Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание / духовно-нравственные ценности / музыкальное искусство / школьное образование / spiritual and moral education / spiritual and moral values / musical art / school education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томчук Светлана Алексеевна

Статья посвящена решению стратегически важной для современного общества проблемы формированию российских духовно-нравственных ценностей младших школьников. В статье раскрыты сущностные характеристики понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «нравственные ценности». Определен воспитательный потенциал музыкального искусства для формирования традиционных российских ценностей младших школьников. Представлен опыт общеобразовательных школ Ярославской области в сфере духовно-нравственного воспитания. Обозначен принцип россиецентричности как ведущий принцип музыкального образования в начальной школе, способствующий формированию национального самосознания школьников. Представлен воспитательный потенциал различных направлений русского музыкального искусства (народная, музыка народов России, духовная, классическая), раскрыты их ценностная основа и содержательные особенности. Представлены этапы формирования духовно-нравственных ценностей в начальной школе средствами учебного предмета «Музыка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томчук Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to solving a strategically important problem for modern society the formation of Russian spiritual and moral values of primary schoolchildren. The article reveals the essential characteristics of the concepts «spirituality», «morality», «spiritual and moral education», «moral values». The educational potential of musical art for the formation of traditional Russian values of primary schoolchildren has been determined. The experience of secondary schools of the Yaroslavl region in the field of spiritual and moral education is presented. The principle of Russia-centricity is outlined as the leading principle of music education in primary school, contributing to the formation of national self-awareness of schoolchildren. The educational potential of various directions of Russian musical art (folk, music of the peoples of Russia, spiritual, classical) is presented, their value basis and substantive features are revealed. The stages of formation of spiritual and moral values in primary school using the educational subject «Music» are presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

3. Краснопевцева, Т.Ф. Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья / Т.Ф. Краснопевцева, Г.А. Папуткова, И.Ф. Фильченкова // Вестник Мининского университета. -2019. - Т. 7, № 2(27). - С. 7.

4. Назарова, А.Н. Развитие инклюзивного образования в США и России: сравнительный анализ / А.Н. Назарова, Е.Н. Назарова // Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых: сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок: в 4 т., Курск, 01 декабря 2022 года. Том 2. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 436-438

5. Назарова, А.Н. Сущность и принципы инклюзивного образования / А.Н. Назарова, Е.Н. Назарова // Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых: сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок: в 4 т., Курск, 01 декабря 2022 года. Том 2. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 430-432

6. Сигал, Н.Г. Современное состояние и тенденции развития зарубежного инклюзивного образования: автореферат дис. наук. 13.00.01 / Сигал Наталья Германовна. - Казань, 2016. - 86 с.

7. Шенгальц, Е.В. Инклюзивное образование как наиболее приоритетная область образования для детей, имеющих ограничения по состоянию здоровья. Материалы международной научно-практической конференции «Омские чтения по общественным и гуманитарным наукам». - Омск. - 2015. - С. 134-141

8. Hehir, Т. Eliminating Ableism in Education / Т. Hehir 11 Harvard Education Press. - 2016.

9. Hossain, Mokter. An Overview of Inclusive Education in the United States / Mokter Hossain. - 2012.

10. Peng, F. Cultural Distance, Classroom Silence and Culturally Responsive and Inclusive Education: Evidences from Migrant College Students in Shanghai / F. Peng, L. Kang, J. Shi, M. Liu 11 Behavioral Sciences (Basel, Switzerland). - 2023.

11. Smith, M.L. Inclusive Education for Children with Special Needs / M.L. Smith. - RoutledgeFalmer. - 2002.

12. Yang, M. A Review of Teachers' Sentiments and Attitudes in Inclusive Education in China / M. Yang, C. Yu 11 Frontiers in Psychology. -2021.

13. Yuen, M. Inclusive Education in a Chinese Context: A Hong Kong Perspective / M. Yuen 11 The Inclusion for Students with Special Educational Needs across the Asia Pacific. Advancing Inclusive and Special Education in the Asia-Pacific. - 2022, Springer, Singapore.

Педагогика

УДК 78.06

кандидат психологических наук, доцент Томчук Светлана Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. Статья посвящена решению стратегически важной для современного общества проблемы - формированию российских духовно-нравственных ценностей младших школьников. В статье раскрыты сущностные характеристики понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «нравственные ценности». Определен воспитательный потенциал музыкального искусства для формирования традиционных российских ценностей младших школьников. Представлен опыт общеобразовательных школ Ярославской области в сфере духовно-нравственного воспитания. Обозначен принцип россиецентричности как ведущий принцип музыкального образования в начальной школе, способствующий формированию национального самосознания школьников. Представлен воспитательный потенциал различных направлений русского музыкального искусства (народная, музыка народов России, духовная, классическая), раскрыты их ценностная основа и содержательные особенности. Представлены этапы формирования духовно-нравственных ценностей в начальной школе средствами учебного предмета «Музыка».

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, музыкальное искусство, школьное образование.

Annotation. The article is devoted to solving a strategically important problem for modern society - the formation of Russian spiritual and moral values of primary schoolchildren. The article reveals the essential characteristics of the concepts «spirituality», «morality», «spiritual and moral education», «moral values». The educational potential of musical art for the formation of traditional Russian values of primary schoolchildren has been determined. The experience of secondary schools of the Yaroslavl region in the field of spiritual and moral education is presented. The principle of Russia-centricity is outlined as the leading principle of music education in primary school, contributing to the formation of national self-awareness of schoolchildren. The educational potential of various directions of Russian musical art (folk, music of the peoples of Russia, spiritual, classical) is presented, their value basis and substantive features are revealed. The stages of formation of spiritual and moral values in primary school using the educational subject «Music» are presented.

Key words: spiritual and moral education, spiritual and moral values, musical art, school education.

Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Научно-методическое обеспечение формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации Федеральной образовательной программы

начального общего образования»

Введение. Главной целью воспитания в школе является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности...» [5, С. 1]. Перечень этих ценностей заявлен в Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманность, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [7, С. 3]. Заявленные ценности лежат в основе воспитания российского школьного образования, являются главным составляющим компонентом любой образовательной и воспитательной программы.

Музыка имеет огромный ресурс для воспитания младших школьников. Цель уроков музыки в начальной школе -воспитание музыкальной культуры ребенка как части его духовной культуры (Д.Б. Кабалевский). В то же время следует отметить, что в современных программах по музыке приоритетные идеи воспитания, духовно-нравственный потенциал искусства раскрыты недостаточно, так как основной акцент сделан на предметно-содержательной стороне, что определило необходимость и актуальность разработки образовательной программы формирования традиционных духовно-нравственных ценностей младших школьников средствами музыкального искусства.

Изложение основного материала статьи. Цель статьи - раскрыть воспитательный потенциал музыкального искусства для формирования традиционных российских ценностей младших школьников на примере опыта общеобразовательных школ Ярославской области. Исследование проводилось в 2023 году в рамках выполнения Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Научно-методическое обеспечение формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования». В процессе исследования разработано теоретико-методическое обоснование формирования традиционных духовно-нравственных ценностей у младших школьников средствами предметной области «Искусство», определен воспитательный потенциал музыкального искусства, разработана программа формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников средствами учебного предмета «Музыка», комплекс методических средств для реализации этой программы. Промежуточные результаты исследования представлены в данной статье.

Воспитание базируется на двух важнейших понятиях: «духовность» и «нравственность». Теоретический анализ научной литературы позволяет определить духовность как особое интегративное качество личности, относящееся к сфере смысложизненных ценностей и направленное на стремление к высшим идеалам, самопознанию, самосовершенствованию. Понятие «нравственность» определяется как «способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии с общечеловеческими нравственными законами», причем, эти законы совпадают с его внутренними убеждениями благодаря его личной сознательности [3, С. 148]. Духовно-нравственное воспитание направлено на создание условий для осознания и присвоения личностных смыслов духовно-нравственных ценностей школьниками, осуществления нравственного выбора при решении личностных и социально значимых проблем.

Ученые-педагоги Байбородова Л.В., Безбородова Л.А., БодинаЕ.А., ТомчукС.А., Фалетрова О.М. и многие другие в своих трудах раскрывают возможности духовно-нравственного воспитания школьников посредством музыкального искусства [1; 2; 4; 6]. В начальной школе решаются такие важные задачи, как воспитание уважения к цивилизационному музыкальному наследию России; проявление эмоционально-ценностного интереса к русской музыкальной культуре, творчеству народов России, традициям своего края; развитие эмоционального сочувствия и сопереживания; формирование основ исполнительской культуры младшего школьника как самовыражения его творческого потенциала.

Освоение музыкального искусства в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основано на системно-деятельностном подходе, обеспечивающим системное и гармоничное развитие личности обучающегося, направленное на дальнейшее саморазвитие, самореализацию в преобразовательной творческой деятельности. Благодаря такому подходу ученики становятся активными субъектами педагогического процесса, самостоятельно развиваются, а значит, приобретают компетенцию жить и действовать в постоянно меняющихся условиях, способность и готовность саморазвиваться всю дальнейшую жизнь.

Первостепенной установкой программы по музыке в начальной школе является принцип россиецентричности, выражающийся в приоритете русской музыкальной культуры, которая способствует формированию у младших школьников национального самосознания, эмоционально-ценностного проявления к родным истокам, традициям своего народа. В содержании учебного предмета «Музыка» на начальной ступени обучения представлены различные направления русского музыкального искусства: народная, музыка народов России, духовная, классическая музыка. Рассмотрим воспитательный потенциал различных направлений музыкального искусства.

Русская народная музыка - коллективное творчество русского народа, вобравшее в себя вековой жизненный опыт и мудрость; свод ценностей и нравственных ориентиров поведения; настоящий кладезь для освоения культурного наследия прошлого. В начальной школе дети знакомятся с музыкальным детским фольклором (потешки, пестушки, прибаутки, заклички); с русскими народными песнями (колыбельными, лирическими, обрядовыми, трудовыми, солдатскими и др.); осваивают традиционные народные музыкальные игры («Кострома», «Просо», «Бояре») и хороводы; сочиняют инструментальное сопровождение к русским песням в подражание «народному оркестру»; слушают и обсуждают исполнение известных детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов; реализуют совместно с родителями исследовательские и творческие проекты («Колыбельные песни нашей семьи», фольклорные праздники «Осенины/Рождество/Масленица на современный лад»; презентация народного костюма с музыкальным сопровождением и др.), исполняют образцы традиционного фольклора своей местности. Диалоговая ситуация по обсуждению высказывания «Русская песня сохраняет общность русской нации, приобщает последующие поколения к культурному достоянию прошлого» способствует осознанному формированию духовно-нравственного понятия «патриотизм», готовности беречь и защищать родной край, свою Родину, культуру народа, формированию гражданской идентичности, гордости за принадлежность к российскому обществу, понимание ключевых для нашей страны праздников, исторических событий. В каждом классе выделяется тема «Музыкальные традиции малой Родины», в процессе которой происходит актуализация музыкальных фестивалей, праздников, детских конкурсов народного творчества, проходящих на территории малой Родины; предлагается участие в культурных мероприятиях и фестивалях региона, в том числе вместе с членами семьи. В процессе данной работы происходит осознание нравственно-этических понятий: любовь к Родине, любовь к малой родине, формирование гражданственности в проявлении общественной активности и сознательности, демонстрация норм поведения как гражданина России. При знакомстве с русской народной музыкой происходит формирование таких духовно-нравственных ценностей, как историческая память (стремление к сохранению памяти об истории и достижениях, традициях своей страны), преемственность поколений (способность осваивать, сохранять, воссоздавать культурные традиции прошлых поколений), патриотизм (любовь к Родине, готовность защищать родной край), гражданственность (проявление общественной активности и сознательности).

Музыка народов России - это своеобразное, уникальное творчество каждого народа нашей многонациональной страны, в котором отражаются обычаи, традиции различных народностей. В начальной школе дети знакомятся с обычаями, праздниками и характерными чертами музыки народов, населяющих территорию России; сравнивают и исполняют песни и танцы разных народов; осваивают особенности звучания разных народных инструментов; реализуют совместно с родителями исследовательские и творческие проекты («Обычаи и обряды народов России», «Круглый стол дружбы народов России», «Как музыка объединяет разные народы?»), проводят социально-культурный фестиваль «Народы России - в гости к нам». При знакомстве с музыкой народов России происходит осознание таких нравственных качеств, как гуманность, взаимопонимание, приобщенность к единству народов.

Русская духовная музыка - часть духовной православной культуры, мироощущение и мировосприятие русского народа, его духовных ценностей и идеалов, возвышает человека над всем земным, подчеркивает его принадлежность к духовному миру. В начальной школе дети знакомятся с жанрами и особенностями духовной музыки православной традиции (молитва, величание, духовные песнопения); художественным воплощением в искусстве образов Богородицы, русских Святых-воинов, русских святых жен; узнают об особенностях православных праздничных служб «Крещение Господне», «Троица», «Рождество Богородицы», «Пасха». При знакомстве с духовной музыкой происходит осознание таких ценностей, как готовность включаться в деятельность по сохранению культурного наследия общества, взаимоуважение (признание заслуг, качеств, достоинств другого человека), историческая память (стремление к сохранению памяти об истории и достижениях, традициях своей страны, культуры народа), преемственность поколений (способность осваивать, сохранять, воссоздавать культурные традиции прошлых поколений).

В классической музыке выделяется целый ряд музыкальных произведений, основанных на художественном воплощении значимых для страны исторических событий, в которых воспевается величие страны, ее героическое историческое прошлое: в кантате «Александр Невский» С.С. Прокофьева, в опере «Иван Сусанин» М.И Глинки. Так, образ Александра Невского представлен как высокий нравственный идеал, символизирующий русскую нацию, жизнь которого является примером самопожертвования; смелый, талантливый полководец, готовый сражаться до последней капли крови за свободу Руси. Герой Ивана Сусанина в опере М.И. Глинки представлен как патриот, пожертвовавший своей жизнью во имя защиты Родины, его образ является высоким нравственным идеалом для всех поколений. Хор «Славься» в эпилоге оперы звучит как гимн героизму и мужеству русского народа в защите своего Отечества. Особенно важно, что этот хор звучал при важных знаковых событиях истории России: например, под эту музыку маршал Г. Жуков выезжал на белом коне из Спасских ворот Кремля на параде Победы 24 июня 1945 года.

Важные нравственно-этические уроки содержат оперы и балеты на сказочные сюжеты, основной идеей которых является вера в победу добрых сил и справедливости: оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Садко», «Снегурочка» H.A. Римского-Корсакова, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.И. Чайковского, При знакомстве с классической музыкой происходит понимание значимости искусства для ощущения полноты проживаемой жизни, для творческого самовыражения, получение удовольствия от умения видеть и слышать прекрасное в жизни.

Во всех классах начальной школы реализуются уроки «Военная тема в музыке», на которых школьники разучивают и исполняют песни о Великой Отечественной войне: «Катюша», «В землянке», «Алеша», «Хотят ли русские войны», «День Победы». Во внеурочное время школьникам предоставляется возможность принять участие в совместных проектах с родителями «Герои моей семьи», «Военные песни нашей семьи» (или самостоятельно определиться с темой проекта, личностно значимой для него), в концерте для ветеранов войны «Никто не забыт, ничто не забыто», в выставке рисунков «Скажем «нет» - войне!», в волонтерской акции «Помоги ветерану». Таким образом, через восприятие музыкального материала, через понимание важных нравственных понятий, через реализацию определенных действий и поступков происходит осознание и присвоение таких важнейших духовно-нравственных ценностей, как патриотизм, любовь к Родине, готовность защищать родной край как землю; гражданственность как проявление общественной активности и сознательности; служение Отечеству как труд во имя Отечества, на благо Отечества, участие в делах, направленных на пользу своей стране в целом.

Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей в процессе освоения учебного предмета «Музыка» проходит через определенные этапы:

1) знакомство с сущностью ценности;

2) понимание и осмысление этих ценностей;

3) формирование осознанного отношения к ним;

4) реализация определенных действий как результат осознания и принятия духовно-нравственных ценностей.

Вышеперечисленные ценности формируются в процессе приобщения к музыке героического и патриотического

характера. Так, гимн РФ школьники начинают воспринимать с первого класса как главный музыкальный символ России, определяют его торжественно-приподнятый характер, песенно-маршевую основу, узнают особенности официального использования и исполнения гимна, просматривают видеозаписи открытия государственных торжественных церемоний, спортивных соревнований, школьных мероприятий. Во 2-4 классах учащиеся разучивают и исполняют гимн, узнают историю создания гимна, осознают смысл таких понятий, как «достоинство и честь» в момент звучания гимна. В 3 классе прочувствованно исполняют гимн, расширяют представление о музыкальных особенностях гимна как жанра, знакомятся с историей создания других российских гимнов, реализуют творческий проект «Гимн моего города, творческого объединения, мероприятия». В 4 классе учащиеся осознанно исполняют гимн не только в классе, но и на различных мероприятиях, разучивают и исполняют гимн своего города, школы, при желании могут сочинить или выбрать гимн своего класса, своей семьи, выполняют творческий проект «Жизненные девизы моего класса», договариваются выполнять их все вместе. Таким образом, формирование таких духовно-нравственных ценностей, как патриотизм, историческая память, преемственность поколений происходит целенаправленно, системно, проходя определенные этапы, начиная с понимания сущности ценности, осмысления, формирования осознанного отношения посредством активно-творческой деятельности; реализации определенных действий как результата принятия ценности.

Выводы. Музыкальное искусство обладает огромным потенциалом для духовно-нравственного воспитания младших школьников, для формирования российских духовно-нравственных ценностей, таких как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Первостепенной установкой в духовно-нравственном воспитании школьников является принцип россиецентричности, выражающийся в опоре на произведения русской музыкальной культуры.

Литература:

1. Байбородова, Л.В. Преподавание музыки в начальной школе / Л.В. Байбородова, С.А. Томчук, О.М. Фалетрова. -Москва: Юрайт, 2020.-248 с.

2. Безбородова, Л.А. Теоретические и практические основы проектирования процесса музыкального образования младших школьников / Л.А. Безбородова. - Москва: МПГУ, 2018. - 170 с.

3. Безрукова, B.C. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / B.C. Безрукова. -Екатеринбург, 2000. - 937 с.

4. Бодина, Е.А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века / Е.А. Бодина. - Москва: Юрайт, 2020. - 333 с.

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 22.07.2023)

6. Томчук, С.А. Формирование гражданской идентичности школьников посредством краеведческого содержания / С.А. Томчук // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №65-3. - С. 238-242

7. Российская Федерация. Указы. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» № 809 от 09.11.2022. -Москва, 2022,- 11 с.

Педагогика

УДК 377

методист Федоров Станислав Игоревич

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 7» (г. Москва); учитель начальных классов Ушкин Кирилл Алексеевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №1596» (г. Москва)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИЙ В РАМКАХ ОБМЕНА ОПЫТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА)

Аннотация. Статья посвящена вопросам адаптации опыта разработки цифрового образовательного контента в системе общего образования под систему реализации среднего профессионального образования. Выделяются перспективы, возможности и достоинства использования цифровых образовательных ресурсов, технологий и контента в процессе обучения. Определяются возможности использования готового и адаптированного инструментария обучения в условиях СПО, представленного в виде конструктора цифрового контента, заполняющегося дидактическим материалом и использующегося при проведении учебных занятий, текущего контроля знаний по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.

Ключевые слова: цифровое обучение, опыт цифровой трансформации среднего профессионального образования, цифровизация образования, инновация, цифровой образовательный контент, обучение с использованием цифровых технологий.

Annotation: The article is devoted to the issues of adapting the experience of developing digital educational content of general education for the implementation of the system of secondary medical education. The prospects, opportunities and advantages of using digital educational resources, technologies and content in the learning process are highlighted. The possibilities of using ready-made and adapted teaching tools in the conditions of secondary medical education, presented in the form of a digital content constructor filled with any material and used in conducting training sessions, current monitoring of knowledge in academic disciplines and professional modules, are determined.

Key words: digital learning, experience of digital transformation of secondary vocational education, digitalization of education, innovation, digital educational content, learning using digital technologies.

Введение. В условиях цифровизации профессионального образования вопросы использования цифровых технологий в образовательных процессах приобретают практическую направленность. В вопросах цифровизации среднего профессионального образования неизученными остаются направления, связанные с проработкой практических механизмов внедрения цифровых инструментов, подготовкой образовательного контента, его выгрузкой в цифровую среду и в целом аспектов обеспечения функционирования формируемой цифровой среды. Актуальность разработки цифрового образовательного контента для студентов медицинского колледжа обусловливается не только обширными перспективами использования подобного педагогического инструментария, но и недостаточной изученностью процессов трансляции опыта цифровизации образовательного контента и его подготовки для эффективного усвоения будущими медицинскими работниками. У образовательных организаций среднего профессионального образования отсутствует систематизировано выработанный опыт применения цифрового контента в обучении, а также его предварительной подготовки (разработки). Данные процессы часто организуются формально, в отрыве от реальных перспектив цифрового обучения.

Цель статьи - раскрыть аспекты преемственности при разработке инноваций в рамках обмена опытом педагогических работников системы общего образования и среднего профессионального образования (на примере разработки цифрового образовательного контента).

Изложение основного материала статьи. В педагогической науке инновации и инновационная деятельность рассматриваются как способ развития систем образования на различных уровнях: от конкретного учебного занятия до уровня мирового сообщества. Инновации приобретают инструментальное значение, становясь способом улучшения результатов.

И.Р. Лазаренко и соавторы предлагают рассматривать инновационную деятельность в образовании в системе двух типов преобразований: инновации, ориентированные на модернизацию технологии, а также инновации, связанные с трансформацией и поиском. Для каждого типа преобразований определяются собственные особенности развития. Так, например, модернизация технологии предполагает репродуктивный характер инновации в качестве способа одноуровневого улучшения системы. Трансформация и поиск, по мнению авторов, обладает более сложным характером ввиду двухуровневой организации, вследствие чего связывается с возможностью проведения дополнительных исследований, приводящих в конечном счете к продуктивным результатам [6]. Ключевые особенности инновационной деятельности в образовании, по мнению С.Г. Алексеевой и Е.Н. Долженкова, связаны с достижением стратегических целей инновационного развития образовательного процесса, в итоге обеспечивается доведение отдельных уровней образования (образовательных систем) до состояния соответствия современным требованиям рынка труда, технологий и актуальной практики [1]. С.Ш. Шорена приводит более детальную характеристику инновационной деятельности в образовании, указывая, что инновации должны не просто определять степень соответствия образовательных систем современным требованиям, а предугадывать их будущее состояние, уточнять вероятные направления изменения. В таком случае инновации приобретают институциональное, теоретико-методологическое и прикладное значение [11].

Принципы организации инноваций - это определенный свод правил и условий, которым должна соответствовать инновационная деятельность в сфере образования [3]. По мнению А.Я. Кузнецовой, в структуре принципов выделяются: непрерывность, вариативность, научность, технологичность, интеграция методологии в содержание, диалогизм, гуманизация, рефлексивность [5]. Каждый из принципов инноваций в образовании применим ко многим условиям развития педагогических систем, закладывается в основу совершенствования образовательной практики. М.Е. Вайндорф-Сысоева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.