Научная статья на тему 'К понятию полиэтнической толерантности старшего школьника'

К понятию полиэтнической толерантности старшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Димухаметов Рыфкат Салихович, Хамитова О.Т.

В статье рассматривается понятие "полиэтническая толерантность". Сформулированы цели и задачи развития полиэтнической толерантности. Рассмотрен механизм развития полиэтнической толерантности у учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К понятию полиэтнической толерантности старшего школьника»

Вестник «Орлеу^-kst

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Димухаметов Р. С.,

доктор педагогических наук., профессор, Челябинского государственного педагогического университета

s

m

о

го

£ W О

I—

О §

S о; S

Рч

о

Хамитова О.Т.,

главный специалист ФАО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Неггзгг свздер: толеранттылыц, полиэтникалыц толеранттылыц, фасилитация, болжам.

Ключевые слова: толерантность, полиэтническая толерантность, фа-силитация, гипотеза.

Keywords: tolerance, poly ethnic tolerance, facilitation, hypothesis.

К ПОНЯТИЮ ПОЛИЭТНИЧЕСКОИ

ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Ацдатпа

Макалада «Полиэтникалык толеранттылыц» тусшш карастырылуда. Полиэтникалык толерант-тыльщтьщ даму мiндеттерi мен максаттары калып-тастырылган. Окушылардьщ полиэтникалык толе-ранттылыктьщ даму механизмi карастырылды.

Аннотация

В статье рассматривается понятие «полиэтническая толерантность». Сформулированы цели и задачи развития полиэтнической толерантности. Рассмотрен механизм развития полиэтнической толерантности у учащихся.

Annotation

The article discusses the concept of «polyethnic tolerance.» The aims and objectives of the development of multi-ethnic tolerance. The mechanism of the development of multi-ethnic tolerance among students.

В полиэтническом государстве, каким является современный Казахстан, особую актуальность приобретает воспитание полиэтнической толерантности у подрастающего поколения, что явилось бы предупреждением возникновения межэтнической напряженности в будущем.

«Костанайская область обладает ярко выраженной спецификой, что должно учитываться при разработке воспитательных систем учебных заведений всех типов. В социокультурном плане область характеризуется многонациональностью и религиозным многообразием. Исстари жители региона отличались религиозной и национальной терпимостью, не знали позора межнациональной розни. Это одна из ценнейших нравственных традиций края. Благотворное влияние на воспитание оказывают трудовые, герои-ко-патриотические, научно-педагогические традиции области» [1].

В этнопсихологическом словаре имеется определение этнической толерантности как способности человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических

Вестник «Oрлеу»-kst

Ц

общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д. [2].

Липатова И.А. рассматривает этническую толерантность как - моральное качество личности, характеризующееся уважительным отношением к взглядам, традициям, обычаям людей различной этнической принадлежности, пониманием и принятием другой культуры, желанием развивать отношения с представителями других этнических групп, при сохранении и бережном отношении к своей этнической культуре, традициям и обычаям

[3].

У Кабылбековой З.Б. - это динамическое качество личности, проявляемое в понимании человеком групповых и личностных различий в этническом многообразии окружающего мира, умения адаптироваться к представителям других наций с осознанием и сохранением своей идентичности, способности к эмпа-тии, состраданию, милосердию, стремлении к добродетели как нравственному идеалу равенства этносов [4].

В перечисленных определениях этническая толерантность рассматривается как определенное качество личности с позиции отношения личности к представителям других этносов, его поведенческий и адаптивный аспект. В то же время перед нами стоит задача рассмотреть этническую толерантность в полиэтнической среде не как качество отдельной личности, а как взаимоотношение людей в полиэтническом обществе.

Полиэтническая толерантность, в противопоставлении этнической интолерантности должна обладать следующими свойствами:

1) положительным, терпимым восприятием иной этнической культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни других этносов;

2) адекватным групповым восприятием этнических групп и их культур;

3) межэтническими отношениями, основанными на эмпатийном восприятии культуры, образа жизни, ценностей друг друга;

4) идеи признания прав иных этносов на собственные ценности, культуру, коммуникативные и поведенческие модели, образ жизни.

На основе вышеперечисленных свойств

нами предлагается определение понятия полиэтническая толерантность.

Полиэтническая толерантность старшего школьника - это свойство личности, выражающаяся:

- в положительном восприятии особенностей различных этносов, наций и религий,

- взаимное уважение, признание равных прав и свобод представителей иных этносов наряду со своим этносом;

- сознательное принятие этнических различий, необходимости мирного сосуществования на одной территории, бережное отношение к природным ресурсам кормящего ландшафта;

- наличие единой национальной идеи объединяющей все этносы не зависимо от расы, этнической принадлежности, вероисповедания;

- построение общего для всех этносов будущего.

В связи с этим нами сформулирована гипотеза - эффективная реализация модели развития полиэтнической толерантности старших школьников возможна, если:

- воспитательная система школы в полиэтнокультурном обществе строится на основе этнокультурных ценностей коренного этноса, не противоречащих традициям и культуре этносов населяющих Казахстан, направленных на интеграцию старших школьников в полиэтнокультурную среду страны;

- образовательное учреждение выступает этнокультурным центром, объединяющим людей причастных к делу воспитания учащихся: учителей и родителей, представителей обще- §

ственных организаций, работников культуры; ^

ю

- воспитательная система школы строится о

- ГО

на основе народных традиций во взаимодействии всех этнокультур. §

Наиболее продуктивным механизмом раз- ^ вития полиэтнической толерантности стар- о

м

ших школьников, по нашему мнению являет- 3

ся фасилитация. ^

Фасилитация - человекоцентрированный

подход, выражающийся в гло- бальном дове- £

рии к человеку, постулирующий существую- §

щую в нем актуализи- рующую тенденцию ^ расти, развиваться, реализовывать свой потенциал [5].

и

Вестник «Oрлеу»-kst

Основные постулаты основателя теории фасилитации К. Роджерса: «вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека; убеждение в социально-личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал человека в процессах межличностного общения; понятие о трех «необходимых и достаточных условиях» межличностного общения, фаси-литирующих личностное развитие и обеспечивающих конструктивные личностные изменения («безусловное позитивное принятие другого человека», «активное эмпатическое

слушание», «конгруэнтное самовыражение в общении»); представление о закономерных стадиях протекания группового процесса, возникающего в указанных социально-личностных условиях, и о его столь же закономерных терапевтических результатах» [6].

Для развития полиэтнической толерантности старших школьников необходимым условием является обеспечение конструктивных личностных изменений упомянутых Роджерсом.

О наличии полиэтнической толерантности свидетельствуют признаки:

Внутренние Внешние

безусловное позитивное принятие человека другого этноса активное эмпатическое слушание представителей других этносов, не избегает общения на этнические темы

понимание и принятие культурных отличий этносов конгруэнтное самовыражение в общении, искреннее принятие этнических своеобразий как следствие глубокой убежденности в равенстве прав всех этносов

выявление своей собственной предубежденности или предвзятого мнения о представителях других этносов, самокритичность уважение культурных различий этносов их своеобразия, выражаемое в знании и понимании менталитета (умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок) этносов

чувства «Мы - Казахстанцы», «Казахстан - наш общий дом» поддержка и продвижение идеи единых целей и единого пути для всех этносов Казахстана

Ядро полиэтнической толерантности формируется, прежде всего, в семье и только потом в образовательных учреждениях, в социуме окружающем человека, в государстве и зависит от осмысления национальной идеи в образовании. Национальная идея Казахстана

была озвучена Н. Назарбаевым в Послание Президента РК народу Казахстана как идея «Мэнгшк Ел» которая призвана объединить людей разных национальностей и социальных групп единой целью - сделать процветающей нашу страну [7].

Мы предполагаем, что полиэтническая толерантность школьника включает в себя:

знаниевый компонент:

ценностно-эмоциональныи компонент

деятельностный компонент:

- знание о своей этнической и региональной принадлежности;

- знание и понимание своей этнокультурного и иных этнических культур социума;

- знание и понимание историко-ге-ографического образа Казахстана;

- знание и понимание социально-политического устройства страны;

- знание и понимание культурного и научного наследия Казахстана и России, его места в мировом контексте;

- гордость за Родину (великодушие к истории, творческое отношение к настоящему и будущему);

- принятие этнической идентичности; этническая толерантность (признание и понимание иного, непохожего на меня);

- уважение к личности, нетерпимость к насилию;

- сохранение нравственных ценностей семьи;

- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;

- выполнение норм и требований школьной жизни;

- умение вести диалог, разрешать конфликты;

- свободное и ответственное следование моральным и нравственным нормам;

- инициативное уча-

Вестник «Орлеу^-kst

- ориентация в системе мораль- - сформированность мо- стие в общественной

но-нравственных норм и ценно- рально-нравственной само- жизни;

стей; оценки; - умение строить жиз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уверенное владение родным и ненные планы.

государственным языком

Ввиду сложности решения проблемы развития полиэтнической толерантности, объединяющей знаниевый, ценностно-эмо-

циональный и деятельностный компоненты, ключевыми образовательными технологиями ее формирования являются:

Технологии реализации

знаниевого компонента: ценностно-эмоционального компонента деятельностного компонента:

- технология проблемно-ценностных дискуссий (в них акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем ответственном самоопределении); - технология развития критического мышления; - технология интегрированного обучения. - технология позиционного самоопределения в дет-ско-взрослой общности; - технология социальных проектов; - игровые технологии. - технология коллективно-творческих дел (КТД); - интерактивные, диалоговые формы воспитательной деятельности.

Реализация этих технологий позволит повысить эффективность реализации развития полиэтнической толерантности старшего школьника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Димухаметов, Р. С. Этнопедагогический потенциал воспитания поликультурной образовательной среды [Текст] / Р. С Димухаметов. Сб. статей науч.-практич.конференц., посвященная 160-летию со дня рождения И. Алтынсарина и 10-летию Независимости Республики Казахстан: под общ. ред. Р.С. Ди-мухаметова - Костанай, 2002. - 280 с.

2. Крысько, В.Г. Этнопсихологический словарь. [Электронный ресурс]/ - В.Г. Крысько -М.: МПСИ, - http://ethnopsychology.academic. ru/398/, 1999.

3. Липатова, И.А. Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста [текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ И.А. Липатова - Волгоград, 2006. - 232 с.

4. Кабылбекова, З.Б. Психолого-педагогические предпосылки воспитания поликультурной личности в творчестве М.О. Ауезова

[Текст] / З.Б. Кабылбекова // Сб. Ауезовские чтения- 2. - Шымкент, 1999. - С. 27-30.

5. Латюшин, В.В. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров [Текст]: монография / В.В. Латюшин, руководитель проекта, В.В. Базелюк, Р.С. Димухаметов, Л.И. Дудина. - Челябинск: ООО «Издательство РЕК- ПОЛ», 2009. - 152 с.

6. Орлов, А. Б. Человекоцентрированный S подход в психологии, психотерапии, образо- 5 вании и политике (К 100- летию со дня рожде- § ния К. Роджерса / [Электронный ресурс] / А.

Б. Орлов -http://www.trialog.ru/library/scipubl/ g rogers100.html . g

7. Назарбаев, Н.А. Послание Президен- g та Республики Казахстан народу Казахстана. § Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее / [Электрон- ^ ный ресурс] / Н.А. Назарбаев, http://www. ® akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/ К page_215750_poslanie-prezidenta-respubliki- § kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-17-yanvarya-2014-g, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.