Научная статья на тему 'ДИАЛОГ КУЛЬТУР: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТРЕХ СТРАНАХ РОССИИ, США, КИТАЕ'

ДИАЛОГ КУЛЬТУР: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТРЕХ СТРАНАХ РОССИИ, США, КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзия / инклюзивное образование / Россия / США / Китай / система образования / инвалиды / лица с ОВЗ / inclusion / inclusive education / Russia / USA / China / education system / disabled people / persons with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстенева Александра Александровна, Назарова Анна Николаевна, Назарова Екатерина Николаевна

Исследования инклюзивного образования в различных странах являются важным инструментом для продвижения и совершенствования инклюзивного образования как глобального движения, а также для улучшения образовательных возможностей и результатов для всех учащихся вне зависимости от их особых образовательных потребностей. Россия, США, Китай каждая из этих стран имеет свои особенности в организации инклюзивного образования, что позволяет более глубоко понимать сложности и преимущества каждой из систем и находить пути для улучшения инклюзивного образования. Инклюзивное образование является важным элементом развития общества и одним из главных инструментов обеспечения прав граждан на образование. Для студентов с ограниченными возможностями преобладающая образовательная стратегия реализации инклюзивного образования заключается в том, чтобы включать их в обычные классы/учебные группы, для реализации подхода, предназначенного для устранения социальных барьеров. Инклюзивное образование призвано уважать разнообразие обучающихся, а также приспосабливаться к их образовательным нуждам и потребностям. Результаты анализа данной статьи позволяют понять, как разные аспекты общества оказывают влияние на успех и становления инклюзии в стране, а также они подсказывают какие элементы можно перенять из опыта Китая и США для плодотворного развития инклюзивного образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстенева Александра Александровна, Назарова Анна Николаевна, Назарова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive education research in various countries is an important tool for promoting and improving inclusive education as a global movement, as well as for improving educational opportunities and outcomes for all students, regardless of their special educational needs. Russia, the USA, China each of these countries has its own peculiarities in the organization of inclusive education, which allows a deeper understanding of the complexities and advantages of each of the systems and finding ways to improve inclusive education. Inclusive education is an important element of the development of society and one of the main tools for ensuring the rights of citizens to education. For students with disabilities, the prevailing educational strategy for implementing inclusive education is to include them in regular classes/study groups, in order to implement an approach designed to eliminate social barriers. Inclusive education is designed to respect the diversity of students, as well as adapt to their educational needs and needs. The results of the analysis of this article allow us to understand how different aspects of society influence the success and formation of inclusion in the country, and they also suggest which elements can be adopted from the experience of China and the United States for the fruitful development of inclusive education in Russia.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГ КУЛЬТУР: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТРЕХ СТРАНАХ РОССИИ, США, КИТАЕ»

поведения, реагирования на различные аспекты коммуникативного акта; устанавливать и поддерживать прочные профессиональные связи, интегрироваться в профессиональное сообщество; повысить предсказуемость, управляемость и результативность коммуникативного процесса; поддерживать успешность командного взаимодействия, проявлять готовность к принятию требуемой командной роли. В данную группу способностей мы включаем социальный интеллект, коммуникативную компетентность, умение работать в команде (способность к командообразованию).

3. Развитие организаторских качеств и способностей обучающихся, обеспечивающих: строгое следование регламентам профессионального поведения/деятельности; своевременное и качественное исполнение принятых обязательств; принятие ответственности за результаты и последствия предпринимаемых действий; сосредоточенность на достижении поставленных целей при рациональном планировании, предпринимаемых доя этого, мер; грамотное целеполагание в отношении всех аспектов профессиональной деятельности; гибкость и вариативность профессионального поведения. Рассматриваемая группа способностей достаточно обширна, и в качестве основных здесь можно выделить: ответственность, целеустремленность, организационную проницательность, энергичность, уверенность в себе, готовность идти на оправданный риск.

4. Развитие эмоционально-волевых характеристик обучающихся, призванных обеспечить: минимизацию факторов внешнего давления при принятии решений; оперативное и рациональное реагирование на непредвиденные и/или сложные обстоятельства; высокую вероятность успешности перенесения высоких нагрузок различного характера, связанных с осуществлением профессиональной деятельности; снижение риска возникновения негативных психических состояний и профессиональной деформации; эффективность преодоления стрессовых ситуаций; сохранение энергетических ресурсов, благоприятного эмоционального настроя, рационального отношения к реальным или потенциально возможным трудностям. Здесь речь идет прежде всего о стрессоустойчивости, внутреннем локусе контроля поведения/деятельности, выдержке, решительности и настойчивости.

5. Формирование мотивационных установок, отвечающих за: устойчивую ориентацию на достижение профессиональной успешности, самореализацию в профессиональной деятельности; осознанное принятие профессиональных ценностей, нахождение личностно значимого смысла в тех или иных аспектах профессиональной деятельности; соблюдение баланса между личностно значимыми мотивами и мотивами долженствования; стремление самостоятельно приумножать свой профессиональный потенциал, уделять внимание личностному самосовершенствованию для поддержания востребованности в избранной профессиональной сфере.

Выводы. Указанные приоритеты находятся в тесной взаимосвязи. Они дополняют, друг друга позволяя готовить высокоэффективного специалиста, не теряющего свою конкурентоспособность вне зависимости от изменений, происходящих в экономической сфере. Безусловно отдельные элементы рассмотренных интегрированных способностей могут приобретать большую актуальность в условиях определенного контекста, но это не противоречит тому факту, что именно комплекс определенных личностных и профессиональных характеристик позволит специалисту экономического профиля максимально быстро приспособиться к практически любым трансформациям профессиональной среды. Поэтому оптимальным вариантом поддержания качества подготовки экономических кадров является на наш взгляд, составление модели (профессиограммы) экономиста, представленной базовой и вариативной частью, где вариативная часть может оперативно корректироваться в соответствии с изменениями профессиональных требований и запросов работодателей.

Литература:

1. Захарова, С.М. Основные требования работодателя к качеству современных специалистов / С.М. Захарова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2013. - №4 (24). - C. 18.

2. Золотарев, В.Б. Требование работодателей - основной ориентир для формирования профессионально компетентного специалиста / В.Б. Золотарева // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. -2015. - №3. - С. 90-98

3. Сапронова, A.B. Структура конкурентоспособной личности специалиста в современных социокультурных условиях / A.B. Сапронова // Источник Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2012. - № 7 (21): в 3-х ч. - Ч. III. - С. 172-175

Педагогика

УДК 376

доктор педагогических наук, профессор Толстенева Александра Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Назарова Анна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Назарова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДИАЛОГ КУЛЬТУР: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТРЕХ СТРАНАХ - РОССИИ, США, КИТАЕ

Аннотация. Исследования инклюзивного образования в различных странах являются важным инструментом для продвижения и совершенствования инклюзивного образования как глобального движения, а также для улучшения образовательных возможностей и результатов для всех учащихся вне зависимости от их особых образовательных потребностей. Россия, США, Китай - каждая из этих стран имеет свои особенности в организации инклюзивного образования, что позволяет более глубоко понимать сложности и преимущества каждой из систем и находить пути для улучшения инклюзивного образования. Инклюзивное образование является важным элементом развития общества и одним из главных инструментов обеспечения прав граждан на образование. Для студентов с ограниченными возможностями преобладающая образовательная стратегия реализации инклюзивного образования заключается в том, чтобы включать их в обычные классы/учебные группы, для реализации подхода, предназначенного для устранения социальных барьеров. Инклюзивное образование призвано уважать разнообразие обучающихся, а также приспосабливаться к их образовательным нуждам и потребностям. Результаты анализа данной статьи позволяют понять, как разные аспекты общества оказывают влияние на успех и становления инклюзии в стране, а также они подсказывают какие элементы можно перенять из опыта Китая и США для плодотворного развития инклюзивного образования в России.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, Россия, США, Китай, система образования, инвалиды, лица с ОВЗ.

Annotation. Inclusive education research in various countries is an important tool for promoting and improving inclusive education as a global movement, as well as for improving educational opportunities and outcomes for all students, regardless of their special educational needs. Russia, the USA, China - each of these countries has its own peculiarities in the organization of inclusive education, which allows a deeper understanding of the complexities and advantages of each of the systems and finding ways to improve inclusive education. Inclusive education is an important element of the development of society and one of the main tools for ensuring the rights of citizens to education. For students with disabilities, the prevailing educational strategy for implementing inclusive education is to include them in regular classes/study groups, in order to implement an approach designed to eliminate social barriers. Inclusive education is designed to respect the diversity of students, as well as adapt to their educational needs and needs. The results of the analysis of this article allow us to understand how different aspects of society influence the success and formation of inclusion in the country, and they also suggest which elements can be adopted from the experience of China and the United States for the fruitful development of inclusive education in Russia.

Key words: inclusion, inclusive education, Russia, USA, China, education system, disabled people, persons with disabilities.

Введение. Сравнение особенностей инклюзивного образования в России, США и Китае может помочь в выявлении лучших практик и эффективных методов, которые могут быть применены и в других странах. Кроме того, такое сравнение может также способствовать повышению качества образования в каждой из стран и улучшению условий доступа к образованию для всех детей без исключения. Также, изучение особенностей инклюзивного образования в России, США и Китае может помочь в понимании того, как различные составляющие общества влияют на успешность и эффективность инклюзивного образования [2].

В России сущность понятия «инклюзивное образование» содержится в 2 статье ФЗ «Об образовании» и гласит: «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Наталья Германовна Сигал, доцент Казанского федерального университета, предлагает понимать инклюзивное образование как многомерный педагогический феномен, призванный обеспечить продуктивную инклюзию и участие каждого ребенка в системе общего образования, способствуя дальнейшей полноценной социализации этих детей, фундаментальной основой которого является признание уникальности, ценности и разнообразия всех детей и исключение любых форм их дискриминации. Авторы данной статьи полагают, что данное определение не является полностью исчерпывающим, поскольку оно относится в основном к педагогическому персоналу, не обращая внимания на родителей, сверстников, обучающихся в одном и том же учебном заведении, и на общественность в целом [6].

По мнению Екатерины Владимировны Шенгальц, ассистента кафедры истории, философии и социальных коммуникаций Омского государственного технического университета, инклюзивное образование представляет собой такой метод организации учебного процесса, где участниками этого процесса являются все люди, вне зависимости с их физиологических, психологических, умственных, этнических, народных, языковых а также иных отличительных особенностей, включающие в себя единую концепцию воспитания и обучения, осуществляющуюся в одном учебном заведении, учитывающие все особые образовательные потребности и оказывающие своевременную поддержку в возникающих конфликтных и иных ситуациях» [7].

Томас Хехир (Thomas Hehir), исследователь из США, в своей книге "Eliminating Ableism in Education" подчеркивает важность принятия такой педагогической парадигмы, как инклюзивное образование, которая интегрирует различных учащихся в один класс, где каждый имеет возможность научиться и расти в соответствии с собственными потребностями.

Китайские исследователи придерживаются общепринятых международных определений инклюзивного образования, но также учитывают особенности своей страны. Так, общепринятой трактовкой понятия «инклюзивное образование» во многих исследованиях опирается на определение, которое дано ЮНЕСКО в 2005 году: «процесс обращения к разнообразным потребностям всех обучающихся и реагирования на них путем расширения участия в обучении, культуре и сообществах, а также сокращения исключения в рамках образования и из него. Инклюзивное образование включает изменения и модификации в содержании, подходах, структурах и стратегиях, с общим видением, которое охватывает всех детей соответствующего возрастного диапазона, и убеждением, что обязанностью обычной системы является равное всех детей» [10].

Проблема изучения инклюзивного образования и опыта реализации данного вида образования в России, США и Китае имеет большую актуальность и может способствовать улучшению качества образования и повышению условий доступа к образованию для всех детей в этих странах и за их пределами. Методология настоящего исследования заключается в анализе, а также синтезе отечественной и зарубежной литературы согласно исследуемой проблеме, а кроме того применяется SWOT-анализ, который в свою очередь имеет преимущества для его применения: помогает раскрыть слабые и сильные стороны исследуемого объекта; определяет связь среди сильных и слабых сторон исследуемого объекта с гранями его работы вместе с учетом рисков и возможностей дальнейшего развития; представляет собой несложный процесс выполнения, при этом имеет эффективность в разных секторах работы; дает возможность получить скорую картину исследуемого объекта, а также необходимые данные в нынешних условиях [4].

Изложение основного материала статьи. В Соединенных Штатах Америки с 1975 годы функционирует закон о персональном (индивидуальном) образовании (воспитании и обучении) ребенка с особенными потребностями (IDEA), гарантирующий полностью бесплатное обучение детей с различными особенностями здоровья (в том числе, инвалидностью и ОВЗ) в возрасте от 3 лет до 21 года. Кроме того, данный закон на территории США дает родителям полноправное участие (содействие) в процессе всего обучения, а также установление персональных целей обучения. В Соединенных Штатах Америки принцип инклюзивного образования содержит в себе интеграцию ребенка с особыми образовательными потребностями в институт образования, при присутствии обстоятельств поддержки надлежащей инфраструктуры, а также персонала (государственных структур, администрации учебного заведения, других педагогов учебного заведения, конституции отдельного штата) [9].

В Российской Федерации процедура внедрения инклюзии возникла не так давно, в сравнении с мировым сообществом, и, кроме этого, не все образовательные учреждения страны готовы к реализации доступной среды и инклюзии в целом (как ресурсном, так и технологическом оснащении). Ключевым аспектом развития инклюзивного образования в Российской Федерации является формирование и развитие условий с целью обучения ребенка с ОВЗ и инвалидностью совместно с обучающимися с нормой здоровья, как в общеобразовательных учреждениях, так и высших учебных заведениях, которые могут предоставить им индивидуальный план обучения. Формирование и развитие доступной инфраструктуры для лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также подготовка соответствующих кадров, считаются одними с основных задач с целью полного внедрения инклюзивной системы образования [1].

В Китае с 1990-х годов осуществляется переход к инклюзивному образованию. Для реализации этой системы Китай внедряет подход, основанный на индивидуальном подходе к каждому ребенку, взаимодействии с родителями и

привлечении квалифицированных педагогов. Государство предоставляет дополнительное финансирование инклюзивного образования для обеспечения качественного обучения детей с разными потребностями [12].

Для изучения особенностей реализации инклюзивного образования в выбранных странах был проведен анализ данных, представленных в научных статьях следующих исследователей: Быстрова, Н.В. Краснопевцева, Т.Ф. Сигал, Н.Г. Шенгальц, Е.В, Хехир Т., Хоссейн М., Янг М., Ию Сю, Пенг Ф., Канг Л., Ши Дж., Лию М. (Hehir, Т. Hossain, Mokter. Smith, М.Г. Yang М, Yu С. Peng F, Kang Г, Shi J, Eiu M.). SWOT-анализ представлен в таблицах 1,2, 3.

Таблица 1

SWOT-анализ системы инклюзивного образования в США

Сильные стороны Слабые стороны

Законодательная база: в США действуют два основных закона, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования: закон о правах инвалидов (ADA) и закон об образовании для всех детей (IDEA). Финансовая поддержка: существуют специальные гранты и финансовые средства для поддержки инклюзивного образования в США. Развитая система профессиональной подготовки: в США существуют курсы повышения квалификации для учителей. Культура равенства и уважения: в США существует культура уважения к индивидуальным различиям. Неравномерное распределение ресурсов: не все школы в США имеют одинаково развитую инфраструктуру и доступ к финансовым средствам для инклюзивного образования. Недостаточная профессиональная подготовка: не все учителя получают квалификацию для работы в инклюзивных классах, что может приводить к недостаточному качеству образования для детей с особыми потребностями. Недостаточное участие родителей: не все родители активно участвуют в процессе обучения своих детей.

Возможности Угрозы

Развитие новых технологий: новые технологии могут заменять недостаток ресурсов и помогать обеспечить качественное обучение для всех детей. Сотрудничество: совместное участие преподавателей, родителей и специалистов может существенно улучшить качество инклюзивного образования и дать возможность детям с особыми потребностями получать более эффективную помощь. Больше прецедентов: увеличение количества успешных примеров инклюзивного образования может призвать к более широкому распространению и развитию такого подхода. Недостаток финансирования: ограниченный доступ к грантам и средствам может усложнить ситуацию с финансированием инклюзивного образования и затруднить его реализацию. Периодические попытки урезать финансовую поддержку правительством: недостаток четкой законодательной базы может привести к периодическим попыткам урезать поддержку инклюзивного образования со стороны правительства. Отсутствие квалифицированных специалистов: недостаток квалифицированных специалистов и недостаточная профессиональная подготовка учителей.

Таблица 2

SWOT-анализ системы инклюзивного образования в России

Сильные стороны Слабые стороны

Законодательная база: ФЗ «Об образовании», в котором обозначено право человека на получение образования, а также изложено значение понятия «инклюзивное образования». Обширная сеть специализированных центров: во многих российских регионах существуют специализированные центры, где дети с разными потребностями могут получать специальную помощь. Постепенный переход к инклюзивному образованию: в последние годы в России происходит постепенный переход к инклюзивному образованию. Повышение осведомленности: благодаря таким конкурсах проектов, как «Росмолодежь», «Фонд Президентских грантов», «Твой Ход» и др., многие проекты направлены на развитие инклюзивного общества, что в свою очередь развивает общественное сознание. Недостаточная финансовая поддержка: инклюзивное образование требует дополнительных ресурсов и финансовых затрат, что может стать серьезной проблемой для реализации данного подхода в России. Недостаточная профессиональная подготовка: многие учителя не имеют достаточной квалификации для работы в инклюзивных классах. Несоответствие инфраструктуры: ограниченность доступа для лиц с ОВЗ ко многим архитектурным объектам, а также к некоторым спортивным и культурным мероприятиям и т.д. Отсутствие индивидуального подхода: инклюзивное образование в России часто не ориентировано на потребности каждого конкретного ребенка, что может привести к недостаточному вниманию к индивидуальным образовательным потребностям.

Возможности Угрозы

Развитие ИТ-технологий: новые технологии могут заменять недостаток ресурсов. Профессиональное развитие педагогов: существует возможность организации курсов повышения квалификации для педагогов в области инклюзивного образования. Сокращение расхождения между регионами за счет грантовых поддержек социальных проектов в области инклюзии и инклюзивного образования. Повышение доступности ресурсов: создание дополнительных ресурсов и оборудования для инклюзивного образования, а также расширение инфраструктуры, сделают инклюзию доступнее для всех детей в России. Отсутствие четкой стратегии: отсутствие четкой долгосрочной стратегии по развитию инклюзивного образования может привести к затруднениям в реализации данного подхода. Международные стандарты: Россия обязана соответствовать международным стандартам в области инклюзивного образования. Отсутствие понимания и поддержки: недостаток общественной поддержки и понимания важности инклюзивного образования. Барьеры в образовательной среде: неадекватные условия в образовательных учреждениях и общественные стереотипы могут создать препятствия для полноценной инклюзии детей.

Таблица 3

SWOT-анализ системы инклюзивного образования в Китае

Сильные стороны Слабые стороны

Государственная поддержка: инклюзивное образование получает большую поддержку со стороны государства в Китае. Развитая инфраструктура: Китай уделяет внимание развитию инфраструктуры, действующей на благо инклюзивного образования. Широкий спектр специалистов-педагогов: в Китае имеется широкий спектр необходимых специалистов-педагогов, которые помогают детям с ОВЗ. Акцент на индивидуализации образования: подход «одинаковые возможности, разные образовательные пути» активно реализуется в китайских школах. Недостаточная квалификация педагогов: большинство педагогов не обладают достаточной квалификацией для работы с детьми с ОВЗ. Ограниченные возможности государственного финансирования: китайская система инклюзивного образования не получает достаточного финансирования государством. Отсутствие осознания и поддержки в обществе: несмотря на усилия правительства Китая по продвижению инклюзивного образования.

Возможности Угрозы

Развитие частного сектора: частные учреждения инклюзивного образования могут помочь расширению инклюзивного образования в Китае. Глобальный опыт: Китай может учиться у опыта различных стран мира в области инклюзивного образования. Развивается система дополнительного образования для педагогов: разрабатываются специальные программы и тренинги для преподавателей. Социальная дискриминация: социальное отношение к инклюзивному образованию может стать препятствием для его развития в Китае. Ограниченный доступ на территории: есть риск, что на территориях со сложным транспортным сообщением могут возникнуть сложности в организации инклюзивного образования. Неразвитость рынка труда: не всегда специалисты и педагоги соответствующих областей могут быть найдены для работы.

Из проведенных SWOT-анализов можно сделать следующие выводы:

- В России существует нехватка кадров в области инклюзивного образования, низкая квалификация учителей и необходимость в развитии подхода «индивидуально для каждого».

- В то же время, инклюзивное образование в России развивается и получает поддержку со стороны государства, что является сильной стороной, а также существует возможность развития ИТ-технологий для облегчения ресурсов.

- США представляет пример успешной инклюзивной образовательной системы со значительным вниманием к индивидуальным потребностям каждого ученика [8].

- Наиболее значительной слабой стороной инклюзивного образования в США является необходимость дальнейшего развития кадров, способных работать с детьми с особыми потребностями.

- Сильными сторонами китайской системы инклюзивного образования являются государственная поддержка, развитая инфраструктура и наличие широкого спектра специалистов-педагогов [13].

- Наиболее значительными угрозами являются социальная дискриминация и ограниченный доступ на территориях со сложным транспортным сообщением.

Общей характеристикой для всех трех стран являются недостаточная квалификация педагогов и необходимость развития индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Для успешной реализации инклюзивной образовательной системы необходимо решить эти проблемы и позитивно отнестись к примерам успешных практик из других стран.

Выводы. Концепция развития и внедрения инклюзивного образования во всех странах мира находится на разных этапах, при этом принципы инклюзии, отраженные в международных документах, говорят об интеграции и включении людей с особыми образовательными потребностями в учебный процесс уже на сегодняшний день [3]. Так, на сегодняшний день Китай реализовал ряд инновационных для мирового сообщества подходов к реализации инклюзивного образования на всех ступенях обучения, опыт которых можно транслировать в том числе в России. Например, в Китае существует достаточно «гибкое» обучающее пространство, которое отражается на активном вовлечении в учебный процесс всех обучающихся без исключения. Такого вида пространство организовывается в виде комфортной и доступной среды (мебели, зон для отдыха/самообучения и групповой работы, а также адаптивных технологий). Кроме этого, в Китае особое место в системе инклюзивного образования уделяется систематической подготовке педагогических кадров, тем самым проводятся различные тренинги по организации и проведении работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. В Соединенных Штатах Америки предпринято немало мер по формированию инклюзивного образования, которые Российская Федерация способна применять. Например, концепция универсального «дизайна» образования, которая отражается в создании учебных материалов, доступных всем обучающимся. Также, в США существует широкий спектр работающих специалистов в области инклюзивного образования (психологи, специальные педагоги, логопеды, олигофренопедагоги и т.д.). Обеспечение наличия квалифицированных специалистов и их дальнейшая подготовка может быть позаимствована Россией.

Заимствование этих практик из Китая и США может помочь России усовершенствовать свою систему инклюзивного образования. Важно адаптировать эти подходы к контексту российского образования, учитывая существующие законодательные и организационные особенности. Также необходимо учесть культурные и социальные аспекты, чтобы обеспечить максимальную успешность внедрения этих подходов.

Литература

1. Быстрова, Н.В. Организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях / Н.В. Быстрова, E.H. Назарова // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2022: сборник научных статей 11-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 10-11 ноября 2022 года. Том 2. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 275-278

2. Краснопевцева, Т.Ф. К вопросу о готовности научно-педагогических работников вуза к реализации инклюзивного образования / Т.Ф. Краснопевцева, И.Ф. Фильченкова, И.В. Винокурова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, № 1(30). - С. 5.

3. Краснопевцева, Т.Ф. Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья / Т.Ф. Краснопевцева, Г.А. Папуткова, И.Ф. Фильченкова // Вестник Мининского университета. -2019. - Т. 7, № 2(27). - С. 7.

4. Назарова, А.Н. Развитие инклюзивного образования в США и России: сравнительный анализ / А.Н. Назарова, Е.Н. Назарова // Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых: сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок: в 4 т., Курск, 01 декабря 2022 года. Том 2. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 436-438

5. Назарова, А.Н. Сущность и принципы инклюзивного образования / А.Н. Назарова, Е.Н. Назарова // Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых: сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок: в 4 т., Курск, 01 декабря 2022 года. Том 2. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 430-432

6. Сигал, Н.Г. Современное состояние и тенденции развития зарубежного инклюзивного образования: автореферат дис. наук. 13.00.01 / Сигал Наталья Германовна. - Казань, 2016. - 86 с.

7. Шенгальц, Е.В. Инклюзивное образование как наиболее приоритетная область образования для детей, имеющих ограничения по состоянию здоровья. Материалы международной научно-практической конференции «Омские чтения по общественным и гуманитарным наукам». - Омск. - 2015. - С. 134-141

8. Hehir, Т. Eliminating Ableism in Education / Т. Hehir 11 Harvard Education Press. - 2016.

9. Hossain, Mokter. An Overview of Inclusive Education in the United States / Mokter Hossain. - 2012.

10. Peng, F. Cultural Distance, Classroom Silence and Culturally Responsive and Inclusive Education: Evidences from Migrant College Students in Shanghai / F. Peng, Г. Kang, J. Shi, M. Eiu 11 Behavioral Sciences (Basel, Switzerland). - 2023.

11. Smith, М.Г. Inclusive Education for Children with Special Needs / М.Г. Smith. - RoutledgeFalmer. - 2002.

12. Yang, M. A Review of Teachers' Sentiments and Attitudes in Inclusive Education in China / M. Yang, C. Yu 11 Frontiers in Psychology. -2021.

13. Yuen, M. Inclusive Education in a Chinese Context: A Hong Kong Perspective / M. Yuen 11 The Inclusion for Students with Special Educational Needs across the Asia Pacific. Advancing Inclusive and Special Education in the Asia-Pacific. - 2022, Springer, Singapore.

Педагогика

УДК 78.06

кандидат психологических наук, доцент Томчук Светлана Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. Статья посвящена решению стратегически важной для современного общества проблемы - формированию российских духовно-нравственных ценностей младших школьников. В статье раскрыты сущностные характеристики понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «нравственные ценности». Определен воспитательный потенциал музыкального искусства для формирования традиционных российских ценностей младших школьников. Представлен опыт общеобразовательных школ Ярославской области в сфере духовно-нравственного воспитания. Обозначен принцип россиецентричности как ведущий принцип музыкального образования в начальной школе, способствующий формированию национального самосознания школьников. Представлен воспитательный потенциал различных направлений русского музыкального искусства (народная, музыка народов России, духовная, классическая), раскрыты их ценностная основа и содержательные особенности. Представлены этапы формирования духовно-нравственных ценностей в начальной школе средствами учебного предмета «Музыка».

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, музыкальное искусство, школьное образование.

Annotation. The article is devoted to solving a strategically important problem for modern society - the formation of Russian spiritual and moral values of primary schoolchildren. The article reveals the essential characteristics of the concepts «spirituality», «morality», «spiritual and moral education», «moral values». The educational potential of musical art for the formation of traditional Russian values of primary schoolchildren has been determined. The experience of secondary schools of the Yaroslavl region in the field of spiritual and moral education is presented. The principle of Russia-centricity is outlined as the leading principle of music education in primary school, contributing to the formation of national self-awareness of schoolchildren. The educational potential of various directions of Russian musical art (folk, music of the peoples of Russia, spiritual, classical) is presented, their value basis and substantive features are revealed. The stages of formation of spiritual and moral values in primary school using the educational subject «Music» are presented.

Key words: spiritual and moral education, spiritual and moral values, musical art, school education.

Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Научно-методическое обеспечение формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации Федеральной образовательной программы

начального общего образования»

Введение. Главной целью воспитания в школе является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности...» [5, С. 1]. Перечень этих ценностей заявлен в Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманность, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [7, С. 3]. Заявленные ценности лежат в основе воспитания российского школьного образования, являются главным составляющим компонентом любой образовательной и воспитательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.