Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 8 (404). Филологические науки. Вып. 107. С. 5-12.
УДК 37.014 ББК 76.02
РОЛЬ ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА (на материале «Российской газеты»)
Т. А. Абрамовских
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
В современном обществе в течение двух десятилетий вопросы инклюзивного образования становятся по-настоящему актуальными. Инклюзивное образование — признанный на международном уровне инструмент реализации права каждого человека на образование. Введение инклюзивного образования в образовательную деятельность всех типов российских школ порождает большое количество рисков и проблем. Реализация инклюзивного образования в современной России станет возможной при условии изменения общественных взглядов на систему воспитания в семье, в образовательных организациях — вплоть до системы общественных взаимоотношений, частью которой являются СМИ. В данной статье сделана попытка определения роли СМИ в формировании инклюзивной культуры, под которой мы понимаем ценности, знания об инклюзивном образовании; уникальный микроклимат доверия, способствующий развитию взаимозависимых отношений семьи и школы, позволяющих избежать конфликтных ситуаций. Автор анализирует публикации об инклюзивном образовании «Российской газеты», предлагает свой субъективный взгляд на подходы к освещению инклюзии в системе общего образования. Статьи, с точки зрения автора, должны быть полемичны, журналист выступает в роли социального модератора. Только такой подход будет иметь наибольший эффект в формировании инклюзивной культуры общества.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная культура, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), средства массовой информации (СМИ), социальная модерация, «Российская газета».
Духовно-нравственное состояние общества зависит от того, как воспринимается и какое место в нем занимает человек с ограниченными возможностями здоровья. По сути, речь идет о нравственных основах жизни общества, фактором укрепления которых является инклюзивное образование как результат развития идей гуманизма. Инклюзивное образование — подход, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности, признанный на международном уровне инструмент реализации права каждого человека на образование, зафиксированного во Всеобщей декларации прав человека в 1948 г., в Конвенции ООН о правах инвалидов в 2006 г., в ФЗ-273 «Об образовании в РФ». Закон «Об образовании в РФ» трактует инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [10].
Термин «инклюзивное образование» был предложен ЮНЕСКО в дополнение к термину «инте-
Общего у людей только одно: они все разные.
Роберт З е н д
грированное образование». ЮНЕСКО понимает инклюзию как позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение. Инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психофизического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», трактующим данный процесс в отношении всех детей. Он основывается на исключительности
и уникальности человеческой личности, ее праве на достойную жизнь независимо от физического состояния, праве владеть всеми ценностями и достижениями современной цивилизации. В условиях развития инклюзивных процессов в общем образовании, появления новых требований к образовательному процессу деятельность массовой школы существенно усложняется. В ситуации введения инклюзии в систему общего образования педагоги, родители, обучающиеся нуждаются в организации психологической поддержки, совместном анализе профессионального и социального опыта, конкретного случая, в отработке негативных эмоций. Необходимо также формирование мотивационных механизмов у участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования. Однако глубоких исследований по введению инклюзивного образования в массовую школу на современном этапе недостаточно, они, как правило, ограничиваются отдельными статьями. Интересна в этом отношении работа профессора Н. М. Назаровой «Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях» [9]. Автор рассматривает некоторые риски введения инклюзивного образования, а также высказывает свои предположения о возможных путях их снижения. Попытки вдумчивого и серьезного отношения к новой гуманистической парадигме также единичны. Можно назвать Челябинский государственный университет, который в 2014 г. получил статус федеральной инновационной площадки по проекту «Инновационная модель инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации высшего образования». ЧелГУ признан методическим центром России по образованию инвалидов [3]. Достойна внимания работа Института проблем инклюзивного образования МГППУ (г. Москва), обобщенный опыт которого представлен в сборнике статей «Инклюзивное образование» [7]. В книге затрагиваются вопросы, касающиеся различных аспектов инклюзивного образования в российской школе с практическими материалами.
В странах Запада, благодаря целенаправленной работе средств массовой информации (СМИ), в общественном сознании укоренилась идея равенства прав людей, независимо от состояния их здоровья и уровня развития. В России, где для средств массовой информации в советский период существовало негласное табу на освещение
проблем инвалидов, в сознании людей надолго закрепилось определенное отношение к детям с особенностями — категория населения без возможностей и перспективы жизненного развития. В постсоветские десятилетия формировался несколько иной подход — отношение к инвалидам как к людям, имеющим все права на самореализацию, но заведомо слабым, беспомощным. Оба подхода непродуктивны для решения проблемы обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовой школе. В связи с этим введение инклюзивного образования в образовательную деятельность всех типов российских школ порождает большое количество рисков и проблем. Насколько реально в сегодняшней России в существующих условиях реализовать идеи инклюзивного образования, и какую роль в этом могут сыграть печатные СМИ? В 2014 г. в Москве прошел городской научно-практический семинар «Технологии инклюзивной культуры в образовательной организации» [4]. Состоялся актуальный и очень важный разговор, однако он ограничился только профессиональным сообществом. Думается, не менее важно формировать инклюзивную культуру в обществе в целом. Существуют разные трактовки понятия «инклюзивная культура». В своей статье вслед за Н. В. Старовойт мы рассматриваем инклюзивную культуру как: 1) особую философию, согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании и ответственность приняты и разделены между всеми участниками данного процесса; 2) уникальный микроклимат доверия, способствующий развитию взаимозависимых отношений семьи и школы, позволяющих избежать конфликтных ситуаций и нанести потенциальный вред каждому участнику процесса; 3) фундаментальную основу для создания культуры инклюзивного общества, в котором многообразие потребностей приветствуется, поддерживается, аккумулируется обществом, обеспечивая возможность достижения высоких результатов в соответствии с целями инклюзивного образования и обеспечивая сохранность, принятие, сотрудничество и стимулирование непрерывного совершенствования педагогического сообщества и общества в целом [13]. В связи с этим нужно уметь вести прямой разговор не только с педагогами, но и с родителями учащихся, с самими детьми. Успех внедрения инклюзивного образования может быть обеспечен в том числе и просветительской деятельностью как среди родите-
лей, так и среди учеников. Таким образом, реализация инклюзивного образования в современной России станет возможной при условии измене -ния общественных взглядов на систему воспитания в семье, в образовательных организациях — вплоть до системы общественных взаимоотноше -ний, частью которой являются СМИ.
Практику работы школ по введению инклюзивного образования можно отследить в ходе работы на курсах повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций. Пока повсеместно мы наблюдаем острое противоречие между правовой возможностью и существующей реальностью, которая в полной мере не готова к инклюзии. Думается, гармония может сложиться в результате длительной работы по духовно-нравственному развитию общества. Мы полагаем вслед за Н. А. Назаровой, что «другим не менее важным условием снижения рисков негативных сценариев развития специального и инклюзивного образования является отчетливое понимание того, что избранный сегодня вектор реформирования специального образования должен быть направлен не только на всю сферу образования, но на образовательное пространство в целом, включающее различные институты социализации, такие как семья, социум, средства массовой коммуникации, сфера культуры. Речь должна идти о государственном системно-синер -гетическом подходе к конструированию и реализации программы развития специального и инклюзивного образования» [9. С. 11].
В этом видится большая роль и ответственность средств массовой информации. Именно массовых, а не специальных профессиональных изданий, сайтов. В этой ситуации логично задать вопрос: как освещаются вопросы инклюзии в СМИ, каков уровень просветительской деятельности непрофессиональных СМИ в развитии инклюзивного сознания социума? Представим некоторые результаты своих исследований. Системное наблюдение за рядом печатных изданий показывает, что идея инклюзивного образования не стала актуальной темой для журналистов, освещающих вопросы общего образования, о чем мы уже писали в предыдущих работах [2]. Анализ информационного поля «Российской газеты» за 2015 г. и первое полугодие 2017 г. показал, что журналисты только дважды обращались к этой теме. Информация носила новостной характер: Ирина Ивойлова, федеральный выпуск № 6643 — целая полоса, на которой
мы видим ряд статей: «Игра вслепую», «ЕГЭ на больничной койке», «С широко открытыми глазами»; Дмитренко Ольга, Самара, № 7257 (91) — «За парту на равных». Ольга Дмитренко информирует читателей о создании на базе школы № 101 г. Самары специальной ресурсной комнаты. В статье обозначен один из вариантов создания в образовательной организации безбарьерной среды для детей с разными формами инвалидности и получения нового опыта обучения для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Отмечается, что «в таком оборудовании очень нуждаются дети» [5]. Представлен очень позитивный опыт. Но возникает вопрос: а как быть школам (их большинство), которые не имеют возможности приобретения такого оборудования? Вряд ли в новостном формате можно дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, но кратко зафиксировать факт понимания специалистами актуальности этого вопроса было бы уместно, и это придало бы даже краткой новостной заметке более выраженное социальное звучание. Ирина Ивойлова в своем материале свидетельствует о том, что из полумиллиона детей-инвалидов в России 134 тыс. учатся в обычных общеобразовательных школах. 140 тыс. детей с ОВЗ тоже посещают массовую школу. Число таких детей постоянно увеличивается. Журналист обозначает проблему: в общеобразовательных организациях дети с ОВЗ попадают в условия существующих государственных стандартов, итоговой аттестации, проводимой в единой форме. «Логика такая: раз ты числишься в обычной школе, должен учиться по стандартам, которые одинаковы для всех» [6]. Ирина обозначает проблемы инклюзии через реальные жизненные ситуации. А через историю уникального вуза в России — Российской специализированной академии искусств — автор показывает неограниченные творческие возможности детей-инвалидов. Картина оптимистична, но только в рамках одного мегаполиса и одного высшего учебного заведения. Как гарантирует власть введение инклюзивного образования и обеспечивает реализацию своих возможностей детей с ОВЗ и с особыми образовательными потребностями в малых городах, селах на разных уровнях систе -мы общего образования?
В данных материалах очевидны определенные достижения осознания роли СМИ в решении вопроса введения инклюзивного образования, обозначены проблемы. Но в чем заключа-
ется не использованный пока потенциал эффективности СМИ как субъекта, способствующего оптимальному внедрению инклюзивного образования в систему общего образования? Ответить на последний вопрос отчасти позволяет анализ текста Ирины Ивойловой. Материал имеет положительные аспекты: есть реальные люди с реальными историями, что вызывает определенный интерес читателя; представлен обзор проблем и возможностей, которые порождены процессом введения инклюзивного образования. Однако в материале обозначены проблемы, но нет путей решения, нарушается логическая связь — сопоставляются несопоставимые сферы: система высшего специализированного образования и система общего образования. Журналист не обращается к профессиональным экспертам, которые могли бы прокомментировать или дать оценку обозначенным проблемам. Один из лучших ме-диаменеджеров России Юрий Пургин в беседе с главным редактором газеты «Казанские ведомости» Вероникой Якуповой говорит о миссии современных СМИ: «Если мы не служим обществу в том или ином виде, то мы ему не нужны. Эта позиция сегодня только усиливается. Меняется модель массовой коммуникации. И нам мало быть вещателями или информаторами. Нужно встать в центр коммуникации, и ее организовывать. Следовательно, у нас гораздо больше обязанностей и с точки зрения налаживания общественного диалога, и с точки зрения реализации себя как медиа, которое зависит от общества. Социальное лидерство заключается в модера-ции каких-либо общественно важных дискуссий, и в освещении острых тем, и в проведении акций. При этом вовсе необязательно, что мы сами обо всем этом пишем. Пусть пишут наши читатели, а мы с удовольствием используем их контент» [12].
В связи с этим для профессионального журналиста важен серьезный этап подготовки к написанию статьи по обозначенной проблеме. Необходимо самому погрузиться в эту тему: про -мониторить средства массовой информации, освещающие вопросы инклюзивного образования; составить ряд ключевых вопросов для полемичного интервью, которое бы включало проблемы, подводные камни, связанные с каждым аспектом большой и актуальной темы инклюзии в современном образовании; попытаться ответить на сформулированные вопросы. В результате такой работы глубже анализируется проблема, бо-
лее содержательным становится материал, который приглашает читателя к обсуждению темы. В ходе обсуждения каждый формирует свою точку зрения на проблему, влияя таким образом на общественное мнение. Газета выступает в роли социального модератора. Юрий Пургин в выше названной беседе так определяет роль современной газеты: «Современная газета — это уже не новости. Все новости, опубликованные в газете, устаревают на момент их подготовки. Мы сегодня "журнал жизни", а это совсем другая история, другие принципы, другие подходы и формы, а на выходе — серьезное, глубокое чтение. Читать нас на бегу не получится, для этого существуют мобильники и бесплатные газеты. Газеты более серьезные, платные, должны иметь глубину, которую от них требуют читатели. Мое мнение — нас ждет ренессанс журналистики, потому что прессе придется стать лучше и серьезнее, чтобы быть востребованной» [12].
Какие вопросы экспертам необходимо задать в рамках темы инклюзивного образования? Вопросы должны высветить наиболее значимые проблемы и противоречия сферы инклюзивного образования. Содержание примерного перечня вопросов, с нашей точки зрения, может выглядеть следующим образом:
1. Каковы нормативно-правовые, материально-технические, финансовые условия введения инклюзивного образования?
2. Как решается вопрос подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих обучение детей с ОВЗ?
3. Какова роль родителей в организации инклюзивного образования?
4. Как методически обеспечен образовательный процесс в условиях интеграции традиционного и коррекционного образования?
5. Насколько готово сегодня общество принять особых детей в общеобразовательные организации?
Попробуем кратко ответить на поставленные вопросы, отметив риски и проблемы, сопровождающие процесс введения инклюзивного образования, а также обозначить роль журналистики в выявлении и минимизации рисков и в решении проблем.
Главное в работе школы с инклюзивным образованием — раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Для этого должны быть созданы специальные условия. С одной стороны, законода-
тельно закреплено нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования: закон «Об образовании в РФ» определяет сущность инклюзивного образования, возможности и специфику обучения детей с особыми образовательными потребностями и с ОВЗ; ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ определяют требования к условиям, содержанию и результатам обучения детей с ОВЗ; установлены СанПиНы для обучения детей с ОВЗ.
С другой стороны, недостаточное финансирование системы образования создает ситуацию отсутствия финансовой возможности в полной мере реализовать требования к введению инклюзивного образования. В чем это проявляется на практике? Наполняемость классов в количестве 25 че -ловек по требованиям СанПиНов не дает возможности эффективно осуществлять обучение по нескольким образовательным программам. Педагоги не всегда имеют возможность овладеть основами коррекционной педагогики и специальной психологии, поэтому не имеют представления об особенностях психофизического развития детей, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса. Материально-техническое оснащение многих образовательных организаций (особенно в селах) оставляет желать лучшего и создает риски введения инклюзии в образовании административным путем. Все эти проблемы и противоречия обязательно должны быть освещены на страницах массовых СМИ. Это шаг к диалогу с властью.
Рассмотрим социально-психологический аспект введения инклюзии: готовность участников образовательных отношений к введению инклюзивного образования. Школа обязана в соответствии с законом принять детей с разными потребностями и возможностями. Есть ФГОСы, об -разовательные программы, адаптированные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты обучения, внеурочная деятельность и др. Однако по статистике только 52 % учителей начальных классов готовы принять в общеобразовательный класс детей с особыми потребностями и ОВЗ, а за инклюзивное обучение с 1-го по 11-й класс высказались только 29 % педагогов [8]. Это объясняется отсутствием должного уровня профессиональной компетентности, которая определяется требованиями профессиональных стандартов. Не сформированы психолого-педагогические компетенции, учителя не в полной мере используют современные образовательные технологии, не готовы оказать
адресную помощь обучающимся, не всегда используется вариативность обучения. Данные факты обозначают проблемы подготовки и переподготовки кадров. Пути решения этих проблем также необходимо освещать на страницах массовых изданий. При этом журналисты должны выступать модераторами дискуссий по злободневным аспектам данной тематики. В дискуссиях должны быть задействованы эксперты в области психоло -гии, медицины, педагогики и, разумеется, учителя и родители. Полагаем, что только в сотрудничестве с родителями можно добиться результатов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями и особыми образовательными потребностями. Мы наблюдаем желание родителей обучать детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях — это их конституционное право. Но нередко это желание не учитывает интересы детей, их личностные особенности и рекомендации специалистов. Это противоречие порождает конфликтные ситуации и психологический дискомфорт в детском и педагогическом коллективе. Квалифицированное, вдумчивое, многоаспектное обсуждение этой тематики в СМИ позволит предотвратить или, по крайней мере, нивелировать конфликты и психологические проблемы.
Теперь о готовности общества к принятию осо -бых детей в общеобразовательные организации. «Когда в классе появляется ребенок, непохожий на остальных, — это уже камень преткновения для учеников и серьезное испытание для учителя. А если класс — новый, недружный, агрессивный сам по себе, а в нем предстоит учиться ребенку с явными отклонениями в здоровье, острота ситуации увеличивается многократно. Многим учите -лям приходилось оказываться в подобных обстоятельствах и справляться с ними чуть ли не в одиночку как сейчас, так и в доинклюзивную школьную эпоху», — так описывает свой опыт работы в условиях инклюзии Татьяна Полякова, заслуженный учитель РФ г. Ульяновска [11]. Такую ситуацию можно наблюдать почти в каждой современной российской школе. К сожалению, далеко не всем педагогам удается справиться достойно с данной проблемой. Так, как это смогла сделать Татьяна. Это происходит в силу разных причин, в том числе по причине отсутствия готовности всех участников образовательных отношений к введению инклюзии в систему общего образования. Инклюзия, на наш взгляд, может быть только в той социальной среде, которая готова к восприятию этой идеи. Социальная задача
СМИ — подготовить людей к этому восприятию. Журналистам, освещающим вопросы инклюзии, необходимо стремиться транслировать позитивный опыт, который приносит радость и пользу от общения и обучения всем: детям, родителям и пе -дагогам; не бояться поднимать острые и неудобные проблемы для обсуждения; бывать в образовательных организациях и освещать выбранные темы глазами участников образовательных отношений. Задача СМИ как субъекта социальной модерации — не сформировать какое-то единое мнение аудитории относительно проблемы внедрения инклюзивного образования, а способствовать формированию каждым представителем аудитории своего взгляда на проблему. В этом случае взгляды представителей аудитории на тему инклюзии, даже будучи разными, иногда противоположными, — будут способствовать эффективному и менее болезненному внедрению инклюзивного образования. Немаловажным условием снижения рисков развития образования и дискредитации инклюзивного обучения является активная социальная и профессиональная позиция журналистов, освещающих вопросы общего образования в СМИ. Думается, в формировании инклюзивной культуры как фундаментальной основы культуры инклюзивного общества обоснованным будет использование журналистами нетрадиционных способов трансляции информации, в том числе сторителлинга, о котором мы писали ранее [1]. Технология рассказывания предполагает использование притч, содержащих поучение в иносказательной форме, но без морали, прямого наставления. Журналист дает право читателю извлекать (или не извлекать) из притчи мораль самому, следуя (или не следуя) наставлениям. В ка-
честве примера приведем притчу «Осень», которую мы прочитали у Н. В. Старовойт.
«Однажды слепой человек сидел на ступеньках здания со шляпой возле ног и табличкой с надписью: "Яслепой, пожалуйста, помогите". Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в шляпе. Он бросил туда пару монет, без разрешения написал новые слова на табличке, оставил ее слепому человеку и ушел. К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: "Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал на ней немного по-другому". Человек улыбнулся и ушел» [13].
Автор предлагает высказать свою версию надписи на табличке, включая читателя в общий разговор. В оригинале новая надпись на табличке гласила: «Сейчас осень, но я не могу ее увидеть». «Притча заставляет думать, понимать свои чувства и поступки, видеть промахи, становиться лучше. Притча учит нравственности» [14. С. 7].
Проведенные исследования убеждают, что введение инклюзивного образования не может быть быстрым и решаемым в рамках общеобразовательной школы. Требуется система мер по обеспечению открытости инклюзивных школ в целях создания условий для нормального, естественного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию общих гуманистических ценностей. Одной из таких мер мы считаем активную социальную роль СМИ в процессе формирования инклюзивной культуры социума.
Список литературы
1. Абрамовских, Т. А. Сторителлинг как эффективный механизм формирования позитивного образа современного образования, используемый печатными СМИ / Т. А. Абрамовских // ЗНАК: проблем. поле медиаобразования. — 2016. — № 5 (22). — С. 30-34.
2. Абрамовских, Т. А. Профессиональные компетенции журналиста печатных СМИ при освещении вопросов общего образования / Т. А. Абрамовских // Знак: проблем. поле медиаобразования. — 2017. — № 3 (25). — С. 21.
3. В ЧелГУ пройдет всероссийская конференция по инклюзивному образованию. — URL: http:// megau.ru/node/36528. — Дата обращения: 03.07.2017.
4. Городской научно -практический семинар «Технологии формирования инклюзивной культуры в образовательной организации». — URL: http://sch1321uv.mskobr.ru/novosti/gorodskoj_nauchnoprakticheskij_ seminar_tehnologii_formirovaniya_inklyuzivnoj_kul_tury_v_obrazovatel_noj_organizacii/. — Дата обращения: 06.07.2017.
5. Дмитренко, О. За парту на равных / О. Дмитренко // Рос. газ. — Неделя: Сред. Волга. — 2017. — 27 апр.
6. Ивойлова, И. Игра вслепую / И. Ивойлова // Рос. газ. — Федер. вып. — 2015. — 7 апр.
7. Инклюзивное образование : сб. ст. / сост. М. Р. Битянова. — М., 2015. — 224 с.
8. Косикова, Л. В. Инклюзивное образование: отношение родителей и педагогов к инклюзивному образованию / Л. В. Косикова // Сев.-Кавказ. психол. вестн. — 2009. — № 7/1. — С. 69-73.
9. Назарова, Н. М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях / Н. М. Назарова // Спец. образование. — 2012. — № 3. — С. 152.
10. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.
11. Полякова, Т. По школьному бездорожью: особый ребенок в новом классе / Т. Полякова // Инклюзивное образование : сб. ст. / сост. М. Р. Битянова. — М., 2015. — С. 211-219.
12. Пургин, Ю. Кто останется на рынке СМИ? / Ю. Пургин // Журналист. — 2015. — № 9. — С. 24-26.
13. Старовойт, Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию / Н. В. Старовойт // Концепт. — 2016. — Т. 8. — С. 31-35. — URL: http://e-koncept. ru/2016/56117.htm.
14. Тумина, Л. Е. Притча как школа красноречия / Л. Е. Тумина. — М., 2008. — 368 с.
Сведения об авторе
Абрамовских Татьяна Александровна — старший преподаватель кафедры управления, экономики и права, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования; аспирант кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2017. No. 8 (404). Philology Sciences. Iss. 107. Pp. 5-12.
THE ROLE OF PRINT MEDIA IN THE FORMATION OF THE INCLUSIVE CULTURE OF THE SOCIETY (based on the "Russian newspaper")
T. A. Abramovskih
Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators;
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
In modern society, for two decades, the issue of inclusive education become truly relevant. Inclusive education — an internationally recognized instrument for the realization of the right of everyone to education. The introduction of inclusive education in the educational activities of all types of Russian schools gives rise to a number of risks and challenges. The implementation of inclusive education in modern Russia will become possible by changing the system of education in the family, in educational institutions — until the system of social relations, which are part of the media.This article attempted to determine the role of the media in creating an inclusive culture, by which we mean the values, knowledge about inclusive education; a unique climate of confidence conducive to the development of interdependent relations of family and school, avoiding conflict situations. The author analyzes publications about inclusive education, "Rossiyskaya Gazeta", offers his subjective opinion on approaches to the coverage of inclusion in General education. Article, from the point of view of the author, should be polemical, the journalist plays the role of a social moderator. Only such an approach will have the greatest effect in the formation of the inclusive culture of the society.
Keywords: inclusion, inclusive education, inclusive culture, children with disabilities (HIA), media, social moderation, "Russian newspaper".
References
1. Abramovskikh T.A. Storitelling kak effektivnyi mekhanizm formirovaniia pozitivnogo obraza sovremen-nogo obrazovaniia, ispol'zuemyi pechatnymi SMI [Storytelling as an effective mechanism for the formation of a positive image of modern education, used print media]. ZNAK: problemnoye pole mediaobrazovaniya [NAME: problematic field of media education], 2016, no. 5 (22), pp. 30-34. (In Russ.).
12
T. A. A6paMOBCKux
2. Abramovskikh T.A. Professional'nye kompetentsii zhurnalista pechatnykh SMI pri osveshchenii vopro-sov obshchego obrazovaniia [Professional competence of a journalist of the print media in covering issues General education]. Znak: problemnoepole mediaobrazovaniia [NAME: problematic field of media education], 2017, no. 3 (25), p. 21. (In Russ.).
3. VChelGUproidet vserossiiskaia konferentsiiapo inkliuzivnomu obrazovaniiu [At CSU will host a national conference on inclusive education]. Available at: http://megau.ru/node/36528, accessed 03.07.2017. (In Russ.).
4. Gorodskoi nauchno-prakticheskii seminar «Tekhnologii formirovaniia inkliuzivnoi kul'tury v obrazovatel'noi organizatsii» [City scientific-practical seminar "Technologies of formation of the inclusive culture in educational organizatsii"]. Available at: http://sch1321uv.mskobr.ru/novosti/gorodskoj_nauchnoprak-ticheskij_seminar_tehnologii_formirovaniya_inklyuzivnoj_kul_tury_v_obrazovatel_noj_organizacii/, accessed 06.07.2017. (In Russ.).
5. Dmitrenko O. Za partu na ravnykh [School on an equal footing]. Rossiiskaia gazeta — Nedelia — Sred-niaia Volga [The Russian newspaper — Week — Srednyaya Volga], 2017, no. 7257 (91), April 27. (In Russ.).
6. Ivoilova I. Igra vslepuiu [Play blind]. Rossiiskaia gazeta — Federal'nyi vypusk [Rossiyskaya Gazeta — Federal issue], 2015, no. 6643 (72), April 7. (In Russ.).
7. Inkliuzivnoe obrazovanie [Inclusive education]. Moscow, 2015. 224 p. (In Russ.).
8. Kosikova L.V. Inkliuzivnoe obrazovanie: otnoshenie roditelei i pedagogov k inkliuzivnomu obrazovaniiu [Inclusive education: attitude of parents and teachers towards inclusive education]. Severo-Kavkazskii psikho-logicheskii vestnik [North-Caucasian psychological Bulletin], 2009, no. 7 (1), pp. 69-73. (In Russ.).
9. Nazarova N.M. Sistemnye riski razvitiia inkliuzivnogo i spetsial'nogo obrazovaniia v sovremennykh uslo -viiakh [Systemic risks of the development of inclusive and special education in modern conditions]. Spetsial 'noe obrazovanie [Special education], 2012, no. 3, p. 152. (In Russ.).
10. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal 'nyi zakon ot 29 dekabria 2012 № 273-FZ ["On education in Russian Federation": Federal law of 29 December 2012 № 273-FZ]. (In Russ.).
11. Poliakova T. Po shkol'nomu bezdorozh'iu: osobyi rebenok v novom klasse [On school off-road: special child in the new class]. Inkliuzivnoe obrazovanie [Inclusive education]. Moscow, 2015. Pp. 211-219. (In Russ.).
12. Purgin Iu. «Kto ostanetsia na rynke SMI?» ["Who will remain on the market media?"]. Zhurnalist [Journalist], 2015, no. 9, pp. 24-26. (In Russ.).
13. Starovoit N.V. Inkliuzivnaia kul'tura obrazovatel'noi organizatsii: podkhody k ponimaniiu i formirova-niiu [the Inclusive culture of the educational organization: approaches to the understanding and formation of]. Kontsept [Concept], 2016, vol. 8, pp. 31-35. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm. (In Russ.).
14. Tumina L.E. Pritcha kak shkola krasnorechiia [Parable as a school of rhetoric]. Moscow, 2008. 368 p. (In Russ.).