Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

РЕФЛЕКСИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская активность / специалист-исследователь / социально-экономическая сфера / рефлексивно-исследовательская позиция. / research activity / a specialist researcher / socio-economic sphere / reflexiveresearch position.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Просолупова Н. А.

В статье обоснована необходимость исследовательской подготовки будущего экономиста в учебном процессе вуза. Доказано, что для эффективного выполнения научно-исследовательской и профессионально-исследовательской деятельности студенту необходимо иметь устойчивую рефлексивно-исследовательскую позицию. Автор раскрывает условия формирования рефлексивно-исследовательской позиции в процессе обучения математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Просолупова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVE-RESEARCH POSITION OF A STUDENT OF THE FACULTY OF ECONOMICS: FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT CONDITIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article substantiates the necessity for research training of a future economist in the educational process of the university. It is proved that a student must have a stable reflexiveresearch position for the effective implementation of research and professional-research activities. The author reveals the conditions for the formation of a reflexive-research position in the process of teaching mathematics.

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 378

РЕФЛЕКСИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

© 2021 Н. А. Просолупова

канд. пед. наук,

доцент кафедры математического анализа и прикладной математики

e-mail: natpros77@mail. ru

Курский государственный университет

В статье обоснована необходимость исследовательской подготовки будущего экономиста в учебном процессе вуза. Доказано, что для эффективного выполнения научно-исследовательской и профессионально-исследовательской деятельности студенту необходимо иметь устойчивую рефлексивно-исследовательскую позицию. Автор раскрывает условия формирования рефлексивно-исследовательской позиции в процессе обучения математике.

Ключевые слова: исследовательская активность, специалист-исследователь, социально-экономическая сфера, рефлексивно-исследовательская позиция.

REFLEXIVE-RESEARCH POSITION OF A STUDENT OF THE FACULTY OF ECONOMICS: FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT CONDITIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

© 2021 N. A. Prosolupova

Candidate of Pedagogic sciences, Associate Professor, the Department of Mathematical Analysis and Applied Mathematics e-mail: natpros77@mail. ru

Kursk State University

The article substantiates the necessity for research training of a future economist in the educational process of the university. It is proved that a student must have a stable reflexive-research position for the effective implementation of research and professional-research activities. The author reveals the conditions for the formation of a reflexive-research position in the process of teaching mathematics.

Keywords: research activity, a specialist researcher, socio-economic sphere, reflexive-research position.

Современные тенденции мировой и российской экономики характеризуются нестабильностью, что вызывает необходимость подготовки специалистов экономического профиля, способных изучать и прогнозировать течение социально-экономических явлений, оценивать риски решений, принимаемых в условиях неопределённости, моделировать экономическую ситуацию и самостоятельно осваивать новые профессиональные задачи. Переход к образовательным стандартам на основе компетентностного подхода обусловил смену парадигмы современной системы высшего образования. Новым ориентиром становится человек, способный

быстро адаптироваться к часто изменяющимся условиям труда, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, самостоятельно осваивать новые профессиональные задачи, выдвигать оригинальные идеи, работать в сотрудничестве с коллективом, критически мыслить, принимать самостоятельные решения. Этот социальный заказ влечёт за собой необходимость формирования гибкой системы непрерывного образования, а также необходимость обеспечения человека доступом к теоретической информации и образовательным ресурсам. Основной задачей университетского образования экономиста становится подготовка специалиста, способного к самостоятельному приобретению новых знаний, к творческому поиску, к реализации профессионально-исследовательских проектов в социально-экономической сфере.

В государственном образовательном стандарте ФГОС 3+ по направлению 38.03.01 Экономика выделены основные задачи видов реализуемой выпускником профессиональной деятельности (в том числе научно-исследовательской), а также дифференцированы профессиональные компетенции по перечисленным видам деятельности. В новом образовательном стандарте ФГОС 3++ по направлению 38.03.01 Экономика перечислены лишь типы профессиональной деятельности будущего экономиста (аналитический, научно-исследовательский, организационно-управленческий, педагогический, финансовый, расчётно-экономический), но перечень задач профессиональной деятельности отсутствует. Стандарты ФГОС 3++ не содержат профессиональных компетенций, что предполагает ориентацию на профессиональные стандарты, на потребности потенциальных работодателей и непрерывный мониторинг состояния рынка труда в регионе. Научно-исследовательская работа входит лишь в блок «Практика», однако основы рефлексивного компонента готовности к исследовательской деятельности заложены в форме универсальной компетенции УК1 (способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач). Это говорит о том, что фундамент исследовательской подготовки будущих экономистов закладывается в учебном процессе, направленном на становление и развитие важных для исследователя качеств, на формирование рефлексивно-исследовательской позиции личности. Таким образом, подготовка будущих экономистов к исследовательской деятельности становится важнейшей задачей не только в рамках реализации образовательного стандарта, но и в силу возрастающей потребности общества получать актуальное знание о закономерностях социально-экономических явлений. Вопросы формирования исследовательских умений студентов актуальны в последнее десятилетие, о чём говорит большой объём научных публикаций российских учёных по данной проблеме, но в большинстве своём внимание уделяется работе с разного вида исследовательскими проектами. Мы считаем необходимым уделить внимание организации учебного процесса на начальном этапе обучения в вузе (1-2 курсы) [Портал...].

Исследовательская деятельность, исследовательская активность и рефлексивно-исследовательская позиция личности

Каким образом необходимо построить учебный процесс, чтобы с первых дней началось становление экономиста-исследователя? На примере обучения дисциплине «Высшая математика» выявим основные закономерности и сложности этого процесса. Социально-экономические явления характеризуются динамичностью,

нестабильностью, нелинейностью и стохастичностью, поэтому остаётся объективной необходимостью целенаправленное обучение математическим дисциплинам как инструменту исследования, моделирования и прогнозирования процессов социума.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуальной деятельности, возникающий в результате функционирования механизма поисковой активности и проявления исследовательского поведения личности [Савенков: 5].

В основе исследовательской деятельности человека лежит потребность в новом знании, в новых результатах деятельности. Отсюда следует, что обязательной составляющей исследовательской деятельности является поисковая активность личности, которая будет наиболее продуктивной в том случае, если предмет исследования прямо или опосредованно связан с будущей профессией.

Под профессионально направленной исследовательской активностью студента экономического факультета мы понимаем творческое отношение к профессиональной ситуации, к социально-экономическим явлениям, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию социально-экономической реальности путём практического взаимодействия с ней. Это творческое отношение проявляется в способности видеть противоречия в социально-экономической ситуации, самостоятельно ставить исследовательские цели, выбирать способы и средства их достижения. Поддержку активности обучаемые могут принимать и воспринимать по-разному: одних это приведёт к перенапряжению интеллектуальных сил с возможным последующим отторжением, а у других - усилит эмоционально-мотивационную составляющую активности. При этом специалиста-исследователя всегда отличает особое сознание, собственный взгляд как эксперта через призму полученных знаний и личностного опыта, особая жизненная позиция.

Личность как субъекта характеризует потребность в собственном развитии, направленность на развивающие, более продуктивные сферы жизни [Абульханова-Славская 1991: 26]. Быть субъектом собственной жизни - значит занимать активную, сознательную позицию по отношению к ней. Субъект собственного действия может самостоятельно анализировать способы решения поставленной перед ним задачи и выбирать оптимальный.

Позиция характеризует место человека в социуме, определяет установки, мотивы, ценности, способы построения отношений с окружающим миром, а также уровень личностной зрелости. В современном мире позиция определяет роль человека в своей трудовой деятельности, определяет, «является ли личность автором своей жизни» или плывёт по течению, реализуя навязанные извне ценности и цели [Мацкайлова 2006]. Внутренняя позиция личности есть выработанная способность искать противоречия в окружающей действительности, осознанно и конструктивно реагировать на проблемную ситуацию, выстраивать исследовательское отношение к миру, к социуму, к себе.

В.И. Слободчиков определяет субъектную позицию личности как устойчивую систему отношений его к миру, другим людям и к самому себе. Автор подчёркивает, что такая позиция позволяет человеку свободно и сознательно строить свой жизненный путь, совершая каждый важный выбор на основе сформированных ценностей.

Автором выделены следующие этапы развития субъектности личности:

- субъект действия;

- субъект собственного действия;

- субъект деятельности;

- субъект собственной деятельности.

Субъект действия в учебном процессе реализует поставленные педагогом конкретные цели, причём способ действия заранее известен. Такая работа обычно направлена на отработку навыков решения конкретной задачи изученным способом. Поскольку в математике такая работа может быть алгоритмизирована, то контроль осуществляется на всех промежуточных этапах, оценка результата производится преподавателем.

Субъект собственного действия также реализует цели, поставленные «извне», но на данном этапе он может решить задание несколькими способами. Степень

самостоятельности на этом этапе возрастает, поскольку обучаемый может сам выбирать способ решения задачи, а также самостоятельно оценивать свои результаты.

Субъект деятельности по-прежнему реализует цели, поставленные не им, но степень свободы в процессе работы значительно возрастает. Он самостоятельно выполняет поиск путей решения задачи, определяет этапы и стратегию решения, осуществляет проверку, делает выводы. При рефлексивном анализе результатов своей деятельности обучаемый может оценить значение решения задачи в профессиональном становлении.

Субъект собственной деятельности может сам поставить цель, спланировать шаги в её реализации, выбрать наиболее оптимальный способ решения проблемы, осуществить поэтапный и итоговый контроль. Это высший уровень развития субъектности, на котором личность способна самостоятельно осуществить все этапы деятельности, провести рефлексию личного вклада в результат и смыслов, ради которых выполнялась деятельность. Для обучаемых с высоким уровнем креативности возможен выход на новую исследовательскую задачу на основе интерпретации полученных выводов [Слободчиков 2009].

Таким образом, исследовательская позиция личности отражает её субъектность, активность в выборе средств изучения социально-экономической сферы.

Исследовательская позиция - та позиция, исходя из которой личность испытывает потребность изучения проблемы на основе выявленных противоречий, а также потребность самостоятельно пройти все этапы исследования (выявление противоречия, постановка проблемы, определение методов и стратегии исследования, проведение эксперимента, анализ, интерпретация, рефлексия), осознавая личностный вклад в получаемые результаты. Отсюда следует, что исследовательская позиция личности подразумевает рефлексию на всех её этапах: к контексту поставленной исследовательской задачи, к планированию исследования (перспективная рефлексия), на всех этапах её осуществления (ситуативная рефлексия), по завершении деятельности (ретроспективная рефлексия), а также к себе как к субъекту деятельности (личностная рефлексия) [Обухов 2015: 63].

Под рефлексией мы понимаем процесс самопознания личностью внутренних психических актов и состояний. Рефлексия выступает механизмом, благодаря которому личность развивает навыки самоорганизации и самоконтроля, а значит, при определённых условиях становится субъектом траектории профессионально-исследовательского самосовершенствования. Рефлексия - это действие, направленное на выяснение оснований личностью индивидуального способа осуществления активности. С.В. Шмачилиной сформулировано понятие исследовательской рефлексии, которую она определяет как принцип мышления, раскрывающий как предметное осмысление самого знания, так и критический анализ собственных форм и предпосылок работы с информацией [Шмачилина 2006]. Исследовательская рефлексия выступает основой творческой самостоятельной деятельности. Рефлексия помогает обучаемому сформулировать результаты своей деятельности, проанализировать ход решения задачи, скорректировать или переопределить цели дальнейшей деятельности. Для будущего экономиста владение рефлексивными умениями важно для перестройки сложившихся стереотипов мышления, способности проводить критический анализ прошлого опыта и на основе этого анализа разрабатывать новую стратегию деятельности.

Рефлексия играет важную роль не только в развитии личности, но и в формировании учебного коллектива как профессионального сообщества. Можно выделить следующие ценные аспекты рефлексии:

- способствует целостному представлению о содержании, формах, способах исследовательской деятельности;

- позволяет критически отнестись к самому себе и к своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем;

- позволяет увидеть исследуемый объект с разных сторон, подойти к нему не только со своей точки зрения, но и понять позицию другого человека;

- способствует становлению человека субъектом собственной активности.

Сформированные рефлексивные умения позволяют самостоятельно

формулировать цели, видеть способы их достижения, представлять результат работы, корректировать свой образовательный путь, что является неотъемлемым компонентом исследовательской позиции. В учебном процессе рефлексивная позиция проявляется в готовности личности обогащать свой опыт новыми знаниями, способами решения задач и переносить свой опыт в новую учебно-профессиональную ситуацию [Багдай 2006; Кулюткин 1985].

Среди рефлексивных умений личности, способной осуществлять исследовательскую деятельность в социально-экономической сфере, можно выделить рефлексию двух типов: направленную на осознание собственных мыслительных процессов и научную рефлексию, позволяющую привести полученную информацию в систему [Белых 2008].

Можно выделить четыре значимых для экономиста аспекта рефлексии:

- личностный (состоит в умении выполнять анализ своих действий, собственных ошибок и развития личностных качеств);

- коммуникативный (состоит в способности понять ход рассуждений другого человека, анализ чужой мыслительной стратегии применительно к собственной деятельности);

- интеллектуальный (включает в себя осмысление собственных умственных действий, оценку собственной позиции, имеющегося опыта, прогноз результатов следующего шага или всей работы в целом);

- кооперативный (проявляется в самоопределении в профессионально-исследовательской ситуации, в умении работать в условиях «коллективной мыследеятельности», принимать ответственность за исследовательские действия группы) [Ушева 2009].

Процесс обучения математическим дисциплинам имеет большой потенциал в развитии у студента-гуманитария рефлексивных умений, а именно саморегуляции, самоконтроля, самооценки, критичности и гибкости мышления. Следовательно, считаем возможным целенаправленное формирование рефлексивно-исследовательской позиции будущего экономиста на первом курсе в процессе изучения высшей математики.

Особенности становления рефлексивно-исследовательской позиции

С переходом высшей школы на ФГОС сократилось количество часов по дисциплине «Высшая математика» в пользу самостоятельной работы студентов. При этом предполагается, что выпускники общеобразовательных школ имеют достаточную подготовку для освоения математических дисциплин в вузе. Однако многолетняя практика преподавания дисциплины «Высшая математика» на экономическом факультете классического университета позволяет констатировать некоторые трудности, которые препятствуют эффективности самостоятельной работы студентов. Возможно, это связано с тем, что изучение высшей математики происходит на первом курсе - в период адаптации вчерашних абитуриентов к новой образовательной среде.

Учебная деятельность в современной высшей школе имеет ряд особенностей, к которым абитуриент в силу разных причин оказывается не готов. К этим особенностям можно отнести:

1) свободу (а следовательно, необходимость) осознанного выбора образовательного маршрута и индивидуальной траектории профессионального становления;

2) взаимодействие «преподаватель - студент», а также взаимодействие «студент - студент», нацеленное на умение работать в коллективе, в режиме сотрудничества членов учебно-профессионального сообщества;

3) рефлексию образовательных целей и собственной деятельности (в том числе и научно-исследовательской);

4) становление индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности, основанного на оценке своих качеств и возможностей, осознании ценностей и установок на саморазвитие;

5) необходимость творческого осмысления получаемых знаний, их применения в профессиональной деятельности, в реализации междисциплинарных проектов [Борытко 2014].

По нашим наблюдениям, школьники стремятся заучить типы математических заданий и к каждому типу - соответствующий метод решения. Нестандартная формулировка, малейшее усложнение задачи на один шаг ставит подавляющее большинство абитуриентов в тупик, и зачастую обучающийся даже не приступает к решению задачи. Такая позиция («Мне не знаком этот тип задач») препятствует мыслительному процессу, нежелание работать с черновиком и использовать «метод проб и ошибок» говорит об отсутствии навыка переноса известных способов действий в незнакомую ситуацию, об отсутствии настойчивости в решении задачи. Привязанность к шаблону говорит об излишней алгоритмизации методов и заучивании типов задач вместе с алгоритмом действий без глубокого анализа условия. Заучивание алгоритма действий, безусловно, дисциплинирует личность студента, но вместе с тем препятствует развитию творческих умений и профессионально важных качеств, таких как гибкость, критичность, самостоятельность.

Значительно препятствует развитию личности будущего экономиста как исследователя свобода доступа информации в интернете, в том числе на различных образовательных сайтах. А.Н. Поддьяковым подчёркнута ключевая особенность самостоятельного исследовательского поведения - оно актуализируется в условиях высокой неопределённости и новизны [Поддьяков 2006]. Исследовательская деятельность предполагает постановку задачи с неизвестным студенту решением, творческий поиск необходимой информации, обдумывание способов решения проблемы, планирование действий. Студент становится на новую ступень интеллектуального развития только после того, как самостоятельно преодолеет учебные затруднения, не игнорируя «мозговой штурм» и черновую работу. Педагог может лишь дать частичную ориентировку в процессе исследовательской деятельности. Но на самом деле часто приходится наблюдать активность в процессе поиска готового решения в интернете. Доступность информации в компьютерных сетях обесценивает её, поэтому не способствует глубокому освоению, кроме того, комфортные условия обучения в виде «интернета под рукой» лишают обучаемых стимулов к развитию, на что указывает А.Г. Пашков [Пашков 2019: 92-93].

Таким образом, эффективность становления и развития будущего специалиста-исследователя во многом зависит от сформированности и устойчивости рефлексивно-исследовательской позиции личности. Среди педагогических условий,

способствующих формированию рефлексивно-исследовательской позиции обучаемых в процессе математического образования, можно выделить следующие.

• Приоритет диалогово-дискуссионных форм учебных занятий

Становление субъектности личности студента, индивидуальной позиции

невозможно без формирования критического мышления. Критичность в своей основе имеет природу диалога, где в одних случаях противопоставляются друг другу две разные точки зрения, а в других - устанавливается истинность суждения в результате внутреннего диалога индивида. Планирование диалога типа «преподаватель - студент» и «студент - студент» должно быть направлено на оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

• Включение в учебный процесс приёмов развития критического мышления

Первым и самым важным шагом к критическому мышлению Д. Халперн

выделяет готовность к планированию. Действительно, человеку, освоившему тему глубоко, достаточно составить тезисный план изложения материала. Но мало студентов при подготовке экзаменационного ответа пишут его краткий план, чаще всего ответ выглядит как хаотичный текст с дословно зафиксированными определениями. При таком воспроизведении материала можно упустить существенные свойства объекта, важные теоретические положения. В связи с этим целесообразны следующие методические приёмы, направленные на развитие критического мышления у обучаемых: систематизация материала в виде графа или таблицы; разбор структуры определения с выделением видовых отличий; маркировка текста по мере его чтения; разбиение информации на смысловые части, составление плана текста [Халперн 2000: 31-32].

• Включение заданий, предоставляющих свободу выбора способа решения; заданий, связанных с формулировкой (интерпретацией) выводов, постановкой вопросов, а также заданий, в которых необходимо выразить собственное мнение

В последние десятилетия выпускники средней школы целенаправленно готовятся к ЕГЭ и нацелены получить единственно возможный ответ. При этом, как правило, не рассматриваются все возможные способы решения задачи, а изучается только один. По понятным причинам даже репетитор знакомит с таким методом, при применении которого риск ошибиться минимален. В математическом образовании будущего гуманитария важно ещё до поступления в университет смещать акценты с результата решения на способы действий, на поиск стратегии решения задачи. Для формирования гибкости рефлексивно-исследовательской позиции стереотипы о том, что «математика - это исключительно работа с числами», «надо посчитать результат», необходимо разрушить посредством введения заданий: сформулировать обратную задачу, оценить рациональность метода, поставить другой вопрос к условию задачи, выразить собственное мнение в случае нескольких возможных ответов. Рассмотрим в качестве примера задачу.

«Эффективность агентства недвижимости в зависимости от числа сотрудников х, зачисленных в штат, описывается формулой у= -3х2+ 45х - 40. При каком количестве сотрудников, зачисленных в штат, эффективной агентства будет наибольшей?» [Лысенко 2016: 78]

Исследуя функцию эффективности на наибольшее значение, обучаемые приходят к выводу, что максимальную эффективность можно наблюдать при х=7,5. Требуется критическая оценка полученного результата, а также удержание внимания на смысловом значении переменных, чтобы прийти к выводу о том, что количество сотрудников может быть лишь натуральным числом. При дальнейшем исследовании функции эффективности выясняется, что при х=7 и при х=8 эффективность будет равной. После этого полезен вопрос: какое число сотрудников, с точки зрения

владельца компании, будет оптимальным? Такая квазипрофессиональная ситуация даёт обучаемому возможность не просто дать правильный ответ, а оценить точку зрения владельца компании.

• Организация самостоятельной работы в аудитории

При переходе на государственные образовательные стандарты третьего поколения стала возрастать роль самостоятельной работы студентов, в то время как руководство преподавателя этой работой стало постепенно сводиться лишь к контролю её по завершении. Эффективной такая работа может быть, если обучающийся проявляет субъектно-рефлексивное отношение к собственной траектории профессионально-личностного развития. И в этом случае от студента зависит продуктивность рабочего времени, отведённого на самостоятельную работу. В период обучения математике на первом курсе, по нашему мнению, наиболее эффективной является самостоятельная работа в аудитории, когда рядом работают другие студенты, когда задание предварительно обсуждается и контроль за выполнением может осуществляться в процессе. Студент первого курса ещё не может оценить уровень сложности задания для самостоятельной работы, а значит, не в состоянии эффективно распределить время. По всем вышеперечисленным причинам считаем, что самостоятельная работа по высшей математике должна проводиться в аудитории, а результаты работы - обсуждаться в организованном рефлексивном диалоге.

Важнейшим условием в исследовательской подготовке экономиста является уход от репродуктивного характера деятельности, постоянное развитие творческих умений, саморегуляции в отношении процесса исследовательской деятельности (не свести деятельность к выполнению задач по алгоритму без глубокого проникновения в содержание, не подменить активность её имитацией).

• Воспитание сознательного отношения к процессу становления собственной рефлексивно-исследовательской позиции, внимание длительному и сложному процессу формирования данного феномена, создание позитивной концепции «Я - исследователь».

Процессы оптимизации и модернизации системы высшего образования нацелены на развитие личности, способной к самообразованию. Можно целенаправленно формировать исследовательские умения студентов, знакомить с различными способами и стратегиями решениями задач, но если у обучаемого не будет сформирована рефлексивно-исследовательская позиция, то он не сможет оценить значимость освоенных методов, проанализировать свой личностный и профессиональный опыт. Важно для будущего специалиста-исследователя понимать различие между знанием о способах действия и реальным действием. Если обучаемый не будет применять освоенные методы, проявлять настойчивость в решении нетривиального задания, то в дальнейшей исследовательской деятельности ему ничего не остаётся, как воспользоваться чужой мыслительной стратегией.

Таким образом, рефлексивно-исследовательская позиция - важный компонент подготовки современного экономиста в системе высшего образования. Успешность его исследовательской деятельности в профессиональной сфере зависит от сформированности и устойчивости рефлексивно-исследовательской позиции.

Библиографический список

Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. -Москва : Мысль. 1991. - 159 с. - Текст : непосредственный.

Багдай, Е. В. Рефлексивная позиция личности как средство решения задач профессионального образования / Е. В. Багдай. - Текст : непосредственный // Вестник

Костромского государственного педагогического университета им. Н.А. Некрасова. -2006. - №3. - С. 52-57.

Белых, С. Л. Управление исследовательской активностью студента : методическое пособие для преподавателей вузов и методистов. - Ижевск: УдГУ, 2008.

- 73 с. Текст : непосредственный.

Борытко, Н. М. Субъектность как гуманитарный ориентир профессионального воспитания студента / Н. М. Борытко, Н. К. Сергеев, О. А. Мацкайлова. - Текст : непосредственный // Вестник ВГУ. Серия «Проблемы высшего образования». - 2014. -№1. - С. 19-24.

Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. - Москва : Просвещение, 1985. - 305 с. - Текст : непосредственный.

Математика. ЕГЭ. Задачи с экономическим содержанием : учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону : Легион, 2016. - 96 с. - Текст : непосредственный.

Мацкайлова, О. А. Субъектная позиция как цель гуманитарного образования / О. А. Мацкайлова. - Текст : непосредственный // Среднее профессиональное образование. - 2006. - №10. - С. 43-48.

Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов.

- Москва : Национальный книжный центр, 2015. - 280 с. -Текст : непосредственный.

Пашков, А. Г. Современные проблемы науки и образования : учебное пособие / А. Г. Пашков. - Курск : Изд-во Курского госуниверситета, 2019. - 129 с. - Текст : непосредственный

Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддъяков. - Москва : Эребус, 2006. - 264 с. - Текст : непосредственный

Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков. - Текст : электронный. - URL: http://ivnja1.narod.ru/NOO documents/statya Savenkov.pdf (дата обращения: 25.02.2021).

Слободчиков, В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования / В. И. Слободчиков. - Екатеринбург : Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 263 с. - Текст : непосредственный

Ушева, Т. Ф. Педагогические условия формирования рефлексивных умений студентов в учебном процессе вуза: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Т. Ф. Ушева. - Новокузнецк, 2009. -24с. - Текст : непосредственный

Халперн, Д. Психология критического мышления: 4-е междунар. изд. / Д. Халперн. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 512 с. - Текст : непосредственный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шмачилина, С. В. Формирование исследовательской культуры социального педагога: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / С. В. Шмачилина. - Тюмень, 2006. - 382 с. - Текст : непосредственный

Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Сайт] URL:

http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/380301 B 3 31082020.pdf (дата обращения 01.02.2021). - Текст : электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.