная задача всего педагогического сообщества. Исходя из данной задачи, следует, что в формировании функциональной грамотности подрастающего поколения важная ее составляющая - умение, желание, духовная потребность сохранения мира и согласия. Нравственной основой этой потребности, на наш взгляд, является полиэтническая культура школьника - составляющая функциональной грамотности, так как без нее невозможна успешная, комфортная жизнь в полиэтнической стране и полиэтническом мире.
Современное мировое сообщество представляет собой сложную этническую систему, включающую более двух тысяч этносов, которые в настоящее время объединены в 226 государствах. Это значит, что практически все современные государства полиэтничны. Не является исключением Россия, где проживают представители более 150 национальностей, в том числе 81 % русских, около 4 % татар, 3 % украинцев и т.д. В связи с историческими условиями многонационален по составу и Казахстан, в нём проживают представители 140 этнических сообществ, из них казахов 63 %, русских 25 %, узбеков 2,8 % и т. д. В мировом сообществе полиэтничностью отличаются Австралия, США, Канада.
Характерной чертой современного мира является взаимопроникновение культур, что способствует формированию единой культуры мира, актуализирует проблему формирования полиэтнической культуры подрастающего поколения, способного жить в контексте мировой культуры, принимая общечеловеческие ценности и гармонично сочетая их в своей жизни с национальными.
Школе как модели общества присущи его проблемы. Это доказывают наблюдения российских экспертов,
обеспокоенных распространением в молодежной среде профашистских, расистских настроений и культурной дискриминации. На поведение молодежи влияет сложившийся стереотип. Данные опроса свидетельствуют, что в Казахстане у 41 % казахов сложился негативный стереотип относительно русских, у 18 % опрошенных русских -негативный стереотип относительно представителей казахской национальности [2]. Согласно социологическим исследованиям SOCIUM, 30 % опрошенных респондентов считают, что в Казахстане все же существуют разногласия между представителями различных национальностей [3]. В среднем около 9 % респондентов фиксируют национальную неприязнь как довольно распространенное явление. Значительная часть опрошенных считает такие случаи редкими, а половина опрошенных говорит, что с такими случаями им сталкиваться не приходилось. Характерным явлением для стран СНГ стала миграция населения. Только в России миграционный прирост населения за последние 10 лет составил 2,2 %. Многомилионные группы иммигрантов видят в воспитании и образовании, с одной стороны, способ вхождения в европейскую культуру, а с другой - сохранение собственной этнокультурной идентичности. Миграционные настроения на постсоветском пространстве до сих пор распространены, что подтверждают социологические исследования. О своих миграционных настроениях (отвечая на вопрос «Хотите ли вы переехать на постоянное место жительства в другие страны СНГ?») 21 % опрошенных в Казахстане отвечают «да», причем 54,5 % из них адресом своего планируемого выезда называют Россию [3]. Данные социологических исследований подтверждают тот факт, что в современном мире у людей нет уверенности в стабильности по сохранению мира в стране и в межгосударственных отношени-
Официальная политика государств в сфере межэтнических отношений отражена во Всеобщей декларации прав человека, первая статья которой гласит, что «все люди рождаются свободными и равными в своем досто-
инстве и правах» [4, с. 237]. Эта норма отражена в конституциях все демократических государств, в том числе в России и Казахстане. Основной закон гарантирует права и свободы гражданина независимо от этнической принадлежности [4, с. 245]. Вместе с тем в Декларации принципов толерантности, подписанной 185 государствами-членами ЮНЕСКО, говорится, что нередко эти права граждан нарушаются, что является причиной этнических конфликтов [5].
Следовательно, кроме декларативного провозглашения равенства необходимо воспитание нового поколения, ориентированного на сохранение этнической самобытности каждого человека и одновременно освоение ценности других культур, способного жить в мире и согласии с представителями иных этносов. В этих условиях международная комиссия ЮНЕСКО в докладе о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке подчеркивала, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, чтобы каждый член мирового сообщества, осознавая свои корни, уважительно относился к другим культурам, воспитывать толерантные отношения между людьми, принадлежащими к различным этносам, нациям [5]. Именно поэтому сегодня особенно актуальна проблема формирования полиэтнической культуры школьников. Она отражена в Законе РФ «Об образовании», Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, а также в Законе РК «Об образовании», Программе развития образования Республики Казахстан до 2020 года, Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан, Концепции 12-летнего образования в Республике Казахстан, Концепции воспитания в системе непрерывного образования в Республике Казахстан, Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан. Исходя из этого каждое государство, область, район, коллектив, образовательное учреждение вынуждено решать проблемы межэтнических отношений, которые могут иметь как комплементарный характер, так и характер взаимной антипатии, нередко перерастающий в конфликтные ситуации, следствием которых становится миграция населения, а иногда и войны.
Согласно данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, во второй половине XX века в мире произошло несколько сотен вооруженных столкновений, из них 70 % были межэтническими. Только на территории стран СНГ за последние 15 лет зафиксировано 5 длительных вооруженных столкновений и около 20 кратковременных. Национализм, сдерживаемый ранее тоталитарным режимом, в результате процессов глобализации и демократизации получил свободу и нашел свое выражение в виде «этнического возрождения». Характерным явлением для многих стран стала миграция населения. За десять лет 1992-2002 гг. население Казахстана уменьшилось почти на 2 млн человек. Именно поэтому сегодня особенно актуальна проблема формирования полиэтнической культуры учащихся в образовательном процессе как составляющей функциональной грамотности, она исключительно масштабна и современна. Проблемы формирования полиэтнической
культуры учащихся были освещены в трудах И. Алтынса-рина, Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского и др.
Активные исследования по данной проблеме проводились в конце XX века, в это время получили распространение идеи многокультурного образования, гуманистически ориентированные, ценностно-ориентированные образовательные системы, школы этнокультурного диалога, формирование поликультурной личности. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли М. М. Бахтин, В. А. Библер, В. Е. Давыдович, В. Линтон и др. В своих исследованиях они исходили из социально-политической, теоретико-педагогической и практической актуальности проблемы формирования полиэтнической культуры личности в условиях полиэтнического мира. Формированию полиэтнической культуры школьников в современной педагогической науке уделяется особое внимание практически во всех регионах на постсоветском пространстве. Известны исследования «Формирование культуры межнационального общения в учебных заведениях многонационального района» Р. И. Кадиевой, «Этнические проблемы современности и культура межнационального общения» А. В. и В. А. Авксентьевых, работа «Этнос и межэтнические отношения» (философско-поли-тический аспект) А. А. и А. С. Безвербных, «Мультикуль-турный подход в обучении и воспитании школьников» А. В. Шафриковой, «Школа поликультурного, гуманитарного образования» В. В. Сургаевой. Все исследователи подчеркивают актуальность проблем формирования полиэтнической культуры личности в связи с тем, что именно полиэтническая культура является важным фактором, обеспечивающим взаимодействие человека с окружающими его людьми, диалектическое единство общечеловеческого и этнического.
Однако, несмотря на огромный интерес исследователей и значимость полученных к настоящему времени результатов, проблема формирования полиэтнической культуры школьников в достаточной степени не решена. Недостаточно разработаны теоретико-педагогические основы процесса формирования полиэтнической культуры школьников:
- отсутствует определение понятия полиэтнической культуры, как компонента функциональной грамотности;
- наблюдается формальный подход к процессу формирования полиэтнической культуры школьников, состоящий в подмене системных воздействий на личность школьника использованием случайных процедур, направленных на формирование компонентов полиэтнической культуры.
Особое значение в воспитании подрастающего поколения в духе мира и ненасилия придавали философы и педагоги Востока. Делая акцент на умении прощать, А. Югнаки оставил следующий совет:
«Кто с тобой поступил скверно, ты оплати ему добром.
Хорошо запомни: нравственность начинается с этого!
Прости вину виноватого перед тобой;
Выкопай глубокие корни вражды и выбрось» [6, с. 148].
Абай Кунанбаев считал, что очень важно ценить лучшие качества представителей иных этносов, дружбу, человеколюбие. Он писал:
130
Гуманитарные исследования • 2014 • № 1 (2)
«К порывам юные сердца зову, Я человечность ставлю во главу, Так будь отзывчивым, как друг и брат, И поделись со всеми, чем богат. Да будет дружба искренней и честной, И все другие чувства замолчат» [7, с. 99]. Работа Президента страны Н. А. Назарбаева «В потоке истории» - продолжение философии Абая Кунанбаева, его философия - это огромный «заряд» миролюбия, который он «несет» всему миру. Особое значение придают современные казахстанские исследователи воспитанию полиэтнической культуры. Значимый вклад в формирование полиэтнической культуры подрастающего поколения внесли работы Ж. М. Абдильдина «Время и культура», М. А. Абсатовой «Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников», К. Ж. Кожахметовой «Особенности поликультурного образования в условиях многоэтнического Казахстана», Ж. Ж. Наурызбая «Научно-педагогические основы этнокультурного образования школьников» и т.д. [4; 8; 9; 10].
Следует отметить, что при всем многообразии работ по проблеме формирования политической культуры в них недостаточно отражена связь полиэтнической культуры с функциональной грамотностью школьников. По мнению С. Г. Вершиловского и М. Д. Матюшкиной, с которым мы согласны, функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью [11]. Следовательно, уровень функциональной грамотности человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микро- и макросоциума, а поскольку макросоциум полиэтничен, а микросоциумы в России и Казахстане практически также поли-этничны, то уровень сформированности полиэтнической культуры непременно влияет на развитие функциональной грамотности школьников. И эта проблема актуальна в свете реализации национального плана действий на 2012-2016 гг. по развитию функциональной грамотности, в котором определен приоритет «образование для мира и согласия».
1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Астана, 2012.
2. Нурмуратов С. Е. Изменение ценностно-нормативных установок в полиэтнической культуре / Институт философии и политологии МНВОРК. Алматы, 2010. 21 с.
3. Комплексное социологическое исследование: «Экономическая и социально-политическая ситуация в РК в оценке общественного мнения местного населения» / Центр социологического исследований «Социум». 2006. Сентябрь.
4. Абдильдин Ж. М. Время и культура. Размышления философа. Алматы: Алаш, 2003. 480 с.
5. Абетова З. Б. Проблема толерантности в демократическом полиэтническом обществе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астана, 2007. 24 с.
6. Антология педагогической мысли Казахстана. Алматы: Рауан, 1995. 510 с.
7. Кунанбаев А. Слова назидания. Алматы: Издат. дом «Б-ка Олжаса», 2012 г. 155 с.
8. Абсатова М. А. Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. Алматы, 2009. 27 с.
9. Кожахметова К. Ж. Особенности поликультурного образования в условиях многоэтнического Казахстана // Этнопедагогика народов Казахстана / под ред. Т. Н. Волкова. Алматы: Алем, 2001. 305 с.
10. Наурызбай Ж. Ж. Научно-педагогические основы этнокультурного образования школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Алматы. 1997. С. 6-21.
11. Вершиловский С. Г., Матюшина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140-144.
© Слесарь М. В., 2014