Научная статья на тему 'Формирование творческой личности будущего учителя как необходимое условие реформирования образования'

Формирование творческой личности будущего учителя как необходимое условие реформирования образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дайкер А. Ф.

Рассматривается актуальная проблема формирования личности будущего учителя, его творческой направленности, профессионализма как необходимых условий реформирования образования. Сопоставляются различные точки зрения на понятие «педагогическое творчество», делается акцент на вопросы формирования творчества будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой личности будущего учителя как необходимое условие реформирования образования»

УДК 378.147 ББК 74.489

А.Ф. Дайкер ФОРМИРОВАНИЕ

ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается актуальная проблема формирования личности будущего учителя, его творческой направленности, профессионализма как необходимых условий реформирования образования. Сопоставляются различные точки зрения на понятие «педагогическое творчество», делается акцент на вопросы формирования творчества будущего учителя.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая культура, профессиональное творчество, формирование личности будущего учителя, современные технологии.

Изменения, происходящие в современном обществе, высокий динамизм его развития, внедрение новых технологий в различные сферы производственной и социальной жизни, поставили перед общим и профессиональным образованием задачу воспитания творческой личности, способной самостоятельно добывать и оценивать информацию, принимать решения, регенерировать идеи. Воспитание такой личности может вывести наше общество на новые рубежи развития. Проблема творчества в ХХ в. активно разрабатывалась такими учеными, как Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, С.Н. Булгаков, Л.С. Выготский, которые отмечали тесную взаимосвязь творчества и личностной активности автора. Эти исследования позволили представить культурно-историческую концепцию творчества, имеющую важное значение для определения роли и места педагогического творчества.

Говоря о проблемах отечественного образования, президент Республики Казахстан Н.А Назарбаев особое внимание обратил на проблемы качества подготовки специалистов, говоря о том, что «зачастую содержание образования не отвечает современным запросам общества и экономики страны, ... нам нужны

не столько трудолюбивые пчелы, сколько оригинально мыслящие творческие специалисты» [5]. Таким образом, формирование творческой личности будущих учителей относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Поэтому ключевой проблемой высшей школы сегодня является задача формирования творческой личности будущего учителя. Ибо прогресс социально - экономических преобразований, нравственный и духовный рост общества во многом зависит от воспитания и уровня постоянного развития творческих способностей самого учителя.

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют постоянного совершенствования системы профессиональной подготовки будущих учителей. Высокий уровень развития творчества - важнейшее условие повышения эффективности и качества учебной деятельности, способствующий самосовершенствованию и саморазвитию личности будущего учителя.

Выдвижение на первый план цели развития личности и рассмотрения предметных знаний и умений как средства их достижения находит отражение в государственных документах: Законе Республики Казахстан «Об образовании»,

I

го со о

СО

го

Ю

0

К ^

1

го ш

о р

р

о -&

ф р

со

о ц

о ^

ф о

о

£

о ф

к

5

ф ю

о о

о ф

т р

о со

I

го ш

о р

р

о ©

государственной программе долгосрочного развития образования РК на период до 2020 г., «Резолюции съездов работников образования и науки Республики Казахстан». В данных документах делается акцент на развитие креативного мышления, индивидуализацию образования с учетом интересов и склонности творческой деятельности. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности будущих учителей [1, 2, 5].

Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу изменил характер творчества: оно стало носить более массовый характер. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческого развития будущего учителя, умеющего самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности. Все это вносит коррективы в цели и задачи процесса профессионально-педагогического образования. В настоящие время для будущего учителя недостаточно простого владения определенной суммой знаний и умений, необходима его постоянная готовность к творчеству.

Результатом педагогического творчества выступает педагогическая культура, включающая в себя творчество как органический компонент педагогической деятельности. В.А. Сластенин, подчеркивая творческую природу педагогической деятельности, писал: «Культура ... есть процесс личностного открытия, создание мира культуры в себе, сопереживание, сотворчество ...» [7]. Именно поэтому педагогическая деятельность объективно требует от преподавателя творческого отношения ко всем сферам педагогической деятельности - учебной, научной, методической, воспитательной.

Однако практика свидетельствует, что в профессиональной деятельности у большинства молодых специалистов преобладает установка на традиционность,

^ что ограничивает и объединяет диапа-

©

< зон проявления и развития творческих

способностей учащихся. Преодоление данных недостатков возможно на основе дальнейшего совершенствования процесса вузовской подготовки специалиста в условиях реформирования образования. Несмотря на актуальность проблемы в вузах, как уже отмечалось, подготовка будущего учителя, по прежнему, осуществляется в традиционной репродуктивной технологии, тогда, как необходимо использование активных методов формирования профессионально-педагогического творчества: таких как создание проблемной ситуации, решение творческих задач, выполнение проектных заданий, диалоговых технологий обучения. По результатам исследования российских ученых, профессиональная подготовка учителя составляет лишь 5% учебного времени. Именно поэтому ставится задача комплексного подхода к формированию ведущих творческих качеств будущего педагога. Совокупность профессионально обусловленных требований к творчеству учителя определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В её составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой, - научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма. Среди требований, которые предъявляет общество к профессии учителя, относят: педагогический такт, общение, культуру, любовь к своему делу и, конечно же, творчество. Учитель - не только профессия, суть которой - транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности утверждения человека в человеке. В связи с этим, цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа. А.В. Мудрик в работе «Учитель: мастерство и вдохновение» отмечает, что современного учителя отличает подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими, высокий профессионализм, ин-

новационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений [6]. В условиях реформирования высшей школы необходимо в процесс профессиональной подготовки включать занятия по формированию и развитию творчества будущего учителя, что сделает вхождение в профессию осознанным, обдуманным и будет способствовать выработке потребности творческой и исследовательской деятельности. Такой подход к формированию творчества будущего учителя согласуется с идеями гуманистической педагогики с развитием личности самого учителя и его учеников.

Педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества, но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет целью создание социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Творческий потенциал будущего учителя формируется на основе накопленного им социального опыта психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы, и тем самым совершенствовать исполнения своих профессиональных функций. Таким образом, творчество педагога является синтезом теоретических знаний и практических умений, уровень педагогического творчества зависит от степени усвоения им приемов психологического воздействия, адекватности ожиданий. В.А. Кан-Калик четко обозначил подход к сущности педагогического творчества как личностный, включив в него органичное взаимодействие творческого процесса педагога и воспитуемых. В современном профессионально педагогическом образовании развитие творчества учителя должно перемещаться с прикладного, практического уровня в теоретико-методологическую плоскость, основной

сущностной характеристикой которой является глубокое научное осмысление происходящих педагогических процессов, благодаря чему учитель получает уникальную возможность обрести себя -стать самим собой, иметь свою позицию; выявить себя - определить свое отличие от других, выявить свою «самость».

Педагогическое творчество - это процесс, начинающийся от усвоения того, что было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знания и опыта) к изменению, преобразованию существующего опыта. А.К. Маркова утверждает что путь от приспособления педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построения программы самосовершенствования. Задача высшей школы: раскрепостить личность будущего педагога, дать возможность каждому творческую сторону своей индивидуальности, разбудить личностную заинтересованность в успехе дела, стимулировать потребность в творческом саморазвитии - эти направления выдвигаются сегодня в педагогической подготовке будущего учителя на первый план [3].

Творческий потенциал как социально значимое качество личности человека является одним из важнейших характеристик его как члена общества. Для развития в личности будущего учителя такого качества необходима гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники, культуры. Это требует внесения изменений и коррекции в концепцию высшего образования, ее содержательные компоненты, перехода на принципы фундаментализации и гуманитаризации образования [1].

I

го со о

СО

го

Ю

0

К ^

1

го ш о

о ф

со

о ц

о ^

ф о

о

£

о ф

к

5

ф ю

о о

о ф

т

о со

I

го ш о

о ©

Из этого следует, что обучение творчеству как специальной дисциплине должны проводить высококвалифицированные специалисты, творчески активные педагоги, отличающиеся наличием у них в научно воспитательной деятельности доминирующей потребности творчества. Талантливую, творческую, увлеченную, активную личность может воспитать только талантливый и увлеченный педагог. Никакие инструкции, оригинальные инновации современные технологии сами по себе не сделают педагогический процесс эффективным. Решающую роль в этом играет личность педагога, через которую преломляется воздействие мировой культуры на личность [4]. К.Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основывается на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности ... » [3]. Задача учителя, преподавателя: создать условия для реализации каждым молодым человеком свои возможности. Интересный, творческий учитель вызывает не только интерес и стремление к знаниям у своего воспитанника, но и, с точки зрения, профессиональной деятельности - желание узнать, каким образом учитель достигает своих успехов. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и является в этом деле наглядным примером. Для творческой деятельности весьма существенны выделяемые многими исследователями специфические педагогические способности и качества личности: педагогическая наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, способность понять и принять воспитанника, педагогическая эмпатия, умение проектировать развитие личности учащегося, умение проектировать, педагогический такт [6]. ^ Итак, формирование творческой

< личности будущих учителей ведет за

собой позитивное изменение личности студента, способность адаптироваться к окружающему миру, творчески подходить к решению не только учебных, но и жизненных задач.

Поэтому реформирование современного образования ставит перед вузами страны одну из главных задач: развитие творческой личности. Требования, предъявляемые обществом педагогу новой формации за последние годы существенно повысились. В концепции непрерывного педагогического образования дается определение педагога общей формации: «Учитель новой формации - это духовно развитая творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональным знаниям, навыкам, педагогическим даром и стремлением к новому» [5]. Поэтому преподавателей выпускающих кафедр вузов интересует вопрос о том, насколько полно выпускаемые ими молодые специалисты подготовлены к творческой самостоятельной работе, насколько им в условиях перехода к рынку удалось каждого студента «провести» через такие программы и курсы, которые должны позволить лучше раскрыться личностям студентов и найти себя в качестве специалистов на рынке труда. Однако, несмотря на новую экономическую систему в стране и поставленные задачи по подготовке творческого педагога, процесс формирования будущего учителя осуществляется на основе типовых стандартов подготовки специалистов, что значительно уменьшает влияние педагога-профессионала на формирование личности будущего учителя. Библиографический список

1. Государственная программа долгосрочного развития образования РК на период до 2020 года. - Астана, 2011.

2. Закон «Об образовании» РК, 2007 г.

3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987 г.

4. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение - М., 1986 г.

5. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990 г.

6. Концепция непрерывного педаго- 7. Сластенин В.А., Подымало Л.С. гического образования РК, ноябрь Педагогика: инновационная деятель-

2009 года. ность. - М., 1997 г.

УДК 37.01 ББК 74.65

Г.К. Рамазанова

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рассматриваются актуальные проблемы межкультурной коммуникации в поликультурном социуме и некоторые пути решения данной проблемы в поликультурном образовании.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, этнокультурное образование, культура межнационального общения, этническая толерантность, поликультурное образование.

Мир состоит из большого количества культур, находящихся в определенных отношениях, обусловленных исторически и зависящих от многих факторов. Это диктует необходимость каждому человеку взаимодействовать с представителями других культур. Проблема существования в поликультурном социуме - это есть проблема каждой отдельной личности, группы людей и целых стран и цивилизаций.

Проблема межкультурной коммуникации всегда была и будет актуальной, так как человечество от моноцентризма и замкнутости движется к культурному плюрализму и поиску гармоничного баланса между культурами.

Поиск модели педагогического воспитания в человеке культуросоздающего начала была одним из актуальнейших вопросов не одного столетия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы воспитания человека культурного отражены в концепциях тюркских мыслителей Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Ибн Сина, Махмуда Кашгари, Ахмеда Яссауи. Идея этих великих ученых отражалась в необходимо-

сти прививать терпимость, добродетель, смирение каждому человеку, полагая, что путь к истине и есть путь к богу.

Воспитание высококультурной личности как цель воспитания рассматривалась в трудах таких выдающихся педагогов и мыслителей, как Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, М.М. Бахтин и В.С. Библер.

Положения М.М. Бахтина и В.С. Биб-лера [1] о человеке как уникальном мире культуры вносят свой вклад в роль педагогики в культурных процессах. Слово (мысль, познание) у М.М. Бахтина получает в диалоге бесконечное множество новых смыслов. Постижение собственного «я» идет через общение с другими.

На основании культурно-исторических теорий развития поведения и психики Л. Выготского [4], А. Леонтьева [6] и др. источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. По мнению ученых, всякая функция в культурном развитии ребенка появляется в двух планах: сначала в социальном, потом психологическом; сначала между людьми, по-

I

го со о

СО

го р

Ю О

р

!г £

о с

го

I

р

ф

ф

«¡3

о р

I

ф Э

ф р

с

ф

_0 р

о

ф X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.