Научная статья на тему 'КОМПОНЕНТЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМУ КРИТЕРИЮ'

КОМПОНЕНТЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМУ КРИТЕРИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Область наук
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / УСЛОВИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КРИТЕРИЙ / COMPONENTS AND CONDITIONS OF THE COMPETITIVENESS / INDICATORS / LEVELS OF SPECIALIST COMPETITIVENESS / PERSONALATIVE-ACTIVE CRITERION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мороз Галина Николаевна

В статье разработана модель конкурентоспособного будущего специалиста, представлены критерии оценки классификации уровней конкурентоспособности и их структурных компонентов. Каждый компонент характеризуется совокупностью показателей. Данные структурные компоненты конкурентоспособности служат как векторами профессиональной подготовки, так и критериями, которые дают возможность проследить за эффективностью процесса подготовки конкретного параметра формирования конкурентоспособности. Затронута проблема поиска компонентов и условий, способствующих формированию конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической отрасли в процессе профессиональной подготовки в вузе высшего образования. Замечено, что реализуется важнейшее требование современного образования - формирование у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля профессиональной деятельности для приобретения черт, присущих конкурентоспособности, будущим конкурентоспособным врачом или фармацевтом. Выяснено, что предложенные условия способствуют развитию интереса студентов к обучению и квалифицированного овладения своей профессии - для этого необходимым условием является овладение профессией на основе системы профессионально ориентированных знаний; для формирования у студентов профессиональных умений и качеств на уровне инноваций - для этого необходимым условием является включение в профессионально ориентированную деятельность с целью развития профессиональных качеств и умений; для формирования конкурентоспособности и компетентности у будущих специалистов медицины и фармации - для этого необходимым условием является организация познавательной рефлексии. Показаны основные направления повышения конкурентоспособности будущих специалистов врачебной и фармацевтической отраслей. Также автор подчеркивает, что для повышения конкурентоспособности будущих специалистов больничной и фармацевтической сфер деятельности на рынке труда надо основываться на зарубежном опыте интеграции производства, образования и науки. Формирования конкурентоспособности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки возможно при условии: создание акмеологической среды в учебном процессе; установления диалогового взаимодействия как основа сотворчества всех участников профессионального процесса; привлечение студентов к различным видам профессиональной деятельности на основе использования квази-игровых и интерактивных технологий обучения. Проанализирована проблема влияния структуры этих компонентов на развитие черт, присущих конкурентоспособности. На основании выявленных структурных компонентов и их показателей, установлены уровни сформированности конкурентоспособности специалиста: низкий, средний и высокий. Был проведен детальный математический анализ результатов эксперимента с личностно-деятельностным критерием, который в ходе исследования был признан эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мороз Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPONENTS AND CONDITIONS THAT CONTRIBUTE TO THE COMPETITIVENESS OF FUTURE PROFESSIONALS IN THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY AND THE RESULTS ON THE PERSONALATIVE-ACTIVE EXPERIMENT CRITERION

This article presents a model of a competitive future specialist has been developed. Criteria for evaluating classification of competitiveness’ levels and their structural components are presented. Each component is characterized by a set of indicators. These structural components of competitiveness serve as well as criteria that make it possible to follow the efficiency of the preparation process regarding a specific parameter of competitiveness formation. It is defined by the author that for increasing the competitiveness of students we must create special organizational and pedagogical conditions. These conditions exist for the development of students' interest in learning for qualified mastery of their profession - for this, a prerequisite is the development of mastering a profession on the basis of professionally oriented knowledge; for the formation of students' professional skills and qualities at the level of innovation - for this, a prerequisite is the inclusion in a professionally oriented activities in order to develop professional skills and abilities; for the formation of competitiveness and competence of future Health Care and Pharmacy specialists for this, a necessary condition is organization of personalative-active reflection. The main directions of improving the competitiveness of future medical and pharmacy specialists are covered. To create a model of the formation process of the future specialists' competitiveness like: creating acmeological environment in the training process; establishing conversational interaction as a basis for cooperation of all participants in the process; introduction to professional activities of quasi - game students and interactive technologies. The problem of the structure’s influence of these components on the development of characteristic features inherent in competitiveness has been considered. Based on the structural components and their data - the levels of competitiveness’s formation of a specialist have been established: low, medium and high. Thus, component-structural analyses help determining the ways of managing the formation of specialists’ competitiveness in the Pharmaceutical Branch. It is possible to consider that the structure of a specialist’s competitiveness in the Pharmaceutical Branch consists of the following components: motivational, value-motivational, cognitive, personalative-active, motivationally-cognitive, cognitively-active, axiological, praxeological, professionally-active, reflexive-evaluative, reflexive. It is also possible to identify the internal factors that affect the formation of a specialist’s competitiveness. External factors are considered: political, technological, economical and social, but internal factors are: professional competence; level and quality of education; motivation and organizational abilities: cultural, moral and life orientations. Professional essence of a specialist’s competitiveness is in its definition as a complex integral component that allows individuals to complete successfully in their field of activity. Thus, a specialist’s competitiveness is a model of labor’s quality. The above-mentioned characteristics of competitiveness are interdependent and only in unity ensured successfully of professional activity in the new economic conditions for a specialist’s competitiveness in the Labor Market. A detailed mathematical analysis of the experimental results was carried out according to the personalative-active criterion, which turned out to be effective. Thus, component - structural and level analyses help to determine ways to manage the formation of competitiveness of future young pharmaceutical specialists.

Текст научной работы на тему «КОМПОНЕНТЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМУ КРИТЕРИЮ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК [378.147.091.3:005.332.4]:615.1

КОМПОНЕНТЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМУ

КРИТЕРИЮ

Мороз Галина Николаевна

соискатель по педагогике Харьковского национального педагогического университета

имени Г.С. Сковороды, Преподаватель иностранного языка Лингвистического центра ХНУ им. В.Н. Каразина,

пл. Свободы, 4, г. Харьков, Украина.

Мороз Г.Н.,

ул. Натальи Ужвий, д. 66, кв. 118. Харьков, Украина.

Индекс: 61195,

Тел. +38(067)-577-86-55, +38(093) -042-16-93.

orcid. org/0000-0002-9991-187X

THE COMPONENTS AND CONDITIONS THAT CONTRIBUTE TO THE COMPETITIVENESS OF FUTURE PROFESSIONALS IN THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY AND THE RESULTS ON THE PERSONALATIVE-ACTIVE EXPERIMENT CRITERION

Moroz G.N.

«Работники администрации вуза конкурентоспособность будущего специалиста оценивают как его возможность наиболее широкой самореализации на рынке труда, для этого он должен быть мобильным, что позволяет ему реагировать на изменения в науке, и иметь психологическую и коммуникативную компетентность.

Конкурентоспособность по своей сути является феноменом, направленным на достижение самого высокого качества благ для человека, которое, собственно, вступает в конкуренцию за них (блага) с другими претендентами — когда идет речь о конкурентоспособной личности, поэтому наиболее активно рассматриваются не конечные результаты ее деятельности, а умение выстоять и победить в конкурентной борьбе».

В.И. Андреев

Аннотация. В статье разработана модель конкурентоспособного будущего специалиста, представлены критерии оценки классификации уровней конкурентоспособности и их структурных компонентов. Каждый компонент характеризуется совокупностью показателей. Данные структурные компоненты конкурентоспособности служат как векторами профессиональной подготовки, так и критериями, которые дают возможность проследить за эффективностью процесса подготовки конкретного параметра формирования конкурентоспособности.

Затронута проблема поиска компонентов и условий, способствующих формированию конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической отрасли в процессе профессиональной подготовки в вузе высшего образования.

Замечено, что реализуется важнейшее требование современного образования — формирование у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля профессиональной деятельности для приобретения черт, присущих конкурентоспособности, будущим конкурентоспособным врачом или фармацевтом. Выяснено, что предложенные условия способствуют развитию интереса студентов к обучению и квалифицированного овладения своей профессии — для этого необходимым условием является овладение профессией на основе системы профессионально ориентированных знаний; для формирования у студентов профессиональных умений и качеств на уровне инноваций — для этого необходимым условием является включение в профессионально ориентированную деятельность с целью развития профессиональных качеств и умений; для формирования конкурентоспособности и компетентности у будущих специалистов медицины и фармации — для этого необходимым условием является организация познавательной рефлексии. Показаны основные направления повышения

конкурентоспособности будущих специалистов врачебной и фармацевтической отраслей. Также автор подчеркивает, что для повышения конкурентоспособности будущих специалистов больничной и фармацевтической сфер деятельности на рынке труда надо основываться на зарубежном опыте интеграции производства, образования и науки.

Формирования конкурентоспособности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки возможно при условии: создание акмеологической среды в учебном процессе; установления диалогового взаимодействия как основа сотворчества всех участников профессионального процесса; привлечение студентов к различным видам профессиональной деятельности на основе использования квази-игровых и интерактивных технологий обучения.

Проанализирована проблема влияния структуры этих компонентов на развитие черт, присущих конкурентоспособности. На основании выявленных структурных компонентов и их показателей, установлены уровни сформированности конкурентоспособности специалиста: низкий, средний и высокий. Был проведен детальный математический анализ результатов эксперимента с личностно-деятельностным критерием, который в ходе исследования был признан эффективным.

Abstarct. This article presents a model of a competitive future specialist has been developed. Criteria for evaluating classification of competitiveness' levels and their structural components are presented. Each component is characterized by a set of indicators. These structural components of competitiveness serve as well as criteria that make it possible to follow the efficiency of the preparation process regarding a specific parameter of competitiveness formation.

It is defined by the author that for increasing the competitiveness of students we must create special organizational and pedagogical conditions. These conditions exist for the development of students' interest in learning for qualified mastery of their profession - for this, a prerequisite is the development of mastering a profession on the basis of professionally oriented knowledge; for the formation of students' professional skills and qualities at the level of innovation - for this, a prerequisite is the inclusion in a professionally oriented activities in order to develop professional skills and abilities; for the formation of competitiveness and competence of future Health Care and Pharmacy specialists for this, a necessary condition is organization of personalative-active reflection. The main directions of improving the competitiveness of future medical and pharmacy specialists are covered.

To create a model of the formation process of the future specialists' competitiveness like: creating acmeological environment in the training process; establishing conversational interaction as a basis for cooperation of all participants in the process; introduction to professional activities of quasi - game students and interactive technologies.

The problem of the structure's influence of these components on the development of characteristic features inherent in competitiveness has been considered. Based on the structural components and their data — the levels of competitiveness's formation of a specialist have been established: low, medium and high. Thus, component -structural analyses help determining the ways of managing the formation of specialists' comp etitiveness in the Pharmaceutical Branch. It is possible to consider that the structure of a specialist's competitiveness in the Pharmaceutical Branch consists of the following components: motivational, value-motivational, cognitive, personalative-active, motivationally-cognitive, cognitively-active, axiological, praxeological, professionally-active, reflexive-evaluative, reflexive.

It is also possible to identify the internal factors that affect the formation of a specialist's competitiveness. External factors are considered: political, technological, economical and social, but internal factors are: professional competence; level and quality of education; motivation and organizational abilities: cultural, moral and life orientations.

Professional essence of a specialist's competitiveness is in its definition as a complex integral component that allows individuals to complete successfully in their field of activity. Thus, a specialist's competitiveness is a model of labor's quality.

The above-mentioned characteristics of competitiveness are interdependent and only in unity ensured successfully of professional activity in the new economic conditions for a specialist's competitiveness in the Labor Market.

A detailed mathematical analysis of the experimental results was carried out according to the personalative-active criterion, which turned out to be effective.

Thus, component — structural and level analyses help to determine ways to manage the formation of competitiveness of future young pharmaceutical specialists.

Ключевые слова: компоненты конкурентоспособности; условия конкурентоспособности; показатели; уровни сформированности конкурентоспособности специалиста; личностно-деятельностный критерий.

Key words: components and conditions of the competitiveness, indicators, levels of specialist competitiveness, personalative-active criterion.

Введение

Научная новизна темы заключается в том, что: впервые научно обосновано, разработан и

экспериментально проверены организационно-педагогические условия (или этапы) формирования конкурентоспособности будущих специалистов высшего учебного заведения фармацевтической отрасли в процессе профессиональной подготовки.

Актуальность и целесообразность научных решений выбранной проблемы усугубляется необходимостью устранения противоречий, объективно влияющих на качество профессиональной подготовки будущих специалистов фармацевтической отрасли между:

- потребностью общества в современных конкурентоспособных специалистах фармацевтической отрасли и недостаточным уровнем внимания формированию конкурентоспособных качеств, которые актуализируют конкурентоспособность студентов определенной отрасли в содержании их профессиональной подготовки;

- современными требованиями рынка труда к специалистам фармацевтической отрасли и ограниченными возможностями их удовлетворения современной системой учебного заведения;

- Акмеологическая потребностями личности в профессиональном, интеллектуальном и культурном развитии, что обеспечивает ее конкурентоспособность на рынке труда, и ограниченностью методологии, теории и технологии обучения для достижения прогрессивных целей;

- целостным характером процесса формирования субъекта как конкурентоспособного специалиста и неопределенностью этапов и педагогических условий его эффективности.

Цель исследования основывается на раскрытии условий процесса формирования субъекта как конкурентоспособного специалиста в процессе профессиональной деятельности, важно в системе непрерывного профессионального образования, обеспечивающей достижение высокого уровня профессионального мастерства.

Задача исследования: заключается в выявлении влияния теоретически обоснованных и экспериментально проверенных организационно-педагогических условий формирования конкурентоспособности будущего специалиста фармацевтической отрасли на качество профессиональной подготовки.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов фармацевтической отрасли в заведении высшего образования.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической отрасли в процессе профессиональной подготовки.

В соответствии с предметом и целью исследования определены его основные задачи:

1. Уточнить сущность понятия «конкурентоспособность специалиста».

2. Выявить специфику конкурентоспособности профессиональной подготовки специалиста фармацевтической отрасли.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия эффективности процесса формирования конкурентоспособности студентов разных специальностей.

4. Уточнить критерии и показатели качества профессиональной подготовки будущих специалистов фармацевтической отрасли.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что процесс подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в фармацевтической отрасли будет происходить более успешно благодаря реализации таких организационно-педагогических условий:

- углубление правильности и личной направленности студентов на овладение профильной профессиональной информацией фармацевтической отрасли за счет усложнения целей и содержания обучения на различных этапах подготовки будущих специалистов;

- формирование у студентов субъектной позиции на основе применения активных форм и методов обучения по освоению опыта будущей профессиональной деятельности работника;

- обеспечение реализации корректирующей программы личностного развития студентов, осуществляет рефлексию формирования личности конкурентоспособного специалиста фармацевтической отрасли во время профессиональной подготовки.

Теоретическое обоснование проблемы обусловлено необходимостью реализации основных направлений развития высшего образования в Украине, среди которых одним из приоритетных является создание педагогической основы для качественной профессиональной подготовки будущих специалистов фармацевтической сферы из числа студентов НФАУ как иностранных, так и местных, как условия конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Основной целью профессионального образования сегодня является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, свободно владеющего своей профессией, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Анализ последних исследований по проблеме конкурентоспособности в процессе профессиональной подготовки было проведено благодаря публикациям Е. Евпиловой, Н. Журановой, Н. Корнейченко, Д. Котиков, Е. Зеера [2, с. 40], В. Мезинова, А. Потаповой, А. Романовской [4, с. 310], Ю. Завалевскому,

Ж. Шуткина и других. Конкурентоспособность определяется высоким уровнем профессиональных знаний, владение профессиональными умениями и приемами, эффективностью и качеством ее применения в исполнении профессиональных задач.

В рамках экономических наук профессиональная конкурентоспособность рассматривается А. Дидковский, А. Бачинский, Н. Верхоглядова, Р. Камышников, В. Ожегову, М. Мовчан, В. Нимчук, В. Кличак, С. Батишев как фактор занятости, технического обновления производства и повышения его эффективности, что обусловлено способностью специалиста осуществлять различные перемещения в общем производстве, готовность к изменениям профессиональной отнесенности, места жительства.

Итак, акцентирование внимания на важном аспекте конкурентоспособности, оказывается в актуализации сознания необходимости профессионального самосовершенствования, чтобы быть профессионально состоятельным, и в факторе деятельности, детерминирует желание специалиста быть причастным к профессиональным мероприятий, требует исследования этого необходимого профессионального образования в связи с инновационными процессами, которые происходят в пределах определенных профессиональных сред.

Проблему профессиональной конкурентоспособности были рассмотрены в работах Л. Емельяновой, А. Майковский, Н. Скрипник, В. Сотченко и других ученых, и также доказывают целесообразность формирования профессионализма будущего специалиста, чтобы он был конкурентоспособным на рынке труда по окончании высшего учебного заведения.

Прогностические направления профессиональной подготовки специалистов фармацевтической отрасли Украины были раскрыты в работах В. Слипчука, А. Хатько, С. Огарь, И.Бобковои, Л. Варлаховои, А. Ильенко.

Понятие «конкурентоспособность» специалиста довольно широко и не определено окончательно. Так, анализ научных трудов А. Филь, Е. Гисматуллиной и других ученых показывает, что наряду с понятием «конкурентоспособность специалиста» как тождественные используются такие родственные понятия как «профессионализм», «профессиональная компетентность», «профессиональное мастерство» и другие.

Так, установлено, что понятие «конкурентоспособность» толкуется преимущественно как «способность к конкуренции» (В. Бусел), что в свою очередь, понимается, как соперничество в области, борьба за достижение лучших последствий соревнования (В. Даль, Т. Ефремова, А. Евгеньева).

Конкуренция с точки зрения экономистов трактуется А. Смитом [5, а 11] как поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке труда за более выгодные продажи и покупки соответственно. У М. Портера [3, а 53] суть конкуренции выражена угрозой появления новых конкурентов, угрозой появления товаров-заменителей, способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться, способностью покупателей торговаться и соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой. Й. Шумпетер [6, а 34] представляет конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.

В. Быкова [1, а 9] утверждает, что конкурентоспособность специалиста представляет собой преимущества конкретного специалиста перед другими специалистами, выполняющими аналогичные трудовые операции в проявлении качеств, свойств, результатов собственной трудовой деятельности, наиболее значимых для обеспечения лидерства фирмы, организации , где он работает.

Методология и методы. К изучению исследуемой проблемы современной деятельности будущих специалистов фармацевтического профиля были использованы общенаучные подходы:

- личностно-деятельностный подход (А. Губа, А. Попова), который создает условия для личностной реализации будущего специалиста, раскрытия его способностей и качеств в процессе неполной профессиональной подготовки;

- акмеологический подход (В. Петрухин), оказывается, как условие повышения качества образования, в рамках которого профессиональной целью образования создание условий для развития личности будущего специалиста и обеспечивает возможность рассматривать приобретение субъектом конкурентоспособности, которая по своей сути является феноменом, направленным на достижения наивысшего качества - как процесс восхождения к вершинам «акме» - самой высокой точки самореализации профессионала;

- программно-целевой подход (С. Байкал, А. Радиш), который означает комплекс мер, направленных на улучшение учебно-воспитательной работы и ее результативности, влияет на развитие личности таким образом, что она становится конкурентоспособной, социально мобильной, компетентной и успешной.

Методы исследования

Для достижения цели и решения задач исследования, использован комплекс методов: теоретические — анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, сопоставление — для выяснения состояния разработанности проблемы, определение понятийно-категориального аппарата; обобщение и систематизация научных положений, контент-анализ содержания отраслевых стандартов, учебных программ, моделирование - для разработки и обоснования технологии формирования конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической отрасли в процессе профессиональной подготовки; эмпирические - анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, методы экспертных

оценок и самооценки — для выявления уровня сформированности конкурентоспособности будущих специалистов в высшем учебном заведении; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы) — для проверки гипотезы исследования; методы математической статистики — для количественного и качественного анализа обработки эмпирических данных, доказательство достоверности результатов экспериментального исследования.

Результаты и дискуссии основываются на поиске компонентов и условий, способствующих формированию конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической отрасли в процессе профессиональной подготовки в учреждениях высшего образования, в системе непрерывного профессионального образования, обеспечивающей достижение высокого уровня профессионального мастерства.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов, по мнению автора, опирается на структуру конкурентоспособности будущего специалиста фармацевтической отрасли как интегрального личностного образования. Она содержит следующие компоненты:

- мотивационный ( «мотивационно-ценностный», «циннисно -смысловой») (мотивы -профессиональные, познавательные, социальные, научные, потребности интересов, стремление)

- ценностно-мотивационный (содержит различные виды мотивов в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов фармацевтической отрасли: понимание профильовои компетентности как одной из ведущих профессиональных и социальных ценностей, готовность и стремление к проявлению компетентности, ценностное отношение к профессиональной профессиональной деятельности и личностного роста, обеспечивает сформированность социальных мотивов, личностного и профессионального роста, познавательный интерес к приобретению новых знаний и формирование профессиональных умений; мотивация на успех в учит ны, потребность в саморазвитии и самовыражении)

- когнитивный («содержательный», «когнитивно-содержательный», «экономика знаний»), (знаниевую, что предполагает сформированность знаний и наличие определенного стиля мышления)

- мотивативно-когнитивный (обеспечивает мотивацию учебно-профессиональной деятельности, профессионально-направленная ориентацию и мотивацию достижения, потребность в овладении профессией и саморазвития, высокий уровень требований профессиональных знаний;

- когнитивно-деятельностный (наличие системы знаний теоретического и технологического характера в фармацевтической отрасли, наличие объективно операционного стиля мышления, сформированность системы профессиональных умений;

- деятельностный («компетентности», «умение», «навыки», «результаты проявления», «способность», «готовность», «технологический»);

- личностный (эмоциональный интеллект, умение идти на разумный риск, целеустремленность и решительность)

- личностно-деятельностный («прагматичность», «мобильность», «активность», «доброжелательность», «развитость», «организованность»): содержит деловые качества (относительно профессиональной сферы) такие как дисциплинированность, трудолюбие, предприимчивость;

- аксиологический (мотивация на успех/неудачу, потребность в независимости/автономии): определяет ценностную направленность и мотивированность личности, ее деятельность и поступки;

- праксиологический: отображает поведенческие компетенции личности, обеспечивающих ее эффективную деятельность. Основу этого компонента составляют умения и навыки познания других людей, стремление к постоянному профессиональному росту, гибкость, творчество в деятельности и креативность

- профессионально-деятельностный (предусматривает сформированность профессиональных компетенций, которые позволяют решать отраслевые задачи, приобретение специалистом профессионального мастерства): содержит профессиональную, деятельностную и адаптационную компоненты:

а) профессиональная охватывает компетенции специалиста, определяющих профессионализм деятельности, отражается в качестве результатов, отражает социальный и профессиональный статус специалиста;

б) деятельностная - это соответствие требованиям работодателя, рабочего места в условиях соперничества;

в) адаптационная определяется процессами перестройки деятельности и поведения личности в ответ на новые требования окружающей среды;

- рефлексивно-оценочный обеспечивает самоанализ, самоконтроль и самооценку, управления профессиональным ростом и саморазвитием;

- рефлексивный («эмоционально-волевой», «самосовершенствования», «личностного роста»).

Также на ситуацию влияют различные условия

- профессиональный опыт

- профессиональные умения и навыки

- индивидуальные базовые и профессиональные компетенции

- профессиональная пригодность • существующая материально-техническая база учебных заведений

• содержание и структура учебных программ

• степень отработанности и развитости практических навыков и теоретических знаний

• наличие уникальных знаний, умений и навыков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитость рынка труда и его условия

• обратная связь между учебными заведениями и работодателями

• качественные требования работодателей к рабочей силе

• стоимость услуг труда

На основании выявленных структурных компонентов, их показателей, установлены уровни сформированности конкурентоспособности специалиста: низкий, средний, высокий.

Высокий уровень. Студенты этого уровня отличаются ярко выраженной потребностью в достижении успеха, получении знаний для будущей профессиональной деятельности, инициативностью, уверенностью в себе, ответственностью, самостоятельностью в принятии решений, самодостаточностью.

Средний уровень. У студентов этого уровня являются высокие потребности в расширении кругозора, самообразованию, в достижении успеха, в рефлексии собственной деятельности, обновлении собственного опыта, проявления инициативности.

Низкий уровень. Студенты этого уровня не нуждаются знаний, успеха, самореализации, самообразования, расширении кругозора, расширении своего опыта, самообразования.

Апробация педагогических условий формирования конкурентоспособности будущих молодых специалистов, подтверждение эффективности их внедрения в процессе профессиональной подготовки определяется, прежде всего, достижением положительных результатов применения соответствующих мер при проведении формирующего этапа эксперимента. Цель его заключается в экспериментальной апробации предлагаемых педагогических условий, которые рассматривались как неотъемлемая составляющая гипотезы данного исследования, определении ее эффективности в достижении запланированного результата по развитию конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической отрасли. В педагогическом эксперименте были задействованы группы по специальностям: «Фармация», «Клиническая фармация», «Технология парфюмерно-косметических средств», «Технология фармацевтических препаратов», «Лабораторная диагностика», «Биотехнология», «Экономика предприятия», «Маркетинг» и «Менеджмент организаций». Педагогическое исследование было направлено на внесение умышленных изменений прогрессивного характера в образовательный процесс с целью получения более высоких результатов и связана с последующей их проверкой, оценкой и возможностью воспроизведения в других условиях.

После математической обработки собранных эмпирических данных результаты диагностического контрольного среза сформированности основных показателей конкурентоспособности будущих фармацевтов по личностно-деятельностному критерию результаты выглядят следующим образом: из 370 студентов экспериментальной группы высокий и средний уровень имели соответственно 15,9% и 50,3% (анализ по общему результату), тогда как в контрольной группе он изменился незначительно и составляет 11,7% и 37,2%. Ощутимо отличаются числовые показатели, характеризующие количество студентов с низким уровнем: в экспериментальной группе — 33,8%, в контрольной — 51,1%. Соответственно, эти показатели, полученные на первом этапе эксперимента, были следующими: в экспериментальной группе высокий уровень имели 7,8% студентов, средний уровень — 27,9%, низкий — 64,3% студентов, тогда как в контрольной группе высокий уровень имели 8,2% студентов, средний уровень — 30,7%, а низкий — 61,1% студентов. Полученные результаты сведены в таблицу 1.

Предварительный анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что по всем показателям результаты диагностического контрольного среза для студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп к проведению опытно-экспериментальной работы были близки по значениям, а после проведения опытно-экспериментальной работы соответствующие результаты для студентов экспериментальной группы стали лучше результаты контрольной группы.

Таблица

Результаты диагностики сформированности конкурентоспособности будущих фармацевтов по

личностно-деятельностному критерию после завершения формирующего эксперимента

Показатели критерия % %

КГ II ЭГ КГ || ЭГ

до исследовательско-экспериментальной работы после исследовательско-экспериментальной работы

В С Н В С Н В С Н В С Н

наличие деловых качеств (относительно профессиональной сферы) как дисциплинированность, трудолюбие, предприимчивость 8,5 31,2 60,3 8,1 28,4 63,5 12 37,7 50,3 16,2 50,8 33

удовлетворение взаимодействием между людьми: общением, откровенностью 8,1 29,8 62,1 7,7 27 65,6 11,6 36,3 52,1 15,8 49,4 34,8

наличие эмоциональной сферы как оптимизм, увлеченность 7,9 30,2 61,9 7,5 27,4 65,1 11,4 36,7 51,9 15,6 49,9 34,5

удовлетворение индивидуализмом как принципиальность, самостоятельность, риск, личные качества и умения 8,3 31,6 60,1 7,9 28,8 63,3 11,8 38,1 50,1 16 51,2 32,8

Итого: 8,2 30,7 61,1 7,8 27,9 64,3 11,7 37,2 51,1 15,9 50,3 33,8

На рисунках 1, 2 приведены графические иллюстрации данных Таблицы 1, которые позволяют упростить сравнительный анализ результатов диагностики контрольной и экспериментальной групп и делают приведенную информацию более наглядной.

а)

8,1%

63,5%

28,4%%

Високий Середнш Низький

б)

16,2%

33,0%

50,8%

Високий ■ Середнш ■ Низький

в)

г)

Рисунок 1 - Результаты диагностики по показателю «Наличие деловых качеств (относительно профессиональной сферы) как дисциплинированность, трудолюбие, предприимчивость» личностно-деятельностного критерия для КГ до (а) и после (б) проведення исследовательско-экспериментальной работы и для ЭГ до (в) и после (г) проведения исследовательско-экспериментальной работы

100,0% 50,0 0,0

60,363,5

31,228,4

8,5 8,1

Високий Середнш Низький

Контрольна група Експериментальна група

50,8 50,3

60,0 % 40,0 20,0 0,0

Високий Середнш Низький Контрольна група Експериментальна група

а) б)

Рисунок 2 - Сравнение результатов диагностики по показателю «наличие таких деловых качеств (относительно профессиональной сферы) как дисциплинированность, трудолюбие, предприимчивость» личностно-деятельностного критерия для студентов КГ и ЭГ до (а) и после (б) проведения исследовательско-экспериментальной работи

Выводы

Подводя итоги проведенного статистического анализа, делаем вывод о том, что состояния контрольной и экспериментальной групп к проведению опытно-экспериментальной работы совпадают по каждому отдельному показателю личностно-деятельностного критерия, а также по критерию в целом, а после проведения этой работы — отличаются, а именно: средний уровень результатов экспериментальной группы стал выше среднего уровня результатов контрольной группы после проведения опытно-экспериментальной работы как по отдельным показателям личностно-деятельностного критерия, так и по всем критериям в целом.

Итак, произошло усвоение будущими конкурентоспособными специалистами экспериментальной группы современных знаний профессиональной направленности, усвоение которых обогащает опыт, содействует интеллектуальному и творческому развитию личности.

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент положительно отразился на развитии личностно-деятельностного компонента конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической сферы.

Выяснилось, что компонентно-структурный и уровневый анализ конкурентоспособности специалиста позволяет четко представить сущность исследуемого понятия и его содержание и помогает определить пути управления формированием конкурентоспособности у будущих специалистов фармацевтической отрасли.

С авторского видения сущности феномена конкурентоспособности будущего специалиста фармацевтической отрасли, которая является сложным многоуровневым свойством, которое позволяет личности участвовать в выбранной сфере профессиональной деятельности, представлена проблема конкурентоспособности и ее решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бикова В.О. Рефлекс1я. Вюник Дтпропетровського ушверситету iменi Альфреда Нобеля. Серiя: Педагопка i психолопя. 2012. №1 (3). С. 9.

2. Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности. Психологический журнал. 2004. Т. 18. №6. С. 35-44.

3. Портер М. Международная конференция I Международные отношения, 1996. - 896 с.

4. Романовська О.О. Конкурентоспроможшсть як штегральна яшсть особистосп фахiвця. Педагопка i психолопя формування творчо1 особистосп: проблеми i пошуки: зб. наук. праць. Запор1жжя, 2008. Вип. 51. С. 308-312.

5. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. Москва: Ось-89, 1997. 255 с.

6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Москва: Прогресс, 1982. 244 с.

REFERENCES:

1. Bykova V.O. Refleksia [Reflection]. Visnyk Dnepropetrovskoho universitetu imeni Alfreda Nobelya. Seria: Pedagogika i psykhologiya. 2013 N1 (3). C. 9. [in Ukrainian].

2. Zeer E. F. Krizisy professionalnogo stanovleniya lichnosti [Crises of a professional formation of personality]. Psikhologicheskiy zhurnal [in Russian].

3. Porter M. Mezhdunarodnaia konferentsiya / Mezhdunarodnye otnosheniya [International Relations]. [in Russian].

4. Romanovska O.O. Konkurentospromozhnist' iak integralna iakist' osobystosti fakhivtsia [Competitiveness as an Integral Quality of a specialist's personality]. Zaporizhzhia [in Ukrainian].

5. Smit Adam. Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov. Moskva: Os'-89 [in Russian].

6. Shumpeter J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of Economic Development]. Moskva: Progress [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.