и
Вестник «Орлеу^-kst
Хамитова О.Т.,
ведущий специалист отдела мониторинга и анализа филиала АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 свздер: бшм берудг да-мътудыц галамдыц стратегия-
сч лары, квп этникалыц толерант-
§ тылыц, квп этномэдени бшм
« беру, фасилитация.
о
< Ключевые слова: глобальные
g стратегии развития образова-
3 ния, полиэтническая толерант-
§ ность, полиэтнокультурное об-
« разование, фасилитация.
С Keywords: Global strategy
§ for the development of education,
и poliethnical tolerance, poly ethno-
cr cultural education, facilitation.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ацдатпа
Макалада аталган мэселенщ езектшт кер-сетшген, кеп этномэдени бтм беруге TYCiHiK бершген, макаланын, такырыбына сай кеп этномэдени бтм тYсiнiктемесi келтiрiлген.
Аннотация
В статье показана актуальность проблемы, дано понятие полиэтнокультурного образования, приведено в соответствии с темой статьи трактование полиэтнокультурного образования.
Annotation
The article shows the urgency of the problem, given the conception of a poly ethnic and cultural education, it is provided in accordance with the interpretation of the theme of the article polyethnic and cultural education.
Начало 21 века ознаменовалось обострением международных конфликтов: события в Ираке, Сирии, столкновения в Турции, продолжение и эскалация конфликта между Израилем и Ливаном, события в Югославии и на Украине. Все чаще наблюдается обострение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, проявлений националистического экстремизма и терроризма. Неспокойная международная обстановка не может не затрагивать интересы других государств, связанных с конфликтующими сторонами экономическими, политическими и культурными отношениями.
Для многонационального и поликонфессионального современного Казахстана внимание к межэтническим взаимоотношениям представляет особую актуальность. В сложных условиях социально-культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных этносов, создание целостного по-лиэтнотолерантного культурного пространства Казахстана является частью национальной по-
Вестник «Oрлеу»-kst
Ш
литики республики.
«Наше единство основано на высоких нравственных идеалах, призывающих к терпению, миролюбию, милосердию... Наш общий долг, долг каждого, кто любит Казахстан, — сохранять духовные и культурные ценности, беречь и укреплять единство народа и стабильность в стране»,- сказал в одном из обращений к народу Н. Назарбаев [1].
Государственная позиция в отношении формирования полиэтнической толерантности отражена в создании Ассамблеи народа Казахстана, Областных национальных культурных центров, Студенческих Ассамблей в учебных заведениях, малых Ассамблеи в аулах, селах.
Философский энциклопедический словарь дает толкование термина «толерантность (от лат. tolerantia — терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [2]. Вторая часть толкования соответствует характеристике понятия полиэтническая толерантность.
В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивается, что одна из важнейших функций школы — научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место, которое он занимает в мире, и с другой
— привить ему уважение к другим культурам и воспитать толерантные отношения между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам.
Так же как в мире очень мало государств с моноэтническим населением, так же и современная казахстанская школа представляет собой полиэтническое, полиэтнокультурное образовательное пространство.
Полиэтнокультурное образование -важная составная часть современного общего образования, направленная на межэтническую интеграцию и способствующая уяснению общего и особенного (уникального) в традициях, образе жизни, культурных ценностях рядом живущих этносов, воспитанию школьников в духе уважения иноэтнокультур-ных жизненных и мировоззренческих ценностей.
Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях интеграции. Поликультурное воспитание предназначено для того, чтобы устранять противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой стороны. Оно предполагает адаптацию этнических групп друг к другу [4]. Здесь речь идет о полиэтнокультурном воспитании, а не вообще о поликультуре.
Формирование межэтнической толерантности в условиях многонационального государства - не данность, а длительный и сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни человека. «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» [3]. От того, какие установки на процесс общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании школьни-
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
О Ч
О «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
Вестник «Орлеу^-kst
s
к <
m О
го «
о
w «
О
О!
С
w
U
W
¡Г1
S
[—I
О
4
о «
о н w
5 w s
U ©
О
и
о -
©
ков, зависит наше будущее. Вот почему в настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является развитие личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе полиэтнических отношений.
Поэтому необходимо, чтобы одной из задач учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе было развитие полиэтнической толерантности школьника как основы гражданского согласия в демократическом государстве, которая содействовала бы единению этносов, помогала избежать общие для человечества опасности, такие, как экстремизм, национализм, нетерпимость.
В школе у ребенка начинает проявляться самоидентификация своего я в окружающем мире, он начинает осознавать себя как самостоятельную личность со своим взглядом на жизнь. Не случайно именно в этом возрасте молодые люди попадают под влияние религиозных и политических неформальных течений, которые нацелены на вовлечение молодежи в очаги мировых конфликтов.
Главная педагогическая задача в развитии полиэтнической толерантности состоит в том, чтобы помочь молодым обрести уважение к чести и достоинству каждого этноса, доказать, что нет этноса лучше или хуже другого. Это значит, что в процессе образования ребенку необходимо дать полное представление о его национальной культуре, о культуре других этносов, что должно сформировать чувство национального достоинства, дать основу для полноценной жизни в условиях полиэтнического государства.
Особая роль в развитии полиэтнической толерантности принадлежит фа-силитирующей деятельности педагога по стимулированию и инициации осмысленного обучения, по развитию у старших школьников четких мировоззренческих ориентиров и гражданского самосознания. В сложных условиях информационной конкуренции противоречивых идеологий, остро обозначилась потребность в целенаправленном развитии личности с активной гражданской позицией, умеющей отвечать вызовам времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Назарбаев Н. Казахстан на пути к обществу знаний: лекция в Назарбаев университете./ Назарбаев Н. [Электронный ресурс] - Астана, 2012. - с.8 - Режим доступа: http://www.zakon.kz/4511857-vystuplenie-prezidenta-kazakhstana-n.a.. html
2. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский — М.: ИНФРА-М, 2006. — 574 с.
3. Всеобщая декларация прав человека. Париж: Ген. ассамблея ООН, 10дека-бря 1948г.
4. Кожахметова К. Ж. Поликультурное образование в условиях многоэтнического Казахстана: Проблемы и перспективы. Этнопедагогический потенциал воспитания поликультурной образовательной среды. Сборник статей. Научно-практическая конференция. / Под общ.ред. Р.С. Димухаметова. — Ко-станай, 2002 г.- с. 282