Научная статья на тему 'Фасилитация как условие развития полиэтнической толерантности'

Фасилитация как условие развития полиэтнической толерантности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / FACILITATION / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ПЕДАГОГ-ФАСИЛИТАТОР / УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ / CONDITION OF DEVELOPMENT / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / MULTI-ETHNIC TOLERANCE / TEACHER FACILITATOR / ТО-ЛЕРАНТТЫЛЪЩ / ДАМУ ЖАғДАЙЫ / ПОЛИЭТНИКАЛЫқ ТОЛЕРАНТТЫЛЫқ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамитова О.Т.

В статье рассматривается актуальность проблемы развития полиэтнической толерантности старшего школьника. Дано понятие «фасилитация» и необходимость использования ее в решении проблемы. Описано влияние педагога-фасилитатора на развитие полиэтнической толерантности старшего школьника в условиях многонациональной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фасилитация как условие развития полиэтнической толерантности»

79

Хамитова О.Т.,

главный специалист ФАО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег1зг1 свздер: фасилитация, то-леранттылыц, педагог-фасилита-тор, даму жагдайы, полиэтникалыц толеранттылыц.

Ключевые слова: фасилитация, толерантность, педагог-фасилита-тор, условие развития, полиэтническая толерантность.

Keywords: facilitation, tolerance, teacher -facilitator, a condition of development, multi-ethnic tolerance.

ФАСИЛИТАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Ацдатпа

Макалада жогары сынып окушыныц по-лиэтникалык толеранттылыгын дамытудагы езект мэселелер карастырылуда. "Фасилитация" TYcirnri жэне мэселелердi шешуде оны колдану кажеттшт бершдь Кеп^лттык орта жагдайында жогары сынып окушыныц поли-этникалык толеранттылыгын дамытуга педа-гог-фасилитатордыц эcерi сипатталган.

Аннотация

В статье рассматривается актуальность проблемы развития полиэтнической толерантности старшего школьника. Дано понятие «фасилитация» и необходимость использования ее в решении проблемы. Описано влияние педагога-фасилитатора на развитие полиэтнической толерантности старшего школьника в условиях многонациональной среды.

Annotation

The article discusses the relevance of the problems of multi-ethnic tolerance of the senior schoolboy. The concept of "facilitation" and the need of the use it to solve the problem is given. The influence of the pedagogical- facilitator on the development of multi-ethnic tolerance of the senior schoolboy in a condition of the multinational environment is described.

В условиях глобализации, вхождения Ка- ^ захстана и России в мировое образователь- §

со

ное пространство большую роль приобрета- ^ ет модернизация системы образования, одна о из задач которой развитие функциональной

1-4

грамотности школьника в условиях полиэт- о нического общества. В связи с этим особую О актуальность приобретает проблема разви- й тия полиэтнической толерантности старших ¡^ школьников, которым предстоит жить в поли- g этническом обществе. g

Идея полиэтнической толерантности не ^

н

s

m о

w О

и

О §

ш Е-

К

о

ш Е-

нова, не употребляя этого понятия, она рассматривалась еще в XIX веке великим казахским мыслителем и поэтом Абаем Кунанбаевым, казахским педагогом-новатором И. Алтынсариным. «Человек, изучивший культуру и язык иного народа, - говорит Абай, - становится с ним равноправным, и не будет жить позорно» [1, с.57], о равенстве всех этносов писал И. Алтынсарин в стихотворении «Наставление»: «Живущие всюду народы для радости сотворены....» [2, с.57]. «В каждом племени и народе находить умейте всегда лучших качеств его богатство, не дающееся без труда» [2, с.62].

Проблема развития полиэтнической толерантности подрастающего поколения актуальна во многих странах в связи с конфликтами, войнами, происходящими в мире на этнической и религиозной основе, в которых участвует молодежь.

Сложность решения проблемы развития полиэтнической толерантности старших школьников требует новых подходов, форм, методов. На наш взгляд, результативность деятельности педагогического сообщества повысит применение фасилитации, как одного из важных условий развития полиэтнической толерантности старшего школьника.

Проблему фасилитации в педагогике исследовали К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, Р.С. Димухаметов, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Куликова, А.Б. Орлов, В.Н. Смирнов, О.Н. Шахматова и другие.

Исследователи (Э.Н. Гусинский, Э.Ф. Зеер, А.Б. Орлов), основываясь на концепции К. Роджерса, определяют фасилитационное педагогическое взаимодействие как субъект-субъектное, в рамках которого происходит совместный личностный рост и педагога, и обучаемого.

По мнению Р.С. Димухаметова, «фа-

силитация - это приведение в действие многочисленных ситуаций взаимодействия людей, которые осуществляются через четыре способа взаимовлияния: убеждение, подражание, внушение и заражение» [3,с.96].

На наш взгляд, учитель, для того чтобы убедить ученика, прежде всего должен сам быть убежден в том, что взаимодействие людей в полиэтническом обществе только тогда положительно, когда в обществе каждый индивид то-лерантен, уважителен по отношению к представителям других этносов. Убеждение успешно, если учитель сам искренен и честен, тогда его образ мыслей, межличностное взаимоотношение с другими людьми, станет примером для его учеников и вызовет подражание.

По мнению исследователей, учитель, для того чтобы заинтересовать ученика, должен не только транслировать элементы культур этносов, не просто поддерживать и одобрять ученика при взаимодействии с ней. Он организует встречу ученика с культурой иного этноса, выделяя какие-то избранные элементы этнокультуры, личностно значимые, имеющие смысл и ценность для него, он должен погрузиться в нее и прочувствовать всю прелесть культуры чужого этноса, в этом и состоит суть фа-силитации в развитии полиэтнической.

С. Я. Ромашина считает, что в рамках фасилитивной педагогики получает новое психологическое наполнение позиция и роль педагога работающего с сознанием ученика. Назначение педагога в такой ситуации - это вписывание полиэтнической толерантности в контекст жизненных смыслов обучающегося, делая ее естественным состоянием духовной сферы [4,с.113].

Поэтому взаимовлияние педагога и ученика происходит в образовании при условии конструирования определенно-

П

го безопасного пространства развития учащихся, обеспечивающего в режиме сотворчества результативность процессов развития, взаиморазвития и саморазвития.

Следовательно, фасилитация должна стать зоной потенциального развития каждого участника педагогического взаимодействия, при условии взаимного развития. Анализ исследований в области фасилитации, приводит нас к заключению, что фасилитация в педагогике успешно реализуется, только в процессе отхода от авторитарной парадигмы образования к гуманистической.

Базовой категорией развития полиэтнической толерантности старшего школьника является педагогическое взаимодействие, основанное на принципах равенства, диалога, сосуществования, свободы, соразвития, единства, принятия.

В книге «Фасилитативная педагогика» С. Я. Ромашина утверждает: «Основной эффект фасилитации заключается в создании ситуации безопасности и комфорта, доверия и открытости, успеха и достижений обучающегося. Функция фасилитации в речевом воздействии выражает модальность, направленность педагога на сотрудничество, помощь, является условием, средством, формой и, наконец, результатом оптимального взаимодействия педагога и обучающегося» [4, с.124], что важно учесть в исследовании.

По мнению исследователей, в современной образовательной парадигме общение рассматривается как одна из форм педагогического управления, где педагог выступает инициативным звеном всякого содержательного взаимодействия и, на наш взгляд, обеспечивает необходимые условия для развития полиэтнической толерантности школьника в процессе образования.

Ведущие принципы полиэтнической толерантности в организации образовательного процесса на современном этапе выражаются в обеспечении безопасного сосуществования обучающихся различных этнических общностей, актуализации их наличного опыта взаимодействия в полиэтнической среде, инициировании творческой активности и сопровождении индивидуального развития каждого.

В процессе обновления педагогического образования повышенные требования предъявляются к умениям преподавателя обеспечивать оптимальный уровень общения в процессе педагогического взаимодействия с учащимися. В частности, это выражается в эмпатий-ном, рефлексивном и фасилитирующем способе воздействия на сознание, эмоции, поведение обучающегося.

Таким образом, фасилитация в педагогической деятельности является необходимым условием развития полиэтнической толерантности школьника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кунанбаев А., Избранное [Текст]: А. Кунанбаев //Слово двадцать пятое -ИПЦ «Русский раритет», 2006г. - 256 с.

2. Алтынсарин И., Собрание сочинений. [Текст]: В 3 т. /Алтынсарин И.- Алма-Ата, «Наука» КазССР, 1975г.- Том 1. -360 с.

3. Димухаметов, Р.С. Саморазвитие и самореализация личности школьника на основе толерантного сознания и поведения [Текст]: моногр. / под ред. д-ра пед. наук, проф. Р.С. Димухаметова; руководитель проекта профессор В.В. Ла-тюшин. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. - 315 с.

4. Ромашина, С. Я. Фасилитативная педагогика [Текст]: С.Я. Ромашина, А.А. Майер - Барнаул: Азбука, 2011. -300 с.

m о

Рч

w

О *

s

1-4

о §

S

Рч

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.