Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТИЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТИЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРОЖДЕНИЕ / ТЕОРИЯ / МУЗЫКА И ПЕНИЯ / ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ / МУЗЫКАЛЬНО - ПЕСЕННОЕ НАСЛЕДИЕ / УЧИТЕЛЬ / НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / REFUSED / THEORY / MUSICS / HANDS WRITERS / TEACHER / BEGINNING LEVEL / MUSIC PREPARIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллоев Бахриддин

Для педагога начальных классов общеобразовательного профиля, в современных условиях остро встаёт вопрос о важности практического овладения музыкальным искусством. Практика музыкальной подготовки учителей начальных классов в педагогических вузах свидетельствует о наличии противоречий между современными требованиями к учителю, которые осуществляют процесс музыкального воспитания и обучения младших школьников по новой программе и уровнем его музыкальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND THEORY OF MUSIC EDUCATION AND TRAINING OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

For the teacher of primary classes of General education in modern conditions, the question is the importance of practical mastery of the art of music. The practice of musical training of primary school teachers in pedagogical universities indicates the existence of contradictions between the modern requirements for the teacher, who carry out the process of musical education and training of younger students in the new program and the level of his musical training.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТИЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТИЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Хайруллоев Б.

Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни

В процессе обновления демократизации общества, когда заново осмысливается история, пересматривается содержание образования, возвращается забытое или раннее запрещенное, упущенное в духовной жизни народов, возрастает актуальность возрождения культурно-исторического наследия прошлого. Одним из его компонентов является народная музыкальная педагогика - с её богатейшими нравственно-эстетическими традициями и опытом, в том числе музыкальным воспитанием подрастающего поколения.

Возрождение утраченных духовных и нравственных ценностей национальной культуры, любви к своей Родине и её традициям, требует нового подхода к решению вопросов воспитания личности, формирования самосознания, необходимости реформирования и совершенствования всей системы образования.

Выдвижение на одно из первых мест гуманистического воспитания обусловлено потерей идеалов, так называемого «дефицита духовности». Сферы морали и этики, нравственности, как известно, непосредственно смыкаются с музыкой, являющейся составной частью духовного богатства человека. Гармоническое развитие подрастающего поколения невозможно представить вне совершенствования системы музыкального образования. Важность этой проблемы возрастает в связи с развитием духовной сферы общества, осмыслением культурно-исторического потенциала государства.

Одной из важнейших задач, декларируемой Законом Республики Таджикистан «Об образовании», в условиях демократического светского правового унитарного государства являются: развитие индивидуальных творческих способностей развитие культурны и защита национальных традиций подготовка и воспитания личности, обладающий чувством высокой гражданской ответственностина благоактивного участия в культурной жизни, высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, профессиональными навыками, проникнутых идеями миролюбия, гуманизма и патриотизма (2, с.16).

Этому в полной мере содействует музыкальное образование учащейся молодёжи, её музыкальная подготовка основанная на познании художественно-музыкальных ценностей народа. Поэтому совершенствование учебно-воспитательного процесса, в системе музыкального образования, является одним из решающих направлений реализации его качественных преобразований.

На сегодняшний день музыкальная подготовка учителей начальных классов считается актуальнейшей проблемой, так как существующая в Таджикистане методика музыкального воспитания, основанная на общеевропейских традициях, еще не учитывает всех особенностей таджикской национальной музыки и пения а также её традиций.

В этой связи необходимо найти связующее звено в механизме воздействия этих систем -музыкальной, педагогической и профессиональной. Для осуществления этой задачи требуются соответственно подготовленные высококвалифицированные педагогические кадры. В тоже время в республике не хватает учителей музыки и пения с профессиональным музыкальным образованием. С 1973 года и по сегодняшний день главной кузницей подготовки учителей музыки и пения являются музыкально-педагогический факультет Таджикского государственого института искусств и отделение методики начального обучения и музыки Таджикский государственный педагогический университет им. К.Джураева (ТГПУ).

Ежегодно эти два вуза выпускают на 20-30 учителей-специалистов, но и они не идут работать в школы, так как низкая зарплата не удовлетворяет их и они идут в театры, ансамбли, оркестры, а зачастую обслуживают местные праздничества.

В Концепции национальной школы Республики Таджикистан особое внимание уделяется повышению качества музыкально-эстетической подготовки младших школьников, так как именно на начальном этапе обучения закладывается фундамент эстетической воспитанности и музыкальной образованности подрастающего поколения. Важная роль в решении этой задачи принадлежит учителю начальной школы. Только специалист с достаточно высокой профессиональной подготовкой может целенаправленно воспитывать и обучать детей с малого возраста и поэтому роль педагога в обучении и воспитании детей трудно переоценить(3, с.52).

Сегодня вся система обучения и воспитания, особенно музыкальное воспитание детей, должна быть построена на основе возрождения национальной культуры и обычаев, опираться на суверенитет государства и передовые слои общества, на общечеловеческие ценности, богатое национальное музыкально-песенное наследие.

Отмечая воспитательное значение произведений музыкального творчества, передовые деятели просвещения Востока и Запада еще с древнейших времён ратовали за включение лучших его образцов в систему образования. К примеру, в классической Греции существовало понятие триединства «мусических искусств»-поэзии, танца, и музыки, считавшихся одним из самых могущественных средств воздействия на духовный мир человека. Аристотель писал, «что в музыке находятся зародыши нравственных состояний, поэтому она должна быть обязательным предметом обучения и воспитания»(20, с.44).

Сохранившиеся письменные источники истории культуры предков таджиков содержат также ценные сведения о выдающихся учёных-просветителях, которые уделяли особую роль использованию музыки в культурном воспитании подрастающего поколения. В их число входят Абунаср Аль Фараби (851-950гг), написавший Большой трактат о музыке «Китоб ул мусики ал -Кабир», «Философские трактаты», Ибн-Сино (980-1037гг.), посвятивший этому виду искусства специальные разделы в «Книге исцеления» («Китоб ул-шифо») и включивший раздел о музыкальном воспитании в свою энциклопедию «Ключи к наукам» («Мафотих ул-улум»), Фахриддин ал-Рози с его энциклопедией «Собрание наук» («Чамъ-ул улум»), Сафиуддин Абдумумин (ХШ век) с уникальными работами «Книга о благородностях» («Рисолату шарофия») и «Книга о кругах» («Китоб ул-адвор»), Зайнулобиддин ал - Хусайни, написавший «Научные и практические правила музыки» (каноны), А. Джами, создавший «Трактат о музыке» и другие (8, с.57, 9, с. 117, 6, с.27). Эти труды представляют собой замечательные по значению произведения, авторы которых, наряду с исследованиями звука, способов его возникновения, акустических свойств, интервалов и ритмов изучали роль и влияние музыки и пения на душевное состояние человека. Основной задачей музыки и её конечной целью они считали воспитание человека, совершенствование его духовного облика. Древние мыслители не отделяли воспитательную функцию музыки от социально-эстетических задач. Абуали ибн-Сино, например, отрицал наличие врождённых качеств у человека, указывая на необходимость их воспитания. (6, с.281). Так же, как и Фараби, он полагал, что посредством нравственного, интеллектуального и духовного совершенствования каждой личности можно совершенствовать общество в целом. (9, с. 540). Такая гуманистическая направленность музыкальных взглядов средневековых мыслителей представляет их взгляды актуальными, глубоко созвучными современным учениям.

Говоря о воспитательной роли их произведений, Президент Таджикистана Э.Ш.Рахмонов отмечает что: «...вклад гениальных сынов нашего народа в развитие мировой цивилизации также очень заметен и вписан золотыми буквами навечно в истории». (4, с.5).

В современных условиях особое значение преобретает проблема музыкального воспитания и обучения учащихся начальной школы, ибо именно на этом этапе закладываются основы культуры личности. Разрешение данной проблемы полностью зависит от подготовки учителей с достаточно высокой музыкальной культурой. Учитывая, что в ближайшее время до 2020 года, воспитание и обучение музыки и пения младших школьников не может быть осуществлено учителями-специалистами, перед образованием встаёт важная проблема подготовки учителей начальных классов для осуществления этого процесса.

Анализ положения и практики работы общеобразовательной школы и высших педагогических учебных заведений Таджикистана, изучения учебных планов и программ показывает, что многие проблемы музыкальной подготовки учителей начальных классов в период обучения в педагогических вузах остаются нерешенными. Не раскрыты глубоко содержание и структура этой подготовки, не обоснованы пути и средства её обеспечения. Поэтому идея разработки новой методики музыкального воспитания от начальной до высшей школы, основанной на применении специфических особенностей таджикской народной музыки и песен, становится одной из главных задач музыкально-педагогической общественности республики. Все больше педагогов, воспринимают эту идею не как угрозу их индивидуальности, а как творческий подход к урокам, как необходимость обобщения всего лучшего, что создано в теории, методике и практике музыкального воспитания.

Таким образом, все более осознается разрыв между педагогической практикой музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов в вузе и уровнем научных знаний о

закономерностях формирования у педагогов готовности успешно осуществлять музыкально-эстетическое воспитание и образование младших школьников.

Для педагога начальных классов общеобразовательного профиля в современных условиях остро встаёт вопрос о важности практического овладения музыкальным искусством. Практика музыкальной подготовки учителей начальных классов в педагогических вузах свидетельствует о наличии противоречий между современными требованиями к учителю, которые осуществляют процесс музыкального воспитания и обучения младших школьников по новой программе и уровнем его музыкальной подготовки.

Происходящие на современном этапе изменения на основании закона «Об образовании», Концепции национальной школы в системе образования и воспитания, реформирование школ свидетельствуют, что возросший интерес к народным традициям выдвигает перед педагогическими вузами вопрос повышения качества профессиональной подготовки специалистов. (58, 73)

В этом аспекте важнейшей проблемой педагогической науки являются поиск и разработка оптимальных систем воспитания, обучения предусматри-вающих решение вопросов, связанных с повышением эффективности учебно-воспитательного процесса во всех звеньях образования.

Вывод: в связи с этим особое значение представляет организация музыкальной подготовки, владение которой рассматривается как важнейшая предпосылка социально-экономического процесса. Развитие науки и техники, склонность к овладению общечеловеческими ценностями требуют основательного изучения и знания эстетически-музыкального и певческого образования.

Резкие возрастные потребности общественного развития в специалистах музыкально-педагогического профиля с высоким интеллектуальным уровнем, умеющих непосредственно использовать прогрессивные мировые традиции, свидетельствует о необходимости серьезного исследования проблемы музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Республики Таджикистан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рахмонов Э.Ш. Точикон дар оинаи таърих. Душанбе. Ирфон 1997 676 с.

2. Закон Руспублики Таджикистан об образований Душанбе 2004 89 с.

3. Консепция национальной школы Республики Таджикистан Душанбе 2004 89 с.

4. Хайруллоев Б. Музыкального педагогическая подгатовка учителей начальный классов в системе вышего педагогического образования в Таджикистане (диск на сос учёной степен кандидант педагогический наук.) Душанбе 2006 - 2001

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Для педагога начальных классов общеобразовательного профиля, в современных условиях остро встаёт вопрос о важности практического овладения музыкальным искусством. Практика музыкальной подготовки учителей начальных классов в педагогических вузах свидетельствует о наличии противоречий между современными требованиями к учителю, которые осуществляют процесс музыкального воспитания и обучения младших школьников по новой программе и уровнем его музыкальной подготовки.

Ключевые слова: возрождение, теория, музыка и пения, письменные источники, музыкально - песенное наследие, учитель, начальных классов, музыкальной подготовки.

HISTORY AND THEORY OF MUSIC EDUCATION AND TRAINING OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

For the teacher of primary classes of General education in modern conditions, the question is the importance ofpractical mastery of the art of music. The practice of musical training ofprimary school teachers in pedagogical universities indicates the existence of contradictions between the modern requirements for the teacher, who carry out the process of musical education and training of younger students in the new program and the level of his musical training.

Keywords: refused, theory, musics, hands writers, teacher, beginning level, music prepariation.

Сведения об авторе:

Хайруллоев Бахриддин- кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры эстетики и трудового обучения в начальных классах ТГПУ имени С. Айни; тел: (+992) 900-22-44-81.

About the author:

Khairulloev Bahriddin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor in the Department of Aesthetics and Labour Education in the elementary grades of Tajik State Pedagogcal University named after Sadriddin Aini. Tel.: (+992) 900-22-44-81.

НАКШИ СУРДОПЕДАГОГИКА ДАР ТАЪЛИМ ВА ТАРБИЯИ КУДАКОНИ

НОШУНАВО

Кувватов С.Д.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С.Айнй

Ра^монов З.П.

Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров

Сурдопедагогика таърихи тулонй дошта, даврахои мушкилеро аз сар гузарондааст. Агар ба гузашта назар кунем, сурдопедагогика, ки ба таълиму тарбияи ношунавоён сарукор дошта то, имруз ба мо мерос мондааст. Аз рузи пайдоиши инсоният дар руйи замин пеш аз нутк одамон бо ишора муошират мекарданд. Дар натичаи ишора нутк пайдо шудааст. Ношунавоён аз рузи пайдоиши инсон дар хамаи халкиятхо вучуд дорад. Дар замонхои гуломдорй ва то асрхои 15 нисбат ба ношунавоён ва дигар маъюбон муносибати берахмона менамуданд. Бисёртар диндорони хамон даврахо акида доштанд, ки шахсони маъюб ба азоби Худованд гирифтор шуда, дар назди Худо гунахгор мебошанд. Диндорон овозахо пахн мекарданд, ки касе ба ин гуна шахсон наздик шаванд, онхо гуё бар зидди Худованд баромада, ба ин гуна одамон чазохои вазнин таъин мекарданд. Аз сарчашмахои таърихи сурдопедагогика маълум гашт, ки дар хамон даврахо кудакони ношунавоёнро ба катл мерасонданд. Инчунин дар конунхои хамон давра ин гуна кудакон ягон имтиёз надошта, дар зери химояи давлат набуданд ва ба ягон чиз хукук надоштанд. Бисёр оилахое, ки ин гуна бачагон доштанд фарзандони худро панох мекарданд ва ё ба катл мерасонданд. Ба хамаи ин мушкилотхо нигох накарда онхо зиндагии худро давом медоданд. Дар он замон акидахое вучуд доштанд, ки гуё кудакони ношунаво бинобар сабаби дар шунавой мушкилоти дошта, наметавонанд дониши зарурй гиранд ва мухити гирду атрофро дарк намоянд. Файласуфи юнонй Аристотел (384-322) пеш аз мелод навиштааст: бачагоне, ки мушкилоти шунавой доранд, таълим додани онхо гайриимкон мебошад. Онхо наметавонанд хондану навиштанро ёд гиранд.

Ин гуфтаи Аристотел зери танкиди олимони дигар карор гирифта, акидаи ин файласуфро нодуруст арзёбй карданд. Дар сарчашмахои дигари судопедагогика навишта шудааст, ки Аристотел ин акидаро тахлил накарда, баръакс кайд намудааст, ки ин гуна кудакон метавонанд бо таълими махсуси барои онхо хос сохиби маълумот шаванд. Кудакони ношунаво гарчанде мушкилоти шунавой доранд, метавонад дониши хуб гирифта, дар зиндагй чои худро пайдо намоянд. . Монархи испанй Педро Понсе де Леона (1520-1584) тахминан солхои 1540-1547, 12 ношунаворо ба таълим фаро гирифт, ки дар байни онхо духтарон низ буданд. Понсе де Леона ба онхо навиштан, хондан, хисоб кардан, хондани намозромеомухт. Аз ин чо маълум гашт, ки монархи испанй инчунин ба ношунавоён таърихи испания, забонхои лотинй, юнонй ва итолиявиро низ меомузонд. Понсе де Леона хамчун асосгузори саршавии таълими кудакони ношунаво дар таърих номашро гузоштаст. Олимони дигар Х.П.Бонст (1620), Франческо Лана-Терси (1631-1687), Джон Булвар(1614-1684), Вилям Холдер(1616-1697), Джон Валлис (1616-1703), Георг Далгарно (1626-1687) ва Генри Бейкер (1698-1774) ба таълими кудакони ношунаво машгул, буда бо методхои гуногун онхоро омузондаанд. Мактаби аввалини ношунавоён ва методхои таълим дар нимаи дуюми асри 18 ва охирхои асри 19 ташкил карда шудаанд. Асосгузори мактаби аввалини ношунавоён олими Фаронса Шарл Мишел Дел Эпе (1712-1789) буд. Соли 1761 дар дигар сарчашмахо бошад солхои 1771ва 1776 мактабро дар хавлии шахсии худ ташкил намуда, кариби 75 нафар ношунавоёнро ба таълим чалб намуда, бо методи ишора таълим медод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.