Научная статья на тему 'О проблеме формирования поликультурной личности в современном колледже'

О проблеме формирования поликультурной личности в современном колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОДЕЛЬ ДИАЛОГА / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ СТРАНЫ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МНОГОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / БіЛіМ КЕңіСТі-Гі / ДИАЛОГ МОДЕЛі / ЕЛДің МәДЕНИ ДәСТүРЛЕРі / ТОЛЕРАНТТЫЛЫқ / КөП ТіЛДі ОқЫТУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадралинова М. Т.

Представлена актуальность проблемы формирования современного мировоззрения молодёжи, её нравственных позиций, основанных на принципах мира, согласия, открытости, доверия, взаимопонимания, уважении к уникальности культур этносов, понимания их традиций и обычаев; выделены ценностные ориентации в соответствии с культурными традициями страны. Описано содержание поликультурного воспитания в колледже, основанное на дружбе народов бесценного достояния Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме формирования поликультурной личности в современном колледже»

Вестник «Орлеу^-kst

Ш

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Кадралинова М.Т.,

доктор филологических наук, профессор, директор Костанайского колледжа социального образования

Нег1зг1 свздер: бшм кещст1-гi, диалог модел1, елдщ мэдени дэстYрлерi, толеранттылъщ, коп ттд1 оцыту.

Ключевые слова: образовательное пространство, модель диалога, культурные традиции страны, толерантность, многоязычное обучение.

Keywords: the educational space, the model of the dialogue, the cultural traditions of the country, tolerance, multi-language training.

О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ КОЛЛЕДЖЕ

Ацдатпа

Жастардьщ заманауи кезкарастарын калыптастыру проблемасыньщ езектшп, оныц бейб^шшк, кел^м, ашыктык, сешм, езара tycíhíctík, этностардыц мэде-ниеттерiнiц бiрегейдiгiне сыйластык; елдщ мэдени дэстYрлерiне сэйкес к¥нды багдар, адамгершiлiк ^ста-нымдары ^сынылган. Халыктар достыгына негiзделген ^азакстанныц бага жетпес байлыгы - колледждегi кеп мэдениетт тэрбие мазм^ны сипатталган.

Аннотация

Представлена актуальность проблемы формирования современного мировоззрения молодёжи, её нравственных позиций, основанных на принципах мира, согласия, открытости, доверия, взаимопонимания, уважении к уникальности культур этносов, понимания их традиций и обычаев; выделены ценностные ориентации в соответствии с культурными традициями страны. Описано содержание поликультурного воспитания в колледже, основанное на дружбе народов - бесценного достояния Казахстана.

Annotation

The actuality of the problem of forming of modern world view of the youth, its moral positions, based on principles of the peace, consent, openness, trust, mutual understanding, respect to the iniquity of cultures of ethnos, understanding of their traditions and customs, is presented; valued orientations in accordance with cultural traditions of country are lined. The content of the multicultural education in a college, based on the friendship of people, - priceless property of Kazakhstan is described.

Сегодня очевидно, что будущее человечества будет проходить в совершенно новых параметрах. Всему человечеству требуется новая культура, построенная на принципах мира, согласия, открытости, доверия, взаимопонимания [1, с. 4 ].

Образовательное пространство превращается в пространство общения, которое предполагает диалоговую модель. Модель диалога - это модель уважения, умение ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать.

л

о «

о с о

и

щ

&

g

с

Í s с и о m

i—i JQ

^

M g

о

с

M

к

£

H <

йй

Вестник «Oрлеу»-kst

I

ш

I

О С о

и

2

*

о с

х

3

о о

т

из О

Ё

ш

X

н <с

Модель диалога - это принцип открытости и взаимопонимания, победа и уступка обеих сторон, принцип взаимного выигрыша [1, с. 6].

Создание новой социально-культурной парадигмы современного образования неразрывно связано с исследованием проблемы формирования ценностных ориентаций и экономических установок молодежи, выстраиваемых в соответствии с духовными ценностями и культурными традициями страны.

Формирование мировоззрения молодого человека, понимание им смысла жизни, противостояние бездуховности и безнравственности - по-прежнему является основной задачей педагога профессиональной школы, и это достигается (как тысячелетия назад) в результате тесного взаимодействия человека с человеком, где не только студент получает нравственные уроки и наставления, но и сам педагог испытывает обратное воздействие с их стороны, получает положительную, созидательную энергию от молодежи.

Настоятельным требованием сегодняшнего духовного состояния казахстанского общества и, конечно же, будущего является формирование современного мировоззрения молодежи, ее нравственных позиций, основанные на уважении к уникальности культуры каждого народа, толерантности, понимании этнических традиций и обычаев других народов; воспитание позитивно относиться и правильно реагировать на те или иные неожиданные ситуации; умения принимать альтернативные решения и навыков урегулирования каких-либо межнациональных и межэтнических конфликтов.

Поликультурное воспитание, формирующее мировоззрение студентов колледжа, ведется с целью преодоления препятствий в общении, развития лучшего понимания себя и других, создания условий для самовыражения каждого студента и главное - формирование его миролюбия. Эта работа преследует одну главную мысль - мир един и многообразен, каждый человек индивидуален и неповторим, и каждый человек ответственен за мир и согласие, за благополучие и благоденствие на земле.

Очень важно воспитание у студентов уважения к сокурснику другой национальности,

взаимное общение на основе равноправия, желание оказать помощь, внимательное отношение к решению проблем другого человека - это и есть одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Толерантность как понятие всеобщее является частью поликультурного воспитания, которая формирует мировоззрение студентов путем приобщения к национальным духовным ценностям, мировым знаниям, к единению культур. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур народов, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность как понятие философское представляет собой человеческое «я». Ибо толерантность это и личностное качество человека, причем лучшее качество. Оно учит студента быть, какой он есть и также воспринимать другого таким, какой он есть. Толерантность, терпимость, выносливость, доброжелательность, взаимопонимание, воспитанность, умение прощать -очень важные качества, которые должны быть в каждом человеке, благодаря которым и сохранятся мир, а значит человечество.

В Казахстане практикуется многоязычное обучение (государственный язык, родной язык, иностранные языки). Они играют не только коммуникативные роли, но и дают возможность формирования у студентов таких способностей мировоззрения, как понимание мышления, сознания, поведения носителя другого языка. И основным звеном учебного процесса является студент, сознательно овладевающий языком как средством общения и вхождения в новую для него языковую общность, средством приобщения к духовным ценностям носителей языка.

Поликультурное воспитание в профессиональном образовании - средство формирования социальной мобильности, изучения и приобщения к мировому культурному наследию, создания условий для равного общения и профессионального развития студентов разных этнических, культурных групп, установления между ними человеческих отношений, руководствуясь аксиомой, что земля для всех едина, каждый человек в мире уникален и ценен.

Вестник «Орлеу^-kst

Ш

Поликультурное воспитание в колледже означает и воспитание гражданственности и человечности, демократизма, ответственности, сохранение и усвоение международных и исторических культур, формирование у студентов способности защищать, развивать социальные ценности. Оно предусматривает новое содержание образования, направленное на формирование личности, конкурентоспособного, компетентного специалиста, адаптированного для деятельности в полиэтнической группе.

Поликультурное воспитание, прежде всего, совместная деятельность педагогов и обучающихся, где осуществляется единение общекультурной, социальной, образовательной, личностной сферы. Новые образовательные программы поликультурного воспитания должны предоставлять студентам возможность расширения границ их миропонимания, возможность осознания ими относительности мнений, суждений, учить и критически подходить к привалирующим в обществе представлениям и взглядам. Преподаватель дает образец, демонстрирует рациональное, открытое мышление, не отказываясь от собственного мнения.

С учетом специфики будущей перспективы профессиональной деятельности специалистов, целесообразно спланировать и сформировать такие образовательные условия, в которых студент мог свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве, сознательно ставить цель, выбирать средства и уметь организовать свою деятельность. Это образовательное обеспечение профессиональной социализации личности.

Возрастает необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса культурными компонентами, поскольку именно они создают условия для духовного становления студентов. Именно общечеловеческие ценности культуры могут обеспечить новые социокультурные потребности.

Для казахского народа характерно панорамное историческое сознание, ибо память каждого человека, натренированная с детства колоссальными массивами устно передаваемого знания, удерживала огромные исторические пласты и представляла их себе зримо. Понимание и знание истории народа рожда-

лось из личностного ее переживания. Институт родственных связей обеспечивал каждому человеку и всему народу широкий исторический кругозор, внутреннюю тягу к истине, единству, целостности. Всякая история когда-то была реальностью. Нет отвлеченной жизни. Нет жизни вне истории.

Успешный опыт плодотворного сосуществования многих этносов в единой многонациональной семье - яркое подтверждение народной мудрости. Казахстанцы хорошо понимают, что дружба народов - это бесценное достояние, наше единство - в сохранении многообразия. Многолетнее совместное проживание разных этносов способствовала формированию особого казахстанского менталитета, присущего всем гражданам республики.

Современному обществу требуются люди, обладающие высоким уровнем социокультурной компетенции, с развитым чувством толерантности, владеющих навыками межкультурной коммуникации. Эта эволюция совершается на основе переосмысления накопленного культурного опыта, возникает необходимость возвращаться к базовым ценностям культуры для корректирования традиционных и выдвигать инновационные культурные цели и задачи образования в условиях глобализации общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жакупова, Т.С. Модель образования в условиях глобализации [Текст] /Т.С. Жакупо-ва. Материалы региональной научно-практической конференции молодых ученых «Современная наука и проблемы образования». - Костанай, 2006. - С. 4-8.

2. Абдильдин, Ж.М. Время и культура [Текст] /Ж.М. Абдильдин. - Алматы: Алаш, 2003. - 480 с.

3. Горелов, А.А. Культурология: учебное пособие [Текст]/А.А. Горелов. -Москва: Юрайт, 2001. -400 с.

4. Кожахметова, К.Ж. Особенности поликультурного образования в условиях многоэтнического Казахстан [Текст]: Этнопедагогика народов Казахстана / К.Ж. Кожахметова. -Алматы: Алем, 2001. - 305 с.

5. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] /В.А.Сухомлинский. Москва: Политиздат, 1982. - 210 с.

ш §

О С о

I—

н

1 о с

о о

m

из О

Й -а X

н <с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.