Научная статья на тему 'Анализ видов и форм синергетического эффекта слияния и поглощения предприятий авиационной отрасли'

Анализ видов и форм синергетического эффекта слияния и поглощения предприятий авиационной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1904
923
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / SYNERGETIC EFFECT / СИНЕРГЕТИКА / SYNERGY / ВИДЫ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ / THE TYPES OF SYNERGIES / СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ / MERGERS AND ACQUISITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурдина Анна Анатольевна, Соловьева Ирина Вячеславовна

Основной причиной сделок по слиянию и поглощению предприятий является стремление получить синергетический эффект. Изучение синергетического эффекта актуально, так как в современном мире все труднее становится поиск и реализация конкурентных преимуществ, направлений и способов повышения эффективности работы компаний. В данной статье проведен анализ факторов, а также формы проявления синергетического эффекта при проведении сделок по слиянию и поглощению на предприятиях авиационной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE TYPES AND FORMS OF SYNERGY MERGERS AND ACQUISITIONS OF THE AVIATION INDUSTRY

The main reason for mergers and acquisitions is to obtain a synergistic effect. Exploring synergies important because in today’s world it is becoming more difficult to search and implement competitive advantages, trends and ways to improve the efficiency of companies. In this article the analysis of the factors, as well as forms of synergistic effect in the mergers and acquisitions of companies in the aviation industry is made.

Текст научной работы на тему «Анализ видов и форм синергетического эффекта слияния и поглощения предприятий авиационной отрасли»

ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 338.45:621

А.А. Бурдина

Анализ видов и форм синергетического эффекта слияния и поглощения предприятий авиационной отрасли

Основной причиной сделок по слиянию и поглощению предприятий является стремление получить синергетический эффект. Изучение синергетического эффекта актуально, так как в современном мире все труднее становится поиск и реализация конкурентных преимуществ, направлений и способов повышения эффективности работы компаний. В данной статье проведен анализ факторов, а также формы проявления синергетического эффекта при проведении сделок по слиянию и поглощению на предприятиях авиационной отрасли.

Ключевые слова: синергетический эффект, синергетика, виды синергетических эффектов, слияние и поглощение

В настоящее время все чаще стал обсуждаться вопрос объединения усилий в авиационной промышленности. К объединению толкают исключительно российские факторы: восстановление производственно-технологических связей, потеря спроса на продукцию, а также уменьшение государственных заказов, недостаток инвестиций.

Авиационная отрасль России сегодня — это предприятия и организации, непосредственно осуществляющие разработку и производство авиационной техники, ее испытания, научные исследования И В. Соловьева в области авиации, оказывающие посреднические и другие услуги. Точное количество предприятий, считающихся «отраслевыми», сложно определить. С одной стороны, предприятия конверсируются, переходят на другую продукцию, перестают быть «авиационными», с другой — создается (и исчезает) множество дочерних предприятий, филиалов, холдингов, возникают различные объединения.

Одна из последних сделок по объединению в авиационной отрасли была заключена в 2013 году ОАО «Компания «Сухой». Холдинг завершил все этапы реорганизации в форме присоединения трех дочерних обществ — ОАО «ОКБ Сухого», ОАО «КнААПО им. Ю.А. Гагарина» и ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» и получил уведомление о прекращении с 1 января 2013 года деятельности перечисленных обществ

© Бурдина А.А., Соловьева И.В., 2014

84

Анализ видов и форм синергетического эффекта слияния и поглощения...

в качестве самостоятельных юридических лиц. В структуру единого юридического лица в качестве филиалов теперь входят: Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова, Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина, ОКБ Сухого, а также представительства компании в Республике Индия, Вьетнаме и Китае (рисунок 1).

Представительство ОАО «Компания «Сухой* в Республике Индия

Представительство ОАО «Компания «Сухой» в Ханое

Представительство ОАО «Компания «Сухой» в Пекине

«Новосибирский авиационный завод (НАЗ) им. В.П. Чкалова» Филиал ОАО «Ком пания «Сухой» «Комсомопьекмй-нв-Амуре авиационный завод (КнААЗ) им. Ю.А. Гагарина» Филиал ОАО «Компания «Сухой»

В ОАО «КОМПАНИЯ «СУХОЙ» в

«ОКБ Сухого»

Филиал ОАО «Компания «Сухой»

Отделение «ОКБ Сухого» в г. Жукове кий территориально обособленное подразделение ОАО «Компания «Сухой»

Отделение «ОКБ Сухого® в г. Ахтубинек территориально обособленное подразделение ОАО «Компания «Сухой»

Отделение «ОКБ Сухого» в г. Таганрог территориально обособленное подразделение ОАО «Компания «Сухой»

Отделение «ОКБ Сухого» в г. Новосибирск территориально обособленное подразделение ОАО «Кампания «Сухой»

Отделение «ОКБ Сухого» в г. Иркутск территориально обособленное подразделение ОАО «Компания «Сухой»

Отделение «ОКБ Сухого» в г. Комсомольск-на-Амуре территориально обособленное подразделение ОАО «Компания «Сухой»

Рисунок 1. Структура холдинга [4]

Одной из причин, толкающих предприятия на сделки по объединению, является стремление получить синергетический эффект.

Синергетические эффекты изучает синергетика (от греческого synergeta — коллективное, совместное действие), дополняющая кибернетику и общую теорию систем закономерностями саморазвития сложных систем. При объединении частей в систему возникает новое свойство — свойство эмерджент-ности, присущее только системе в целом и создающее так называемый системный эффект, являющийся синонимом синергетического эффекта.

Актуальность вопроса о синергетическом эффекте заключается в том, что в современном экономически развитом мире все труднее становится поиск и реализация конкурентных преимуществ, направлений и способов

85

Анализ видов и форм синергетического эффекта слияния и поглощения...

повышения эффективности работы отдельных предприятий и корпоративных структур. Некоторые среди них находят выход в диверсификации своей деятельности, другие — в слиянии и поглощении предприятий и видов деятельности, в выявлении возможностей стратегических бизнес-единиц (СБЕ), некоторые менеджеры придают значение портфельным стратегиям компании.

За последние 3—4 десятилетия в литературе появилось множество работ, посвященных синергетическому эффекту, в связи с этим возникло очень много определений данного понятия. В своем учебнике Р. Дафт [2] дал определение синергизму: «условие, возникающее, когда части организации, взаимодействуя между собой, обеспечивают совокупный результат, превосходящий суммарный результат усилий частей организации, действующих по одиночке».

В терминологическом словаре Д.М. Розенберга синергия — больший эффект целого, чем суммы частей [5].

Эффект синергии в периодической литературе и, как отмечает И. Ан-софф [1], обозначается как 2+2=5, то есть активность отдельных элементов при совместной деятельности даст большую результативность, качественное измерение полученного эффекта будет превосходить количественное измерение при сложении всех отдельных составляющих.

Синергизм многолик, что позволяет с определенным приближением составить классификацию видов синергизма (таблица 1).

Таблица 1

Классификация видов синергетического эффекта

Признак классификации Виды синергизма

1. Источник прибыли 1.1. Торговый 1.2. Операционный 1.3. Инвестиционный 1.4. Управленческий

2. Начало деятельности 2.1. Денежная экономия 2.2. Экономия времени

3. Операционная деятельность 3.1. Эффект, масштабы 3.2. Распределение накладных расходов на большие объемы производимой продукции

4. Функциональная область: общий менеджмент и финансы, исследования и разработки, маркетинг, операции 4.1. Вклад родительской компании 4.2. Вклад нового предприятия 4.3. Совместные возможности в виде доступа к товарным рынкам

5. Симметрия эффектов 5.1. Выгоды для новой товарной линии 5.2. Доступ к устойчивым пассивам

6. По временным периодам 6.1. Статичный синергизм 6.2. Динамичный синергизм

86

Анализ видов и форм синергетического эффекта слияния и поглощения...

Окончание табл.

Признак классификации Виды синергизма

7. Виды активов 7.1. Комплементарный 7.2. Невидимых активов

8. Механизм создания синергетической стоимости 8.1. Обобществление ресурсов 8.2. Эффект «разлива» 8.3. «Схожие» отрасли 8.4. Общий имидж

9. Комплементарные возможности 9.1. Эффект разрыва между ресурсами фирмы и объемом операций 9.2. Неравномерное использование мощностей во времени

10. Тип взаимосвязей между подразделениями 10.1. Материальный 10.2. Нематериальный 10.3. Конкурентный

11. Портфельная стратегия 11.1. Рыночный 11.2. Ресурсный 11.3. Потребительский 11.4. Технологический

Часто эффект синергии рассматривается на уровне межфирменной кооперации, слияний и поглощений, управления корпорацией. В этом контексте каждая бизнес-единица корпорации имеет свой потенциал, свои функции и возможности.

На начальном этапе взаимодействия новой бизнес-единицы и корпорации сразу возникают явные и неявные издержки. К неявным издержкам можно отнести переход в иную сферу деятельности, расплата за ошибки руководства в новой сфере, затраты на завоевание доверия покупателя. К явным издержкам относятся: создание и установка всевозможных правил и процедур, наем новых работников, обладающих необходимыми знаниями, и т.д.

Все перечисленные затраты — разовые, и большинство не имеет денежного выражения, но все они влияют на оперативные издержки начального периода функционирования. Эти издержки становятся заметными с течением времени прямо или косвенно. Пока в бизнес-единице существуют подобные затраты, она находится в худшем положении, чем ее конкуренты по отрасли, которые избавлены от подобных издержек.

Столкнется ли корпорация с подобными начальными затратами или нет, зависит от того, в какой степени ее ресурсы и навыки работников соответствуют требованиям новой рыночной среды. Если ее требования существенно отличаются от того, какими управленческими компетенциями обладает корпорация, в любом из функциональных подразделений может возникнуть рост издержек. Поэтому в новых бизнес-единицах корпорации потенциально может быть как положительный, так и отрицательный эффект синергии. Корпорация, которой удалось достигнуть положительно-

87

Анализ видов и форм синергетического эффекта слияния и поглощения...

го эффекта синергии, будет обладать конкурентным преимуществом перед той, у которой эффекта синергизма не наблюдается.

В дополнение к явным и скрытым денежным затратам на начальном этапе существует расплата за издержки во времени. Фирма, имеющая необходимые навыки и ресурсы, может их приспособить для новой компании, выигрывая тем самым у компаний, которые вынуждены начинать работу с нуля. Временное преимущество эффекта синергии может иметь особое значение, когда новый сегмент рынка находится в стадии бурного роста, но если фирма выходит на рынок с неразвитым спросом или стабильный, то возможность быстрого реагирования не так важна.

На начальном этапе эффект синергии может проявиться в двух формах: в форме денежных сбережений благодаря тому, что в корпорации имеется все необходимое для ведения нового бизнеса, и в форме экономии времени.

Из анализа классификаций И.Б. Гуркова, Х.Виссема и И. Ансоффа можно выделить основные восемь типов синергии:

1. Инвестиционная и финансовая синергия.

2. Синергия конгломерата.

3. Рыночная синергия.

4. Производственная синергия.

5. Инновационная синергия.

6. Политическая синергия.

7. Кадровая и культурная синергия.

8. Синергия продаж.

Необходимо отметить, что тот или иной синергетический эффект зависит от способа интеграции той или иной структуры. Невозможно достигнуть всех перечисленных типов синергии в рамках отдельно взятой корпорации.

Как было показано выше, синергия — это способ интеграции структурных подразделений корпорации и эффект синергии присущ интегрированной структуре. Покажем, в результате каких условий может возникнуть синергия в корпорации:

1. Вертикальная интеграция.

2. Горизонтальная интеграция.

3. Финансовые возможности.

4. Диверсификация компании.

5. Избыток наличных средств, которые может использовать корпорация для переключения капитала в другую отрасль.

Процесс создания стоимости объединенной компании начинается с идентификации и систематизации факторов, влияющих на величину эффекта синергии, ответственного за прирост стоимости (таблица 2), и выявления возможных форм проявления эффекта синергии от слияния и поглощения компаний (таблица 3).

88

Анализ видов и форм синергетического эффекта слияния и поглощения...

В качестве критериев отбора эффективных сделок по слиянию и поглощению компаний на основе оценки величины эффекта синергии определены: количественные (величина эффекта синергии от заключения сделки слияния или поглощения (д. ед.); вероятность достижения прогнозируемого эффекта синергии, или величина риска синергии (%); время получения выгод (лет) и качественные критерии (многообразие форм проявления эффекта синергии).

Таблица 2

Факторы, определяющие величину эффекта синергии от слияний (поглощений) компаний

Факторы, определяющие величину эффекта синергии от слияния (поглощения) компаний

1. Качественные параметры, определяющие величину эффекта синергии 2. Количественные переменные параметры в оценке величины эффекта синергии

Факторы, предшествующие заключению сделки: Факторы, действующие после сделки: — размер выгоды от синергетического эффекта (д.ед.)

-многообразие форм проявления эффекта синергии — неумение менеджмента быстро интегрировать операции — вероятность достижения прогнозируемого эффекта синергии, или величина риска синергии (%)

— вид сделки и причины ее заключения — отсутствие синергии персонала — время получения выгод (лет)

— стадия цикла развития экономики страны — неумение эффективно реагировать на реакцию конкурентов на поглощение

— размер и отраслевая принадлежность компаний, заключивших сделку — неумение предвидеть реакцию клиентов

— превышение пределов границ расширения компании и потеря управляемости бизнеса

Классификация причин слияния и поглощения компаний, а также наиболее часто проявляющихся форм эффекта синергии в разрезе отдельных отраслей хозяйства способствует более точному выявлению эффекта синергии с учетом специфики каждой конкретной сделки.

Эффект синергии от слияния и поглощения компаний проявляется в трех основных формах: достижение отдельных видов синергии, а) способствующих росту выручки, б) способствующих снижению затрат и в) оказы-

89

Анализ видов и форм синергетического эффекта слияния и поглощения...

вающих комбинированное воздействие на стоимость и величину денежных потоков объединенной компании.

Таблица 3

Формы проявления эффекта синергии при слияниях (поглощениях) компаний авиационной отрасли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формы проявления эффекта синергии

Способствующие росту выручки Способствующие снижению затрат Комбинированного воздействия

1) объединение ресурсов, расширение номенклатуры продукции; 2) увеличение доли рынка; 3) рост конкурентоспособности продукции за счет повышения качества 1) операционная экономия; 2) повышение эффективности работы с поставщиками; 3) новые каналы сбыта; 4) финансовая экономия: — снижение затрат на капитал вследствие получения более высокого рейтинга; — сокращение налоговых платежей; 5) ликвидация дублирующих функций 1) функциональная синергия; 2) общая рекламная компания; 3) увеличение политического влияния компании; 4) снижение риска объединившихся структур; 5) совершенствование корпоративной стратегии и культуры; 6) увольнение неэффективных менеджеров под предлогом реструктуризации

Также методологически важно различать результативные и процессные слагаемые синергетического эффекта. К первым следует относить критерии (показатели), характеризующие общее повышение результативности деятельности объединенных предприятий по определенным бизнеснаправлениям, что можно связать с фактором совместной деятельности.

Ко вторым относятся критерии (показатели), отражающие рост интенсивности, глубины, организованности, качества интеграционного взаимодействия бизнес-единиц между собой, а также с центральной компанией.

Например, среди показателей первой группы:

— ускорение темпов роста объемов производства и (или) продаж на фоне развертывания совместной деятельности;

— достижение экономии накладных расходов и трансакционных издержек в рамках организации;

— улучшение соотношения «цена — качество» по номенклатурным группам товаров, производимых совместно;

— наращивание доли продаж;

— увеличение инвестиционного потока в программы совместной деятельности организации;

— увеличение объемов НИОКР и инноваций, реализованных на основе совместной деятельности группы и т.д.

Критерии и показатели эффекта интеграции процессного типа представлены в таблице 4 [3].

90

Анализ видов и форм синергетического эффекта слияния и поглощения...

Таблица 4

Процессные показатели синергетического эффекта деятельности объединенных предприятий

Показатель Способ расчета

1. Критерий интеграции в науку

1.1. Коэффициент собственных НИОКР Отношение годовых объемов НИОКР, выполненных НИИ, КБ-участниками ИПС, к общему годовому объему НИОКР, выполненных по заказам иПс

1.2. Коэффициент освоения собственных НИОКР Отношение объема внедренных (освоенных) в производстве ИПС собственных НИОКР к общему реализованных в производстве ИПС НИОКР

1.3. Коэффициент участия группы в капитале НИИ, КБ Отношение величины доли уставных капиталов НИИ, КБ группы, принадлежащих участникам ИПС, к общей величине уставных капиталов НИИ, КБ, входящих в ИПС

2. Критерий глубины промышленной интеграции

2.1. Коэффициент внутренней кооперации Отношение годового объема поставок по внутренней кооперации нефинансовых участников группы к общей годовой величине кооперированных поставок для ИПС

2.2. Коэффициент использования производственных мощностей Отношение суммарной производственной мощности, используемой для производства собственных (под собственным брендом) финальных изделий ИПС, к общей производственной мощности предприятий-участников

2.3. Коэффициент вертикальной интеграции Отношение внутренних объемов поставок сырья, материалов, комплектующих к общему объему таких поставок, используемых для производства финальных изделий ИПС

3. Критерий глубины финансово-промышленной интеграции

3.1. Коэффициент внутреннего банковского обслуживания Отношение числа нефинансовых участников ИПС, обслуживаемых уполномоченным банком группы, к общему числу нефинансовых участников

3.2. Коэффициент внутреннего кредитования Отношение годовой величины кредитов, полученных от банков группы, к общей годовой величине кредитования ИПС

3.3. Коэффициент банковского участия в капитале Отношение величины доли уставных капиталов нефинансовых участников ИПС, принадлежащей банкам группы, к суммарному уставному капиталу нефинансовых участников

3.4. Коэффициент участия группы в капитале банка Отношение величины доли уставных капиталов банков группы, принадлежащей нефинансовым участникам, к общей величине уставных капиталов банков ИПС

4. Критерий интеграции в торговлю

4.1. Коэффициент корпоративной реализации Отношение суммарного годового объема продаж, реализуемого посредством общекорпоративной торговой сети, к общему годовому объему продаж ИПС

91

Анализ видов и форм синергетического эффекта слияния и поглощения...

Окончание табл.

Показатель Способ расчета

4.2. Коэффициент участия группы в капитале торговых организаций-участников Отношение величины доли уставных капиталов торговых организаций группы, принадлежащей другим участникам ИПС, к общей величине уставных капиталов торговых организаций группы

4.3. Коэффициент участия торговых организаций в капитале группы Отношение величины доли в уставном капитале управляющей (материнской) компании, принадлежащей торговым организациям-участникам, к общей величине уставного капитала штаб-квартиры ИПС

5. Критерий — уровень централизации функций управления

5.1. Коэффициент общей корпоративной управляемости Отношение числа участников, контрольный пакет акций которых принадлежит основной (материнской) компании, к общему числу участников ИПС

5.2. Коэффициент функциональной централизации Отношение количества управленческих функций корпоративного регулирования, закрепленных за штаб-квартирой, к общему числу регламентированных функций управления, закрепленных за штаб-квартирой и бизнес-единицами

5.3. Коэффициент затрат на содержание штаб-квартиры Отношение годовой величины расходов на содержание штаб-квартиры к общей величине годовых затрат на управление ИПС

Разнообразие видов синергетического эффекта сильно осложняет его финансовую оценку. Основные проблемы, с которыми сталкивается аналитик, осуществляющий такую оценку:

• большое количество неявных выгод от процессов слияния и поглощения;

• обобщенный характер важнейших финансовых показателей;

• проблемы, связанные с возможным изменением организационной формы управления и диверсификацией деятельности;

• проблемы выделения синергетического эффекта.

Формы проявления эффекта синергии и его величина во время заключения сделки по слиянию и поглощению и после во многом определяются отраслью, к которой принадлежит компания. Исследуя рынок слияния и поглощения авиационной отрасли, можно увидеть, что наиболее часто проявляются эффекты синергии способствующие:

1) росту выручки — использование новых направлений развития, наиболее перспективных рыночных ниш (создание военной авиатехники последнего поколения, в сфере гражданской авиации — разработка региональных авиалайнеров, ниша специальной транспортной авиатехники, поставка авиационных компонентов для ведущих международных корпораций);

2) снижению расходов — достижение эффекта агломерации.

Можно сделать вывод о том, что при оценке величины эффекта синергии следует принимать во внимание многообразие факторов, влияющих на его величину, а также все формы проявления эффекта синергии с уче-

92

Анализ видов и форм синергетического эффекта слияния и поглощения...

том отраслевой специфики компаний, участвующих в сделке. Кроме того, благодаря многообразию понятий, форм синергизма, ситуаций, когда возникает этот эффект, открывается широкое поле исследований в данном вопросе, что стимулирует менеджеров детальнее, всестороннее искать конкурентные возможности своей производительной деятельности.

Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. С. 127. [Ansoff I., The new corporate strategy. St. Petersburg: Piter, 1999, P.127.]

2. Дафт Р., Менеджмент. 8-е издание. СПб.: Питер, 2011. С. 792. [Daft R., Management. Eighth Edition. St. Petersburg: Piter, 2011, P. 792.]

3. Иванов ОБ. Принципы построения риск-ориентированной системы внутреннего контроля и аудита в крупной компании, корпорации, холдинге // Аудиторские ведомости. 2013. № 8.

4. Козенкова Т.А. О построении системы показателей синергетического эффекта финансово-экономической интеграции // Бухгалтерский учет и анализ. 2011. № 3. С. 61—68. [Kozenkova T.A. On the construction of a system of indicators synergies economic and financial integration // Accounting and Analysis. 2011. № 3. P. 61—68.]

5. Розенберг Д.М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. [Rosenberg D.M. Business and Management. Glossary. Moscow: INFRA-M, 1997]

6. Структура холдинга // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.sukhoi.org/company/structure/.

References

1. Ansoff I., Novaja korporativnaja strategija. [The new corporate strategy]. St. Petersburg: Piter Publ., 1999. Р. 127 (In Russian).

2. Daft R., Menedzhment. 8-e izdanie. [Management. Eighth Edition]. St. Petersburg: Piter Publ., 2011. Р. 792 (In Russian).

3. Ivanov O.B. Principles of risk oriented internal controls and audits in big companies, corporations, holdings. Auditorskie vedomosti [Audit Journal], 2013, N 8. Р 18—35. In Russian.

4. Kozenkova T.A. On the construction of a system of indicators synergies economic and financial integration // Accounting and Analysis [Journal of Accounting], 2011. N 3. Р. 61—68 (In Russian).

5. Rosenberg D.M. Biznes i menedzhment. Terminologicheskij slovar’ [Business and Management. Glossary]. Moscow: INFRA-M Publ., 1997 (In Russian).

6. Struktura holdinga. Available at: http://www.sukhoi.org/company/structure/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.