Научная статья на тему 'Синергия как цель интеграции в холдингах'

Синергия как цель интеграции в холдингах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1656
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ХОЛДИНГОВЫЕ СТРУКТУРЫ / КОРПОРАЦИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SYNERGY / INTEGRATION PROCESSES / HOLDING STRUCTURES / CORPORATION / ADVANTAGE / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко Марина Евгеньевна

В статье излагаются результаты исследования по возможности достижения синергического эффекта в холдингах. В работе выявлено, что основная цель объединения предприятий на основе интеграции экономических процессов получение синергического эффекта, т. е. преимуществ от совместной деятельности. Создание и функционирование интегрированных структур целесообразно только тогда, когда оно приносит положительный стабильный эффект и обеспечивает экономический рост компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGY AS A GOAL OF INTEGRATION INTO HOLDING COMPANIES

The article presents the results of a study on the possibility of achieving synergies in holdings. In the work identified that the main purpose of the Association of enterprises on the basis of the integration of economic processes getting synergy, i.e. benefits from collaborative activities. The establishment and operation of integrated structures appropriate only when it brings positive effect and ensures stable growth of the company.

Текст научной работы на тему «Синергия как цель интеграции в холдингах»

СИНЕРГИЯ 1<№ (1ЕПЬ ИНТЕГРАЦИИ В ХОПйИНГЙХ

ГЛУЩЕНКО М.Е.,

к.э.н., доцент кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита Омского государственного института сервиса

Аннотация: В статье излагаются результаты исследования по возможности достижения синергического эффекта в холдингах. В работе выявлено, что основная цель объединения предприятий на основе интеграции экономических процессов - получение синергического эффекта, т. е. преимуществ от совместной деятельности. Создание и функционирование интегрированных структур целесообразно только тогда, когда оно приносит положительный стабильный эффект и обеспечивает экономический рост компании.

Ключевые слова: синергический эффект, интеграционные процессы, холдинговые структуры, корпорация, преимущество, эффективность.

Мировой опыт корпоративного управления доказывает, что экономический рост является неотъемлемой частью жизненного цикла компании и важной составляющей успеха ее развития. В процессе своей деятельности компания достигает ступени, когда необходимо принять решение об использовании интеграционных инструментов корпоративного рынка - механизмов слияний и поглощений. Одна из основных целей интеграционных экономических процессов - получение конкурентных преимуществ за счет соединения нескольких бизнес - единиц в единый хозяйственный механизм. Хозяйственная практика свидетельствует, что эффект совместной деятельности всегда выше простой суммы индивидуальных усилий за счет потенциала сотрудничества, взаимосвязи. В мировой практике данный эффект получил название синергии.

Под синергическим эффектом принято понимать увеличение эффективности деятельности компании в результате интеграции отдельных частей в единую систему за счет так называемого совокупного системного эффекта, эмерджентности (свойства системы, которые не присущи ее элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему) [3].

При исследовании синергических эффектов выделяют следующие возможные виды эффектов [2]:

-эффект масштаба. Он образуется в результате проведения широкомасштабных действий. Так, предприятия, производя крупные партии продукции, организуя отделы логистики, службы маркетинга и сбыта, снижают свои затраты, увеличивая тем самым прибыль предприятия. Эксперты отмечают, что выпуская вдвое больше продукции и используя производственные мощности полностью, предприятие может добиться снижения издержек производства на 20-30 %;

-эффект интеграции - это эффект от преимуществ, которых добивается отдельное структурное подразделение в составе корпоративного объединения при организации всех процессов движения товара от стадии производства к стадии потребления;

-эффект комплексных преимуществ. Сущность его заключается в том, что при крупных (оптовых) поставках преимуществ и выгод гораздо больше, чем от каждой отдельной поставки;

-эффект конгломерата означает, что с ростом количества структурных подразделений в корпорации величина коммерческих и финансовых рисков распределяется между ними, способствуя их уменьшению.

Помимо этого, крупные интеграционные образования имеют возможность получить синергический эффект в менеджменте. В этом случае речь идет о стратегическом синергизме, суть которого заключается в получении дополнительных эффектов от совместного управления по использованию ресурсов и ведения бизнеса в различных направлениях.

Синергию менеджмента можно классифицировать следующим образом:

-синергия сбыта (или рыночная синергия) - это преимущества, получаемые предприятием за счет стимулирования сбыта, логистики, маркетинга, распределения, рекламы;

-производственная синергия (или синергия издержек), т. е. получение преимуществ за счет более полного использования производственных мощностей, снижения расходов;

-синергия инвестирования - это преимущества, получаемые за счет максимально возможного использования инвестиционного потенциала каждого предприятий, входящего в интеграционное образование;

-синергия управления персоналом - это эффект, получаемый в результате роста, совершенствования кадрового потенциала предприятия. Это, в свою очередь, увеличивает возможности подготовки, повышения квалификации персонала, кадровых перестановок.

Таким образом, интеграция нескольких хозяйствующих субъектов в рамках холдинго-

вой структуры способствует снижению издержек производства (за счет проявления эффекта масштаба при горизонтальном слиянии), получению более дешевых ресурсов и их совместному использованию (синергия технологий и издержек при вертикальном слиянии), эффективному использованию рыночной инфраструктуры (совместный сбыт), снижению издержек управления (за счет объединения функций звеньев управляющего аппарата, высвобождения персонала), повышению эффективности менеджмента (синергия планирования и управления). Именно на синергический эффект ссылаются менеджеры, обосновывая необходимость приобретения или слияния предприятий.

Синергические возможности холдингов обеспечиваются несколькими способами. Прежде всего, можно говорить о «политическом» аспекте синергии холдинга, т. е. поддержки входящих в его структуру предприятий во внешней среде.

Опираясь на подобную «политическую» поддержку, корпорация в целом может иметь особые маркетинговые ноу-хау, то есть добиваться для входящих в нее бизнесов уникальных контрактов и особо выгодных заказов. Кроме того, холдинг может помогать входящим в него бизнесам в освоении подобных «заказов» путем построения маркетинга, сбытовых систем.

Следующим уровнем достижения синергического эффекта является аккумуляция и инвестирование финансовых ресурсов в масштабах и по цене капитала, недоступных отдельному бизнесу.

Наконец, можно говорить и о синергии кооперации между отдельными бизнесами в корпорации, включая налаживание взаимных поставок, распространение ценных инноваций, обмен необходимыми кадрами.

Фирмы, входящие в интегрированные холдинговые структуры, имеют статистически значимые преимущества в следующих моментах запуска нового проекта:

1) получение доступа к технологии производства;

2) определение желаемых потребителями спецификаций продукции,

3) разработка продукции в соответствии со спецификациями;

4) достижение «взаимопонимания» с производителями аналогичной продукции;

5) проведение раскрутки товара;

6) создание (освоение) новых каналов сбыта [1].

Синергические способности холдинговых корпораций более всего сказываются в области маркетинговой деятельности (выпуск на рынок товара), инновационной деятельности (новые технологии и конструирование товара) и в административной поддержке входящих в состав корпорации предприятий (контакты с государством и с конкурентами).

Таким образом, холдинговая корпорация оказывается в роли создателя и распределителя синергетических эффектов, возникающих при объединении входящих в нее бизнесов. Наличие эффекта синергизма и умение управлять этим эффектом создает специфическое конкурентное преимущество, которое реализуется на уровне холдинга в целом и которое, в конечном счете, проявляется в приобретении продукцией уникальных свойств или получении дополнительной прибыли.

Управление холдингом должно быть организовано таким образом, чтобы добиться реализации потенциального синергизма от каждого звена интегрированной структуры. Если холдинговые объединения не используют синергизм своих структурных подразделений, они не будут иметь значимых преимуществ перед малыми фирмами. Синергизм позволяет холдингам ускорить внедрение инвестиций, добиться увеличения объемов продаж продукции, работ и услуг, сократить издержки и расходы на управление, обеспечить экономию важнейших ресурсов. Потенциальный синергизм существует в каждом звене холдинга. Это доказывается несколькими выводами.

1. Объединение возможностей и усилий при закупке оборудования, внедрении новых технологий, управлении человеческими ресурсами и оптимизации накладных расходов позволяет сократить издержки производства и повысить квалификацию персонала.

2. Каждый аспект производственно-хозяйственной деятельности холдинга содержит в себе источник синергизма. Так, объединение нескольких видов закупок позволяет добиться от поставщика скидок, использование возможностей холдинга в области маркетинга позволяет значительно увеличить объем продаж. Весьма важным представляется синергизм в области развития и мотивации персонала, когда деятельность одного подразделения компании становиться примером для других.

В стратегическом менеджменте холдинга обычно выделяют три базовые возможности получения синергического эффекта, или источника достижения синергии:

1. Менеджерская возможность - достижение эффекта посредством формирования особых компетенций менеджмента холдинга, создания команды специалистов с разнообразными способностями и опытом, привлечения особо ценных специалистов перспективами карьерного роста и надежности крупной корпорации.

2. Функциональная возможность - достижение эффекта за счет использования особых профессиональных компетенций менеджмента и персонала всеми функциональными службами компании, как по общим вопросам ведения бизнеса, так и при осуществлении специализированных видов деятельности холдинга.

3. Стратегическая возможность - достижение положительного эффекта за счет ком-плементарности всех конкурентных стратегий холдинга на всех уровнях, т.е. начиная от конкретного продукта и заканчивая корпоративной стратегией.

Таким образом, ключевая цель разработки корпоративной стратегии холдинга - достижение максимальной синергии в плане стратегического развития корпорации. Задача максимизации стратегической синергии является особо актуальной и при разработке корпоративной стратегии во всех иных ее аспектах: функциональном, организационно-структурном, ресурсном и других направлениях развития холдинга.

Литература:

1. Гурков И. Б. «Родительские способности» российских корпораций / Материалы к Всероссийскому семинару «Стратегическое планирование предприятий» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gurkov.ru/sem/prezent/Rodit_sposob.pdf (дата обращения: 10.08.11).

2. Жемчужников С.И. Направления совершенствования взаимодействия предприятий на основе интеграции экономических процессов / С.И. Жемчужников // Инновационный вестник Регион. - 2011. - № 1. - С. 20-26.

3. Сибирская Е. В. Комплексный подход к инновационному развитию Орловского региона / Е. В. Сибирская, Д. Г. Булгаков // Инновационный вестник Регион. - 2007. - № 1 (7). - С. 8-14.

Результаты исследований выполнены при финансовой поддержки Российского гуманитарного научного фонда, согласно договора № 11-12-55001 а/Т от 12.08.2011г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.