Научная статья на тему 'Организация педагогического творчества'

Организация педагогического творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рац Людмила Васильевна, Костомарова Елена Витальевна

Рассматривается понятие творчества, выделяется понятие педагогического творчества. Приводятся примеры областей педагогической деятельности, в которых есть возможность организовать педагогическое творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация педагогического творчества»

УДК 371.14 ББК 74.047.8

Н.М. Саржан

ПЕДАГОГ НОВОЙ ФОРМАЦИИ: -ЕДИНСТВО БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ И НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Рассматриваютя качества педагога новой формации -профессионала, отличительными чертами которого являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.

Ключевые слова: педагог новой формации, программа 12-летнего образования, базовая компетентность, саморазвитие, профессионал.

I

го

го О

Мощным стимулом для развития в стране системы образования являются Закон Республики Казахстан «Об образовании», Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 г., Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», а также документы Декларации Всемирной конференции по высшему образованию, Совещания министров образования Европейских стран в Болонье, рекомендации ЮНЕСКО по непрерывному образованию.

Вышеуказанные международные документы свидетельствуют о глубокой озабоченности мирового сообщества проявлениями кризиса образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех странах мира.

В своем Послании «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Президент страны Н.А. Назарбаев особый акцент сделал на вопросах модернизации системы образования, указал на важность повышения качества педагогического состава, усиления стандартов базового педагогического образования [3].

Он отметил необходимость качественно новых требований к повышению квалификации преподавателей школ и вузов, значимость усиления воспита-

тельного компонента процесса обучения, повышения профессионального уровня педагогов, качества учебников и образовательных программ. Без современнной системы образования современных менеджеров, мыслящих широкомасштабно, нельзя создать инновационную экономику. Ведь именно образование как сфера, наиболее тесно связанная со становлением личности человека, в состоянии преодолеть негативные тенденции в развитии общества.

Ключевой фигурой в этой сфере был и остается педагог - компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, социально зрелая, творческая личность, способная и стремящаяся к профессиональному самосовершенствованию.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетной Государственной программы развития образования на 2011-2020 гг. предъявляют новые требования педагогу новой формации. Какой он, современный учитель, или педагог новой формации? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос.

«Учитель новой формации - духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообра-

зованнои творческой личности и максимальной самореализации» [2].

И в этом смысле следует выделить задачи, которые должен решать учитель новой формации:

1. Учить новому мышлению, методам познания и самоорганизации.

2. Уметь подвести к двери, дать ключ и научить ученика как участника общеобразовательного процесса пользоваться этим инструментом. Помнить: никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний.

3. Научить учеников самостоятельно рассматривать явления целостно и в динамике.

4. Научить учащегося самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации.

Учитель новой формации должен владеть методологическими (психолого-педагогическими), общекультурными, предметно-ориентированными компетенциями, где компетенция - это готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Педагог новой формации находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос: «Чему и как учить школьников?» Педагог новой формации соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Как субъект профессиональной деятельности, он находится в процессе постоянного, непрерывного развития и самосовершенствования на протяжении всей

своей жизни. Непрерывность обучения и воспитания - основное требование общества и государства ко всем гражданам, и, в первую очередь, к педагогу как носителю передовых идей и катализатору прогресса в обществе.

Педагог новой формации должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.

Педагог новой формации - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами педагога новой формации являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для педагога новой формации очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя - это великолепный источник для безграничного творчества.

Сегодня требование к профессиональной деятельности педагога «быть на высоте того, что он должен преподавать» оказывается недостаточным. Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции; уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные

о

ш -&

о а.

л а. ш

га 5

.

о

га ч

вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.

Постоянное самосовершенствование, саморазвитие, способность результативно решать профессиональные задачи - это те качества, которые необходимо формировать в процессе базовой подготовки будущих учителей.

В Законе «Об образовании» важное место занимают концепции «Высшее педагогическое образование в Республике Казахстан» и «Непрерывное педагогическое образование в РК». Достоинством этих концепций является то, что они построены с учетом тенденций подготовки педагогических кадров в мировой прак-

тике и определяют компетенции современного учителя.

Отсюда следует говорить о компетенциях учителя в образовании. По определению А.В. Хуторского, компетенция, в переводе с латинского competentia, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями, способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Рассматривая в трудах ученых (И.А. Зимняя, Л.В. Львов, Э.Ф. Зеер) компетенции, приведем основные компетенции современного учителя (табл.):

Таблица. Основные компетенции педагога новой формации

I

го

го О

Профессиональные компетенции Виды универсальных умений

Мотивационные уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их

Интеллектуальные уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры»; владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею; уметь организовать понятийную работу учащихся

Проектировочные уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций); уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов; владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею

Окончание табл.

Коммуникативные уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике

Информационные владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе

Аналитиче ские уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев; уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий

Костанайский филиал Национального центра повышения квалификации «врлеу» организует по формированию вышеуказанных компотенций свою деятельность, следуя современным тенденциям в повышении квалификации педагогических кадров.

Работу по подготовке компетентного, творчески мыслящего педагога, готового к реализации своих профессиональных функций, проводит и наша кафедра воспитания и социализации личности. Деятельность кафедры ориентирована на непрерывное профессиональное развитие педагога новой формации. Исходя из этого, мы приводим направления курсов повышения квалификации, их содержание в соответствие с:

• государственными и общественными интересами в вопросах развития личности учителя и ученика;

• профессионально-личностной потребностью в развитии субьектности учителя - профессионала, в обогащении его человеческого потенциала, профессиональной культуры;

• социальными требованиями к профессиональной деятельности учителя;

• потребностями современной системы общего среднего образования, главная цель модернизации которо-го переход на 12-летнюю модель образования, повышение функциональной грамотности школьников. В условиях перехода на новую модель образования и возрастания роли воспитания в образовательном процессе осуществляется переориентация содержания воспитания. Поскольку сегодня в образовательном процессе большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности, то именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего учебно-воспитательного процесса [1].

Этому способствует введенный курс «Самопознание», иницатором которой является Сара Алпысовна Назарбаева. Повышение квалификации учитетелей данного предмета, которое проводит наша кафедра, предпологает и параллельное изучение курса «Духовное наследие».

Содержание воспитания призвано обеспечить становление личности человека на основе усвоения системы гуманистических ценностей, развития всех ее сущностных сфер. Таким образом, важно

_ к

о

ш -&

о а.

л а. ш

га 5

.

о

в становлении педагога новой формации единство базового уровня подготовки и его непрерывного профессионального развития, т. к. он интересуется всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Именно учителя-мастера по праву будут определять будущее страны, будущее нашей нации. Библиографический список: 1. Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК. - Астана, 2009. - 29 с.

2. Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации РК. - Астана, 2005. - 9 с.

3. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана - «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана». - Астана, 2012.

4. Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС / Кузнецова Н.П. // [Электронный ресурс]: nsportal.ru.

УДК 37.01 ББК 74.041

Е.В. Ярочкина

ПРИОРИТЕТЫ В КАЗАХСТАНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

го

I

т о

к т ш

Рассматриваются приоритетные направления модернизации казахстанского образования в соответствии с национальным планом действий и Государственной программы развития образования Республики Казахстан.

Ключевые слова: учитель новой формации, информационная среда.

Процессы глобализации и интеграции, социокультурные явления современного мира ставят перед образованием сложные задачи воспитания личности нового типа, конкурентоспособного, нравственно зрелого человека, способного творчески мыслить и работать в условиях поликультурного мира. Конец XX в. ознаменовался развитием теоретических основ современного поликультурного образования посредством изучения иностранных языков в условиях иноязычного учебного общения: появляются школы, лицеи и гимназии с углубленным изучением иностранного языка. В каждой области планируется строительство Назарбаев-Интеллектуальных школ, которые будут готовить детей к поступлению в Назарбаев-Университет, поэтому потребуется некоторое время на подготовку учителей с новым мышлением и профессиональной подготовкой, со

знанием иностранных языков, в частности, английского языка, переподготовку учительского корпуса. Кардинальные изменения в системе повышения квалификации является одним из шагов по выполнению Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 гг., в связи с этим - обновление курсов. Обучение педагогов по программе АОО «Назарбаев-Интеллектуальные школы» и Кембриджский университет в течение трех месяцев.

«Принятие Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на2012-2016 гг. станет одним из самых важных механизмов реализации системных инициатив Главы государства по модернизации образования», - отметил министр образования РК Б. Жумагулов [3].

Национальный план действий занимает одно из основных мест в этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.