Научная статья на тему 'Качественный рост человеческого капитала – важнейшее условие обеспечения инновационной образовательной системы Казахстана'

Качественный рост человеческого капитала – важнейшее условие обеспечения инновационной образовательной системы Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ПРОРЫВ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КРЕАТИВНО МЫСЛЯЩАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЖИЗНИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишниченко Валерий Георгиевич

Представлен широкий комплекс мер государства по повышению качественного роста человеческого капитала, наравленных на обеспечение инновационного образования Казахстана и обозначен ряд постановочных вопросов по этой проблематике, требующих своего разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качественный рост человеческого капитала – важнейшее условие обеспечения инновационной образовательной системы Казахстана»

УДК 37.01 ББК 74.041

В.Г. Вишниченко

КАЧЕСТВЕННЫЙ РОСТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА -ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА

Представлен широкий комплекс мер государства по повышению качественного роста человеческого капитала, наравленных на обеспечение инновационного образования Казахстана и обозначен ряд постановочных вопросов по этой проблематике, требующих своего разрешения.

Ключевые слова: человеческий капитал, инновационное развитие, интеллектуальная революция, прорыв в развитии системы образования, креативно мыслящая личность, повышение информационной составляющей жизни казахстанского общества.

I

<и т

со

со

Республика Казахстан находится на рубеже нового этапа социально-экономической модернизации и политической демократизации. В качестве важнейшего приоритета выдвинута задача продвижения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира. Весь смысл предыдущего периода, со дня обретения страной независимости, заключался в том, чтобы выжить как самостоятельному государству в штормовых условиях начавшегося бурного переходного периода. Но сегодня уже ясно, что первое испытание мы выдержали с честью - мы выстояли. Казахстан вышел на новую ступень развития и осознания своего места и роли в современном мире благодаря устойчивому росту экономики, стабильности политической системы, гражданскому миру и межэтническому согласию, ставшими базовыми предпосылками для постановки задач, уникальных для нас, изменяющих всю жизнедеятельность государства [8]. Этот этап развития нашего общества во многом уникален. И, прежде всего, потому, что новейшая история государства впервые пишется самими казахстанца-ми, причем, в совершенно иных жизненных реалиях. Немного найдется в мире

стран, которым приходилось бы решать такие разноплановые задачи параллельно. Но Казахстан - новое независимое государство, и все мы не только оказались лицом к лицу перед таким вызовом времени, но и стали непосредственными участниками и исполнителями этих фундаментальных изменений.

Сегодня реалии таковы, что на планете формируются всего два мира: первый - конкурентоспособный, инновационный, технологический, информационный; второй - неконкурентоспособный, стагнирующий, низкотехнологичный, отсталый. И успех в XXI в. будет сопутствовать тем, кто сможет реформироваться быстрее и глубже других. Именно поэтому в ближайшие 15-20 лет стратегическим императивом Республики Казахстан является внедрение технологических инноваций и достижение инновационного лидерства. При этом Казахстан должен быть готовым функционировать в условиях проницаемости границ и международной взаимозависимости. Государство должно адаптироваться к требованиям глобальной экономики, готовиться к острой конкуренции и обеспечить выполнение главной функции: разработке долгосрочных стратегий развития с учетом усили-

вающеися международной конкуренции. Образно говоря, сегодняшний Казахстан должен превратиться в Казахстан инновационный. Это трудная задача, но иного выбора нет.

Совершенно очевидно, что осуществить намеченные столь сложные преобразования в Республике Казахстан силами только органов власти и управления не только сложно, но и невозможно. Поставленной цели можно достичь, лишь подключив к ее реализации всё общество. Именно поэтому важнейшим трендом развития страны на ближайшие десятилетия становится повышение требований к качеству человеческого капитала. Без значительных инвестиций в человеческий капитал никакая экономика развиваться не сможет. Для того, чтобы, вписаться в тренды нового времени поставлена задача воспитания ка-захстанцев новой формации, проведения интеллектуальной революции, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нации. «Наша задача, - подчеркнул Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А., выступая 13 октября 2009 г. с лекцией в Казахском национальном университете имени Аль-Фара-би, - изменить отношение казахстанцев, в первую очередь, молодежи, к образованности, к интеллекту, служению Родине и народу. Необходимо создать ядро национального интеллекта, сообщество эрудированных людей, способных конкурировать на международном уровне» [9].

За период после обретения Казахстаном независимости в образовательной сфере сделано и делается немало. Разработаны, приняты и успешно реализуются законы «Об образовании», «О науке», Государственная программа развития образования на 2011-2020 гг., определившая развитие образовательной системы на ближайшее десятилетие и обозначившая задачу воспитания педагога новой формации. Идея содействия талантливой молодежи в получении качественного образования в лучших зарубежных вузах успешно реализу-

ется в стране с 1993 г. в рамках учрежденной Указом Президента Республики Казахстан уникальной, не имеющей аналогов на постсоветском пространстве программы, - международной стипендии «Болашак». Эта программа стала первым краеугольным камнем в реализации казахстанской модели инновационного образования. Всего с 1994 по 2010 год было присуждено 7611 стипендий, из них 240 - для прохождения научной стажировки. В настоящее время программа «Болашак» смещает акцент с подготовки бакалавров на обучение в магистратуре и докторантуре PhD, прохождение научной стажировки по техническим, медицинским и гуманитарным специальностям в 200 лучших вузах мира. С 2011 г. осуществлен переход на программно-целевой метод - целевую подготовку госслужащих и научно-педагогических работников, стажировку инженерных и медицинских специалистов. В рамках этой программы повысить свою квалификацию за рубежом смогут учителя школ, колледжей, вузов [3]. Осуществлению актуальных задач воспитания интеллектуальной элиты Казахстана активно способствуют открытый в 2010 г. по инициативе Главы государства в столице страны Астане Назарбаев-Университет с исследовательским Центром наук о жизни, Центром энергетических исследований и Междисциплинарным центром. Кроме этого, при Назарбаев-Университете открыты Школа образования, Школа бизнеса, Школа государственной политики. Планируется также открыть Медицинскую и Горнорудную школы. Также поставлена задача превратить Назарбаев-Университет в интеллектуально-инновационный кластер. С этой целью планируется проработать вопрос создания при нем специальной экономической зоны. Правительству страны поручено разработать конкретные планы по дальнейшему размещению вокруг университета высокотехнологичных производств и отраслевых научно-иссле-

го

I

го н о X го

СО

го

ф

н

о

S

о

_0 5

н го ш о

СО

го

ю о

I

о

S

J го ш о

ф

т ф

с

о ф

ю о

ш

о ^

0 ^

ф ф

э

JS ф

1

*

го ш

го ^

го

о ф

т ф

ш

о ^

ф т

ь

о

.0 I

I

ф

CG

н

о ф

т го

довательских институтов национальных компаний [6]. В этом же направлении осуществляют подготовку студентов и учащихся девять ведущих национальных университетов и сеть Назарбаев-Интеллектуальных школ в Астане, Алматы и во всех регионах республики, опыт которых поэтапно будет распространяться на всю систему образования. Все эти меры являются становым хребтом переориентации системы образования на воспитание интеллектуальной, креативно мыслящей личности.

Не случайны в этой связи и достигнутые за последние годы успехи. Казахстан в течение трех последних лет находится в четверке лидеров по Индексу развития образования ЮНЕСКО среди 129 стран мира, а в 2010 г. стал первым Центрально-Азиатским государством - полноправным членом Зоны европейского высшего образования.

В настоящее время в рамках казахстанского проекта «Интеллектуальная нация - 2020» с целью осуществления прорыва в развитии системы образования республики определена следующая задача - взглянуть на образовательные процессы как можно шире. Обеспечить практическую реализацию «четырех столпов образования», сформулированных ЮНЕСКО, - привить каждому человеку умение делать, умение учиться, умение жить и умение жить вместе в современном мире. Дошкольное и начальное образование должно сформировать стартовый интеллектуальный потенциал. При этом в рамках реализации государственной программы «Бала-пан» на 2011-2014 гг. предполагается к 2015 г. обеспечить 70-процентный, а к 2020 г. - 100-процентный охват детей дошкольным образованием с повсеместным внедрением трехъязычного обучения [5]. Среднее образование § призвано обеспечить воспитание ак-^ тивной, образованной и нацеленной | на успех личности. При этом перед ™ школьниками ставится задача усво-т ить следующую истину: «никогда не

переставай начинать, никогда не начинай переставать».

На внедрение в процесс обучения современных методик и технологий, принятие дополнительных мер по усилению воспитательного компонента процесса обучения направлено также поручение Главы государства Правительству страны о необходимости принятия пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников и Типового комплексного плана по обеспечению знания молодежью таких основополагающих ценностей, как патриотизм, нормы морали, нравственности, межнациональное согласие, толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание [10]. Последовательная работа в республике проводится по подготовке к внедрению 12-летнего обучения. Создается и сеть колледжей мирового уровня - флагманов развития профессионально-технического образования. В ближайшее время в г. Атырау будет открыт Межрегиональный центр профессионально-технического образования.

Концептуальной основой модернизации системы качественного повышения уровня подготовки и повышения квалификации педагогов новой формации в стране призвано создание Центра педагогического мастерства при «Назарбаев-Интеллектуальных школах» и образование 17 февраля 2012 г. по решению Правительства республики Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» (НЦПК), объединившего республиканский Институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров и 16 региональных институтов повышения квалификации (ИПК) в областях и городах Астана и Алматы [2]. При этом главными новшествами в модернизации системы повышения квалификации являются: увеличение продолжительности курсов до трех месяцев и сертификация с присвоением второго и третьего уровней ква-

лификации и, соответственно, последующим повышением заработной платы. По новой программе повышения квалификации в ближайшие пять лет обучение пройдут 120 тыс. учителей.

Одной из самых актуальных задач, требующих сегодня своего решения, является подготовка педагогов новой формации, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в резко возрастающем потоке информации. Проблема эта имеет поистине всеобъемлющий глобальный характер. Значительное и резкое увеличение объема информации не только в образовательной, но и буквально во всех сферах общественной деятельности привели к характерному явлению, которое в свое время получило название «информационного взрыва». И действительно, ежегодно объем только так называемой «документированной» информации в мире в ХХ в. пополнялся более чем 7 млрд. страниц печатного текста, 60 млрд. письменных планово-управленческих документов [12]. По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет. Второе удвоение произошло к 1900 г., т. е. всего за 150 лет. Третье - к 1950 г., т. е. уже за 50 лет. За эти полвека объем только научной информации вырос в 8-10 раз [4]. Как утверждают специалисты, сегодня в мире ежегодно обновляется около пяти процентов теоретических и около двадцати процентов практических знаний [7]. При этом очевидным является тот факт, что и на учащихся, и на педагогов сегодня обрушиваются огромные потоки поверхностной, научно не выверенной, а, зачастую, и просто искаженной информации. Особенно этим грешат средства массовой информации. Журналисты вместо публикации всесторонне изученной аналитической информации нередко поверхностно подходят к изложению многих, в том числе и исторических событий и фактов. Немало явно ангажированных материалов появляется в Интернете. Кроме этого, следует иметь

ввиду, что информация быстро устаревает, многие, казалось бы, незыблемые постулаты и события подвергаются переосмыслению. Поэтому система образования, быть может, как никогда прежде должна быть готова к такой динамике перемен. Поэтому важнейшая задача состоит в том, чтобы «на порядок повысить информационную составляющую жизни казахстанского общества, расширить возможности интернет-технологий как в вопросах информирования граждан, так и укреплении постоянной «обратной связи» государства и населения» [11]. В этой связи анализируя систему переподготовки педагогических кадров напрашивается вывод о необходимости создания при институтах повышения квалификации информационно-просветительных центров и программ, с помощью которых можно было бы в оперативном порядке, с каналом обратной связи, своевременно реагировать на происходящие изменения и в обществе, и в образовательной сфере. И своевременно поправлять ошибки и неточности, появляющиеся в учебниках, учебно-методических пособиях, научных изданиях и средствах массовой информации.

В практической реализации задач более активного использования 1Т-технологий, развития единой информационной образовательной среды, внедрения электронного обучения есть еще одна весьма важная проблема, решение которой остается открытым и до настоящего времени. До обретения Казахстаном суверенитета возможности профессиональной мобильности, информационные возможности во многом определялись, как известно, знанием русского языка. Безусловно, это следы прошлой языковой эпохи. Сегодня казахский язык, будучи государственным по статусу, является языком, функционирующим на всей территории страны. Основные институциональные предпосылки для его развития и овладения им гражданами Казахстана созданы. В результате постепенно информационное поле в республи-

го

I

га н о X га со

го ^

ф н

о ^

о

_0 5

н го ш о

СО

го

ю о

I

о

го ш о

ф

т ф

с

о ф

ю о

со

о ц

0 ^

ф ф

э

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

*

го ш

го ц

го

о ф

т ф

со

о ц

ф т

ь

о

.0 I

I

ф

со н

о ф

т

го ^

ке неуклонно расширяется. Вместе с тем, Казахстан в сфере деятельности своего национального языка пока остается вне достижений современной информатики. Главная причина этого заключается в том, что структурное и графическое построение современного казахского алфавита, основанного на кириллице, не позволяет сегодня и не позволит в будущем использовать достижения современной информатики в интересах казахского языка, кроме как в виде паллиатива, в особенности в целях обмена информацией даже в пределах самой республики, не говоря о международном уровне [1]. В настоящее время оперативная система компьютеров включает практически все алфавиты, основанные на латинице. Учтены также интересы стран, использующих кириллицу (Россия, Украина, Беларусь и др.). Но ни один из тюркоя-зычных алфавитов, основанных на кириллице, не попал в перечень алфавитов, которые поддерживаются программным обеспечением современных компьютеров. Вследствие этого, компьютеры в том виде, в котором их поставляют производители, непригодны для работы на казахском языке. Такое положение нельзя признать нормальным.

Поэтому устранение причин, тормозящих освоение новых информационных технологий и расширение сферы применения государственного (казахского) языка в информационных технологиях является сегодня одной из важнейших задач. Не случайно в этой связи вопрос перехода на латиницу казахского алфавита на XII сессии Ассамблеи народа Казахстана в октябре 2006 г. Президентом республики был выдвинут в число первоочередных [13]. Но, несмотря на это, и сегодня этот вопрос по прежнему является всё ещё дискуссионным. Вместе с тем, только реформа существу-§ ющего казахского алфавита, входящая ^ в сферу полномочий самой республики, | может создать необходимые предпосыл-™ ки для эффективного применения ком-т пьютеров во всех сферах деятельности

казахского языка и устранения нарастающего отставания в использовании компьютеров и связанных с ними информационных технологий.

Одним из самых экономичных и реальных путей выхода из создавшегося положения ряд ученых и исследователей предлагают путь восстановления модифицированного казахского алфавита 1929 г., использующего только буквы собственно латинского алфавита. Это не потребует ни разработки дополнительных программ поддержки клавиатурной раскладки, ни создания (дополнения) кодовой страницы, ориентированной на Казахстан, ни финансовых затрат. В результате это позволит обеспечить беспрепятственный обмен информацией по международным информационным компьютерным сетям. При этом ни в коей мере не будут затронуты интересы русской части общества, так как персональные компьютеры используются в стандартных условиях двух раскладок клавиатуры, обеспечивающих создание документов на русском языке в кириллическом алфавите, а на казахском - в латинском алфавите, в том числе одного документа на этих двух языках. Тем самым будут созданы благоприятные условия для казахского языка в постепенном и естественном освоении им новых информационных технологий.

Новые задачи в информационной области возникли и в результате создания Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и последующего перехода к Единому Экономическому Пространству. В этой связи безотлагательным является реализация задачи по созданию между тремя государствами единого информационного и, прежде всего, информационно-правового пространства с целью обеспечения гармонизации национальных законодательств, в том числе, и в образовательной сфере. Проблема эта может быть осуществлена путем создания интегрированного банка правовой информации соответству-

ющих государств - участников Союза, создания и организации работы Центра правовой информации и гармонизации законодательств соответствующих интеграционных комитетов, налаживания каналов прямой и обратной информационной связи (включая связь по линии Интернет, модемную, факсимильную) между профильными министерствами, ведомствами и институтами.

В качестве дальнейших шагов по модернизации образовательной системы Республики Казахстан в целом, призванной стать одним из ключевых факторов всего модернизационного процесса в республике определены следующие: во-первых, оптимизация образовательных учреждений; во-вторых, обеспечение модернизации учебно-воспитательного процесса; в-третьих - повышение эффективности и доступности образовательных услуг. В рамках оптимизации предполагается укрепить непрерывную вертикаль образования. При этом восстановить логическую взаимосвязь всех видов «возрастного» образования как целостного лифта - дошкольного, начального, среднего, профессионального, высшего и послевузовского. Не допуская при этом существенного разрыва в качестве образовательных услуг, предоставляемых частными и государственными учреждениями образования. При этом система образования в республике будет неизменно оставаться общенациональной. Библиографический список:

1. Айтхожин Н.А. Проблемы внедрения латиницы в казахский алфавит // Саясат. Политика. 1997. № 10. С. 24.

2. Ахметова Г. Ключевая фигура модернизации. Статус учителя восходит на новую высоту // Казахстанская правда. 2012. 16 марта. С. 26.

3. «Болашак» во благо государства // Казахстанская правда. 2011. 1 сентября. С. 5.

4. Васильев РФ. Охота за информацией. - М., 1973.

5. Жумагулов Б. Прорыв неизбежен. Интеллектуальный // Казахстанская правда. 2010. 28 октября. С. 5.

6. Казахстан на пути к обществу знаний: выступление Президента Нурсултана Назарбаева перед студентами Назарбаев-Университета // Казахстанская правда. 2012. 6 сентября. С. 2.

7. Муканова А., Магер Ю. Интеллектуальная нация - основа будущего // Казахстанская правда. 2010. 8 декабря. С. 2.

8. Назарбаев Н.А. Казахстанский прорыв // Казахстанская правда. 2006. 30 декабря. С. 1.

9. Назарбаев Н.А. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее // Казахстанская правда. 2009. 14 октября. С. 2.

10. Назарбаев Н.А. Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана: послание Президента-Лидера Нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана // Казахстанская правда. 2012. 28 января. С. 2.

11. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Литер. 2012. 10 июля. С. 2.

12. Суханов А.П. Мир информации: (История и перспективы) - М.: Мысль, 1986. - С. 3.

13. Тусупбекова Л., Шиманский М., Нестеренко С. В каждом сердце -родная страна // Казахстанская правда. 2006. 25 октября. С. 2.

го

I

го н о X го

СО

го

ф

н

о

S

о

_0 5

н го ш о

СО

го

ю о

I

о

S

го ш о

ф

т ф

с

о ф

ю о

ш

о ц

0 ^

ф ф

э

JS ф

1

*

го ш

го ц

го

о ф

т ф

ш

о ц

ф т

ь

о

.0 I

I

ф

CG

н

о ф

т го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.