Научная статья на тему 'Возможности тренинга в формировании договороспособности экономиста'

Возможности тренинга в формировании договороспособности экономиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / КОНФЛИКТОГЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА / ДОГОВОРОСПОСОБНОСТЬ / ТРЕНИНГ / EXPERT OF ECONOMIC PROFILE / CONFLICTOGENIC PROFESSIONAL ECONOMIC ENVIRONMENT / NEGOTIABILITY / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гам Владимир Иванович, Безуглая Галина Викторовна

В статье В. И. Гама, Г. В. Безуглой рассматривается проблема развития договороспособности экономистов. В качестве средства развития договороспособности предлагается психологический тренинг как форма усиления профессионального обучения, способствующая интенсивной выработке и усвоению знаний, умений, установок, необходимых для выполнения профессиональных задач по договорно-согласительной деятельности специалиста экономического профиля. Выявлены возможности тренинга в соответствии с его сущностью, содержанием, процедурой и принципами организации, охарактеризованы педагогически условия его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF NEGOTIABILITY TRAINING FOR ECONOMIST

The question of negotiability development of economists is developed in article of V. I. Gam, G. V. Bezuglaya. The psychological training as a form of intensifying of the vocational training, promoting intensive development and assimilation of knowledge, abilities, the installations necessary for performance of professional tasks of contract and conciliatory activity of expert of economic profile is offered as negotiability development tool. Training possibilities according to its essence, contents, procedure and organization principles are revealed, conditions of its realization are pedagogically characterized.

Текст научной работы на тему «Возможности тренинга в формировании договороспособности экономиста»

№ 5 - 2012 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 159.9:330.117

ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА В ФОРМИРОВАНИИ ДОГОВОРОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИСТА

В.И. Гам1, Г.В. Безуглая2

1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск) ФГБОУ ВПО «Камчатский государственный технический университет»

(г. Петропавловск-Камчатский)

В статье В. И. Гама, Г. В. Безуглой рассматривается проблема развития договороспособности экономистов. В качестве средства развития договороспособности предлагается психологический тренинг как форма усиления профессионального обучения, способствующая интенсивной выработке и усвоению знаний, умений, установок, необходимых для выполнения профессиональных задач по договорно-согласительной деятельности специалиста экономического профиля. Выявлены возможности тренинга в соответствии с его сущностью, содержанием, процедурой и принципами организации, охарактеризованы педагогически условия его реализации.

Ключевые слова: специалист экономического профиля, конфликтогенная

профессиональная экономическая среда, договороспособность, тренинг.

Гам Владимир Иванович — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», рабочий телефон: 8 (3812) 24-89-61, e-mail: gam_v@mail.ru

Безуглая Г алина Викторовна — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО «Камчатский государственный технический университет», рабочий телефон: 8 (4152) 30-09-15, e-mail: Bezuglaya.Galina@mail.ru

Конкуренции на рынке труда, а также интенсификация профессиональной деятельности предъявляют к специалистам экономического профиля повышенные требования. В соответствии с современными тенденциями также происходит повышение требований к качеству профессиональной деятельности экономиста, вызванное современными усложняющимися и быстро меняющимися запросами его практики. Подобная ситуация профессионального развития, когда специалист ощущает двойное воздействие социальных факторов, не является благоприятной. В данных условиях ему необходимо динамично развиваться, чтобы обеспечить уровень, позволяющий сохранять свой профессиональный статус. Современный экономист с момента начала своей карьеры должен уметь решать профессиональные задачи по урегулированию конфликтов

в профессиональной сфере, поэтому возникает вопрос о ресурсах их решения. Таким ресурсом может являться договороспособность, которая формируется у специалиста в ходе профессиональной подготовки.

Под договороспособностью специалиста экономического профиля будем понимать интегративное динамичное качество личности, характеризующееся определенным уровнем развития личностных качеств, профессиональных знаний, практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность деятельности по медиации, по способности договариваться таким образом, чтобы провести свои интересы и при этом скомбинировать их с интересами другого. Такой специалист должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями, но и практическими навыками в профессиональной области.

Анализ работ, рассматривающих тренинг как форму профессионального обучения [1, 2, 4, 6], позволил сделать вывод о том, что формирование договороспособности специалистов экономического профиля становится возможным при использовании технологий активного обучения. Решению этой проблемы призван способствовать тренинг как форма ускорения профессионального развития, а именно, тренинг формирования договороспособности.

Выявление возможностей тренинга следует производить в соответствии с его сущностью, содержанием, процедурой и принципами организации. Такая логика обеспечит адекватность определения педагогических условий, при которых возможности тренинга перейдут в действительность и, следовательно, будут способствовать формированию договороспособности экономиста.

Соотносимость сущности и цели тренинга как процесса выработки знаний, умений, установок, необходимых для выполнения конкретных задач и сущности договороспособности экономиста как ситуативно-прикладной характеристики, обеспечивающей способность к выполнению профессиональных задач, является первой возможностью тренинга в формировании договороспособности бакалавра экономики. Для того чтобы эта возможность перешла в действительность, необходимо цели и задачи тренинга формулировать в соответствии с конкретными видами профессиональных задач по медиативной деятельности. Таким образом, педагогическим условием применения тренинга в формировании договороспособности бакалавра экономики выступает соответствие целей и задач тренинга знаниям, умениям, установкам, необходимым для выполнения профессиональных задач по договорно-согласительной деятельности. Это условие относится к целевой и содержательной сторонам процесса обучения.

При формировании договороспособности необходимо принять во внимание реальные обстоятельства, в которых она проявляется, и ее субъективный контекст. Стремление к формированию основных компонентов договороспособности только укрепляет однофакторную модель умений профессиональной деятельности, игнорируя контекст. Решение этой проблемы возможно только путем включения реальных жизненных ситуаций профессиональной деятельности в процедуру формирования договороспособности. Таким образом, необходимо выделить трудную ситуацию профессиональной деятельности в качестве критерия отбора содержания тренинга формирования договороспособности экономиста. Под трудной ситуацией профессиональной деятельности экономиста мы понимаем «конфликт», возникающий в профессиональной деятельности специалиста экономического профиля в тот момент, когда ему предлагается задача, для решения которой у него недостаточно времени

на анализ и принятие решения, а также имеющихся знаний, умений, навыков и способов действия.

Специалист, находящийся в трудной ситуации деятельности, получает информацию о разных ее элементах: о внешних условиях; о своих внутренних состояниях;

о результатах своих собственных действий. Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информации влияют на поведение специалиста в трудной ситуации. По мнению В. С. Мерлина [3], когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он нередко сталкивается с противодействием. В результате различных внешних и внутренних противодействий возникает трудная ситуация.

Следующую возможность тренинга в формировании договороспособности экономиста мы выявляем в аспекте его содержания. Соотносимость содержания тренинга с содержанием труда специалиста является второй возможностью тренинга в формировании договороспособности экономиста. Для того чтобы эта возможность перешла в действительность, необходимо содержательный компонент тренинга отбирать в соответствии с функциями и профессиональными задачами и умениями, их реализующими.

В ходе выполнения этих заданий и упражнений студенты тренируют соответствующие медиативные умения, преодолевают сложившиеся стереотипы на типичные трудные ситуации в профессиональной деятельности, совершенствуют навыки саногенного мышления, тренируют умения управлять конфликтными эмоциональными состояниями, приобретают систему ценностей, формируют конструктивную позицию в договорносогласительной деятельности и т.д.

Таким образом, условием применения тренинга в формировании договороспособности экономиста выступает соответствие содержание тренинга профессиональным функциям и квалификационным характеристиками экономиста по договорно-согласительной деятельности. Это условие также относится к содержательной стороне обучения, с ним связана реализация процедурного подхода в структурировании содержания тренинга. Суть его заключается в том, что комплексная профессиональная задача разделяется на как можно большее/возможное количество процедур. Содержанием тренинга тогда выступают конкретные умения, последовательное выполнение которых должно обеспечить выполнение комплексной профессиональной задачи. Соотносимость содержания тренинга с содержанием совокупности конкретных профессиональных умений решения комплексной профессиональной задачи является третьей возможностью тренинга в формировании договороспособности бакалавра экономики. Для того чтобы эта возможность перешла в действительность, необходимо структурировать содержательнопроцессуальный компонент тренинга в соответствии с последовательностью выполнения конкретных процедур в решении профессиональной задачи.

Разработку таксономии заданий и упражнений тренинга целесообразно проводить с опорой на опыт Н. В. Самсоновой, предложившей класс учебных задач по конфликтологии [5]. Таксономия заданий и упражнений включает в себя четыре типа:

1. перцептивно-мнемические (задания и упражнения на непосредственное наблюдение, ознакомление и построение на их основе репродуцируемых представлений о конфликтологическом знании);

2. продуктивно-эвристические (задания и упражнения на освоение простых и сложных конфликтологических умений управления конфликтами);

3. продуктивно-рефлексивные (задания и упражнения на обобщение и систематизацию ранее освоенных способов конфликтологического анализа и опыта конфликтологической деятельности по управлению конфликтами);

4. реальные (задания, воспроизводящие задачи по управлению конфликтами).

Таким образом, педагогическим условием реализации тренинга в формировании договороспособности экономиста является соответствие структуры содержательнопроцессуального компонента тренинга структуре решения применительно к конфликтогенной профессиональной экономической среде. Это условие касается операционно-процессуальной стороны процесса обучения.

В заключении отметим, что тренинг как способ интенсивной выработки и усвоения знаний, умений, установок, необходимых для выполнения определенного вида деятельности, может выступать в качестве педагогического средства для формирования договороспособности экономистов, так как обладает содержательными (функции деятельности, ее содержание и условия как объекты интенсивного воздействия) и организационными (активность участников, игровой характер, обучающая направленность, обратная связь, групповой характер занятий как общеметодические условия воздействия) свойствами.

Список литературы

1. Бакли Р. Теория и практика тренинга / Р. Бакли, Д. Кайпл. — СПб. : Питер, 2002. — 352 с.

2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. — М. : Ось-89, 2001. — 224 с.

3. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности / В. С. Мерлин // Учебные записки Пермского педагогического института.— Пермь, 1970. — Т. 77. — С. 103-164.

4. Hикандров В. В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга : учебное пособие / В. В. ^кандров. — СПб. : Речь, 2003. — 176 с.

5. Самсонова H. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования / H. В. Самсонова. — Калининград, 2002. — 308 с.

6. Тренев H. H. Управление конфликтами / H. H. Тренев. — М. : Приор, 1999. — 96 с.

POSSIBILITIES OF NEGOTIABILITY TRAINING FOR ECONOMIST

V.I. Gam1, G.V. Bezuglaya2

1FSEIHPE «Omsk State Pedagogical University» (Omsk c.)

2FSEI HPE «Kamchatka State Technical University» (Petropavlovsk-Kamchatsky c.)

The question of negotiability development of economists is developed in article of V. I. Gam, G. V. Bezuglaya. The psychological training as a form of intensifying of the vocational training, promoting intensive development and assimilation of knowledge, abilities, the installations necessary for performance of professional tasks of contract and conciliatory activity of expert of economic profile is offered as negotiability development tool. Training possibilities according

to its essence, contents, procedure and organization principles are revealed, conditions of its realization are pedagogically characterized.

Keywords: expert of economic profile, conflictogenic professional economic environment, negotiability, training.

About authors:

Bezuglaya Galina Viktorovna — candidate of pedagogical sciences, senior teacher of history and philosophy chair at FSEI HPE «Kamchatka State Technical University», office phone: 8 (4152) 30-09-15, e-mail: Bezuglaya.Galina@mail.ru

Gam Vladimir Ivanovich — doctor of pedagogical sciences, professor of pedagogics chair, vice rector on study at FSEI HPE «Omsk State Pedagogical University», office number: 8 (3812) 24-89-61, e-mail: gam_v@mail.ru

List of the Literature:

1. Buckley R. Theory and practice of training / R Buckley, D. Kaypl. — SPb.: St. Petersburg, 2002. — 352 P.

2. Vachkov I. V. Bases of technology of group training. Psychotechnics / I. V. Vachkov. — M: Os-89, 2001. — 224 P.

3. Marlin V. S. Problems of experimental psychology of person / V. S. Marlin // Educational notes of the Perm teacher training college. — Perm, 1970. — V. 77. — P. 103-164.

4. Nikandrov V. V. Antitrening, or Contours of moral and theoretical bases of psychotraining: handbook / V. V. Nikandrov. — SPb.: Speech, 2003. — 176 P.

5. Samsonov N. V. Conflictology culture of the expert and technology of its formation in system of high school education / N. V. Samsonov. — Kaliningrad, 2002. — 308 P.

6. Trenev N. N. Management of conflicts / N. N. Trenev. — M: Prior, 1999. — 96 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.