УДК 316.6+378
Безуглая Галина Викторовна
старший преподаватель кафедры истории и философии Камчатского государственного технического университета dom-hors@mail.ru
ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОГОВОРОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Bezuglaya Galina Victorovna
Senior Lecturer of the History and Philosophy Department, Kamchatka State Technical University dom-hors@mail.ru
VALUE AND GOALS OF FORMATION OF ECONOMIST’S ABILITY TO MAKE AGREEMENTS
Аннотация:
В статье рассмотрены ценностно-целевые основания формирования договороспособности специалистов экономического профиля. Профессиональные ценности удовлетворяют одну из важнейших потребностей профессионального сообщества - потребность в консолидации для решения профессиональных задач. Профессиональные ценности являются компонентом не только сознания, но и поведения. Дополнение целей профессионального экономического образования целью формирования договороспособности студентов -будущих экономистов - является социальнозначимой проблемой.
Ключевые слова:
профессиональная культура, профессионал-экономист, конкурентоспособность специалистов, ценностные ориентации, профессиональные ценности.
Summary:
The article deals with value and goals of formation of economist’s ability to make agreements. Professional values fulfill a substantial need of the professional community, which is to consolidate for solution of the professional tasks. The professional values are a component of both consciousness and behaviour. Addition of the goal to form students’ ability to make agreements during professional economic training is a socially relevant issue of the education.
Keywords:
professional culture, expert in economics, competitive strength of specialists, value system, professional values.
Стратегией модернизации российского образования определены приоритеты профессионального образования - подготовка специалистов, способных конкурировать на рынке труда. Современному обществу требуются специалисты, владеющие навыками работы в стрессовых ситуациях, способные осуществлять договорно-посредническую деятельность для полноценного функционирования в профессиональной сфере. Особую остроту этот проблемный вопрос приобретает в отношении подготовки специалистов экономического профиля.
В постоянно меняющейся экономической ситуации от специалиста требуется умение выстраивать стратегию организации, стратегию своей работы, умение в любых ситуациях принимать решения и брать ответственность на себя, то есть выполнять определенные ролевые функции. В соответствии с этими требованиями профессионал-экономист должен обладать адекватной профессиональной культурой, потребность в которой все более остро ощущает современное общество [1, с. 111].
Преобразования, происходящие в современном обществе, диктуют новые требования к личности будущего специалиста, предполагающие его адаптацию к быстроменяющемуся окружающему миру, а также наличие таких личностных качеств, как динамичность и конструктивность [2, с. 87].
Несмотря на тенденции в мировом образовательном процессе, свидетельствующие о появлении новой системы ценностей и целей образования, возрождении концепции личности, существует проблема недостатка осознания социальной значимости профессиональной культуры как основного средства урегулирования споров или конфликтов, достижения консенсуса [3, с. 87].
Договороспособность выступает важной профессиональной характеристикой будущего специалиста, поэтому требует особого подхода к ее формированию. Развитие самостоятельности, инициативности, рефлективности мышления, умений быстро реагировать на изменения, формирование сознательной и ответственной личности, способной осуществлять рациональный выбор в различных ситуациях, способствуют качественной подготовке специалиста [4, с. 88]. В связи с этим актуализируется проблема формирования договороспособности как неотъемлемого компонента профессиональной культуры будущих экономистов в условиях современного вуза.
Существует ли объективная необходимость выделения договороспособности в структуре профессиональной культуры студентов экономического вуза? Конкурентоспособность специалистов экономического профиля уравновешивается договороспособностью. На эту тенденцию в модификации российских национальных ценностей указывает А. Аузан в публичных лекциях о специфике национальных ценностей и диалоге между государством и обществом: «Как национальные ценности не могут сформироваться без определенных механизмов и институтов, так и конституционные институты не могут быть ре-
анимированы, гармонизированы без нахождения определенных ценностей. И первая из таких ценностей, на мой взгляд, - это договороспособность» [5, с. 13].
Договороспособность можно принять в качестве национальной ценности при следующих условиях: во-первых, преодоление стереотипа о могуществе тех, кто предпочел силу договору; во-вторых, постепенное изменение мировоззрения «скорохватов» на философию «результативного будущего»; в-третьих, взаимное доверие, базирующееся на институциональных механизмах поручительства и третейства, а также личных отношениях. Выделенные предпосылки, на наш взгляд, обладают дидактическим потенциалом, поскольку позволяют не только обоснованно поставить обновленную цель профессионального экономического образования, но и конкретизировать в нем направления, содержание и методы.
Какое место в профессиональной культуре специалиста занимают перечисленные национальные ценности?
Функционирование ценностей заключается в их воздействии на человеческую деятельность, человеческое поведение, развитие культуры, общественную жизнь. Очевидно, что это воздействие осуществляется и проявляется по-разному, в зависимости от особенностей аксиологического субъекта. Основной функцией ценностей и ценностных ориентаций является регулятивная функция, а именно регулирование поведением личности в определенных социальных условиях. По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность [6, с. 187-207]. Другой важной функцией ценностей является прогностическая функция, так как на их основе осуществляется выработка жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности.
Ценностные ориентации в профессиональной деятельности выступают как выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, его сторон, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики. Современный профессионал должен обладать не только некоторой суммой знаний и умений, но и уметь предвидеть последствия профессиональной деятельности, нести за них личную ответственность. Профессиональные ценности удовлетворяют одну из важнейших потребностей профессионального сообщества - потребность в консолидации для решения профессиональных задач. Профессиональные ценности являются компонентом не только сознания, но и поведения.
Существует ли принципиальная возможность принятия договороспособности в качестве цели профессиональной подготовки экономистов? Факты, свидетельствующие в пользу перехода данной возможности в педагогическую реальность, следующие: 1) так и не состоявшаяся американизация русской культуры, изначально не принимавшей стяжательство [7, т. 2, с. 13]; 2) доверие бизнесменов своим партнерам по бизнесу (80 % опрошенных респондентов считают, что бизнес партнеру верить можно) [8, с. 13]; 3) складывающаяся система социального партнерства, закрепленная в Законах «О коллективных договорах и соглашениях» и «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (1992, 1995 гг.), где устанавливаются правовые основы коллективных договоров и различного рода соглашения в целях содействия договорному урегулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей.
Таким образом, дополнение целей профессионального экономического образования целью формирования договороспособности студентов - будущих экономистов является социально-значимой проблемой и актуальность в качестве цели подготовки бакалавров экономики приобретает формирование их договороспособности.
Ссылки:
1. Гущина Г.А. Формирование профессиональной культуры будущих экономистов в процессе получения высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 4. C. 111-114.
2. Осипенок О.А. Формирование переговорной культуры как составляющая инновационного образования // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2007.
3. Там же.
4. Там же.
5. Аузан А. Спрос на демократию // Новая газета. 2008. (1324) 28.01-30.01. № 6. С. 12-13.
6. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М.,
1966. С. 189-208.
7. Самарин А.Н. Европейские дилеммы России // Конфликтология. 2003. № 3. С. 7-22.
8. Аузан А. Указ соч.
References (transliterated):
1. Gushchina G.A. Formirovanie professional'noy kul'tury budushchikh ekonomistov v protsesse polucheniya vysshego obra-zovaniya // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2009. № 4. P. 111-114.
2. Osipenok O.A. Formirovanie peregovornoy kul'tury kak sostavlyayushchaya innovatsionnogo obrazovaniya // Rossiyskoe obrazovanie v XXI veke: problemy i perspektivy: sbornik statey III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Penza, 2007.
3. Ibid.
4. Ibid.
5. Auzan A. Spros na demokratiyu // Novaya gazeta. 2008. (1324) 28.01-30.01. № 6. P. 12-13.
6. Zdravomyslov A.G., Yadov V.A. Otnoshenie k trudu i tsennostnie orientatsii lichnosti // Sotsiologiya v SSSR. M., 1966. P. 189-208.
7. Samarin A.N. Evropeyskie dilemmy Rossii // Konfliktologiya. 2003. № 3. P. 7-22.
8. Auzan A. Op. cit.