Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРИОРИТЕТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специалисты экономического профиля / подготовка экономических кадров / профессиональные требования к экономистам / личностные характеристики и способности современного специалиста / модель личности специалиста экономического профиля / economic specialists / training of economic personnel / professional requirements for economists / personal characteristics and abilities of a modern specialist / personality model of an economic specialist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токова Снежана Исмаиловна

Статья посвящена проблемам учета тенденций функционирования и развития экономической сферы в приоритетах подготовки экономических кадров. В предлагаемом исследовании автор обосновывает необходимость выстраивания приоритетов подготовки будущих экономистов на основе актуальной модели личности специалиста рассматриваемого профиля. В работе проведен анализ требований к современным специалистам, выделены и охарактеризованы наиболее востребованные личностные характеристики и способности. Опираясь на результаты анализа, автор выделяет в качестве приоритетов подготовки будущих экономистов развитие определенного комплекса универсальных способностей (когнитивных, коммуникативных, организаторских), а также эмоционально-волевых характеристик и мотивационных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of taking into account trends in the functioning and development of the economic sphere in the priorities of training economic personnel. In the proposed study, the author substantiates the need to prioritize the training of future economists based on the current personality model of a specialist in the profile under consideration. The work analyzes the requirements for modern specialists, identifies and characterizes the most popular personal characteristics and abilities. Based on the results of the analysis, the author identifies as priorities for the training of future economists the development of a certain set of universal abilities (cognitive, communicative, organizational), as well as emotional-volitional characteristics and motivational attitudes.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель кафедры экономики и прикладной математики Токова Снежана Исмаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет» (г. Карачаевск)

ПРИОРИТЕТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Статья посвящена проблемам учета тенденций функционирования и развития экономической сферы в приоритетах подготовки экономических кадров. В предлагаемом исследовании автор обосновывает необходимость выстраивания приоритетов подготовки будущих экономистов на основе актуальной модели личности специалиста рассматриваемого профиля. В работе проведен анализ требований к современным специалистам, выделены и охарактеризованы наиболее востребованные личностные характеристики и способности. Опираясь на результаты анализа, автор выделяет в качестве приоритетов подготовки будущих экономистов развитие определенного комплекса универсальных способностей (когнитивных, коммуникативных, организаторских), а также эмоционально-волевых характеристик и мотивационных установок.

Ключевые слова: специалисты экономического профиля; подготовка экономических кадров; профессиональные требования к экономистам; личностные характеристики и способности современного специалиста; модель личности специалиста экономического профиля.

Annotation. The article is devoted to the problems of taking into account trends in the functioning and development of the economic sphere in the priorities of training economic personnel. In the proposed study, the author substantiates the need to prioritize the training of future economists based on the current personality model of a specialist in the profile under consideration. The work analyzes the requirements for modern specialists, identifies and characterizes the most popular personal characteristics and abilities. Based on the results of the analysis, the author identifies as priorities for the training of future economists the development of a certain set of universal abilities (cognitive, communicative, organizational), as well as emotional-volitional characteristics and motivational attitudes.

Key words: economic specialists; training of economic personnel; professional requirements for economists; personal characteristics and abilities of a modern specialist; personality model of an economic specialist.

Введение. Экономическая сфера в наибольшей степени подвержена трансформации под влиянием актуальных условий и тенденций общемирового развития. И без того обладая высокой степенью динамичности в силу свой специфики экономическая сфера быстро реагирует на происходящие изменения независимо от их положительной или негативной направленности. Все это накладывает существенный отпечаток на характер деятельности специалистов экономического профиля и предъявляемые к ним профессиональные требования. Необходимость оперативно адаптироваться к существенным преобразованиям профессиональной среды требует от экономических кадров наличия определенных личностных характеристик и способностей. При этом речь идет даже не о профессиональных компетенциях сугубо экономической принадлежности, а о наборе «универсальных» характеристик, позволяющих сохранять стабильную эффективность деятельности вне зависимости от воздействия внешних обстоятельств. Система профессиональной подготовки экономических кадров должна это учитывать и своевременно корректировать свои приоритеты основываясь на понимании трендов конкурентоспособности специалистов экономического профиля.

Изложение основного материала статьи. Основываясь на высказанных предположениях для определения приоритетов подготовки будущих экономистов необходимо провести анализ актуальных требований, предъявляемых современным рынком труда. Здесь следует сразу отметить, что в своем исследовании мы будем ориентироваться именно на универсальные характеристики, поскольку именно они составляют базис профессиональной успешности рассматриваемой категории специалистов.

Согласно исследованиям С.М. Захаровой, анализирующей требования работодателей к современным специалистам, в качестве наиболее востребованных качеств в настоящее время выступают:

1. Ответственность, которая характеризуется следующими чертами: принятие субъектной позиции по отношению к своему поведению; проявление сознательности и добровольности при исполнении требований и задач ведущей деятельности; осознанное принятие норм и правил, связанных с ведущей деятельностью, понимание и принятие своего долга, ролевых обязанностей; готовность отвечать за результаты и последствия действий/деятельности; соблюдение баланса между личностно значимыми мотивами и мотивами долженствования.

2. Обучаемость, представляющая собой совокупность способностей субъекта, характеризующих его познавательную активность и потенциал в успешном освоении новых знаний и более продвинутых способов осуществления деятельности. Обучаемость как правило предполагает: направленность мыслительной деятельности на обобщение наиболее существенных элементов в изучаемом контенте; осознанность, гибкость и устойчивость мыслительной деятельности; сочетание самостоятельности мышления с обоснованным обращением к сторонней помощи; рациональность и экономичность организации мыслительной деятельности; высокую скорость мыслительной деятельности в сочетании с ее тщательностью; настойчивость и планомерность в регуляции мыслительной деятельности; высокий уровень мотивированности на проявление познавательной активности.

3. Целеустремленность, которую можно рассматривать как степень выраженности желания и готовности к достижению личностно значимых целей. В таком контексте целеустремленность предполагает: сосредоточенность на совершении необходимых действий; концентрацию внимания на тех аспектах деятельности, которые связанны с осуществление желаемого; умение грамотно осуществлять постановку цели как точного и измеримого отражения желаемого результата, достижимого в определенный временной период; прогрессивность целеполагания, ориентацию на личностный, профессиональный, карьерный рост и т.п.; рациональное распределение усилий, необходимых для достижения цели; способность гибко реагировать на изменение внешних и внутренних факторов и своевременно корректировать запланированные действия [1].

По мнению И.Б. Золотарева, современный специалист должен обладать следующим набором качеств:

1. Стратегическое мышление, которое включает в себя: способность под необычным ракурсом оценить профессиональную задачу, сгенерировать новые способы ее решения; способность формировать объективные и системные представления о профессиональной деятельности в долгосрочной перспективе; способность определять долговременные приоритеты и целевые ориентиры профессиональной деятельности; способность оперативно осуществлять анализ сложных ситуаций выявляя наиболее острые проблемные моменты; способность определять оптимальные способы решения проблем,

связанных с осуществлением профессиональной деятельности; способность оценивать имеющие ресурсы и возможности и грамотно их распределять.

2. Творческое мышление, к основным характеристикам которого можно отнести: способность самостоятельно выявлять и формулировать проблему; способность нестандартно мыслить, видеть предмет познания с новой точки зрения, интерпретировать информацию с высокой степенью оригинальности; способность легко переключаться между различными ракурсами осмысления искомой проблемы; отсутствие ригидности воображения; способность свободно переключаться между умственными операциями, оперативно перестраивать используемые схемы мышления, модели и стратегии действий; беглость генерирования новых идей; способность переносить имеющиеся знания и умения в новые условия.

3. Социальное мышление, характеризующееся: способностью анализировать социальный контекст профессиональной ситуации; способностью распознавать и интерпретировать основные маркеры поведения и состояния партнеров по взаимодействию; способность прогнозировать вероятностный ход коммуникативного акта, отбирать стратегии действий ведущих его в желаемом направлении; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения, при необходимости оказывать влияние на действия других субъектов коммуникативного акта; способность анализировать собственное поведение и действия, выносить обоснованные решения по его корректировке.

4. Многозадачность как способность параллельного осуществления нескольких видов деятельности в определенный промежуток времени, с переключением внимания между ними и грамотным распределением когнитивных ресурсов, позволяющим не терять эффективность и минимизировать риск допущения ошибок.

5. Способность принимать обоснованные решения даже в ситуациях наличия внешнего давления (ограничение времени принятия решения, наличие разногласий между вовлеченными в профессиональную ситуацию сторонами, принятие на себя ответственности за последствия принятого решения и т.п.). Здесь необходимо подчеркнуть, что способность найти оптимальный выход из сложной профессиональной ситуации во многом зависит от уровня самоконтроля, степени владения эмоциями, готовности к мобилизации психологических ресурсов личности.

6. Способность быстро реагировать на изменения ситуации, возникновение неожиданных факторов и проблем, сохраняя при этом объективность оценки вновь возникших обстоятельств и рациональность в выборе стратегий реагирования.

7. Коммуникативная компетентность, в состав которой входят: наличие представлений о закономерностях общения, в том числе в контексте профессиональной деятельности; понимание коммуникативной ситуации, способность придать ей управляемость и большую степень организованности; умение прогнозировать ход развития коммуникативной ситуации; способность установить психологический контакт, сконцентрировать на партнере/партнерах по взаимодействию; способность грамотно выстроить речевое поведение и т.п.

8. Стрессоустойчивость как способность специалиста без существенных негативных последствий переносить выходящие за рамки привычных интеллектуальные, эмоциональные и волевые нагрузки, связанные с осуществлением профессиональной деятельности. При этом важно иметь ввиду, что, говоря о негативных последствиях мы имеем в виду не только сохранение эффективности трудовой деятельности, но и сохранение психологического здоровья и эмоционального благополучия самого субъекта. Стрессоустойчивость в рассматриваемом контексте определяется степенью трудовой мотивации, выраженностью установки на достижение профессиональной успешности, высоким адаптационным потенциалом, внутренним локусом контроля, объективной оценкой себя как субъекта профессиональной деятельности [2].

A.B. Сапронова анализируя конкурентоспособного специалиста на первое место выдвигает такие личностные характеристики, как:

1. Умение работать в команде, предполагающее наличие у субъекта ярко выраженной ориентации на активное участие в командной деятельности, стремление приложить максимум усилий в рамках отведенной/принятой командной роли, использование стратегий поведения и взаимодействия, которые обеспечивают конструктивность, рациональность и эффективность командной работы. При этом должно присутствовать четкое понимание командного взаимодействия через сотрудничество, развитие командных отношений, достижение сплоченности, предоставление возможности каждому члену команды проявить инициативу, активность и творчество в решении совместных задач.

2. Адекватность самооценки. Отсутствие завышенной или заниженной самооценки, объективность оценки своего потенциала как субъекта конкретной деятельности крайне важно для эффективной профессиональной самореализации и профессионального саморазвития. Понимание границ своих возможностей, осознание имеющихся преимуществ помогает с большей вероятностью достичь успешности в ведущей деятельности, избежать психоэмоциональных перегрузок, свести к минимуму риск профессиональной деформации.

3. Проектное мышление, которое можно рассматривать как способность субъекта профессиональной деятельности оперативно и четко выявлять ключевую проблему и определять наиболее оптимальные способы ее решения с учетом имеющихся ресурсов. Проектное мышление предполагает использование определенного алгоритма действий с разделением решаемого вопроса на отдельные задачи, нахождение взаимосвязей и противоречий между этими задачами, поиск ключевых элементов, составляющих «корень» проблемы, моделирование путей решения проблемы, разработку и внедрение проекта.

4. Инновационное мышление, базирующееся на следующих личностных характеристиках: ориентация на получение результата, имеющего практическое назначение; стремление улучшить или полностью изменить объект, подвергающихся осмыслению; выраженность инновационного сознания (предпочтение инновационных способов осуществления деятельности, устойчивость мотивированности на внесение прогрессивных изменений в деятельность и т.п.); использование широкого спектра мыслительных действий/операций; переживание положительных эмоций в отношении генерации новой идей, создания нового продукта; готовность к риску; способность абстрагироваться от стереотипов, штампов, мыслительных клише [3].

Рассмотренные модели современного специалиста дают нам основания для выделения приоритетов, на которые должна ориентироваться система профессиональной подготовки экономических кадров:

1. Развитие когнитивных способностей обучающихся, отвечающих за: проявление познавательной активности; успешное освоение трендового профессионального контента; уверенную ориентацию в профессиональной среде в общем и конкретной профессиональной ситуации в частности; повышения вероятности нахождения наиболее оптимального способа решения профессиональной задачи; генерирование и продвижение оригинальных и прогрессивных идей (предложений); одновременное осуществление нескольких видов деятельности при конструктивном распределении когнитивных ресурсов; выстраивание долговременных стратегий профессионального и карьерного пути. К этой группе способностей мы относим обучаемость, многозадачность, креативность, а тоже наличие ориентации на соответствующие стили/типы мышления (стратегическое, проектное, инновационное).

2. Развитие коммуникативных способностей обучающихся, позволяющих: анализировать социальный контекст профессиональной деятельности/профессиональной ситуации; выстраивать эффективные и адекватные ситуации стратегии

поведения, реагирования на различные аспекты коммуникативного акта; устанавливать и поддерживать прочные профессиональные связи, интегрироваться в профессиональное сообщество; повысить предсказуемость, управляемость и результативность коммуникативного процесса; поддерживать успешность командного взаимодействия, проявлять готовность к принятию требуемой командной роли. В данную группу способностей мы включаем социальный интеллект, коммуникативную компетентность, умение работать в команде (способность к командообразованию).

3. Развитие организаторских качеств и способностей обучающихся, обеспечивающих: строгое следование регламентам профессионального поведения/деятельности; своевременное и качественное исполнение принятых обязательств; принятие ответственности за результаты и последствия предпринимаемых действий; сосредоточенность на достижении поставленных целей при рациональном планировании, предпринимаемых доя этого, мер; грамотное целеполагание в отношении всех аспектов профессиональной деятельности; гибкость и вариативность профессионального поведения. Рассматриваемая группа способностей достаточно обширна, и в качестве основных здесь можно выделить: ответственность, целеустремленность, организационную проницательность, энергичность, уверенность в себе, готовность идти на оправданный риск.

4. Развитие эмоционально-волевых характеристик обучающихся, призванных обеспечить: минимизацию факторов внешнего давления при принятии решений; оперативное и рациональное реагирование на непредвиденные и/или сложные обстоятельства; высокую вероятность успешности перенесения высоких нагрузок различного характера, связанных с осуществлением профессиональной деятельности; снижение риска возникновения негативных психических состояний и профессиональной деформации; эффективность преодоления стрессовых ситуаций; сохранение энергетических ресурсов, благоприятного эмоционального настроя, рационального отношения к реальным или потенциально возможным трудностям. Здесь речь идет прежде всего о стрессоустойчивости, внутреннем локусе контроля поведения/деятельности, выдержке, решительности и настойчивости.

5. Формирование мотивационных установок, отвечающих за: устойчивую ориентацию на достижение профессиональной успешности, самореализацию в профессиональной деятельности; осознанное принятие профессиональных ценностей, нахождение личностно значимого смысла в тех или иных аспектах профессиональной деятельности; соблюдение баланса между личностно значимыми мотивами и мотивами долженствования; стремление самостоятельно приумножать свой профессиональный потенциал, уделять внимание личностному самосовершенствованию для поддержания востребованности в избранной профессиональной сфере.

Выводы. Указанные приоритеты находятся в тесной взаимосвязи. Они дополняют, друг друга позволяя готовить высокоэффективного специалиста, не теряющего свою конкурентоспособность вне зависимости от изменений, происходящих в экономической сфере. Безусловно отдельные элементы рассмотренных интегрированных способностей могут приобретать большую актуальность в условиях определенного контекста, но это не противоречит тому факту, что именно комплекс определенных личностных и профессиональных характеристик позволит специалисту экономического профиля максимально быстро приспособиться к практически любым трансформациям профессиональной среды. Поэтому оптимальным вариантом поддержания качества подготовки экономических кадров является на наш взгляд, составление модели (профессиограммы) экономиста, представленной базовой и вариативной частью, где вариативная часть может оперативно корректироваться в соответствии с изменениями профессиональных требований и запросов работодателей.

Литература:

1. Захарова, С.М. Основные требования работодателя к качеству современных специалистов / С.М. Захарова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2013. - №4 (24). - C. 18.

2. Золотарев, В.Б. Требование работодателей - основной ориентир для формирования профессионально компетентного специалиста / В.Б. Золотарева // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. -2015. - №3. - С. 90-98

3. Сапронова, A.B. Структура конкурентоспособной личности специалиста в современных социокультурных условиях / A.B. Сапронова // Источник Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2012. - № 7 (21): в 3-х ч. - Ч. III. - С. 172-175

Педагогика

УДК 376

доктор педагогических наук, профессор Толстенева Александра Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Назарова Анна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Назарова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДИАЛОГ КУЛЬТУР: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТРЕХ СТРАНАХ - РОССИИ, США, КИТАЕ

Аннотация. Исследования инклюзивного образования в различных странах являются важным инструментом для продвижения и совершенствования инклюзивного образования как глобального движения, а также для улучшения образовательных возможностей и результатов для всех учащихся вне зависимости от их особых образовательных потребностей. Россия, США, Китай - каждая из этих стран имеет свои особенности в организации инклюзивного образования, что позволяет более глубоко понимать сложности и преимущества каждой из систем и находить пути для улучшения инклюзивного образования. Инклюзивное образование является важным элементом развития общества и одним из главных инструментов обеспечения прав граждан на образование. Для студентов с ограниченными возможностями преобладающая образовательная стратегия реализации инклюзивного образования заключается в том, чтобы включать их в обычные классы/учебные группы, для реализации подхода, предназначенного для устранения социальных барьеров. Инклюзивное образование призвано уважать разнообразие обучающихся, а также приспосабливаться к их образовательным нуждам и потребностям. Результаты анализа данной статьи позволяют понять, как разные аспекты общества оказывают влияние на успех и становления инклюзии в стране, а также они подсказывают какие элементы можно перенять из опыта Китая и США для плодотворного развития инклюзивного образования в России.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, Россия, США, Китай, система образования, инвалиды, лица с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.