Научная статья на тему 'Некоторые особенности концепции обучения в клиросной практике Древней Руси'

Некоторые особенности концепции обучения в клиросной практике Древней Руси Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
680
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / STRUCTURE / ДУХОВНОЕ ПЕНИЕ / SPIRITUAL SINGING / МОНАСТЫРСКАЯ ТРАДИЦИЯ / MONASTIC TRADITION / КЛИРОСНЫЙ ХОР / KLIROS CHOIR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шелудякова Оксана Евгеньевна

Статья предназначена для студентов дирижерско-хорового, историко-теоретического и композиторского отделения музыкальных вузов и колледжей, а также всех интересующихся историей и теорией церковного пения нашей страны. Она содержит исследование основных особенностей профессионального обучения и нравственного воспитания в Древней Руси, в ней выявляются потенциальные воспитательные возможности богослужебного пения XV-XVII веков и анализируются инструменты его педагогического воздействия. Древнерусская культура в статье рассматривается как часть мировых художественных процессов и самобытный пласт культуры с имманентными конфессиональными, социокультурными и эстетическими закономерностями. Доминантой определены теоретический, исторический и нравственновоспитательный подходы в сочетании с эстетическими и символическими характеристиками изучаемых явлений. Воспитательный процесс в Древней Руси носил системный характер, обладал целостностью и единством. Единство обучения, воспитания и развития было краеугольным камнем древнерусской системы образования: обучение носило ярко выраженную воспитательную направленность и развивало в воспитанниках духовную составляющую. Материалом для обучения в Древней Руси служили источники различного характера: певческие азбуки, службы и певческие богослужебные книги, древнерусские летописи и поучения, исследования о древнерусской педагогике, собственно древнерусские песнопения. В результате обучения певчие должны были: знать основные певческие стили Древней Руси, исполнять обширный свод песнопений разных жанров и стилей по основным древнерусским певческим книгам; уметь анализировать духовные, художественные и технические особенности музыкальных песнопений, анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения песнопений, находить индивидуальные пути воплощения музыкальных образов Древней Руси, раскрывать художественное содержание песнопений, самостоятельно изучать песнопения разных стилей и жанров, применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам; владеть навыками изучения песнопений различных стилей и жанров, знаниями в области истории и теории древнерусской музыки, древнерусской музыкальной эстетики, навыками анализа художественно-выразительных средств различных певческих стилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Features of the Concept of Training the Choir Practice in Ancient Russia

The article of O. E. Sheludyakova is an attempt to recreate some of the most important traditions of ancient Russian church singing. The study of the theory and practice of cantorial singing in professional learning and monastic choirs of old Russia puts forward a number of practical suggestions that are necessary for the development of modern church singing education. Since Apostolic times, the basic quality of spiritual singing formulated edification, calmness, gracefulness. Therefore, the traditional parts of aesthetic education (development of aesthetic feelings and emotions, aesthetic education, aesthetic skills of self-education) has been addressed in other, in comparison with traditional pedagogic means. Singing the whole life passed in hearing the new chants, new icons, new items sacred items. In the first year of general training, the little singers could only listen and absorb the features of liturgical singing. A required component of study was an analysis and evaluation of artistic works. Understanding the melodic characteristics of a chant, the Canon, reasons for choosing the certain hooks, the object of analysis was reflected in the melody of the sacred text, matching the words and tunes. The phase of conscious training in old Russian singing schools required serious knowledge of the Statute and the Canon, the symbols of Orthodox art, the origin of those or other objects, instruments, techniques. As a result of learning, students were introduced to the culture of the native country and obtained skills of handling and correction of ideas about the Russian art, formation of spiritual, moral and ethical ideals, values, embodied in the philosophy and art of Ancient Russia. The history of the Russian culture was understood in the context of spiritual quest, historical processes and folk customs and rituals of the country, that raised independent analytical skills on the basis of acquired knowledge, applying the cultural-historical, spiritualmoral and symbolic approaches to the analysis of specific pieces of Russian Orthodox art. The article blends the education of professional skills in the comprehension of the content and form of music, mastery of a large Fund of works of different epochs, genres and styles, development of mechanisms of musical memory, creative imagination, activation of auditory-cognitive processes, and continuous development ear of melody, harmony, timbres, polyphonic thinking simultaneously.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности концепции обучения в клиросной практике Древней Руси»

Литература

1. Московский театр иллюзии [Электронный ресурс]: веб-сайт. - URL: http://www.teatrmagic.ru/penepTyap/ (дата обращения: 03.06.2015).

2. Парадокс: театр кукол [Электронный ресурс]: веб-сайт. - URL: http://paradoxtheatre.ru (дата обращения: 02.06.2015).

3. Из переписки И. Шрейбер с В. Евграфовым [Электронный ресурс]: ВКонтакте. - URL: http://vk.com/ topic-84069926_31002133 (дата обращения: 07.06.2015).

4. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. - URL: http://www.krugosvet.ru/node/39215?page=0,2 (дата обращения: 03.06.2015).

References

1. Moskovskii teatr illiuzii: veb-sait [Moscow theater of illusion: website]. (In Russ.). Available at: http://www. teatrmagic.ru/repertuar/ (accessed 03.06.2015).

2. Paradoks: teatr kukol: veb-sait ["Paradox" puppet theater: website]. (In Russ.). Available at: http://paradoxtheatre.ru (accessed 02.06.2015).

3. Iz perepiski I. Shreiber s V. Evgrafovym [From correspondence with W. J. Schreiber Evgrafov]. (In Russ.). Available at: http://vk.com/topic-84069926_31002133 (accessed 07.06.2015).

4. Entsiklopediia Krugosvet [Encyclopedia Krugosvet]. (In Russ.). Available at: http://www.krugosvet.ru/node/39215? page=0,2 (accessed 03.06.2015).

УДК 783.2

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ В КЛИРОСНОЙ ПРАКТИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Шелудякова Оксана Евгеньевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского (г. Екатеринбург, РФ). E-mail: k046421@yandex.ru

Статья предназначена для студентов дирижерско-хорового, историко-теоретического и композиторского отделения музыкальных вузов и колледжей, а также всех интересующихся историей и теорией церковного пения нашей страны. Она содержит исследование основных особенностей профессионального обучения и нравственного воспитания в Древней Руси, в ней выявляются потенциальные воспитательные возможности богослужебного пения XV-XVII веков и анализируются инструменты его педагогического воздействия.

Древнерусская культура в статье рассматривается как часть мировых художественных процессов и самобытный пласт культуры с имманентными конфессиональными, социокультурными и эстетическими закономерностями. Доминантой определены теоретический, исторический и нравственно-воспитательный подходы в сочетании с эстетическими и символическими характеристиками изучаемых явлений.

Воспитательный процесс в Древней Руси носил системный характер, обладал целостностью и единством. Единство обучения, воспитания и развития было краеугольным камнем древнерусской системы образования: обучение носило ярко выраженную воспитательную направленность и развивало в воспитанниках духовную составляющую.

Материалом для обучения в Древней Руси служили источники различного характера: певческие азбуки, службы и певческие богослужебные книги, древнерусские летописи и поучения, исследования о древнерусской педагогике, собственно древнерусские песнопения.

В результате обучения певчие должны были:

знать основные певческие стили Древней Руси, исполнять обширный свод песнопений разных жанров и стилей по основным древнерусским певческим книгам;

уметь анализировать духовные, художественные и технические особенности музыкальных песнопений, анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения песнопений, находить индивидуальные пути воплощения музыкальных образов Древней Руси, раскрывать художественное содержание песнопений, самостоятельно изучать песнопения разных стилей и жанров, применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам;

владеть навыками изучения песнопений различных стилей и жанров, знаниями в области истории и теории древнерусской музыки, древнерусской музыкальной эстетики, навыками анализа художественно-выразительных средств различных певческих стилей.

Ключевые слова: структура, духовное пение, монастырская традиция, клиросный хор.

SOME FEATURES OF THE CONCEPT OF TRAINING THE CHOIR PRACTICE IN ANCIENT RUSSIA

Sheludyakova Oksana Evgenevna, Dr of Art History, Professor of Department of Music Theory, M. P. Mussorgsky Ural State Conservatory (Ekaterinburg, Russian Federation). E-mail: k046421@yandex.ru

The article of O. E. Sheludyakova is an attempt to recreate some of the most important traditions of ancient Russian church singing. The study of the theory and practice of cantorial singing in professional learning and monastic choirs of old Russia puts forward a number of practical suggestions that are necessary for the development of modern church singing education.

Since Apostolic times, the basic quality of spiritual singing formulated edification, calmness, gracefulness. Therefore, the traditional parts of aesthetic education (development of aesthetic feelings and emotions, aesthetic education, aesthetic skills of self-education) has been addressed in other, in comparison with traditional pedagogic means. Singing the whole life passed in hearing the new chants, new icons, new items sacred items. In the first year of general training, the little singers could only listen and absorb the features of liturgical singing. A required component of study was an analysis and evaluation of artistic works. Understanding the melodic characteristics of a chant, the Canon, reasons for choosing the certain hooks, the object of analysis was reflected in the melody of the sacred text, matching the words and tunes. The phase of conscious training in old Russian singing schools required serious knowledge of the Statute and the Canon, the symbols of Orthodox art, the origin of those or other objects, instruments, techniques.

As a result of learning, students were introduced to the culture of the native country and obtained skills of handling and correction of ideas about the Russian art, formation of spiritual, moral and ethical ideals, values, embodied in the philosophy and art of Ancient Russia. The history of the Russian culture was understood in the context of spiritual quest, historical processes and folk customs and rituals of the country, that raised independent analytical skills on the basis of acquired knowledge, applying the cultural-historical, spiritualmoral and symbolic approaches to the analysis of specific pieces of Russian Orthodox art.

The article blends the education of professional skills in the comprehension of the content and form of music, mastery of a large Fund of works of different epochs, genres and styles, development of mechanisms of musical memory, creative imagination, activation of auditory-cognitive processes, and continuous development ear of melody, harmony, timbres, polyphonic thinking simultaneously.

Keywords: structure, spiritual singing, monastic tradition, kliros choir.

В клиросном певческом образовательном процессе в идеале должно быть одновременно задействовано сразу несколько учебных дисциплин, преподаваемых в синкретическом неразрывном единстве. Подобная традиция была сформирована уже в Древней Руси. Основным предметом, безусловно, считалось собственно церковное пение -изучение гласов, погласиц, певческих строк и проч. Однако наряду с этим давались сведения по истории церковного пения (жизнеописание пес-нописцев, история распевов, отдельных песнопений), Закону Божию (история праздников, жития святых), литургике (строение Богослужения, его основные составляющие, символическое значение священнодействий), догматике (пояснялись содержащиеся в тексте богословские постулаты), истории церкви (выявлялась взаимосвязь содержания песнопений с теми или иными событиями церковной истории, например, иконоборчеством и восстановлением иконопочитания), основные навыки вокала, вокального ансамбля либо хорового пения (а порой и некоторые сведения по хороведению). Для особенно одаренных в индивидуальной форме преподавались основы регентования, правила распева тех или иных фит (начатки композиции).

Певческая составляющая в клиросной практике являлась, безусловно, важнейшей и предполагает изучение и освоение рукописей, работу над музыкальным и богослужебным текстом, выстраивание общей композиции песнопений и службы в целом (динамики, темпа, тембра, ансамбля и т. д.).

Отметим, что данные сведения из различных областей знания давались не в виде лекций и учебных курсов, а в приложении к конкретным Богослужениям, отдельным песнопениям, в связи с необходимостью обратить внимание певчих на отдельные стороны певческого искусства. Каждая из названных дисциплин в древнерусский период не рассматривалась как самостоятельная, но отдельные сведения каждой из них направлялись на решение основной цели - воспитания квалифицированного певчего (в отдельных случаях головщика, распевщика), обладающего всем необходимым комплексом знаний и умений. Спевки превращались в увлекательный педагогический процесс, в котором задействовались самые разнообразные

стороны творческой деятельности. Думается, сейчас сущностно необходимо возвращение к древним традициям.

Ведущей дисциплиной в ряду специальных предметов следует считать церковное пение. Это одна из основных составных частей профессиональной подготовки певчих и головщиков, предусматривающая овладение необходимым объемом знаний и навыков для успешной цер-ковно-практической деятельности.

От учащихся требовалось владение основами системы осмогласия Русской православной церкви, свободная ориентация в основных образцах различных церковных напевов и умение распевать по примеру этих образцов-моделей богослужебные тексты.

Для достижения данной задачи необходимо:

• изучение и усвоение учащимися певческого основного материала богослужебного певческого круга;

• изучение и усвоение учащимися напевов неизменяемых песнопений вечерни, утрени, Божественной Литургии и богослужений периода пения Триоди Постной, Цветной и Минеи Праздничной;

• владение навыками пения системы осмогласия в различных певческих жанрах;

• изучение и усвоение учащимися ряда монастырских подобнов;

• владение певческой традицией соответствующей школы;

• ознакомление с иными певческими традициями (монастырскими напевами, авторскими напевами и проч.);

• обучение наиболее одаренных воспитанников руководству ансамблем певцов или хором, воспитание навыков составления репертуарного ряда.

Важное значение имела и элементарная теория музыки - предмет, в котором изучаются основные составляющие музыкального языка, основные музыкальные термины. В применении к древнерусскому периоду основной спектр понятий включал знамена, пометы, кокизыгласо-вые строки и основные гласовые попевки, фита и лицы с их расшифровками. Давались понятия о высоте и длительности звуков, их соотношении, о правилах распевания текста, основных терми-

нах семиографии. По сравнению с музыкальной грамотой, изучаемой в Азбуках на практических занятиях, это был новый этап - систематизированные сведения и комплексное освоение знаний и навыков.

Косвенно затрагивались некоторые темы, изучаемые в современную эпоху в курсе анализа музыкальных произведений: строение музыкального произведения (в древнерусскую эпоху - строение богослужебных песнопений); жанровая система; некоторые приемы синтаксической организации (анафора, эпифора, повтор, вариант и др.); возникали и некоторые аналогии с приемами циклизации.

Безусловно, решалась и задача воспитания музыкального слуха, традиционно ставящаяся в курсе сольфеджио. Именно всестороннее развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления, расширение музыкального кругозора учащихся всегда было важнейшей целью курса сольфеджио. В задачи курса сольфеджио входили воспитание навыков грамотного пения соло, в ансамбле и хоре, умения слышать, понимать, запоминать и воспроизводить (голосом и на бумаге) музыку различных певческих стилей.

В применении к клиросному музыкальному воспитанию данные задачи решались следующим образом: музыкальный слух воспитывался через ансамблевое и хоровое пение, совместное интонирование различных распевов, умение переводить визуальный ряд крюков в звуковые слуховые представления. Музыкальная память совершенствовалась через запоминание знамен, кокиз, по-певок, гласовых строк и целостных песнопений. Музыкальное мышление, одухотворенное православным миропониманием, воспитывалось в слушании, анализе и исполнении богодухновенных напевов. Музыкальный кругозор расширялся через последовательное ознакомление с различными певческими традициями, различными видами роспевов.

В процессе спевок в ХУП-ХУШ веках стали применяться интонационные упражнения - пение звукоряда обиходного лада с азбукой и названием помет, интонирование различных мелодических интервалов в восходящем и нисходящем движении; использовались ритмические упражнения -чтение различных крюков с соответствующи-

ми пометами; запоминание отдельных попевок, строк, подобное весьма напоминало устные диктанты с голоса.

Базовым предметом для изучения всех остальных богословских дисциплин был Закон Божий. Именно в рамках данного учебного курса давались сведения об основах православного вероучения и постулатах нравственной системы, разъяснялись важнейшие молитвы, разучивались главнейшие песнопения, читалось и комментировалось Священное Писание. По правилам Древней Руси, законоучитель руководил не только образованием, но и выполнением молитвенного правила, чтением (в том числе и келейным), участием в церковных таинствах. Закон Божий был обязательной составляющей частью общего начального образовательного процесса. В клирос-ной педагогике сведения из данного предмета задействовались как база, требующая углубления в ряде специальных дисциплин.

Поскольку догматической основой песнопений является Священное писание, в спевках дополнительных занятиях, нравоучительных беседах, самостоятельном чтении разъяснялся Новый и Ветхий Завет. Изучался сам текст Священного писания, православная церковная традиция его толкования, могли задействоваться текстологические, исторические, филологические ракурсы.

Акцент делался на всестороннем изучении и объяснении богословских истин (Божественного Откровения), содержащихся в Священном Писании для его понимания и дальнейшего применения на пути духовно-нравственного возрастания православного христианина.

Пожалуй, самой последовательно изучаемой и фундаментальной дисциплиной была Литурги-ка - наука о Богослужении Православной Церкви во всех его разновидностях - от общественных служб до частных треб, таинств. Литургика включала в себя несколько направлений:

• историческое - история возникновения определенных чинов Богослужения, отдельных жанров и песнопений;

• догматическое - содержание и богословский смысл чинопоследований, обрядов, таинств, праздников и постов;

• богослужебно-практическое - назначение и смысл Богослужебных книг, церковной утвари, храмовой архитектуры и убранства.

Сведения из Литургики постоянно задей-ствовались в спевках: каждое песнопение, которое разучивалось к Богослужению, рассматривалось с точки зрения местоположения в службе и богослужебных книгах, исторического периода его создания, богословского содержания, взаимосвязи с иконописными образами, церковными традициями. Головщики и уставщики обязаны были знать все тонкости литургики, так как от них зависело распределение песнопений между хорами, выбор молитвословий при совмещении праздников, уточнение входящих в Богослужение тропарей, стихир, седальнов.

В зависимости от конкретного аспекта привлекались искусствоведческая и педагогическая литература, а также сведения из различных отраслей научного знания - эстетики, культурологии, истории изобразительного искусства, а также ряда специфических дисциплин богослужебного характера - патрологии. Литургики, Гомилетики, Ветхого и Нового завета, истории Церкви и проч.

Использовались самые различные формы организации занятий. Основной была групповая форма - спевкихора, именно так шла основная подготовка к Богослужениям.

В других случаях использовалась форма мелкогрупповых занятий - ансамблевое музицирование при подготовке целого ряда песнопений. Данный подход использовался и при необходимости проверки знаний песнопений перед службой, при введении в коллектив новых певчих, требующих отдельных занятий, а также в разучивании отдельных партий строчного многоголосия.

Необходимыми были и индивидуальные занятия - с канонархом, чтецом, при подготовке пения экзапостилариев и светильнов, а также с вновь принятыми певчими или певчими, пропустившими по благословной причине предыдущие спевки.

Групповые спевки всегда проводились руководителями хора, а мелкогрупповые и индивидуальные занятия порой доверялись наиболее опытным певчим.

Спевка не имела какого-либо постоянного плана. Состав каждой конкретной спевки зависел от целей, которые, в свою очередь определялись тем или иным Богослужением. Разучивание новых песнопений и повторение старых могли со-

четаться в самых разных пропорциях. Поскольку описаний спевок в древнерусских источниках нет, судить о них можно лишь реконструируя необходимый минимум для той или иной службы, запечатленной в письменных памятниках.

Кроме того, необходимо учитывать соответствие современных педагогических форм и приемов излагаемым в Канонических правилах и монастырских Уставов нормам. Например, трудно себе представить в условиях древнерусского кли-росного хора специальные упражнения по постановке голоса или распевания, аналогичные привычным в современном хоровом классе.

Однако, безусловно, коррективы относительно тембра, дыхания, динамики вносились в процессе подготовки к Богослужению и связывались с произносимым молитвословием, общим молитвенным строем певческого делания, необходимостью хранить нравственную добродетель. Об этом можно судить по дошедшим до наших дней высказываниям Святых отцов, безусловно, хорошо известным монахам-певчим.

Уже Правило № 75 VI Вселенского Собора гласило: «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли безчинных воплей, не вынуждали из себя неестественнаго крика, и не вводили ничего несообразнаго и несвойственна-го Церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов израилевых бытии благоговейными» [11, с. 41].

«Наше древнее церковное пение, - говорил Новгородский митрополит Арсений, - есть выражение духа нашего народа, воспитавшегося и возросшего под влиянием Церкви, которая была пестуном его, чадолюбивой матерью. Но если Церковь оказывала религиозно-нравственное влияние на народ, то и народ вносил многое от своего природного богатства и дарований в недра Православной церкви в виде мелодий, в которых отражаются глубина и сила его религиозного чувства и вообще его душевные чувства и вообще его душевные качества. Эти мелодии -то возвышенно-простые, строгие и важные, то нежные, трогательные и умилительные - народ, как лучшее достояние свое, от чистого сердца отдает своей матери-Церкви. Вот почему эти родные звуки дороги ему, как передуманные, пережитые,

перечувствованные им. О многом они говорят русскому человеку: и о былом, и о настоящем и об ожидаемом в будущем: будят в нем благородные порывы, святые чувства любви к вере и Отечеству» [2, с. 17].

Воспитательно-образовательный процесс не прерывался и во время Богослужения. Служба, а в особенности Литургия, была центром, главным смысловым акцентом духовной жизни человека. Щедро изливающаяся благодать Господня на верующего православного христианина особенно переизбыточествовала в Евхаристии, в Таинстве причастия. Поэтому Богослужение требовало предельной мобилизации всех сил певчего: духовных, душевных и телесных. Поэтому как самое страшное прегрешение осознавалось охлаждение к службе, отсутствие трепета, благоговения и ревности в послушании.

Собранность и ревностное прилежание обуславливали одновременно по два последствия: с одной стороны, высвечивались недочеты и недоделки, которые были на спевках не столь очевидны; с другой стороны, появлялись новые положительные сдвиги, недопустимые в обычном процессе разучивания песнопения.

Во время Богослужения головщик продолжал корректировку по нескольким направлениям:

• в дисциплинарном плане порой отличались недостаточно во внешнем поведении отдельных певчих;

• уточнялась и вокально-хоровая сторона: делались замечания по чистоте интонации отдельных певчих и хора в целом, исправление артикуляции и хоровой дикции, уточнялась окраска звучания, темповые и динамические нюансы.

Разумеется, корректировка осуществлялась таким образом, чтобы не нарушался ход Богослужения. Для этого часто использовались жесты и мимика, хирономические знаки. Словесные комментарии были возможны в виде исключения и в самом кратком виде - одно или несколько слов.

Итоги Богослужения тщательно анализировались после окончания службы и на следующих спевках. Во многих монастырях головщик получал замечания священноначалия, а затем излагал певчим недостатки, которые необходимо было в ближайшее время исправить.

Очевидно, что ситуация «спевка - Богослужение - анализ - спевка» значительно отличается от ситуации «репетиция - концерт». Во-первых, на спевке собственно репетиционный момент был лишь частью общего воспитательного процесса. Во-вторых, Богослужение значительно отличалось от концерта и по предназначению, и по духовному наполнению, и по задействуемым средствам. В-третьих, анализ учитывает все стороны певческой деятельности, в том числе значительно выходящие за пределе вокально-хоровой работы. Певчие могли исправить обнаруженные недочеты в дальнейших Богослужениях, ежедневно подтверждая высокое право принадлежать церковному клиру.

Одним из важнейших принципов обучения стал принцип систематичности и дидактично-сти. Первыми письменными обучающими руководствами в церковно-певческой традиции стали азбуки-своды, со временем включившие в себя, помимо перечисления, и толкования знамен, которые разъясняли наиболее сложные для запоминания знаки. Толкования разъясняли высоту исполнения крюка, количество звуков в распеве, их продолжительность, направление и характер движения, способ исполнения. В иконописном искусстве функцию азбук выполняли так называемые лицевые подлинники - собрания иконописных образцов с правилами изображения святых, где приводились описания со схематичными изображениями святых в характерном для каждого внешнем облике, а также указывался цвет одеяний. Другими источниками образцов для иконописцев могли служить «лицевые святцы», например, Гурьяновские «лицевые святцы», имеющие в начале книги описания святых.

Другой принцип обучения - принцип подобия, выполнял ту же основную задачу, что и азбука - сохранение канонической традиции. Пение «на подобен» стало одним из способов реализации канона и служило моделью для церковных песнопений. Система подобнов (от греч. «сходный», «подобный») присутствовала во многих жанрах богослужебного пения: кондаке, стихире, ирмосе, тропаре, антифоне. Профессиональный певчий должен был не только знать все модели подобнов, но и уметь распеть на них любой текст.

Функцию подобна в иконописи выполнял контур подлинника, образец иконы, который переносился одним из двух способов (на «отлип»1 и «припорох»2) на чистую доску. Нанесение рисунка считалось очень ответственной работой, а потому ее делали опытные мастера - «знаменщики», которые наносили рисунок на левкас, то есть «знаменили». Более талантливые художники, подобно Андрею Рублеву, не делали «переводов», а сразу, имея перед собой подлинник, рисовали кистью на доске.

Основным способом обучения была устная традиция передачи знаний, передаваемых от поколения к поколению, от учителя к ученику. В опоре нанаглядные пособия (азбуки-толкования; азбуки-таблицы в виде «горок» и «лествиц», получившие название «таблетур»; лицевые подлинники и святцы) и в сочетании с индивидуальными качествами учителя занятия в мастерских или в хоре давали хорошие результаты. Кроме того, большую роль в профессиональном развитии учащихся играл так называемый репродуктивный метод обучения. Мы уже упоминали о том, что в обязанности певчих входило переписывание нотированных книг и тетрадей, при обучении же профессии изографа (от «isos» -верный, <^гар^» - пишу) копирование являлось основным методом в изучении подлинников и в практике самостоятельного творчества.

Спецификой церковного образования Древней Руси стала его синкретичность. В древнерусской педагогике сочетались:

1. Нравственно-воспитательная сторона. Хоровое пение Богослужебных песнопений помогало воспитанию единого духа совместной молитвы. Повествование об истории церковного пения, авторах молитв имело множество поучительных этических моментов и способствовало

1 Отлип - способ перевода, при котором приготовленной краской (из жженой кости и сажи) на пропитанной желтком и квасом кальке прописывают все линии и контуры. Когда рисунок просохнет, на икону «придувают» - согревают дыханием, что вызывает у нанесенного рисунка способность липнуть.

2 Припорох - рисунок с проколотыми графьей контурами для перевода его на доску, стену, полотно и т. п. путем набивания через эти проколы красящего порошка из мелко растертых угля, мела, сухих белил.

решению как стратегических, так и повседневных воспитательных задач. Работа над песнопением способствовала формированию выдержки, воли, смирения и внимания.

2. Познавательная сторона. Повествование о песнописцах и песнопениях, истории осмогласия и знаменном пении, разбор церковного Богос-луженияи многое другое весьма существенно для развития интеллекта, углублению знаний учащихся и к тому же может быть преподнесено как увлекательное интереснейшее повествование.

3. Эстетическая сторона. Пение церковных песнопений способствовало воспитанию художественного вкуса. В этом смысле особенно важен выбор материала для хорового пения: предпочтение должно отдаваться каноническим Богослужебным напевам, хранящим сокровища молитвенного опыта, и духовным песнопениям, среди которых достаточно много несущих не только и не столько эмоцию, сколько глубокое религиозное переживание.

4. Действенно-практическая сторона. Урок церковного пения дает возможность детям проявить себя в действии, выразить свои мысли, ощущения, молитвенный опыт, ощутить себя частью слаженного коллектива.

5. Попутно решаемой задачей является собственно музыкальное образование - крюковая и нотно-линейная грамота, навыки вокала, хорового ансамбля и проч.

В современную эпоху безусловно необходимым представляется возвращение к данной концепции, так как во многих случаях спевки превращаются в аналоги репетиций светского хора, имеющих единственную цель - разучивание определенных песнопений к конкретному Богослужению.

В настоящее время также используется про-певание сложных интонационных ходов, разбор ритмических трудностей и проч. Сейчас данный аспект особенно актуален, так как на клиросах появляется много певчих, не имеющих представления о православной вере, заповедях, таинствах. На современном этапе необходимо выравнивание профессиональных знаний певчих, ликвидация пробелов в их музыкально-теоретических знаниях.

Литература

1. Библия. - М.: Изд-во Москов. Патриархии Рус. православ. церкви, 2011. - 1376 с.

2. Бражников М. Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева. - М.; Л.: Музыка, 1949. - 109 с.

3. Гарднер И. Богослужебное пение Русской православной церкви. - Сергиев Посад: Изд-во Москов. духов. акад., 1998. - Т. 1. - 498 c.

4. Киприан (Керн), архимандрит. Литургика (гимнография и эортология). - М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2000. - 152 с.

5. Клиросное послушание. - Львов: Львов. молодеж. православ. братство Почаевской иконы Божией Матери, 2006. - 258 с.

6. Металлов В. Очерк истории Православного церковного пения. - Сергиев Посад: Изд-во Москов. духов. акад., 1995. - 160 с.

7. Михаил, иеромонах. Литургика. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 1996. - 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Николаев Б. Знаменный распев как основа русского православного церковного пения. - М.: Науч. кн., 1995. -300 с.

9. Николаев Б. Толковая грамматика знаменного пения. - Псков: Изд-во храма св. Александра Невского, 1995. - 94 с.

10. Николаева Е. В. История музыкального образования. Древняя Русь. Конец X - середина XVII столетия: учебник для вузов. - М.: Владос, 2003. - 208 с.

11. О церковном пении: сб. ст. / сост. О. В. Лада. - М.: Талан, 1997. - 160 с.

12. Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. - М.: Знак, 2007. - 880 с.

13. Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. - 2-е изд. - М.: Совет. композитор, 1971. - 622 с.

14. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. - 398 с.

15. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до наших дней конца XVIII века. -М.; Л.: Музсектор, 1928. - Т. 1. - 450 c.

References

1. Bibliia [The Bible]. Moscow, Izdanie Moskovskoi Patriarkhii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi Publ., 2011. 1376 p. (In Russ.).

2. Brazhnikov M. Puti razvitiia i zadachi rasshifrovki znamennogo raspeva [The path of development and tasks of decoding Znamenny chant]. Leningrad, Moscow, Muzyka Publ., 1949. 109 p. (In Russ.).

3. Gardner I. Bogosluzhebnoe penie russkoi pravoslavnoi tserkvi [Liturgical singing of the Russian Orthodox Church]. Sergiev Posad, Publishing house of the Moscow theological Academy, 1998, vol. 1. 498 p. (In Russ.).

4. Kiprian (Kern), arkhimandrit. Liturgika (gimnografiia i eortologiia) [Liturgics (hymnography and eortologio)]. Moscow, Krutitsy Patriarchal Metochion Publ., 2000. 152 p. (In Russ.).

5. Klirosnoe poslushanie [Choir obedience]. Lviv, The Lviv youth Orthodox Brotherhood of the Pochaev icon of the Mother of God Publ., 2006. 258 p. (In Russ.).

6. Metallov V. Ocherk istorii Pravoslavnogo tserkovnogo peniia [Sketch of the history of Orthodox Church singing]. Sergiev Posad, Publishing house of the Moscow theological Academy, 1995. 160 p. (In Russ.).

7. Mikhail, ieromonakh. Liturgika. Kurs lektsii [Liturgics. A course of lectures]. Moscow, PSTBI Publ., 2006. 200 p. (In Russ.).

8. Nikolaev B. Znamennyi raspev kak osnova russkogo pravoslavnogo tserkovnogo peniia [Znamenny chant as the basis of Russian Orthodox Church music]. Moscow, Nauchnaia kniga Publ., 1995. 300 p. (In Russ.).

9. Nikolaev B. Tolkovaia grammatika znamennogo peniia [Sensible grammar of the Znamenny chant]. Pskov, Publishing house of the Church of St. Alexander Nevsky Publ., 1995. 94 p. (In Russ.).

10. Nikolaeva E.V. Istoriia muzykal'nogo obrazovaniia. Drevniaia Rus'. Konets X - seredina XVII stoletiia [The history of music education. Ancient Rus. The end of X - the middle XVII century: a Textbook for high schools]. Moscow, Vlados Publ., 2003. 208 p. (In Russ.).

11. O tserkovnom penii [About Church singing]. Ed. O.V. Lada. Moscow, Talan Publ., 1997. 160 p. (In Russ.).

12. Pozhidaeva G.A. Pevcheskie traditsii Drevnei Rusi: Ocherki teorii i stilia [Singing traditions of Ancient Russia: essays on the theory and style]. Moscow, Znak Publ., 2007. 880 p. (In Russ.).

13. Uspenskii N. Drevnerusskoe pevcheskoe iskusstvo [Old Russian art of singing]. 2st edition, Moscow, Sovetskii kompozitor Publ., 1971. 622 p. (In Russ.).

14. Filaret (Gumilevskii), arkhiepiskop. Istoricheskii obzor pesnopevtsev i pesnopeniia grecheskoi Tserkvi [Historical overview hymners and chants of the Greek Church]. Sergiev Posad, Trinity Lavra of St. Sergius Publ., 1995. 398 p. (In Russ.).

15. Findeizen N. Ocherki po istorii muzyki v Rossii s drevneishikh vremen do nashikh dnei kontsa XVIII veka [Essays on the history of music in Russia from ancient times to our days of the end of the eighteenth century]. Moscow, Leningrad, Muzsektor Publ., 1928, vol. 1. 450 p. (In Russ.).

УДК 783:271.2(27-565.79)

АГИОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Светлова Ольга Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной и творческой работе, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки (г. Новосибирск, РФ). E-mail: svetlolga@mail.ru

Автор придерживается одной из концепций современной медиевистики, утверждающей, что старообрядчество представляет собой не архаический феномен, а живую культуру, развивающуюся на основе сохраняемой средневековой канонической традиции. Объектом настоящей статьи является агиографическая культура Русской православной старообрядческой церкви - одна из наиболее динамичных сфер церковной жизни. Агиографическая культура понимается в широком смысле как культура почитания святых, включающая такие компоненты, как агиографическая и агиологическая деятельность Церкви, создание полных агиологических комплексов (житийная литература, богослужебный цикл, гимно-графия, иконография), их бытование в богослужебной и внебогослужебной формах. Прослеживаются основные вехи в истории канонизации старообрядческих святых, уделяется внимание специфическим особенностям святости в старообрядческой среде, а именно идеалу жертвенной святости, исповедниче-скому подвигу, почитанию неканонизированных подвижников. Рассматривается лик святых, обновляемый именами общецерковных и местночтимых подвижников после раскола Русской церкви и известных деятелей древнерусской истории. Сделан акцент на том, что создаваемый агиологический массив служит отражением истории старообрядческого движения. Развитие старообрядческой агиографической традиции влияет на богослужебную практику: наблюдается обновление годового богослужебного певческого цикла, пополнение агиологического комплекса новыми творениями церковного искусства.

Ключевые слова: старообрядчество, агиографическая культура, агиология, святой, русское церковное искусство.

THE HAGIOGRAPHIC CULTURE OF THE RUSSIAN ORTHODOX OLDBELIEVERS' CHURCH

Svetlova Olga Alexandrovna, PhD in Arts History, Associate Professor, Vice-Rector for Scientific and Creative Work, M. I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: svetlolga@mail.ru

The author adheres to one of the concepts of modern medieval studies, claiming that the Old Belief is not an archaic phenomenon but a living culture, which is developing based on conserved medieval canonical tradition. The object of this article is the hagiographic culture of the Russian Orthodox Old Believers Church, one of the most dynamic areas of church life. Hagiographic culture is understood in a broad sense as the culture of veneration of saints, which includes components such as hagiographic and hagiologic activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.