Научная статья на тему 'Компонентно-содержательный аспект договороспособности специалистов экономического профиля'

Компонентно-содержательный аспект договороспособности специалистов экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ДОГОВОРОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СПОСОБНОСТЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / ОПТИМАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / СПОРНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ECONOMIST / ABILITY TO MAKE ARRANGEMENTS / PROFESSIONAL PROPERTIES / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PROFESSIONAL INTERACTION / KNOWLEDGE AND SKILLS / OPTIMAL FUNCTIONING / CONTROVERSIAL SITUATION / EMOTIONAL AND CONFLICT STABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безуглая Г. В.

Договороспособность определяется как комплексное понятие, включающее личностную и профессиональную составляющие. Личностная составляющая характеризуется наличием соответствующих мотивов, личностных качеств – умений действовать сообразно сложившейся ситуации. Профессиональная составляющая договороспособности определяется наличием необходимых профессиональных качеств и стиля общения, профессиональной позиции, а также профессиональными знаниями и умениями, отражающими специфику работы экономиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ability to make arrangements is a complex notion including personal and professional constituents

Ability to make arrangements is a complex notion including personal and professional constituents. Personal is characterized by corresponding reasons, personal properties – ability to act according to given situation. Professional constituent of ability to make arrangements is determined by professional properties and communication style, professional position, professional knowledge and skills of economist’s work.

Текст научной работы на тему «Компонентно-содержательный аспект договороспособности специалистов экономического профиля»

УДК 316.6+378

КОМПОНЕНТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДОГОВОРОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Г.В. Безуглая

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

e-mail: bezu2lava.Qalina@mail.ru

Договороспособность определяется как комплексное понятие, включающее личностную и профессиональную составляющие. Личностная составляющая характеризуется наличием соответствующих мотивов, личностных качеств - умений действовать сообразно сложившейся ситуации. Профессиональная составляющая договороспособности определяется наличием необходимых профессиональных качеств и стиля общения, профессиональной позиции, а также профессиональными знаниями и умениями, отражающими специфику работы экономиста.

Ключевые слова: специалист экономического профиля, договороспособность, профессиональные способности, профессионально важные качества, способность договариваться, профессиональное взаимодействие, знания и умения, оптимальное функционирование, спорная ситуация, эмоциональная и конфликтологическая устойчивость.

Component-intensional of economists’ability to make arrangements. G.V. Bezuglaya (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

Ability to make arrangements is a complex notion including personal and professional constituents. Personal is characterized by corresponding reasons, personal properties - ability to act according to given situation. Professional constituent of ability to make arrangements is determined by professional properties and communication style, professional position, professional knowledge and skills of economist’s work.

Key words: economist, ability to make arrangements, professional properties, professionally important qualities, professional interaction, knowledge and skills, optimal functioning, controversial situation, emotional and conflict stability.

На современном этапе развития общества на первый план выступают изменения, связанные с ростом количества и видов противоречий во всех социальных сферах. Основу человеческой жизни составляет экономическая деятельность, осуществляемая для удовлетворения различных потребностей. Экономическая деятельность ориентирована, прежде всего, на получение прибыли. Для реализации этой цели в современных условиях необходимо обеспечить достаточную меру управляемости и отдельными процессами, и предприятием в целом. Однако в любой экономической деятельности всегда существует опасность конфликта, вытекающая из специфики экономических операций.

Новые социально-экономические условия привели к тому, что деятельность специалистов экономического профиля также претерпела значительные изменения. Современное общество предъявляет новые требования к личности экономиста, предполагающие его договороспособность, возможность разрешать и урегулировать возникающие конфликты для полноценного функционирования в профессиональной сфере.

В условиях кризиса мировой экономики происходит увеличение значимости системы профессионального образования как социального института по подготовке профессионалов, способных эффективно работать в новых экономических условиях. Современная экономическая ситуация требует от экономиста умения работать в стрессовых ситуациях, ситуациях делового и личностного прессинга, умения разрешать спорные ситуации для полноценного функционирования в профессиональной сфере. В соответствии с этими требованиями профессионал-экономист должен обладать сформированной договороспособностью, потребность в которой все более остро ощущает современное общество.

Следует признать, что в теории высшего образования договороспособность специалистов экономического профиля недостаточно осмыслена. Очевидна зависимость между отсутствием

целевой заданности в государственном образовательном стандарте и учебно-методической обеспеченностью образовательного процесса в высшей школе, что говорит о несомненной актуальности формирования договороспособности студентов экономических специальностей.

Стратегией модернизации российского образования определена основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда. Такой специалист должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками в профессиональной области. Требованиям общества на данный момент отвечает специалист, имеющий навыки работы в стрессовых ситуациях, ситуациях делового и личностного прессинга, умеющий разрешать спорные ситуации для полноценного функционирования в профессиональной сфере.

По словам президента Ассоциации независимых центров экономического анализа А. Аузана, среди качеств, необходимых для модернизации, - отношение к стандартам и процедурам закона и договороспособность. В течение долгого времени в России сверху насаждались стандарты технологичности, но, с другой стороны, не формировалась договороспособность, компромиссность, что, как считает Аузан, породило конфликтный индивидуализм. В разные времена договороспособность не поощрялась властью, так как это создавало издержки управления и угрожало правящим элитам [13].

Понятие договороспособности отсутствует в современной экономической и юридической терминологии (его содержание отчасти входит в понятия вменяемости и дееспособности). Оно предполагает в качестве важнейшего момента саму способность соблюдения договора, то есть способность руководить своим поведением по установлению [12, с. 116]. Тем не менее договороспособность выступает как наиболее предпочтительное качество личности, отражающее тенденции становления профессионализма специалистов экономического профиля. Она представляет собой интегративное динамичное качество личности, характеризующееся определенным уровнем развития личностных качеств, профессиональных знаний, практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность деятельности по медиации, по способности договариваться таким образом, чтобы провести свои интересы и при этом скомбинировать их с интересами другого.

Логика исследования сущности «договороспособности экономиста» будет представлять собой развертывание категории «договороспособность» через призму диалектики общего, особенного, единичного (отдельного). Таким образом, можно выделить соответствующие структурные уровни договороспособности. В роли «общего» выступает понятие «профессиональная способность», в роли «особенного» - «договороспособность» и в роли «единичного» - «договороспособность экономиста».

Уже в самом слове «договороспособность» заложена связь двух понятий - способность и договор.

Проблема способностей до сих пор вызывает наибольшее количество научных споров среди педагогов и психологов. Дискуссии ведутся по вопросам структуры и процессов развития способностей. Что включает в себя понятие «способности», рождается ли человек способным или становится им, можно ли объективно оценить способности данного человека или нет? Ни на один из этих вопросов нет однозначного ответа вследствие противоречивого разнообразия научных позиций исследователей.

Психологический словарь определяет способности как «психические свойства, являющиеся условиями успешного овладения и успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности» [10].

Когда в повседневной жизни говорят о конкретном человеке как «способном», то чаще всего имеют в виду его повышенные возможности быстро разобраться в каком-то сложном вопросе, умело сконструировать какой-либо предмет и т. п. Конечно, такое житейское понимание способностей не может быть использовано в научных исследованиях. Эта трактовка просто исключает необходимость в самом понятии «способности». Ведь каждый человек может выполнить что-либо лучше, чем большинство других людей, и в этом плане неспособных людей нет [7].

Среди научных подходов можно выделить два, условно называемых деятельностным и функциональным.

Деятельностный подход (Б.М. Теплов) рассматривает способности человека как психологические свойства его личности, обеспечивающие успешное выполнение той или иной деятельности.

Функциональный подход (Е.П. Ильин, В.Д. Шадриков) рассматривает способность как уровень проявления у человека различных функций (интеллектуальных, перцептивных, двигательных, памяти, внимания).

Профессиональные способности выступают как часть общей системы способностей и могут быть осмыслены в объеме более обширного понятия, каким является понятие «способность».

Под способностями будем понимать такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Таким образом, одним из основных признаков, по которым способности отличаются от других психических явлений, является то, что способности - это только те особенности, от которых зависит эффективность деятельности. Данная статья ориентирована на исследование в наибольшей степени социально обусловленных способностей - способностей к общению, взаимодействию с людьми, которые для специалистов экономического профиля согласно ФГОС ВПО являются необходимыми для компетентно подготовленного экономиста.

Понятие «профессиональные способности» является наименее определенным с точки зрения его соотнесения с общими и специальными способностями, однако, как отмечает В.А. Бодров, оно должно характеризовать индивидуально-психологические возможности субъекта деятельности успешно осваивать и выполнять трудовую деятельность [4, с. 233].

Успешность ее освоения и реализации определяется не только особенностями познавательных и психомоторных процессов, характеризующих способности, но и такими качествами субъекта, как особенности мотивации, темперамента, эмоционально-волевой сферы, характера, а также физиологическими и физическими особенностями субъекта, которые также влияют на эффективность учебной и трудовой деятельности.

Вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности, получили название «профессионально важные качества» (ПВК) субъекта деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы.

В психологической практике довольно часто в понятие «профессиональные способности» включают не только характеристики способностей, но и особенности специфических для конкретной профессии профессионально важных качеств [4, с. 224].

Нас интересует, в первую очередь, способность договариваться. Проанализированное множество определений понятия «договор» [3, 11] позволяет свести его толкование к одному синониму - «соглашение».

Полагая, что договороспособность в экономической сфере является одной из важнейших общих характеристик профессионализма, будем рассматривать ее как неотъемлемую составную часть профессиональной культуры, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умение адекватно реализовать эти стратегии в конкретном экономическом споре. На основании этого в самом общем виде можно определить договороспособность как способность к удержанию противоречия в конструктивной форме, способствующей его разрешению.

Способность прийти к соглашению, способность к разрешению конфликтов целенаправленно изучалась учеными [2, с. 70; 13], которые определяют ее как интегральное образование, создающее субъективные предпосылки профессионального поведения и деятельности в ситуации конфликта. Также способность к конструктивному разрешению противоречий представляется как когнитивно-регуляторная подсистема профессионально значимой стороны личности, включающая соответствующие специальные знания и умения. Способность договариваться - это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т. д.) в реальном споре осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм экономического противоречия.

Итак, договороспособность определяется как комплексное понятие, включающее личностную и профессиональную составляющие. Личностная составляющая характеризуется наличием соответствующих мотивов, личностных качеств - умений действовать сообразно сложившейся ситуации. Профессиональная составляющая договороспособности определяется наличием необходимых профессиональных качеств и стиля общения, профессиональной позиции, а также профессиональными знаниями и умениями, отражающими специфику работы экономиста.

Договороспособность определяется направленностью конфликтного взаимодействия, как

отмечают А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов [2], систематизировавшие стратегии и тактики конфликтного взаимодействия, выбором «насильственных, манипулятивных, в противовес ненасильственным» средств достижения целей конфликта. Конструктивная направленность договороспособности, следовательно, определяется выбором ненасильственных тактик конфликтного взаимодействия.

Перейдем к рассмотрению компонентно-содержательного состава договороспособности. В педагогике общепринятой является точка зрения, соответственно которой понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (А.П. Журавлев, Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.) [9, с. 105].

Однако следует отметить, что в его рассмотрении нет единой, устоявшейся точки зрения. Это, безусловно, является следствием того, что сферу компетентности специалиста экономического профиля определить непросто. Новым направлением в изучении компетентности работников экономической сферы является разработка ее содержания, структуры (Е.М. Борисова, Л.М. Денякина, Л.Д. Кудряшова, Л.М. Митина, И.К. Шалаев и др.).

С точки зрения компонентно-содержательного аспекта А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым [3, с. 70], способность к разрешению противоречий охарактеризована как совокупность следующих трех компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного и операционно-исполнительского.

В качестве теоретической основы конструирования программ, направленных на формирование компетентности обучаемых, зачастую выделяются следующие компоненты данной компетентности: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный.

И.А. Зимняя [6, с. 34-42] включает следующие характеристики в структуру компетентности: а) готовность к проявлению компетентности (т. е. мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (т. е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т. е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Таким образом, договороспособность как профессиональная компетенция включает, по нашему мнению, знания, умения, навыки в установлении соглашения, договора. Также договороспособность должна содержать способы и приемы их реализации в деятельности по поиску компромисса, общении, развитии (саморазвитии) личности.

Данное определение дает возможность представить в структуре договороспособности личности две подструктуры:

- деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления договорной деятельности)

- коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления профессионального общения) [9, с. 114].

Функциональное описание договороспособности специалиста требует определения сфер ее проявления: в каких структурных компонентах профессиональной деятельности она проявляется.

Профессиональная деятельность может быть представлена через понятие «взаимодействие», где в диалектическом единстве сосуществуют и совместные действия, и общение, и взаимоотношение.

Реализация профессиональных функций специалистов в профессиональной группе происходит в трех взаимосвязанных процессах: взаимодействие, общение, взаимоотношение. «Взаимодействие опосредованно общением. Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие. Иначе, взаимодействие, интеракция - это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной ее организации» [4, с. 29]. Представляется правомерным использование понятия «взаимодействие» как обобщающего при освещении вопросов общения и совместной деятельности членов профессиональной группы. При этом общение и совместная деятельность могут быть рассмотрены в качестве формы профессионального взаимодействия, а отношения друг к другу его участников (взаимоотношения) - одной из наиболее важных его сторон. По мнению Н.В. Гришиной, понятие «взаимодействие» предполагает наличие разных взаимодействующих сторон. Действия этих сторон должны быть взаимонаправлены и взаимообусловлены, скоординированы и взаимосогласованы, то есть стороны должны регулировать процесс конфликта [3, с. 209]. Обратившись к выявленным взаимосвязям договороспособности с другими видами профессиональной компетентности, можно установить, что функции договороспособности проявляются и в совместных действиях, и в общении, и во взаимоотношениях. Отметим, что и на

индивидуальном уровне договороспособность способствует профессиональному становлению специалиста экономического профиля [5, с. 11].

Исходя из приведенных толкований понятия «взаимодействие» можно выделить несколько принципиальных для нашего исследования положений.

Во-первых, взаимодействие рассматривается как коллективная деятельность, эффективность которой определяется ее организацией.

Во-вторых, процесс организации представляет собой результат совместной, равноправной деятельности ее субъектов.

В-третьих, организация процесса взаимодействия основывается на регуляции как согласованном подчинении субъектов взаимодействия определенному порядку, нормам.

В-четвертых, в согласовании нуждаются все стороны взаимодействия:

1) деятельность всех участников соглашения как совместно-взаимодействующая деятельность (Л.И. Уманский), мерой согласованности которой выступает уровень преодоления автономности деятельностей субъектов взаимодействия;

2) взаимоотношения субъектов взаимодействия как функционально-ролевая система ценностных ориентаций и позиций, мерой согласованности которых выступает тип взаимодействия (сотрудничество или конкуренция);

3) общение субъектов взаимодействия как способ организации совместной деятельности (А.А. Леонтьев), как способ устанавливать отношения между людьми, способ оказывать влияние, принимать его или противодействовать ему (Г.М. Андреева), мерой согласованности которого выступает уровень взаимопонимания между субъектами взаимодействия [S, с. 16-17].

Договороспособность определяется направленностью конфликтного взаимодействия, как отмечают А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, систематизировавшие стратегии и тактики конфликтного взаимодействия, выбором «насильственных, манипулятивных, в противовес ненасильственным», средств достижения целей конфликта. Конструктивная направленность договороспособности, следовательно, определяется выбором ненасильственных тактик конфликтного взаимодействия.

Анализ компонентного состава договороспособности позволил установить наличие признаков, способствующих оптимальному функционированию экономиста в спорной ситуации, и соответственно им выявить структурно-функциональную характеристику договороспособности, включающую следующие компоненты:

- когнитивный (профессиональные знания: причины спорных ситуаций; типологии ситуаций переговорной направленности; представление о личностном и институциональном договоре, о способах и приемах убеждающего воздействия в диалоге; качества интеллектуальной сферы: гибкость ума и творческое мышление);

- аффективный (интеграция качеств эмоциональной, мотивационной и волевой сферы психики: способность к сознательной мобилизации сил и самоконтролю; выдержка, терпение, самообладание, объективность, беспристрастность; доброжелательность, профессионализм, эмоциональная и конфликтологическая устойчивость);

- операциональный (владение техникой согласительно-договорного процесса: умение

предвидеть и предупреждать спорные ситуации, осуществлять диагностику и коррекцию девиантного поведения, анализировать природу конфликта; находить адекватную инструментовку разрешения споров).

Вычисление отдельных компонентов договороспособности носит условный характер, так как все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение знания и умения является необходимой предпосылкой для развития положительного отношения к договороспособности экономиста. В свою очередь положительное отношение к выполнению данной функции стимулирует активность в овладении профессиональными знаниями и умениями специалиста по разрешению спорных ситуаций. Исключение из договороспособности любого из указанных компонентов или понижение уровня их сформированности влечет за собой снижение успешности, а соответственно и результативности профессиональной деятельности.

Литература

1. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. - М.: Экономика, 1991. - 352 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - СПб.: Питер, 2006. - 528 с.

4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

5. Большой энциклопедический словарь. - М.: Норинт, 1999. - 1456 с.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

7. Козубовский В.М. Общая психология: личность. - Минск.: Амалфея, 2005. - 224 с.

8. Макарова Г.К. Организационное обеспечение процесса обучения как условие профилактики конфликтов в высшей школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2004. - 21 с.

9. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: МПСИ, 2003. -400 с.

10. Психологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.anypsy.ru/ glossary/formirovanie-sposobnostei.

11. Толковый словарь русского языка / Сост. В.П. Бутромеев, Т.В. Розе. - М.: Современник, 1998. - 286 с.

12. Шалютин Б.С. Тезисы о природе закона и об эмерджентной эволюции // Вестник Курганского университета. - 2008. - Вып. 4. - С. 111-118.

13. Экономическая модернизация возможна там, где есть готовность менять ценности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://strategy2020.rian.ru/news/20111122/ 366204765.^т! (22/11/2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.