Научная статья на тему 'Структурно-содержательный анализ договороспособности специалистов экономического профиля'

Структурно-содержательный анализ договороспособности специалистов экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ДОГОВОРОСПОСОБНОСТЬ / EXPERT OF ECONOMIC STRUCTURE / NEGOTIABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безуглая Г. В.

Рассматриваются проблемы формирования договороспособности экономистов. Дана характеристика компонентов договороспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structurally-substantial analysis of economist negotiability

Problems of forming the economist negotiability are considered. Specification of negotiability components is given.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательный анализ договороспособности специалистов экономического профиля»

РАЗДЕЛ IV. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, ИСТОРИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 316.6+378

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОГОВОРОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Г.В. Безуглая

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

e-mail: bezuglaya.galina@mail.ru

Рассматриваются проблемы формирования договороспособности экономистов. Дана характеристика компонентов договороспособности.

Ключевые слова: специалист экономического профиля, договороспособность.

Structurally-substantial analysis of economist negotiability. G.V. Bezuglaya (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

Problems of forming the economist negotiability are considered. Specification of negotiability components is given.

Key words: expert of economic structure, negotiability.

На современном этапе развития общества на первый план выступают изменения, связанные с ростом количества и видов противоречий во всех социальных сферах. Основу человеческой жизни составляет экономическая деятельность, осуществляемая для удовлетворения различных потребностей. Экономическая деятельность ориентирована, прежде всего, на получение прибыли. Для реализации этой цели в современных условиях необходимо обеспечить достаточную меру управляемости и отдельными процессами, и предприятием в целом. Однако в любой экономической деятельности всегда существует опасность конфликта, вытекающая из специфики экономических операций.

Новые социально-экономические условия привели к тому, что деятельность специалистов экономического профиля также претерпела значительные изменения. Современное общество предъявляет новые требования к личности экономиста, предполагающие его договороспособность, возможность разрешать и урегулировать возникающие конфликты для полноценного функционирования в профессиональной сфере.

Следует признать, что в теории высшего образования договороспособность специалистов экономического профиля недостаточно осмыслена. Очевидна зависимость между отсутствием целевой заданности в государственном образовательном стандарте и учебно-методической обеспеченностью образовательного процесса в высшей школе, что говорит о несомненной актуальности формирования договороспособности студентов экономических специальностей.

Стратегией модернизации российского образования определена основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда. Такой специалист должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками в профессиональной области. Требованиям общества на данный момент отвечает специалист, имеющий навыки работы в стрессовых ситуациях, ситуациях делового и личностного прессинга, умеющий разрешать спорные ситуации для полноценного функционирования в профессиональной сфере.

По словам президента Ассоциации независимых центров экономического анализа А. Ауза-на, среди качеств, необходимых для модернизации, - отношение к стандартам и процедурам закона и договороспособность. В течение долгого времени в России сверху насаждались стандарты технологичности, но, с другой стороны, не формировалась договороспособность,

компромиссность, что, как считает Аузан, породило конфликтный индивидуализм. В разные времена договороспособность не поощрялась властью, так как это создавало издержки управления и угрожало правящим элитам [1].

Понятие договороспособности отсутствует в современной экономической и юридической терминологии (его содержание отчасти входит в понятия вменяемости и дееспособности). Оно предполагает в качестве важнейшего момента саму способность соблюдения договора, то есть способность руководить своим поведением по установлению [2, с. 116 ]. Тем не менее догово-роспособность выступает как наиболее предпочтительное качество личности, отражающее тенденции становления профессионализма специалистов экономического профиля. Она представляет собой интегративное динамичное качество личности, характеризующееся определенным уровнем развития личностных качеств, профессиональных знаний, практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность деятельности по медиации, по способности договариваться таким образом, чтобы провести свои интересы и при этом скомбинировать их с интересами другого.

Функциональное описание договороспособности специалиста требует определения сфер ее проявления. В каких структурных компонентах профессиональной деятельности она проявляется?

Будем считать, что профессиональная деятельность может быть представлена через понятие «взаимодействие», где в диалектическом единстве сосуществуют и совместные действия, и общение, и взаимоотношение.

Реализация профессиональных функций специалистов в профессиональной группе происходит в трех взаимосвязанных процессах: взаимодействие, общение, взаимоотношение. «Взаимодействие опосредованно общением. Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие. Иначе взаимодействие, интеракция - это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной ее организации» [3, с. 29]. Представляется правомерным использование понятия «взаимодействие» как обобщающего при освещении вопросов общения и совместной деятельности членов профессиональной группы. При этом общение и совместная деятельность могут быть рассмотрены в качестве формы профессионального взаимодействия, а отношения друг к другу его участников (взаимоотношения) - одной из наиболее важных его сторон. По мнению Н.В. Гришиной, понятие «взаимодействие» предполагает наличие разных взаимодействующих сторон. Действия этих сторон должны быть взаимонаправлены и взаимообусловлены, скоординированы и взаимосогласованы, то есть стороны должны регулировать процесс конфликта [4, с. 209]. Обратившись к выявленным взаимосвязям договороспособности с другими видами профессиональной компетентности, можно установить, что функции договороспособности проявляются и в совместных действиях, и в общении, и во взаимоотношениях. Отметим, что и на индивидуальном уровне до-говороспособность способствует профессиональному становлению специалиста экономического профиля [5, с. 11].

Анализ компонентного состава договороспособности позволил установить наличие признаков, способствующих оптимальному функционированию экономиста в спорной ситуации, и соответственно им выявить структурно-функциональную характеристику договороспособности, включающую следующие компоненты:

- когнитивный (профессиональные знания: причины спорных ситуаций; типологии ситуаций переговорной направленности; представление о личностном и институциональном договоре, о способах и приемах убеждающего воздействия в диалоге; качества интеллектуальной сферы: гибкость ума и творческое мышление);

- аффективный (интеграция качеств эмоциональной, мотивационной и волевой сферы психики: способность к сознательной мобилизации сил и самоконтролю; выдержка, терпение, самообладание, объективность, беспристрастность; доброжелательность, профессионализм, эмоциональная и конфликтологическая устойчивость);

- операциональный (владение техникой согласительно-договорного процесса: умение предвидеть и предупреждать спорные ситуации, осуществлять диагностику и коррекцию деви-антного поведения, анализировать природу конфликта; находить адекватную инструментовку разрешения споров).

Вычисление отдельных компонентов договороспособности носит условный характер, так как все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение знания и умения является необхо-

димой предпосылкой для развития положительного отношения к договороспособности экономиста. В свою очередь положительное отношение к выполнению данной функции стимулирует активность в овладении профессиональными знаниями и умениями специалиста по разрешению спорных ситуаций. Исключение из договороспособности любого из указанных компонентов или понижение уровня их сформированности влечет за собой снижение успешности, а соответственно и результативности профессиональной деятельности.

Литература

1. Экономическая модернизация возможна там, где есть готовность менять ценности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://strategy2020.rian.ru/news/20111122/366204765.html (22/11/2011).

2. Шалютин Б.С. Тезисы о природе закона и об эмерджентной эволюции // Вестник Курганского университета. - 2008. - Вып. 4. - С. 111-118.

3. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

5. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 308 с.

УДК 378:811

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

И.Д. Попова

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

e-mail: popova2003@yandex.ru

Данная статья посвящена сущности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, которая заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности.

Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение, иностранный язык, средства обучения, коммуникативная деятельность.

On the issue of professionally-oriented teaching of a foreign language in a non-linguistic institute of higher education. I.D. Popova (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

This article covers the nature of professionally-oriented teaching of foreign language which implies in its integration with specific disciplines in order to obtain additional professional knowledge and formation professionally significant qualities of a person.

Key words: professionally-oriented teaching, foreign language, teaching techniques, communicative activity.

В связи с новыми условиями развития общества меняется подход к образованию в целом и языковому образованию в частности. Иностранный язык становится средством межкультурного общения, а само образование из репродуктивного должно стать развивающим. Этим объясняется необходимость переосмысления не только концепции высшего профессионального образования, но и языкового образования в новых условиях.

Любой специалист в процессе профессиональной деятельности испытывает необходимость в получении новейшей информации по своей специальности, значительная часть которой представлена на иностранном языке. Современные средства коммуникации предоставляют практически неограниченные возможности поиска информации и общения. Профессиональная деятельность любого специалиста требует умения пользоваться базами данных, осуществлять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.