Научная статья на тему 'Музыкальная культура народов России как средство духовно-нравственного воспитания на интегрированных уроках ОДНКНР'

Музыкальная культура народов России как средство духовно-нравственного воспитания на интегрированных уроках ОДНКНР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7634
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
"ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ" (ОДНКНР) / THE FUNDAMENTALS OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF PEOPLES OF RUSSIA / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / МУЗЫКА В ШКОЛЕ / MUSIC AT SCHOOL / ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / SPIRITUAL MUSIC / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ / INTEGRATED LESSONS / РОССИЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF RUSSIAN MUSICAL CULTURE / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ / SPIRITUAL HERITAGE OF MUSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нестеренко Алла Васильевна

Интегрированный подход в преподавании предмета «Основы духовно-нравственной культуры» и предметов гуманитарного цикла в основной школе позволяет выполнять требования ФГОС ОО и эффективнее решать задачи социализации, духовно-нравственного воспитания, формировать гражданскую идентичность обучающихся посредством овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Музыкальное искусство выступает перед школьником-подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Ее недооценка для школы свидетельствует о недооценке нравственного гуманистического начала в воспитании. Автор дает методические рекомендации по приобщению школьников к российской музыкальной культуре, использованию музыкального ряда на интегрированных уроках соответствующей тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of music of peoples of Russia as a means of spiritual and moral development at lessons of the Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia

An integrated approach to teaching the Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia as well as the Humanities in primary school helps to fulfil the Federal Educational Standard requirements and to efficiently ensure socialization, moral education, formation of a civic identity in students through spiritual values and cultures of multinational peoples of Russia. The art of music conveys certain ideas and ideals to school student. Its underestimation for school means that moral, humanistic principles are also underestimated in education. The author provides methodological recommendations on opening the Russian musical culture to students and on using music at integrated lessons.

Текст научной работы на тему «Музыкальная культура народов России как средство духовно-нравственного воспитания на интегрированных уроках ОДНКНР»

Алла Нестеренко

Музыкальная культура народов России как средство духовно-нравственного воспитания на интегрированных уроках ОДНКНР

Интегрированный подход в преподавании предмета «Основы духовно-нравственной культуры» и предметов гуманитарного цикла в основной школе позволяет выполнять требования ФГОС ОО и эффективнее решать задачи социализации, духовно-нравственного воспитания, формировать гражданскую идентичность обучающихся посредством овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Музыкальное искусство выступает перед школьником-подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Ее недооценка для школы свидетельствует о недооценке нравственного гуманистического начала в воспитании. Автор дает методические рекомендации по приобщению школьников к российской музыкальной культуре, использованию музыкального ряда на интегрированных уроках соответствующей тематики.

Ключевые слова: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), духовно-нравственная культура, музыка в школе, духовная музыка, интегрированные уроки, федеральный государственный образовательный стандарт, российская музыкальная культура, духовное наследие России

Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.

Ян Амос Коменский

С сентября 2015 г. в школах России с 5 по 9-й классы введена новая обязательная образовательная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР) с целью реализации важнейшей государственной задачи духовно-нравственного воспитания и развития школьников.

Основная миссия данного курса -обогатить образовательный процесс ценностно-смысловым пониманием-

Алла Васильевна Нестеренко,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры поликультурного образования Московского института открытого образования, allanest@mail.ru

& л

<ы о

о 01

<и о

духовно-нравственной сущности многонациональной российской культуры, развивающейся как сплав культурно-исторических и национально-культурных традиций, общечеловеческих и национальных нравственных ? ! ценностей и религиозных верований. Основными целями и задачами предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» для учащихся 6-го класса являются:

совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры;

осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования; осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, к их культуре и традициям.

В «Методических рекомендациях» по организации учебных занятий и внеурочной деятельности, разработанных на основе ФГОС ОО и письма Минобрнауки

России (№ 08-761 от 25 мая 2015 г.) «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», особая роль отводится интегративному подходу, широко используемому в инновационных технологиях культуроведческой направленности.

Культуроведческая направленность предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обуславливает приоритетность использования интегрированного подхода в моделировании учебного процесса и методике преподавания уроков (учебных занятий). Теоретическим обоснованием интегрированного подхода является положение о целостности культуры, специфичности принципов функционирования человеческого бытия в системе «человек - природа - общество» и «человек - духовный опыт народа», позволяющих реконструировать смыслы, определять ценностные приоритеты применительно к конкретно-историческим и социальным условиям существования.

Интегрированный подход позволяет использовать на уроках по предмету ОДНКНР знания по культурологии, социологии, истории, философии, мифологии, фольклористике, религиоведению, этнологии, этнопе-дагогике и т. д.

Музыкальное искусство выступает перед школьником-подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Ее недооценка для школы может стать недооценкой нравственного, гуманистического начала в воспитании. Музыка тайно или явно содержит в себе широчайший круг духовных ориентиров, соответственно в ее средствах запечатлены связи с жанрами, развивавшимися в церковной и светской музыке разных веков. На этом основании выстроен развернутый художественный мир, глубокое размышление о жизни. За ними -душа размышляющего я музыки, а в ее глубине несомненное, неколебимое благородство [1].

& л

<ы о

о 01

<и о

Важно приобщать школьников к российской музыкальной культуре, начиная с важнейшего исторического периода - культуры Древней Руси, знакомя с русским церковно-певческим искусством в школе. Использовать ! музыкальный ряд можно на интегрированных уроках соответствующей тематики с целью чувственного погружения в изучаемое переживаемое событие. Как можно знакомить школьников с нравственными образами русских святых (Сергием Радонежским, Александром Невским и др.) без возможности услышать музыку той далекой эпохи?

У детей необходимо формировать общее представление о том, что в результате принятия православной веры Древняя Русь впитала общую христианскую основу католического Запада, но складывающийся восточно-христианский тип культуры, в том числе музыка, пение, иконопись, имеет свои особенности. Это должен знать учитель, чтобы уметь разъяснить.

В содержание интегрированных уроков могут войти небольшие культурологические тексты с информацией по византийским гимнографическим памятникам, вошедшим после крещения Руси в древнерусскую богослужебную практику, а также сведения об их создателях.

Учащиеся 5-7-х классов способны воспринимать материал по изучению византийского следа в древнерусской культуре и церковной музыке, понимать основные особенности византийской гимнографии, одноголосного хорового пения без инструментального сопровождения, понимать основные различия древнерусской культуры с христианской культурой стран Западной Европы. В отличие от древнерусской культуры в странах западной Европы уже в VII веке на богослужениях звучал орган, а в конце IX века в культовое пение проникают элементы многоголосия. Эти традиции одноголосного пения сохраняются в Греции и поныне.

В теме «Храмы России» можно использовать духовную музыку церковных православных праздников тропари (от греч. хротаар1^ - тон, лад, мелодия, или трофей) - это краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника (рождество, пасха) или прославляется святой. Тропарь - это одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимногра-фия начала свое развитие.

Древнейшее христианское упоминание тропаря содержится в уставе Великой Константинопольской церкви. Особенность тропаря состоит в том, что это единственное песнопение древневизантийского богослужения, не взятое из Священного Писания, в противоположность, например, псалму.

Знакомя учащихся с понятием «кондак» (греч. кovтакюv), важно отметить, что создателем этой формы считается св. Роман Сладкопевец, основоположник византийской гимнографии, прославившийся в первой половине VI в. Поскольку Роман Сладкопевец был церковнослужителем (служил дьяконом в Константинополе), все его произведения предназначены для пения в храме во время службы, а не для личной молитвы.

Роман называл свои произведения по-разному: гимнами, поэмами, эпосами, хвалами, псалмами, молитвами, но потом их стали называть кондаками. Так в греческом языке называют палочку, на которую наматывается свиток, а иногда и сам свиток в отличие от кодекса, напоминающего современную книгу. Не случайно на иконах Романа Сладкопевца изображают со свитком в руках. Древние кондаки представляли собой многострофные (20-30 строф) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Строфы читал канонарх, а рефрен пел народ. Кондаки, созданные Романом Сладкопевцем, полны образными пере-

& л

<ы о

о 01

<и о

сказами евангельского текста, поэтому их иногда называют иконами, написанными не красками, а словами.

Формируя у учащихся представление о каноне (греч. Каую V - правило, мерило, норма), важно рассказать о его ? ! возникновении в Византии в конце VII - начале VIII веков. Канон как жанр церковной молитвенной поэзии, вид церковной поэмы - гимна имеет сложную конструкцию. Он состоит из девяти песен. Первая строфа каждой песни называется ирмосом, а остальные (4-6) - тропарями. В основу поэтического содержания канона изначально было положено девять библейских песен, но в дальнейшем византийские гимнографы прибегали к использованию и новозаветных тем. Знаменитым создателем канонов считается византийский гимнограф Андрей Критский (660-740 гг.). Он создал Великий покаянный канон, который и в наши дни звучит во время Великого Поста в православных российских храмах. Великий канон состоит из 250 тропарей. Великим он именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В этом произведении предстают события, описанные в Ветхом и Новом Заветах.

Детям интересно будет узнать, что к XI веку в Византии сложился еще один жанр церковно-певческого искусства - стихиры. Так назвали песнопения, содержащие рассказы о том или ином празднике или святом, в честь которого оно сложено. В зависимости от содержания выделялись отдельные группы стихир, например, догматики, евангельские стихиры и другие. О распространенности на Руси стихир свидетельствует, например, рукопись царя Ивана Грозного «Книга глаголемая Стихирарь месячный, иже есть Око дьячье», находящаяся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Стихирарь содержит два произведения с надписями: «Творение царя Иоанна дес-

пота российского» и «Творение царево». Оба произведения Ивана IV - стихиры, то есть песнопения вечерни и утрени, первые слова которых заимствуются из текста псалмов, а в последующих, поэтически связанных с ними, развиваются определенные темы, прославляющие каких-либо святых или отдельные события.

Рассматривая роль церковных песнопений в богослужениях, важно вспомнить имя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. На заре Византийской империи, в IV веке, именно он обосновал необходимость благолепия христианского богослужения, которое впоследствии стало главной причиной принятия Русью христианской веры. Иоанн Златоуст составил чин литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Его именем назван хоровой цикл знаменитого русского композитора С.В. Рахманинова «Литургия Иоанна Златоуста» (1910) [2].

На интегрированных уроках по ОДНКНР и музыке будет интересно послушать и обсудить такие темы, как «Духовный стих и русская классическая музыка» (А. Лядов «Духовный стих» из цикла «Восемь русских народных песен»), а также современных авторов и исполнителей духовных стихов (иеромонах Роман, ансамбль «Сирин» и др.).

Литература:

1. Гофман Э. Мысли о высоком значении музыки // Искусство в школе. 1992. №2. С.10-14.

2. Бакланова Т.И. Византийские истоки русского церковно-певческого искусства и их отражение в содержании современного образования // Инновационная деятельность в образовании. Ч. 1. М.-Пушкино, 2013. С.254-259.

Alla Nesterenko,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor in Multicultural Education, Moscow Institute of Open Education, allanest@mail.ru

Culture of music of peoples of Russia as a means of spiritual and moral development at lessons of the Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia

An integrated approach to teaching the Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia as well as the Humanities in primary school helps to fulfil the Federal Educational Standard requirements and to efficiently ensure socialization, moral education, formation of a civic identity in students through spiritual values and cultures of multinational peoples of Russia. The art of music conveys certain ideas and ideals to school student. Its underestimation for school means that moral, humanistic principles are also underestimated in education. The author provides methodological recommendations on opening the Russian musical culture to students and on using music at integrated lessons.

Key words: the Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia, spiritual and moral culture, music at school, spiritual music, integrated lessons, Federal state educational standard of Russian musical culture, spiritual heritage of musical culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.