Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В ХОЛДИНГАХ РАЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР'

ПРИОРИТЕТЫ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В ХОЛДИНГАХ РАЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В ХОЛДИНГАХ РАЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР»

ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»,

Россия, г. Омск ПРИОРИТЕТЫ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В ХОЛДИНГАХ РАЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР Исследования выполнены при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда согласно Соглашению (договору) № 11-12-55001/12 от 17.05.2012.

Результаты непрерывных мировых процессов интеграции и глобализации, затрагивающих все направления человеческой деятельности, наиболее наглядно проявляются в экономической сфере, и находят конкретное воплощение в структурном укрупнении фирм, создании интегрированных холдинговых структур.

Начало интеграционных процессов в экономике России неотделимо от политических и экономических событий, происходивших в конце XX века на постсоветском пространстве. Дальнейшей активизации этих процессов способствовало появление у успешно развивающихся компаний потребности в притоке капитала, а также в повышении эффективности использования ресурсов путем вложения их в другие направления бизнеса. Холдинги играют все более заметную роль в экономике страны, поэтому организационно-управленческие и финансово-экономические аспекты интеграции производства и капитала требуют дальнейшего развития и совершенствования.

Главной целью создания холдинговых объединений является получение дополнительных конкурентных преимуществ (формирование технологически взаимосвязанных производственных и сбытовых цепочек, диверсификация бизнеса, оптимизация структуры управления, создание собственной сервисной сети, обособление лицензируемых видов деятельности, снижение рисков и повышение устойчивости бизнеса и др.), которые получили название синергетических эффектов.

Учитывая сложность организационно-управленческих и юридических взаимодействий внутри холдинговых объединений, специфику осуществляемых направлений деятельности и другие субъективные особенности, в экономическом пространстве функционирует большое количество разнообразных видов холдингов. В ходе исследования на предыдущих этапах нами была разработана обширная классификация холдинговых структур, позволяющая понять сложность и разнообразие их внутренней организации и найти правильный подход к исследованию их институциональной специфики [1].

Наилучшим образом конечной цели нашего исследования удовлетворяет бикритериальный подход к классификации структур управления холдингом (по типу интеграции и размерам холдинга), предложенный Овсянниковым С. С. Наглядно суть данного

подхода прослеживается в таблице 1.

Таблица 1 - Матрица выбора организационной структуры управления холдингом

Тип интеграции Размер холдинга

Небольшой Средний Крупный

Вертикальный Линейно-функциональная Линейно-функциональная Линейно-функциональная

Горизонтальный Линейно-функциональная Дивизиональная Холдинговая

Диверсифицированный Холдинговая Холдинговая Холдинговая

[2, с. 107-108]

Линейно-функциональная структура характеризуется жёсткостью горизонтальных связей, аккумулированием на верхнем уровне полномочий по решению как стратегических, так и множества оперативных задач, сильной централизацией. Все этапы принятия управленческих решений будут осуществляться головной компанией, дочерние компании, как производственные участки, будут просто исполнять решения и отчитываться об этом.

В дивизиональных структурах ключевыми фигурами в управлении являются менеджеры, возглавляющие производственные подразделения. Учитывая размеры холдингов дивизионального типа, широкую продуктовую специализацию внутри них, обширную территориальную ориентацию, дочерние компании будут обладать большей

самостоятельностью и играть более активную роль в принятии решений всех стратегических уровней, чем в линейно-функциональных холдингах.

Сложные холдинговые управленческие структуры обладают большей гибкостью по сравнению с предыдущими типами структур, демонстрируют лучшую ориентацию на цели и спрос, более эффективное текущее управление, гибкость и оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ. Кроме того, данные управленческие структуры характеризуются высокой мобильностью кадров.

Формы проявления синергии в сложно-иерархических структурах холдингового типа могут быть весьма разнообразны, и для целей настоящего исследования ранее они были классифицированы на следующие виды [3]:

> синергетический эффект масштаба;

> синергетический эффект интеграции;

> синергетический эффект комплексных преимуществ;

> синергетический эффект конгломерата;

> синергетический эффект в менеджменте (в том числе синергия сбыта (или рыночная синергия); производственная синергия (или синергия издержек); синергия инвестирования; синергия управления персоналом).

Наличие существенных отличий в функционировании холдинговых структур позволяет сделать вывод, что для отдельных их видов выделенные синергетические эффекты будут проявляться с разной степенью интенсивности. Систематизация приоритета проявления синергии по видам холдинговых структур приведена в таблице 2.

Таблица 2 - Синергия в разных видах холдинговых структур

Вид структуры управления

Формы проявления синергии

Синергетический эффект масштаба

Синергетический эффект интеграции

Синергетический эффект комплексных преимуществ

Синергетический эффект конгломерата Синергетический эффект в менеджменте:

- синергия сбыта -производственная синергия

- синергия инвестирования

- синергия управления персоналом

Линейно-функцион

альная +

+ +

+ + +

холдинга

Дивизион

альная

+

+ + + + + + + +

Холдинг овая

+ +

+ +

+

+

+

+

+

+

+

+

Синергетический эффект масштаба, который образуется в результате проведения широкомасштабных действий по производству и сбыту продукции, будет, на взгляд автора, в большей мере проявляться в холдингах с линейно-функциональной структурой. Другие виды холдингов характеризуются меньшей территориальной концентрацией и гораздо большей управленческой самостоятельностью, что является нивелирующими факторами образования данного вида эффекта.

Эффектов интеграции и комплексных преимуществ добиваются участники холдингового объединения в результате организации всех процессов движения товара от стадии производства к стадии потребления. Данные виды синергии в большей мере обеспечиваются наличием общей сети снабжения и сбыта для крупных оптовых поставок. Сложные холдинговые структуры чаще всего уходят от продуктовой или процессной специализации, диверсифицируют бизнес в разных направлениях, поэтому для них данный эффект будет присущ в меньшей мере, чем для холдингов с линейно-функциональной или дивизиональной структурой.

Синергетический эффект конгломерата обеспечивает снижение удельной величины коммерческих и финансовых рисков и их более

равномерное распределение между участниками холдинга. В процессе развития холдинговые структуры постепенно усложняются, начиная с получения преимуществ в сфере заготовления, производства и обращения. Когда такие возможности реализовываются, возникшая потребность в дальнейшем развитии и поиске преимуществ в сфере распределения и потребления находит проявление в усложнении холдинговых структур. Исходя из этого, данный вид синергии имеет больший потенциал в сложных холдинговых структура, чем в холдингах с линейно -функциональной или дивизиональной структурой управления.

Наличие в холдинге любого вида материнской (управляющей) компании априори обеспечивает более высокий потенциал синергии менеджмента, чем в других сложно-иерерхических структурах, не имеющих центра управления. При этом, учитывая уже упомянутые характеристики линейно-функциональных, дивизиональных и

холдинговых структур, для первых двух видов холдингов будет обеспечиваться больший эффект менеджмента при производстве и сбыте, а для сложных структур - синергия инвестирования и управления персоналом.

Таким образом, в данной статье определены приоритеты реализации разных видов синергетических эффектов с учётом специфики управленческой структуры холдингов, что позволит с меньшей трудоёмкостью выявлять синергетический потенциал и более полно его использовать для повышения эффективности управления и деятельности холдинговых объединений в целом и отдельных их участников.

Использованные источники:

1. Глущенко М. Е., Нарежнева О. В. Экономико-правовые аспекты функционирования холдинговых структур // Вестник Омского университета. Серия Экономика. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2012 г. - № 1. -С. 141-151

2. Овсянников, С. С. Роль холдинговых компаний // Менеджмент в России и за рубежом. -2009. - № 2. - С. 107-109

3. Глущенко М. Е. Синергия как цель интеграции в холдингах // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2011. - №13. - С. 11-14

Низовцева Г.А. студент

финансово-экономический факультет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.