Научная статья на тему 'Обзор опыта республики Казахстан: система оценки качества образования Казахстана и её основные элементы. Часть 2'

Обзор опыта республики Казахстан: система оценки качества образования Казахстана и её основные элементы. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1521
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY ASSESSMENT / ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ / ASSESSMENT PROCEDURES / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН / THE NATIONAL EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетникова О. А., Кисикова А. М.

В работе приводится обзорный материал о системе оценки качества образования Республики Казахстан (СОКО РК), где дается общая характеристика СОКО РК и описываются её основные элементы национальный экзамен (единое национальное тестирование ЕНТ), а так же характеризуются процедуры проведения итоговой и промежуточной аттестации учащихся образовательных учреждений Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Решетникова О. А., Кисикова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE KAZAKHSTAN: QUALITY ASSESSMENT OF EDUCATION IN KAZAKHSTAN AND ITS MAIN ELEMENTS. PART 2

This article is the review of the system of assessing the quality of education of the Republic of Kazakhstan (RK SOCO), which provides a general description of the SOCO Kazakhstan and describes its main components the national examination (a single national testing UNT), as well as the procedures are characterized by final and interim assessment of students of educational institutions of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Обзор опыта республики Казахстан: система оценки качества образования Казахстана и её основные элементы. Часть 2»

УДК 37.014.6; 37.014.3

ОБЗОР ОПЫТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ЧАСТЬ 2.

Решетникова О.А., к.п.н., директор ФИПИ, E-mail: [email protected] Кисикова А.М., стажер ИУО РАО, E-mail: [email protected] Москва, Россия

Аннотация. В работе приводится обзорный материал о системе оценки качества образования Республики Казахстан (СОКО РК), где дается общая характеристика СОКО РК и описываются её основные элементы - национальный экзамен (единое национальное тестирование - ЕНТ), а так же характеризуются процедуры проведения итоговой и промежуточной аттестации учащихся образовательных учреждений Казахстана. Ключевые слова: система оценки качества образования, процедуры оценивания, национальный экзамен.

THE EXPERIENCE OF THE KAZAKHSTAN: QUALITY ASSESSMENT OF EDUCATION IN KAZAKHSTAN AND ITS MAIN ELEMENTS. PART 2

Reshetnikova O.A., PhD., director of Federal Institute of educational measurements (FIEM), E-mail: [email protected]

Kisikova A.M., intern of IME of RAE, E-mail: [email protected] Moskow, Russia

Abstract. This article is the review of the system of assessing the quality of education of the Republic of Kazakhstan (RK SOCO), which provides a general description of the SOCO Kazakhstan and describes its main components - the national examination (a single national testing - UNT), as well as the procedures are characterized by final and interim assessment of students of educational institutions of Kazakhstan.

Key words: quality assessment, assessment procedures, the national exam.

Крупномасштабные исследования образовательных достижений учащихся

Общее описание

Процессы модернизации системы образования в Казахстане предопределили необходимость реформирования системы оценивания в целях приведения ее в соответствие с современными тенденциями развития образования в мире.

В настоящее время в Казахстане крупномасштабные исследования образовательных достижений учащихся осуществляются по двум направлениям: в ходе разных выборочных мониторинговых исследований качества образования республиканского уровня, а также в ходе проведения международных сравнительных исследований качества образования.

«Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана», - заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана в январе 2011 года.

В связи с принятием Государственной программы развития образования в 20112012 учебном году введена внешняя оценка учебных достижений (ВОУД) - один из видов независимого от организаций образования мониторинга за качеством обучения [1].

Задачами ВОУД в организациях образования являются:

1) осуществление мониторинга учебных достижений обучающихся;

2) оценка эффективности организации учебного процесса;

3) проведение сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования.

ВОУД проводится с 2012 года по всей республике с охватом 10-20% школ (основные и средние школы). В 2011-2012 учебном году впервые в 653-х общеобразовательных организациях образования республики проведена процедура внешней оценки учебных достижений учащихся 9-х классов [2].

ВОУД на уровне основного среднего образования проводится на базе организаций образования, в которых обучаются учащиеся. Контроль над соблюдением правил проведения ВОУД осуществляют Департаменты по контролю в сфере образования Комитета по контролю в сфере образования и науки и направляемые уполномоченные представители Министерства. Он проводится в форме комплексного тестирования как с применением бумажных носителей, так и с использованием современных информационных технологий, а также письменных заданий, утверждаемых уполномоченным органом. Задания разрабатываются на основе общеобразовательных учебных программ, их содержание не может выходить за рамки указанных программ.

В процедуру ВОУД в 9 (10) классах в обязательном порядке включаются казахский язык и 3 предмета, ежегодно определяемые Министерством образования и науки. Результаты ВОУД могут использоваться организациями, проводящими рейтинговые исследования.

Последние десятилетия характеризуются в проведении международных сравнительных исследований, которые дают ценную информацию о состоянии образования, позволяют сравнивать подготовку учащихся с международными стандартами, осуществлять мониторинг качества образования в мире.

На формирование национальной системы мониторинга качества образования в Казахстане наибольшее влияние оказывают международные сравнительные исследования качества образования наряду с Единым национальным тестированием.

В соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы наша страна начиная с 2007 года начала принимать участие в международных сравнительных исследованиях качества общего образования. Международные исследования PIRLS, TIMSS и PISA проводятся Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) и Организацией экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (OECD). Данные исслеодования позволяют оценить состояние и тенденции развития общего образования в странах мира, выявить особенности обучения чтению, математике и естественно-научным предметам в начальной, основной и средней школах разных стран, а также оценить качество общего образования в отдельных странах, в том числе и в Казахстане, с точки зрения приоритетов в образовании, выработанных международным сообществом.

TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) - международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования. В рамках этого исследования оценивается качество математической и естественнонаучной подготовки учащихся 4 и 8 классов с учетом содержания образования стран-участниц проекта. Наша страна в 2007 году впервые принимала участие в исследовании TIMSS в числе 59 стран мира (около 425000 учащихся 4 и 8 классов по всему миру). В исследовании TIMSS-2007 принимали участие только 4 классы в количестве 3990 учащихся из 141 школ с казахским и русским языками обучения.

В исследовании TIMSS-2011 участвовали 154 организаций образования страны. Из них 78 - городских, 76 - сельских школ, с казахским языком обучения - 68, с русским языком обучения - 30, смешанных - 56 школ. Всего приняли участие 8775 учащихся 4-х и 8-х классов, из них с казахским языком обучения - 5367, с русским языком обучения -3408. В том числе 4385 учащихся 4-х классов (с казахским- 2660, с русским языком обучения - 1725) и 4390 учащихся 8-х классов (с казахским - 2707, с русским языком обучения - 1683).

Результаты участия казахстанских школьников являются ниже среднего международного. Средний балл казахстанских четвероклассников по математике составил 501 балл, что соответствует 27 месту и по естественнонаучным дисциплинам - 495 баллов и 32 место среди 50 стран мира. Средний балл восьмиклассников по математике составил 487 баллов, что соответствует 17 месту и по естественнонаучным дисциплинам - 490 баллов и 20 место среди 42 стран мира.

В международном проекте «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Казахстан принял участие впервые в 2010 году.

В 2009 году 15-летние учащиеся наши страны впервые приняли участие в международном исследовании PISA (Programme for international Student assessment) -2009. В данном цикле исследования PISA-2009 приняли участие 5590 обучающихся из 200 образовательных учреждений 16 регионов Казахстана. Из них: общеобразовательных школ - 184; профессиональных школ и колледжей - 17; учащихся с казахским языком обучения - 3194; учащихся с русским языком - 2396.

В декабре 2010 года стали известны итоги четвертого цикла международной программы по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся PISA-2009. Результаты Казахстана в турнирной таблице из 65 стран - участниц PISA оказались статистически значительно ниже среднего балла стран, входящих в ОЭСР - Организацию экономического сотрудничества и развития, - 53-60-е места. В этот диапазон уложились успехи и неудачи наших школьников по читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Три этих направления ключевые в PISA.

1-направление - читательская грамотность. Средний балл казахстанских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 390 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Казахстанские учащиеся по данной области занимают 58-60 (Россия на 41-43 местах) места среди 65 стран с учетом ошибки измерения.

2-направление - математическая грамотность. По результатам исследования математической грамотности 15-летних учащихся в 2009 году казахстанские учащиеся оказались в группе стран, результаты которых существенно ниже результатов стран ОЭСР. Средний балл казахстанских учащихся составил 405 баллов (по странам ОЭСР -496), что соответствует 53-54 местам среди 65 стран-участниц.

3-направление - Естественнонаучная грамотность. Средний результат российских учащихся по естественнонаучной грамотности в 2009 году статистически значимо ниже среднего результата по странам ОЭСР и составляет 400 баллов (по странам ОЭСР - 501). С учетом ошибки измерения казахстанские учащиеся 15-летнего возраста по данной области занимают 53-58 места среди 65 стран.

Результаты PISA свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых:

1) адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5 % от числа

участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР -28,6 %);

2) эффективно работать с конкретными моделями для конкретной ситуации, развивать и интегрировать разные задания, составляет 4,2 % от числа участников исследования математической грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 16 % участников);

3) эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций, составляет 3,6 % от числа участников исследования естественнонаучной грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 20,5 %) [3].

Почему мы оказались на таком уровне, в чем причина? Данные результаты ставят много вопросов перед отечественным образованием. Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе? На этот вопрос пытаются ответить специалисты 65 стран мира в ходе Международной программы PISA.

В исследовании PISA - 2012 приняли участие 5808 15-тилетних обучающихся из 218 организаций образования страны. Из них 200 общеобразовательных школ и 18 профессиональных школ и лицеев, городских организаций образования - 103, сельских - 115. В том числе 3234 обучающихся с казахским языком обучения, 2147 с русским языком обучения.

Наряду со школьниками в исследовании приняли участие 427 обучающихся из 18 организаций ТиПО. Из них с казахским языком обучения - 288, с русским языком обучения - 139 обучающихся.

Результаты исследования будут предоставлены ОЭСР в декабре 2013 года.

Как показывают результаты TIMES и PISA результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают хорошие предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. В связи с этим перед государством стоял вопрос о функциональной грамотности. Задача развития функциональной грамотности поставлена самой жизнью и заложена в принятом государством пятилетнем национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников - «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы».

Задачи Национального плана:

• Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников;

• Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников;

• Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ;

• Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

• Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников;

• Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.

При этом в стране в настоящее время отсутствует единая программа мониторинга качества образования на государственном уровне. Как уже говорилось, инициатива их проведения в основном принадлежит Министерству образования и науки. Большой, качественный, четкий мониторинг провели вышеназванные территориальные департаменты по контролю в сфере образования, созданные по инициативе Президента в 2011 году. К исследованию принадлежал все: контингент, педагогический состав, библиотечный фонд, компьютерная техника и в целом материально-техническая база каждой школы и были охвачены все школы республики.

Процесс наблюдения за качеством должен осуществляться независимо от организаций образования. Данные мониторинга должны регулярно освещаться и подвергаться критическому анализу в независимых источниках информации. Контролировать соблюдение норм и правил проведение внешней оценки учебных заведений, а также обучение, должны осуществлять областные и городские департаменты образования, а также и уполномоченные представители министерства. Для проведения обучения необходимы эксперты в сфере образования, а также и сами составители, и разработчики тестов ВОУД.

Особое внимание следует уделить адекватному использованию результатов проводимых мониторинговых исследований для принятия управленческих решений, а также комплексному использованию результатов, полученных в ходе различных измерений, для стимулирования деятельности как системы образования, так и отдельных образовательных учреждений.

Оценка на уровне класса. Общее описание традиционной системы оценивания в классе

В Казахстане наиболее распространённоё в отечественной практике остаётся установленная Министерством народного просвещения в 1937 году традиционная система

оценивания, опирающаяся на пятибалльную шкалу: "1" - слабые успехи; "2" -посредственные; "З" - достаточные; "4" - хорошие; "5" - отличные. Балльная система оценивания используются только в вузовской системе.

Электронные журналы будут введены по итогам Электронного обучения - Е-Ьеашп§, которое вводится ежегодно с каждого региона по несколько школ.

Целью создания Системы электронного обучения является обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, направленного на массовое качественное образование. В организациях образования система электронного обучения будет использоваться в 2015 г.-50%, 2020 г.-90 % [4]

По всей Республике практикуется безотметочное оценивание: 1 полугодии 1 класса оценка уровня усвоения учебного материала не выставляется [5].

Внутришкольные оценивания

На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:

■ Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

■ Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев,

■ Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

■ Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

Для снижения вышеперечисленных рисков необходимо на государственном уровне разработать общие принципы оценки качества, разработать модельные параметры системы оценки качества образования, организовать подготовку кадров и повышение квалификации специалистов образования в области оценки и управления качеством образования.

Повышение квалификации педагогов

Одним из инновационных инструментов реализации идей Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы

рассматривается институционализация нового содержания повышения квалификации педагогов Казахстана [6].

Одно наиболее важных продвижений в вопросе повышения статуса педагога связано с начатым коренным преобразованием системы повышения квалификации учителей. 2011 году в стране созданы принципиально новые базовые комплексы этой системы. Национальный центр повышения квалификации педагогов с интегрированными центрами в регионах, Центры педагогического мастерства при «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с сотрудниками факультета образования Кембриджского университета разработали многоуровневые программы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ Казахстана [7].

Программы рассчитаны на три месяца обучения. Всего три программы:

• Первый (продвинутый) уровень;

• Второй (основной)уровень;

• Третий (базовый) уровень.

Приоритетные направления Программы состоят из семи модулей: новые подходы в преподавании и обучении; обучение критическому мышлению; оценивание для обучения и оценивание обучения; использование информационно- коммуникационных технологий в преподавании и обучении; обучение талантливых и одаренных детей; преподование и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; управление и лидерство в обучении.

По объему учебного времени практика курсов составлят 3 месяца. Обучение в аудитории в течение 2 месяцев и дистанционно (онлайн) в течение 1 месяца. Практика второго уровня помимо исследования в реальном классе предполагает проведение коучинг занятий для учителей школы и менторинга (наставничества) одного коллеги с изменением практики данного учителя. Слушатель курсов второго уровня должен во время практики подготовить четыре открытых занятия для учителей школы совместно с обученным учителем данной школы по технологии Кембриджской программы. Программа второго уровня обучения готовит учителей, которые будут работать у себя в школе в своих классах, используя все новые модули в работе. Поэтому данная программа предполагает повышение квалификации учителей, которые помимо того, что будут заниматься изучением и развитием учебной деятельности учащихся, они будут проводить исследования, коучинг занятия и ментори, то есть это процесс наставничества. После обучения в институте повышения квалификации они должны будут обучить свой педагогический коллектив современным технологиям образования.

В рамках реализации уровневых программ разработаны учебно- методические материалы, включающие: предкурсовая задания, руководство для тренера, руководство для учителя, задания для выполнения в период практики в школе, структурированные учебные материалы на образовательном портале ЦПМ (центр педагогического мастерства).

Программа курсов только получила старт к реализации в Казахстане. Рано говорить о системных изменениях в образовательной сфере.

Заключение.

В 2020 году в Казахстане осуществится полный переход на 12-летнюю модель обучения. Правительством республики разработан пошаговый План мероприятий по переходу на 12-летнее образование. В настоящее время в 104 школах (45 сельских, 59 городских) страны проводятся экспериментальная работа по внедрению новой продолжительности обучения. В рамках данного перехода 2010-2014 годы является подготовительным периодом. Переход на 12-летнее образование запланирован на 20152016 учебный год. 2015 год- начало внедрения стандартов 12-летнего образования 1,5,11 классов.

Переход на 12-летнее обучение позволит выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство.

Список литературы.

1. «Инструкция по проведению внешней оценки учебных достижений в организациях образования Республики Казахстан», утверждена приказом Минобрнауки Республики Казахстан от 06 апреля 2012 года №151

2. Анализ результатов ВОУД учащихся 9-х классов. Аналитический сборник, Астана-2012 г.

3. Национальный отчет по итогам международного исследования PISA-2009 в Казахстане [Электронный ресурс] Национальный центр образовательный статистики и оценки. Астана, Казахстан, URL: www. bilimstat.edu.kz.

4. Концепция системы электронного обучения на 2010-2015 годы.

5. «Типовые правила текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующихся общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования», утверждены приказом Минобрнауки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года N 125.

6. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

7. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 января 2013 г. №1. «Инструкция по организации повышения квалификации педагогических кадров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.