Вестник «Орлеу^-kst
ЩШ
Султанова К.Т.,
преподаватель экономики, КГКП «Рудненский горно-технологический колледж»
Неггзгг свздер: твзгмдшк, шыдамдылъщ пен руханилыцты тэрбиелеу. Твзгмдшкке жол. Педагогикалыц твзгмдшк. Оцушылармен тэрбие жумы-сыныц тэжгрибесг. Твзгмдшк - адамзаттыц тгрг цалу амалы.
Ключевые слова: толерантность, воспитание терпимости и духовности. Путь к толерантности. Педагогическая толерантность. Практика воспитательной работы с учащимися. Толерантность - способ выживания человечества.
Keywords: tolerance, upbringing of tolerance and spirituality. The way of upbringing of tolerance. Pedagogical tolerance. Practice of upbringing work with students. Tolerance is the way of humanity surviving.
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Ацдатпа
Макала ест келе жаткан урпактыц тeзiмдiлiк тэрбиеа женшде сурактарды карастырады. Мунда осы оку меке-месшщ тeзiмдiлiк тэртсбш орнатуын калыптастыру бой-ынша тэжiрибе жумысы сипатталады.
Аннотация
Статья рассматривает вопросы воспитания толерантности в подрастающем поколении. В ней описан опыт работы по формированию установок толерантного поведения в учебном заведении.
Annotation
The given article researches questions of upbringing of tolerance among new generation. It reveals the experience of forming of ways of tolerant behavior at the given college.
В результате фундаментальных преобразований изме- ^
нились общественно-политический строй и уклад Респу- ^
блики Казахстан. 0
Формирование установок толерантного поведения, ^
веротерпимости, миролюбия, противодействие и кон- Ь структивная профилактика различных видов экстремизма
имеет для многонационального Казахстана особую акту- ^
альность. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарба- ^ ев отметил: «Мы известны миру своей толерантностью,
межэтническим, межконфессиональным согласием и диа- §
логом. Растущий миротворческий потенциал нашей стра- 3
ны должен и дальше бережно сохраняться и развиваться» 5
[1]. Ё
Для достижения поставленных государством целей необходимо формирование установок толерантного поведе- § ния в полиэтнической среде воспитания молодежи. 3 В широком смысле слова «толерантность» (кстати, ^ происходит от латинского Ш1егапйа, то есть терпение), оз- ^ начает терпимость к чужим мнениям и поступкам, спо- ^ собность относиться к ним без раздражения [3]. Й Толерантный человек уважает убеждения других, не К стараясь доказать свою исключительную правоту. 5 Толерантность - это миролюбие, терпимость к этни- ¡С ческим, религиозным, политическим, межличностным <| разногласиям, признание возможности равноправного
Вестник «Oрлеу»-kst
I
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
Ё
ш
X
н <с
существования другого, это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая права и свободы других людей. В то же время толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе познания иного.
В Казахстане разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности и духовности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе антисемитизма в гражданском обществе.
Таким образом, проблему толерантности и духовности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения
- одна из самых острых в учебных учреждениях, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы невсегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Педагогика сотрудничества и толерантность
- те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современном обществе.
Воспитание терпимости во многом обусловлено влиянием социальной среды. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми, имеющими определенные отличия.
Действительно, образовательная деятельность является главным средством в развитии духовности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО». Основой фундамента толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как это индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (циви-лизационная, этническая, социальная).
Толерантность - это умение прощать, быть терпимым к недостаткам другого. В тех семьях, где живет любовь, уважение, прощение, терпение друг к другу - всегда царит
мир и лад [4].
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: родите-ли+дети+учитель.
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером двух самых важных факторов в жизни ребенка, учебного заведения и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитании открытого непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Путь к толерантности - это серьёзный, эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что в свою очередь важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию.
Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления, основанных на моральных ценностях [2]. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
С точки зрения педагогической толерантности как качества личности педагога, проявляющегося во взаимодействии, наиболее интересны два вида профессиональной деятельности педагога-обучающая и воспитательная. И та и другая деятельность направлены на формирование способности у учащихся к организации и осуществлению разнообразной по содержанию совместной деятельности.
Педагогическая толерантность является профессионально важным качеством учителя, так как в качестве профессионально важных качеств выступают профессиональные знания, профессиональные способности.
Вестник «Орлеу^-kst
ш
Воспитание в духе толерантности является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Начинать надо с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, что позволит обеспечить осуществление этих прав. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Необходимо находить и реализовывать меры противодействия влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к инонациональному, а также формировать у молодежи независимое мышление и выработку суждений, основанных на нравственных ценностях.
В этой связи практика воспитательной работы с учащимися не должна содержать положений и выводов принижающих этнические, культурные ценности и традиции.
В нашем учебном заведении предпочтение отдано творческо-поисковой деятельности, дискуссиям, в ходе которых приобретается опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в полиэтнической среде.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
2003год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.
«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира, и ведет от культу-
ры воины к культуре мира», так говорится в Декларации принципов толерантности, принято Генеральной Конференцией ЮНЕСКО, 1995г.
Исходя из особенностей Республики Казахстан - её открытости, множественности культур и этносов, учебные заведения должны стать местом приобщения молодежи к общечеловеческим ценностям и многообразию культур, воспитанию высокой нравственности и патриотизма, где молодые люди учатся сосуществованию друг с другом, не теряя свои этноидентичности.
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей. В то же время толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного, являет собой новую основу педагогического общения преподавателя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор боязни неправильного ответа.
Толерантность в новом тысячелетии -способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Назарбаев, Н.А. «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» [Текс]/Н.А. Назарбаев. Астана, 2005.
2. Асмолов, А.Г. «Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию» [Текст]/А.Г. Асмолов. М., «Смысл», 2000.
3. Байбакова, А.М. «Введение в педагогику толерантности. Для педагогов и старшеклассников» [Текст]/А.М. Байбаков.
4. Кукушкин, В.С. «Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме» [Текст]/В.С.Кукушин. Ростов-на-Дону, 2002.
ш §
О С
О I—
н
1 о с
о о
m
из О
Й -а X
н <с