Научная статья на тему 'Организация экспериментальной деятельности'

Организация экспериментальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
975
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКАЛЪЩ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL RESEARCH / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / ЭМПИРИЧЕСКИЙ / ОБОСНОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELLING / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / MULTI ETHNIC TOLERANCE / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП / FORMING STAGE / ПЕДАГОГИКАЛЪЩ ЗЕРТТЕУ / ЭМПИРИКАЛЪЩ / НЕГіЗДЕМЕ / МОДЕЛЪДЕУ / ПОЛИЭТНИКА-ЛЪЩ ТөЗіМДіЛіК / АЙГСЩТАЙТЫН КЕ-ЗЕЦ / ЦАЛЫПТАСТЫРУШЫ КЕЗЕЦ / SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамитова О.Т.

В статье рассматриваются понятия педагогическое исследование, педагогический эксперимент, мнения ученых в области проведения педагогического эксперимента. Описана организация опытно-экспериментальной работы реализации системы развития полиэтнической толерантности старшего школьника. Сформулированы цели, задачи и основные этапы проведения эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация экспериментальной деятельности»

Вестник «Орлеу»-!^

О. Т. Хамитова,

старший преподаватель кафедры ППСОП ФАО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

He?i)?i свздер: педагогикалъщ зерттеу, эксперимент, педагогикалъщ эксперимент, эмпирикалыц, нег^здеме, моделъдеу, полиэтника-лыц твз\мд\лт, айгсщтайтын ке-зец, цалыптастырушы кезец.

Ключевые слова: педагогическое исследование, эксперимент, педагогический эксперимент, эмпирический, обоснование, моделирование, полиэтническая толерантность, констатирующий этап, формирующий этап.

Keywords: pedagogical research, experiment, modelling, support, multi - ethnic tolerance, forming stage.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ацдатпа

Макал ад а педагогикальщ зерттеу, педагогикальщ эксперимент угымдары карастырылган. Еалымдар-дьщ педагогикальщ эксперимент журпзу сала-сындагы шюрлерг Ага окушыньщ полиэтникальщ тоз1мдипгш дамыту моделш icKe асырудьщ тэж1ри-белш-экспериментпк жумысын уйымдастыру. Эксперимент журпзудщ максаттары, мшдеттер1 жэне HerÍ3ri кезецдер1 тркырымдалган.

Аннотация

В статье рассматриваются понятия педагогическое исследование, педагогический эксперимент, мнения ученых в области проведения педагогического эксперимента. Описана организация опытно-экспериментальной работы реализации системы развития полиэтнической толерантности старшего школьника. Сформулированы цели, задачи и основные этапы проведения эксперимента.

Annotation

The article considers two aspects: they are pedagogical researching and pedagogical experiment. A lot of scientists share their experience, opinions and results of work. There are targets, main tasks and main stages of the experiment.

Анализ эффективности системы развития полиэтнической толерантности старших школьников на основе фасилитации проводится на основе результатов экспериментальной работы, обобщения и систематизации полученных в ходе исследования данных.

Педагогический эксперимент (научно поставленный опыт) в области учебной или воспитательной работы в специально созданных или контролируемых исследователем условиях представляет собой комплексный метод педагогического исследования, позволяющий определить взаимосвязь между методами и средствами обучения и его результатами, получить новые знания о причинно-следственных отношениях между педагогическими факторами. Строится на сравнении контрольной и экспериментальной групп и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы [1].

Сз? S

К <

т О

СП £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S [—i О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

Вестник «Qp.fiey»-kst

Сз? S

К <

m О

СП £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

Под педагогическим экспериментом в современной педагогике понимается метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания. Задачей эксперимента является выяснение сравнительной эффективности применяемых в педагогической деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания и т.д.

Под опытно-экспериментальной работой Ю.К. Бабанский рассматривал педагогический эксперимент как своеобразный комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез [2, с.492].

Бухарова Г.Д. под педагогическим экспериментом понимает «метод внесения преднамеренных изменений в педагогический процесс, рассчитанный на получение образовательного эффекта, с последующей проверкой и как средство проверки гипотезы» [3, с. 6].

По мнению B.C. Селиванова «суть любого эксперимента заключается в сознательном целенаправленном моделировании реального процесса в измененных условиях и в сравнении результатов изучаемого процесса при наличии и отсутствии того фактора, воздействие которого на процесс проверяется» [4, с. 28].

В.И. Загвязинский считает, что педагогический эксперимент «необходим в целях точной диагностики ситуации, для проверки отдельных гипотез, для выявления зависимостей между определенными условиями и оптимизацией результатов, для выяснения сравнительного влияния факторов, выявления причинно-следственных связей» [5, с. 68].

По мнению И.П. Подласого - «Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного ана-

лиза полученных данных, формулировки окончательных выводов» [6, с.53].

То есть педагогический эксперимент необходим, прежде всего, для обоснования и подтверждения гипотезы исследования, но для проведения эксперимента необходимо выполнять все необходимые условия, гарантирующие объективность полученных в ходе исследования результатов.

Организация опытно-экспериментальной работы реализации системы развития полиэтнической толерантности старшего школьника на основе фасилитации в общем виде включает следующие этапы деятельности:

• обоснование научно-педагогического подхода к моделированию образовательной системы развития полиэтнической толерантности старшего школьника на основе фасилитации;

• моделирование компонентов образовательной системы (цель, задачи, субъекты, деятельность, среда внутренняя и внешняя, условия, содержание, управление, результат) по развитию полиэтнической толерантности старшего школьника на основе фасилитации;

• обеспечение реализации системного подхода на всех этапах реализации системы развития полиэтнической толерантности старшего школьника на основе фасилитации.

Методы, используемые для проверки эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию полиэтнической толерантности старшего школьника на основе фасилитаци, следующие:

• теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

• эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, тестирование, анализ, экспертная оценка).

Исследование включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий. Все этапы объединены общей целью и задачами по развитию по-

Вестник «Орлеу»-!^

лиэтническои толерантности старшего школьника на основе фасилитации.

Цель педагогического эксперимента: анализ изменений результатов образовательного процесса при реализации системы развития полиэтнической толерантности старшего школьника на основе фасилитации, оценка значимости полученных результатов и выявление основных факторов, влияющих на процесс с последующей корректировкой применяемых методик и проверкой её эффективности.

Задачи педагогического эксперимента:

1. Сформировать две экспериментальных и одну контрольную группы. 2. Выявить уровни развития полиэтнической толерантности старшего школьника в экспериментальных и контрольной группах в начале эксперимента.

3. Учитывая полученные данные, внести соответствующие коррективы в реализуемую систему развития полиэтнической толерантности старшего школьника на основе фасилитации.

4. Организовать поэтапную реализацию системы развития полиэтнической толерантности старшего школьника на основе фасилитации.

5. Провести мониторинг процесса реализации системы развития полиэтнической толерантности старшего школьника на основе фасилитации, учитывая полученные результаты провести соответствующую коррекцию.

6. Провести контрольную оценку эффективности реализуемой системы, сделать соответствующие выводы.

На констатирующем этапе планируется выявить уровень по развитию полиэтнической толерантности старшего школьника на основе фасилитации в трех школах Костанайской области. Для этого предполагается использование рекомендаций Е.Б. Быстрай [7]: интервью; наблюдения за поведением старших школьников и их взаимоотношениями в разных видах деятельности (трудовой, учебной, внешкольной, спортивной); экспертные опросы;

групповые дискуссии.

На формирующем этапе эксперимента предполагается: учитывая полученные данные, внести соответствующие коррективы в реализуемую ситему по развитию полиэтнической толерантности старшего школьника на основе фасилитации.

На заключительном этапе, предполагается сбор информации, анализ, обобщение, подведение итогов.

Основные методы опытно-экспериментальной работы:

• наблюдение: предполагает целенаправленное систематическое восприятие и фиксацию изучаемых явлений психолого-педагогических явлений и процессов. Характеристика наблюдений: открытость, выборочность, целенаправленность, длительность, контролируемость, констатирование и оценивание, а также соблюдение естественных условий проведения исследования.

• Прямой опрос: предполагает получение информации об изучаемом явлении от исследуемой личности или группы, окружающих людей. Прямой опрос представляет собой беседу в формализованном и неформализованном виде.

• Анкетирование: эмпирическое исследование, основанное на опросе, значительного числа респондентов. Анкета используется для получения информации о типичности социально-педагогических и психолого-педагогических явлений. Применение метода анкетирования в исследовании поможет нам выявить и установить: мнения людей и общие взгляды на проблему развития полиэтнической толерантности старшего школьника на основе фасилитации. Используются два вида анкетирования: личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента) и опосредованное (респонденты отвечают на вопросы анкеты в удобное для себя время).

• Методика фокус-групп: Характеризуется формой проведения обсуждений - дискуссией, столкновением мнений,

О?

К С ер О

го £

« О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

Вестник «öp.fiey»-kst

ö? s

с m О

го

£ «

О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О ч

о «

о н w

выявлением основных разногласии, коллективным подведением итогов. В нашем исследовании: это проведение в группе дискуссионного обсуждения таких тем, как этническая самоидентификация, проблемы полиэтнического взаимодействия в школьной среде, др.

• Методы математико-статистического анализа (метод процентных соотношений; критерий ранговой корреляции Спирме-на).

Результатами эмпирических исследований, отображающими динамику процесса развития полиэтнической толерантности старшего школьника в ходе формирующего эксперимента, являются статистические данные: о количестве учеников участников эксперимента; отзывы учителей и родителей о психологическом климате в классном коллективе и в школе в целом на начальном этапе; данные об уровне развития полиэтнической толерантности старшего школьника; отношение учеников к вопросам межэтнического взаимодействия в полиэтническом социуме и др.

Анализ полученных данных, характеризующих результативность реализации системы развития полиэтнической толерантности старшего школьника на основе фасилитации, должен показать её эффективность. Результаты эксперимента должны показать прирост показателей в экспериментальных школах по сравнению с традиционной системой учебно-воспитательной работы школы развития полиэтнической толерантности старшего школьника на основе фасилитации.

Результаты опытно-экспериментальной работы должны свидетельствовать о том, что цель достигнута, задачи решены, ги-

потеза и положения, выносимые на защиту, подтверждаются полученными результатами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст]/С.М. Вишнякова. — М.: НМЦ СП, 1999,- 538с.

2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Сост. М.Ю. Бабанский - М.: Педагогика, 1989. -560 с.

3. Бухарова, Г.Д. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях [Текст]/Г.Д. Бухарова// Научные исследования в образовании. -2012. -№ 11. -С. 6-11.

4. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. В. А. Сластени-на - М: Издательский центр «Академия», 2000.-336 с.

5. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений./ В.И. Загвязинский - 3-е изд, - М.: Издат. центр «Академия», 2010. - 176 с.

6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый - М.: ВЛАДОС, 2001.- 576 с.

7. Саморазвитие и самореализация личности школьника на основе толерантного сознания и поведения [Текст]: моногр. / под ред. д-ра пед. наук, проф. P.C. Димуха-метова; руководитель проекта профессор В.В. Латюшин. - Челябинск: Изд-во Че-ляб. гос. пед. ун-та, 2009. - 31 5 с.

s

w

U ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.