Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Супрун А.А., Медведева Е.Н., Терехина Р.Н., Закревская Н.Г.

Цель исследования - определение роли спортивной подготовки студентов вуза физической культуры для формирования профессионально-педагогического мастерства тренеров. Методика и организация исследования. Проведен опрос среди студенток специализации «художественная гимнастика» кафедры теории и методики гимнастика НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург по направлениям 49.04.03 «Спорт» и 49.03.01 «Физическая культура». Результаты исследования и выводы. Из анализа полученных данных делается вывод о том, что существует положительный перенос опыта спортивной подготовки и соревновательной деятельности на профессионально-педагогическое мастерство будущего тренера. Система образования в спортивных вузах должна обеспечивать подготовку как спортсменов высокого класса, так и квалифицированных тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Супрун А.А., Медведева Е.Н., Терехина Р.Н., Закревская Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL SKILLS OF A FUTURE COACH BY MEANS OF SPORTS TRAINING

Objective of the study was to determine the role of sports training of students of a higher educational institution of physical culture for the formation of professional and pedagogical skills of coaches. Methods and structure of the study. A survey was conducted among students of the specialization "rhythmic gymnastics" of the Department of Theory and Methods of Gymnastics of NSU. P.F. Lesgaft, St. Petersburg, in the direction of 49.04.03 Sports and in the direction of 49.03.01 Physical culture. Results and conclusions. From the analysis of the data obtained, it is concluded that there is a positive transfer of the experience of sports training and competitive activity to the professional and pedagogical skills of the future coach. The education system in sports universities should provide training for both high-class athletes and qualified coaches.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК/UDC 796:378

Поступила в редакцию 19.06.2023 г.

Информация для связи с автором: a.suprun@lesgaft.spb.ru

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Супрун1 Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медведева1 Доктор педагогических наук, профессор Р.Н. Терехина1 Доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Закревская1 1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL SKILLS OF A FUTURE COACH BY MEANS OF SPORTS TRAINING

PhD, Associate Professor A.A. Suprun1 Dr. Hab., Professor E.N. Medvedeva1 Dr. Hab., Professor R.N. Terekhina1 Dr. Hab., Professor N.G. Zakrevskaya1

1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - определение роли спортивной подготовки студентов вуза физической культуры для формирования профессионально-педагогического мастерства тренеров.

Методика и организация исследования. Проведен опрос среди студенток специализации «художественная гимнастика» кафедры теории и методики гимнастика НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург по направлениям 49.04.03 «Спорт» и 49.03.01 «Физическая культура». Результаты исследования и выводы. Из анализа полученных данных делается вывод о том, что существует положительный перенос опыта спортивной подготовки и соревновательной деятельности на профессионально-педагогическое мастерство будущего тренера. Система образования в спортивных вузах должна обеспечивать подготовку как спортсменов высокого класса, так и квалифицированных тренеров.

Ключевые слова: спортивная подготовка, вузы физической культуры, профессионально-педагогическое мастерство.

Abstract

Objective of the study was to determine the role of sports training of students of a higher educational institution of physical culture for the formation of professional and pedagogical skills of coaches.

Methods and structure of the study. A survey was conducted among students of the specialization "rhythmic gymnastics" of the Department of Theory and Methods of Gymnastics of NSU. P.F. Lesgaft, St. Petersburg, in the direction of 49.04.03 Sports and in the direction of 49.03.01 Physical culture. Results and conclusions. From the analysis of the data obtained, it is concluded that there is a positive transfer of the experience of sports training and competitive activity to the professional and pedagogical skills of the future coach. The education system in sports universities should provide training for both high-class athletes and qualified coaches.

Keywords: sports training, higher education institutions of physical culture, professional and pedagogical skills.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. В настоящее время проблеме повышения качества кадрового потенциала сферы физической культуры и спорта уделяется значительное внимание как одному из ведущих факторов эффективного развития отрасли в целом. Отечественные традиции подготовки кадров базируются на использовании эмпирического опыта студентов, полученного на этапе предпро-фессиональной спортивной подготовки и в процессе освоения образовательных программ. Проведенные ранее исследования свидетельствуют о наличии организационных и нормативных основ интеграции результатов участия в спортивной подготовке и результатов освоения образовательных программ для студентов из числа квалифицированных спортсменов.

Цель исследования - определение роли спортивной подготовки студентов вуза физической культуры для формирования профессионально-педагогического мастерства тренеров.

Методика и организация исследования. С целью определения роли спортивной подготовки студентов вуза физической культуры для формирования профессионально-педагогического мастерства тренеров [1, 2] по художественной

гимнастике был проведен опрос. В анкетировании принимали участие 26 студенток-спортсменок специализации «художественная гимнастика» кафедры теории и методики гимнастика НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, из которых 27% обучались по направлению 49.04.03 «Спорт» (2-й курс) и 63% -по направлению 49.03.01 «Физическая культура» (4-й курс). Все опрашиваемые имели высокую спортивную квалификацию: 73,1% - звание «Мастер спорта России»; 3,8% - звание «Мастер спорта международного класса»; 23,1% - спортивная квалификация «Кандидат в мастера спорта».

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный опрос показал, что обучающиеся имели большой соревновательный опыт, большинство из них (50%) принимали участие в Чемпионате России по художественной гимнастике, а 34,6% - выступали на всероссийских соревнованиях (рис. 1). О спортивной квалификации спортсменок говорит и достаточно высокий процент (3,8%) гимнасток, имеющих мировой опыт участия в соревнованиях на чемпионатах и кубках Европы и мира. Отмечено, что, чем выше квалификация спорт-

сменки, тем длительнее она находилась в спортивной форме и продолжала спортивную карьеру.

Выявлено, что только 7,7% закончили тренироваться в 10 классе или в 11 классе (7,7%) общеобразовательной школы (рис. 2). Большинство же продолжили заниматься спортом и в период обучения в вузе.

Установлено, что примерно 1/3 респондентов (30,8%) еще выступали на соревнованиях на 2-м курсе бакалавриата и столько же обучающихся - на 3-м курсе бакалавриата (30,8%). Несмотря на завершение этапа активной спортивной подготовки (ВСМ), были и те, кто занимались спортом и магистратуре: 3,8% опрошенных тренировались на 1-м курсе, 3,8% - на 2-м курсе. Это свидетельствует о том, что устойчивый и высокий уровень мотивации на занятия спортом, сформированной в процессе многолетней спортивной подготовки, способствует успешному продолжению тренировки в студенческие годы даже в достаточно молодых видах спорта, таких как художественная гимнастика.

Конкретизируя причину окончания спортивной деятельности, многие респонденты (34,6%) отметили травму, которая не позволила продолжить тренироваться (рис. 3), а также желание осуществлять профессионально-педагогическую деятельность - 23,1% опрошенных начали работать тренером и передавать свой спортивный опыт юным гимнасткам.

Также на сроки завершения спортивной деятельности студентов оказала влияние и сложная эпидемиологическая ситуация в стране и мире, то есть пандемия (11,4%), которая не позволила продолжить тренировки в специализированных залах. В связи с этим 3,8% спортсменок-студенток сосредоточились на учебном процессе. При этом у 15,4% опрошенных отсутствовала мотивация на продолжение спортивной карьеры, так как,

Е Кубок/Чемпионат России и Всероссийские соревнования □ Чемпионаты/Кубки Европы, мира и Чемпионат региона ^^ ^^^^^^^^ ^7 ■ Международные соревнования

Рис. 1. Уровень соревнований с участием студенток-спортсменок специализации «художественная гимнастика» (по данным опроса, п=26)

□ 10 класс средней школы

□ 11 класс средней школы 5 □ 1 курс бакалавриата

□ 2 курс бакалавриата ■ 3 курс бакалавриата

□ 4 курс бакалавриата

□ 1 курс магистратуры Э2 курс магистратуры

Рис. 2. Временной период завершения спортивной карьеры у студенток специализации «Художественная гимнастика» (по данным опроса, п=26)

□ достижение максимально возможных результатов

н отсутствие мотивации на тренировки

□ приоритетность учебы

Е переориентация на тренерскую

деятельность ■ последствия спортивной травмы

Рис. 3. Причины, обуславливающие завершение спортивной и начало тренерской деятельности (по данным опроса, п=26)

Ив Вузе (НГУ им. П.ф. Лесгафта)

в в своей спортивной школе, клубе

□ не тренировалась

Рис. 4. Соотношение спортсменок художественной гимнастики, обучающихся в вузе физической культуры, с учетом места осуществления спортивной подготовки (по данным опроса, п=26)

15,4 □отсутствие материально технических условий □дифициттренеров

□ трудность совмещения спортивной подготовки с учебой

Нотсутствие мотивации

Рис. 5. Соотношение трудностей, возникающих у обучающихся в процессе тренировочной деятельности в вузе (по данным опроса, п=26)

по их мнению, к моменту поступления в вуз они уже достигли максимальных для себя спортивных результатов.

Чаще всего при поступлении в вуз студентки продолжали заниматься именно на его базе - так ответило 73,1% (рис. 4). Это было обусловлено тем, что в вузе работают компетентные преподаватели, которые успешно совмещают преподавательскую и тренерскую деятельность, помогая студенткам реа-лизовывать свой двигательный потенциал. При этом 11,5% гимнасток продолжили тренироваться в своих спортивных школах и выступать за свой регион.

Как было отмечено ранее, 15,4% опрошенных завершили спортивную карьеру до поступления в вуз, по этой причине они нигде не тренировались в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы (рис. 5).

При этом на завершение спортивной подготовки, по мнению большинства опрошенных, повлияли трудности совмещения тренировок и образовательной деятельности (на это указало 65,4% студенток). Также 11,5% считали, что наличие благоприятных материально-технических условий (специализированного зала) для тренировок, возможно, способствовало бы продолжению их спортивной деятельности.

Опрос показал, что студентки-гимнастки не рассматривают возможность занятий другой двигательной деятельностью и преданы своему виду спорта. Профессиональный стандарт тренера по виду спорта учитывает ФССП и все те научные знание, которые положены в основу его разработки. В связи с этим в свободное от учебы время многие из них уже осуществляют тренерскую деятельность в спортивных клубах (65,4%) или помогают своему тренеру (19,2%) (рис. 6).

Никто из опрошенных не отметил, что переориентировался на другой схожий с избранным вид спорта или не связанный со спортом другой вид деятельности. По мнению респондентов, несомненно (так считает 96,2% студентов) существует положительный перенос опыта спортивной подготовки и соревновательной деятельности на профессионально-педагогическое мастерство будущего тренера. Система образования в спортивных вузах должна обеспечивать подготовку как спортсменов высокого класса, так и квалифицированных тренеров. В настоящее время становится все более востребованной модель интеграции подготовки спортивного резерва в образовательный процесс вузов физической культуры [3].

Вывод. Таким образом, в результате анкетного опроса было установлено, что именно те знания, умения и навыки, которые приобрели во время спортивной деятельности студенты, позволяют реализовывать себя в профессиональной деятельности тренера.

№9 • 2023 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

5

7,7

6,4

3,8

7,7

В помогала тренеру в спортивной подготовке

□ работала тренером по избранному виду спорта

□ повышала образовательный уровень

■ физкультурно оздоровительные занятия

Рис. 6. Соотношение видов деятельности, осуществляемых студентами во время обучения в вузе (по данным опроса, n=26)

Литература

1. Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года (вместе с Планом мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года): распоряжение Правительства РФ от 17.10.2018 N 2245-р. - URL: https://rulaws.ru (дата обращения: 11.06.2023).

2. Профессиональный стандарт 05.003. Тренер: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2019 года N 191н. - URL: http://www. consultant. ru (дата обращения: 11.06.2023).

3. Соловьев В.Б. Подготовка спортивного резерва в высшем образовании в области физической культуры и спорта / В.Б. Соловьев,

С.И. Петров, Е.Н. Медведева, Н.Г. Закревская // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 1. - С. 5-7.

References

1. Ob utverzhdenii Kontseptsii podgotovki sportivnogo rezerva v RF do 2025 goda (vmeste s Planom meropriyatiy po realizatsii Kontseptsii podgotovki sportivnogo rezerva v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda). Rasporyazheniye Pravitelstva RF ot 17.10.2018 N 2245-r [On approval of the Concept for the preparation of a sports reserve in the Russian Federation until 2025 (together with the Action Plan for the implementation of the Concept for the preparation of a sports reserve in the Russian Federation until 2025). Order of the Government of the Russian Federation of October 17, 2018 N 2245-r]. Available at: https:// rulaws.ru (date of access: 06.11.2023).

2. Solovyov V.B., Petrov S.I., Medvedeva E.N., Zakrevskaya N.G. Podgotovka sportivnogo rezerva v vysshem obrazovanii v oblasti fizicheskoy kultury i sporta [Preparation of a sports reserve in higher education in the field of physical culture and sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2023. No. 1. pp. 5-7.

3. Professionalnyy standart 05.003. Trener: utverzhden prikazom Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 28 marta 2019 goda N 191n [Professional standard 05.003. Trainer: approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of March 28, 2019 N 191n]. Available at: http:// www. consultant. ru (date of access: 06.11.2023).

65,4

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МИНИ-ФУТБОЛОМ, ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Доктор педагогических наук, профессор А.Ю. Близневский1 Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев1, 2

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Грошев1 Аспирант О.О. Кардашова3 'Сибирский федеральный университет, Красноярск

2Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Железногорск, Красноярский край

3Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск

УДМ^С 796.011.3

Ключевые слова: функциональные показатели, мини-футбол, спортсменки, анализ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Современный процесс спортивной подготовки носит интенсивный характер. Это связано прежде всего с постоянным ростом спортивных результатов, высокой конкуренцией между спортсменами, тренерами и государствами. Вовремя увидеть, выявить и предотвратить перетренированность своих воспитанников - одна из главных задач спортивного тренера.

Цель исследования - выявить уровень показателей функционального состояния спортсменок, занимающихся мини-футболом, для определения направленности дальнейшего тренировочного процесса и объема нагрузки.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 17 спортсменок, занимающихся мини-футболом, стаж занятий - от 7 до 10 лет, имеющих спортивную классификацию II и I разряда. Для оценки функциональной готовности организма футболисток применялись следующие показатели: ЧСС в покое сидя и артериальное давление, также в покое сидя. Данные показатели очень информативны, просты и доступны для системного контроля. На базе функционально-диагностической лаборатории института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета было проведено обследование вышеуказанной спортивной команды.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное функциональное обследование спортсменок, занимающихся мини-футболом, показало следующие результаты:

FUNCTIONAL INDICATORS OF FEMALE FUTSAL ATHLETES: CONTROL AND CORRECTION

Dr. Hab., Professor A.Yu. Bliznevsky1 Dr. Hab., Professor V.V. Ponomarev1,2 PhD, Associate Professor V.A. Groshev1 Graduate student O.O. Kardashova3 'Siberian Federal University, Krasnoyarsk 2Siberian Fire and Rescue Academy of EMERCOM of Russia, Zheleznogorsk,Krasnoyarsk region Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk

Поступила в редакцию 12.07.2023 г.

повышенная частота сердечных сокращений (ЧСС) у 90% спортсменок (более 76 уд/мин), повышенное артериальное давление - у 20% спортсменок (более 135/90) и пониженное давление - у 30% (100/70 и ниже). Перетренированность наблюдается у 50% спортсменок - это повышенный пульс и артериальное давление в покое сидя. Данные негативные функциональные показатели наблюдаются у спортсменок, имеющих только II и I спортивные разряды.

Вывод. Результаты функционального обследования показали, что наблюдается тенденция функциональной перегрузки спортсменок, в связи с чем необходимо срочно вносить коррективы в содержание тренировочного процесса.

Исследование проводится научной группой проекта «Кардиологическая лаборатория для спорта высших достижений с оценкой степени внезапной сердечной смерти спортсменов с учетом нарушений сердечного ритма и проводимости, ремоделирования сердечной мышцы, миокардиального резерва, толерантности к физической нагрузке и вариабельности артериального давления», при содействии Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.

Использованная литература

1. Пономарев В.В. Контроль и коррекция физического состояния курсантов пожарно-спасательной академии на основе модельных показателей / В.В. Пономарев, А.В. Макаров, Д.В. Жернаков, А.В. Уколов // Материалы XXV Международной научно-практической конференции «Современные проблемы обеспечения безопасности». - 24-26.2023 г., Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург. - С. 111-117.

Информация для связи с автором: vaspon59@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.