Научная статья на тему 'Национальная система оценки качества образования Республики Казахстан: описание инфраструктуры и проводимых оценочных мероприятий'

Национальная система оценки качества образования Республики Казахстан: описание инфраструктуры и проводимых оценочных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3522
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка качества образования / национальные экзамены / национальное тестирование / государственная аттестация / внешнее оценивание / quality assessment in education / national exams / national testing / state certification / external evaluation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдиев Кали Сеильбекович

В статье приводится описание элементов, составляющих Национальную систему оценки качества образования Казахстана, дана краткая историческая справка о становлении системы. Рассмотрены функции и задачи организаций, входящих в НСОКО. Виды государственного контроля и мониторинга описаны в двухуровневой схеме, приведено краткое описание инструментария оценочных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдиев Кали Сеильбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL QUALITY ASSESSMENT SYSTEM IN EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: DESCRIPTION OF INFRASTRUCTURE AND ONGOING ASSESSING ACTIVITIES

The article discusses the elements composing national quality assessment system in education in Kazakhstan, historical summary about the system formation is provided. Functions and tasks of the organizations included into NCEQA are considered. Types of the state control and monitoring are considered in two-level scheme, a brief description of assessing activity tools was introduced.

Текст научной работы на тему «Национальная система оценки качества образования Республики Казахстан: описание инфраструктуры и проводимых оценочных мероприятий»

национальная система оценки качества образования республики кАзАхСТАн:

описание инфраструктуры и проводимых оценочных мероприятий

АБДИЕВ КАЛИ СЕИЛЬБЕКОВИЧ

Директор Национального центра тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан, доктор пед. наук

E-mail: [email protected]

Астана, Республика Казахстан

АННОТАЦИЯ. В статье приводится описание элементов, составляющих Национальную систему оценки качества образования Казахстана, дана краткая историческая справка о становлении системы. Рассмотрены функции и задачи организаций, входящих в НСОКО. Виды государственного контроля и мониторинга описаны в двухуровневой схеме, приведено краткое описание инструментария оценочных мероприятий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оценка качества образования, национальные экзамены, национальное тестирование, государственная аттестация, внешнее оценивание.

national quality assessment system in education in the republic of Kazakhstan: description of infrastructure and ongoing assessing activities

KALI ABDIYEV

Director of National Testing Center of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, Doctor of Science (Education). E-mail: [email protected] Astana, Republic of Kazakhstan

ABSTRACT. The article discusses the elements composing national quality assessment system in education in Kazakhstan, historical summary about the system formation is provided. Functions and tasks of the organizations included into NCEQA are considered. Types of the state control and monitoring are considered in two-level scheme, a brief description of assessing activity tools was introduced.

KEYWORDS: quality assessment in education, national exams, national testing, state certification, external evaluation.

Национальная система оценки качества образования (НСОКО) Республики Казахстан создана в соответствии с Государственной программой развития образования на 2005-2010 годы [1]. В программе указывалось, что для внешней оценки организаций образования предусматриваются процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации, ранжирования, централизованного тестирования и прямых мониторинговых исследований. В ходе реализации программы начала создаваться инфраструктура для поддержки функционирования НСОКО. К существующему Национальному центру государственных стандартов образования и тестирования (ныне — Национальный центр тестирования) добавились вновь созданные центры. В частности, были созданы Национальный центр оценки качества образования, Национальный аккредитационный центр и Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации. Принципы НСОКО и результаты функционирования всех ее элементов за несколько первых лет описаны в [2] .

В дальнейшем статус НСОКО был закреплен законодательно. В частности, в Законе Республики Казахстан «Об образовании» в качестве одного из основных понятий приведено следующее определение: «Национальная система оценки качества образования представляет собой совокупность институциональных структур, процедур, форм и способов установления соответствия качества образования государственным общеобязательным стандартам образования, потребностям личности, общества и государства».

основными задачами, которые ставятся перед национальной системой око, являются:

• институциональное оценивание качества образования;

• внешняя оценка учебных достижений обучающихся;

• системный и сравнительный анализ качества образовательных услуг;

• получение объективной информации о состоянии системы образования;

• мониторинг учебных достижений обучающихся;

• обеспечение мотивации участников образовательной системы к непрерывному обучению и повышению качества образования;

• разработка индикаторов развития образования РК;

• разработка стратегии развития системы образования в РК. В инфраструктуру НСОКО входят следующие организации:

• Министерство образования и науки;

• Комитет по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки;

• Национальный центр тестирования;

• Национальный центр образовательной статистики и оценки;

• Национальная академия образования им. И. Алтынсарина;

• Центр Болонского процесса и академической мобильности;

• Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации.

рассмотрим функции и задачи этих организаций в рамках системы оценки качества образования.

Министерство образования и науки РК (www.edu.gov.kz) является государственным органом, осуществляющим руководство в сферах образования и науки. Министерство осуществляет общее управление качеством образования, методическое и методологическое обеспечение качества предоставляемых организациями образования образовательных услуг. Все организации, входящие в структуру НСОКО, являются подведомственными министерству.

Национальный центр тестирования (www.testcenter.kz) проводит работу по контролю качества знаний учащихся, студентов, претендентов в магистратуру, докторантуру, по мониторингу системы образования, формированию студенческого контингента вузов Республики Казахстан, по технологии единого национального тестирования и комплексного тестирования абитуриентов. Основной целью деятельности НЦТ является организационно-техническое обеспечение повышения качества образования в системе непрерывного образования Республики Казахстан, внедрения новой модели формирования студенческого контингента Республики Казахстан.

Основные направления деятельности Национального центра образовательной статистики и оценки (www.bilimstat.edu.kz) — организация и проведение международных и казахстанских сравнительных исследований оценки учебных достижений обучающихся; приведение образовательной статистики Казахстана в соответствие с международными стандартами; участие во всех мероприятиях по развитию и совершенствованию национальной системы оценки качества образования.

Основными задачами Национальной академии образования им. И. Ал-тынсарина (www.nao.kz) являются: научно-методологическое обеспечение системы образования; формирование государственных общеобязательных стандартов образования, учебных программ, учебно-методических пособий; научно-методическое обеспечение перехода общего среднего образования на 12-летнее обучение; ведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в области педагогики.

Миссия Центра Болонского процесса и академической мобильности заключается в содействии вхождению Казахстана в международное образовательное пространство и достижении лидирующей позиции посредством им-плементации требований Болонского процесса и развития академической мобильности. В рамках этой миссии центр занимается проблемами обеспечения качества высшего образования в соответствии с требованиями европейского пространства высшего образования.

Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации является головной организацией по координации всех мероприятий по осуществлению

научно-методического руководства учреждениями ТиПО. РНМЦ проводит независимую оценку качества образования (НОК) выпускников всех колледжей Казахстана. Оценки НОК по дисциплинам выставляются в качестве итоговой аттестации для выпускников колледжей.

Национальная система оценки качества образования в Республике Казахстан осуществляется на двух уровнях: институциональная оценка и внешняя оценка качества знания (рис. 1).

Рисунок 1. Уровни Национальной системы оценки качества образования и виды государственного контроля.

В четырех из представленных видов государственного контроля уровень подготовленности обучающихся проверяется методом тестирования.

Таблица 2. Инструментарий измерения результатов обучения в рамках государственного контроля.

Гос. аттестация организаций образования воуд высшего образования воуд среднего образования Ент кта

Количество предметов (дисциплин) 4 (базовые и профилирующие дисциплины) 4 (базовые и профилирующие дисциплины) 4 5 4

Количество заданий по каждому предмету (дисциплине) 30 25 20 25 25

форма тестовых заданий Задания закрытой формы с выбором одного правильного ответа Задания закрытой формы с выбором нескольких правильных ответов Задания закрытой формы с выбором одного правильного ответа Задания закрытой формы с выбором одного правильного ответа Задания закрытой формы с выбором одного правильного ответа

Государственная аттестация организаций образования проводится с целью осуществления контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям государственного общеобязательного стандарта образования. Государственная аттестация организаций образования проводится раз в пять лет.

В рамках государственной аттестации высшего образования оценка знаний обучающихся путем проведения комплексного тестирования в РК проводится с 1999 года, в среднем образовании — с 2012-2013 учебного года. До 2013 года на уровне среднего образования в рамках государственной аттестации знания обучающихся проверялись путем проведения контрольных работ. Государственная аттестация проводится в выпускных классах (4-е, 9-е, 11-е классы) школ и выпускных курсах вузов.

Отличительной чертой государственной аттестации организаций образования является то, что тестовые задания для оценки знаний обучающихся разрабатываются в Национальном центре тестирования, проводят данный вид государственного контроля территориальные департаменты Комитета по контролю в сфере образования и науки РК Министерства образования и науки РК. К осуществлению контрольных функций департаменты Комитета по контролю в сфере образования и науки РК приступили с апреля 2012 года. Всего по стране действуют 16 территориальных департаментов Комитета по контролю в сфере образования и науки РК Министерства образования и науки РК.

Остальные виды государственного контроля осуществляются по иной схеме: за формирование базы и проведение тестирования ответственность несет Национальный центр тестирования. С апреля 2012 года в организации тестирования принимают участие территориальные департаменты Комитета по контролю в сфере образования и науки РК.

До 2012 года в РК на уровне высшего и среднего образования проводился промежуточный государственный контроль (ПГК), который в отличие от ВОУД имел жесткие правовые последствия. А именно, существовали три вида порога: порог для студентов, порог для специальностей, порог для вуза. Все три вида порога были взаимосвязаны между собой следующим образом: если по результатам ПГК студент не набирал пороговый балл (который ежегодно определяло МОН РК), то он не имел права переходить на следующий курс обучения, то есть либо оставался на повторный курс обучения с лишением государственного гранта (если учился на бюджетной основе), либо отчислялся из вуза. Если же таких студентов на одной специальности было более 7% и специальностей, по которым студенты не набрали пороговый балл, было более 25%, то высшее учебное заведение проходило внеочередную государственную аттестацию.

С 2012 года в РК на уровне высшего и среднего образования проводится мониторинговое исследование в форме внешней оценки учебных достижений (ВОУД). Задачами ВОУД в организациях образования являются:

• осуществление мониторинга учебных достижений обучающихся;

• оценка эффективности организации учебного процесса;

• проведение сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования.

Внешние оценки учебных достижений среднего образования и высшего образования имеют свои отличительные особенности. В рамках ВОУД высшего образования используются тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов. Задания направлены на проверку знаний студентов по перечню дисциплин, определяемому республиканскими учебно-методическими секциями по специальностям.

В среднем образовании в рамках ВОУД использовались только задания, направленные на проверку знаний обучающихся, с 2014 года, согласно Национальному плану действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы [3], будут использованы задания на проверку функциональной грамотности школьников. До 2015 года в соответствии с Государственной программой развития образования [4] ВОУД среднего образования будет проводиться в 9-х классах. Далее будет изменена технология проведения ВОУД, а также содержание измерителей учебных достижений, и будет проводиться в начальной школе с целью мониторинга, в основной и средней школе — в форме итоговой аттестации школьников.

Единое национальное тестирование — одна из форм итоговой аттестации обучающихся в организациях общего среднего образования, совмещенная со вступительными экзаменами в организации образования, дающие по-слесреднее или высшее образование. ЕНТ проводится с 2004 года. Участие в ЕНТ добровольное. Участниками ЕНТ являются выпускники школ текущего учебного года.

Комплексное тестирование проводится при поступлении в вузы РК для абитуриентов прошлых лет, выпускников колледжей, выпускников общеобразовательных школ, не принявших участие в ЕНТ, обучавшихся по линии международного обмена школьников за рубежом, выпускников республиканских музыкальных школ-интернатов, окончивших учебные заведения за рубежом.

По результатам ЕНТ и КТА, а также Конкурса на распределение государственных образовательных грантов Национальным центром тестирования ежегодно публикуются «Итоги формирования студенческого контингента» [5], где отражаются результаты обучающихся в разрезе регионов, предметов, всех тем. Национальным центром образовательной статистики и оценки публикуются: «Анализ результатов единого национального тестирования», «Анализ результатов внешней оценки учебных достижений в организациях высшего образования Республики Казахстан», «Анализ результатов внешней оценки учебных достижений учащихся 9-х классов», «Факторы, влияющие на качество знаний учащихся 9-х классов», «Оценка результатов комплексного тестирования», «Сопоставительный анализ результатов ПГК знаний учащихся 4-х и 9-х классов организаций общего среднего образования» [6-10]. Ежегодный Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования [11] содержит разделы, в которых приводится анализ результатов внешней оценки учебных достижений обучающихся.

Результаты всех видов государственного контроля используются для принятия управленческих решений управлениями организаций во всех регионах РК, для совершенствования инструментария измерения, для совершенствования учебных программ и учебников. Вместе с тем для подготовки к экзаменам проводится пробное тестирование. Участие в пробном тестировании добровольное. Пробное тестирование проводится в пунктах приема ЕНТ (всего 154 пункта) во всех регионах Казахстана в течение всего учебного года. Результаты пробного тестирования используются учителями для построения индивидуальной работы с обучающимися.

Основными направлениями использования результатов мониторинговых исследований и национальных экзаменов можно назвать [12, 13]: • принятие политических решений — разработка стратегических программ развития системы образования (Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы, Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2014-2016 годы);

• разработку территориальных (региональных) программ развития образовательных учреждений, инновационных проектов;

• установление заработной платы педагогическим и руководящим работникам в зависимости от качества труда по заданным критериям и показателям;

• экспертизу образовательных программ;

• оценку эффективности экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;

• обеспечение информационной открытости систем образования и образовательных учреждений;

• консультирование работников системы образования, обучающихся, родителей;

• формирование рейтингов территориальных систем образования и образовательных учреждений;

• проведение профессиональных конкурсов;

• конкурсный отбор лучших образовательных учреждений, учителей.

спи^к литературы

1) Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы: [утв. указом Президента РК от 11.10.2004 № 1459] // Учет. Все для бухгалтера [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ь|Н:р://погтайу. kz/view.php? Ю=14239#.

2) Национальная система оценки качества образования Республики Казахстан: принципы и перспективы развития / Ж. Туймебаев, Т. Балыкбаев, И. Са-гиндиков [и др.]. — Астана: Сарыарка, 2007.

3) Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы: утв. постановлением Правительства РК от 25.06.2012 № 832 // SPY.kz [Электронный ресурс]: ин-формационно-аналитич. портал.— Режим доступа: http://www.spy. kz/VlastJ_PolШc/Postanovleme-Pravitelstva-RespuЫiki-Kazahstan-ot-25-ijunja-2012-goda-832.

4) Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы: [утв. указом Президента РК от 07.12.2010 № 1118] // Эдтет: информационно-правов. система нормативн. правов. актов РК. — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118.

5) Итоги формирования студенческого контингента высших учебных заведений РК в 2013 году / К. Абдиев, Б. Турдалиев, Д. Жаксыбеков [и др.]. — Астана: Национальный центр тестирования, 2013. — 457 с.

6) Анализ результатов исследования «Факторы, влияющие на качество знаний учащихся 9-х классов»: аналитич. доклад / А. Ж. Култуманова, Г. А. Ногай-баева, Г. К. Кусиденова. — Астана: НЦОСО, 2012. — 71 с.

7) Анализ результатов единого национального тестирования (ЕНТ-2012): аналитич. сб. — Астана: НЦОСО, 2012. — 73 с.

8) Сопоставительный анализ результатов ПГК знаний учащихся 4-х и 9-х классов организаций общего среднего образования за 2010-2011 годы / У.М. Абдигапбарова, А.Т. Акишева, Г.А. Ногайбаева.— Астана: НЦОСО, 2011. — 56 с.

9) Сравнительный анализ результатов Единого национального тестирования (2004-2013): аналитич. сб. — Астана: НЦОСО, 2013. — 56 с.

10) Результаты Внешней оценки учебных достижений учащихся 9-х классов (ВОУД-2013): аналитич. сб. — Астана: НЦОСО, 2013. — 47 с.

11) Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан / А. Култуманова, Г. Ногайбаева, Г. Кусиденова [и др.].— Астана: НЦОСО, 2013. — 287 с.

12) Применение результатов оценки учебных достижений школьников в целях повышения качества общего образования: на материалах Республики

Казахстан и Российской Федерации: учеб.— методич. пособие для руководящих и пед. работников / В.Н. Аверкин, К.С. Абдиев, О.М. Зайченко, Г. С. Примбетова. — СПб.: Изд-во СПбАППО, 2013. — 56 с. 13) Учебные достижения и проблема развития систем образования Республики Казахстан и Российской Федерации / В. Н. Аверкин, К. С. Абдиев, Г. С. Примбетова // Человек и образование. — 2013. — № 2 (35). — С. 26-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.