ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»,
Россия, г. Омск ПРИОРИТЕТЫ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В ХОЛДИНГАХ РАЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР Исследования выполнены при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда согласно Соглашению (договору) № 11-12-55001/12 от 17.05.2012.
Результаты непрерывных мировых процессов интеграции и глобализации, затрагивающих все направления человеческой деятельности, наиболее наглядно проявляются в экономической сфере, и находят конкретное воплощение в структурном укрупнении фирм, создании интегрированных холдинговых структур.
Начало интеграционных процессов в экономике России неотделимо от политических и экономических событий, происходивших в конце XX века на постсоветском пространстве. Дальнейшей активизации этих процессов способствовало появление у успешно развивающихся компаний потребности в притоке капитала, а также в повышении эффективности использования ресурсов путем вложения их в другие направления бизнеса. Холдинги играют все более заметную роль в экономике страны, поэтому организационно-управленческие и финансово-экономические аспекты интеграции производства и капитала требуют дальнейшего развития и совершенствования.
Главной целью создания холдинговых объединений является получение дополнительных конкурентных преимуществ (формирование технологически взаимосвязанных производственных и сбытовых цепочек, диверсификация бизнеса, оптимизация структуры управления, создание собственной сервисной сети, обособление лицензируемых видов деятельности, снижение рисков и повышение устойчивости бизнеса и др.), которые получили название синергетических эффектов.
Учитывая сложность организационно-управленческих и юридических взаимодействий внутри холдинговых объединений, специфику осуществляемых направлений деятельности и другие субъективные особенности, в экономическом пространстве функционирует большое количество разнообразных видов холдингов. В ходе исследования на предыдущих этапах нами была разработана обширная классификация холдинговых структур, позволяющая понять сложность и разнообразие их внутренней организации и найти правильный подход к исследованию их институциональной специфики [1].
Наилучшим образом конечной цели нашего исследования удовлетворяет бикритериальный подход к классификации структур управления холдингом (по типу интеграции и размерам холдинга), предложенный Овсянниковым С. С. Наглядно суть данного
подхода прослеживается в таблице 1.
Таблица 1 - Матрица выбора организационной структуры управления холдингом
Тип интеграции Размер холдинга
Небольшой Средний Крупный
Вертикальный Линейно-функциональная Линейно-функциональная Линейно-функциональная
Горизонтальный Линейно-функциональная Дивизиональная Холдинговая
Диверсифицированный Холдинговая Холдинговая Холдинговая
[2, с. 107-108]
Линейно-функциональная структура характеризуется жёсткостью горизонтальных связей, аккумулированием на верхнем уровне полномочий по решению как стратегических, так и множества оперативных задач, сильной централизацией. Все этапы принятия управленческих решений будут осуществляться головной компанией, дочерние компании, как производственные участки, будут просто исполнять решения и отчитываться об этом.
В дивизиональных структурах ключевыми фигурами в управлении являются менеджеры, возглавляющие производственные подразделения. Учитывая размеры холдингов дивизионального типа, широкую продуктовую специализацию внутри них, обширную территориальную ориентацию, дочерние компании будут обладать большей
самостоятельностью и играть более активную роль в принятии решений всех стратегических уровней, чем в линейно-функциональных холдингах.
Сложные холдинговые управленческие структуры обладают большей гибкостью по сравнению с предыдущими типами структур, демонстрируют лучшую ориентацию на цели и спрос, более эффективное текущее управление, гибкость и оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ. Кроме того, данные управленческие структуры характеризуются высокой мобильностью кадров.
Формы проявления синергии в сложно-иерархических структурах холдингового типа могут быть весьма разнообразны, и для целей настоящего исследования ранее они были классифицированы на следующие виды [3]:
> синергетический эффект масштаба;
> синергетический эффект интеграции;
> синергетический эффект комплексных преимуществ;
> синергетический эффект конгломерата;
> синергетический эффект в менеджменте (в том числе синергия сбыта (или рыночная синергия); производственная синергия (или синергия издержек); синергия инвестирования; синергия управления персоналом).
Наличие существенных отличий в функционировании холдинговых структур позволяет сделать вывод, что для отдельных их видов выделенные синергетические эффекты будут проявляться с разной степенью интенсивности. Систематизация приоритета проявления синергии по видам холдинговых структур приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Синергия в разных видах холдинговых структур
Вид структуры управления
Формы проявления синергии
Синергетический эффект масштаба
Синергетический эффект интеграции
Синергетический эффект комплексных преимуществ
Синергетический эффект конгломерата Синергетический эффект в менеджменте:
- синергия сбыта -производственная синергия
- синергия инвестирования
- синергия управления персоналом
Линейно-функцион
альная +
+ +
+ + +
холдинга
Дивизион
альная
+
+ + + + + + + +
Холдинг овая
+ +
+ +
+
+
+
+
+
+
+
+
Синергетический эффект масштаба, который образуется в результате проведения широкомасштабных действий по производству и сбыту продукции, будет, на взгляд автора, в большей мере проявляться в холдингах с линейно-функциональной структурой. Другие виды холдингов характеризуются меньшей территориальной концентрацией и гораздо большей управленческой самостоятельностью, что является нивелирующими факторами образования данного вида эффекта.
Эффектов интеграции и комплексных преимуществ добиваются участники холдингового объединения в результате организации всех процессов движения товара от стадии производства к стадии потребления. Данные виды синергии в большей мере обеспечиваются наличием общей сети снабжения и сбыта для крупных оптовых поставок. Сложные холдинговые структуры чаще всего уходят от продуктовой или процессной специализации, диверсифицируют бизнес в разных направлениях, поэтому для них данный эффект будет присущ в меньшей мере, чем для холдингов с линейно-функциональной или дивизиональной структурой.
Синергетический эффект конгломерата обеспечивает снижение удельной величины коммерческих и финансовых рисков и их более
равномерное распределение между участниками холдинга. В процессе развития холдинговые структуры постепенно усложняются, начиная с получения преимуществ в сфере заготовления, производства и обращения. Когда такие возможности реализовываются, возникшая потребность в дальнейшем развитии и поиске преимуществ в сфере распределения и потребления находит проявление в усложнении холдинговых структур. Исходя из этого, данный вид синергии имеет больший потенциал в сложных холдинговых структура, чем в холдингах с линейно -функциональной или дивизиональной структурой управления.
Наличие в холдинге любого вида материнской (управляющей) компании априори обеспечивает более высокий потенциал синергии менеджмента, чем в других сложно-иерерхических структурах, не имеющих центра управления. При этом, учитывая уже упомянутые характеристики линейно-функциональных, дивизиональных и
холдинговых структур, для первых двух видов холдингов будет обеспечиваться больший эффект менеджмента при производстве и сбыте, а для сложных структур - синергия инвестирования и управления персоналом.
Таким образом, в данной статье определены приоритеты реализации разных видов синергетических эффектов с учётом специфики управленческой структуры холдингов, что позволит с меньшей трудоёмкостью выявлять синергетический потенциал и более полно его использовать для повышения эффективности управления и деятельности холдинговых объединений в целом и отдельных их участников.
Использованные источники:
1. Глущенко М. Е., Нарежнева О. В. Экономико-правовые аспекты функционирования холдинговых структур // Вестник Омского университета. Серия Экономика. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2012 г. - № 1. -С. 141-151
2. Овсянников, С. С. Роль холдинговых компаний // Менеджмент в России и за рубежом. -2009. - № 2. - С. 107-109
3. Глущенко М. Е. Синергия как цель интеграции в холдингах // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2011. - №13. - С. 11-14
Низовцева Г.А. студент
финансово-экономический факультет