Научная статья на тему 'Актуальность проблемы развития полиэтнической толерантности старших школьников'

Актуальность проблемы развития полиэтнической толерантности старших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамитова О.Т.

В статье показана актуальность проблемы, дано понятие полиэтнокультурного образования, приведено в соответствии с темой статьи трактование полиэтнокультурного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The urgency of the problem of multi - ethnic tolerance older students

The article shows the urgency of the problem, given the conception of a poly ethnic and cultural education, it is provided in accordance with the interpretation of the theme of the article polyethnic and cultural education.

Текст научной работы на тему «Актуальность проблемы развития полиэтнической толерантности старших школьников»

и

Вестник «Орлеу^-kst

Хамитова О.Т.,

ведущий специалист отдела мониторинга и анализа филиала АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег1зг1 свздер: бшм берудг да-мътудыц галамдыц стратегия-

сч лары, квп этникалыц толерант-

§ тылыц, квп этномэдени бшм

« беру, фасилитация.

о

< Ключевые слова: глобальные

g стратегии развития образова-

3 ния, полиэтническая толерант-

§ ность, полиэтнокультурное об-

« разование, фасилитация.

С Keywords: Global strategy

§ for the development of education,

и poliethnical tolerance, poly ethno-

cr cultural education, facilitation.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ацдатпа

Макалада аталган мэселенщ езектшт кер-сетшген, кеп этномэдени бтм беруге TYCiHiK бершген, макаланын, такырыбына сай кеп этномэдени бтм тYсiнiктемесi келтiрiлген.

Аннотация

В статье показана актуальность проблемы, дано понятие полиэтнокультурного образования, приведено в соответствии с темой статьи трактование полиэтнокультурного образования.

Annotation

The article shows the urgency of the problem, given the conception of a poly ethnic and cultural education, it is provided in accordance with the interpretation of the theme of the article polyethnic and cultural education.

Начало 21 века ознаменовалось обострением международных конфликтов: события в Ираке, Сирии, столкновения в Турции, продолжение и эскалация конфликта между Израилем и Ливаном, события в Югославии и на Украине. Все чаще наблюдается обострение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, проявлений националистического экстремизма и терроризма. Неспокойная международная обстановка не может не затрагивать интересы других государств, связанных с конфликтующими сторонами экономическими, политическими и культурными отношениями.

Для многонационального и поликонфессионального современного Казахстана внимание к межэтническим взаимоотношениям представляет особую актуальность. В сложных условиях социально-культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных этносов, создание целостного по-лиэтнотолерантного культурного пространства Казахстана является частью национальной по-

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

литики республики.

«Наше единство основано на высоких нравственных идеалах, призывающих к терпению, миролюбию, милосердию... Наш общий долг, долг каждого, кто любит Казахстан, — сохранять духовные и культурные ценности, беречь и укреплять единство народа и стабильность в стране»,- сказал в одном из обращений к народу Н. Назарбаев [1].

Государственная позиция в отношении формирования полиэтнической толерантности отражена в создании Ассамблеи народа Казахстана, Областных национальных культурных центров, Студенческих Ассамблей в учебных заведениях, малых Ассамблеи в аулах, селах.

Философский энциклопедический словарь дает толкование термина «толерантность (от лат. tolerantia — терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [2]. Вторая часть толкования соответствует характеристике понятия полиэтническая толерантность.

В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивается, что одна из важнейших функций школы — научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место, которое он занимает в мире, и с другой

— привить ему уважение к другим культурам и воспитать толерантные отношения между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам.

Так же как в мире очень мало государств с моноэтническим населением, так же и современная казахстанская школа представляет собой полиэтническое, полиэтнокультурное образовательное пространство.

Полиэтнокультурное образование -важная составная часть современного общего образования, направленная на межэтническую интеграцию и способствующая уяснению общего и особенного (уникального) в традициях, образе жизни, культурных ценностях рядом живущих этносов, воспитанию школьников в духе уважения иноэтнокультур-ных жизненных и мировоззренческих ценностей.

Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях интеграции. Поликультурное воспитание предназначено для того, чтобы устранять противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой стороны. Оно предполагает адаптацию этнических групп друг к другу [4]. Здесь речь идет о полиэтнокультурном воспитании, а не вообще о поликультуре.

Формирование межэтнической толерантности в условиях многонационального государства - не данность, а длительный и сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни человека. «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» [3]. От того, какие установки на процесс общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании школьни-

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

Вестник «Орлеу^-kst

s

к <

m О

го «

о

w «

О

О!

С

w

U

W

¡Г1

S

[—I

О

4

о «

о н w

5 w s

U ©

О

и

о -

©

ков, зависит наше будущее. Вот почему в настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является развитие личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе полиэтнических отношений.

Поэтому необходимо, чтобы одной из задач учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе было развитие полиэтнической толерантности школьника как основы гражданского согласия в демократическом государстве, которая содействовала бы единению этносов, помогала избежать общие для человечества опасности, такие, как экстремизм, национализм, нетерпимость.

В школе у ребенка начинает проявляться самоидентификация своего я в окружающем мире, он начинает осознавать себя как самостоятельную личность со своим взглядом на жизнь. Не случайно именно в этом возрасте молодые люди попадают под влияние религиозных и политических неформальных течений, которые нацелены на вовлечение молодежи в очаги мировых конфликтов.

Главная педагогическая задача в развитии полиэтнической толерантности состоит в том, чтобы помочь молодым обрести уважение к чести и достоинству каждого этноса, доказать, что нет этноса лучше или хуже другого. Это значит, что в процессе образования ребенку необходимо дать полное представление о его национальной культуре, о культуре других этносов, что должно сформировать чувство национального достоинства, дать основу для полноценной жизни в условиях полиэтнического государства.

Особая роль в развитии полиэтнической толерантности принадлежит фа-силитирующей деятельности педагога по стимулированию и инициации осмысленного обучения, по развитию у старших школьников четких мировоззренческих ориентиров и гражданского самосознания. В сложных условиях информационной конкуренции противоречивых идеологий, остро обозначилась потребность в целенаправленном развитии личности с активной гражданской позицией, умеющей отвечать вызовам времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев Н. Казахстан на пути к обществу знаний: лекция в Назарбаев университете./ Назарбаев Н. [Электронный ресурс] - Астана, 2012. - с.8 - Режим доступа: http://www.zakon.kz/4511857-vystuplenie-prezidenta-kazakhstana-n.a.. html

2. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский — М.: ИНФРА-М, 2006. — 574 с.

3. Всеобщая декларация прав человека. Париж: Ген. ассамблея ООН, 10дека-бря 1948г.

4. Кожахметова К. Ж. Поликультурное образование в условиях многоэтнического Казахстана: Проблемы и перспективы. Этнопедагогический потенциал воспитания поликультурной образовательной среды. Сборник статей. Научно-практическая конференция. / Под общ.ред. Р.С. Димухаметова. — Ко-станай, 2002 г.- с. 282

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.