Сз? S
К <
m О
СП
à «
о
w «
О
Он
С w s
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5 w s
U ©
О
и
о -
s ©
О.А. Аккерман,
аспирант Челябинского государственного института культуры, главный специалист ФАО «НЦПК «врлеу»
ИПК ПР по Костанайской области»
He2i32i свздер: коп этностыц мэдениет цузыреттшг!, элеу-метппк институттар, жаЬан-дсшу, этностыц, квп этникалыц элем.
Ключевые слова: полиэтнокультурная компетентност ъ, социальные институты, глоба-лизсщия, этничностъ, полиэтнический мир.
Keywords: polyethnic cultural
competence, social institutions,
globalization, ethnicity, polyethnic world.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
Ацдатпа
Этникальщ аспектщеп кдктыгыстар динамикасы-ньщ есуше байланысты жаЬандьщ элем жагдайында оскелец урпактыц кеп этностьщ мэдениет кузырет-TmiriH дамыту мэселелершщ озектшЫ каралады. Кеп этностьщ мэдениет кузыретплЫн дамыту заманауи жагдайынан алынган - бейбтнипк пен келю1м непз-дер1 окушылар биимшщ трендпк багыты болуы тшс. Проблемаларды шешу багытында кейб1р зерттеулердщ талдаулары усынылды. Жумыстын нэтижелтн артты-руда барльщ элеуметпк институттарды 6ipiicripy к;а-жеттшЫ туралы талдау жасалды.
Аннотация
Рассматривается актуальность проблемы развития полиэтнокультурной компетентности подрастающего поколения в условиях глобального мира в связи с ростом динамики конфликтов в аспекте этничности. Исходя из современных условий развитие полиэтнокультурной компетентности - основы мира и согласия должно быть трендовым направлением в образовании школьников. Представлен анализ некоторых исследований в направлении решения проблемы. Сделан вывод о необходимости объединения всех социальных институтов в повышении результативности работы.
Annotation
This article shows the urgency of the problem in developing of polyethnic cultural competence of younger generation in the conditions of the global world. Based on modern conditions, the development of polyethnic cultural competence as the basis for peace and harmony should be a trend in the education of schoolchildren. The analysis of some researches on solving this problem is presented. The conclusion about the need to unite all social institutions in improving the effectiveness of the work is drawn.
Современный многообразный и взаимосвязанный мир характеризует процесс глобализации в различных областях деятельности: использовании высоких технологий, в том числе коммуникационных, информатизации всех процессов; успешно функционируют
£П
транснациональные корпорации, происходит глобализация финансовых рынков и т.д., что ведёт к взаимосвязи и открывает новые возможности для сотрудничества и взаимодействия. В этих условиях «современный человек склонен рассматривать мир как единое общее пространство, в котором политические границы выступают скорее анахронизмом. И, вместе с тем, всплеск этничности и рост значимости этнических идентичностей - также является существенным фактором современной социальности» [1].
По мнению исследователей, мы являемся свидетелями роста этнокультурной нетерпимости, в этносфере наблюдается рост динамики конфликтов, выхода межэтнических региональных конфликтов на глобальный уровень. Это подтверждают современные события на Украине, в Сербии, Нагорном Карабахе, Сирии и т.д.. В затянувшихся конфликтах в этих государствах принимает участие и молодёжь, что подчёркивает недостаточную значимость ценности мира и согласия для их успешной жизни, а, следовательно, низкий уровень или отсутствие их основы - полиэтнокультурной компетентности молодёжи.
Особую актуальность при этом приобретают проблемы развития полиэтнокультурной компетентности подрастающего поколения и совершенствование работы учреждений образования в этом направлении. Исходя из Доклада Международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке, «образование должно предложить способы реагирования на такие вызовы, которые бы учитывали всё многообразие мировоззренческих подходов и альтернативных систем знаний, а также задействовали новые возможности в области науки и технологий...» [2].
В этом же документе говорится, что в новой модели развития образования должно лежать ответственное отношение к заботе о мире, социальной справедли-
вости, учёт всего многообразия человеческого бытия. «Для этого необходимо использовать открытый и гибкий подход к обучению..., дающий всем без исключения возможность раскрыть свой потенциал в интересах устойчивого будущего и достойной жизни» [2].
Исходя из задач, обозначенных в докладе международной комиссии, одним из трендовых направлений современного образования должно быть развитие полиэтнокультурной компетентности старших школьников, так как пока школа в отрыве от других социальных институтов не достигла должных результатов.
В контексте их решения необходимо сосредоточение неких социокультурных феноменов, артефактов как носителей социокультурной информации, жизненно-смысловых значений, использование полиэтнокультурного опыта, основой которого является этнокультурный опыт [3,с.4]. Важна интеграция формального и информального полиэтнокультурного образования, создания развивающей среды, позволяющей школьникам непрерывно повышать уровень полиэтнокультурной компетентности, оценивать свою деятельность в многонациональном социуме, осмысливать происходящее в стране и мире процессы, рефлексировать и проектировать индивидуальные образовательные маршруты своего развития.
Решению этих задач, возможно, будет способствовать создание образовательного кластера развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников, который позволит использовать социально-культурную деятельность всех социальных институтов при сохранении за транспарентной школой общего руководства образовательным процессом развития полиэтнокультурной компетентности.
Недостаточное внимание к решению проблемы исследования, изучение педагогической, социальной практики, предварительный анализ развития полиэтнокультурной компетентности старших
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
¡г1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
школьников определили, на наш взгляд, объективно существующие следующие противоречия, подтверждающие актуальность проблемы:
• на социально-политическом уровне: между развитием глобализационных процессов, возросшей необходимости в полиэтнокультурной комплиментарно-сти по отношению ко всем этническим сообществам, проживающим на Земле, и недостаточной работе социальных институтов по развитию этого качества - основы полиэтнокультурной компетентности у подрастающего поколения;
• на теоретико-методологическом: между существующими исследованиями в использовании социально-культурной деятельности и возросшей потребностью теоретического обоснования важности стратегий её применения в развитии полиэтнокультурной компетентности подрастающего поколения в условиях объединения в этой работе различных социальных институтов;
• на методико-технологическом: между необходимостью создания педагогиче-
S ских систем, разработки технологического
< аппарата для эффективного развития полиэтнокультурной компетентности стар-
<
g ших школьников в социально-культурнои деятельности сельского образовательного
3
^ кластера и отсутствием таковых в прак-
W
4 тике воспитания этого качества личности.
«
Разрешение представленных выше ^ противоречий предполагает специаль-§ ное научное исследование использования
м возможностей социально-культурной де-
¡т1
5 ятельности в развитии полиэтнокультур-О ной компетентности старших школьников
и разработку системы, позволяющей ре-
н зультативно реализовать эти возможности
S в условиях сельского образовательного
„ кластера.
§ Различные аспекты сложной исследуе-
О мой проблемы рассмотрены российски-
О
и ми учеными - представителями различных наук: в философии H.A. Бердяевым
S
[4], Б.С. Гершунским [5], JI.H. Гумилёвым [6], A.M. Егорычевым [7], П.Н. Федосеевым [8] и др.; в психологии JI.C. Выготским [9], A.A. Леонтьевым [10], И.А. Зимней [11] и др., в педагогике Г.Н. Волковым [12], B.C. Кукушиным [13], Н.Б. Крыловой [14], И.Л. Набоком [15] и др.
Актуальна проблема развития полиэтнокультурной компетентности подрастающего поколения и для многонационального Казахстана, в котором проживают представители 140 этнических общностей.
В казахстанской философской, социологической, педагогической и психологической науке с разных методологических позиций, разных точек зрения представлены работы по проблемам этнокультурной и полиэтнокультурной самоидентификации следующих исследователей Ж.М. Абдильдина [16], В.Ю. Дунаева [17], Ж.Намазбаевой [18],, С.Е. Нурмура-това [19] и др.
Особое значение учёные Казахстана придают исследованию этнополитики Казахстана (Л.А. Байдельдинов [20], Т.С. Жакупова [21]. Т.С. Сарсенбаев [22]) и др..
В контексте рассматриваемой нами проблемы актуальны работы по развитию межнациональных отношений, которые широко представлены как в Казахстане, так и за рубежом учёными: З.Б. Абетовой [23], Т. Адорно [24], Е.П. Белинской [25], Дж. Берри [26], Б.Б. Даумовой [27], М.Х. Дзейтовой [28], А. Кардинера [29], Ж.Ж. Наурызбая [30], Т.В. Поштарёвой [31], С.А. Узакбаевой [32], Р. Хенви и др. [33].
Использование различных стратегий социально - культурной деятельности в развитии полиэтнической культуры личности представлены в исследованиях М.А. Ариарского [34], Е.А. Гринёвой [35], М.В. Слесарь [36], Т.П. Степановой [37] и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что в научных исследованиях, педагогиче-
ской литературе нашли отражение отдельные аспекты развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников.
Однако сегодня в условиях глобализации мира решение проблемы развития полиэтнокультурной компетентности подрастающего поколения требует более системного и комплексного подходов посредством создания его модели; адекватного и оптимального определения методологии исследования; конструирования системы и педагогических условий повышения её эффективности, что, на наш взгляд, должно способствовать результативности процесса развития полиэтнокультурной компетентности школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубева A.C. Влияние глобализации на этнические процессы в современном мире http://cyberleninka.ru/article/n/ vliyanie-globalizatsii-na-etnicheskie-protsessy-v-sovremennom-mire
2. Доклад Международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке https:// www.google.kz/search?q
3. Смолянинова О.Г. Собятийные практики поликультурного образования в подготовке будущих педагогов /О.Г. Смолянинова, Е.А. Безызвестных // Педагогика- 2017. - №8. С.78-88.
4. Бердяев H.A. Россия и Запад /H.A. Бердяев //Духовный мир интеллигенции. -Санкт-Петербург, 1910. - С. 120-128.
5. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский,- М.: Издательство «Совершенство», 1998. - 608
6. Гумилёв JI.H. Этногенез и биосфера Земли /JI.H. Гумилёв. - Москва: Айрис-пресс, 2013. -560с.
7. Егорычев Е. М. Философско-педа-гогическое осмысление единства человека и окружающего его мира-простран-
ства как идеи средового подхода / Е. М. Егорычев // Материалы Международной научно-практической конференции 20-21 ноября 2003г. - Ч. 1. - Костанай, 2003 -С.26-28.
8. Федосеев П.Н. Философия и научное познание/П.Н. Федосеев. - М., -1983. - 464с.
9. Выготский Л. С. Проблемы культурного возраста. Психология развития человека/ Л. С. Выготский. - М.: Изд-во «Смысл», 2000. - С. 520-532.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьтев // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : Т.П. - М. : Педагогика, 1983.
11. Зимняя И. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Кривченко, Н. А. Морозова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 67 с.
12. ВолковГ. Н. Этнопедагогика : учебник для студ. ср. и высш. учеб. заведений
/ Г. Н. Волков. - М. : Издательский центр з «Академия»,1999. - 168 с. <
13. Куку шин В. С. Теория и методи- О
-л
ка воспитания / В. С. Кукушин. - Ро- й стов-на-Дону: «Феникс», 2006. - 510 с.
14. Крылова Н. Б. Культурология обра- § зования / Н. Б. Крылова. - М.: Народное § образование, 2000. - 272 с. О
15. Набок И. Л. Педагогика межнаци- ^ онального общения: учеб. пособие для § студ. высш. учеб. заведений / И. Л. На- м бок. - М.: Издательский центр «Акаде- 3 мия», 2010. - 304 с. О
16. Абдильдин Ж.М. Время и культура: размышления философа. - Алматы: н Алаш,2003 .-480с. §
17. Дунаев В.Ю., Курганская В. Д., Айт- ^ хожин К.К. Мониторинг прав этнических § меньшинств в Казахстане (Научно-иссле- о довательский отчет). - Алматы: Центр гу- 8 манитарных исследований, 2003. - 100 с. §
ш
18. Намазбаева Ж. Психолого - педагогические аспекты современного образования /Ж. Намазбаева //Образованная страна. - 2018. - 6 февраля.
19. Нурмуратов С. Е. Изменение цен-ностно-нормативныхустановок в полиэтнической культуре / С. Е. Нурмуратов. // Институт философии и политологии МН-ВОРК. - Алматы, 2010. - 21 с.
20. Байдельдинов, Л. А. Некоторые внутренние и внешнеполитические факторы этнокультурной интеграции казахстанского общества / Л. А. Байдельдинов // Центральная Азия и Казахстан в системе современных международных отношений в условиях глобализации: мат. Межд. Науч.-практич. конф. - Алматы: КазНУ, 2004. - С.11-15.
21. Жакупова Т.С. Этнополитика /Т.С. Этнополитика. -Костанай: Костанайский печатный двор, 1998. - 217.
22. Сарсенбаев Т.С. Культура межнационального общения. - Алматы: Ана тш1,1998. - 72 с.
23. Абетова З.Б. Проблема толератно-сти в демократическом полиэтническом
s обществе: автореферат дис.канд.пед. < наук-. Астана, 2007. - 24 с. § 24. Адорно Т. Негативная диалектика.
£ М., 2003,-С.335-340.
25. Белинская Е. Б. Этническая соци-
3
S ализация подростка / Е. Б. Белинская, Т.
pxj
Г. Стефаненко. - М.: МПСИ, Воронеж: g НПО «МОДЭК», 2000. - 204 с.
I—I
м 26. Берри Д. Аккультурация и
§ психологическая адаптация: обзор
м проблемы. URL: http://rl-online.ru/
| articles/3_4-01/198.html (Berry J.W.,
§ Poortinga Y.N., Segall M.N. & Dasen PR.
it Cross-cultural psychology: research and
h application.-NY. 1990).
S 27. Даумова Б. Б. Система формиро-S
w вания этнотолерантнои компетентности
S
ы старших школьников: дис. ... канд. пед.
наук. / Б. Б. Даумова. -Омск, 2011. -180
и с. о
^ 28. Дзеитова М. X. Миротворческое
образование : теория и практика / М. X. Дзеитова. - Назрань, 2007. - 159 с.
29. Kardiner A. and Lipton R. The Individual and His Society. New York: Columbia University Press, 1945.
30. Наурызбай Жумагали Жукеевич: биобиблиографический указатель / Сост. А.Ж. Наурызбай. - Жезказган : ЖезУ,
2005. - 105с.
31. Поштарева Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: монография / Т. В. Поштарева. - Ставрополь: Литера,
2006.-300 с.
32. Узакбаева С.А. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин: (дополнение к содержанию типовой программы курса Педагогики и Методики воспитательной работы с методическими рекомендациями) : учебные программы / С. А. Узакбаева, К. Ж. Кожахметова. - Алматы : Онер, 1998. - 58 с.
33. Хенви Р. Достижимая глобальная перспектива / пер. с англ. Я. М. Колке-ра. -. Рязань : Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1994.-69 с.
34. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи / М. А. Ариарский. -СПб.: Концерт, 2013. - 248 с.
35. Гринева Е. А. Модель формирования полиэтнической культуры школьников / Е. А. Гринева, Л. Н. Белоногова, М. Г. Заббарова // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. -2010. - Том 16. - С. 112-125.
36. Слесарь М.В. Развитие полиэтнической культуры школьников в социально - культурной деятельности: дис. канд. пед наук. / М.В. Слесарь. - Челябинск, 2014. - 156 с.
37. Степанова Т. П. Досуговое общение: межкультурные аспекты взаимодействия / Т. П. Степанова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 4. -С. 225-227.