Научная статья на тему 'К вопросу формирования полиэтнической культуры как важной составляющей функциональной грамотности школьников'

К вопросу формирования полиэтнической культуры как важной составляющей функциональной грамотности школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
133
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Слесарь М. В.

В cтатье раскрыта актуальность проблемы формирования полиэтнической культуры школьника как составляющей функциональной грамотности, необходимой для успешной жизнедеятельности в многонациональной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE FORMATION OF A MULTI-ETHNIC CULTURE AS AN IMPORTANT COMPONENT OF FUNCTIONAL LITERACY AMONG SCHOOLCHILDREN

This article provides information on urgency for formation of a multi-ethnic culture among schoolchildren as component of functional literacy, which is important to succeed in multinational environment life.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования полиэтнической культуры как важной составляющей функциональной грамотности школьников»

УДК 37

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования полиэтнической культуры школьника как составляющей функциональной грамотности, необходимой для успешной жизнедеятельности в многонациональной среде.

Ключевые слова: глобализация проблемы, полиэтническая культура, инновационное развитие, самоидентификация, функциональная грамотность.

М. В. Слесарь M. V. Slessar

REVISITING THE FORMATION OF A MULTI-ETHNIC CULTURE AS AN IMPORTANT COMPONENT OF FUNCTIONAL LITERACY AMONG SCHOOLCHILDREN

This article provides information on urgency for formation of a multi-ethnic culture among schoolchildren as component of functional literacy, which is important to succeed in multinational environment life.

Key words: globalization of the problem, multi-ethnic culture, innovative development, self-identification, functional literacy.

«Гражданский мир и межнациональное согласие - наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном» [1].

Передать ценности мира и согласия подрастающему поколению для успешной жизнедеятельности - важная задача всего педагогического сообщества. Исходя из данной задачи, следует, что в формировании функциональной грамотности подрастающего поколения важная ее составляющая - умение, желание, духовная потребность сохранения мира и согласия. Нравственной основой этой потребности, на наш взгляд, является полиэтническая культура школьника - составляющая функциональной грамотности, так как без нее невозможна успешная, комфортная жизнь в полиэтнической стране и полиэтническом мире.

Современное мировое сообщество представляет собой сложную этническую систему, включающую более двух тысяч этносов, которые в настоящее время объединены в 226 государствах. Это значит, что практически все современные государства полиэтничны. Не является исключением Россия, где проживают представители более 150 национальностей, в том числе 81 % русских, около 4 % татар, 3 % украинцев и т.д. В связи с историческими условиями многонационален по составу и Казахстан, в нём проживают представители 140 этнических сообществ, из них казахов 63 %, русских 25 %, узбеков 2,8 % и т. д. В мировом сообществе полиэтничностью отличаются Австралия, США, Канада.

Характерной чертой современного мира является взаимопроникновение культур, что способствует формированию единой культуры мира, актуализирует проблему формирования полиэтнической культуры подрастающего поколения, способного жить в контексте мировой культуры, принимая общечеловеческие ценности и гармонично сочетая их в своей жизни с национальными.

Школе как модели общества присущи его проблемы. Это доказывают наблюдения российских экспертов,

обеспокоенных распространением в молодежной среде профашистских, расистских настроений и культурной дискриминации. На поведение молодежи влияет сложившийся стереотип. Данные опроса свидетельствуют, что в Казахстане у 41 % казахов сложился негативный стереотип относительно русских, у 18 % опрошенных русских -негативный стереотип относительно представителей казахской национальности [2]. Согласно социологическим исследованиям SOCIUM, 30 % опрошенных респондентов считают, что в Казахстане все же существуют разногласия между представителями различных национальностей [3]. В среднем около 9 % респондентов фиксируют национальную неприязнь как довольно распространенное явление. Значительная часть опрошенных считает такие случаи редкими, а половина опрошенных говорит, что с такими случаями им сталкиваться не приходилось. Характерным явлением для стран СНГ стала миграция населения. Только в России миграционный прирост населения за последние 10 лет составил 2,2 %. Многомилионные группы иммигрантов видят в воспитании и образовании, с одной стороны, способ вхождения в европейскую культуру, а с другой - сохранение собственной этнокультурной идентичности. Миграционные настроения на постсоветском пространстве до сих пор распространены, что подтверждают социологические исследования. О своих миграционных настроениях (отвечая на вопрос «Хотите ли вы переехать на постоянное место жительства в другие страны СНГ?») 21 % опрошенных в Казахстане отвечают «да», причем 54,5 % из них адресом своего планируемого выезда называют Россию [3]. Данные социологических исследований подтверждают тот факт, что в современном мире у людей нет уверенности в стабильности по сохранению мира в стране и в межгосударственных отношени-

Официальная политика государств в сфере межэтнических отношений отражена во Всеобщей декларации прав человека, первая статья которой гласит, что «все люди рождаются свободными и равными в своем досто-

инстве и правах» [4, с. 237]. Эта норма отражена в конституциях все демократических государств, в том числе в России и Казахстане. Основной закон гарантирует права и свободы гражданина независимо от этнической принадлежности [4, с. 245]. Вместе с тем в Декларации принципов толерантности, подписанной 185 государствами-членами ЮНЕСКО, говорится, что нередко эти права граждан нарушаются, что является причиной этнических конфликтов [5].

Следовательно, кроме декларативного провозглашения равенства необходимо воспитание нового поколения, ориентированного на сохранение этнической самобытности каждого человека и одновременно освоение ценности других культур, способного жить в мире и согласии с представителями иных этносов. В этих условиях международная комиссия ЮНЕСКО в докладе о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке подчеркивала, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, чтобы каждый член мирового сообщества, осознавая свои корни, уважительно относился к другим культурам, воспитывать толерантные отношения между людьми, принадлежащими к различным этносам, нациям [5]. Именно поэтому сегодня особенно актуальна проблема формирования полиэтнической культуры школьников. Она отражена в Законе РФ «Об образовании», Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, а также в Законе РК «Об образовании», Программе развития образования Республики Казахстан до 2020 года, Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан, Концепции 12-летнего образования в Республике Казахстан, Концепции воспитания в системе непрерывного образования в Республике Казахстан, Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан. Исходя из этого каждое государство, область, район, коллектив, образовательное учреждение вынуждено решать проблемы межэтнических отношений, которые могут иметь как комплементарный характер, так и характер взаимной антипатии, нередко перерастающий в конфликтные ситуации, следствием которых становится миграция населения, а иногда и войны.

Согласно данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, во второй половине XX века в мире произошло несколько сотен вооруженных столкновений, из них 70 % были межэтническими. Только на территории стран СНГ за последние 15 лет зафиксировано 5 длительных вооруженных столкновений и около 20 кратковременных. Национализм, сдерживаемый ранее тоталитарным режимом, в результате процессов глобализации и демократизации получил свободу и нашел свое выражение в виде «этнического возрождения». Характерным явлением для многих стран стала миграция населения. За десять лет 1992-2002 гг. население Казахстана уменьшилось почти на 2 млн человек. Именно поэтому сегодня особенно актуальна проблема формирования полиэтнической культуры учащихся в образовательном процессе как составляющей функциональной грамотности, она исключительно масштабна и современна. Проблемы формирования полиэтнической

культуры учащихся были освещены в трудах И. Алтынса-рина, Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского и др.

Активные исследования по данной проблеме проводились в конце XX века, в это время получили распространение идеи многокультурного образования, гуманистически ориентированные, ценностно-ориентированные образовательные системы, школы этнокультурного диалога, формирование поликультурной личности. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли М. М. Бахтин, В. А. Библер, В. Е. Давыдович, В. Линтон и др. В своих исследованиях они исходили из социально-политической, теоретико-педагогической и практической актуальности проблемы формирования полиэтнической культуры личности в условиях полиэтнического мира. Формированию полиэтнической культуры школьников в современной педагогической науке уделяется особое внимание практически во всех регионах на постсоветском пространстве. Известны исследования «Формирование культуры межнационального общения в учебных заведениях многонационального района» Р. И. Кадиевой, «Этнические проблемы современности и культура межнационального общения» А. В. и В. А. Авксентьевых, работа «Этнос и межэтнические отношения» (философско-поли-тический аспект) А. А. и А. С. Безвербных, «Мультикуль-турный подход в обучении и воспитании школьников» А. В. Шафриковой, «Школа поликультурного, гуманитарного образования» В. В. Сургаевой. Все исследователи подчеркивают актуальность проблем формирования полиэтнической культуры личности в связи с тем, что именно полиэтническая культура является важным фактором, обеспечивающим взаимодействие человека с окружающими его людьми, диалектическое единство общечеловеческого и этнического.

Однако, несмотря на огромный интерес исследователей и значимость полученных к настоящему времени результатов, проблема формирования полиэтнической культуры школьников в достаточной степени не решена. Недостаточно разработаны теоретико-педагогические основы процесса формирования полиэтнической культуры школьников:

- отсутствует определение понятия полиэтнической культуры, как компонента функциональной грамотности;

- наблюдается формальный подход к процессу формирования полиэтнической культуры школьников, состоящий в подмене системных воздействий на личность школьника использованием случайных процедур, направленных на формирование компонентов полиэтнической культуры.

Особое значение в воспитании подрастающего поколения в духе мира и ненасилия придавали философы и педагоги Востока. Делая акцент на умении прощать, А. Югнаки оставил следующий совет:

«Кто с тобой поступил скверно, ты оплати ему добром.

Хорошо запомни: нравственность начинается с этого!

Прости вину виноватого перед тобой;

Выкопай глубокие корни вражды и выбрось» [6, с. 148].

Абай Кунанбаев считал, что очень важно ценить лучшие качества представителей иных этносов, дружбу, человеколюбие. Он писал:

130

Гуманитарные исследования • 2014 • № 1 (2)

«К порывам юные сердца зову, Я человечность ставлю во главу, Так будь отзывчивым, как друг и брат, И поделись со всеми, чем богат. Да будет дружба искренней и честной, И все другие чувства замолчат» [7, с. 99]. Работа Президента страны Н. А. Назарбаева «В потоке истории» - продолжение философии Абая Кунанбаева, его философия - это огромный «заряд» миролюбия, который он «несет» всему миру. Особое значение придают современные казахстанские исследователи воспитанию полиэтнической культуры. Значимый вклад в формирование полиэтнической культуры подрастающего поколения внесли работы Ж. М. Абдильдина «Время и культура», М. А. Абсатовой «Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников», К. Ж. Кожахметовой «Особенности поликультурного образования в условиях многоэтнического Казахстана», Ж. Ж. Наурызбая «Научно-педагогические основы этнокультурного образования школьников» и т.д. [4; 8; 9; 10].

Следует отметить, что при всем многообразии работ по проблеме формирования политической культуры в них недостаточно отражена связь полиэтнической культуры с функциональной грамотностью школьников. По мнению С. Г. Вершиловского и М. Д. Матюшкиной, с которым мы согласны, функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью [11]. Следовательно, уровень функциональной грамотности человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микро- и макросоциума, а поскольку макросоциум полиэтничен, а микросоциумы в России и Казахстане практически также поли-этничны, то уровень сформированности полиэтнической культуры непременно влияет на развитие функциональной грамотности школьников. И эта проблема актуальна в свете реализации национального плана действий на 2012-2016 гг. по развитию функциональной грамотности, в котором определен приоритет «образование для мира и согласия».

1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Астана, 2012.

2. Нурмуратов С. Е. Изменение ценностно-нормативных установок в полиэтнической культуре / Институт философии и политологии МНВОРК. Алматы, 2010. 21 с.

3. Комплексное социологическое исследование: «Экономическая и социально-политическая ситуация в РК в оценке общественного мнения местного населения» / Центр социологического исследований «Социум». 2006. Сентябрь.

4. Абдильдин Ж. М. Время и культура. Размышления философа. Алматы: Алаш, 2003. 480 с.

5. Абетова З. Б. Проблема толерантности в демократическом полиэтническом обществе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астана, 2007. 24 с.

6. Антология педагогической мысли Казахстана. Алматы: Рауан, 1995. 510 с.

7. Кунанбаев А. Слова назидания. Алматы: Издат. дом «Б-ка Олжаса», 2012 г. 155 с.

8. Абсатова М. А. Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. Алматы, 2009. 27 с.

9. Кожахметова К. Ж. Особенности поликультурного образования в условиях многоэтнического Казахстана // Этнопедагогика народов Казахстана / под ред. Т. Н. Волкова. Алматы: Алем, 2001. 305 с.

10. Наурызбай Ж. Ж. Научно-педагогические основы этнокультурного образования школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Алматы. 1997. С. 6-21.

11. Вершиловский С. Г., Матюшина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140-144.

© Слесарь М. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.