Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ЭКОНОМИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ'

КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ЭКОНОМИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / СПЕЦИАЛИСТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАДРОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МОДУЛИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бостанов Эльдар Халинович

В статье представлен анализ современных тенденций развития экономики и требований, предъявляемых к специалистам экономического профиля. Автором обосновывается значимость конкурентоспособности, раскрывается ее содержание и структура, дается характеристика основных видов конкурентоспособности. Предлагается концепция подготовки конкурентоспособных экономистов, включающая в себя теоретические основания, целевые ориентиры, содержательные модули и предполагаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бостанов Эльдар Халинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF TRAINING COMPETITIVE ECONOMISTS IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

The article presents an analysis of current trends in the development of the economy and the requirements for economic specialists. The author substantiates the importance of competitiveness, reveals its content and structure, and describes the main types of competitiveness. The concept of training competitive economists is proposed, which includes theoretical foundations, targets, content modules and expected results.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ЭКОНОМИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ»

quality of ethnocultural training of teachers 05021 Alfiya Akchulpanova, Irina Boronilova, Nelli Syrtlanova, Guzel Shabayeva and Yelena Pilipenko Published online: 09 March 2021 DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219805021 Moscow, Russia, August 24-26, 2020 Web of Science

8. Шабаева Г.Ф., Яшина В.И., Ушакова О.С., Hristo Kyuchukov Организация сетевого полилингвального комьюнити на базе ВУЗ-ДОО // Традиции и инновации в национальных системах образования. Сборник материалов международной научно-практической конференции Национального педагогического форума «БГПУ им. М. Акмуллы» (Уфа, 17-18 декабря 2020 г.). - Уфа, 2020.

9. Шабаева Г.Ф., Боронилова И.Г., Сыртланова Н.Ш. Инновационная подготовка студентов к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций (научная статья, на англ.яз.) The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Conference: HPEPA 2019 - Humanistic Practice in Education in a Postmodern Age 2019. Dates: 15-16 November, 2019 https://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/HPEPA2019/

10. Яшина В.И., Шабаева Г.Ф. Содержание методики организации исследовательской деятельности студентов по диагностике речевого развития детей на базе мастерской WORLD SKILLS // Актуальные проблемы дошкольного образования: теория и практика (к 100-летию системы дошкольного образования РБ): материалы Национальной научно-практической конференции, посвященной 100-летию дошкольного образования РБ // ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», 25 сентября 2019г, г.Уфа / отв. ред. Шабаева Г.Ф., Боронилова И.Г. - Уфа: Изд-во «Мир печати», 2020. - С. 346-348

Педагогика

УДК 378.637

аспирант Бостанов Эльдар Халинович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ЭКОНОМИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье представлен анализ современных тенденций развития экономики и требований, предъявляемых к специалистам экономического профиля. Автором обосновывается значимость конкурентоспособности, раскрывается ее содержание и структура, дается характеристика основных видов конкурентоспособности. Предлагается концепция подготовки конкурентоспособных экономистов, включающая в себя теоретические основания, целевые ориентиры, содержательные модули и предполагаемые результаты.

Ключевые слова: экономика знаний, специалист экономического профиля, профессиональная подготовка экономических кадров, конкурентоспособность, компоненты конкурентоспособности, модули развития конкурентоспособности.

Annotation. The article presents an analysis of current trends in the development of the economy and the requirements for economic specialists. The author substantiates the importance of competitiveness, reveals its content and structure, and describes the main types of competitiveness. The concept of training competitive economists is proposed, which includes theoretical foundations, targets, content modules and expected results.

Keywords: knowledge economy, specialist of economic profile, professional training of economic personnel, competitiveness, components of competitiveness, modules of competitiveness development.

Введение. Одной из ведущих тенденций социально-экономического развития нашей страны в современных условиях является переход к инновационной модели экономики. В данном аспекте чрезвычайную важность приобретает формирование экономики знаний и соответствующей ей системы профессиональной подготовки экономических кадров. Определение требований, которые экономика знаний предъявляет к качествам специалистов экономической сферы, учет этих требований в процессе профессиональной подготовки позволит существенно повысить конкурентоспособность выпускников на современном рынке труда.

Концепция экономики знаний смещает акцент на субъект труда, рассматривая его как актора инновационного развития экономической сферы, придает новый смысл самому понятию «знания», которые выступают как уникальный набор характеристик, формируемых самим человеком на основе самостоятельного профессионального развития, накопления опыта осуществления профессиональной деятельности.

При определении сущности понятия «экономика знаний» мы выделяем следующие сходные моменты в различных подходах к его интерпретации:

- знания как один из ключевых ресурсов инновационного развития экономической сферы, наряду с капиталом и трудом;

- знания как продукт, определяющий направленность и специфику производственных процессов современной экономики;

- знания как важнейший компонент экономических отношений, экономического взаимодействия;

- знание как эффект и результат перехода к информационному обществу [2].

С учетом приведенных трактовок можно утверждать, что при переходе к экономике знаний первостепенную важность приобретает подготовка будущих экономистов как носителей и создателей знаний, что предопределяет направленность мер по формированию их конкурентоспособности еще на этапе профессиональной подготовки.

Рассмотрение поднятой проблематики требует уточнения самого понятия «конкурентоспособность», его конкретизации в отношении специалистов экономического профиля. И здесь следует подчеркнуть, что данное понятие недостаточно полно раскрывается в современных педагогических исследованиях.

Опираясь на работы Т.В. Поздняковой [4] и Е.А. Снигиревой [5] конкурентоспособность будущих экономистов, мы определили, как способность к максимальной реализации профессионального потенциала,

соответствующего объективным требования конкретного вида профессиональной деятельности и субъективным предпочтениям потенциальных работодателей.

Основываясь на предлагаемом определении можно выделить следующие виды конкурентоспособности:

1. Потенциальная конкурентоспособность - прогнозируемая успешность трудоустройства будущего экономиста на основе сформированных в период обучения профессиональных компетенций и степени их соответствия требованиям рынка труда. Может оцениваться по объективным показателям успешности учебной деятельности, а также при помощи специально подобранного инструментария оценки сформированности основных составляющих конкурентоспособности. В данный инструментарий целесообразно включить экспертную оценку конкурентоспособности обучающихся старших курсов экспертами из числа предполагаемых работодателей.

2. Фактическая конкурентоспособность - успешность трудоустройства после окончания обучения, оцениваемая по продолжительности временного лага от момента окончания обучения до непосредственного трудоустройства. В качестве критериев оценки здесь может выступать скорость нахождение места работы, количество откликов работодателей, степень соответствия уровня притязаний выпускника и предлагаемых вакансий.

3. Реализованная конкурентоспособность - удовлетворённость выпускника первичным трудоустройством (условиями труда, параметрами рабочего места, реализованностью изначальных притязаний и т.д.).

Важно отметить, что, несмотря на то, что потенциальная конкурентоспособность чаще всего оценивается в высших учебных заведениях именно реализованная конкурентоспособность выпускников является наиболее точным показателем качества их профессиональной подготовки.

Структура конкурентоспособности будущих экономистов, на наш взгляд, представлена следующими компонентами:

- знаниевый компонент включает совокупность представлений о современных требованиях к специалистам экономической сферы, содержании и сущностных характеристиках конкурентоспособности в контексте данного вида деятельности;

- реляционный компонент отражает степень сформированности личностного отношения к конкуренции на рынке труда, конкурентоспособности в целом;

- смысловой компонент основан на осознании и принятии конкурентоспособности, ее роли в построении индивидуального профессионального маршрута;

- аксиологический компонент представлен индивидуальной оценкой значимости конкурентоспособности как востребованного в современных социально-экономических условиях профессионального качества;

- практический компонент включает совокупность навыков и умений продуктивного осуществления профессиональной деятельности;

- адаптационный компонент проявляется в способности к приспособлению к реальным условиям конкуренции.

С учетом предлагаемой трактовки конкурентоспособности специалистов экономического профиля, ее содержательной и структурной характеристики нами была разработана концепция подготовки конкурентоспособных экономистов в современных условиях развития экономики.

Концепция базируется на следующих положениях:

1. В настоящее время российская экономика характеризуется кардинальной трансформацией существующих экономических институтов, нестабильностью и непредсказуемостью тенденций функционирования и развития, углублением структурных проблем, ярко выраженным приоритетом информационно-технологической и инновационной направленности, повышением значимости интеллектуального человеческого капитала. В подобных условиях специалисты экономического профиля должны обладать: способностями к объективной оценке происходящих изменений; высоким адаптационным потенциалом; готовностью к деятельности в ситуации неопределенности и управлению профессиональным развитием для сохранения и повышения конкурентоспособности.

2. Существующая система экономического образования не в полной мере обеспечивает развитие конкурентоспособности будущих экономистов. Основными барьерами для повышения их конкурентоспособности становятся: низкий уровень готовности к интенсивному и продуктивному труду; недостаточная мотивированность на достижение профессиональной успешности и самообразование; недостаточно высокий уровень активности, самостоятельности, способности проявлять инициативу и принимать ответственность. Поэтому необходимо предпринимать целенаправленные и комплексные меры для подготовки будущих специалистов к деятельности в условиях конкурентной среды.

3. Развитие конкурентоспособности специалистов экономического профиля будет более эффективным при создании в процессе профессиональной подготовки условий для актуализации субъектной позиции обучающихся, обеспечивающей устойчивую ориентацию на выстраивание долгосрочной стратегии профессионального развития с учетом изменяющихся требований избранной профессиональной деятельности и актуальных условий ее осуществления. При этом необходимо учитывать, что развитие конкурентоспособности предполагает, как проявление заинтересованности и активности самими обучающимися, так и создание соответствующей образовательной среды в высшем учебном заведении, включающей в себя грамотно отобранные приоритеты и целевые ориентиры подготовки, комплекс психолого-педагогических условий и современных образовательных технологий [3].

Предлагаемая концепция направлена на решение таких задач, как:

- стимулирование развития познавательных мотивов, детерминирующих готовность к непрерывному самообразованию, расширению представлений о личностных и профессиональных качествах, наиболее востребованных в экономической сфере деятельности;

- формирование мотивации достижений, лежащей в основе осознанного отношения к конкуренции на рынке труда, деятельности в конкурентных условиях, овладению конкурентоспособностью;

- повышение способности к самоорганизации обучающихся, самостоятельному управлению познавательной деятельностью, что позволит направить активность будущих экономистов в русло конструктивного профессионального развития, с учетом актуальных профессиональных требований;

- расширение представлений о профессиональных компетенциях, обеспечивающих конкурентоспособность, сущности и специфики будущей профессиональной деятельности, тенденциях изменения рынка труда;

- развитие навыков построения профессиональной карьеры, личностных качеств, обеспечивающих карьерный успех: готовность к самообразованию и быстрая самообучаемость; способность адекватно воспринимать перемены в профессиональной деятельности и социально-экономической сфере в целом, оперативно и конструктивно на них реагировать; гибкость и системность мышления, умение объективно оценивать профессиональные ситуации, прогнозировать их развитие, принимать решения и предвидеть их последствия; эмоциональный интеллект, высокий уровень коммуникативной компетентности, умение работать в команде; реалистичное восприятие своего потенциала как субъекта профессиональной деятельности; высокий уровень развития способностей к саморегуляции поведения и деятельности.

Концепция включает в себя три основных модуля, соответствующих логически обоснованным этапам развития конкурентоспособности специалистов экономического профиля. При структурировании модулей мы опирались на разработки М.А. Вильчинской и С.Г. Волоховой [1].

Первый модуль - адаптивно-смысловой. Деятельность по развитию конкурентоспособности в рамках данного модуля предполагает комплексную диагностику мотивов выбора профессии, учебных мотивов, мотивов достижений, оценку степени сформированности представлений о будущей профессиональной деятельности и ее требованиях. Полученные данные позволяют выявить дефициты в сформированности знаниевого, реляционного, смыслового и аксиологического компонентов конкурентоспособности и проводить целенаправленную работу по коррекции личностного отношения к профессиональной деятельности, конкуренции, конкурентоспособности, развитию и закреплению соответствующих ценностных ориентаций и мотивов. Особое внимание в адаптивно-смысловом модуле уделяется конкретизации представлений о современных требованиях к специалистам экономического профиля, расширении понимания конкурентоспособности применительно к искомой профессиональной деятельности.

Второй модуль (содержательно-операционный) в большей степени акцентирован на развитие знаниевого и практического компонентов конкурентоспособности, т.е. формирование необходимого комплекса знаний и умений, лежащих в основе эффективного осуществления профессиональной деятельности, достижения профессиональной успешности. В рамках этого модуля будущие экономисты обучаются выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития, планировать предстоящую карьеру, оценивать и развивать личностный потенциал карьерного успеха.

Третий модуль (поисково-творческий) не только позволяет закрепить приобретенные новообразования, но и освоить дополнительный инструментарий построения стратегий личностного и профессионального развития, формирования карьерной траектории (функциональные карты, дорожные карты, SWOT-анализ личности, атлас профессий и т.п.). Кроме того, важно подчеркнуть, что рассматриваемый модуль позволяет приобрести опыт отработки конкурентоспособных реакций в специально смоделированных обучающих ситуаций. Система обучающих ситуаций, в основе которых лежат учебных задачи позволяет стимулировать последовательное развитие всех компонентов конкурентоспособности в условиях, воспроизводящих отдельные аспекты/элементы профессиональной деятельности в конкурентной среде.

Реализация предлагаемой концепции предполагает введение новых содержательных элементов в профессиональную подготовку будущих экономистов, ориентацию на модульность обучения, последовательное интегрирование в существующую систему подготовки модулей развития конкурентоспособности, применение инновационных образовательных технологий.

Выводы. Подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что современный этап развития отечественной экономики требует от специалистов экономической сферы способности быстро приспосабливаться к происходящим изменениям, сохраняя и повышая конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому система экономического образования должна быть ориентирована в первую очередь на подготовку конкурентоспособных специалистов.

Анализ современных исследований позволил нам прийти к пониманию конкурентоспособности как способности к максимальной реализации профессионального потенциала, соответствующего объективным требования конкретного вида профессиональной деятельности и субъективным предпочтениям потенциальных работодателей. При этом следует отметить, что наибольший интерес в контексте поднятой проблематики представляет потенциальная конкурентоспособность как прогнозируемая успешность трудоустройства будущего экономиста на основе сформированных в период обучения профессиональных компетенций и степени их соответствия требованиям рынка труда.

На основе авторской интерпретации сущности и структуры конкурентоспособности нами была предложена концепция подготовки конкурентоспособных экономистов, представленная теоретическим обоснованием, целевыми установками и модулями поэтапного развития конкурентоспособности.

Реализация представленной концепции поможет достичь следующих результатов:

- сформировать систему объективных и полных представлений о требованиях к специалистам экономического профиля, содержании и основных характеристиках конкурентоспособности;

- сформировать личностное отношение к профессиональной деятельности экономиста, конкурентным условиям современного рынка труда, личной конкурентоспособности;

- выработать способности к построению индивидуальной траектории профессионального развития, планированию предстоящей карьеры, оценке и развитию личностного потенциала карьерного/профессионального успеха;

- повысить уровень развития навыков и умений продуктивного осуществления профессиональной деятельности, построения карьеры;

- отработать конкурентоспособные реакции в специально смоделированных ситуациях, приобретая тем самым опыт приспособления к реальным конкурентным условиям.

Литература:

1. Вильчинская М.А., Волохова С.Г. Компетентностный подход в формировании конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. - 2019. - №3. - С. 19-25.

2. Игумнов О.А. Экономика знаний: проблемы становления и развития // ЭТАП. - 2016. - №5. -С. 113-122.

3. Краковецкая И.В., Кудашкина Л.А. Формирование личной конкурентоспособности студентов в условиях трансформации университетов // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - №2 (114). - С. 106-115.

4. Позднякова Т.В. К вопросу о формировании конкурентоспособности выпускников вузов экономического профиля подготовки // Вестник Уральского института экономики, управления и права. -2014. - №1 (26). - С. 49-57.

5. Снигирева Е.А. Формирование конкурентоспособности будущих экономистов средствами проектной технологии // Вестник ВятГУ. - 2012. - №4. - С. 84-88.

Педагогика

УДК 371.3

преподаватель Будивский Олег Дмитриевич

Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский областной институт управления» (г. Балашиха)

ОСВОЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы социально-коммуникативного развития младших школьников, как характеристики общей культуры личности. Для эффективного развития этого процесса автор предлагает развивать социально-коммуникативные навыки, применяя рассказы, песни, игры, чтобы научить младших школьников взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: социально-коммуникативные навыки, воспитательный процесс, педагогическое взаимодействие, младшие школьники.

Annоtation. The article examines the issues of social and communicative development of primary schoolchildren as characteristics of the general culture of the individual. For the effective development of this process, the author proposes to develop social and communication skills, using stories, songs, games to teach younger students to interact with other participants in the educational process.

Keywords: social and communication skills, educational process, pedagogical interaction, younger students.

Введение. Первые социально-коммуникативные навыки младшие школьники приобретают, наблюдая за окружающими их взрослыми, моделируют то, что они видят. Вот почему воспитание детей - это гораздо больше, чем просто забота о физических потребностях ребенка. Перед тем, как ребенок придет в класс, его нужно обучить некоторым социально-коммуникативным навыкам [1; 2; 3; 5]. Итак, прежде чем дети войдут в классную комнату, им необходимо освоить, а потом совершенствовать свои социально-коммуникативные навыки в процессе взаимодействия с учителем и одноклассниками. Учителям образовательных учреждений, согласно ФГОС НОО, важно развивать социально-коммуникативные навыки, используя рассказы, песни, игры, чтобы научить младших школьников взаимодействовать с другими. Эта задача в условиях образовательных учреждениях начального образования решается достаточно не просто и является недостаточно изученной в отличие от дошкольного образования.

Изложение основного материала статьи. Процесс социально-коммуникативного развития младших школьников строится на развитии и укреплении социальных и коммуникативных навыков. Охарактеризуем их.

1. Навыки выражения эмоций. Это жизненно важные навыки для того, чтобы младшие школьники научились выражать то, что они чувствуют. Это помогает им словесно выразить свои чувства вместо того, чтобы обращаться к другим средствам. Например, ребенок должен научиться выражать словами, что он зол или разочарован, не прибегая к тому, чтобы бросать какие-то вещи или бить других детей.

Младшие школьники должны научиться правильно выражать эмоции, которые они испытывают и как только они смогут дать название эмоции, их можно будет научить справляться с тем, что они чувствуют.

2. Навыки общения. На разных этапах развития младшие школьники должны уметь общаться на соответствующем уровне. Например, в возрасте 4-5 лет ребенок должен смотреть в глаза собеседнику, уметь приветствовать других и уметь разговаривать, не перебивая других собеседников. К 5-6 годам ребенок должен уметь говорить «пожалуйста», «спасибо» и «извини». Развитие таких правил общения может занять у некоторых детей много времени, прежде чем это будет происходить автоматически. На этом этапе критически важно организовать позитивное ролевое моделирование.

Навыки общения, которые приобретает младший школьник, важны для его интеграции в общество. Младшим школьникам нужно как можно раньше понять разницу между вежливым и грубым общением, а также различать общение со взрослым и со сверстниками.

3. Навыки прослушивания. Навыки аудирования жизненно важны для младших школьников, поскольку без них им будет трудно учиться. Специалисты по речевой коммуникации в качества рекомендаций по развитию навыков аудирования и разговорной речи предлагают один из самых простых способов научить младших школьников слушать информацию - это игра в «сломанный телефон» или его варианты: шепните ребенку на ухо слово или фразу и позвольте ему повторить эти слова. Это займет некоторое время, но вы дойдете до стадии, когда вы сможете заставить ребенка слушать и повторять 3-4 предложения.

В развитии навыков слушания у младших школьников также большое значение имеет их участие в обсуждениях с группами сверстников. Этот способ стимулирует навыки слушания и учить их ценить высказывания друг друга. Учителям при развитии навыков слушания важно помнить о том, что некоторые дети будут говорить легко, а другие будут стесняться. Экстравертам нужно научиться давать интровертам шанс, а интровертам нужно научиться выходить из своих «скорлуп», чтобы участвовать в совместном разговоре.

4. Навыки групповой работы. Чем раньше дети научатся взаимодействовать в группе, тем лучше они будут вести себя в группе, когда станут старше. Объединение детей в группы для игры с игрушками, например кубиками, учит их взаимодействию с другими. Сначала может показаться, что они играют бок о бок, а не друг с другом. Но, наш эмпирический опыт показывает, что они все время «вбирают» в себя то, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.