Научная статья на тему 'Формирование толерантного поведения у студентов в системе вуза'

Формирование толерантного поведения у студентов в системе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE / TOLERANT BEHAVIOR / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL PROCESS / FORMING OF TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева А. А.

В статье рассматривается толерантность как педагогическое явление, включенное в комплекс целей процесса воспитания, выступающее как личностное качество, подлежащее развитию не только в ходе обучения, воспитания, но и самообучения и самовоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming students' tolerant behaviour in the higher school system

In the article tolerance as a pedagogical phenomenon included in the complex of the purposes of education is considered, being a personal quality which is to be developed not only in the process of training and upbringing, but also during self-education and self-upbringing.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантного поведения у студентов в системе вуза»

Ответом на вопрос «кому или чему открыт вуз?» является открытость всем участникам образовательного процесса, общественности, реальным и потенциальным партнерам вуза, работодателям, открытость среде, социуму.

Открытый информационный доклад, несомненно, важнейший инструмент доведения информации до потребителей образовательных услуг. Одной из функций маркетинговой службы вуза выступает информационное сопровождение реальных и потенциальных потребителей, что позволяет наладить систему своевременного информирования о предоставляемых и планируемых вузом услугах, их качестве и возможностях, а также об условиях получения образовательных услуг.

Открытость вуза обеспечивается информированием социума о деятельности организации. Одним из возможных средств реализации принципа открытости является информационный пакет, который представляет собой комплект информационных материалов, предоставляющих основную информацию об образовательном учреждении и характеризующих образовательный процесс.

Он призван облегчить понимание, сравнение и выбор образовательных программ для всех студентов и сотрудников и предоставить им основную информацию об образовательном учреждении, а также учебную практическую информацию. Такие пакеты уже существуют и успешно применяются во многих странах.

Открытые социуму документы, такие, как информационный пакет или открытый доклад, постоянно обновляются, отражая, таким образом, постоянный анализ, планирование целей и действий на последующий период. Понятно, что такой анализ и перспективное планирование важны не только для организации в целом, но и составляющих ее подразделений, именно поэтому в качестве приемов технологии гуманитарной подготовки педагогов-магистров, направленных на социум, можно рассматривать, например, публичные отчеты кафедр, факультетов университета.

Указанные типы гуманитарных технологий обеспечивают реализацию таких направлений модернизации образования, как ценностно-целевые ориентиры модернизации, компетентностный подход, новые образовательные технологии, участие общественности в управлении образованием.

Примечания

1. Модернизация современного университетского образования в контексте инновационного развития: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Г. А. Бордов-ского, С. А. Гончарова. СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. С. 92.

2. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: метод. пособие / О. В. Акулова, А. А. Ахаян, Е. Н. Глу-бокова, И. Ю. Гутник, А. Е. Бахмутский, О. Б. Дауто-ва, О. Н. Крылова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына; под ред. С. А. Гончарова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. С. 24-25.

3. Wikipedia. The Free Encyclopedia. http:// en.wikipedia.org/ wiki/Mentor

4. The Lifelong Learning Programme 2007-2013 -Glossary. http://ec.europa.eu/education/programmes/llp/ glossary_en.html

УДК 37.035

А. А. Васильева

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВУЗА

В статье рассматривается толерантность как педагогическое явление, включенное в комплекс целей процесса воспитания, выступающее как личностное качество, подлежащее развитию не только в ходе обучения, воспитания, но и самообучения и самовоспитания.

In the article tolerance as a pedagogical phenomenon included in the complex of the purposes of education is considered, being a personal quality which is to be developed not only in the process of training and upbringing, but also during self-education and self-upbringing.

Ключевые слова: толерантность, толерантное поведение, педагогические условия, образовательный процесс, воспитание толерантности.

Keywords: tolerance, tolerant behavior, pedagogical conditions, education al process, forming of tolerance.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск взаимоприемлемых компромиссов и т. п.). «Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 г. Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого». Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и

© Васильева А. А., 2009

идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей. В то же время толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Культура межнационального общения невозможна без сформированности у субъектов воспитательного процесса, принадлежащих к различным этносам и обучающихся и работающих вместе в микросоциуме вуза, такого качества личности, как толерантность. Толерантность представляет собой проявление отношения человека к другим людям, это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это ценность социокультурной системы, она является стержнем всего бытия человека. Толерантность - это принцип, руководящая идея, основное положение во взаимодействии людей, которое является главным условием успеха в общении и организации совместной деятельности [1].

Основные признаки толерантного общества: общественные отношения, общественный порядок, политические процессы, отношение к меньшинствам, культурные традиции, отношение к религии, деятельность СМИ, язык. Основная идея воспитания толерантности состоит в необходимости привития каждому ценности человеческого достоинства и неприкосновенности человеческой личности.

В связи с этим генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором были сформулированы следующие принципы воспитания толерантности в духе терпимости:

- воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

- обучение пониманию отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;

- привитие идеи альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурах и социальных контекстах.

Рассматривая толерантность как психосоциальную характеристику личности, ученые выделяют в ее структуре три подсистемы:

1. Когнитивную - знания человека (само понятие толерантности, процессы толерантного взаимодействия и др.).

2. Эмоциональную - определенные чувства человека (выражаются в эмоциональной оценке иного мнения, ценностей, своих чувств).

3. Деятельностную - предрасположенность к разнообразным вариантам поведения (на основе понимания, сотрудничества, компромисса).

Когнитивная составляющая толерантности определяется «информационным полем», обладая которым человек знает, как поведет себя тот или иной человек (группа людей) исходя из личностных (групповых) особенностей, специфики социокультурной среды.

Активная эмоциональная направленность состояния человека возможна только при условии владения механизмом регулирования собственного поведения и деятельности, т. е. важно, чтобы по любым межличностным вопросам человек умел сдерживать и в то же время корректно проявлять собственные эмоции.

Деятельностная подсистема толерантности имеет особое значение, так как именно в процессе деятельности реальные события выстраиваются в смысловой последовательности, идентифицируя толерантность каждого человека. Действенность толерантного подхода в учебно-воспитательном процессе будет проявляться только тогда, когда каждый человек, и в первую очередь педагог, куратор, каждодневно будет демонстрировать учащимся терпимость и принятие других.

Как педагогическое явление толерантность, включенная в комплекс целей процесса воспитания, выступает как личностное качество, подлежащее развитию не только в ходе обучения, воспитания, но и самообучения и самовоспитания. Педагог в качестве целей должен ставить задачу сформировать у студентов знания, умения и навыки толерантного отношения к окружающим, включения толерантности в личную систему ценностей студентов и, как результирующий итог, побуждающий к толерантному поведению в конкретной ситуации, установку на толерантность, опираясь на которую студент в ходе разнообразной совместной деятельности с преподавателем, а также в ходе дальнейшего самовоспитания станет развивать у себя толерантность как личностное качество [2]. Мы полагаем, что толерантность в процессе интериоризации этических принципов общения становится одной из неотъемлемых характеристик индивида как личности именно при условии наличия сформированной установки на толерантность, включенности толерантности в индивидуальную систему ценностей (наличия соответствующих ценностных ори-ентаций), сформированности знаний о толерантности, умений и навыков толерантного взаимодействия. Перечисленные моменты мы рассматриваем в качестве составляющих толерантности личности, определяющих ход и результаты процесса формирования данного личностного качества. Следовательно, формирование данных составляющих (установок, ценностных ориентаций,

знаний, умений и навыков) необходимо рассматривать в качестве педагогических условий процесса формирования толерантности, характеризующих его содержание. С другой стороны, комплекс педагогических условий должен быть дополнен условиями, оформляющими методическую сторону данного процесса. Среди них можно выделить использование различных организационных форм учебно-воспитательной работы (лекционных, дискуссионных, игровых, психодраматических). Из всех составляющих данного комплекса педагогических условий наиболее спорным является формирование установки.

«Установка», будучи по своей природе психологическим понятием, обычно определяется как «состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации». В данном определении подчеркивается сущность установки не как характеристики самого индивида (субъекта), а как характеристики его состояния в тот момент времени, которому соответствует определенная ситуация. Таким образом, окружающие обстоятельства (как внутренние, так и внешние) оказывают значительное влияние на установку. Вместе с тем подобное понимание установки не указывает качественных признаков состояния индивида в отдельно взятый момент времени. В дополнение к этому столь однозначная зависимость установки от состояния индивида создает определенные сложности для формирования на ее базе целостного качества личности.

Непосредственное отношение к предмету нашего исследования имеет определение Оллпор-та: «установка - это состояние умственной и нервной готовности, осуществляющее направляющее влияние на реакцию индивида в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана». Примечательно, что данная трактовка перекликается с пониманием установки В. Н. Судаковым, который в применении к воспитательному процессу рассматривает ее как эмоционально-волевую готовность индивида к определенному действию [3]. В данном случае более четко просматривается один из определяющих признаков состояния индивида, которое состоит в настроенности на определенный тип поведения. Кроме того, подчеркивается одновременно эмоциональная и волевая природа установки. Несмотря на то что в данных определениях не акцентируется ситуативная обусловленность установки, они наиболее значимы для достижения целей нашего исследования.

Непосредственно относящимся к проблеме формирования толерантности является вопрос о том, характеризует ли установка индивида в целом или относится лишь к его психическому состоянию в определенный момент времени. Достаточно четкий ответ на данный вопрос дает

Д. Н. Узнадзе, по мнению которого установка есть «не какое-нибудь определенное, частичное содержание сознания субъекта, а целостная направленность его в определенную сторону на определенную активность» [4]. Не менее веский аргумент в пользу того, что установка является свойством индивида в целом, мы находим у Грина Берта Ф., который, анализируя различные трактовки установки, предлагает в качестве ее первоосновы рассматривать некую переменную, характеризующую субъект. В данном контексте он подчеркивает: «Будем ли мы называть переменную установкой или чертой характера, или привычкой - в конце концов, это второстепенный вопрос» [5]. По нашему мнению, данные рассуждения устраняют сомнения в том, что на базе толерантной установки возможно формирование толерантности как личностного качества.

Итак, в качестве целей педагогики толерантности выступают: передача знаний о толерантности через обучение, формирование умений и навыков толерантного взаимодействия с другими, формирование толерантности в качестве одной из важнейших ценностей в личной системе ценностей обучаемого (через воспитание путем развития потребности и способности к выбору) и на этой основе мотивов толерантного поведения и установки на толерантность. Последняя представляет собой настроенность индивида на определенный тип поведения и состоит в его эмоционально-волевой готовности к равноправному диалогу с другим человеком и критическому восприятию явлений окружающей действительности, к целостному восприятию «другого» с осознанием и принятием его отличительных характеристик как проявления его индивидуальности и неповторимости, готовности к компромиссу и частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта в ситуациях столкновения двух индивидов, отличающихся друг от друга по своему статусу (половому, возрастному, профессиональному).

Для нахождения способов достижения цели формирования толерантности необходимо выяснить, какие условия (обучения или воспитания) являются для этого более благоприятными. Подобный вопрос возникает при анализе зарубежных программ формирования толерантности, где в качестве таковых однозначно признается обучение, что отражается в методических пояснениях к программам, в частности в использовании термина «обучение толерантности».

Подобная проблема уходит своими корнями в решение вопроса о том, каким образом человек овладевает накопленным социокультурным опытом. В качестве этих форм овладения выделяются ценности, знания и умения. Культура выделяет три разных способа социокультурного

наследования: обучение (образование), воспитание и научение.

Научение, в свою очередь, представляет способ передачи практических умений и навыков. Эта передача происходит в межличностном взаимодействии; обучающий при этом относится к обучаемому как к субъекту, ибо учитывает его личностные свойства и непосредственно передает ему систему человеческих действий. Обучение представляет собой процесс передачи информации, знаний средствами коммуникации. Воспитание есть процесс духовного общения, формирования у индивида ценностного сознания в чувственно-эмоциональной форме мироощущения и рациональной форме мировоззрения. Воспитатель относится к воспитываемому как к «уникальному и полноправному партнеру в общении». Поэтому воспитание представляет процесс обмена ценностями и формирования ценностей у воспитываемого.

Отсюда можно заключить, что процесс формирования толерантности должен представлять собой единство научения, обучения и воспитания, а педагогика толерантности должна включать методы и приемы научения и воспитания. При этом надо иметь в виду, что научение, обучение и воспитание в реальном педагогическом процессе взаимосвязаны между собой и представляют три аспекта педагогической деятельности учителя и преподавателя.

Таким образом, форма и содержание процесса формирования толерантности характеризуется комплексом педагогических условий. Среди них мы выделяем формирование знаний: повышение уровня информированности студентов о сущностных и содержательных аспектах феномена толерантности, особенностях изучения данного явления в рамках различных областей знания, развитии и становлении проблемы толерантности; развитие у студентов ценностных ориен-таций, включающих в себя интересы, мотивы, оценки и нормы поведения, направленные на усвоение и применение в практической деятельности и общении этических принципов толерантности (принципы равенства, сотрудничества, свободного выбора и ценностного самоопределения); формирование умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия, представляющего собой практически-поведенческую сторону процесса формирования толерантности, имеющую в своей основе ознакомление и самостоятельное нахождение студентами приемов и способов душевно-духовного и делового общения; формирование установки на толерантность, состоящей в эмоционально-волевой готовности к равноправному диалогу с другим, к его целостному критически-благожелательному пониманию. Комплекс педагогических условий дополняется реализаци-

ей совокупности организационных форм учебно-воспитательной работы, характеризующих методическую сторону педагогики толерантности.

Проблему толерантности можно отнести и к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в вузе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной высшей школе. Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).

На наш взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание, облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Признание - это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения преподавателя и студента, сущность которого сводится к таким принципам обучения, создающим оптимальные условия для формирования у студентов культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Примечания

1. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Коваль-чук М. А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003. С. 65.

2. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001. № 24. С. 62.

3. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М.: Академический проект, 2004. С. 56.

4. Педагогика открытости и диалога культур / под ред. М. Н. Певзнера, В. О. Букетова, О. М. Зайчен-ко. М., 2000. С. 78.

5. Галицких Е. О. От сердца к сердцу: Мастерские ценностных ориентаций. СПб., 2002. С. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.