УДК 37.014.6; 37.014.3
ОБЗОР ОПЫТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ЧАСТЬ 2.
Решетникова О.А., к.п.н., директор ФИПИ, E-mail: [email protected] Кисикова А.М., стажер ИУО РАО, E-mail: [email protected] Москва, Россия
Аннотация. В работе приводится обзорный материал о системе оценки качества образования Республики Казахстан (СОКО РК), где дается общая характеристика СОКО РК и описываются её основные элементы - национальный экзамен (единое национальное тестирование - ЕНТ), а так же характеризуются процедуры проведения итоговой и промежуточной аттестации учащихся образовательных учреждений Казахстана. Ключевые слова: система оценки качества образования, процедуры оценивания, национальный экзамен.
THE EXPERIENCE OF THE KAZAKHSTAN: QUALITY ASSESSMENT OF EDUCATION IN KAZAKHSTAN AND ITS MAIN ELEMENTS. PART 2
Reshetnikova O.A., PhD., director of Federal Institute of educational measurements (FIEM), E-mail: [email protected]
Kisikova A.M., intern of IME of RAE, E-mail: [email protected] Moskow, Russia
Abstract. This article is the review of the system of assessing the quality of education of the Republic of Kazakhstan (RK SOCO), which provides a general description of the SOCO Kazakhstan and describes its main components - the national examination (a single national testing - UNT), as well as the procedures are characterized by final and interim assessment of students of educational institutions of Kazakhstan.
Key words: quality assessment, assessment procedures, the national exam.
Крупномасштабные исследования образовательных достижений учащихся
Общее описание
Процессы модернизации системы образования в Казахстане предопределили необходимость реформирования системы оценивания в целях приведения ее в соответствие с современными тенденциями развития образования в мире.
В настоящее время в Казахстане крупномасштабные исследования образовательных достижений учащихся осуществляются по двум направлениям: в ходе разных выборочных мониторинговых исследований качества образования республиканского уровня, а также в ходе проведения международных сравнительных исследований качества образования.
«Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана», - заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана в январе 2011 года.
В связи с принятием Государственной программы развития образования в 20112012 учебном году введена внешняя оценка учебных достижений (ВОУД) - один из видов независимого от организаций образования мониторинга за качеством обучения [1].
Задачами ВОУД в организациях образования являются:
1) осуществление мониторинга учебных достижений обучающихся;
2) оценка эффективности организации учебного процесса;
3) проведение сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования.
ВОУД проводится с 2012 года по всей республике с охватом 10-20% школ (основные и средние школы). В 2011-2012 учебном году впервые в 653-х общеобразовательных организациях образования республики проведена процедура внешней оценки учебных достижений учащихся 9-х классов [2].
ВОУД на уровне основного среднего образования проводится на базе организаций образования, в которых обучаются учащиеся. Контроль над соблюдением правил проведения ВОУД осуществляют Департаменты по контролю в сфере образования Комитета по контролю в сфере образования и науки и направляемые уполномоченные представители Министерства. Он проводится в форме комплексного тестирования как с применением бумажных носителей, так и с использованием современных информационных технологий, а также письменных заданий, утверждаемых уполномоченным органом. Задания разрабатываются на основе общеобразовательных учебных программ, их содержание не может выходить за рамки указанных программ.
В процедуру ВОУД в 9 (10) классах в обязательном порядке включаются казахский язык и 3 предмета, ежегодно определяемые Министерством образования и науки. Результаты ВОУД могут использоваться организациями, проводящими рейтинговые исследования.
Последние десятилетия характеризуются в проведении международных сравнительных исследований, которые дают ценную информацию о состоянии образования, позволяют сравнивать подготовку учащихся с международными стандартами, осуществлять мониторинг качества образования в мире.
На формирование национальной системы мониторинга качества образования в Казахстане наибольшее влияние оказывают международные сравнительные исследования качества образования наряду с Единым национальным тестированием.
В соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы наша страна начиная с 2007 года начала принимать участие в международных сравнительных исследованиях качества общего образования. Международные исследования PIRLS, TIMSS и PISA проводятся Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) и Организацией экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (OECD). Данные исслеодования позволяют оценить состояние и тенденции развития общего образования в странах мира, выявить особенности обучения чтению, математике и естественно-научным предметам в начальной, основной и средней школах разных стран, а также оценить качество общего образования в отдельных странах, в том числе и в Казахстане, с точки зрения приоритетов в образовании, выработанных международным сообществом.
TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) - международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования. В рамках этого исследования оценивается качество математической и естественнонаучной подготовки учащихся 4 и 8 классов с учетом содержания образования стран-участниц проекта. Наша страна в 2007 году впервые принимала участие в исследовании TIMSS в числе 59 стран мира (около 425000 учащихся 4 и 8 классов по всему миру). В исследовании TIMSS-2007 принимали участие только 4 классы в количестве 3990 учащихся из 141 школ с казахским и русским языками обучения.
В исследовании TIMSS-2011 участвовали 154 организаций образования страны. Из них 78 - городских, 76 - сельских школ, с казахским языком обучения - 68, с русским языком обучения - 30, смешанных - 56 школ. Всего приняли участие 8775 учащихся 4-х и 8-х классов, из них с казахским языком обучения - 5367, с русским языком обучения -3408. В том числе 4385 учащихся 4-х классов (с казахским- 2660, с русским языком обучения - 1725) и 4390 учащихся 8-х классов (с казахским - 2707, с русским языком обучения - 1683).
Результаты участия казахстанских школьников являются ниже среднего международного. Средний балл казахстанских четвероклассников по математике составил 501 балл, что соответствует 27 месту и по естественнонаучным дисциплинам - 495 баллов и 32 место среди 50 стран мира. Средний балл восьмиклассников по математике составил 487 баллов, что соответствует 17 месту и по естественнонаучным дисциплинам - 490 баллов и 20 место среди 42 стран мира.
В международном проекте «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Казахстан принял участие впервые в 2010 году.
В 2009 году 15-летние учащиеся наши страны впервые приняли участие в международном исследовании PISA (Programme for international Student assessment) -2009. В данном цикле исследования PISA-2009 приняли участие 5590 обучающихся из 200 образовательных учреждений 16 регионов Казахстана. Из них: общеобразовательных школ - 184; профессиональных школ и колледжей - 17; учащихся с казахским языком обучения - 3194; учащихся с русским языком - 2396.
В декабре 2010 года стали известны итоги четвертого цикла международной программы по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся PISA-2009. Результаты Казахстана в турнирной таблице из 65 стран - участниц PISA оказались статистически значительно ниже среднего балла стран, входящих в ОЭСР - Организацию экономического сотрудничества и развития, - 53-60-е места. В этот диапазон уложились успехи и неудачи наших школьников по читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Три этих направления ключевые в PISA.
1-направление - читательская грамотность. Средний балл казахстанских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 390 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Казахстанские учащиеся по данной области занимают 58-60 (Россия на 41-43 местах) места среди 65 стран с учетом ошибки измерения.
2-направление - математическая грамотность. По результатам исследования математической грамотности 15-летних учащихся в 2009 году казахстанские учащиеся оказались в группе стран, результаты которых существенно ниже результатов стран ОЭСР. Средний балл казахстанских учащихся составил 405 баллов (по странам ОЭСР -496), что соответствует 53-54 местам среди 65 стран-участниц.
3-направление - Естественнонаучная грамотность. Средний результат российских учащихся по естественнонаучной грамотности в 2009 году статистически значимо ниже среднего результата по странам ОЭСР и составляет 400 баллов (по странам ОЭСР - 501). С учетом ошибки измерения казахстанские учащиеся 15-летнего возраста по данной области занимают 53-58 места среди 65 стран.
Результаты PISA свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых:
1) адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5 % от числа
участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР -28,6 %);
2) эффективно работать с конкретными моделями для конкретной ситуации, развивать и интегрировать разные задания, составляет 4,2 % от числа участников исследования математической грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 16 % участников);
3) эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций, составляет 3,6 % от числа участников исследования естественнонаучной грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 20,5 %) [3].
Почему мы оказались на таком уровне, в чем причина? Данные результаты ставят много вопросов перед отечественным образованием. Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе? На этот вопрос пытаются ответить специалисты 65 стран мира в ходе Международной программы PISA.
В исследовании PISA - 2012 приняли участие 5808 15-тилетних обучающихся из 218 организаций образования страны. Из них 200 общеобразовательных школ и 18 профессиональных школ и лицеев, городских организаций образования - 103, сельских - 115. В том числе 3234 обучающихся с казахским языком обучения, 2147 с русским языком обучения.
Наряду со школьниками в исследовании приняли участие 427 обучающихся из 18 организаций ТиПО. Из них с казахским языком обучения - 288, с русским языком обучения - 139 обучающихся.
Результаты исследования будут предоставлены ОЭСР в декабре 2013 года.
Как показывают результаты TIMES и PISA результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают хорошие предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. В связи с этим перед государством стоял вопрос о функциональной грамотности. Задача развития функциональной грамотности поставлена самой жизнью и заложена в принятом государством пятилетнем национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников - «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы».
Задачи Национального плана:
• Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников;
• Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников;
• Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ;
• Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
• Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников;
• Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
При этом в стране в настоящее время отсутствует единая программа мониторинга качества образования на государственном уровне. Как уже говорилось, инициатива их проведения в основном принадлежит Министерству образования и науки. Большой, качественный, четкий мониторинг провели вышеназванные территориальные департаменты по контролю в сфере образования, созданные по инициативе Президента в 2011 году. К исследованию принадлежал все: контингент, педагогический состав, библиотечный фонд, компьютерная техника и в целом материально-техническая база каждой школы и были охвачены все школы республики.
Процесс наблюдения за качеством должен осуществляться независимо от организаций образования. Данные мониторинга должны регулярно освещаться и подвергаться критическому анализу в независимых источниках информации. Контролировать соблюдение норм и правил проведение внешней оценки учебных заведений, а также обучение, должны осуществлять областные и городские департаменты образования, а также и уполномоченные представители министерства. Для проведения обучения необходимы эксперты в сфере образования, а также и сами составители, и разработчики тестов ВОУД.
Особое внимание следует уделить адекватному использованию результатов проводимых мониторинговых исследований для принятия управленческих решений, а также комплексному использованию результатов, полученных в ходе различных измерений, для стимулирования деятельности как системы образования, так и отдельных образовательных учреждений.
Оценка на уровне класса. Общее описание традиционной системы оценивания в классе
В Казахстане наиболее распространённоё в отечественной практике остаётся установленная Министерством народного просвещения в 1937 году традиционная система
оценивания, опирающаяся на пятибалльную шкалу: "1" - слабые успехи; "2" -посредственные; "З" - достаточные; "4" - хорошие; "5" - отличные. Балльная система оценивания используются только в вузовской системе.
Электронные журналы будут введены по итогам Электронного обучения - Е-Ьеашп§, которое вводится ежегодно с каждого региона по несколько школ.
Целью создания Системы электронного обучения является обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, направленного на массовое качественное образование. В организациях образования система электронного обучения будет использоваться в 2015 г.-50%, 2020 г.-90 % [4]
По всей Республике практикуется безотметочное оценивание: 1 полугодии 1 класса оценка уровня усвоения учебного материала не выставляется [5].
Внутришкольные оценивания
На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:
■ Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
■ Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев,
■ Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
■ Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
Для снижения вышеперечисленных рисков необходимо на государственном уровне разработать общие принципы оценки качества, разработать модельные параметры системы оценки качества образования, организовать подготовку кадров и повышение квалификации специалистов образования в области оценки и управления качеством образования.
Повышение квалификации педагогов
Одним из инновационных инструментов реализации идей Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы
рассматривается институционализация нового содержания повышения квалификации педагогов Казахстана [6].
Одно наиболее важных продвижений в вопросе повышения статуса педагога связано с начатым коренным преобразованием системы повышения квалификации учителей. 2011 году в стране созданы принципиально новые базовые комплексы этой системы. Национальный центр повышения квалификации педагогов с интегрированными центрами в регионах, Центры педагогического мастерства при «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с сотрудниками факультета образования Кембриджского университета разработали многоуровневые программы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ Казахстана [7].
Программы рассчитаны на три месяца обучения. Всего три программы:
• Первый (продвинутый) уровень;
• Второй (основной)уровень;
• Третий (базовый) уровень.
Приоритетные направления Программы состоят из семи модулей: новые подходы в преподавании и обучении; обучение критическому мышлению; оценивание для обучения и оценивание обучения; использование информационно- коммуникационных технологий в преподавании и обучении; обучение талантливых и одаренных детей; преподование и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; управление и лидерство в обучении.
По объему учебного времени практика курсов составлят 3 месяца. Обучение в аудитории в течение 2 месяцев и дистанционно (онлайн) в течение 1 месяца. Практика второго уровня помимо исследования в реальном классе предполагает проведение коучинг занятий для учителей школы и менторинга (наставничества) одного коллеги с изменением практики данного учителя. Слушатель курсов второго уровня должен во время практики подготовить четыре открытых занятия для учителей школы совместно с обученным учителем данной школы по технологии Кембриджской программы. Программа второго уровня обучения готовит учителей, которые будут работать у себя в школе в своих классах, используя все новые модули в работе. Поэтому данная программа предполагает повышение квалификации учителей, которые помимо того, что будут заниматься изучением и развитием учебной деятельности учащихся, они будут проводить исследования, коучинг занятия и ментори, то есть это процесс наставничества. После обучения в институте повышения квалификации они должны будут обучить свой педагогический коллектив современным технологиям образования.
В рамках реализации уровневых программ разработаны учебно- методические материалы, включающие: предкурсовая задания, руководство для тренера, руководство для учителя, задания для выполнения в период практики в школе, структурированные учебные материалы на образовательном портале ЦПМ (центр педагогического мастерства).
Программа курсов только получила старт к реализации в Казахстане. Рано говорить о системных изменениях в образовательной сфере.
Заключение.
В 2020 году в Казахстане осуществится полный переход на 12-летнюю модель обучения. Правительством республики разработан пошаговый План мероприятий по переходу на 12-летнее образование. В настоящее время в 104 школах (45 сельских, 59 городских) страны проводятся экспериментальная работа по внедрению новой продолжительности обучения. В рамках данного перехода 2010-2014 годы является подготовительным периодом. Переход на 12-летнее образование запланирован на 20152016 учебный год. 2015 год- начало внедрения стандартов 12-летнего образования 1,5,11 классов.
Переход на 12-летнее обучение позволит выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство.
Список литературы.
1. «Инструкция по проведению внешней оценки учебных достижений в организациях образования Республики Казахстан», утверждена приказом Минобрнауки Республики Казахстан от 06 апреля 2012 года №151
2. Анализ результатов ВОУД учащихся 9-х классов. Аналитический сборник, Астана-2012 г.
3. Национальный отчет по итогам международного исследования PISA-2009 в Казахстане [Электронный ресурс] Национальный центр образовательный статистики и оценки. Астана, Казахстан, URL: www. bilimstat.edu.kz.
4. Концепция системы электронного обучения на 2010-2015 годы.
5. «Типовые правила текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующихся общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования», утверждены приказом Минобрнауки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года N 125.
6. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
7. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 января 2013 г. №1. «Инструкция по организации повышения квалификации педагогических кадров».