Научная статья на тему '"Рухани жаңғыру" - программа, которая вдохновляет'

"Рухани жаңғыру" - программа, которая вдохновляет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5501
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИДЕЯ / ПРОЕКТ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТРАТЕГИЯЛЫқ МАқАЛА / ЦОГАМДЫЦ САНА / ЖАңГЫРТУ / ИДЕЯЛАР / ЖОБА / ПАТРИОТТЫқ ТәРБИЕ / STRATEGIC ARTICLE / PUBLIC CONSCIOUSNESS / MODERNIZATION / IDEA / PROJECT / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бадажкова Л.В., Карева Т.И.

В статье рассматриваются основные направления программы «Болашақ қабағдар: рухани жаңғыру» «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Дается краткий обзор достигнутых результатов по выполнению программных установок, как в масштабах всей страны, так и в Костанай-ской области в частности. Рассказывается о студенческом проекте в рамках программы. Подчеркивается значимость проблемы патриотического воспитания молодого поколения в контексте обращений Президента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Рухани жаңғыру" - программа, которая вдохновляет»

Mi

Л.В. Бадажкова,

преподаватель специальных дисциплин, КГКП Костанайский строительный колледж

Т. И. Карева,

преподаватель специальных дисциплин, КГКП «Костанайский строительный колледж»

He2i32i создер: стратегиялык макала, когамдык сана, жацгырту, идеялар, жоба, Патриоттык тэр-бие.

Ключевые слова: стратегическая статья, общественное сознание, модернизация, идея, проект, патриотическое воспитание.

Keywords: strategic article, public consciousness, modernization, idea, project, patriotic education.

«РУХАНИ ЖАЦГЫРУ» - ПРОГРАММА, КОТОРАЯ ВДОХНОВЛЯЕТ

Ацдатпа

Макал ада "Болашак кабагдар: рухани жацгыру" багдарламасыныц непзп багыт-тары карастырылады. Барлык ел келем1нде, сондай-ак Костанай облысында багдарла-малык кондыргыларды орындау бойынша кол жетюзшген нэтижелерге кыскаша шолу бершедг Багдарлама аясында студентик жоба туралы айтылады. Президенттщ увде-ynepi контекста нде жас урпакты патриоттык тэрбиелеу проблемаларынын, мацыздылыгы атап етшедо.

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления программы «Болашак кабагдар: рухани жацгыру» - «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Дается краткий обзор достигнутых результатов по выполнению программных установок, как в масштабах всей страны, так и в Костанай-ской области в частности. Рассказывается о студенческом проекте в рамках программы. Подчеркивается значимость проблемы патриотического воспитания молодого поколения в контексте обращений Президента.

Annotation

The article considers the main directions of the program «Болашак кабагдар: рухани жацгыру» - "Look into the future: modernization of public consciousness". A brief overview of the results achieved while implementing of the program guidelines, both across the country and in the Kostanay region, is presented. The student project within the framework of the program is shown. The importance of patriotic education of young generation in the context of the President's appeals is emphasized.

Ш

n О bS

О С

о

U ш

н

2 <

i—

О £

п о с в; s

х

<

н

s

с и о m

ш

ег

ID

о

о.

с

щ

3 X

J2 -

£ н

ж <

ш _

о

о с

о

ш

2

<

ни <

сц.

о с:

о?

зс

<

с и о

03

ш с;

из о с. С ш

33

■Л

|

<

«... Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине».

Н.А. Назарбаев «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» [1,с.15].

Не случайно именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа, слова стратегической статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», весь текст которой наполнен глубоким смыслом, каждая фраза несет огромный инф ормационно- энергетиче ский з аряд, каждое предложение находит отклик в сердцах и умах казахстанцев, именно эти слова стали камертоном проекта, организованного студентами и преподавателями Костанайского строительного колледжа в рамках программы «Рухани жацгыру».

Вот уже больше года, как увидела свет эта публикация, вызвавшая оживленную общественную дискуссию и огромный интерес. В апреле 2017 года наш Президент обратился к народу Казахстана с программной статьей «Болашак кабагдар: рухани жацгыру» - «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в которой Глава государства «решил поделиться своим видением того, как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей»[1,с.2]. Все обращения Нурсултана Абишевича Назарбаева к народу Казахстана в независимости от формы их подачи, являются очень информативными и впечатляющими, они поражают своим размахом и степенью прозорливости нашего Лидера. Статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» не стала исключением. В ней Президент акцентировал внимание на

важнейших аспектах нашей жизни: образование, саморазвитие, национальной идентичности, культурном и духовном уровне нации. Статья отражает характер народа Казахстан, выверенные национальные приоритеты, демонстрирует «культурный код нации». Президентом изложены направления развития наших базовых духовных ценностей: науки, культуры, образования, путем модернизации общественного сознания. Сегодня можно с уверенностью сказать, что публикация программной статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» стала поистине судьбоносным шагом для нашего государства, настолько масштабными и значительными являются преобразования, получившие свое воплощение в жизнь в рамках реализации этой программы. По историческим меркам прошло совсем не много времени, но результаты работы, проведенной в контексте «Рухани жацгыру» впечатляют. И это не просто красивые слова и эффектные баннеры с изображением чудесной многоцветной птицы на улицах наших городов, это реальные значимые события, как в масштабах всей страны, так и в судьбах отдельных людей. Процесс "модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца" запущен в действие. Конечно, объем задач, требующих решения впечатляет, но и сделано за этот период уже немало. Вот только некоторые данные, предоставленные Национальной комиссии по реализации программы модернизации общественного сознания «Рухани жацгыру», :

• указом президента Республики Казахстан утвержден алфавит казахского языка, основанный на латинской графике;

• создана Национальная комиссия при правительстве РК по поэтапному

Ш

переводу алфавита казахского языка на латинскую графику;

• в рамках проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников» создан некоммерческий фонд «¥лттык аударма бюросы», переведены на государственный язык и оцифрованы 17 лучших мировых учебников в области социально-экономического и гуманитарного знания;

• в рамках реализации проекта «100 новых лиц Казахстана» всенародное онлайн голосование определило 102 победителя. Всего в голосовании участвовало 340 тысяч казахстанцев;

• в рамках проекта «Сакральная география Казахстана» создан Научно-экспертный совет по отбору и систематизации общенациональных и локальных сакральных мест; разработан список объектов общенационального и регионального значения; разработана виртуальная карта сакральных объектов с 3D турами по сакральным объектам общенационального значения;

• по проекту «Современная казахстанская культура в глобальном мире» осуществлены сбор и систематизация произведений казахстанской культуры, созданных в период независимости Казахстана.

В 2017 году в штаб-квартире UNESCO в Париже состоялась презентация программы «Рухани жацгыру», проведены мероприятия, продемонстрировавшие зарубежной аудитории различные направления казахстанской культуры. Организовано более 20 зарубежных гастролей, выставок и других культурных мероприятий с участием отечественных театров, музеев и музыкальных коллективов. В целях популяризации отечественного кинематографа проведены Дни казахстанского кино в США и Италии. Реализован проект Dalatunes - ин-

тернет-ресурс, обеспечивающий доступ в цифровом формате к лучшим казахстанским музыкальным произведениям. Организован первый международный литературный конкурс «Рух», нацеленный на выявление новых талантливых авторов и произведений. Активно ведется работа по оцифровке музейных фондов на республиканском и региональном уровнях [2].

И в нашем регионе так же ведется большая работа по направлениям модернизации, результативно решаются задач, поставленные президентом. По информации аЫи.кх жители нашей области активно включились в реализацию масштабного проекта. В рамках программы в 21 школе Костанайской области в курс обучения школьников введены уроки робототехники, в поселке Алтын Дала открылся новый Дом культуры, в городе Лисаковск построена большая баскетбольная площадка. В начале года в регионе был создан специальный реестр, куда вошли 153 проекта, реализация которых будет осуществляться за счет средств меценатов. Общая их стоимость превысила 2 миллиарда тенге. В настоящее время реализовано 82 проекта, что составляет около 54 процентов от запланированного объема. В целом в текущем году организована работа по ремонту и реконструкции 45 объектов социальной сферы, благоустройству 36 населенных пунктов и сакральных объектов. Активное участие в реализации госпрограммы «Рухани жацгыру» принимают и неправительственные организации, в общей сложности более ста проектов выполнено при их содействии. В Карасуском и Амангельдинском районах НПО занимаются благоустройством сел, в Аркалыке и Сарыкольском районе оказывают помощь школьникам в изучении родного края. В результате рабо-

ш п о bS

о С

о

I—

ш

2 <

н

о £

п о с в; s

х

<

н

s

с и о m

ш

ID

о о.

с

Щ

3 X

J2 -

£

н <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

ты, проведённой в области, количество школьных и краеведческих музеев возросло с 99 до 115. В настоящее время в регионе действует 154 кружка и секции по туристическо-краеведческом направлению, они дают возможность приобщиться к этой интересной деятельности трем тысячам школьникам. За прошедшее время налажено функционирование 57 эколого-туристических площадок, действует 15 школьных лесничеств, организовано около 600 экспедиций по родному краю с охватом 9 тысяч школь-ников[3]. И это только малая часть выполненной работы по направлениям модернизации. Еще множество проектов в сфере культуры, образования, науки готовятся к реализации, являясь ярким подтверждением слов президента: "Время не останавливается, а значит, модернизация, как и сама история, - про-§ должающийся процесс. На новом разло-Щ ме эпох у Казахстана есть уникальный о исторический шанс через обновление и 2 новые идеи самим построить свое луч-Р шее будущее. Я уверен: казахстанцы, В особенно молодое поколение, понимают S важность предложения нашей модерни-

г зации [1,с.22]. Действительно, именно

<

^ молодежь, активная, деятельная, стре-

2 мящаяся к развитию, к новым достиже-

5 ниям, может стать колоссальной движу-

5 щей силой в реализации этой большой

Е программы. И помочь, направить, вдох-=

и новить, поддержать личным примером -

ш это задача нас, педагогов.

Занимаясь обучением студентов кол-

=;. леджа основам их будущих профессий,

9 мы не должны упускать момент фор-

~~ мирования их человеческих качеств.

^ Развитие патриотизма - является наи-

г- важнейшим аспектом становления лич-

<

>; ности. Один из ключевых тезисов в ^ статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного

сознания» заключается в сохранении и осознании глубины истории и культурной самоидентификации. "Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям - это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов"[1,с. 16] - эти слова президента, как нельзя лучше передают суть патриотического воспитания. Работая, общаясь с учащимися, узнавая их интересы, взгляды на жизнь, сталкиваясь с их проблемами, становится очевидна необходимость " организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба" [1,с. 16]. Несомненно, что лучшая форма патриотизма - это изучение истории родного края. В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства обращает внимание казах-станцев на большой смысл слов «Туган жерш суйе алмаган суйе алар ма туган елш?» или «С чего начинается Родина?» и разъясняет, как этот смысл наполнить конкретными делами.

Именно осмысление, обсуждение публикации стратегической статьи послужило толчком для идеи создания собственного проекта в одной из групп Архитектурного отделения Костанай-ского строительного колледжа. Студенты с готовностью поддержали инициативу преподавателей. Свою работу мы решили посвятить нашей малой родине, нашему городу. Проект называется "Моя малая Родина". И снова хочется обратиться к высказыванию Нурсултана Абишевича Назарбаева: «Почему малая родина? Человек - существо не только

рациональное, но и эмоциональное. Малая родина - это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно» "[1,с. 16]. Как можно остаться равнодушным к этим проникновенным словам? Как можно остаться не у дел, когда вокруг так много позитивных перемен, каждый день приносит что-то новое и есть возможность участвовать в этих масштабных преобразованиях. Конечно, наш проект не так амбициозен, он не имеет экономической выгоды, но его значимость в том, что через изучение родного края, прививается любовь и интерес к своей стране, воспитываются патриотические чувства, ребята могут поделиться своими эмоциями и впечатления, проявить свои профессиональные навыки. Изначально основой проекта являлась исследовательская поисковая краеведческая работа. Студенты колледжа с интересом включились в изучение истории Костаная. Вот как о проекте рассказывает студент 2 курса специальности «Архитектура» Отен Айбын: "Мы тоже не хотим оставаться в стороне от большой программы «Рухани жащыру» и поэтому решили сделать свою карту значимых мест Костаная, вернее альбом, где основной темой является обзор достопримечательностей, интересных, исторических мест нашего города, нашей области. Свой проект мы назвали «Моя малая Родина». Создавая альбом, мы много гуляем по родному городу, и он открывается нам по-новому. Мы изучаем историческую архитектуру Костаная. Собираем материал и исторические справки об архитектурных объектах. Мы фотографируем, делаем зарисовки интересных мест

нашего города. На нашем счету 25 объектов. "Начиная работать над этим проектом ни преподаватели, ни студенты не предполагали, что он окажется настолько интересным и захватывающим. Но идея начала развиваться. Изначально планировалось только изучение исторических мест и создание альбома. Затем фотографии, рисунки, историческую информацию ребята дополнили своими эссе. Накопленный материал был представлен на открытом внеклассном мероприятии. Студенты рассказали гостям о программе «Рухани жащыру» и о своем проекте «Моя малая Родина». Ребята с увлечением развивают свое детище. В перспективе создание видеоролика по теме проекта. В дальнейшем планируется включить тематику проекта непосредственно в учебный процесс. На предмете "Рисунок и живопись" по теме "Городской пейзаж" студенты могут выполнять работы в различной художественной технике, непосредственно изображая "подшефные объекты", также они будут воплощены в виде макетов. На старших курсах, освоив специальные дисциплины, будущие проектировщики, смогут сделать проекты обновления и реконструкции "своих старых знакомых". Возможности программного обеспечения нашего колледжа позволяют воссоздать облик зданий при помощи таких профессиональных программ как АИюСАБ, АгсЫСАБ, ЗскМах. Работы наших выпускников неоднократно были представлены на различных городских и республиканских конкурсах. Ну а пока в ближайших планах: продолжение исследовательской работы, увеличение списка изучаемых объектов, подготовка и проведение презентаций и выставок фотографических и художественных работ по теме « Моя малая Родина». Несомненно, участие

ш

е; о ьг о С

о

и ш

2 <

н о

£ ч о с в; х

г

<

н з с и о т

ш ^

из о о.

с

щ

3 X

из -

£

н <

студентов в такого рода проектах, дает им большой стимул к творческой самореализации. Дает возможность профессионального роста, формирует чувство сопричастности к жизни родного города, края, что в свою очередь, способствует развитию их патриотического сознания. А важность этой проблемы является актуальной как никогда. Вот как об этом говорит Лидер Нации в обращении к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»:новый политический курс состоявшегося государства»: «Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это прежде всего гордость за страну и ее достижения. Но сегодня, на новом этапе состоявшегося государства, такого понимания уже недостаточно. Мы должны прагматично посмотреть на этот вопрос. Мы любим страну, мы ею

§ гордимся, если государство гарантирует ас

ш каждому гражданину качество жизни,

о безопасность, равные возможности и

2 перспективы. Только такой подход дает

? нам прагматичный и реалистичный

В взгляд на вопрос патриотизма и его вос-

2 питания. К 2050 году нам надо постро-

г ить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана

2 должен быть твердо уверен в завтраш-

ЕЕ нем дне, в будущем » [4,с.47]. Мы в пол-

^ ной мере поддерживаем утверждение

Е нашего Президента, только человек,

и искренне любящий свою Родину, знаю-

и щий и понимающий ее историю, рабо-

^ тающий на благо своей Отчизны и полу-

ш

с; чающии удовлетворение от своего

2 труда, может стать настоящим гражда-

~~ нином. Невозможно считать патриотом

^ человека, не знающего историю своей

? страны, своего края, не знакомого с

>; культурой своего народа. Познание род-

< ной истории напрямую связано с поиском самоопределения. Определение

себя как части общества, отождествление своей личности с понятием «гражданин Казахстана» - важный момент в духовном и эмоциональном развитии подростка. Очевидно, что залог стабильного развития страны в будущем -целенаправленная, скоординированная работа по патриотическому воспитанию молодежи. Основным институтом, обеспечивающим организацию, функционирование и контроль всей системы патриотического воспитания, является государство. Патриотическое воспитание молодежи - одно из направлений государственной молодежной политики Республики Казахстан на этапе переходного периода и на долговременную перспективу [5,с. 162]. В реалиях сегодняшнего дня особое внимание необходимо уделять этой проблеме. Будут разработаны новые технологии, сделаны открытия, но духовные ценности и фундаментальные знания, останутся неизменными, придавая народу Казахстана все новые силы для новых свершений и побед. Огромный вклад в патриотическое воспитание вносит Нурсултан Абишевич Назарбаев: «Казахстан начал третье двенадцатилетние Независимости с большой духовной модернизации. В рамках моей программной статьи во всех регионах страны начата масштабная работа. Один из важных проектов, реализуемых на основе «Рухани жацгыру» - «Туган жер». Земля, на которой человек родился, всегда будет в его сердце. Мы все гордимся своими родными краями, скучаем по ним, заботимся о них. Любовь к родной земле продолжается в любви к Родине, забота о родной земле - в заботе о Родине» [6]. Казахстанский патриотизм - общий для всех жителей, населяющих многонациональный Казахстан, и вместе с тем основанный на глубоком ува-

Ш

жении к традициям национальной культуры и духовности казахского и других народов страны, внесших свой вклад в формирование общего для всех граждан достояния. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите, опираясь на традиции советского государства и вместе с тем основываясь на уважении ко всем традиционным религиям, которые исповедуют народы страны, на глубокие традиции межрелигиозного диалога и толерантности. Патриотизм, несомненно, имеет гражданский характер и, признавая существующие различия в политических взглядах и убеждениях, предполагает уважение к сложившимся за годы независимости в Казахстане политическим институтам и традициям [7]. Реализация программных установок, обозначенных в статье Главы государства, еще более закрепит у молодежи чувство патриотизма и гражданской идентичности, будет способствовать укреплению общественного согласия и единства народа Казахстана. И мы, педагоги, как никто другой должны понимать суть и значимость работы в этом направлении. Ведь как сказал Глава нашего государства: «Будущее творится в учебных аудиториях»[1,с. 15]. Именно наша задача донести студентам, которые в скором времени станут молодыми специалистами, инициативы Главы нашего государства, помочь осмыслить значимость, принимаемых решений. Важно, чтобы они знали о достигнутых результатах, осознавали своевременность и актуальность замыслов Прези-

дента, вдохновлялись ими, стремились внести свой вклад. Необходимо, чтобы подрастающее поколение не только четко представляло цель проводимых преобразований -" войти в тридцатку развитых государств", но и знало об осуществлении ряда крупных программ, отмеченных в статье «Рухани жацгы-ру». Вот как об этом говорит Глава государства: «С 2004 года была реализована программа "Мэдени мвдэа", направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на территории Казахстана. В 2013 году мы приняли программу "Халы к тарих толкынында", позволившую нам системно собрать и изучить документы из ведущих мировых архивов, посвященные истории нашей страны» [1,с.2]. И особое внимание, конечно, необходимо уделять перспективе развития, формированию системы приоритетов молодежи. Базой и источником вдохновения в этой непростой деятельности для нас, как и для сотен тысяч казахстанцев служат ориентиры, намеченные в стратегической статье H.A. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Республика Казахстан уверенно держит курс на реализацию поставленных целей, Глава Государства, заботясь о будущем поколении, выполняя свои обещания, ведет нашу страну по пути модернизации и совершенствования нашего государства. Неуклонность в достижении этих целей еще раз была подчеркнута Президентом в Послание народу Казахстана "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни" 5 октября 2018 года: «Каждый казахстанец должен четко понимать суть проводимых реформ и их важность в деле процветания нашей Родины. Для их успешной реализации сегодня как никогда важна консолида-

ш п о bS

о С

о

I—

ш

2 <

н

о £

п о с в; s

х

<

н

s

с и о m

ш ^

из о о.

с

щ

2 X

из -

£

н <

ция общества вокруг общих целей. Программа «Рухани жацгыру» получила широкую поддержку и придала мощный импульс модернизационным процессам в обществе. Данную инициативу следует не только продолжить, но и наполнить новым содержанием и направлениями» [8].

И в заключении еще раз хочется подчеркнуть, что программная статья «Рухани жацгыру» стала катализатором впечатляющих перемен по всей нашей стране, послужила движущей и вдохновляющей силой как для глобальных преобразований, так и для таких творческих проектов, как наш. И каждый шаг в этом направлении, в независимости от своего масштаба - часть общего движения к намеченной цели: войти в тридцатку развитых государств мира. И реализация этой масштабной задачи х «должна сопровождаться опережающей ij модернизацией общественного созна-о ния, которая не просто дополнит по-2 литическую и экономическую модер-? низацию - выступит их сердцевиной» - [1,0.1].

ЛИТЕРАТУРА

1.Назарбаев H.A. Взгляд в буду-о щее: модернизация общественного 5 сознания / Н.А.Назарбаев. [Электрон-^ ный ресурс] https://informburo.kz/stati/ t statya-prezidenta-vzglyad-v-budushchee-о modernizaciya-obshchestvennogo-§ soznaniya.html

2.Итоги реализации программы «Ру-

= хани жацгыру» в 2017 году [ Электрон-

9 ный ресурс] https://365info.kz/2018/02/ с

ш

jQ Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JÜ f-

ruhani-zhangyru-vpechatlyayushhie-itogi-2017-goda/

3.Воспитание патриотизма и преобразование социальной сферы - итоги реализации «Рухани жангыру» Электронный ресурс] http://alau.kz/ vospitanie-patriotizma-i-preobrazovanie-socialnoj-sfery-itogi-realizacii-ruhani-zhangyru/

4.Назарбаев H.A. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»:новый политический курс состоявшегося государства» / Н.А.Назарбаев. Астана, Акорда, 2012. -47с.

5.Нурлигенова 3. Н. Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история и перспективы /З.Н. Нургали-ева, K.M. Амантаева, Д.Н. Курбанова // Молодой ученый. - 2017. - №45. - С. 160-163.

6. Назарбаев H.A. Патриотизм является нерушимой опорой Мэцшик Ел. / Н.А.Назарбаев. [Электронный ресурс] http://muftyat.kz/ru/news/11876

7.Ишмухамедов К. Символ гордости и патриотизма. / К.Ишмухамедов //Казахстанская правда. - 2008,- 11 декабря.

8.Назарбаев Н.А Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Рост благосостояния ка-захстанцев: повышение доходов и ка-честважизни» / Н.А.Назарбаев [Элек-TpoHHbmpecypc]http://www.akorda.kz/ ru/addresses/addresses_of_president/ poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-5-oktyabrya-2018-g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.