М. Г. Фидарова, ст. преподаватель, кафедра математики и информатики, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ, РСО-Алания, Россия, fidarova@yandex.ru
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ
В статье рассматриваются предпосылки использования метода проектов в системе подготовки учителя информатики в педагогическом вузе, проводится анализ образовательных программ, выделяются противоречия между потенциалом образования и запросами постиндустриального общества; предлагаются способы решения сложившихся проблем на основе применения проектных технологий. В качестве эффективной технологии формирования конкурентоспособного специалиста предложен метод проектов, который обеспечивает самостоятельную познавательную деятельность студентов, направленную на решение профессионально ориентированных задач, требующих привлечения знаний из различных дисциплин, которая предполагает развитие личностных и профессиональных качеств, умений и навыков, необходимых конкурентоспособному специалисту, чтобы быть востребованным на современном рынке труда.
Ключевые слова: компетентность, компетенции, конкурентоспособность, модель, учитель информатики, проект, проектная деятельность, профессиональное обучение.
Интеграция России с мировым сообществом, переход от индустриального общественного уклада к информационному, в котором личность человека выходит на первый план, модернизация и построение инновационной экономики ставят перед системой высшего профессионального образования задачи повышения качества подготовки специалистов, соответствующих потребностям современного рынка труда. Современная система высшего образования ориентирована на компетентностную модель выпускника, представляющего собой специалиста с высокой степенью сфор-мированности компетенций по всем видам профессиональной деятельности, для которого изначально определены уровень и качество не только традиционных интеллектуальных и поведенческих стандартов, но и системы личностных ценностей и профессионального мировоззрения, необходи-
мых для решения профессиональных и социальных задач.
Анализ научной литературы (О.С. Ани-симов, М.Л. Князева, А.К. Громцева, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, Е.С. Полат, А.В. Хуторский и др.) подтверждает, что для востребованности на рынке труда выпускнику вуза необходимо не только обладать набором определенных знаний, умений и навыков, но и владеть способностями к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни. Американский педагог Филлип С. Шлехти, опираясь на мнения работодателей, подчеркивает, что человек, которому предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими личностными качествами:
♦ гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело при-
меняя их на практике для решения разнооб разных проблем;
♦ самостоятельно критически мыс лить, уметь увидеть возникающие в реаль ном мире трудности
и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;
♦ четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; =
♦ быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
♦ грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимую информацию, анализировать ее, выдвигать гипотезы решения проблем, делать обобщения, сопоставления, устанавливать закономерности, аргументировать выводы и на их основе решать новые проблемы);
♦ быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
♦ самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня1.
Современная система высшего образования ориентирована на компетентностную модель выпускника, представляющего собой специалиста с высокой степенью сформированности компетенций по всем видам профессиональной деятельности.
Исследователь А.С. Запесоцкий считает, что траектории образовательного процесса в новых условиях необходимо выстраивать в соответствии со стратегиями личностного - и профессионального развития. Подготовка специалиста нового уровня, по его мнению, предполагает решение трех групп задач:
1) базовой подготовки, включая освоение таких видов мыслительной деятельности, как философское размышление, критический анализ, публичная дискуссия, исследовательская работа и т. д., обеспечивающие ему возможность работать с интеллектуальными системами;
2) формирования проектных качеств и способностей личности. Студент должен уметь, например, осваивать технологии конструирования, проектирования и программирования таких объектов, как общество, город, регион, сфера социально-культурной деятельности, социальная сфера и т. п. Формированию проектных качеств и способностей может помочь внедрение в учебный процесс междисциплинарных и проблемно ориентированных форм деятельности;
3) овладения специальными технологиями, определяющими профессиональную
компетентность специалиста в той или иной области практики2.
Таким образом, система высшего профессионального образования призвана решить проблему подготовки высококвалифицированного специалиста, способного адаптироваться к условиям инновационных социально-экономических преобразований общества и нуждается в поиске новых технологий и идей для ее реализации.
Анализ научно-педагогической литературы, анализ деятельности высших учебных заведений, материалов международных и общероссийских конференций показывает, что поставленные задачи следует решать на всех ступенях образовательного процесса, в контексте содержания, целей и задач образовательных программ, используя новые педагогические методы и технологии, такие как технологии личностно ориентированного обучения, активные методы обучения, проблемное обучение, программированное обучение, модульное обучение; технологии развивающего обучения, метод проектов, Дальтон-технология; дистанционное образование и др. Эффективные ин-
Формированию проектных качеств и способностей может помочь внедрение в учебный процесс междисциплинарных и проблемно ориентированных форм деятельности.
новации в обучении должны обеспечить качественное изменение уровня развития личности.
На сегодняшний день проведен целый - ряд исследований, которые показывают, что внедрение в практику современной высшей школы такой инновационной технологии, как метод проектов способно обеспечить высокий = уровень формируемой профессиональной компетентности студентов. Проблеме эффективного использования метода проектов в высшем профессиональном образовании посвящены работы E.H. Балыкиной, Н.А. Брендевой, Д.Н. Бу-зун, М.У. Гаппоевой, H.A. Забелиной, И.А. Зимней, А.В. Самохвалова, Р.К. Сим-булетовой, М.С. Чвановой, В.В. Черных и других авторов. В них представлены различные пути формирования профессионально значимых качеств и характеристик будущих специалистов.
Научное исследование Н.А. Забелиной показывает, что уровневое применение метода проектов в подготовке студентов в вузе позволяет на младших курсах формировать у них чувство ответственности за конечный
результат, за качество создаваемого продукта, прививает навыки работы в команде, на более старших курсах позволяет им, опираясь на накопленный опыт, принимать участие в разработке реальных проектов, которые могут быть использованы на практике. При этом студент демонстрирует социальные, экономические, правовые, профессиональные аспекты своей работы, показывает уровень своей компетентности. Метод проектов в этом случае выступает как составной элемент системы подготовки в вузе3.
Исходя из исследований Н.А. Брен-девой, М.У. Гаппоевой, Л.А. Дорджиевой, А.А. Кулешова, Н.Н. Огольцовой, А.В. Са-мохвалова можно отметить, что если метод проектов внедрить как постоянную составляющую в образовательный процесс, то можно создать оптимальные условия:
♦ для мотивации профессиональной деятельности за счет актуализации интересов, потребностей и мотивов студентов к активной деятельности;
♦ формирования способностей гибкой адаптации к быстро меняющимся жизненным ситуациям в силу возможности выбора траектории обучения;
♦ для развития способности самостоятельно критически мыслить;
♦ развития способности генерировать новые идеи;
♦ развития и совершенствования творческого мышления;
♦ совершенствования коммуникативной компетенции;
♦ развития индивидуальных личностных качеств обучаемых;
♦ развития самостоятельности в приобретении новых знаний;
♦ изменения роли и функций преподавателя в образовательном процессе.
Системное включение специализированных проектов в учебную программу, возможность самостоятельного выбора студентом образовательных траекторий, обеспечение механизмов
комфортного взаимодействия студентов и преподавателей в ходе работы над проектом, наличие системы мониторинга проекта на всех этапах его выполнения позволяют создавать эффективные условия для раскрытия указанных выше способностей студентов.
Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050100 «Педагогическое образование» и разработанные в соответствии с ним основные образовательные программы по профилям подготовки «Информатика», «Информатика и английский язык», «Математика и информатика», мы выявили следующее. Несмотря на то что будущие учителя информатики получают достаточно хорошую подготовку в области педагогической, культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности, мало внимания уделено формам работы во взаимодействии, по развитию навыков общения, адаптации студента к жизни в информационном обществе, развитию управленческих навыков, проектированию образовательных ресурсов средствами информационных технологий, развитию способностей творчески подходить к решению профессиональных задач, формированию навыков самостоятельного добывания необходимой информации, личностного и профессионального самосовершенствования. Кроме того, не проработаны вопросы практической отработки и реализации полученных знаний и умений, что объясняется непроработанностью проблемы создания необходимых организационно-педагогических условий для системной подготовки студентов, фрагментарным характером их практической деятельности.
Для решения этих задач нами разработана модель организации проектной деятельности будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях компе-
Применение метода проектов в подготовке студентов в вузе позволяет на младших курсах формировать у них чувство ответственности за конечный результат, за качество создаваемого продукта, прививает навыки работы в команде, на более старших курсах позволяет им принимать участие в разработке реальных проектов, которые могут быть использованы на практике.
Концептуально-целевой компонент - формирование у будущего учителя информатики профессиональных и личностных компетенций посредством механизма проектной деятельности с целью обеспечения его высокой конкурентоспособности на современном рынке труда.
Научно-методологические подходы - системный, деятельностный, личностно ориентированный, технологический.
Реализуемые принципы: мотивация к профессиональному росту, взаимосвязь теории с практикой, взаимосвязь качества подготовки специалистов с требованиями субъектов, креативность проектной деятельности, самостоятельный выбор студентом образовательной траектории, мультимедийность, ориентация на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование студентов.
Субъекты проектной деятельности
Группа 1
Кафедра 1 Кафедра 2 Кафедра п
Руководители проектов
Студенты
Группа 2
Группа п
Содержательный компонент
Гуманитарный, социальный и экономический цикл Математический и естественнонаучный цикл Профессиональный цикл
Дисциплина 1 Дисциплина 1 Дисциплина 1
Дисциплина 2 Дисциплина 2 Дисциплина 2
Дисциплина п Дисциплина п Дисциплина п
Формирование профессиональных компетенций, целостного мировоззрения
V
дискуссия
журнал научных публикаций ^
Программа проектной деятельности студентов
1 курс Мини-проект —> Индивидуальная работа
2 курс Объединение мини-проектов —► Групповая работа
3 курс Мультимедийный проект —► Групповая работа
4 курс Инновационный проект —► Индивидуальная / групповая работа
Диагностический компонент Критерии сформированности профессиональных и личностных компетенций
Критерии Показатели
Ценностное отношение к профессиональной деятельности, готовность к профессиональной деятельности, творческая активность, когнитивная деятельность, коммуникативность, креативность мышления, готовность использовать современные информационные технологии, готовность к проектированию образовательных ресурсов Понимание ценности выбранной профессии, уровень развития познавательных мыслительных процессов, навыки анализа проблем профессиональной, предметной области информатики, уровень развития, коммуникативных способностей, нестандартность мышления, исследовательская активность, качество полученного конечного результата
Уровень сформированности
Высокий
Средний
Низкий
Средство диагностики: анализ и оценивание проектной деятельности
V
Результат - качественно новая технология подготовки высококвалифицированного специалиста, способная обеспечить эффективное формирование профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста, соответствующего потребностям инновационного постиндустриального общества
Рис. 1. Схема модели организации проектной деятельности будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях компетентностного подхода
тентностного подхода. Концепция данной модели заключается в оптимальном использовании возможностей метода проектов в обеспечении качественной подготовки учителя информатики по всем основным направлениям.
Представленная модель ориентирована на формирование у будущего учителя информатики необходимого уровня профессиональных и личностных компетенций посредством механизма проектной деятельности с целью обеспечения его высокой конкурентоспособности на рынке труда.
Модель организации проектной деятельности студентов состоит из следующих компонентов: концептуально-целевого, содержательного. техно- -логического, диагностического. Схема модели организации проектной деятельности будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях компетент-ностного подхода представлена на рис. 1. =
Концептуально-целевой компонент модели включает в себя идею формирования у будущего учителя информатики профессиональных компетенций посредством про-
Внедрение в практику современной высшей школы такой инновационной технологии, как метод проектов способно обеспечить высокий уровень формируемой профессиональной компетентности студентов.
ектной деятельности с целью обеспечения его высокой конкурентоспособности.
Содержательный компонент модели включает дисциплины по трем образовательным циклам: гуманитарному, социальному и экономическому; математическому и естественнонаучному; профессиональному.
Проектная деятельность на базе дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла призвана формировать общекультурные и общепрофессиональные компетенции. Дисциплины математического и естественнонаучного цикла ориентированы на формирование научной картины мира, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных (специаль-- ных) компетенций. Дисциплины предметной подготовки профессионального цикла направлены на формирование специальных (предметных) компетенций.
Проект может быть осуществлен в рамках как одной дисциплины, так и нескольких, в зависимости от выбранной тематики и области решаемых задач. В результате интегрированных проектов у студентов складывается единое миро-
воззрение, формируются профессиональные и личностные компетенции различных направлений.
Технологический компонент модели определяет програм- =
му реализации проекта, рассчитанную на весь срок обучения, и включает в себя такие виды проектов, как мини, мультимедийный, инновационный. Форма работы над проектом может быть индивидуаль- = ной или групповой, в зависимости от масштаба решаемых задач.
Диагностический компонент модели содержит критерии, показатели, уровни и средства оценивания профессиональной компетентности студентов. С помощью выделенных критериев и их показателей дается оценка проектной деятельности студентов с учетом специфических условий проектного метода.
В ходе исследования была проведена экспериментальная проверка эффективности разработанной нами модели.
Для диагностики конкурентоспособности студентов были выделены следующие уровни сформированности профессиональных и личностных компетенций.
Высокий уровень — высокая степень развития когнитивных процессов, коммуникабельности, готовности генерировать новые идеи, творческой самореализации, сформированности проективных и исследовательских умений, знаний, умений и навыков в предметной области.
Средний уровень — средняя степень развития когнитивных процессов, готовности генерировать новые идеи, творческой самореализации, сформированности проективных и исследовательских умений, достаточная сформированность коммуникативных и управленческих способностей, достаточный уровень предметной подготовки.
Низкий уровень — слабая степень развития когнитивных процессов, низкий уровень коммуникативных и управленческих способностей, слабое развитие творческих способностей, не развиты проектные и исследовательские умения, слабый уровень предметной подготовки.
Системное внедрение метода проектов в процесс обучения оказывает значительное влияние
на формирование профессиональных и личностных компетенций конкурентоспособного специалиста.
Диагностика конкурентоспособности студентов проводилась автором в рамках исследовательского эксперимента с помощью следующих оценочных средств: «Методика = Мюнстерберга», «Закономерности числового ряда», « Интел ектуаль-ная лабильность» (для определения уровня развития когнитивный процессов); методика выявления коммуникативных и организатор-= ских склонностей КОС Б.А. Федорошина; батарея креативных тестов Гилфорда (для определения уровня креативности, творческого мышления, способности генерировать новые идеи). Уровень исследовательской и проектной активности был определен преподавателем, учитывались такие факторы, как новизна, оригинальность подхода к решению проблемы. Уровень знаний в области предметной подготовки определялся с помощью контрольных тестов и самостоятельных работ.
Для обработки результатов применялись методы описательной статистики и корреляционный анализ, позволившие получить объективную оценку уровня сфор-мированности компетенций студентов.
Анализ динамики уровней сформиро-ванности профессиональных и личностных компетенций студентов до и после проведения опытно--экспериментальной работы по использованию разработанной нами модели в процессе подготовки учителя информатики наглядно показал, что результаты в контрольных и экспериментальных группах значительно различаются. Сравнительный анализ позволил констатировать повышение в экспериментальных группах количества студентов с высоким уровнем конкурентоспособности на 18,2%. В контрольных группах наблюдался прирост на 5,9%. Студентов со средним уровнем конкурентоспособности оказалось в экспериментальных группах больше на 8,5%. Количество обучаемых с низким уровнем сократилось в экспериментальных группах на 31,1, в контрольных группах на 9,2%.
Полученные данные опытно-экспериментальной работы подтверждают — системное внедрение метода проектов в про-
цесс обучения оказывает значительное влияние на формирование профессиональных и личностных компетенций конкурентоспособного специалиста.
Результатом применения модели в образовательном процессе стало новое качество профессиональной подготовки с использованием проектных технологий, позволяющих эффективно формировать у будущих учителей информатики профессиональные и личностные компетенции, обеспечивающие высокую конкурентоспособность. Метод проектов позволяет активизировать полученные знания, способствует поиску и конструированию новых идей, стимулирует творческое и креативное
мышление, способствует развитию навыков самостоятельности в принятии решений. t
Литература
1. Phillip С. Slechty «Schools for the 21st Century». San Francisco, 1990.
2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. 225 с.
3. Забелина H.A. Применение метода проектов для формирования профессионально значимых качеств студентов информатиков // Материалы Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании — 2004». [Электронный ресурс]. URL: http://ito.su/main. php?pid=26&fid=3670 (дата обращения: 25.05.2014).
STUDENTS' PROJECT ACTIVITY ORGANIZATION MODEL WITH COMPETENCE APPROACH
M. G. Fidarova, senior lecturer, the department of mathematics and informatics, North-Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russia, fidarova@yandex.ru
This article considers the preconditions of project method application in the system of informatics teacher training in a pedagogical university; it holds the analysis of educational programs, separates contradictions between potential of education and requests of postindustrial society; it also suggests the ways of this problem solving on the basis of project technologies application. As an efficient technology of competitive specialist's formation it suggests the method of projects, which provides individual, cognitive activity of students aimed at professional tasks' solution, which require knowledge from different disciplines and offer development of personal and professional qualities, skills and abilities necessary for competitive specialist, in order to be in demand on the modern labor market.
Key words: competence, competencies, competitiveness, model, computer science teacher, project, project activities, vocational training.
References
1. Phillip C. Slechty «Schools for the 21st Century». San Francisco, 1990.
2. Zapesotskii A.S. Obrazovanie: filosofiia, kul'turologiia, politika [Education: philosophy, cultural studies, politics]. Moscow, Nauka Publ., 2002. 225 p.
3. Zabelina H.A. Primenenie metoda proektov dlia formirovaniia professional'no znachimykh kachestv studentov informatikov [Application of the method
for the formation of projects professionally significant qualities of computer science students]. Materialy Mezhdunarodnoi konferentsii-vystavki «Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii — 2004» [Pr. of the Int. conference & Exhibition «Information Technologies in Education — 2004»]. Available at: http://ito.su/main. php?pid=26&fid=3670 (accessed: 25.05.2014).