Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саламатов А.А., Михайлов С.А.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать значимость для будущего тренера-преподавателя и эффективность формирования у него экономико-правовой ответственности. Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Уральского государственного университета физической культуры (г. Челябинск), а также его филиалов в г. Екатеринбурге и г. Уфе. В рамках исследования проведен теоретический анализ, в ходе которого фиксировалась интериоризация экономико-правовой ответственности и амплификация профессионально-важных качеств у будущих тренеров-преподавателей. Также состоялся контрольный эксперимент, результатом которого явилось определение эффективности педагогических условий и разработка рекомендаций по формированию экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя. Результаты исследования и выводы. Авторы выделяют следующие структурные компоненты рассматриваемого качества личности: когнитивный, аксиологический, нормативно-правовой и рефлексивно-результативный. С целью организации процесса формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя была разработана соответствующая педагогическая модель, которая включала целевой, концептуальный, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный блоки; предполагала реализацию аналитического, корректирующего, инструментального, критериального модулей; опиралась на общенаучные (научности и связи теории с практикой, системности, субъективной интеграции, проблемности, природосообразности) и специфические (амплификации профессиональной субъективности, совместимости и дополнительности экономики и права, экономической обусловленности и правовой гарантии профессиональной реализации, личностного ориентирования, позитивного преображения) принципы формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя. Для эффективного функционирования модели формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя выявлены педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саламатов А.А., Михайлов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECONOMIC AND LEGAL RESPONSIBILITY OF THE FUTURE TRAINER-TEACHER

Objective of the study was to theoretically substantiate and experimentally prove the importance for the future coach-teacher and the effectiveness of forming his economic and legal responsibility. Methods and structure of the study. Experimental work was carried out on the basis of the Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk), as well as its branches in Yekaterinburg and Ufa. Within the framework of the study, a theoretical analysis was carried out, during which the internalization of economic and legal responsibility and the amplification of professionally important qualities in future trainers-teachers were recorded. A control experiment also took place, the result of which was the determination of the effectiveness of pedagogical conditions and the development of recommendations for the formation of economic and legal responsibility of the future trainer-teacher. Results and conclusions. The authors distinguish the following structural components of the personality quality under consideration: cognitive, axiological, normative-legal and reflexive-resultative. In order to organize the process of formation of economic and legal responsibility, the future trainer-teacher developed an appropriate pedagogical model, which included target, conceptual, content, procedural, result-evaluating blocks; assumed the implementation of analytical, corrective, instrumental, criterion modules; relied on general scientific (scientific character and connection of theory with practice, consistency, subjective integration, problematic nature, conformity to nature) and specific (amplification of professional subjectivity, compatibility and complementarity of economics and law, economic conditionality and legal guarantee of professional realization, personal orientation, positive transformation) principles of formation economic and legal responsibility of the future trainer-teacher. For the effective functioning of the model of formation of economic and legal responsibility, the future trainer-teacher has pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

УДК/UDC 365.018

Информация для связи с автором: workmsa@yandex.ru

Поступила в редакцию 28.07.2022 г.

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Саламатов1, 2 С.А. Михайлов3

1Челябинский государственный университет, Челябинск 2Челябинский филиал института экономики УрО РАН, Челябинск 3Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

FORMATION OF ECONOMIC AND LEGAL RESPONSIBILITY OF THE FUTURE TRAINER-TEACHER

Dr. Hab., Professor A.A. Salamatov1 2 S.A. Mikhailov3

1 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk

2 Chelyabinsk Branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Chelyabinsk

3 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать значимость для будущего тренера-преподавателя и эффективность формирования у него экономико-правовой ответственности. Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Уральского государственного университета физической культуры (г. Челябинск), а также его филиалов в г. Екатеринбурге и г. Уфе. В рамках исследования проведен теоретический анализ, в ходе которого фиксировалась интериоризация экономико-правовой ответственности и амплификация профессионально-важных качеств у будущих тренеров-преподавателей. Также состоялся контрольный эксперимент, результатом которого явилось определение эффективности педагогических условий и разработка рекомендаций по формированию экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя.

Результаты исследования и выводы. Авторы выделяют следующие структурные компоненты рассматриваемого качества личности: когнитивный, аксиологический, нормативно-правовой и рефлексивно-результативный. С целью организации процесса формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя была разработана соответствующая педагогическая модель, которая включала целевой, концептуальный, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный блоки; предполагала реализацию аналитического, корректирующего, инструментального, критериального модулей; опиралась на общенаучные (научности и связи теории с практикой, системности, субъективной интеграции, проблемности, природосообразности) и специфические (амплификации профессиональной субъективности, совместимости и дополнительности экономики и права, экономической обусловленности и правовой гарантии профессиональной реализации, личностного ориентирования, позитивного преображения) принципы формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя. Для эффективного функционирования модели формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя выявлены педагогические условия.

Ключевые слова: экономико-правовая ответственность, тренер-преподаватель, профессиональная подготовка в вузе спортивного профиля.

Abstract

Objective of the study was to theoretically substantiate and experimentally prove the importance for the future coach-teacher and the effectiveness of forming his economic and legal responsibility.

Methods and structure of the study. Experimental work was carried out on the basis of the Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk), as well as its branches in Yekaterinburg and Ufa. Within the framework of the study, a theoretical analysis was carried out, during which the internalization of economic and legal responsibility and the amplification of professionally important qualities in future trainers-teachers were recorded. A control experiment also took place, the result of which was the determination of the effectiveness of pedagogical conditions and the development of recommendations for the formation of economic and legal responsibility of the future trainer-teacher. Results and conclusions. The authors distinguish the following structural components of the personality quality under consideration: cognitive, axiological, normative-legal and reflexive-resultative. In order to organize the process of formation of economic and legal responsibility, the future trainer-teacher developed an appropriate pedagogical model, which included target, conceptual, content, procedural, result-evaluating blocks; assumed the implementation of analytical, corrective, instrumental, criterion modules; relied on general scientific (scientific character and connection of theory with practice, consistency, subjective integration, problematic nature, conformity to nature) and specific (amplification of professional subjectivity, compatibility and complementarity of economics and law, economic conditionality and legal guarantee of professional realization, personal orientation, positive transformation) principles of formation economic and legal responsibility of the future trainer-teacher. For the effective functioning of the model of formation of economic and legal responsibility, the future trainer-teacher has pedagogical conditions.

Keywords: economic and legal responsibility, trainer-teacher, professional training at a sports university.

Введение. Современное образование предъявляет серьезные требования к личности обучающихся, цель которых - выявить и определить такие качества личности, которые помогли бы ей мобильно адаптироваться во всех сферах социальных отношений, позволили принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свою деятельность. Одним из таких качеств является ответственность,

которую следует считать наиболее значимым показателем социальной развитости личности [2, 5, 13].

Полиаспектность проблемы формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя предполагает обращение к научным источникам из разных областей знания [3, 7-10, 16]. Анализ философских, психологических и педагогических исследований показал

60

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

отсутствие единого подхода к проблеме формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя, недостаточно исследований, посвященных педагогическим условиям, средствам и методам формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя на современном этапе [1, 4, 6].

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать значимость для будущего тренера-преподавателя и эффективность формирования у него экономико-правовой ответственности.

Методика и организация исследования. Для решения сформулированных задач был использован комплекс методов исследования: теоретико-методологический, понятийно-терминологический анализ, педагогическое моделирование, методы формализации, индукции и сравнения, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, статистические методы обработки результатов.

Совокупность методологических подходов (антропоцентрический, аксиологический, личностно-деятельностный и средовой) обеспечивает функционирование разработанной модели [11, 14].

Экспериментальная работа проводилась на базе Уральского государственного университета физической культуры (г Челябинск), а также его филиалов в г Екатеринбурге и г Уфе.

На первом этапе исследования (2018-2019 гг.) были определены теоретико-методологические позиции исследования, разрабатывались структура и содержательные компоненты экономико-правовой ответственности будущего тренера-преподавателя. На втором этапе (2019-2022 гг.) был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого фиксировалась интериоризация экономико-правовой ответственности и амплификация профессионально-важных качеств у будущих тренеров-преподавателей, анализировались полученные данные. На третьем этапе (2022 г) проводился контрольный эксперимент, результатом которого явились определение эффективности педагогических условий и разработка рекомендаций по формированию экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя.

Результаты исследования и их обсуждение. Экономико-правовая ответственность является сложным феноменом и междисциплинарной категорией, проявляющейся во всем многообразии социально-экономической деятельности, а в научно-категориальном значении изучается целом рядом дисциплин, таких как экономика, педагогика, философия, право и др. [12].

Применительно к спортивной деятельности экономико-правовая ответственность проявляется в различных системах отношений: «спортсмен-тренер», «спортсмен-спортсмен»,

«спортсмен-команда», «спортсмен-друзья», «спортсмен-спортивная общественность», «спортсмен-общество» и др. В экономико-правовой ответственности как качестве личности отражены мотивы, потребности и интересы, побуждающие к экономико-правовой деятельности и поведению, внутренняя готовность к выполнению спортивных обязанностей.

Обобщив сущностные характеристики понятия «ответственность» с учетом экономико-правового ее характера, мы определяем «экономико-правовую ответственность тренера-преподавателя» как интегративное качество личности профессионала спортивно-педагогической сферы, обусловленное совокупностью социально-исторических предпосылок, позволяющее принимать объективные и субъективные требования и правила, воспринимая их как цели и идеалы, корректировать спортивное поведение, овладевать навыками самооценки спортивных достижений и эффективными приемами формирования профессиональных качеств, а также передавать эти способности в полной мере своим воспитанникам.

Опираясь на теоретические подходы к структурированию профессиональной ответственности, представленные в научной литературе, на принятое в исследовании определение экономико-правовой ответственности будущего тренера-преподавателя, мы выделяем следующие структурные компоненты рассматриваемого качества личности: когнитивный, аксиологический, нормативно-правовой и рефлексивно-результативный.

С целью организации процесса формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя нами разработана соответствующая педагогическая модель, которая включает целевой, концептуальный, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный блоки; предполагает реализацию аналитического, корректирующего, инструментального, критериального модулей; опирается на общенаучные (научности и связи теории с практикой, системности, субъективной интеграции, проблем-ности, природосообразности) и специфические (амплификации профессиональной субъективности, совместимости и дополнительности экономики и права, экономической обусловленности и правовой гарантии профессиональной реализации, личностного ориентирования, позитивного преображения) принципы формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя.

Для эффективного функционирования модели формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя выявлены педагогические условия: а) актуализация экономико-правовых ценностных ориента-ций будущей профессиональной деятельности в процессе учебных занятий и внеучебных мероприятий; б) обеспече-

Результаты итоговой диагностики уровня сформированности экономико-правовой ответственности у будущих тренеров-преподавателей

Количество обучающихся Уровни

Группа Компонент Пороговый Достаточный Продвинутый

Абс. % Абс. % Абс. %

Когнитивный 5 14 22 63 8 23

Аксиологический 9 26 17 48 9 26

ЭГ-3 35 Нормативно-правовой 7 34 18 46 10 28

Рефлексивно-результативный 9 26 20 59 6 17

ЭПО 7 20 19 54 9 26

Когнитивный 27 79 7 21 0 0

Аксиологический 24 71 9 26 1 3

КГ 34 Нормативно-правовой 21 62 12 38 1 3

Рефлексивно-результативный 24 69 10 31 0 0

ЭПО 24 70 9 26 1 4

№11 • 2022 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

ние процесса саморазвития и самомотивации обучающихся к формированию экономико-правовой ответственности посредством интеграции внутренних и внешних мотивов; в) реализация конструктивистского обучения как технологии подготовки будущих тренеров-преподавателей посредством моделирования ситуаций, анализа и оценки собственной экономико-правовой деятельности; г) обогащение когнитивной базы обучающихся средствами междисциплинарного спецкурса «Экономико-правовая ответственность в сфере физической культуры и спорта».

Анализ результатов экспериментальной работы позволяет сделать вывод о том, что наиболее существенные изменения уровня сформированности экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя произошли в той экспериментальной группе, где реализовывалась разработанная модель и весь комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования. В контрольной группе, где образовательный процесс осуществлялся без учета педагогических условий, значительных изменений в уровне сформированности экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя не произошло.

Выводы. Результаты экспериментальной работы показали, что экономико-правовая ответственность у будущих тренеров-преподавателей результативно формируется благодаря реализации разработанной педагогической модели и педагогических условий ее эффективного функционирования. Наиболее выраженная положительная динамика формируемого качества личности отмечена в третьей экспериментальной группе, где была реализована педагогическая модель и весь комплекс педагогических условий. Таким образом, полученные результаты подтверждают теоретическую и практическую значимость проведенного исследования.

Литература

1. Большакова О. Н. Проблема формирования профессиональной ответственности студентов вуза / О. Н. Большакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 102 - С. 24-31. - EDN KHNSJH.

2. Заплетина С. Н. Формирование социальной ответственности как компонента профессиональной компетенции в подготовке менеджеров / С. Н. Заплетина, В. В. Заплетин // Вестник Международного института рынка. - 2016. - № 2. - С. 52-56.

3. Косенко С. С. Формирование нравственно-экономической ответственности старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук / С. С. Косенко. - Челябинск, 2006. - 189 с. - EDN NN1^.

4. Кузнецов С. А. Формирование правовой культуры специалистов в области адаптивной физической культуры, спорта и туризма / С. А. Кузнецов // Современное общество, образование и наука: сборник материалов конференции. - Тамбов, 2013. - С. 46-47. -EDN SVGIAB.

5. Куницына С. М. Модель формирования ответственности у студентов в целостном образовательном процессе педагогического вуза / С. М. Куницына // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2009. - № 4. - С. 450-454. -EDN МШС^

6. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева. - М.: Академия, 2001. - 237 с.

7. Михайлов С. А. Педагогическая модель формирования экономико-правовой ответственности будущего тренера-преподавателя / С. А. Михайлов // Сибирский педагогический журнал. - 2022. -№ 2. - С. 98-107. - EDN ОЮУВЗ.

8. Пономарева В. В. Формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности / В. В. Пономарева, Е. А. Чуб // Технолого-экономическое образование. -2021. - № 14. - С. 38-41. - EDN О^КСА.

9. РапопортЛ.А.Инструменты управления реализацией государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне / Л. А. Рапопорт, А. С. Маркова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 2. - С. 74-76. - EDN YREYNC.

10. Росенко Н. И. Формирование экономико-правовой культуры у студентов вузов в рамках факультативной дисциплины / Н. И. Росенко // Гуманитарные науки. - 2018. - № 1 (41). - С. 151156. - EDN YUPQYI.

11. Саламатов А. А. Модель онтологической рефлексии формирования эколого-экономических ценностных ориентаций в процессе

профессионального образования / А. А. Саламатов, Д. С. Гордее-ва // Образование и наука. - 2020. - Т. 22. - № 2. - С. 53-76. - EDN ALDCLU.

12. Хлимановская О. В. Педагогические технологии формирования экономико-правовой культуры старшеклассников / О. В. Хлимановская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5. - С. 200-208. - EDN OZHEIB.

13. Шаманова А. Ю. Концепция формирования врача-специалиста / А. Ю. Шаманова, О. В. Пешиков // В мире научных открытий. -2010. - № 4-18 (10). - С. 167-168. - EDN NCXQTV.

References

1. Bolshakova O.N. Problema formirovaniya professionalnoy otvetst-vennosti studentov vuza [The problem of formation of professional responsibility of university students]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2009. No. 102. pp. 24-31. EDN KHNSJH.

2. Zapletina S.N., Zapletin V.V. Formirovaniye sotsialnoy otvetstven-nosti kak komponenta professionalnoy kompetentsii v podgotovke menedzherov [Formation of social responsibility as a component of professional competence in the training of managers]. Vestnik Mezh-dunarodnogo instituta rynka. 2016. No. 2. pp. 52-56.

3. Kosenko S.S. [Formation of the moral and economic responsibility of high school students]. PhD diss. Chelyabinsk, 2006. 189 p. EDN NNYUVD.

4. Kuznetsov S.A. Formirovaniye pravovoy kultury spetsialistov v oblasti adaptivnoy fizicheskoy kultury, sporta i turizma [Formation of the legal culture of specialists in the field of adaptive physical culture, sports and tourism]. Sovremennoye obshchestvo, obrazovaniye i nauka [Modern society, education and science]. Proceedings conference. Tambov, 2013. pp. 46-47. EDN SVGIAB.

5. Kunitsyna S.M. Model formirovaniya otvetstvennosti u studentov v tselostnom obrazovatelnom protsesse pedagogicheskogo vuza [The model of the formation of responsibility among students in the holistic educational process of a pedagogical university]. Vestnik Kostromsk-ogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2009. No. 4. pp. 450-454. EDN MTIZCN.

6. Lubysheva L.I. Sotsiologiya fizicheskoy kultury i sporta [Sociology of physical culture and sports]. Moscow: Akademiya publ., 2001. 237 p.

7. Mikhailov S.A. Pedagogicheskaya model formirovaniya ekonomiko-pravovoy otvetstvennosti budushchego trenera-prepodavatelya [Pedagogical model of formation of economic and legal responsibility of the future trainer-teacher]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2022. No. 2. pp. 98-107. EDN OKYYBS.

8. Ponomareva V.V., Chub E.A. Formirovaniye ekonomicheskoy kultury studentov v protsesse obrazovatelnoy deyatelnosti [Formation of economic culture of students in the process of educational activity]. Tekhnologo-ekonomicheskoye obrazovaniye. 2021. No. 14. pp. 3841. EDN OILKCA.

9. Rapoport L.A., Markova A.S. Instrumenty upravleniya realizatsiyey gosudarstvennoy politiki v sfere fizicheskoy kultury i sporta na re-gionalnom urovne [Management tools for the implementation of state policy in the field of physical culture and sports at the regional level]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 2. pp. 74-76. EDN YREYNC.

10. Rosenko N.I. Formirovaniye ekonomiko-pravovoy kultury u studentov vuzov v ramkakh fakultativnoy distsipliny [Formation of economic and legal culture among university students as part of an optional discipline]. Gumanitarnyye nauki. 2018. No. 1 (41). pp. 151-156. EDN YUPQYI.

11. Salamatov A.A., Gordeeva D.S. Model ontologicheskoy refleksii formirovaniya ekologo-ekonomicheskikh tsennostnykh oriyentatsiy v protsesse professionalnogo obrazovaniya [Model of ontological reflection of the formation of ecological and economic value orientations in the process of vocational education]. Obrazovaniye i nauka. 2020. Vol. 22. No. 2. pp. 53-76. EDN ALDCLU.

12. Khlimanovskaya O.V. Pedagogicheskiye tekhnologii formirovaniya ekonomiko-pravovoy kultury starsheklassnikov [Pedagogical technologies for the formation of economic and legal culture of high school students]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. 2012. No. 5. pp. 200-208. EDN OZHEIB.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Shamanova A.Yu., Peshikov O.V. Kontseptsiya formirovaniya vracha-spetsialista [The concept of formation of a doctor-specialist]. V mire nauchnykh otkrytiy. 2010. No. 4-18 (10). pp. 167-168. EDN NCXQTV.

14. Banakar R. Comparative Law and Legal Cultures Normativity in Legal Sociology: Methodological Reflections on Law and Regulation in Late Modernity Cham. Springer International Publishing, 2015. pp.145168.

15. Mai K. College students' legal awareness cultivation and education based on the characteristics of the new era. Educational sciences: theory and practice. 2018. Vol. 18. No. 6. pp. 3456-3462.

16. Salamatov A.A., Gordeeva D.S. Determination of the quality of life of society by the ecological and economic orientation of the individual's personality. Perspektivy Nauki i Obrazovaniya. 2021. No. 5 (53). pp. 48-65.

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.