Современные проблемы музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов
Столярова Наталья Гарисовна,
кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, E-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки учителя начальной школы в вузе к выполнению задач музыкального образования школьников. Раскрывается ценность и воспитательный потенциал музыкального искусства; значимость восприятия музыки в общем и музыкальном развитии личности младшего школьника; значимость деятельностного познания музыки детьми. Обозначены личностные качества и компетенции учителя начальных классов, необходимые для обучения музыке школьников, и причины неготовности студентов к обучению музыке и методике. Описны исторические вехи развития музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов. Приводится опыт музыкально-педагогической подготовки учителей за рубежом и в России. Представлены данные исследований современной ситуации с музыкальным воспитанием в школах России и данные о реальной готовности учителей начальных классов к музыкальному воспитанию детей. Приведены примеры качественной организации музыкально-педагогической подготовки студентов профиля «Начальное образование» в педагогических вузах.
Ключевые слова: музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов, музыкальная культура личности, восприятие музыки, проблема организации и качества музыкально-педагогической подготовки учителя, дефицит учителей, возрастные особенности младших школьников.
Музыка - самое сложное из искусств, «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев), «... мысль о мире, отношение к миру, выраженное в звуковой форме» (Альфред Шнитке). Испокон веков она занимала важнейшее место в жизни каждого человека, каждого народа, сопровождала жизнь людей от рождения до смерти, в частности использовалась как средство развития и воспитания детей при любой социальной формации и в различных образовательных системах. И сегодня, в XXI веке, музыкальное искусство развивается, отражая современное понимание жизни и олицетворяя собой стремление людей к прекрасному, возвышенному, к гармонии, творчеству, созиданию. Сила притяжения и влияния музыки на человека заключена в ее красоте и гармонии, специфических кодах и их смыслах, в ее эмоциональной природе, созвучной природе человека.
Выполняя ряд функций, музыка как искусство содержит и передает информацию, прежде всего, духовного плана (о внутреннем мире человека, о событиях жизни, об особенностях мировосприятия этносов, о развитии самой музыки и др.), отражает дух эпох, приносит наслаждение, удовольствие, оздоравливает душу, разум и даже физический организм. Музыка наполняет человека возвышенными чувствами, той энергией, которую она содержит. Вызывая в человеке эмоциональный отклик на звуки и образы, музыка развивает чуткость души, тонкость восприятия мира. Эстетика музыки отражает представления народа о прекрасном, где красота является синонимом добра. Таким образом, музыка способствует становлению мировоззрения, обогащению эмоциональной сферы человека, гармонизирует разум и эмоции, помогает человеку идентифицировать себя с другими людьми, формирует духовные смыслы и идеалы, вселяет оптимизм, побуждает к творчеству.
Благодаря этому, музыка имеет огромный воспитательный потенциал. Вот почему люди, семьи, разные системы образования обращены к музыке и как к великому искусству, и как к источнику радости и наслаждения, творчества, энергии, и как к предмету познания, образовательному ресурсу, мощному средству воспитания.
Приобщение ребенка к музыке происходит через музыкальное развитие, музыкальное обучение, музыкальное воспитание, музыкальное образование.
В последнее время основным в системе образования считается понятие «музыкальное образование». А в контексте общего образования оно рассматривается как «общее музыкальное обра-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
зование». Музыкальное образование включает в себя и музыкальное воспитание, и музыкальное обучение, и музыкальное развитие. Причем, акцент в этом понятии ставится на развитии, т.к. именно музыкальное развитие определяет познание, научение и воспитание [4, с. 8-9].
После дошкольного детства, младший школьный возраст особенно важен и наиболее благоприятен для музыкального развития и воспитания ребенка, в силу его психологических особенностей, таких, как: природная эмоциональность восприятия мира и влечение к прекрасному, доброму, светлому, любознательность, образность мышления, познавательная активность, открытость новому, стремление к его исследованию. В этом возрасте у ребенка формируется осознанное отношение к действительности, закладываются основы взаимодействия с миром людей, науки, искусства. Происходит становление духовности личности -собственно «человеческого в человеке» (ценностей, нравственности, культурных потребностей и др.) - через накопление духовного опыта, который не может быть сформирован вне контекста культуры и образования; через взаимодействие с искусством в процессе индивидуальной и совместной творческой деятельности.
Искусство в общем начальном образовании представлено предметами художественно-эстетического цикла: литературой, изобразительным искусством и музыкой. Предмет «Музыка», согласно ФГОС НОО, занимает достойное положение среди других учебных дисциплин начальной школы как обязательный школьный предмет, обеспечивающий освоение искусства как духовного наследия человечества.
Реальный процесс музыкального развития и воспитания детей в школе осуществляется педагогом. В начальных классах, согласно принятому в России профессиональному стандарту «Педагог», реализация программ начального общего образования посредством обучения, развития, воспитания является основной функцией учителя начальных классов. К таким программам относится и программа по музыке. Поэтому, учитель начальных классов должен быть готов заниматься музыкальным образованием детей как в урочной, так и во внеурочной форме. Следовательно, встает проблема подготовки учителя начальных классов к осуществлению музыкального образования детей.
В идеале, в начальных классах, как и в среднем звене школы, музыку должны вести специалисты - педагоги-музыканты, получившие специальное образование - на музыкально-педагогических факультетах педагогических вузов, в музыкальных училищах, в педагогических колледжах. Такие учреждения существуют в настоящее время. 5 В некоторых педагогических вузах России орга-§ низовано обучение по программе бакалавриата й с двумя профилями подготовки - Начальное обра° зование и Искусство (изобразительное искусство ав и музыка); Музыка и Дополнительное образова-
ние (в области музыкального искусства). Однако это не обеспечивает потребности в учителях музыки для общей школы по всей стране. По данным НИУ ВШЭ на 2019 г., они находились в самой высокой доле вакансий на рынке труда.
Практика ведения учебного предмета «Музыка» основным учителем класса существует не только в России. Во многих западных и восточных странах (Венгрии, Германии, Франции, Японии, Республике Корея, Ю. Корее и др.). За рубежом учитель начальных классов способен хорошо выполнять задачи музыкального обучения и воспитания младших школьников, т.к. получает качественное базовое музыкальное образование, еще будучи учеником в общеобразовательной школе, и далее, приобретая в вузе общекультурные и методические компетенции в области музыки. Известно, что в Германии, Венгрии на вступительных экзаменах в педагогический вуз, на любой профиль абитуриенты проходят проверку музыкальных способностей и знаний, а в вузе продолжают изучать музыку. Государства развитых стран заботятся о музыкальном образовании населения, придавая ему высокое значение в воспитании всесторонне развитой, тонкой, гармоничной личности, для сохранения национальных традиций и формирования способности народов жить в поликультурном пространстве, для культурного и экономического прогресса государств и обществ [1, 4].
К середине ХХ в. в мире был накоплен богатый опыт, разработаны методики музыкального воспитания и развития детей - как в отечественной педагогике (К.К. Альбрехт, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брю-сова, Н.Л. Гродзенская, Д.И. Зорин, А.Н. Карасев, Г.Я. Ломакин, А.Л. Маслов, П.П. Мироносицкий, А.В. Никольский, А.И. Пузыревский, Л.Н. Толстой, В.Н. Шацкая и др.), так и за рубежом (Метод Э. Шеве, Ритмика Э.-Ж.Далькроза, Шульверк К. Орфа, Метод З. Кодая, Метод Ш. Судзуки, Методика М. Монтессори и др.). В нашей стране этот бесценный опыт актуализирован в концепции и Программе Д.Б. Кабалевского, его основные элементы воплощаются и в современных отечественных программах музыкального образования школьников. Методика массового музыкального образования совершенствуется и обращена к активной практической музыкальной деятельности детей, основными видами которой являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений. Психологической основой всех видов музыкальной деятельности является способность слышать музыку, т.е. воспринимать ее.
Восприятие музыки - это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, лич-ностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения. Благодаря развитому восприятию все виды и формы музыкальной деятельности будут «пропущены» через переживание и мышление ученика, а значит, выявят красоту и духовное содержание музыки, что, в свою
очередь, отразится в сознании ребенка]. Следовательно, задача учителя - не столько научить детей разным видам музыкальной деятельности («Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а воспитание Человека.». В.А. Сухом-линский), сколько любую музыкальную деятельность превратить для них в процесс «восприятия-переживания», «восприятия-мышления» [15]. Именно способность восприятия музыки лежит в основе музыкальной культуры личности. А формирование музыкальной культуры учащихся как необходимой части всей их духовной культуры является глобальной целью музыкального воспитания/образования. Эта цель была сформулирована автором музыкально-педагогической концепции и программы по музыке для общеобразовательной школы Д.Б. Кабалевским в 60-х годах XX в. и актуальна в наше время, независимо от выбора учителем той или иной программы обучения.
Под музыкальной культурой личности понимается гармония музыкального сознания (совокупность новообразований: творческо-эстетического отношения к музыке, музыкальных знаний и способностей, художественного вкуса, потребности в познании и восприятии музыки) и музыкальной деятельности (собственно восприятия, сочинения, исполнения).
В приведенной формулировке цели музыкального воспитания смысловой акцент ставится не на всестороннем развитии личности, а именно на духовной составляющей ее культуры, а музыка представлена и как искусство - философско-эстетический самоценный феномен, и как средство формирования духовности.
Музыкальное воспитание/образование детей осуществляется в урочной и внеурочной форме. Причем, ведущая роль принадлежит уроку музыки На уроках учащиеся осваивают учебную программу по предмету. Учитель при этом осуществляет конструктивную, коммуникативную, организаторскую, диагностическую, творческую, исследовательскую деятельность. В рамках внеурочной деятельности учителю начальных классов приходится заниматься разучиванием с детьми песен для утренников и праздников, подбором аккомпанемента для небольших танцевальных и вокальных номеров, «озвучивания» различных литературных и поэтических произведений, подготовкой конкурсов художественной самодеятельности, выходов в театр и др. [4, 10].
Следовательно, студент, получивший профессиональное образование по профилю «Начальное образование», должен быть собственно музыкально культурной личностью: музыкально развитым, музыкально образованным, любить музыку, иметь хороший музыкальный вкус, освоить все виды детской музыкальной деятельности, уметь музицировать (петь, играть на каком-либо инструменте), а также понимать значимость развития восприятия музыки у детей как основы и цели их музыкального образования, осознавать связь музыкального опыта с процессами восприятия музыки
и владеть методикой развития - воспитания - образования и др.
Таким образом, к музыкально-педагогической подготовке учителя начальных классов предъявляются достаточно высокие требования. Об этом в своих трудах писали разные авторы. Так, О.А Апраксина определяла компетентность учителя в развитии у детей восприятия музыки его музыкально-теоретической, психофизиологической, методико-педагогической подготовленностью [2, с. 177]. М.С. Осеннева называет следующие профессиональные компетенции учителя: готовность к организации различных форм музыкального воспитания; готовность реализовы-вать методическое обеспечение процесса музыкального воспитания; готовность к проявлению в музыкально-творческой, коммуникативно-организаторской деятельности определенных качеств, имеющих приоритетное значение [10]. С.А. Одинцова и К.Г. Гаркуша подчеркивают важность психологической и педагогической компетентности, описывают предметные компетенции учителя начальных классов в области преподавания музыки - музыкально-теоретическую, дирижерско-хоровую и вокальную, музыкально-исполнительскую, методическую, технологическую [9].
Но на практике учителя начальных классов обнаруживают профессиональную неготовность к музыкальному воспитанию детей. По данным опроса, проведенного в 2022 г. студентами-практикантами в школах Приморского края, многие учителя, выпускники бакалавриата профиля «Начальное образование», отказываются вести уроки музыки по субъективным причинам: отсутствие мотивации, низкая самооценка своей компетентности в преподавании музыки, трудоемкость подготовки к урокам музыки и др. Выявлено, что большинство родителей учащихся, администрация школ, порой и сами учителя рассматривают «Музыку» как нечто «необязательное», «несерьезное», «сложное», «лишнее», «ненужное». В школах часто нет оборудованных кабинетов музыки, уроки музыки просто не ведутся, или ведутся учителями, очень далекими от этого предмета, без какой бы то ни было музыкальной подготовки.
Исследователь Е.Е. Шувалова (г. Архангельск) провела анализ педагогического опыта учителей начальных классов, который выявил те же явления, что и в Приморском крае. А именно: при проведении уроков музыки учителя чаще всего организуют слушание музыкальных произведений и пение. При этом действия учителя и детей обычно носят достаточно формальный характер, несоответствующий специфике полноценной художественной деятельности. Это проявляется в чрезмерном включении информационного материала, преобладании словесных методов, поверхностного анализа музыкальных произведений. Пение же заключается в разучивании текста, мелодии и многократном повторении песни. Организация различных видов именно музыкально-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
исполнительской и композиционно-творческой деятельности вызывает еще большие сложности, как у учителей, так и студентов педагогических вузов, обучающихся по профилю «Начальное образование», что вполне объясняется отсутствием необходимой теоретической и собственной исполнительской подготовленности.
По данным опроса, проведенного студентами, проходившими педагогическую практику в школах Приморского края, многие учителя-наставники, выпускники бакалавриата профиля «Начальное образование», отказываются вести уроки музыки по субъективным причинам: отсутствие мотивации, низкая самооценка своей компетентности в преподавании музыки, трудоемкость подготовки к урокам музыки и др. Некоторые учителя ведут уроки музыки, но предпочитают заниматься с детьми музыкой теоретически - без исполнительской деятельности. Выявлено, что большинство родителей учащихся, администрация школ, порой и сами учителя рассматривают «Музыку» как нечто «необязательное», «несерьезное», «сложное», «лишнее», «ненужное». В школах часто нет оборудованных кабинетов музыки, уроки музыки просто не ведутся, или ведутся учителями, очень далекими от этого предмета, без какой бы то ни было музыкальной подготовки.
Исследователь Е.Е. Шувалова (г. Архангельск) провела анализ педагогического опыта учителей начальных классов, который выявил те же явления, что и в Приморском крае. А именно: при проведении уроков музыки учителя «чаще всего организуют слушание музыкальных произведений и пение. При этом действия учителя и детей обычно носят достаточно формальный характер, несоответствующий специфике полноценной художественной деятельности. Это проявляется в чрезмерном включении информационного материала, преобладании словесных методов, поверхностного анализа музыкальных произведений. Пение же заключается в разучивании текста, мелодии и многократном повторении песни. Организация различных видов именно музыкально-исполнительской и композиционно-творческой деятельности вызывает еще большие сложности, как у учителей, так и студентов педагогических вузов, обучающихся по профилю «Начальное образование», что вполне объясняется отсутствием необходимой теоретической и собственной исполнительской подготовленности» [13].
Следовательно, в России существует серьезная проблема качества музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов.
Трудности такой подготовки начинаются уже на первых этапах освоения студентами профиля «Начальное образование» музыкально-педагогических дисциплин, когда выясняется, что 5 большая часть группы, как правило, не имеет му-§ зыкального образования, не владеет музыкаль-й ным инструментом, а у многих не развиты основ° ные музыкальные способности, музыкальная эм-ав патия, слухо-моторная координация, отсутствует
системная музыкальная или другая художественная подготовка на уровне общего среднего образования, у большинства обучающихся недостаточно высок уровень знаний искусствоведческого характера [9, 13]. В связи с этим, в процессе учебы и на педагогической практике у студентов наблюдается фальшивое, неритмичное пение, ошибки при дирижировании и в музыкально-ритмической деятельности, неумение управлять детским хором, ошибки в теоретических знаниях и т.п.
В свое время К.Д. Ушинский ставил вопрос о необходимости музыкального образования учителей народных (начальных) школ и разрабатывал программу профессионального обучения, включающую такую подготовку. До Октябрьской революции музыка (в виде пения) входила в программу обучения учителей начальных классов, на нее возлагалась миссия подъема культуры общества. После революции предмет потерял значимость во мнениях государства и общества. Но в программу подготовки учителей начальных классов, тем не менее. музыка включалась [6, с. 169]. В 1957 г. в ведущем педагогическом вузе России ЛГПИ им. А.И. Герцена на факультете начальных классов была создана кафедра эстетического воспитания с целью подготовки «широко образованных и культурных» будущих учителей начальных классов. В процессе обучения, кроме освоения других дисциплин, «студенты занимались на музыкальных инструментах, играли в оркестре народных инструментов, пели в хоре» [3]. Позже, с середины 1970-х годов, этот опыт подготовки был распространен на педагогические вузы всей страны. Программа обучения на факультетах начальных классов в формате «специалитета» предусматривала подготовку учителей к ведению предмета музыки, наряду с другими предметами. В программу входили обязательные для всех студентов индивидуальные занятия музыкальным инструментом, хоровое пение, вокал, основы хорового дирижирования, теория и методика музыкального воспитания, в некоторых вузах велась хореография, широко проводилась концертная деятельность студентов. В 1984 г. Правительство СССР в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» вновь ставит задачи значительно улучшить художественное образование и эстетическое воспитание учащихся... расширить подготовку учителей по этим дисциплинам на специальных факультетах высших учебных заведений, обеспечить преподавание предметов эстетического цикла во всех классах квалифицированными специалистами. Но в 2000 г., с введением государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, в педагогических вузах музыкальная подготовка была выведена из блока обязательных дисциплин и отнесена к блоку дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемых вузом. Таким образом, возможность специализироваться в преподавании музыки получили лишь единицы из обучавшихся по специальности «Педагогика и методика
начального образования». И несмотря на то, что студенты, обучающиеся в педагогических колледжах, получали музыкально-педагогическую подготовку, следствием реформ в высшем педагогическом образовании стали серьезные проблемы в общем музыкальном образовании школьников, т.к. образовался дефицит учителей начальных классов, способных к осуществлению музыкального образования детей.
В Концепции преподавания предметной области «Искусство» в общеобразовательной школе (2018 г.): выявлены проблемы преподавания соответствующих предметов и представлены конкретные предложения по повышению качества подготовки педагогических кадров сферы «Искусство», в частности: совершенствование системы высшего образования и дополнительного профессионального образования по педагогическому профилю; оптимизация системы оценки качества работы учителей; развитие системы профессиональных конкурсов и олимпиад среди учителей предметной области «Искусство»; обеспечение преподавания этой предметной области специалистами [8]. За три последующие года, как показало наше исследование, эта ситуация не изменилась, названные в Концепции проблемы остаются нерешенными. Как следствие, в педвузе возникает проблема с обучением методике музыкального воспитания студентов профиля «Начальное образование», не получивших базового музыкального образования в общей школе и при этом выбравших профессию учителя начальных классов. Как отмечают И.Ю. Дьяченко, Н.В. Курбатова, Л.В. Школяр, в большинстве российских педагогических вузов музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов в основном сводится к информативному способу освоения теории и методики музыкального воспитания и не предполагает практического обучения, в результате чего происходит «отчуждение искусства от растущего человека» [12] Отмечаются и такие недостатки в содержании подготовки будущих учителей, как сокращение аудиторных часов на методико-теоретические дисциплины, отставание методик обучения от развития музыкального искусства и игнорирование интересов современных учащихся в области музыки, недостаточная технологическая подготовка студентов.
Тем не менее, современные дети должны получать качественное общее музыкальное образование. Поэтому мы считаем, что в вузе для будущего учителя начальных классов должна быть организована специальная музыкально-теоретическая, музыкально-инструментальная, дирижерско-хоровая и музыкально-педагогическая подготовка, введено хоровое пение; введены дисциплины по музыкально-цифровым и компьютерным технологиям, по элементарному музицированию; созданы необходимые условия - прежде всего, достаточное количество аудиторных часов для освоения дисциплин. Мы убеждены, что в виду специфики профессии учителя начальных классов, а именно, ее многопрофильности, для подготовки
будущих учителей начальных классов к реализации учебных программ по предметам сферы «Искусство» срок обучения на бакалавриате по профилю «Начальное образование» необходимо увеличить. Примером организации музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальной школы может служить опыт РГПУ им. А.И. Герцена, Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова и др.
Литература
1. Альтман Г.С. Музыкальное образование в России и за рубежом: к проблеме этнопедагогиче-ских основ музыкального образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. № 4(08) C. 7-10. - URL: www. gramota.net/materials/4/2017/4/1.html
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». - М.: Просвещение, 1983. - 224 с. -С. 177.
3. Вергелес Г.И., Граничина О.А. Подготовка учителя начальных классов: от истоков к будущему / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2018. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ podgotovka-uchitelya-nachalnyh-klassov-ot-istokov-v-buduschee
4. Дьяченко И.Ю. Теория и методика музыкального воспитания: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014.
5. Заир-Бек С.И. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Мониторинг экономики образования. Выпуск 18,2020 / С.И. Заир-Бек, Т.А. Мерцалова, К.М. Анчиков. - М.: ВШЭ, 2020.
6. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990.
7. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка / под руководством Д.Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2007.
8. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f9 9beeadf58f363bf98b
9. Одинцова С.А., Гаркуша К.Г. Современные требования к музыкальной подготовке учителя начальных классов в контексте реформирования образования // Вестник КарГУ. -Караганда, 2017. - URL: https://articlekz.com/ article/17943
10. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учрежде-
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ний высш. проф. образования / М.С. Осенне-ва. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2013.
11. Русакова Т.Г. Формирование духовного опыта личности в младшем школьном возрасте / Инновационные технологи в эстетическом воспитании. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-duhovnogo-opyta-lichnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste
12. Школяр Л.В., Курбатова Н.В. Ключевые тенденции современного преподавания искусства: проблемы и перспективы // Пространство и время. № 3(13)/2013. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-tendentsii-sovremennogo-prepodavaniya-iskusstva-problemy-i-perspektivy
13. Шувалова Е.Е. Подготовка будущих педагогов начальной школы к организации музыкальной деятельности младших школьников // Педагогика искусства. № 4. 2018. - URL: http://www. art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/ shuvalova_115-120.pdf
MODERN PROBLEMS OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS
Stolyarova N.G.
Far Eastern Federal University
The article is devoted to the issues of professional training of an elementary school teacher at a university to fulfill the tasks of musical education of schoolchildren. The article reveals the value and educational potential of musical art; the importance of music perception in the general and musical development of a younger student's personality; the importance of children's active knowledge of music. The personal qualities and competencies of a primary school teacher necessary for teaching music to schoolchildren, and the reasons for students' unwillingness to learn music and methodology are indicated. The historical milestones of the development of musical and pedagogical training of primary school teachers are described. The experience of musical and pedagogical training of teachers abroad and in Russia is given. The research data on the current situation with musical education in Russian schools and data on the real readiness of primary school teachers for musical education of children are presented. Examples of high-quality organization of musical and pedagogical training of students of the profile are given profile "Primary education" in pedagogical universities.
Keywords: musical and pedagogical training of primary school teachers, musical culture of personality, perception of music, the problem of organization and quality of musical and pedagogical
training of teachers, teacher shortage, age characteristics of younger schoolchildren.
References
1. Altman G.S. Musical education in Russia and abroad: on the problem of ethnopedagogical foundations of musical education // Pedagogy. Questions of theory and practice. - Tambov: Diploma, 2017. No. 4(08) C. 7-10. - URL: www.gramota.net/ materials/4/2017/4/1.html
2. Apraksin O.A. Methodology of musical education in the school Textbook. in an expedient for students PED. in-tov to spec. No. 2119 "Music and singing". - M.: Prosveshchenie, 1983. -224 p. - p. 177.
3. Vergeles G. I. granichina O.A. Preparation of elementary school teachers: from the origins to the future / proceedings of the Russian state pedagogical University. A.I. Gertsena, 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-uchitelya-nachalnyh-klassov-ot-istokov-v-buduschee
4. Dyachenko I. Yu. Theory and methodology of musical education: textbook. Tyumen: Tyumen State University Publishing House, 2014.
5. Zair-Bek S.I. School education personnel: opportunities and deficits // Monitoring of the education economy. Issue 18,2020 / S.I. Zair-Bek, T.A. Mertsalova, K.M. Anchikov. - Moscow: HSE, 2020.6.
6. From the history of music education: a reader / Ed. O.A. Apraksin. - M.: Prosveshchenie, 1990.
7. Kabalevsky, D.B. Basic principles and methods of the music program for secondary schools // Programs of general education institutions. Music / under the direction of D.B. Kaba-levsky. - M.: Enlightenment, 2007.
8. The concept of teaching the subject area "Art" in educational organizations of the Russian Federation implementing basic general education programs. - URL: https://docs.edu.gov.ru/docu-ment/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b
9. Odintsova S.A., Garkusha K.G. Modern requirements for the musical training of primary school teachers in the context of education reform // Herald of KarGU. - Karaganda, 2017. - URL: https://articlekz.com/article/17943
10. Osenneva M.S. Theory and methodology of musical education: textbook for students. institutions of higher Prof. education / M.S. Osenneva. - 2nd ed., ster. - M.: Academy, 2013.
11. Rusakova T.G. The formation of the spiritual experience of the individual in primary school age / Innovative technologies in aesthetic education. - URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/formirovanie-duhovnogo-opyta-lichnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste
12. Shkolyar L.V., Kurbatova N.V. Key trends in modern art teaching: problems and prospects // Space and time. № 3(13)/2013. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-tendentsii-sovremennogo-prepodavaniya-iskusstva-problemy-i-perspektivy
13. Shuvalova E. E. Preparation of future primary school teachers for the organization of musical activity of younger schoolchildren // Pedagogy of art. № 4. 2018. - URL: http://www.art-edu-cation.ru/sites/default/files/journal_pdf/shuvalova_115-120.pdf
о с
u
см
CM