Научная статья на тему 'Потенциал образовательного модуля «Педагогика» для формирования готовности будущих учителей к поликультурному воспитанию подростков'

Потенциал образовательного модуля «Педагогика» для формирования готовности будущих учителей к поликультурному воспитанию подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ "ПЕДАГОГИКА" / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / STUDENT / POLYCULTURAL EDUCATION / POTENTIAL OF "PEDAGOGY" / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL POSITION OF A STUDENT / PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенко Анна Юрьевна

В статье анализируются отдельные аспекты поликультурного воспитания студентов. Выявлен потенциал дисциплины «Педагогика» и педагогической практики в формировании готовности будущих учителей к поликультурному воспитанию подростков и особенности его проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романенко Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of educational module «Pedagogy» for the formation of readiness of future teachers to polycultural education

The article analyses certain aspects of polycultural education of students as well as potential of such curriculum subjects as “Pedagogy” andpedagogical practice for the formation of readiness of future teachers to polycultural education of teenagers and its special features.

Текст научной работы на тему «Потенциал образовательного модуля «Педагогика» для формирования готовности будущих учителей к поликультурному воспитанию подростков»

4. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущ- 55 ность, классификация // DOCPLAYER. URL: http://docplayer.ru/178175-Analiz-ponyatiya-pedagogicheskie-usloviya-sushchnost-klassifikaciya-analysis-of-the-notion-pedagogical-conditions-essence-and-classification.html (дата обращения: 6.01.2016). Е ^

5. Наволочная Ю.В. Формирование иноязычной информационной компетенции § == в электронном обучении // Современное языковое образование: инновации, | 5 проблемы, решения: Сб. научных тр. / Под ред. О.А. Чекун. М., 2014. С. 56-63. | ^

6. Павлова Л.В. Развитие гуманитарной культуры студентов вуза: Монография // s I Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествозна- ¡5 § ния. URL: http://www.rae.ru/monographs/105 (дата обращения: 6.01.2016). g Ц

7. Раицкая Л.К. Информационно-образовательная среда Интернет: дидактиче- czÜ ские и психологические аспекты: Учебное пособие. М., 2011.

8. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации // Просвет. URL: http://vprosvet.ru/biblioteka/psysience/smi-v-razvitii-lichnosti/ (дата обращения: 23.12.2015).

9. Чекун О.А., Лушникова И.И.Современные технологии в обучении иностранным языкам цифрового поколения студентов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2015. № 1. С. 69-73.

10. Чекун О.А. Дидактический потенциал информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в высшей школе // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам: Сб. научных статей по итогам ежегодного научного семинара 20 ноября 2012 г. Вып. I. С. 4-9.

11. Crystal D. Texts and Tweets: myths and realities // YouTube. URL: http:// www.youtube.com/watch?v=Boj8VYzDAy8 (дата обращения: 12.01.2016).

12. Lunsford A. Teaching in the Digital Age // YouTube. URL: http:// www.youtube.com/watch?v=9QeJg81QPRw (дата обращения: 12.01.2016).

А.Ю. Р0МАНЕНК0

Потенциал образовательного модуля «Педагогика» для формирования готовности будущих учителей к поликультурному воспитанию подростков

В статье анализируются отдельные аспекты поликультурного воспитания студентов. Выявлен потенциал дисциплины «Педагогика» и педагогической практики в формировании готовности будущих учителей к поликультурному воспитанию подростков и особенности его проявления.

Ключевые слова: студент, поликультурное воспитание, потенциал дисциплины «Педагогика», профессионально-педагогическая позиция студента, педагогическая практика.

0.-9- с^ о о ^ ев о.\о

В современной социально-педагогической ситуации учитель располагает широкими возможностями для поликультурного воспитания подростков. Однако для проведения такой работы он должен быть специ-| о ально подготовлен. Для того чтобы эффективно осуществлять профес-§ | сиональную деятельность в условиях поликультурного общества, любому 1|= специалисту, и особенно учителю, необходимо наличие поликультур" ных качеств, ценностных ориентаций, мотивационных установок, знаний об истории и культуре, обычаях и традициях разных народов; умений сочетать национальную самоидентификацию с уважением к другой культуре; опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур, осознания поликультурности социума.

Подготовка студентов к поликультурному воспитанию подростков в процессе обучения педагогике предполагает формирование их готовности осуществлять этот процесс.

Поликультурный аспект в вузе реализуют широкий спектр дисциплин гуманитарной, социально-экономической, естественнонаучной направленности. Поэтому в формировании готовности будущих учителей к поликультурному воспитанию подростков могут быть задействованы все изучаемые дисциплины и в особенности - дисциплина «Педагогика» [5].

Основная цель дисциплины «Педагогика» направлена на стимулирование потребностей в педагогическом самосовершенствовании, формирование у студентов профессионально-педагогической позиции, готовности к ее проведению в будущей профессии [Там же].

В процессе обучения педагогике у студентов формируется профессионально-педагогическая позиция в поликультурном воспитании будущих воспитанников и стимулируется потребность в педагогическом самосовершенствовании в организации этого процесса. Обеспечение направленности учебного процесса на усвоение студентами системы педагогических знаний и умений в этой области направлено, в первую очередь, на формирование общей культуры современного человека. При этом постановка задач требует обеспечить единство теоретической и практической подготовки специалиста; развить широкую эрудицию студента по проблемам образования, в том числе по вопросам поликультурного воспитания.

Педагогика как учебная дисциплина имеет ряд особенностей, которые обусловливают развитие готовности будущих учителей к поликультурному воспитанию подростков: межличностное взаимодействие студентов в общении (организация общения индивидуально или в специально организованных группах); познание общечеловеческих ценностей через материально-технические, социально-политические, нравственно-этические и культурно-исторические ценности родной и других стран; проявление уважения к национальным традициям, создание

условий, препятствующих появлению «образа врага» по национальному 57 или государственному признаку; повышение внимания к родной культуре, становление чувства национальной самобытности. I

В ходе исследования мы выявили потенциал дисциплины «Педаго- ° | гика» в формировании готовности будущих учителей к поликультур- § ¡2 ному воспитанию подростков, который, в первую очередь, проявляется: | ^ 1) в содержательном аспекте учебного материала; 2) в организацион- з 1 ном аспекте; 3) в профессионально-прикладном аспекте. о о

1. Содержательный аспект. В процессе профессиональной подготовки в вузе при изучении дисциплины «Педагогика» студентам пре- с ° доставляется возможность:

- прослушать лекции на актуальные темы и насущные вопросы (проблемы личностных взаимоотношений, межкультурных контактов, расовой и этнической дискриминации и др.), которые дают возможность формировать нравственный облик студентов, соотносить их взгляды, мировоззрение с нормами общественной морали в рамках поликультурности, исключая предрассудки и стереотипы (все разделы);

- освоить систему знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик, о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития и пр. (раздел «Теория и методика воспитания»);

- расширить знания о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой, умениями педагогического общения, возможностями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса и др. (раздел «Введение в педагогическую специальность» и др.);

- познакомиться с историей отечественной и мировой педагогики, в частности, с различными системами воспитания и воспитательными традициями, сложившимися в процессе развития общества (раздел «История и педагогика образования» и др.);

- изучить мировой школьно-педагогический опыт, служащий формированию открытого педагогического мышления, при котором осваиваются наиболее целесообразные и перспективные идеи и взгляды на проблемы воспитания, отражающие актуальные и глобальные педагогические подходы (раздел «Теория и методика воспитания» и др.);

- постичь культурную составляющую дисциплины, предполагающую формирование межкультурной компетенции (все разделы);

- освоить поликультурные основы научных и практических ценностей, например, при воспитании у студентов способности эффективно снимать межнациональные конфликты (разделы «Введение в педагогическую деятельность», «Социальная педагогика» и др.);

2° =

О."©" И

о о ^ О) о.\о

- развить способности к принятию разумных решений по этническим вопросам, сформировать умения, необходимые для активного участия в жизни в этнически пестром сообществе, в будущей педагогической деятельности;

- познакомиться с национальными особенностями и когнитивными стилями поведения человека (разделы «Социальная педагогика», «Психолого-педагогический практикум» и др.).

Вышеизложенные факты актуализируют роль этно-педагогических знаний для будущего учителя, которому предстоит работать с поликультурным составом учащихся, для того, чтобы верно интерпретировать те или иные особенности поведения детей и осуществить правильный выбор действий в различных ситуациях.

2. Организационный аспект. Потенциал дисциплины «Педагогика» в поликультурном воспитании студентов проявляется также в использовании адаптированных к проблеме поликультурного воспитания методов, форм и средств обучения:

- активное введение в практику обучения, кроме лекций и семинаров, сравнительно новых и нетрадиционных методов и форм: моделирование, ролевые игры, микропреподавание, диалоги, беседы, ролевые игры, встречи с представителями инокультур и пр.;

- использование исторических педагогических экскурсов при изучении истории педагогики;

- при освоении педагогических понятий - приобщение студентов к духовной культуре других народов, используя способ познания действительности, самопознания и самовыражения личности в процессе общения, проектирование тем и способов общения с обучающимися; конструирование учебной информации; обеспечение максимальной индивидуализации, интенсификации процесса обучения;

- активизация интерактивных методов (дискуссия, «мозговой штурм», групповые проекты, ролевые игры и др.) и форм работы (в парах, в группах), позволяющих взаимодействовать студентам друг с другом; на практических занятиях в парной работе студентов готовить их к диалогическому общению в парах;

- организация общения студентов в естественной поликультурной среде вуза с целью приобретения опыта позитивного взаимодействия, принятия групповых решений, ненасильственного урегулирования специально созданных конфликтных ситуаций;

- привлечение студентов к разработке и внесению дополнений и поправок в выступления друг друга (метод оппонирования), к обмену опытом, выявлению проблем, нахождению оптимальных путей их решения, способствующих формированию у студентов умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми, саморегуляции и самоконтроля,

г

^ 2

Ч а

Ф \0 С О

привлечение студентов к прогнозированию и урегулированию конфлик- 59 тов в поликультурном сообществе;

- использование фронтальных опросов студентами друг друга по проверке усвоенной основных понятий, парных проектов на заданную тему и др.;

5 о

- применение средств визуальной наглядности в виде презентаций, мультимедийных средств, с помощью которых воссоздается социокуль- ^ 1 турная и педагогическая действительность, создается эффект сопережи- 1§ вания происходящему, что, в свою очередь, способствует успешному усвоению учебного материала и его культурного содержания;

- использование приемов эмоционально-интеллектуального стимулирования; создание интегративно-творческого и мотивационно-ценност-ного дидактического пространства, предполагающего эмоциональное, образное, экспрессивное усвоение поликультурной информации, проецируемой на разнообразие целей, потребностей, вкусов и интересов будущих учителей;

- использование педагогического проектирования, т.к. в силу своей полифункциональности оно выступает как педагогическая деятельность, предопределяющая создание новых или преобразование имеющихся условий процесса поликультурного воспитания студентов.

Использование рассмотренных методов, форм и средств обучения обеспечивает расширение границ миропонимания студентов; установление толерантных межкультурных взаимоотношений; самоопределение собственной культуры; формирование глобального мышления; освобождение от негативных культурных стереотипов.

3. Профессионально-прикладной аспект. Изучение дисциплины «Педагогика» и составляющих ее модулей - важное средство подготовки к практической деятельности. Педагогическая практика предоставляет большие возможности для овладения основами профессионального мастерства, готовности к проведению поликультурного воспитания подростков. Она проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности [1]. Именно в процессе этой практики создаются наибольшие возможности для осуществления комплексного подхода в поликультурном воспитании подростков, системного его решения.

Организация поликультурной воспитательной работы с учащимися требует мобилизации знаний как по психолого-педагогическим (о сущности, принципах воспитательного процесса в школе, методах воспитания и др.), так и по гуманитарным направлениям [3; 4].

Педагогическая практика создает благоприятные условия для дальнейшего развития, закрепления и совершенствования педагогических умений, приобретенных в процессе предшествующего теоретического и практического обучения в вузе.

2° =

О/З" га о о ^ О) о.\о

Первоначально студенту-практиканту очень важно познакомиться с опытом лучших учителей общеобразовательных учреждений. Повседневно общаясь с ними, студенты определяют ведущие идеи, принципы и условия становления и развития опыта лучших учителей, выявляют возможности и условия его использования в собственной практике на основе его научного анализа с позиции педагогической теории.

Во время практики студенты проводят и индивидуальную работу с теми, кто требует особенного внимания: с недисциплинированными и неорганизованными школьниками, с учащимися, допускающими конфликтные отношения с детьми не своей национальности. Тем самым будущие учителя учатся осуществлению индивидуального подхода к школьникам, овладевают методами и приемами индивидуальной работы с детьми.

С целью приобщения родителей к определенным педагогическим знаниям в области поликультурного воспитания практиканты совместно с классными руководителями проводят педагогическую пропаганду среди родителей, привлекают родителей к оказанию помощи школе в проведении мероприятий поликультурной направленности. При этом не упускаются из вида вопросы межличностных отношений в среде представителей разных национальностей. Особенный интерес представляют дети из смешанных семей.

Большую помощь студентам оказывают консультации, проводимые руководителями практики и педагогами школы. Их цель - оказать конкретную методическую помощь студентам в подготовке отдельных воспитательных мероприятий, особенно в такой сложной сфере, как межнациональные отношения, культура межэтнического общения, особенности поликультурного воспитания подростков.

В отчетах практиканты непременно включают оценку действенно -сти проведения поликультурного воспитания во время педагогической практики с учетом как положительных ее сторон, так и отрицательных, свидетельствующих о недостаточном уровне поликультурной воспитанности учеников.

Практика студентов в школе представляет большие возможности для достижения единства общепедагогической, общекультурной, дидактической и методической их готовности к проведению поликультурного воспитания подростков. В процессе педагогической практики студенты на деле синтезируют и реализуют знания и умения по дидактике, методике воспитания и преподавания конкретного предмета, поликультурному воспитанию студентов.

Становление будущего учителя-воспитателя в период педагогической практики происходит в тесной взаимосвязи с изучением дисциплины «Педагогика» и полученными знаниями по поликультурному

воспитанию подростков. В этой связи важно уделить особое внимание 61 подготовке (в настоящее время совершенно отсутствующих) учебно-методических материалов для работы студентов с учащимися именно к в этой, особенно остроактуальной сфере. ° |

Исследуемый педагогический опыт показывает, что педагогическая § ¡2 практика становится фактором, обеспечивающим готовность студентов | ^ к поликультурному воспитанию подростков, если она опирается на по- з | ликультурную составляющую дисциплины «Педагогика». Полноценное о о использование педагогического потенциала дисциплины создает проч- Ц & ную основу для формирования конкурентоспособного выпускника с выс- с ° шим образованием, владеющего этикой и культурой общения, умеющего оперативно решать профессиональные задачи в поликультурном социуме.

Таким образом, процесс формирования готовности студентов к поликультурному воспитанию подростков обеспечивается: осознанием студентами необходимости и важности поликультурного воспитания; использованием в процессе профессиональной подготовки технологий и методов, активизирующих поликультурную деятельность студентов; соответствием содержания и методов организации педагогических практик задачам и компонентам готовности студентов к поликультурному воспитанию подростков.

Библиографический список

1. Абдулина О.А., Загрядкина Н.Н. Педагогическая практика студентов. М., 1989.

2. Абрамова Е. А. Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку): Дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

3. Данилова Л.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2007.

4. Щеглова Е. М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов: Дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005.

5. Педагогика: программа курса / Сост. В.П. Борисенков, Э.И. Сокольникова, С.Ю. Сенатор и др. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.