Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ОТ ТЕОРЕТИКО-АБСТРАКТНОГО К ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ'

ПРИОРИТЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ОТ ТЕОРЕТИКО-АБСТРАКТНОГО К ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И СПОРТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ТРЕНЕР / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубышева Л.И.

Цель исследования - обосновать интеграцию образовательного и спортивного направления профессиональной подготовки будущих тренеров-преподавателей. Результаты исследования и выводы. Отличительной особенностью федеральных образовательных стандартов профессиональной подготовки тренера-преподавателя стало то, что образовательная программа направлена на интеграцию двух составляющих: тренерской и педагогическая работы. В процессе профессиональной подготовки наряду со спортивными дисциплинами расширен блок гуманитарного знания в области возрастной педагогики и психологии, и связанных с ними учебных курсов. Существуют различные мнения по вопросу интеграции образовательного и спортивного направления профессиональной подготовки будущих тренеров-преподавателей. В поддержку интегративного подхода предлагается модель формирования профессиональной компетентности тренера-преподавателя, основанная на гибкой образовательной системе внутри высшего учебного заведения и опирающаяся на самообразовательную деятельность и спортивную подготовку студента. Таким образом, вектор обучения смещается от абстрактно-теоретической к практико-ориентированной направленности учебного процесса. Преимущество практико-ориентированной подготовки тренера-преподавателя состоит в том, что итогом обучения становится сформированная профессиональная компетентность и педагогическое мастерство, социальная активность и способность к саморазвитию, методологическая культура и самореализация, самостоятельность и конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF PROFESSIONAL TRAINING OF A TRAINER-TEACHER: FROM THEORETICAL-ABSTRACT TO PRACTICE-ORIENTED TRAINING

The purpose of the study is to substantiate the integration of educational and sports areas of professional training of future coaches-teachers. Research results and conclusions. A distinctive feature of the federal educational standards for the professional training of a trainer-teacher is that the educational program is aimed at integrating two components: coaching and pedagogical work. In the process of professional training, along with sports disciplines, the block of humanitarian knowledge in the field of age pedagogy and psychology, and related training courses has been expanded. There are different opinions on the integration of educational and sports areas of professional training of future coaches-teachers. In support of the integrative approach, a model for the formation of professional competence of a coach-teacher is proposed, based on a flexible educational system within a higher educational institution and based on self-educational activities and sports training of a student. Thus, the learning vector shifts from the abstract-theoretical to the practice-oriented orientation of the educational process. The advantage of practice-oriented training of a trainer-teacher is that the result of training is formed professional competence and pedagogical skills, social activity and the ability to self-development, methodological culture and self-realization, independence and competitiveness.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ОТ ТЕОРЕТИКО-АБСТРАКТНОГО К ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ»

В ПОИСКАХ НОВОГО ПРОРЫВА

ВЫПУСК №9, 2023

ПЕРСПЕКТИВА

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ПРИОРИТЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ОТ ТЕОРЕТИКО-АБСТРАКТНОГО К ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1 'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

УДК/ШС 796.015.5:371.3

Цель исследования - обосновать интеграцию образовательного и спортивного направления профессиональной подготовки будущих тренеров-преподавателей.

Результаты исследования и выводы. Отличительной особенностью федеральных образовательных стандартов профессиональной подготовки тренера-преподавателя стало то, что образовательная программа направлена на интеграцию двух составляющих: тренерской и педагогическая работы. В процессе профессиональной подготовки наряду со спортивными дисциплинами расширен блок гуманитарного знания в области возрастной педагогики и психологии, и связанных с ними учебных курсов. Существуют различные мнения по вопросу интеграции образовательного и спортивного направления профессиональной подготовки будущих тренеров-преподавателей.

В поддержку интегративного подхода предлагается модель формирования профессиональной компетентности тренера-преподавателя, основанная на гибкой образовательной системе внутри высшего учебного заведения и опирающаяся на самообразовательную деятельность и спортивную подготовку студента. Таким образом, вектор обучения смещается от абстрактно-теоретической к практико-ори-ентированной направленности учебного процесса.

Преимущество практико-ориентированной подготовки тренера-преподавателя состоит в том, что итогом обучения становится сформированная профессиональная компетентность и педагогическое мастерство, социальная активность и способность к саморазвитию, методологическая культура и самореализация, самостоятельность и конкурентоспособность.

Ключевые слова: спортивное образование, интеграция, образовательное и спортивное направления профессиональной подготовки, тренер, преподаватель.

Введение. Современная система спортивной подготовки - это многолетний, круглогодичный, специально-организованный и управляемый процесс воспитания, обучения, тренировки. Как правило, учебно-тренировочный процесс проводится с учетом индивидуальных способностей спортсмена, под педагогическим контролем с соответствующим медикобиологическим и материально-техническим обеспечением, а также с использованием различных средств восстановления.

Психолого-педагогические отношения в системе «тренер-спортсмен» предъявляют субъектам учебно-тренировочного процесса особые требования. Тренер - это прежде всего наставник, педагог, призванный обеспечить комфортную среду для эффективной спортивной подготовки ученика. Спортсмен-профессионал видит в тренере соратника, близкого по жизненным целям, ценностным ориентаци-ям и установкам.

Цель исследования - обосновать интеграцию образовательного и спортивного направления профессиональной подготовки будущих тренеров-преподавателей.

Результаты исследования и их обсуждение. По нашему мнению, понятие «тренер-преподаватель» связывается с подготовкой специалиста в определенном виде спорта, который ведет учебно-тренировочную работу, направленную на воспитание, обучение и совершенствование спортивного мастерства занимающихся, развитие их физических и функциональных возможностей. В компетенции тренера-преподавателя могут входить такие личностные качества, как харизма, стрессоустойчивость, склонность к индивидуальной или командной работе, креативность.

Важны и профессиональные компетенции, такие как самопрезентация, эмоциональный контакт с аудиторией, способность показать двигательное действие, готовность принимать решения в неопределенных условиях и другие.

На сегодняшний день приняты федеральные образовательные стандарты профессиональной подготовки тренера-преподавателя, которые уже начали реализовываться в высших учебных заведениях. Отличительной особенностью стало то, что образовательная программа направлена на интеграцию двух составляющих: тренерской и педагогическая работы. В процессе профессиональной подготовки наряду со спортивными дисциплинами расширен блок гуманитарного знания в области возрастной педагогики и психологии и связанных с ними учебных курсов.

Существуют различные мнения по вопросу интеграции образовательного и спортивного направления профессиональной подготовки будущих тренеров-преподавателей. Как показывают исследования последних лет, большинство специалистов в области физической культуры и спорта утверждают, что интеграция является реальностью, при этом есть мнение, что совмещение этих видов подготовки затруднительно в условиях образовательной деятельности спортивного вуза [1].

PRIORITIES OF PROFESSIONAL TRAINING OF A TRAINER-TEACHER: FROM THEORETICAL-ABSTRACT TO PRACTICE-ORIENTED TRAINING

Dr. Hab., Professor L.I. Lubysheva1 1The Russian University of Sport «GTSOLIFK», Moscow

Поступила в редакцию 05.07.2023 г.

The purpose of the study is to substantiate the integration of educational and sports areas of professional training of future coaches-teachers.

Research results and conclusions. A distinctive feature of the federal educational standards for the professional training of a trainer-teacher is that the educational program is aimed at integrating two components: coaching and pedagogical work. In the process of professional training, along with sports disciplines, the block of humanitarian knowledge in the field of age pedagogy and psychology, and related training courses has been expanded. There are different opinions on the integration of educational and sports areas of professional training of future coaches-teachers.

In support of the integrative approach, a model for the formation of professional competence of a coach-teacher is proposed, based on a flexible educational system within a higher educational institution and based on self-educational activities and sports training of a student. Thus, the learning vector shifts from the abstract-theoretical to the practice-oriented orientation of the educational process. The advantage of practice-oriented training of a trainer-teacher is that the result of training is formed professional competence and pedagogical skills, social activity and the ability to self-development, methodological culture and self-realization, independence and competitiveness.

Keywords: sports education, integration, educational and sports areas of professional training, coach, teacher.

В поддержку интегративного подхода предлагается модель формирования профессиональной компетентности тренера-преподавателя, основанная на гибкой образовательной системе внутри высшего учебного заведения и опирающаяся на самообразовательную деятельность и спортивную подготовку студента. Таким образом, вектор обучения смещается от абстрактно-теоретической к практико-ориен-тированной направленности учебного процесса. Известно, что в спортивных вузах большую часть обучающихся составляют действующие спортсмены, многие из которых планируют после окончания учебного заведения продолжать свою спортивную карьеру. Поэтому они особенно мотивированы на прочное освоение программ различных спортивных дисциплин.

Анализ практико-ориентированной подготовки тренера-педагога в России и за рубежом позволил выявить основные тенденции и предложить модель этапного обучения практической направленности, учитывающей содержание трудовых функций и действий, заложенных в профстандарте «Тренер-преподаватель» [2].

Первый этап определяется как теоретико-методический, где акцент обучения делается на формировании профессионально-педагогических умений, которые впоследствии входят в состав трудовых действий. При этом особое внимание уделяется взаимодополняемости психолого-педагогических и спортивных дисциплин и установлению межпредметных связей курсов общегуманитарного, медико-биологического и общепрофессионального циклов.

На втором этапе актуализируется взаимосвязь предметной и профессиональной подготовки, которая выражается в учебной практической деятельности, организованной в блочно-модульной форме.

Третий этап включает прохождение студентами преддипломной практики, где они работают в качестве тренера или учителя физической культуры, что дает возможность им продемонстрировать максимальный набор трудовых функций тренера-преподавателя.

Вывод. Преимущество практико-ориентированной подготовки тренера-преподавателя состоит в том, что итогом обучения становится сформированная профессиональная компетентность и педагогическое мастерство, социальная активность и способность к саморазвитию, методологическая культура и самореализация, самостоятельность и конкурентоспособность специалиста в области физической культуры и спорта.

Литература

1. Петров С.И. Структурные показатели образовательной деятельности в вузах физической культуры / С.И. Петров // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 1. - С. 3-4.

2. Поливаев А.Г. Практико-ориентированная подготовка педагога по физической культуре в условиях требований профессионального стандарта «педагог» / А.Г. Поливаев, Н.В. Фомичева, И.Н. Григорович // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 11. - С. 20-22.

Информация для связи с автором: fizkult@teoriya.ru

№9 • 2023 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.