Ш
Б.Б. Даумова,
кандидат педагогических наук, доктор Ph, директор Костанайского индустриалъ-но-педагогического колледжа
Неггзг! создер: этнотоле-ранттъщ ц\ зырепптк, дамыту, элем, цогамдыц келШм, этносаралъщ цатынастар.
Ключевые слова: этното-лерантная компетентность, развитие, мир, общественное согласие, межэтнические отношения.
Keywords: ethno-tolerant competence, development, peace, social harmony, inter-ethnic relations.
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Ацдатпа
Макал ад а заманауи элем жагдайында жога-ры сынып окушыларыньщ этнотолерантты кузыреттшпн дамыту мэселелершщ озектш-ri карастырылады. Этнотолеранттыльщ кузы-реттшк угымына тусшк бершш, жогары сынып окушылары мен,геру1 тшс онын, курамдас бел1ктер1 суреттеледг Президент Н.ЭНазар-баевтыц "¥лы даланыц жет1 кыры" макаласы оскелец урпакты н этнотолеранттык кузыреттшпн дамыту бойынша жаца мшдеттер коя-тындыгы жайлы корытынды жасалады.
Аннотация
В статье рассматривается актуальность проблемы развития этнотолерантной компетентности старших школьников в условиях современного мира. Приведено трактование понятия этнотолерантной компетентности, описаны составляющие её компетенции, которыми должен обладать старший школьник. ^ Сделан вывод, что статья Президента H.A. Назарбаева «Семь граней Великой степи» ставит новые задачи в развитии этнотолерантной компетентности подрастающего поколения.
5 о
Annotation
The article considers relevance of senior
05
id.
schoolchildren's ethnotolerant competence
с
е=Г О
w
development in the modern world. The concept «ethnotolerant competence» is defined, its components for senior students' possessing are described. It is concluded that the article by the President N.A. Nazarbayev "Seven Sides of ^ the Great Steppe" sets new challenges in the uj younger generation ethnotolerant competence
—■
development.
u n
В Послании «Рост благосостояния казахстанцев : повышение доходов и качества жизни» Президент страны Н.А. Назарбаев сказал: «Благополучие народа и вхождение Казахстана в число развитых стран мира - долгосрочная цель нашего независимого государства.
Мы всегда отвечаем на вызовы времени.
Это обеспечивается в первую очередь благодаря нашему единству.
«Богата страна, где живут в согласии», говорят у нас в народе» [1].
Мир и общественное согласие - одна из главных ценностей нашей национальной идеи «Мэцгтк Ел», которую представил Глава государства в одном из Посланий народу Казахстана, превентивной работе в этом направлении в стране уделяется особое внимание. Данная статья преследует эту же цель.
Не всем государствам мира удаётся сохранить мир и согласие, что подтверждает современная ситуация в мире.
В жизни мирового сообщества в науч-= ном её осмыслении одним из наиболее 3 значимых сущностных понятий, отвеча-
СЧ
< ющим сложным процессам зарождения и
3 развития мировой цивилизации, являет-
= ся понятие «толерантности».
Исходя из данной реальности, толе? рантность принята на международном ~ уровне как норма межэтнических и меж-5 конфессиональных отношений, что от-= ражено в «Декларации принципов толе-Е рантности», подписанной в ноябре 1995 5 года 185 государствами - членами ЮНЕ-? СКО, а также «Декларацией тысячеле-S тия», принятой Генеральной Ассамблеей - ООН в сентябре 2000 года. В «Декла-Е рации тысячелетия» в качестве фунда-у ментальной ценности человечества XXI g века определены свобода личности, ра-
2 венство, терпимость . s
б1
Принятие документа свидетельствует о том, что из опыта XX столетия человечество сделало следующий важный вывод: наука, техника и экономика в чистом виде не могут создать надлежащих условий для мира, гармонии для людей планеты. Поэтому на XXI мировом философском конгрессе в Стамбуле было отмечено, что глобализация ведёт к конфликту этносов. Всё больше в массовом сознании усиливаются проявления национализма, нетерпимости, дискриминации по отношению к этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
Проблема межэтнических отношений остаётся проблемой всего мира, поэтому формирование этнической толерантности подрастающего поколения одна из важнейших задач мировой системы образования, составляющей которой является образовательная система Казахстана.
Несмотря на отсутствие межнациональных распрей и конфликтов, внимание к развитию этнотолерантности и гармонизации этнических взаимоотношений казахстанцев, объединяющих более 140 этнических сообществ, представляет для современного Казахстана особую актуальность.
Пристальное внимание к сохранению межэтнического согласия постоянно присутствует в выступлениях Президента страны Н.А. Назарбаева.
На XV сессии Ассамблеи народа Казахстана, повестка дня которой была посвящена обсуждению доктрины национального единства, Президент страны сказал, что единство народа государства держится на трёх главных столпах. «Во
- первых, это наша общая история... Во
- вторых, это общие для всех казахстанских этносов ценности ...И, наконец, третья опора - это наше общее будущее».
а
Далее он подчеркнул, что у наших детей и внуков будет всё, если мы передадим им чувство дружбы и братства, доверия и толерантности [2].
Исходя из данной задачи, одной из важных составляющих процесса воспитания подрастающего поколения является формирование этнотолерантности как основы мира и согласия в обществе.
Теоретический анализ научной литературы и практического инновационного опыта позволяет утверждать, что на современном этапе есть достаточные основания повышения эффективности процесса формирования этнотолерантности подрастающего поколения, как важной составляющей духовного, нравственного, гражданского воспитания.
Проблемы формирования духовных, нравственных ценностей, гражданского и патриотического сознания, политической и правовой культуры, основой которых, по нашему мнению, является этнотолерантность рассматривается в работах А.К. Абдиной, Д.Ж. Адизбаевой, Г.Г.Акмамбетова, А.И. Артемьева, Н.Ж. Байтеновой, М.З. Изотова, Г.В. Малини-на, А.Н. Нысанбаева, Г.Г. Соловьёвой, М.Ш. Хасанова и др.
Проблема формирования этнотоле-рантной компетентности и культуры межнационального общения рассматриваются в различных аспектах зарубежными авторами:
• социологический анализ взаимоотношений учащихся с учётом их этнической принадлежности в работах А. Кар-динера, Р. Линтон, П.Мертон и др.;
• этнопсихология общения - межличностные отношения обучаемых в исследованиях Р. Кембелл, М. Мид, Б.А. Фишер и др.
Важно, что в педагогической науке проблемы межэтнического взаимодей-
ствия нашли отражение в работах М.А. Абсатовой [3.], Д.И. Латышиной [4.], Ж.Ж. Наурызбая[5], Г.Н. Волкова, К.Ж. Кожахметовой [6] и др.
В исследовании мы опирались на выводы в работах этносоциального аспекта РБ. Абсаттарова [7], Л . Н. Гумилёва[8] , ИС. Кона [9], И.Б. Цепковой [10] и др.
В исследовании этнополитики Казахстана значительный вклад внесли Б.Б. Абдыгалиев [11], Л.А. Байдельдинов [12], К.Е. Кушербаев [13] и др.
Проведённый анализ и собственный взгляд на проблему формирования этно-толерантной компетентности старшего школьника позволили сделать вывод, что этнотолерантная компетентность старшего школьника предполагает интерес и сознательную ориентацию на проявление этнотолерантности, понимание её сущности и владение категориальным аппаратом по проблеме; умения толерантного взаимодействия с представителями иных этносов; рефлексию и адекватную оценку проявлений этно- з толерантности, равнодушия и интоле- ^ рантности.
Кроме того, социально - педагогический подход к пониманию этното- о лерантной компетентности старшего = школьника позволяет рассматривать её ^ как интегративное качество личности, £ представляющего собой единство вну- ~ тренних и внешних компонентов и опре- й деляет школьника, как понимающего и р уважающего мнения, чувства и своеобразие иных этносов.
Исходя из данных выводов, на наш 7 взгляд, этнотолерантная компетентность 2 старшего школьника - это интеграль- ^ ное качество личности, предполагающее 2 способность индивида к взаимопонима- у нию, взаимодействию с представителя- -
ми иных этносов, основанное на знании, 2
©
м
признании, принятии их отличий и уважении к правам и свободам личности.
Выше приведённое трактование понятия «этнотолерантная компетентность» позволило нам определить главные составляющие модели этнотолерантной компетентности старшего школьника, к компонентам её мы относим социально - перцептивную, социально - право-вовую, когнитивную и поведенческую компетенции.
Обоснуем свою позицию.
Раскрытию сущности социально -правовой компетенции старшего школьника способствовало исследование казахстанского учёного И.Б. Цепковой [10], в которой показано, что превалирующая в современной науке конфликтная регуляция индивидуально - общественных отношений соответствует нестабильным обществам, к которым наша страна не относится; обусловлена важность выявления правовых, социальных механизмов сохранения высокого уровня § этнотолерантной компетентности в ка-< захстанском обществе; обоснована необ-2 ходимость разработки новых концепций 2 воспитательно-учебного процесса по 2 формированию этнотолерантной компетентности, что и было сделано в процес-2 се исследования.
Развитие социально-правовой компе-= тенции в процессе экспериментальной - работы способствовало повышению ? уровня юридической грамотности, осоз-^ нанию старшим школьником прав, обязанностей и правовой ответственности, что стимулировало их социальную ак-= тивность.
Существует множество причин, по-5 рождающих осложнения в межнацио-£ нальных отношениях, среди них особое
А
и место занимает игнорирование наци-5 ональных чувств людей, пренебрежи-
о
тельное отношение к истории их этноса, языку, ценностям культуры. Вот почему в формировании этнотолерантной компетентности важное значение имеет когнитивная компетенция, развитие которой является основополагающим направлением образовательного процесса, компонентами которой являются знание культуры своего этноса и культуры этносов социума; знание норм и правил поведения в полиэтнической среде.
Старшего школьника, обладающего данной компетенцией, характеризует историческое сознание. Именно историческое сознание есть основа понимания национального менталитета сформировавшегося у этноса за тысячелетнюю историю.
Знание истории этносов населяющих нашу страну, истории государства порождает чувства исторической преемственности, исторических корней, ощущение причастности, общности судеб народов, живущих бок о бок многие годы. Об этом статья Президента нашей страны «Семь граней Великой степи» [14], которая сегодня составляет основу формирования перцептивной компетенции, составляющей этнотолерантной компетентности индивида. Есть реальная возможность её развития у подрастающего поколения.
Важной составляющей этнотолерантной компетентности старшего школьника является перцептивная компетенция. По нашему мнению, основой перцептивной компетенции является человеколюбие - фундамент гуманизма.
К концу XX века гуманизм как общественное явление превратился в высоко значимый элемент гражданского общества, он стал глобальным феноменом человечности, выражающим волю к достойной жизни. Старшим школьникам
Е
необходимо знать основу современного гуманизма, следовательно, человеколюбия - это уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку, в том числе представителю иного этноса.
Наука о мире, активно развивающаяся с середины двадцатого века, утверждает, что «образы врага», сопровождающие, а нередко и вызывающие войны, формируются либо под воздействием целенаправленно искажённой информации, либо в результате незнания народов друг о друге. Справедливо заметил В.Ф. Малиновский: ненависть есть «обильнейший источник предубеждения народов, а между тем, чтобы более уважать себя взаимно, народы должны больше знать друг друга» [15, с.114].
Уважение к уникальности культуры каждого этноса является основополагающим в перцептивной компетенции.
Следующая составляющая этнотоле-рантной компетентности - поведенческая компетенция. Старший школьник, обладающий поведенческой компетенцией, осознаёт, что поведение человека всегда общественно, обусловлено и обретает характеристики сознательной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.
В Большой современной энциклопедии «Педагогики» сказано: «На уровне общественно - детерминированной деятельности человека термин «поведение» обозначает действие человека по отношению к обществу, к другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. Единицами поведения являются поступки, в которых формируется и в то же время выражаются позиции личности, её моральные убеждения» [16,с.437].
Школьник, обладающий поведенче-
ской компетенцией, должен знать, что его поступки выражают отношение к окружающим, они создают комфортную обстановку, в противном случае - дискомфортную.
В процессе экспериментальной работы школьники через интерактивные методы освоили особенности модели поведения различных этносов с целью формирования позитивного отношения ко всему неожиданному.
Результаты эксперимента показали, что уровень этнотелерантной компетентности старших школьников вырос, что подтверждает ценность опыта и сегодня в связи с задачами, поставленными Президентом нашей страны в статье «Семь граней великой степи», в которой он пишет: «К тому же принципиально важно отметить, что речь идёт об истории Казахстана, которая является общей для многих этносов, проживающих на нашей территории длительное время. Это наша общая история, вклад в которую внесли многие выдающиеся деятели разной эт- § нической принадлежности.... Вопрос не < в том, чтобы показать своё величие за -S счёт принижения роли других народов. Главное, спокойно и объективно понять 2 нашу роль в глобальной истории, опира- S ясь на научные факты» [14].
о
а.
ЛИТЕРАТУРА
s
1.Назарбаев H.A. Рост благосостояния ~
казахстанцев: повышение доходов и ка- у
s
чества жизни / H.A. Назарбаев //Наш Ко-станай. -2018.-9 октября.
2.Назарбаев H.A. Национальное един- О ство - наш стратегический выбор [Элек- ё тронный ресурс] http:// www.president.kz/ -
3.Абсатова М.А. Теоретико - мето- §
дологические основы формирования &
с
поликультурнои компетентности стар- и
шеклассников. Автореф. дис. докт. пед. з
©
м
наук. Алматы. 2009. - 27с.
4.Латышина Д.И Педагогика межнационального общения /Под редакцией Д.И. Латышиной, . - М.: Гардарики, 2004. -320с.
5.Наурызбай Ж.Ж. Научно - педагогические основы этнокультурного образования школьников. / Ж.Ж. Наурыжбай. Дисс. Докт. пед . наук. - Алматы, 1997. -357с.
б.Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов/ под ред. Г.Н. Волкова, К.Ж. Кожахметовой. -Алматы: «Алмата», 2001. - 305с.
7.Абсаттаров Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. - Алматы: Гылым, 1995. -248с.
8.Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли/Л.Н. Гумилёв. - М.: Айрис-пресс, 2013. -560с.
9.Кон И.С. Ребёнок и общество (историю) - этнографическая перспектива)-М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988,- 270с.
Ю.Цепкова И.Б. Формирование толе-5 рантности как фактор социально - по-2 литической стабильности в Республике ^ Казахстан. Автореф. докт. социол. наук. 2 Алматы, 2009. - 44с.
11. Абдыгалиев Б. Б. Го сударственная политика и межнациональные отношения в Республике Казахстан. Алматы: типография немецкого дома, 1996. - 75с.
12.Байдельдинов Л.А. Некоторые внутренние и внешнеполитические факторы этнокультурной интеграции казахстанского общества//Материалы межд. науч. - практ. конф. «Центральная Азия и Казахстан в системе современных международных отношений в условиях глобализации» отв. ред. Л.М. Иватова: Каз.НУ, 2004. - С. 11-15.
13.Кушербаев К.Е. Этнополитика Казахстана: состояние и перспективы. Алматы: Институт развития Казахстана, 1996. -227с.
14.Назарбаев H.A. Семь граней Великой степи/ H.A. Назарбаев https://www. zakon.kz/4946814-sem-graney-velikoy-stepi-n-nazarbaev-21 .html
15.Соколова Э. Образование - путь к культуре мира и толерантности/Э. Со-колова//Народное образование. - 2002. -№2. - С.111-114.
16.Педагогика. Большая современная энциклопедия. Сост.Е.О. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2005. - 720с.
м
w
и
о
©