Научная статья на тему 'Синергетический эффект как конкурентное преимущество отечественных предприятий и способы его достижения'

Синергетический эффект как конкурентное преимущество отечественных предприятий и способы его достижения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1533
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / СИНЕРГЕТИЧНИЙ ЕФЕКТ / ДИВЕРСИФіКАЦіЯ / іНТЕГРАЦіЯ / КОНКУРЕНТНА ПЕРЕВАГА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / SYNERGETIC / COMPETITIVE ADVANTAGE / SYNERGISTIC EFFECT / DIVERSIFICATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Извекова Е.В., Дорофеева А.А., Izvekova K.V., Dorofeeva H.A.

Рассматриваются теоретические аспекты синергетического эффекта в качестве одного из важнейших конкурентных преимуществ. Исследуются способы его достижения в современных условиях развития отечественных предприятий в Украине. Предложен алгоритм достижения синергизма при интеграции предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergetic effect as a competitive advantage of domestic enterprises and ways of its achieving

The theoretical aspects of synergy as one of the most important competitive advantages are considered. The ways to achieve it under present conditions of Ukraine's enterprises development are investigated. The algorithm to achieve synergies under enterprises integration is proposed.

Текст научной работы на тему «Синергетический эффект как конкурентное преимущество отечественных предприятий и способы его достижения»

УДК 338.33 Екатерина Владимировна Извекова,

Анна Андреевна Дорофеева,

канд. экон. наук, доцент Донецкий национальный университет

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И СПОСОБЫ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ

В условиях рыночных отношений и глобализации мировой экономики руководство предприятий стремится к максимальному увеличению

эффективности своей деятельности путем повышения конкурентоспособности,

усиления инновационно-инвестиционной активности, разработки и применения инновационных технологий. Одним из наиболее действенных способов достижения вышеизложенных целей для предприятий в настоящее время является диверсификация как источник получения синергетического эффекта. В настоящее время все большую актуальность приобретают исследования интеграционных процессов на современном этапе, что обусловлено необходимостью

реструктуризации украинской экономики с целью обеспечения условий для дальнейшего роста уровня производства и повышения инвестиционной

привлекательности отечественных предприятий.

В последнее время изучение осуществления диверсификации

производства, формирования

интегрированных производственных

структур и получения синергизма как источника конкурентного преимущества приобрело широкое отражение в экономической литературе. Результаты теоретических и прикладных исследований синергетического эффекта представлены в работах многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых М. Алли, Г.Л. Азоева, Р. Ансофф, О.С. Виханский, И.Н. Добронравова, Н.В. Куденко, Г.И. Малинецкий, А.П. Панкрухина, Г. Хакен. Ими рассматривается специфика интеграционных процессов, особенности эффективного функционирования крупных

производственных структур, наиболее развитые методы финансирования

промышленных объединений, методы оценки эффективности интеграции.

Растущая конкуренция в период глобализации экономики требует поиска и внедрения новых методов хозяйствования для более эффективной деятельности

отечественных предприятий. Достижение украинской экономикой обеспечения постоянного роста производства, повышения конкурентоспособности на мировых рынках, устойчивого экономического развития может быть осуществимо при условии реформирования экономической системы в пользу создания интегрированных

объединений. Таким образом, одним из наиболее перспективных методов

совершенствования производственной сферы экономики является внедрение

диверсификации. Поэтому проблема создания интегрированных структур, подобно опыту развитых стран мира, особо остро стоит перед отечественной экономикой. Именно формирование интеграции управления компании призвано решить проблему дефицита инвестиционных ресурсов посредством достижения синергизма. Интеграция деятельности предприятий зачастую способствует мобилизации внутренних резервов (путем

перепрофилирования деятельности каждого предприятия для достижения

общекорпоративных целей) и выступает в качестве фактора, облегчающего доступ к внешним источникам финансирования.

Создание усовершенствованных форм финансово-экономического взаимодействия предприятий и современных методов управления способствует обеспечению эффективности интегрированных структур в украинской экономике.

© Е.В. Извекова, А.А. Дорофеева, 2011

Целью статьи является обобщение и систематизация теоретических подходов к сущностной характеристике синергетическо-го эффекта, специфике его проявления и определение алгоритма достижения синергии.

Началом выделения синергетики в отдельное направление научных

исследований принято считать 1969 г., когда Г. Хакен впервые ввел понятие «синергетика», подразумевая под этим науку, которая занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, компонентов или подсистем, одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой [8, 219221]. Основной целью взаимодействия такого рода систем выступает синергия.

Синергия - объединенное

функционирование двух или более факторов, характеризующееся тем, что оно значительно превосходит эффект каждого отдельно взятого компонента и их суммы [6, 108]. Таким образом, синергетический эффект - это всегда результат трансформации простых производственных систем в более сложные. Примером такой трансформации в экономике служит создание интегрированных

производственных структур.

Формирование интегрированных производственных структур является ведущей мировой тенденцией развития бизнеса в последнее время. Главный мотив осуществления интеграции компаний состоит в стремлении получить и увеличить синергетический эффект. Эффект синергизма и умение им управлять на данном этапе развития экономики является одним из важнейших конкурентных преимуществ деятельности предприятий. Источником достижения синергии в интегрированных производственных

структурах является диверсификация производства.

Диверсификация - объективное экономическое явление в развитии всей совокупности экономических субъектов некоторой экономической системы [9, 54]. Сущность диверсификации состоит в объединении различных видов

производства, сфер деятельности с целью повышения эффективности

функционирования предприятия.

И. Ансофф, известный ученый в области стратегического управления компаниями, выделяет несколько причин диверсификации, побуждающих руководство компаний принимать решения о необходимости ее реализации [1,169]:

привлекательность новой отрасли и ее потенциальная прибыльность для предприятия при наличии потенциальных инвестиционных возможностей входа в новую отрасль;

выход в новые сферы бизнеса обеспечит предприятию синергетический эффект;

возможность сбалансировать или пополнить ассортимент продукции фирмы;

снижение конкуренции на рынке за счет приобретения компании-конкурента;

появляется возможность быстро приобретать необходимые ресурсы, такие как новые технологии или управленческие навыки.

Исследователи [4; 6] подразделяют диверсификацию на два типа: связанную и несвязанную, каждая из которых, в свою очередь, представлена несколькими подвидами.

Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, имеющую определенную общность с существующими областями бизнеса.

Несвязанная - заключается в выходе на совершенно новые сферы деятельности, не имеющие очевидных связей с существующим бизнесом. Анализ различных подходов к изучению сущности диверсификации, как источника синергетического эффекта [2; 5; 8], дает возможность систематизировать эту категорию по видам и сферам применения, что нашло отражение на рисунке.

Для промышленных предприятий наиболее распространенными методами интеграции являются горизонтальная, вертикальная и конгломеративная. Горизонтальная диверсификация предполагает слияние предприятий, работающих в одном сегменте рынка с целью повышения эффективности бизнеса. Вертикальная - заключается в слиянии компаний в рамках единой технологической цепочки с целью контроля цен на сырье или потребительского рынка. Конгломеративная интеграция основывается на объединении предприятий, занимающихся разными видами деятельности, вследствие

чего происходит снижение рисков за счет диверсификации.

Изучение специфики

интегрированных структур позволяет выделить основные их формы создания [3;

4]:

слияние на паритетных условиях (предполагает равенство полномочий

руководящего персонала объединенных компаний);

договорное поглощение (в случае, если компания-покупатель делает тендерное предложение о приобретении 95-100% акций руководству компании, которую намеренно приобрести);

Рисунок. Основные виды диверсификации и сферы их применения

враждебное поглощение (в случае, когда компания-покупатель делает тендерное предложение акционерам компании, которую желает приобрести или скупает контрольный пакет акций на вторичном рынке);

покупка активов компании (в этом случае компания, которую приобрели, ликвидируется или переориентируется на другую сферу деятельности за счет средств, полученных от продаж активов).

Анализ теоретических и практических подходов к исследованию специфики реализации интеграционных процессов [6; 9] свидетельствует о том, что перед руководством компаний стоит сложная задача поиска максимально верного набора элементов и соединение их между собой, используя прогрессивные формы

организации, чтобы обеспечить оптимальное взаимодействие ресурсов, способствующих созданию эффекта положительной синергии.

Среди показателей усилий по формированию синергетических эффектов

можно выделить [1; 4]: увеличение прибыли; снижение оперативных расходов (издержек); снижение потребности в инвестициях (за счет внутреннего эффекта).

Однако следует отметить, что согласно закону синергии для любой организации существует такой набор элементов (ресурсов), при котором её потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в неё элементов, либо существенно меньше [6, 203-207]. Иными словами, не всегда в результате формирования интегрированных производственных структур возможен результат улучшения эффективности деятельности всех подразделений данной структуры как в целом, так и в частности. Следовательно, результатом интеграции может быть как положительная, так и отрицательная синергия.

Отрицательный синергетический

эффект характеризуется более низким уровнем эффективности деятельности

объединенной структуры по сравнению с индивидуальными показателями

эффективности входящих в ее состав предприятий. Такой результат возможен при неквалифицированном объединении

производственных структур, трудностях при создании действенной финансово-инновационной системы интегрированного объединения.

Проблема расчета синергетического эффекта и оценки эффективности интеграции связана с вычислением денежных потоков на счетах как отдельных предприятий, так и для интегрированных структур в целом.

Учитывая вышеизложенное,

целесообразно отметить, что для формирования конкурентоспособных

интегрированных производственных

структур необходимо проводить процесс объединения поэтапно, включая в него все необходимые шаги к достижению синергетического эффекта. Алгоритм достижения синергизма при интеграции предприятий может быть представлен в следующем виде:

1) определение источников синергии объединяемых компаний и их анализ до заключения сделки;

2) выведение количественной оценки возможного синергетического эффекта;

3) прогнозирование размера выгоды от слияния компаний;

4) определение максимальной суммы сделки на основании количественной оценки синергизма;

5) разработка поэтапного плана по достижению синергии;

6) осуществление интеграции не только производства объединяемых компаний, но и бизнесов в целом;

7) устранение противоречий в корпоративной культуре, если таковые имеются;

8) проведение ребрендинга;

9) осуществление непрерывного анализа синергии, установление контроля над ней.

Использование данного алгоритма достижения синергетического эффекта на интегрированных предприятиях будет способствовать развитию долгосрочной конкурентной стратегии, повышению

производительности коммерческой

деятельности.

В настоящее время экономика Украины характеризуется нестабильной окружающей средой, затрудняющей прогноз динамики рынка. Это обусловлено появлением множества законодательных актов, ростом агрессивности внешней среды, в частности в сфере экономики и финансов. Рассматривая проявление синергетического эффекта в деятельности отечественных предприятий, мы можем с уверенностью сказать, что в этих условиях большое значение приобретает использование в менеджменте компаний идей и технологий синергизма, как элемента стратегического управления развитием при разработке цели, оценке потенциала и стратегической позиции компании, её конкурентного преимущества, выборе и принятии предпочтительной стратегии.

С целью подтверждения

экономической целесообразности создания интегрированных структур и проявления синергетических эффектов в них, представляется необходимым рассмотреть конкурентные преимущества синергии в рамках крупных бизнес-структур на конкретных примерах.

Как известно, наиболее

распространенным методом интеграции для украинских предприятий является горизонтальная, осуществляемая, как правило, путем слияния с зарубежными высокоразвитыми корпорациями.

Ярким примером использования синергии на украинском рынке посредством осуществления горизонтальной интеграции является покупка одного из самых больших украинских банков АППБ «Аваль» банковской холдинговой группой

«Райффайзен Интернациональ Банк-Холдинг АГ» [7, 71-73]. Проект можно назвать удачным, так как в итоге на украинском рынке появился банк, объединивший передовые технологии, возможности и ресурсы австрийской группы и знание украинского рынка и опыта работы на нем, удачно спланированную структуру системного маркетинга, узнаваемость бренда и базу клиентов АППБ «Аваль».

Не менее значимым для украинской экономики примером достижения синергизма

путем горизонтальной интеграции является слияние швейцарской корпорации Nestle и отечественной фабрики «Свиточ». Несмотря на то, что изначально согласно общественному мнению считалось, что такой проект преобразовал старейшую украинскую кондитерскую фабрику лишь в составную часть транснационального пищевого лидера, уже спустя 5 лет стало очевидным, что в результате проявления синергетического эффекта (объединения компаний) произошла оптимизация и разделение труда. То есть, благодаря тому, что управление компанией ведется из одного офиса, фабрики могут сосредоточиться на производстве, что позволяет не растрачивать силы на незначительные детали процесса

функционирования компании и экономить больше средств [4].

Таким образом, одной из неоспоримых выгод для украинских предприятий в слиянии с зарубежными можем считать то, что внедряется лучший опыт из деятельности развитых корпораций. Отечественные менеджеры, маркетологи, специалисты по сбыту продукции учатся новым приемам ведения бизнеса. Это позволяет им двигаться не методом проб и ошибок, а перенимать лучшее из работы в других странах по увеличению объемов продаж, снижению затрат, ведению отчетности.

Следующим методом достижения синергии является вертикальная интеграция. Одним из примеров такой интеграции в отечественной экономике служит

деятельность предприятий металлургии. Металлургическая отрасль долгий период времени являлась одной из наиболее конкурентоспособных в Украине, ее показатели имели большое значение в формировании государственного бюджета. Однако за последние годы металлургия постепенно начала трансформироваться в убыточную отрасль. Причиной этому можем считать мировой экономический кризис, оставивший «на плаву» только крупнейших мировых лидеров металлургической отрасли (Evraz Group, JFE Steel, Mitall Steel). Ими являются корпорации, имеющие в своем составе не только наибольшие заводы с полным металлургическим циклом, но и предприятия по производству железняка, руды, угля и других материалов,

необходимых для металлургического производства. Отдельные из них включают машиностроительные предприятия,

транспортную сеть, мощный сбытовой комплекс, замыкая таким образом не только производственную, но и сервисно-сбытовую цепочку. Поэтому необходимым условием для дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности на мировом рынке отечественных металлургических предприятий стало осуществление вертикальной интеграции, способствующей расширению номенклатуры выпускаемых изделий, повышению качества продукции, снижению уровня затрат, достижению стабильности производства.

Наиболее значимым примером вертикальной интеграции для украинской экономики является корпорация

«Индустриальный союз Донбасса», замыкающая производственно-

технологическую цепочку путем слияния Алчевского металлургического комбината и ДМК им. Дзержинского в Украине, венгерского комбината Dunaferr, польского Huta Czestochowa, а также предприятия партнерской компании Duferco в Италии и США [2, 118-120]. Благодаря этой интеграции в Украине была создана конкурентоспособная промышленная

структура, имеющая высокий уровень технологической оснащенности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

характеризующаяся эффективностью

производства, достигнутой в основном за счет сокращения трансакционных затрат. При помощи слияния этих компаний руководству удалось контролировать металлургический процесс на всех его этапах, снижая тем самым дополнительные затраты.

Конгломеративная интеграция в деятельности отечественных предприятий встречается менее редко и, как правило, в случае слияния с зарубежными компаниями, стремящимися расширить свой ассортимент и сферу деятельности путем создания транснациональных интегрированных

структур. Одной из таких компаний была всемирно известная корпорация Procter & Gamble, являющаяся ведущим

производителем моющих средств и товаров личной гигиены. С целью получения наибольших выгод и занятия лидерских

позиций по производству бытовых товаров она включила в свой состав компанию Gilette - производителя одноименных бритв, батареек Duracell, зубной пасты Oral-B и бытовых электроприборов под торговой маркой Braun. В результате слияния образовалась крупнейшая компания потребительского сектора в мире. Стремясь расширить свою деятельность и в Украине, в 1997 г. корпорация Procter & Gamble приобрела отечественную фирму

«Тамбрандс», завод в г. Борисполе (Киевская область), выпускающий средства женской гигиены. Так, спустя три года, украинский завод, ориентировавшийся ранее в основном на локальные рынки, стал крупнейшим экспортером гигиенических средств в страны Восточной и Западной Европы, а также Северной и Латинской Америки, увеличив тем самым свои прибыли в десятки раз. Таким образом, отечественное предприятие не только увеличило свои доходы, но и снизило потребность в инвестициях за счет внутреннего эффекта при слиянии.

Приведенные примеры подтверждают, что создание интегрированных объединений играет значительную роль для обеспечения условий роста производительности отечественных компаний и повышения конкурентоспособности их продукции.

При этом следует отметить, что в управлении синергией украинских предприятий можно выделить некоторые недостатки, имеющие отношение к качественной оценке уровня достигнутого синергетического эффекта. Рассмотренные примеры иллюстрируют, что в украинских предприятиях синергией называют любые достижения компании после объединения, тогда как реальную синергию невозможно определить за неимением ее расчетов и оценки. Причина этого в том, что во многих отечественных компаниях эффект от управления синергией либо вообще не проводится, либо проводится поверхностно. Чаще всего при объединении рассчитывается не синергия, а прогнозная рыночная стоимость компании через определенный период времени после поглощения или слияния. А разница с себестоимостью такой операции и является заработком, который многие компании зачастую называют синергией.

Выводы. На сегодняшний день объединение промышленных предприятий в крупные интегрированные структуры является одним из важнейших условий сохранения и удержания лидерских позиций на мировом рынке, наиболее перспективным направлением развития предприятий.

Синергизм выступает результатом комплексного взаимодействия мер по обеспечению дополнительной эффективности деятельности промышленных предприятий путем создания сложных интегрированных структур.

Источниками получения

синергетического эффекта можем считать: снижение трансакционных затрат; снижение финансовых рисков, их диверсификацию;

повышение эффективности

менеджмента;

повышение конкурентоспособности; увеличение дохода;

снижение потребности во внешних инвестициях.

Рассмотрев и проанализировав сущность синергии и ее проявление в деятельности отечественных предприятий, можно сделать вывод о том, что в настоящее время руководство компаний активно применяет синергизм как один из методов достижения конкурентного преимущества. При этом важным моментом в управлении интегрированными бизнес-структурами является необходимость соблюдения последовательности его (синергизма) достижения по строго установленному алгоритму.

Считаем, что использование данных методов управления отечественными компаниями будет наилучшим образом поддерживать долговременную

конкурентную стратегию и способствовать получению наибольшего синергетического эффекта.

Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф / пер. с англ.; под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 1999. -416 с.

2. Богачев С.В. Проблемы и перспективы развития интегрированных структур в промышленности / С.В. Богачев //

Економша промисловосп. - 2009. - № 3. - С. 118-121.

3. Кокоба А. Необъяснимый сверхэффект / А. Кокоба // Инвестгазета. -2009.-№ 10.-С. 70-72.

4. Мироненко В.Н. О синергетическом эффекте и его использовании при управлении развитием компании. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.profrost.ru/papers/110.html.

5. Мельникова М.В. Проблемы экономической целесообразности создания крупных интегрированных стуктур в регионе

/ М.В. Мельникова, Н.Ю. Голуб // Прометей. -2005.-№3 (18).-С. 74-78.

6. Смирнов Э.А. Основы теории организации: учеб. пособие для вузов / Э.А. Смирнов. - М.: Юнити, 2008. - 238с.

7. Снежко Е. В единении сила / Е. Сне-жко // Инвестгазета. - 2006. - № 51. - С. 6973.

8. Хакен Г. Синергетика / Г. Хакен. -М.: Мир, 1985.-419 с.

9. Чухно А. Постшдус^альна економша: теорiя. Практика та !х значення для Украши / А. Чухно // Економша Украши. - 2001. - № 12.-С. 53-62.

Представлена в редакцию 22.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.