Научная статья на тему 'Медиативный подход к договороспособности российского общества'

Медиативный подход к договороспособности российского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / МЕДИАТИВНЫЙ ПОДХОД / ДОГОВОРОСПОСОБНОСТЬ / ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьева С. В.

Рассматривается использование медиативного подхода к повышению договороспособности российского общества и необходимость внедрения медиативных технологий в программы подготовки специалистов различных профессиональных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATIVE APPROACH TO NEGOTIABILITY OF THE RUSSIAN SOCIETY

We discuss the meditative approach to increasing the negotiability of the Russian society and the need to introduce mediative technologies in the programs for training of specialists of various professional groups.

Текст научной работы на тему «Медиативный подход к договороспособности российского общества»

Государство и право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (2), с. 188-191

УДК 347.919

МЕДИАТИВНЫЙ ПОДХОД К ДОГОВОРОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

© 2013 г. С.В. Соловьева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 14.05.2013

Рассматривается использование медиативного подхода к повышению договороспособности российского общества и необходимость внедрения медиативных технологий в программы подготовки специалистов различных профессиональных групп.

Ключевые слова: медиация, медиативный подход, договороспособность, внесудебные процедуры

урегулирования конфликтов.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. [1], переход к инновационной модели экономического роста связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентноспособности. Такой подход, как отмечается в данной Концепции, требует реализации комплекса преобразований по нескольким направлениям и в том числе - повышение договороспособности общества.

В российском законодательстве отсутствует легальное определение договороспособности. Тем не менее, как отмечают некоторые специалисты, необходимость договариваться - это почти физиологическая потребность каждого из нас, желающего быть человеком [2]. Иные авторы называют способность договариваться искусством, которым владеют не многие. В последнее время в обществе также заговорили о договороспособности как вполне достижимой национальной ценности [3].

О наличии проблем в сфере договороспо-собности российского общества свидетельствуют различные факты: от конфликтов в сфере ЖКХ до конфликта за парковочное место на горнолыжном курорте [4].

Российский законодатель подошел к решению вопроса о возможных способах развития договороспособности общества, предусмотрев альтернативную процедуру урегулирования трудовых, гражданско-правовых, семейных споров с участием посредника (процедуру медиа-

ции). Таким образом, договороспособность на стадии уже имеющегося конфликта получила поддержку от законодательной власти, о чем свидетельствует принятие ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее Закон о медиации) [5] и государство продемонстрировало доверие к медиации, доверие к медиаторам, выступило гарантом для лиц, участвующих в данных отношениях. В статье 1 Закона о медиации говорится, что он разработан, в том числе, в целях гармонизации социальных отношений в России.

По-мнению В. Кернтке, одного из руководителей Международного института медиации (Франкфурт-на-Майне, Германия), медиация во многих случаях представляет собой хорошую альтернативу судебным разбирательствам. Одновременно, если медиация не хочет ограничиваться маргинальным существованием, она должна интегрироваться в регулирующую систему, признанную обществом и наделенную полномочиями реализации решений, то есть кодифицированное право [6].

Медиация в России вышла из тени и получила статус не заморской технологии, а законной возможности [7].

В соответствии со ст. 2 Закона о медиации процедура медиации - это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Самая важная задача медиатора состоит в том, чтобы помочь сторонам самостоятельно разрешить свой спор, проявить свою способность договориться по предмету спора.

Медиация как способ разрешения споров в мировой практике применяется весьма широко

и дает ощутимые результаты - до 70-80% решаемых с участием медиатора споров заканчиваются заключением соглашения между сторонами [8].

В настоящее время отношение к медиации в нашей стране неоднозначно. В негативном плане в отношении данной процедуры наиболее часто высказываются представители юридической профессии, подвергая критике сам закон и высказывая сомнение в способности российских граждан разрешать споры без привлечения адвокатов и судей.

Вероятно, осознание полезности введения медиации в российскую правовую систему придет со временем. В многочисленных публикациях, посвященных процедуре медиации, если и говорят о преимуществах применения и использования данного института, то в основном указывается на сокращение нагрузки на судей, создание эффективного механизма правового регулирования отношений по разрешению споров без обращения в суд, однако позитивный аспект ее, несомненно, более значителен.

Можно согласиться с мнением тех авторов, которые считают, что преимущество внесудебных процедур урегулирования конфликтов обеспечивается более комфортным психологическим фоном разрешения спора, сопровождающим выработку согласованного решения, которое не выносится судьей вопреки интересам одной из сторон.

Дружественное разрешение спора, а не государственно-жесткое, формально определенное гражданским процессуальным законодательством ведение судебного процесса позволяет обеспечить и сохранить на будущее взаимовыгодные для сторон позитивные отношения [9]. Таким образом, способность договариваться стороны конфликта приобретают на предмеди-ационной стадии и... далее, с первой фазы ме-диационной процедуры до ее окончания, оставляя при этом в дальнейшем возможность мирного сосуществования.

Как отмечает С.К. Загайнова, для того чтобы медиация стала эффективным правовым институтом в России, необходим комплексный подход, включающий развитие частной и интегрированной моделей медиации, а также медиаци-онных техник в профессиональной юридической деятельности [10].

Несомненно, юридическая деятельность в основном, по сути, является конфликтной, юристы реализует свои профессиональные задачи в потенциально конфликтных ситуациях. Целевая заданность, например, сотрудников правоохранительных органов, таможенной службы, нало-

говой службы, службы судебных приставов и иных государственных служб, с одной стороны, несет в себе конфликт с целями нарушителей законодательства, с другой стороны [11].

Вероятность успеха профессионального юриста (судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора, корпоративного юриста) значительно повысится, если он «знаком с медиативным подходом, а значит, наряду с теоретическими знаниями о преимуществах медиации владеет также некоторыми умениями и навыками, присущими профессиональному медиатору» [12].

Однако хотелось бы дополнить о необходимости внедрения медиационных техник, медиа-ционного подхода практически во все виды профессиональной деятельности. В любой организации работают люди, поэтому договоро-способностью в качестве инструмента модернизации общества необходимо владеть именно профессионалам.

Так, например, В.И. Гам и Г.В. Безуглая под договороспособностью специалиста экономического профиля понимают интегративное динамичное качество личности, характеризующееся определенным уровнем развития личностных качеств, профессиональных знаний, практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность деятельности по медиации, по способности договариваться таким образом, чтобы провести свои интересы и при этом скомбинировать их с интересами другого [13].

Таким образом, нет необходимости всем становиться профессиональными медиаторами, для того чтобы использовать медиативные приемы при реализации своей трудовой функции.

Медиативный подход является тем инструментом, с помощью которого можно решить вопрос о повышении договороспособной компетентности российского общества.

Медиативный подход был разработан специалистами Научно-методического центра медиации и права г. Москва под руководством Ц.А. Шамликашвили и представляет собой системное применение медиации в различных отраслях и сферах деятельности. Это подход, основанный на менталитете сотрудничества. Такой подход, по мнению авторов, может использоваться как управленческая стратегия для успешной реализации проектов любой степени сложности, поскольку основывается на общественном согласии и ориентации на достижение консенсуса [14]. Медиативный подход - это навыки по предупреждению споров и выходу из спора, которым можно научить практически любого человека. Речь в данном случае идет не о самой процедуре медиации, имеющей опреде-

ленную структуру, которая не всегда возможна и применима, а об умении вести диалог с оппонентом, основываясь на принципах медиации, корректно взаимодействовать с людьми и достигать взаимоприемлемых результатов.

Умение договариваться во многом зависит от знаний того, как следует это делать. Несоответствующие представления о процедуре медиации, ее принципах, мифы о медиации ведут к ошибочным выводам и негативно влияют на отношение со стороны граждан, всего общества к этому способу разрешения конфликтов.

Безусловно, дефицит этих знаний необходимо начинать восполнять в школах, и это нашло уже подтверждение в Указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», где говорится о необходимости организации школьных служб медиации, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении [15].

Помимо этого, по нашему мнению, необходима широкомасштабная государственная программа, в том числе и включение в федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения обучение навыкам медиативного подхода. Если формирование договороспособной компетентности бакалавра, магистра любого профиля будет рассматриваться как одна из целей высшего профессионального образования, то следует ожидать их профессиональной эффективности.

На юридическом факультете Нижегородского государственного университета проводятся курсы повышения квалификации «Медиация в профессиональной деятельности» для специалистов широкого профиля: юристов, экономистов, менеджеров, государственных и муниципальных служащих, работников отделов персонала, руководителей организаций, медицинских работников, педагогов - для всех, кому в процессе своей профессиональной деятельности необходимо принимать собеседника, вести диалог, уметь договариваться, разрешать конфликтные ситуации, поддерживать партнерские взаимоотношения. Сделав шаг к договороспо-собности в рамках своей профессии, мы, вероятно, намного продвинемся вперед к инновационной модели российского общества.

В настоящее время активно обсуждается возможность применения медиации по различным категориям споров в форме обязательной досудебной процедуры. Такой подход не характерен для классической медиации,

где одним из принципов является принцип добровольности, но использование его в настоящее время в России также может способствовать развитию навыков договороспособности российских граждан. Как отметил

B.Ф. Яковлев, «медиацию совершенно справедливо рассматривать как один из способов формирования гражданского общества, она сопряжена с формированием подлинных институтов гражданского общества, в рамках которых и реализуются такие ценности, как свобода граждан, утверждение начал справедливости и безопасности» [16].

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 08 августа 2009 г. // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

2. Шмелева С. Договороспособность - вопрос политическмй // polit.ru

3. do.gendocs.rmdocs/index-296964. html

4. nnov.kp.ru>Новости>news/1358417

5. ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.

6. Кернтке В. Медиация как метод организационного развития: Работа с конфликтами - руководство к действию для руководителей / Пер. с нем. И. Тарасовой. СПб. 2011. С. 53.

7. Обудовская И.В. Законопроект о медиации. Отзыв практика // Третейский суд. 2010. № 2.

C. 70.

8. Большова А.К. Состояние и перспективы сокращения нагрузки на судей // Журнал российского права. 2010. № 10. С. 87.

9. Федосеева Г.Ю. Медиация в семейных спорах как инструмент реализации права ребенка на общение с обоими родителями // Закон. 2010. № 2. С. 193.

10. Загайнова С.К. О комплексном подходе к развитию медиации в России // Закон: журнал для деловых людей. 2012. № 3. С. 51-56.

11. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. Изд-во КГУ, 2002.

12. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров: что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации: Учеб. пособие для вузов, обучающих по специальности «Юриспруденция». М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. С. 69.

13. Гам В.И., Безуглая Г.В. Возможности тренинга в формировании договороспособности экономиста // Медицина и образование в Сибири. 2012. № 5.

14. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как про- 15. СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

цедуры урегулирования споров // Прил. к «Медиация и 16. См.: Яковлев В. Закон свободного прими-

право. Посредничество и примирение». 2007. № 2(4). рения // Медиация и право. 2006. № 1. С. 14.

MEDIATIVE APPROACH TO NEGOTIABILITY OF THE RUSSIAN SOCIETY

S. V. Solovyeva

We discuss the meditative approach to increasing the negotiability of the Russian society and the need to introduce mediative technologies in the programs for training of specialists of various professional groups.

Keywords: mediation, mediative approach, negotiability, extrajudicial procedures for settlement of conflicts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.