Слесарь М.В.
директор «НЦПК «Орлеу» ИПК и ПР по Костанайской области
Неггзгг свздер: мэдениет, элеуметтт цундылыцтар, по-лиэтникалыц мэдениет, жал-пыадамзаттыц мэйнстрим, этномэдени сэйкесттк, аза-маттыц сэйкесттк, плане-тарлыц сэйкесттк.
Ключевые слова: культура, социально - значимые ценности, полиэтническая культура, общечеловеческий мэйнстрим, этнокультурная идентичность, гражданская идентичность, планетарная идентичность.
Keywords: socially
important values, multi-ethnic culture, human mainstream, ethnic and cultural identity, civic identity, planetary identity.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МЭЙНСТРИМ
Ацдатпа:
Макалада ескелец урпакта полиэтникалык мэ-дениетп калыптастырудагы мэселенщ актуалдыгы непзделген. Педагогикалык категориялардагы мэде-ниет,оныц жалпыадамзаттык мэйнстрим кундылыкта-рына тYсiнiк берiлген. Полиэтникалык мэдениет-тщ негiзi болатын жалпыадамзаттык мэйнстримнiн кундылыктары мен базалык нормалары керсетiлген. 0скелец урпакта полиэтникалык мэдениет калып-тастырудыц мазмунын толтыру процесiне позиция ашылган.
Аннотация:
В статье обоснована актуальность проблемы формирования полиэтнической культуры подрастающего поколения. Дано понятие культуры в педагогических категориях, показано её соответствие общечеловеческому мэйнстриму. Представлены базовые нормы и ценности общечеловеческого мэйнстрима, являющиеся составляющими полиэтнической культуры. Раскрыта позиция относительно содержательного § наполнения процесса формирования полиэтнической ^ культуры подрастающего поколения. §
СП
<
Annotation: ^
с
The importance of the problem of a multi-ethnic Ц formation of the younger generation are marked in the g article. The concept of culture in educational categories, its q compliance with universal human mainstream are given. [Ё Basic norms and values of mainstream universal, which § are the main component of a multi-ethnic culture, are и
shown. Position on substantive content of the formation £
s
of a multi-ethnic culture of the younger generation is £
disclosed. §
«
о
E-
K
Методология, инновационный опыт форми- ^ рования полиэтнической культуры подрастающего § поколения являются одной из актуальных и востре- и бованных отраслей педагогической науки в глобаль- q ном мире. с
В нашей стране созданы исторические, по- S
©
ü
литические, социальные условия воспитания полиэтнической культуры подрастающего поколения, однако необходимость повышения эффективности работы в этом направлении обусловлена не только сохранением жизненно важных позиций человека в обществе, но и тем, что новые поколения не имеют положительной практики межкультурно - этнических отношений, которая имела место в сложных, политических, экономических условиях старшего поколения.
В Послании «Казахстан - 2050» Президент страны Н.А. Назарбаев вновь обратился к этой проблеме: «Казахстан - уникальная страна. В нашем обществе причудливо объединились и взаимодействуют, взаимно подпитывают друг друга самые разнообразные культурные элементы... Мы сделали ценности единства и согласия фундаментом общества.Мы должны бережно передавать эти ценности каждому будущему поколению казахстан-цев... Я твёрдо уверен, что казахстанцы 2050 - это общество образованных свободных людей, говорящих на трёх языках. Они граждане мира.»[1.] S Исходя из вышеизложенного, мож-
д
< но сделать вывод, что в настоящее время о педагогическое сообщество стоит на поем роге нового периода развития теории по-О лиэтнической культуры - основы мира и согласия в целом, и проблемы её формиро-
fS вания в частности.
«
О В этих условиях возрастает роль об-
^ разования, которое трактуется как «уни-
§ кальный сплав индивидуальности челове-
^ ка и присвоенной им культуры.»[2.с.46] S Здесь культура, на наш взгляд, си-
О стемно - личностное образование, вклю-
О чающее знания, умения, ценностные ориентации и качества личности, обе-
^ спечивающие продуктивно - творческое
S взаимодействие в социуме и преобразо-
s вание среды через освоение и создание
^ социально - значимых ценностей.[3.с.46]
О Составляющие содержания трактования
О «культура» в этом смысле соответствуют
g понятию современного общечеловече-
ского мэйнстрима, который, по мнению А.А.Пинского, включает следующие базовые нормы и ценности:
- ценность индивидуальной свободы;
- ценность межчеловеческой и межгрупповой терпимости;
- недопустимость или отрицательное отношение к насилию и агрессии;
- уважение к жизни;
- недопустимость дискриминации, идея принципиального равенства людей;
- ценность альтруизма и жертвенности.
Кроме того, на наш взгляд, выше перечисленные базовые нормы и ценности - основа полиэтнической культуры. Следовательно, в современной ситуации первостепенное значение приобретает формирование полиэтнической культуры подрастающего поколения. Актуальность решения проблемы формирования полиэтнической культуры подрастающего поколения подтверждают многие современные исследователи.
Заслуживает внимания исследование казахстанского психолога М.А.Искаковой по определению взаимосвязи между автостереотипами и гетеростереотипами на примере казахской и русской этнических групп, в ходе которого выяснилось, что у 41% студентов - казахов негативно направленный стереотип относительно русских, у 18% русских студентов негативно направленный стереотип относительно ка-захов.[4.с.11] На изменение стереотипов, препятствующих приобщению школьников к межнациональным ценностям, позитивное влияние, на наш взгляд, окажет формирование их полиэтнической культуры.
Полиэтническая культура - это вид культуры, обеспечивающий межэтническую интеграцию личности с сохранением его этнокультурной самобытности для продуктивной жизнедеятельности в многонациональной среде.[5.с.104.]
В современной школе задача насыщения содержания образования полиэтно-
Вестник «Oрлеу»-kst
культурным опытом остаётся трудно решаемой, педагоги не всегда принимают во внимание тот факт, что дети - создатели и носители новых форм культуры, культурной деятельности, тем не менее отдельные учителя связывают образование не с творческой, инновационной деятельностью, а с традиционной, рутинной (усвоение знаний, предусмотренных учебными программами, и подготовке к ЕНТ). Исходя из проблем образования, в настоящее время ощущается потребность в формировании, по мнению Ж.М. Абдильдина, иного содержания образования, причём не на основе укрепления стандартов и устаревших норм, а на основе инновационных образовательных процессов и реализации новых культурных ценностей.
Раскрывая нашу позицию относительно содержательного наполнения модели формирования полиэтнической культуры школьника, по нашему мнению, необходимо придерживаться следующей логики:
• на I ступени общеобразовательной школы необходимо сделать акцент на этническую идентичность;
• на II - гражданскую идентичность;
• на III акцентировать внимание на планетарную идентичность школьника, воспитание человека мира.
При этом следует обратить внимание на связь этих этапов, так как этническая идентичность является основой гражданской, а вместе они фундамент планетарной идентичности школьника, обладающего высоким уровнем полиэтнической культуры.
Школьники первой ступени должны познакомиться с национальным фольклором и этикетом, особенностями национальной одежды этносов, причём не только казахов и русских, которых проживает большинство, но и украинцев, татар, корейцев и представителей других национальностей. Чтобы культура каждого этноса изучалась с интересом, в школе необходимо открыть кружки или этнографический музей, где дети не только могли
бы увидеть предметы быта, национальные костюмы, но и узнать, как изготавливается каждая их деталь, и даже сами попробовать изготовить их. Учащиеся первой ступени должны принимать активное участие в неделях национальных культур, фестивалях дружбы, национальных спортивных праздниках. В школах следует организовать родительские лектории, где познакомить их с уникальностью культуры этносов, представители которых проживают в социуме.
На второй ступени учебная и воспитательная работа должны быть направлены на реализацию комплексной программы гражданского воспитания «Мы - народ Казахстана», целью которой является идентификация каждого школьника как гражданина Казахстана при сохранении этнокультурной идентичности личности и в то же время освоении ценностей других культур в интересах общенационального единства и согласия. Учащиеся этой ступени - организаторы коллективных дел, направленных на проведение государственных праздников суверенного Казахстана; принимают участие в занятиях кружка «Юный правовед»; в то же время
¡-С
через различные виды художественной деятельности (занятия в хоровой студии, музыкальных ансамблях, студиях декоративно-прикладного искусства) школьники с систематизируют свои знания полиэтнической культуры, что способствует их духовной самореализации, развитию чувства
Он
патриотизма.
м
Учащиеся третьей ступени изучают интегрированные курсы в 10 классе «Я человечность ставлю во главу», в 11 классе - курс «Условия гармонии полиэтнических отношений», занятия по проч
грамме этих курсов проводят учителя литературы, истории, биологии, географии и других предметов. Изучаются главные
условия гармонии: наличие демократиче- §
х
ского, правового государства, стремление
о
к согласию, понимание единого начала
и
человечества, новый взгляд на историю, отрицающий философию войны, культура
я
S
X <
PC
С
cc
£ tc С
к t^ tc С а 1= к
S «
и к IT S t— С t^
о «
о
E-
к
s s
к
S «
и ©
с и с t^
S ©
общения. При изучении курсов учащиеся еще раз должны убедиться, что нравственные, духовные ориентиры будущего всех народов направлены на сохранение мира и согласия на земле. Учащимся старших классов следует организовать работу клуба «Мы коммуникабельны», проводить экологические экспедиции и т.д.
Успешную реализацию предложенной нами модели может осуществить педагог, обладающий полиэтнокультурной компетентностью.
В полиэтнокультурной компетентности педагога, на наш взгляд, приоритетное значение имеют теоретические знания, данное мнение подтвердило анкетирование педагогов, в процессе которого выяснилось, что более 70% учителей определили знаниевую подготовку в вопросах теории к решению проблемы формирования полиэтнической культуры школьников как недостаточную.
Изучение и анализ исследований, опыта работы по данной проблеме с учётом мнения И.Л. Набока [6.с.280.] , привели нас к выводу: педагог, обладающий полиэтнокультурной компетентностью должен:
- знать природу этнических сообществ, особенности их исторической эволюции;
- иметь представление об особенностях этногенеза, теориях происхождения этносов;
- иметь научно обоснованное представление о смысле и разных подходах в определении понятия «нация», его соотношения с этносом и национальностью;
- иметь представление об этнической, гражданской, планетарной идентичности;
- знать и понимать этнополитику государства, как основу гражданского мира и согласия.
Целенаправленная и систематическая работа педагогов, обладающих полиэтнокультурной компетентностью, по
реализации данной модели формирования полиэтнической культуры с применением современных технологий должна способствовать приобщению школьников к системе межнациональных ценностей, развитию ценностного отношения к человеку как феномену мира и культуры, что соответствует современному общечеловеческому мэйнстриму.
ЛИТЕРАТУРА
1.Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегтя « »»
2.Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - с.46.
3.Слесарь М.В. Формирование полиэтнической культуры - актуальная задача процесса модернизации содержания образования. //Воспитание полиэтнической культуры подрастающего поколения
- основа мира и согласия. Сборник статей участников международной научно
- практической конференции.- Костанай, 2013. - с.3.
4.Нурмуратов С.Е. Изменение ценностно - нормативных установок в полиэтнической культуре современного Ка-захстана.CA&CCPress®AB Издательский дом (Швеция), 2010.- с. 11.
5.Слесарь М.В. Духовность - основа полиэтнической культуры школьника.// Социальная педагогика в духовно - нравственном становлении современного человека (сборник научных трудов участников международной научно - практической конференции). Под редакцией А.В.Иванова и А.М.Егорычева. - М.: МГПУ, 2013. -с.103.
6.Набок И.Л. Педагогика межнационального общения : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок.
- М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304с.