DO110.26170/po 19-03-06 ГРНТИ 14.35.07
УДК 378.147.88:378.016.78 ББК Щ314.1-7
Код ВАК 13.00.02
Соколов Александр Николаевич,
доцент, кафедра музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; е-mail: [email protected]
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ХОРОМ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бакалавриат; музыкальное образование; дирижерская подготовка; студенты-музыканты; хоровое пение; педагогическая диагностика.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются вопросы дирижерской подготовки обучающихся на профиле «Музыкальное образование» бакалавриата в педагогическом вузе. Анализируются возможности диагностики уровня дирижерских умений на начальном этапе обучения в педагогическом университете у будущих учителей музыки.
Рассмотрена структура подготовки будущих учителей музыки к хормейстерской и дирижерской работе, раскрываются возможности применения практических навыков руководства хоровым исполнением. В статье представлена процедура диагностирования навыков практической работы с хором обучающихся для получения объективных данных об их развитии в течение начального этапа (первого семестра) профессиональной подготовки в хоре педагогического университета. Данная диагностика дает возможность педагогу проектировать дальнейшую профессиональную работу со студентами в хоровом коллективе. Диагностика позволяет выявить наиболее существенные недостатки практической работы с хором обучающихся и выбрать способы их устранения на занятиях. В статье раскрыты критерии диагностики, которые отражают два основных признака готовности к практической работе с хором: а) владение самого обучающегося навыками пения в хоровом коллективе (хоровой ансамбль, хоровой строй, тембральная манера звукообразования); б) владение обучающегося навыками управления хоровым коллективом (темпо-ритм, динамика, звуковедение, переданные в рабочем дирижерском жесте).
Выделяются три уровня сформированности навыков готовности обучающихся к практической работе с хором — ознакомительный, пороговый, продвинутый.
Приводятся результаты начальной и итоговой диагностики, полученные в процессе реализации диагностической процедуры у будущих учителей музыки на занятиях женского хора первого курса профиля «Музыкальное образование» института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета в течение первого семестра обучения. Представленная диагностика может быть использована педагогами, ведущими дисциплину «Хоровой класс» в различных образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку учителей музыки в общеобразовательной школе.
Sokolov Alexandr Nikolaevich,
Associate Professor, Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
DIAGNOSTICS OF BACHELOR'S DEGREE STUDENTS READINESS TO PRACTICAL WORK WITH CHORUS
KEYWORDS: bachelor; musical education; conducting training; music students; choral singing; pedagogical diagnostics.
ABSTRACT. The article deals with the issues of leading a choir preparation of Bachelor's degree training in the type "Musical Education". Possibilities to diagnostics of the level of conducting skills on beginning stage education of future musical teachers in the pedagogical university are analysed. The structure of readiness of future musical teachers to the work of leader of a chorus, assimilation and application practical skills students of the leader of a choral performance is discussed.
The article deals with the procedure of diagnostics skills of readiness to practical work students with chorus in order to receive objective information about their development on beginning stage during first stage of the professional readiness in choir of pedagogical university.
This diagnostics gives to teacher possibility for project subsequent development and professional work of his pupils in the choir. Diagnostics gives to teacher the possibility to expose the important defects and select the methods to remove them. The article deals criterions of diagnostics are reflected two basic signs of readiness students to the practical work with choir: a) the use of the practical skills of choral vocal (choral ensemble, choral harmony, vocal manner of timbre); b) the use of the practical skills of the leader of a choral (tempo-rhythm, dynamics, sound keeping, reproduced in the conducting gesture).
The levels of the conducting skills on beginning stage education of future musical teachers as acquittance, threshold, moving were recognized.
The article deals the results of the beginning and concluding diagnostics, received in process of realization of the diagnostic procedure of future musical teachers in process choir class first course of the Institute of Musical and Artistic education of Ural State Pedagogical University during first stage.
Presented diagnostics may be used in the choral classes of the different educational institutions the type preparation of musical teachers for schools providing general education.
Дисциплина «Хоровой класс и практическая работа с хором» ставит своей целью подготовку студентов к хормейстерской и дирижерской работе в условиях общего и дополнительного образования. Согласно ФГОС ВО профессионального образования (уровень бакалавриата), в процесс обучения входит овладение студентов компетенцией ПК-3 (способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности). Поскольку названная компетенция является главной для данной дисциплины, постольку ее формирование включает, с одной стороны, освоение навыков певцами-ансамблистами и «их применение в процессе участия в хоровом исполнении» и, с другой стороны, освоение навыков руководства детским хоровым исполнением [15, с. 3].
Ряд авторов обращается к проблеме активизации дирижерско-хоровой подготовки студентов — будущих учителей музыки, решение которой отражено в тех или иных материалах. Назовем ряд таких изданий: монография К. П. Матвеевой [11], в которой теоретически обосновывается сущность и специфика дирижерской подготовки учителя музыки и предлагается методика поэтапного освоения навыками репетиционного (рабочего) дирижерского жеста в единстве индивидуальных и коллективных форм обучения; монография И. Ю. Горской [6] о путях становления оценочных суждений в процессе хормейстерской подготовки; учебное пособие Г. П. Стуловой [19], рассматривающее способы решения проблем исполнительства в школьном хоре, учебное пособие Э. Б. Ануфриевой и Л. Н. Пичуги-ной [2], посвященное методике начального этапа обучения студентов педвуза хоровому дирижированию; ряд содержательных статей, освещающих данный процесс [1; 3; 4; 5; 9; 10; 13; 14; 18].
Для обучающихся в педагогическом вузе важны два основных компонента в их подготовке к практической работе с хором. Один из них — формирование умений ориентироваться в вокально-хоровой звучности, делать исполнительский анализ хорового произведения и выполнять определенную последовательность действий в осмыслении музыкально-художественного образа хорового произведения [16]. Другой — формирование умений осуществлять дирижерскую подготовку к разучиванию хорового произведения со школьниками и возможные варианты порядка необходимых для этого действий на материале музыкального репертуара [17].
Отмечаем, что в процессе дирижерско-хоровой подготовки важным этапом явля-
ется диагностика сформированности этих двух компонентов. Однако диагностика того, как они сформированы и каковы уровни данной сформированности у будущего учителя музыки — вопросы, которые пока еще не нашли должного освещения в научно-методической литературе.
В настоящей статье с целью получения объективных данных о динамике развития готовности обучающихся к практической работе с хором в течение начального этапа (первого семестра) в вузе автором приводится разработанная и апробированная им диагностика.
Выбор критериев диагностики был обусловлен особенностями, присущими функционированию коллектива музыкантов-исполнителей и спецификой их проявления в деятельности хорового коллектива. Поскольку в основе успешного хорового исполнения лежит взаимодействие коллектива поющих и хормейстера — руководителя хорового коллектива, представилось необходимым отразить в диагностике две основных составляющих готовности обучающегося: а) владение самого обучающегося навыками пения в хоровом коллективе; б) владение обучающегося навыками управления хоровым коллективом.
Итак, для диагностики были выбраны те навыки, освоение, закрепление и совершенствование которых возможно преимущественно лишь в условиях коллективного исполнения, а именно — в условиях учебного студенческого хора.
Процедура разработанной диагностики была проведена у обучающихся первого курса на бакалавриате по профилю «Музыкальное образование» в 2018 г. в течение первого семестра обучения.
Приступая к работе с женским хоровым коллективом студентов первого курса, мы выяснили, что в их число входят: а) выпускники колледжей; б) выпускники музыкальных школ; в) лица без предшествующей музыкальной подготовки. В ходе бесед с обучающимися было выявлено, что опыт участия в хоровом коллективе имеется у выпускников колледжей и музыкальных школ, а у лиц без музыкальной подготовки опыт пения в хоре был невелик или вообще отсутствовал.
При индивидуальном прослушивании выяснилось, что степень владения вокальными навыками (певческим дыханием, звукообразованием, интонированием, артикуляцией) была следующая. У выпускников колледжей (два человека) основы вокальных навыков в той или иной степени были уже сформированы. Обучающиеся довольно свободно интонируют и ритмически правильно исполняют свою партию, но не все-
© Соколов А. Н., 2019
гда используют правильную позицию голоса в передаче тембра. Выпускники музыкальных школ (пять человек) допускают много ошибок в интонировании интервалов больше терции. У лиц без предшествующей музыкальной подготовки (четыре человека) даже при наличии хороших вокальных данных вокальные навыки сформированы недостаточно или отсутствуют. Слабо владея вокальными навыками, при разучивании мелодий они ориентируются преимущественно на показ руководителя («с голоса»), и попытки даже простого копирования удаются им не с первого раза.
Что касается хоровых навыков (хорового ансамбля, хорового строя, манеры звукообразования), то представление о наличии и уровне владения ими, в отличие от вокальных навыков, не может быть выявлено в ходе индивидуальных прослушиваний, а определено только в процессе коллективного хорового пения. Необходимо было наблюдать и анализировать хоровое звучание в течение первых двух-трех занятий. В условиях коллективного хорового пения оценка хоровых навыков опиралась на слуховой контроль руководителя за хоровым звучанием и дифференциацию его недостатков у конкретных поющих.
Параллельно велось наблюдение за применением дирижерских приемов (передаче в жесте темпоритма, динамики и характера звуковедения в разучиваемом хоровом произведении). Они осваиваются на индивидуальных занятиях по дирижированию, а на хоровых занятиях актуализируются и закрепляются. Оценка дирижерских приемов осуществлялась путем зрительного наблюдения за качеством жестов всех поющих. Распределение внимания руководителя между слуховым и зрительным наблюдением за деятельностью поющих (что является одним из важнейших профессиональных качеств хормейстера) давало руководителю достаточно подробную информацию для диагностики.
В число критериев оценки уровня готовности обучающихся к практической работе с хором вошли: 1) навыки работы с хором; 2) навыки управления хором.
Каждый критерий оценивался по трем показателям: показателями первого критерия были выбраны: хоровой ансамбль, хоровой строй, тембральная манера звукообразования; показателями второго — темпо-ритм, динамика, звуковедение, переданные в рабочем дирижерском жесте — тактировании и ауфтакте.
Каждый показатель (с учетом начального этапа обучения) оценивался по трем уровням, и на основании их обобщения степень подготовленности студента была отне-
сена к ознакомительному, пороговому и продвинутому.
Ознакомительный (низкий) уровень (Н): 1) несогласованность исполнения ритма, неточности в унисоне и интонировании мелодии, несоответствие тембра пения академической манере даже в хоровой партии; ошибки при пении в хоре; 2) ошибки при попытках дифференциации тактирования при передаче метроритма, динамики музыкальной фразы, характера звуковедения в рабочем дирижерском жесте; отсутствие дифференциации ауфтактов.
Пороговый (средний) уровень (С): 1) согласованность исполнения ритма, унисон при интонировании мелодии, приближение к соответствию тембра академической манере при пении в хоровой партии; неуверенность при пении в хоре; 2) не всегда точная дифференциация тактирования при передаче метроритма, динамики музыкальной фразы, характера звуковедения в рабочем дирижерском жесте; ошибки при попытках дифференциации ауфтактов.
Продвинутый (высокий) уровень (В):
1) уверенная и точная согласованность исполнения ритма, точный унисон при интонировании мелодии, полное тембральное соответствие академической манере при пении как в хоровой партии, так и в хоре;
2) уверенная и точная дифференциация тактирования и ауфтактов при передаче метроритма, динамики музыкальной фразы, характера звуковедения в рабочем дирижерском жесте.
Диагностика осуществлялась в процессе распеваний и первоначального разучивания ряда произведений хорового репертуара средней сложности, незнакомых обучающимся (Л. Делиб «Kyrie» из Месса-Бревис; J. Leavit «Kyrie»; Л. Спевачек «Shenandoah»; русские народные песни «В сыром бору тро-пина» (в обработке С. Ежика) и «Во лузях» (в обработке неизвестного автора); чешская народная песня «Разборчивая невеста» (в обработке Вл. Соколова).
Первый диагностический срез, проведенный в начале семестра, (сентябрь) дал следующие результаты (табл. 1).
В рабочей программе дисциплины Б1.В.ОД.14 «Хоровой класс и практическая работа с хором» [15], разработанной на кафедре музыкального образования ФГБОУ «Уральский государственный педагогический университет», предусмотрена поэтапная подготовка студентов к практической работе с хором [15, с. 5]. Начальное освоение необходимых навыков предусматривает начальную теоретическую и методическую подготовку к самостоятельной хормейстерской деятельности в общеобразовательной школе на уроке музыки и во внеурочное время.
Таблица 1
Уровень готовности студентов к практической работе с хором
(начальный этап)
Критерии уровня готовности к практической работе с хором
Уровни навыки пения в хоровом коллективе навыки управления хоровым коллективом
Хоровой ансамбль Хоровой строй Тембральная манера звукообразования Темпо-ритм Динамика Звуко-ведение
Ознакомительный 4 3 5 6 6 6
Пороговый 5 4 6 3 4 4
Продвинутый 2 4 0 2 1 1
Общее число испытуемых 11 11 11 11 11 11
«Неоднородность участников хора по голосовым данным, отсутствие у многих певческого (в том числе и хорового) опыта, обусловливает необходимость устранения наиболее существенных недостатков голосообразования и обучения студентов элементарным вокально -хоровым навыкам в процессе изучения интонационно и ритмически несложных произведений различных стилей и эпох» [15, с. 7]. Предусматривается реализация на репетиции минимальных конкретных заданий, направленных на освоение простейших вокально-хоровых распеваний, развитие адекватных реакций на элементы вокально-хоровой звучности. В основе данного процесса лежат исследования признанных мастеров хорового искусства Г. А. Дмитревского [7], В. Л. Живова [8]. Специфика хоровых занятий, определяемая музыкально-педагогической направленностью, отражена в учебных пособиях и статьях М. С. Осенневой [12], Э. Б. Ануфриевой [1], А. Г. Аранбицкого [3], А. Н. Соколова [16; 17] и др.
Отмечается важность выработки координации между дирижерскими жестами и пением в хоре. Освоение репетиционного (рабочего) жеста опирается на научно обоснованную и проверенную многолетней практикой методику К. П. Матвеевой [11], согласно которой начальный этап подготовки обучающихся к практической работе с хором предполагает освоение и закрепление самых простейших (одноэлементных) дирижерских приемов.
В процессе начальной диагностики
выявились слабые места в хоровом исполнении. Так, обнаружились значительные различия в тембральной манере звукообразования — академической, народной и эстрадной. Именно это обстоятельство являлось одной из причин невысокого уровня двух других показателей навыков хорового пения — хорового ансамбля и хорового строя. Они вызывали затруднения у обучающихся не только в пении хора tutti, а даже при пении в составе своей партии.
Значительно ниже оказался уровень владения обучающимися навыками управления хоровым коллективом. Дирижерские жесты большинства обучающихся ограничивались только передачей тем-поритма, не зависящего от характера зву-коведения и динамики музыкального произведения.
В результате анализа начальной диагностики и на основе указанных программных требований в течение сентября — декабря 2018 г. была проведена работа над устранением выявленных недостатков. В дополнение к коллективной работе (в объеме 50 часов, предусмотренных графиком учебного процесса) потребовалась еще и индивидуальная работа педагога по дисциплине с отдельными обучающимися.
По окончании первого семестра была осуществлена повторная диагностика, которая проводилась на зачетном уроке в процессе наблюдения за коллективным хоровым исполнением произведений, подготовленных в течение первого семестра. Ее результаты представлены ниже в таблице 2.
Уровень готовности студентов к практической работе с хором
(итоговый этап)
45
Таблица 2
Уровни Критерии уровня готовности к практической работе с хором
навыки пения в хоровом коллективе навыки управления хоровым коллективом
Хоровой ансамбль Хоровой строй Тембральная манера звукообразования Темпо-ритм Динамика Звуко-ведение
Ознакомительный 1 0 1 1 1 1
Пороговый 5 6 5 8 9 9
Продвинутый 5 5 5 2 1 1
Общее число испытуемых 11 11 11 11 11 11
По навыкам пения в хоровом коллективе заметно значительное улучшение: у большинства обучающихся навык работы в хоровом ансамбле поднялся на высокий или средний уровень, появилась согласованность исполнения ритма; улучшился унисон при интонировании мелодии, чему способствовало приближение большинства к соответствию тембра академической манере. По навыкам управления хоровым коллективом у обучающихся в рабочем дирижерском жесте появились попытки диф-
ференциации тактирования метроритма с изменением динамики музыкальной фразы и характера звуковедения, использование приема ауфтактирования, а у отдельных обучающихся — и успешные попытки дифференциации ауфтактов.
Для большей наглядности динамики уровня сформированности навыков готовности обучающихся к практической работе с хором в таблице 3 приводим сопоставительные данные о приросте ее качества от начального этапа к итоговому.
Сопоставительные данные начального и итогового этапов уровня готовности студентов к практической работе с хором
Таблица 3
Уровни сформированности навыков готовности к практической работе с хором
Этапы диагностики навыки пения в хоровом коллективе навыки управления хоровым коллективом
ознакомительный пороговый продвинутый ознакомительный пороговый продвинутый
начальный 4 5 2 6 4 1
итоговый 1 5 5 1 9 1
прирост качества -3 +2 +3 -5 +5 0
Из таблицы 3 виден значительный прирост по большинству показателей качества по уровню готовности студентов к практической работе с хором. Наибольший прирост виден по навыкам пения в хоровом коллективе. Кроме того, значительный позитивный сдвиг произошел и по навыкам управления хоровым коллективом.
Таким, образом, проверка диагностической процедуры показала ее эффективность. Представленная диагностика может быть использована педагогами, ведущими дисциплину «Хоровой класс» в различных образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку учителей музыки в общеобразовательной школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриева Э. Б. Развитие творческой активности студентов-бакалавров на занятиях по хоровому дирижированию // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : всероссийский (с междунар. участием) сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. К. П. Матвеева. — Екатеринбург, 2017. — С. 9-17-
2. Ануфриева Э. Б., Пичугина Л Н. Начальный этап обучения хоровому дирижированию : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2012. — 114 с.
3. Аранбицкий А. Г. Певческие манеры в воспитании вокально-хоровой культуры бакалавров музыкального образования // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : всерос. (с междунар. участием) сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. К. П. Матвеева. — Екатеринбург, 2017. — С. 18-27.
4. Аранбицкий А. Г. Самостоятельная работа студентов-бакалавров педагогического вуза по дисциплине «Хоровой класс и практическая работа с хором» / / Дирижерско-хоровая и методическая подготовка студентов-бакалавров профиля «Музыкальное образование» в педагогическом вузе : сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. К. П. Матвеева. — Екатеринбург, 2017. — С. 16-23.
5. Аранбицкий А. Г. Пути преодоления сценического волнения в процессе дирижерской исполнительской деятельности у студентов-бакалавров в сфере музыкального образования // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : регион. сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Л. В. Матвеева. — Екатеринбург, 2018. — С. 9-15.
6. Горская И. Ю. Педагогические условия становления оценочных суждений учителя музыки в процессе хормейстерской подготовки : монография / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2008. — 106 с.
7. Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс : учеб. пособие. — СПб. : Лань ; М. : Планета музыки, 2007. — 112 с.
8. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
9. Матвеева К. П. Содержание дирижерской подготовки студентов педагогического вуза по магистерской программе «Музыкальное искусство» // Казанская наука. — 2015. — № 5. — С. 157-159.
10. Матвеева К. П. Поэтапная дирижерская подготовка обучающихся в условиях педагогического вуза // Казанская наука. — 2017. — № 6. — С. 75-77.
11. Матвеева К. П. Теоретические аспекты дирижерской подготовки учителя музыки : монография (для направления «44.04.01 — Педагогическое образование» Магистерская программа «Музыкальное образование») / Урал. гос. пед. ун-т. — Изд. 2, доп. — Екатеринбург, 2017. — 97 с.
12. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором : учеб. пособие для студ. вузов по спец. 030700 — Муз. образование. — М. : Академия, 2003. — 192 с.
13. Петрова Т. В. Педагогические возможности вокально-хоровой работы учителя музыки // Актуальные проблемы теории и практики музыкального образования : межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. унт ; Перм. гос. ин-т искусства и культуры ; отв. ред. К. П. Матвеева, Л. А. Кузьмина. — Екатеринбург—Пермь, 2009. — С. 110-114.
14. Пичугина Л. Н., Ануфриева Э. Б. Проблема освоения китайскими студентами дирижерско-хоровых навыков в условиях образовательного процесса педвуза // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : регион. сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Л. В. Матвеева. — Екатеринбург, 2018. — С. 39-47.
15. Рабочая программа дисциплины Б1.В.ОД.14 «Хоровой класс и практическая работа с хором» / сост. К. П. Матвеева, А. Г. Аранбицкий ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2017. — 32 с.
16. Соколов А. Н. Работа студента-бакалавра над осмыслением музыкально-художественного образа произведения в классе хорового дирижирования // Дирижерско-хоровая и методическая подготовка студентов-бакалавров профиля «Музыкальное образование» в педагогическом вузе : сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. К. П. Матвеева. — Екатеринбург, 2017. — С. 77-84.
17. Соколов А. Н. Дирижерская подготовка студентов-бакалавров музыкального образования к разучиванию хорового произведения со школьниками // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : регион. сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Л. В. Матвеева. — Екатеринбург, 2018. — С. 57-64.
18. Соснина Л. В. Воспитание певца-ансамблиста в учебном хоре // Актуальные проблемы теории и практики музыкального образования : межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т ; Перм. гос. ин-т искусства и культуры ; отв. ред. К. П. Матвеева, Л. А. Кузьмина. — Екатеринбург—Пермь, 2009. — С. 135-141.
19. Стулова Г. П. Хоровое пение в школе : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 030700 — Муз. образование. — М., 2010. — 176 с.
REFERENCES
1. Anufrieva E. B. Razvitie tvorcheskoy aktivnosti studentov-bakalavrov na zanyatiyakh po khorovomu dirizhirovaniyu // Problemy sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya: bakalavriat, obshchee i dopolnitel'noe obrazovanie detey i yunoshestva : vserossiyskiy (s mezhdunar. uchastiem) sb. nauch. trudov / Ural. gos. ped. un-t ; otv. red. K. P. Matveeva. — Ekaterinburg, 2017. — S. 9-17.
2. Anufrieva E. B., Pichugina L N. Nachal'nyy etap obucheniya khorovomu dirizhirovaniyu : ucheb. Posobie / Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2012. — 114 s.
3. Aranbitskiy A. G. Pevcheskie manery v vospitanii vokal'no-khorovoy kul'tury bakalavrov muzykal'nogo obrazovaniya // Problemy sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya: bakalavriat, obshchee i dopolnitel'noe obrazovanie detey i yunoshestva : vseros. (s mezhdunar. uchastiem) sb. nauch. trudov / Ural. gos. ped. un-t ; otv. red. K. P. Matveeva. — Ekaterinburg, 2017. — S. 18-27.
4. Aranbitskiy A. G. Samostoyatel'naya rabota studentov-bakalavrov pedagogicheskogo vuza po distsipline «Khorovoy klass i prakticheskaya rabota s khorom» // Dirizhersko-khorovaya i metodicheskaya podgotovka stu-dentov-bakalavrov profilya «Muzykal'noe obrazovanie» v pedagogicheskom vuze : sb. nauch. trudov / Ural. gos. ped. un-t ; otv. red. K. P. Matveeva. — Ekaterinburg, 2017. — S. 16-23.
5. Aranbitskiy A. G. Puti preodoleniya stsenicheskogo volneniya v protsesse dirizherskoy ispolnitel'skoy deyatel'nosti u studentov-bakalavrov v sfere muzykal'nogo obrazovaniya // Problemy sovremennogo
muzykal'nogo obrazovaniya: bakalavriat, obshchee i dopolnitel'noe obrazovanie detey i yunoshestva : region. sb. nauch. trudov / Ural. gos. ped. un-t ; otv. red. L. V. Matveeva. — Ekaterinburg, 2018. — S. 9-15.
6. Gorskaya I. Yu. Pedagogicheskie usloviya stanovleniya otsenochnykh suzhdeniy uchitelya muzyki v protsesse khormeysterskoy podgotovki : monografiya / Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2008. — 106 s.
7. Dmitrevskiy G. A. Khorovedenie i upravlenie khorom. Elementarnyy kurs : ucheb. posobie. — SPb. : Lan' ; M. : Planeta muzyki, 2007. — 112 s.
8. Zhivov V. L. Khorovoe ispolnitel'stvo: Teoriya. Metodika. Praktika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. — M. : VLADOS, 2003. — 272 s.
9. Matveeva K. P. Soderzhanie dirizherskoy podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza po magisterskoy programme «Muzykal'noe iskusstvo» / / Kazanskaya nauka. — 2015. — № 5. — S. 157-159.
10. Matveeva K. P. Poetapnaya dirizherskaya podgotovka obuchayushchikhsya v usloviyakh pedagog-icheskogo vuza / / Kazanskaya nauka. — 2017. — № 6. — S. 75-77.
11. Matveeva K. P. Teoreticheskie aspekty dirizherskoy podgotovki uchitelya muzyki : monografiya (dlya napravleniya «44.04.01 — Pedagogicheskoe obrazovanie» Magisterskaya programma «Muzykal'noe obrazovanie») / Ural. gos. ped. un-t. — Izd. 2, dop. — Ekaterinburg, 2017. — 97 s.
12. Osenneva M. S., Samarin V. A. Khorovoy klass i prakticheskaya rabota s khorom : ucheb. posobie dlya stud. vuzov po spets. 030700 — Muz. obrazovanie. — M. : Akademiya, 2003. — 192 s.
13. Petrova T. V. Pedagogicheskie vozmozhnosti vokal'no-khorovoy raboty uchitelya muzyki // Aktual'nye problemy teorii i praktiki muzykal'nogo obrazovaniya : mezhvuz. sb. nauch. tr. / Ural. gos. ped. un-t ; Perm. gos. in-t iskusstva i kul'tury ; otv. red. K. P. Matveeva, L. A. Kuz'mina. — Ekaterinburg—Perm', 2009. — S. 110-114.
14. Pichugina L. N., Anufrieva E. B. Problema osvoeniya kitayskimi studentami dirizhersko-khorovykh na-vykov v usloviyakh obrazovatel'nogo protsessa pedvuza // Problemy sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya: bakalavriat, obshchee i dopolnitel'noe obrazovanie detey i yunoshestva : region. sb. nauch. trudov / Ural. gos. ped. un-t ; otv. red. L. V. Matveeva. — Ekaterinburg, 2018. — S. 39-47.
15. Rabochaya programma distsipliny B1.V.OD.14 «Khorovoy klass i prakticheskaya rabota s khorom» / sost. K. P. Matveeva, A. G. Aranbitskiy ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2017. — 32 s.
16. Sokolov A. N. Rabota studenta-bakalavra nad osmysleniem muzykal'no-khudozhestvennogo obraza pro-izvedeniya v klasse khorovogo dirizhirovaniya // Dirizhersko-khorovaya i metodicheskaya podgotovka studentov-bakalavrov profilya «Muzykal'noe obrazovanie» v pedagogicheskom vuze : sb. nauch. trudov / Ural. gos. ped. un-t ; otv. red. K. P. Matveeva. — Ekaterinburg, 2017. — S. 77-84.
17. Sokolov A. N. Dirizherskaya podgotovka studentov-bakalavrov muzykal'nogo obrazovaniya k razuchivaniyu khorovogo proizvedeniya so shkol'nikami / / Problemy sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya: bakalavriat, obshchee i dopolnitel'noe obrazovanie detey i yunoshestva : region. sb. nauch. trudov / Ural. gos. ped. un-t ; otv. red. L. V. Matveeva. — Ekaterinburg, 2018. — S. 57-64.
18. Sosnina L. V. Vospitanie pevtsa-ansamblista v uchebnom khore // Aktual'nye problemy teorii i praktiki muzykal'nogo obrazovaniya : mezhvuz. sb. nauch. tr. / Ural. gos. ped. un-t ; Perm. gos. in-t iskusstva i kul'tury ; otv. red. K. P. Matveeva, L. A. Kuz'mina. — Ekaterinburg—Perm', 2009. — S. 135-141.
19. Stulova G. P. Khorovoe penie v shkole : ucheb. posobie dlya studentov vuzov po spets. 030700 — Muz. obrazovanie. — M., 2010. — 176 s.