Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дранюк О.И., Крафт Н.Н., Баева Т.Е., Криличевский В.И.

Цель исследования - экспериментально обосновать педагогические условия междисциплинарной интеграции при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе университета физической культуры. Методика и организация исследования. В научной работе применялись теоретические (анализ и обобщение литературы, нормативных документов, педагогического опыта) и эмпирические методы исследования (педагогические наблюдения, педагогическое и психологическое тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент), для обработки экспериментальных данных был использован двухвыборочный критерий Вилкоксона. Педагогический эксперимент, в котором участвовало 30 студентов, проведен на базе кафедры педагогики НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург с целью проверки эффективности теоретически обоснованных педагогических условий междисциплинарной интеграции. Результаты исследования и выводы. Установлено, что реализация междисциплинарных связей осуществляется через все компоненты образовательного процесса. Определена логика проектирования межпредметного содержания учебной дисциплины. Разработаны фонды оценочных средств по дисциплинам «Педагогика», «Педагогика физической культуры и спорта», «Научно-методическая деятельность» с учетом требований профессиональных стандартов «Тренер-преподаватель», «Тренер». Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия междисциплинарной интеграции при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе университета физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дранюк О.И., Крафт Н.Н., Баева Т.Е., Криличевский В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION AS A CONDITION FOR THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION

Objective of the study was to experimentally substantiate the pedagogical conditions of interdisciplinary integration in the implementation of the competency-based approach in the educational process of the University of Physical Culture. Methods and structure of the study. Theoretical (analysis and generalization of literature, normative documents, pedagogical experience) and empirical research methods (pedagogical observations, pedagogical and psychological testing, peer review, pedagogical experiment) were used in the scientific work; two Wilcoxon sampling criteria were used to process the experimental data. The pedagogical experiment, in which 30 students participated, was carried out on the basis of the Department of Pedagogy of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg in order to test the effectiveness of theoretically based pedagogical conditions for interdisciplinary integration. Results and conclusions. It has been established that the implementation of interdisciplinary links is carried out through all components of the educational process. The logic of designing the interdisciplinary content of an academic discipline is determined. Evaluation funds were developed for the disciplines "Pedagogy", "Pedagogy of physical culture and sports", "Scientific and methodological activity" taking into account the requirements of the professional standards "Coach-teacher", "Coach". Pedagogical conditions of interdisciplinary integration were identified and experimentally substantiated in the course of implementation of the competence-based approach in the educational process of the University of Physical Culture.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК/UDC 378.14

Информация для связи с автором: oksanadranyuk@mail.ru

Поступила в редакцию 10.03.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент О.И. Дранюк1

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Крафт1

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Е. Баева1

Доктор педагогических наук В.И. Криличевский1

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION AS A CONDITION FOR THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION

PhD, Associate Professor O.I. Dranyuk1

PhD, Associate Professor N.N. Kraft1

PhD, Associate Professor T.E. Baeva1

Dr. Hab. V.I. Krilichevsky1

1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - экспериментально обосновать педагогические условия междисциплинарной интеграции при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе университета физической культуры. Методика и организация исследования. В научной работе применялись теоретические (анализ и обобщение литературы, нормативных документов, педагогического опыта) и эмпирические методы исследования (педагогические наблюдения, педагогическое и психологическое тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент), для обработки экспериментальных данных был использован двухвыборочный критерий Вилкоксона. Педагогический эксперимент, в котором участвовало 30 студентов, проведен на базе кафедры педагогики НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург с целью проверки эффективности теоретически обоснованных педагогических условий междисциплинарной интеграции.

Результаты исследования и выводы. Установлено, что реализация междисциплинарных связей осуществляется через все компоненты образовательного процесса. Определена логика проектирования межпредметного содержания учебной дисциплины. Разработаны фонды оценочных средств по дисциплинам «Педагогика», «Педагогика физической культуры и спорта», «Научно-методическая деятельность» с учетом требований профессиональных стандартов «Тренер-преподаватель», «Тренер». Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия междисциплинарной интеграции при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе университета физической культуры.

Ключевые слова: педагогические условия междисциплинарной интеграции, междисциплинарные связи, компетентностью подход, образовательный процесс в Университете физической культуры.

Abstract

Objective of the study was to experimentally substantiate the pedagogical conditions of interdisciplinary integration in the implementation of the competency-based approach in the educational process of the University of Physical Culture.

Methods and structure of the study. Theoretical (analysis and generalization of literature, normative documents, pedagogical experience) and empirical research methods (pedagogical observations, pedagogical and psychological testing, peer review, pedagogical experiment) were used in the scientific work; two Wilcoxon sampling criteria were used to process the experimental data. The pedagogical experiment, in which 30 students participated, was carried out on the basis of the Department of Pedagogy of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg in order to test the effectiveness of theoretically based pedagogical conditions for interdisciplinary integration. Results and conclusions. It has been established that the implementation of interdisciplinary links is carried out through all components of the educational process. The logic of designing the interdisciplinary content of an academic discipline is determined. Evaluation funds were developed for the disciplines "Pedagogy", "Pedagogy of physical culture and sports", "Scientific and methodological activity" taking into account the requirements of the professional standards "Coach-teacher", "Coach". Pedagogical conditions of interdisciplinary integration were identified and experimentally substantiated in the course of implementation of the competence-based approach in the educational process of the University of Physical Culture.

Keywords:pedagogical conditions of interdisciplinary integration, interdisciplinary connections, competence-based approach, educational process at the University of Physical Culture.

Введение. Интеграционные процессы в высшем образовании в области физической культуры и спорта на современном этапе определяют актуальность подготовки конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда, умеющего адаптироваться в современном информационном

пространстве. Это обуславливает необходимость выстраивания логики прохождения учебных дисциплин, применения компетентностно-ориентированного подхода в построении основной профессиональной образовательной программы. Важным аспектом в этом процессе выступает определе-

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

ние блока учебных дисциплин, формируемых компетенцию, установление междисциплинарных связей в их содержании, что позволяет исключить дублирование предметного содержания и спроектировать модель освоения формируемых компетенций. Необходимо учесть, что уже в самом определении понятия «компетенция» заложен принцип междисциплинарной интеграции [6].

Цель исследования - экспериментально обосновать педагогические условия междисциплинарной интеграции при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вуза физической культуры.

Методика и организация исследования. Для достижения цели исследования применялись теоретические (анализ литературы, нормативных документов, педагогического опыта) и эмпирические методы (педагогические наблюдения, педагогическое и психологическое тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент), для обработки экспериментальных данных был использован двухвыбороч-ный критерий Вилкоксона. Педагогический эксперимент, в котором участвовало 30 студентов, был проведен с целью проверки эффективности теоретически обоснованных педагогических условий междисциплинарной интеграции.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ многолетнего опыта преподавания педагогических дисциплин в Университете физической культуры свидетельствует, что реализация междисциплинарного подхода, требующая интеграции междисциплинарных знаний, установление преемственности и междисциплинарных связей, осуществляется через все компоненты образовательного процесса [2]. Наибольшие затруднения у преподавателей в условиях реализации компетентностного подхода вызывает деятельност-ный компонент, требующий применения активных методов обучения и нетрадиционных форм организации, разработки фондов оценочных средств по дисциплине с позиции меж-дисциплинарности.

В целях формирования компетенций осуществляется проектирование содержательного и процессуального компонентов процесса изучения учебной дисциплины [1]. В связи с этим устанавливается взаимосвязь предметного содержания учебных дисциплин, которые совместно формируют данные компетенции, а также выстраиваются межпредметные связи с содержанием дисциплин-пререквизитов и постреквизитов.

Логика проектирования межпредметного содержания учебной дисциплины включает в себя: определение целей и задач изучения учебной дисциплины; определение индикаторов достижений компетенции и формируемых результатов обучения по дисциплине; построение предметного содержания с учетом определения учебных элементов, установления взаимосвязи с содержанием других дисциплин; выявление процессуального компонента изучения учебной дисциплины с учетом возможностей междисциплинарной интеграции. При этом необходимо учитывать требования профессиональных стандартов, в рамках которых осуществляется подготовка специалиста по конкретному направлению и профилю.

С целью формирования у студентов умения «устанавливать и поддерживать взаимодействие, обеспечивающее успешную работу в коллективе», как компонента универсальной компетенции «Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» [7]

в процессе изучения дисциплины «Педагогика» разработана и экспериментально обоснована система методов активного обучения командной работе студентов по выполнению ком-петентностно-ориентированных заданий.

Так, например, по теме семинара «Методы педагогического исследования» была организована командная работа студентов по выполнению учебного задания: «Разработайте вопросы и проведите беседу с целью выявления факторов, благоприятно или отрицательно влияющих на продуктивное педагогическое взаимодействие. Сделайте заключение по результатам опроса».

Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют, что организация командной работы по решению проблемных задач в ходе применения методов активного обучения способствовала повышению в экспериментальной группе уровня социального взаимодействия, а именно активности студентов с уровня «ниже среднего» до уровня «выше среднего» (р<0,001), соблюдение этических норм во время общения с уровня «ниже среднего» до уровня «выше среднего» (р<0,001), умения слушать со «среднего» уровня до «выше среднего» (р<0,001), а также повысился уровень групповой сплоченности (методика Сишора) со «среднего» уровня до «высокого» (р<0,001), что положительно повлияло на овладение студентами знаниями (р<0,01) и умениями (р<0,001) по дисциплине [3].

Для формирования и оценки умения «воспитывать социально значимые личностные качества, формировать моральные ценности честной спортивной конкуренции» (Профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель» Трудовая функция А/06.6) [5] как компонента общепрофессиональной компетенции, относящейся к категории «Воспитание» [7], в ходе изучения дисциплины «Педагогика» студенты овладевают знаниями сущности воспитательного процесса и умениями ими руководствоваться при решении педагогических задач; по дисциплине «Педагогика физической культуры и спорта» (ПФКиС) они выполняют ком-петентностно-ориентированные задания, например, «Опишите педагогическую ситуацию, в которой занимающиеся (укажите возраст учеников, этап обучения/спортивной подготовки) на уроке физической культуры или учебно-тренировочном занятии по виду спорта нарушали требования, предъявляемые им педагогом. Определите причины данного поведения занимающихся. На основе анализа педагогической ситуации сформулируйте общую и частные воспитательные задачи, пути их решения».

Успешное выполнение заданий требовало от студентов применения междисциплинарного знания, а от преподавателя - создания ряда педагогических условий: разработки методических указаний по выполнению задания; актуализации ранее усвоенных знаний, установления взаимосвязи со смежными дисциплинами и частными дидактиками; приведения примеров, алгоритма постановки воспитательных задач; опоры на опыт учебной и тренировочной деятельности студентов; создания атмосферы сотрудничества, доброжелательности и др.

В рамках учебной дисциплины «Научно-методическая деятельность» осуществляется формирование универсальной компетенции в категории «Системное и критическое мышление» и общепрофессиональной компетенции в категории «Научные исследования» [7]. Так, для формирования и оценки умения «систематизировать и агрегировать информацию

54

http://www.teoriya.ru

№10^ 2022 Октябрь | ОсЬЬег

из различных источников, в том числе из интервью, специальной литературы, статистических сборников, отчетных данных спортивной подготовки по виду спорта (группе спортивных дисциплин), группе видов спорта» (Профессиональный стандарт «Тренер», квалификация: Тренер-консультант, трудовая функция: Е/01.6 - Обобщение и распространение передового опыта тренерской деятельности) [4] предлагается следующее задание: «Составить тезисы по предлагаемым научным текстам» (это один из видов текущего контроля в рамках учебной дисциплины).

Обучение тезированию является значимым фактом в формировании умений научно-исследовательской деятельности. Это обусловлено адекватностью подбора и применения необходимых методов педагогического исследования, демонстрацией умений анализировать, синтезировать, обобщать теоретическую информацию, сформированно-стью логики проведения научного исследования. Отметим, что в процессе формирования у студентов знаний и умений по овладению логикой педагогического исследования нами применяется метод «Пила», позволяющий реализовывать групповую форму работы на занятии, что способствует более детальной и качественной проработки всех аспектов данного учебного задания.

В процессе формирования данного умения студенты знакомятся с основными способами получения и переработки информации, моделируют структурность логики педагогического исследования, осуществляют отбор необходимой информации, адекватно используют методы педагогического исследования, что позволяет проектировать написание учебно-исследовательских работ, курсовых работ, выпускной квалификационной работы, а также осуществлять написание научной статьи, доклада выступления на научной, научно-практической и методической конференций. Все это позволяет реализовать межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как «Теория и методика избранного вида спорта», «Теория и методика физической культуры», «Педагогика», «ПФКиС».

Выводы. Выявлены педагогические условия междисциплинарной интеграции в образовательном процессе: установление взаимосвязи и преемственности в изучении дисциплин, а также межпредметных связей с содержанием дисциплин-пререквизитов и постреквизитов, которые совместно формируют заданные рабочими программами компетенции; разработка фондов оценочных средств по дисциплине с позиции междисциплинарной интеграции; установление междисциплинарных связей через выполнение студентами компетентностно-ориентированных заданий, приближенных к условиям профессиональной деятельности, требующих поисковой самостоятельности и проявлений творчества; в соответствии с формируемыми компетенциями широкое применение в учебном процессе активных методов обучения, современных образовательных технологий и разнообразных форм организации обучения; интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности студентов.

Литература

1. Актуальные вопросы преподавания педагогических дисциплин в системе профессионального образования в сфере физической культуры и спорта: монография / Авторский коллектив / Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; под ред.

B.И. Криличевского, Н.Г. Закревской. СПб.: Кинетика, 2020. -

C.88-91.

2. Дранюк О.И. Опыт междисциплинарной интеграции в образовательном процессе кафедры педагогики университета физической культуры / О.И. Дранюк, В.И. Криличевский // X Международный Конгресс «СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ» 08-10 декабря 2021г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы Конгресса / Под ред. В. А. Таймазова. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. - С. 397-399.

3. Дранюк О.И. Формирование компетенции социального взаимодействия у студентов вуза физической культуры в образовательном процессе по дисциплине «Педагогика» / О.И. Дранюк, Е.Л. Хорошавина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 74-77.

4. Профессиональный стандарт «Тренер» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2019 N 54519): утв. Приказ Минтруда России от 28.03.2019 N 191н) // Портал ФГОС ВО: [сайт]. URL.: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.003.pdf (дата обращения 11.02.20).

5. Профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2021 N 62203): утв. Приказ Минтруда России от 24.12.2020 N 952 н) // Портал ФГОС ВО: [сайт]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.012.pdf (дата обращения: 19.12.21).

6. Шестакова Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 3. Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. - 2013. -№ 1 (2). - С. 47-52.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура: утв. Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 N 940 // База «Нормативно-правовых Актов»: [cайт]. URL: https://bazanpa.ru/minobrnauki-rossii-prikaz-n940-ot19092017-h3823201 / (дата обращения: 05.09.20).

References

1. Krilichevsky V.I., Zakrevskaya N.G. [ed.]. Aktualnyye voprosy prepo-davaniya pedagogicheskikh distsiplin v sisteme professionalnogo obrazovaniya v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Topical issues of teaching pedagogical disciplines in the system of vocational education in the field of physical culture and sports]. Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg. St. Petersburg: Kinetika publ., 2020. Pp.88-91.

2. Dranyuk O.I., Krilichevsky V.I. Opyt mezhdistsiplinarnoy integratsii v obrazovatelnom protsesse kafedry pedagogiki universiteta fizicheskoy kultury [Experience of interdisciplinary integration in the educational process of the Department of Pedagogy of the University of Physical Culture]. Cport, Chelovek, Zdorovye [Sport, Man, Health]. Proceedings International Congress, December 08-10, 2021, St. Petersburg, Russia. St. Petersburg: Politekh-Press publ., 2021. Pp. 397-399.

3. Dranyuk O.I., Khoroshavina E.L. Formirovaniye kompetentsii sotsi-alnogo vzaimodeystviya u studentov vuza fizicheskoy kultury v obrazovatelnom protsesse po distsipline «Pedagogika» [Formation of the competence of social interaction among students of the university of physical culture in the educational process in the discipline "Pedagogy"]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. No. 1 (191). Pp. 74-77.

4. Professionalnyy standart «Trener» (Zaregistrirovano v Minyuste Ros-sii 25.04.2019 N 54519) [Professional standard "Coach" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 04/25/2019 N 54519)]. Approved Order of the Ministry of Labor of Russia dated March 28, 2019 N 191n). Portal of the Federal State Educational Standard of VO: [website]. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstand-art/05.003.pdf (date of access:11.02.2020).

5. Professionalnyy standart «Trener-prepodavatel» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 25.01.2021 N 62203) [Professional standard "Trainer-teacher" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on January 25, 2021 N 62203)]. Approved Order of the Ministry of Labor of Russia dated December 24, 2020 N 952 n). Portal of the Federal State Educational Standard of the VO: [website]. Available at: https://fgosvo.ru/ uploadfiles/profstandart/05.012.pdf (date of access: 19.12.2021).

6. Shestakova L.A. Teoreticheskiye osnovaniya mezhdistsiplinarnoy integratsii v obrazovatelnom protsesse vuzov [Theoretical foundations of interdisciplinary integration in the educational process of universities]. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 3. Pedagogika. Psikhologiya. Obrazovatelnyye resursy i tekhnologii. 2013. No. 1 (2). Pp. 47-52.

7. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 49.03.01 Fizicheskaya kultura [Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of training 49.03.01 Physical culture]. Approved Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated September 19, 2017 N 940. Base of "Regulatory Legal Acts": [website]. Available at: https://bazanpa.ru/ minobrnauki-rossii-prikaz-n940-ot19092017-h3823201/ (date of access: 09.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.