Научная статья на тему 'Ценностно-целевые основания формирования договороспособности специалистов экономического профиля'

Ценностно-целевые основания формирования договороспособности специалистов экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛ-ЭКОНОМИСТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / PROFESSIONAL CULTURE / EXPERT IN ECONOMICS / COMPETITIVE STRENGTH OF SPECIALISTS / VALUE SYSTEM / PROFESSIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безуглая Галина Викторовна

В статье рассмотрены ценностно-целевые основания формирования договороспособности специалистов экономического профиля. Профессиональные ценности удовлетворяют одну из важнейших потребностей профессионального сообщества потребность в консолидации для решения профессиональных задач. Профессиональные ценности являются компонентом не только сознания, но и поведения. Дополнение целей профессионального экономического образования целью формирования договороспособности студентов -будущих экономистов является социальнозначимой проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE AND GOALS OF FORMATION OF ECONOMIST’S ABILITY TO MAKE AGREEMENTS

The article deals with value and goals of formation of economist’s ability to make agreements. Professional values fulfill a substantial need of the professional community, which is to consolidate for solution of the professional tasks. The professional values are a component of both consciousness and behaviour. Addition of the goal to form students’ ability to make agreements during professional economic training is a socially relevant issue of the education.

Текст научной работы на тему «Ценностно-целевые основания формирования договороспособности специалистов экономического профиля»

УДК 316.6+378

Безуглая Галина Викторовна

старший преподаватель кафедры истории и философии Камчатского государственного технического университета dom-hors@mail.ru

ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОГОВОРОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Bezuglaya Galina Victorovna

Senior Lecturer of the History and Philosophy Department, Kamchatka State Technical University dom-hors@mail.ru

VALUE AND GOALS OF FORMATION OF ECONOMIST’S ABILITY TO MAKE AGREEMENTS

Аннотация:

В статье рассмотрены ценностно-целевые основания формирования договороспособности специалистов экономического профиля. Профессиональные ценности удовлетворяют одну из важнейших потребностей профессионального сообщества - потребность в консолидации для решения профессиональных задач. Профессиональные ценности являются компонентом не только сознания, но и поведения. Дополнение целей профессионального экономического образования целью формирования договороспособности студентов -будущих экономистов - является социальнозначимой проблемой.

Ключевые слова:

профессиональная культура, профессионал-экономист, конкурентоспособность специалистов, ценностные ориентации, профессиональные ценности.

Summary:

The article deals with value and goals of formation of economist’s ability to make agreements. Professional values fulfill a substantial need of the professional community, which is to consolidate for solution of the professional tasks. The professional values are a component of both consciousness and behaviour. Addition of the goal to form students’ ability to make agreements during professional economic training is a socially relevant issue of the education.

Keywords:

professional culture, expert in economics, competitive strength of specialists, value system, professional values.

Стратегией модернизации российского образования определены приоритеты профессионального образования - подготовка специалистов, способных конкурировать на рынке труда. Современному обществу требуются специалисты, владеющие навыками работы в стрессовых ситуациях, способные осуществлять договорно-посредническую деятельность для полноценного функционирования в профессиональной сфере. Особую остроту этот проблемный вопрос приобретает в отношении подготовки специалистов экономического профиля.

В постоянно меняющейся экономической ситуации от специалиста требуется умение выстраивать стратегию организации, стратегию своей работы, умение в любых ситуациях принимать решения и брать ответственность на себя, то есть выполнять определенные ролевые функции. В соответствии с этими требованиями профессионал-экономист должен обладать адекватной профессиональной культурой, потребность в которой все более остро ощущает современное общество [1, с. 111].

Преобразования, происходящие в современном обществе, диктуют новые требования к личности будущего специалиста, предполагающие его адаптацию к быстроменяющемуся окружающему миру, а также наличие таких личностных качеств, как динамичность и конструктивность [2, с. 87].

Несмотря на тенденции в мировом образовательном процессе, свидетельствующие о появлении новой системы ценностей и целей образования, возрождении концепции личности, существует проблема недостатка осознания социальной значимости профессиональной культуры как основного средства урегулирования споров или конфликтов, достижения консенсуса [3, с. 87].

Договороспособность выступает важной профессиональной характеристикой будущего специалиста, поэтому требует особого подхода к ее формированию. Развитие самостоятельности, инициативности, рефлективности мышления, умений быстро реагировать на изменения, формирование сознательной и ответственной личности, способной осуществлять рациональный выбор в различных ситуациях, способствуют качественной подготовке специалиста [4, с. 88]. В связи с этим актуализируется проблема формирования договороспособности как неотъемлемого компонента профессиональной культуры будущих экономистов в условиях современного вуза.

Существует ли объективная необходимость выделения договороспособности в структуре профессиональной культуры студентов экономического вуза? Конкурентоспособность специалистов экономического профиля уравновешивается договороспособностью. На эту тенденцию в модификации российских национальных ценностей указывает А. Аузан в публичных лекциях о специфике национальных ценностей и диалоге между государством и обществом: «Как национальные ценности не могут сформироваться без определенных механизмов и институтов, так и конституционные институты не могут быть ре-

анимированы, гармонизированы без нахождения определенных ценностей. И первая из таких ценностей, на мой взгляд, - это договороспособность» [5, с. 13].

Договороспособность можно принять в качестве национальной ценности при следующих условиях: во-первых, преодоление стереотипа о могуществе тех, кто предпочел силу договору; во-вторых, постепенное изменение мировоззрения «скорохватов» на философию «результативного будущего»; в-третьих, взаимное доверие, базирующееся на институциональных механизмах поручительства и третейства, а также личных отношениях. Выделенные предпосылки, на наш взгляд, обладают дидактическим потенциалом, поскольку позволяют не только обоснованно поставить обновленную цель профессионального экономического образования, но и конкретизировать в нем направления, содержание и методы.

Какое место в профессиональной культуре специалиста занимают перечисленные национальные ценности?

Функционирование ценностей заключается в их воздействии на человеческую деятельность, человеческое поведение, развитие культуры, общественную жизнь. Очевидно, что это воздействие осуществляется и проявляется по-разному, в зависимости от особенностей аксиологического субъекта. Основной функцией ценностей и ценностных ориентаций является регулятивная функция, а именно регулирование поведением личности в определенных социальных условиях. По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность [6, с. 187-207]. Другой важной функцией ценностей является прогностическая функция, так как на их основе осуществляется выработка жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности.

Ценностные ориентации в профессиональной деятельности выступают как выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, его сторон, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики. Современный профессионал должен обладать не только некоторой суммой знаний и умений, но и уметь предвидеть последствия профессиональной деятельности, нести за них личную ответственность. Профессиональные ценности удовлетворяют одну из важнейших потребностей профессионального сообщества - потребность в консолидации для решения профессиональных задач. Профессиональные ценности являются компонентом не только сознания, но и поведения.

Существует ли принципиальная возможность принятия договороспособности в качестве цели профессиональной подготовки экономистов? Факты, свидетельствующие в пользу перехода данной возможности в педагогическую реальность, следующие: 1) так и не состоявшаяся американизация русской культуры, изначально не принимавшей стяжательство [7, т. 2, с. 13]; 2) доверие бизнесменов своим партнерам по бизнесу (80 % опрошенных респондентов считают, что бизнес партнеру верить можно) [8, с. 13]; 3) складывающаяся система социального партнерства, закрепленная в Законах «О коллективных договорах и соглашениях» и «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (1992, 1995 гг.), где устанавливаются правовые основы коллективных договоров и различного рода соглашения в целях содействия договорному урегулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей.

Таким образом, дополнение целей профессионального экономического образования целью формирования договороспособности студентов - будущих экономистов является социально-значимой проблемой и актуальность в качестве цели подготовки бакалавров экономики приобретает формирование их договороспособности.

Ссылки:

1. Гущина Г.А. Формирование профессиональной культуры будущих экономистов в процессе получения высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 4. C. 111-114.

2. Осипенок О.А. Формирование переговорной культуры как составляющая инновационного образования // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2007.

3. Там же.

4. Там же.

5. Аузан А. Спрос на демократию // Новая газета. 2008. (1324) 28.01-30.01. № 6. С. 12-13.

6. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М.,

1966. С. 189-208.

7. Самарин А.Н. Европейские дилеммы России // Конфликтология. 2003. № 3. С. 7-22.

8. Аузан А. Указ соч.

References (transliterated):

1. Gushchina G.A. Formirovanie professional'noy kul'tury budushchikh ekonomistov v protsesse polucheniya vysshego obra-zovaniya // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2009. № 4. P. 111-114.

2. Osipenok O.A. Formirovanie peregovornoy kul'tury kak sostavlyayushchaya innovatsionnogo obrazovaniya // Rossiyskoe obrazovanie v XXI veke: problemy i perspektivy: sbornik statey III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Penza, 2007.

3. Ibid.

4. Ibid.

5. Auzan A. Spros na demokratiyu // Novaya gazeta. 2008. (1324) 28.01-30.01. № 6. P. 12-13.

6. Zdravomyslov A.G., Yadov V.A. Otnoshenie k trudu i tsennostnie orientatsii lichnosti // Sotsiologiya v SSSR. M., 1966. P. 189-208.

7. Samarin A.N. Evropeyskie dilemmy Rossii // Konfliktologiya. 2003. № 3. P. 7-22.

8. Auzan A. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.