УДК 378:339.137.2
ББК 74.484.4
А 86
В.В. Артемьева
Старший преподаватель кафедры фармации Майкопского государственного технологического университета; E-mail: [email protected]
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. Обоснована необходимость специальной организации образовательного процесса в вузе по формированию конкурентоспособности студентов. Уточнены сущность и определение понятия «конкурентоспособность личности». Рассмотрены различные подходы к представлению структуры и содержания конкурентоспособности личности. Описан диагностический инструментарий, позволяющий оценить сформированность конкурентоспособности студентов в соответствии с принятой структурой данного качества. Представлены результаты диагностического исследования, направленного на определение эффективности формирования конкурентоспособности студентов в рамках традиционного образовательного процесса. Констатировано относительное постоянство уровней конкурентоспособности студентов и отсутствие ее динамики в процессе обучения. Сделаны выводы о наличии личностных ресурсов развития конкурентоспособности и необходимости оптимизации образовательного процесса.
Ключевые слова: конкурентоспособность личности, структура конкурентоспособности личности, оценка сформированности конкурентоспособности, уровни конкурентоспособности студентов вуза.
V.V. Artemyeva
Senior teacher of Department of Pharmacy, the Maikop State University of
Technology; E-mail: [email protected]
DYNAMICS OF INDICES OF STUDENTS' COMPETITIVENESS IN SYSTEM OF THE HIGHER
EDuCATION
Abstract. The paper proves that there is need to organize special educational process in higher education institution to form students' competitiveness. The meaning and definition of the concept "competitiveness of the personality" are specified. Different approaches to representation of structure and content of the person's competitiveness are considered. The diagnostic tools allowing assessment of students' competitiveness efficiency according to the accepted structure of this quality are described. Results of the diagnostic testing focused on determination of efficiency of formation of students' competitiveness within traditional educational process are provided. The relative persistence of levels of students' competitiveness and absence of its dynamics in training activity are stated. Conclusions are drawn that personal resources of competitiveness development are available and that it is required to optimize educational process.
Keywords: Competitiveness of the personality, structure of competitiveness of the personality, assessment of formation of competitiveness, levels of students' competitiveness in higher education institution.
Подготовка конкурентоспособных специалистов и формирование конкурентоспособной личности является в настоящее время одной из приоритетных целевых установок государственной политики и системы российского высшего образования, о чем прямо или косвенно свидетельствуют документы федерального уровня [1].
Разводя между собой понятия «конкурентоспособность специалиста» и «конкурентоспособность личности», остановимся на характеристике последней, так как считаем ее основанием, базисом для формирования конкурентоспособности обучающегося, образовательного учреждения, специалиста, предприятия, экономики и государства в целом. Понятие «конкурентоспособность» отражает определенные характеристики субъекта конкурентных отношений, возникающих повсеместно, и имеет как биологические [2: 66,71,73], так и социальные, экономические корни.
В роли субъектов конкурентных отношений в различных сферах человеческой деятельности выступают не только продаваемые материальные и нематериальные товары и услуги, но и отдельные личности, профессиональные коллективы, социальные группы как продавцы или покупатели товара или услуг, в том числе своих личностных способностей - врожденных или приобретенных. Каждый из указанных субъектов конкуренции должен обладать определенными характеристиками - конкурентными преимуществами, чтобы стать и быть конкурентоспособным обучающимся, специалистом, трудовым коллективом и т.д. Лишь в этом случае они будут востребованы на рынке труда и смогут реализовать свой личностный и профессиональный потенциалы, саморазвиваться.
В научных исследованиях последних лет по социальной философии, психологии и педагогике отмечается движение исследователей по
вектору «конкурентоспособный обучающийся/выпускник/специалист» ^ «конкурентоспособная личность» с детализацией структуры последней, позволяющей целенаправленно моделировать педагогический процесс в системе как общего, так и высшего образования.
Психолог Т.Г. Митина (2002 г.) не определяет понятие «конкурентоспособность личности», но указывает, что о ней можно говорить так же, как и о конкурентоспособности товаров и услуг, о конкурентоспособной экономике, культуре [3:23]. Автор выделяет не менее трех сфер развития такой личности - сферу деятельности, сферу общения и сферу личности и ее самосознания [3: 24], каждая из которых предъявляет особые требования к личностным качествам. Отмечая наличие в структуре личности взаимосвязанных биологически детерминированной и социально детерминированной подструктур [3: 62], Т.Г. Митина предлагает вычленить три интегральные характеристики конкурентоспособной личности -направленность, компетентность и гибкость [3: 95].
В.И. Шаповалов (2005 г), обосновывая теоретическую модель конкурентоспособности специалиста, отмечает в ней сущностные признаки, раскрывающие конкурентоспособность как социально-ориентированную систему способностей, свойств и качеств студента: интеллектуальный потенциал, самоактуализацию, адекватную самооценку, самообучение, коммуникабельность, интернальность, нравственный императив, способность принимать ответственные решения, ценностно-ориентированную адекватность, готовность к профессиональному самоопределению. Ученый, согласно структурно-функциональному подходу, выделяет компоненты конкурентоспособности: парадигмально-прогностический (выявление личностных перспектив конкурентоспособного
поведения в соответствии с его идеальной моделью), информационно-содержательный (комплекс знаний, связанных с «Я-концепцией», определением
стратегии и тактики конкурентоспособного поведения, принятием решения, самооценкой, коммуникативными и регулятивными действиями), операционально-деятельностный (умения и навыки познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера, определяющие успешность конкурентоспособного поведения), мотивационно-ценностный (ценностные ориентации специалиста, стремление к нравственному самосовершенствованию, позитивную установку на различные виды социально значимой активности, потребности самоактуализации, самоутверждения, саморазвития) и эмоционально-волевой (ответственность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, сопереживание, самоконтроль [4].
Ф.Р. Туктаров (2007 г) рассматривает «конкурентоспособность личности» как многоуровневый иерархический потенциал (биологического, психического и социального) соперничества, достижения конкурентных преимуществ на каком-либо поприще, как меру выживания индивида в условиях социальной конкуренции [5: 11]. Анализируя психофизиологические основания конкурентоспособности личности, социолог выделяет ее социальные и культурные основания [5: 12], исследует креативные, творческие и игровые аспекты [5: 13]. В структуру конкурентоспособности личности исследователь вводит такие внутренне мотивированные характеристики, связанные с системой личных ценностей, или «виды» компетентности, как инициатива, непосредственный интерес к механизмам работы институтов и общества в целом, размышления об их возможном влиянии на самого человека и о его роли в социуме [5: 13].
С.Д. Резник и А.А. Сочилова (2010 г) понимают «конкурентоспособность на рынке труда» как «соответствие работников требованиям рынка, как совокупность характеристик, определяющую позиции конкретного работника или отдельных групп работников на рынке труда, позволяющую им претендовать на занятие определенных вакансий» [6: 11]. Рассматривая критерии личной конкурентоспособности на современном рынке труда, учёные выделяют четыре позиции: 1) квалификацию, профессиональную компетентность; 2) мотивацию; 3) культуру и 4) поведенческие характеристики, жизненную ориентацию. С позиции авторов востребованный на рынке труда специалист должен владеть мыслительными качествами; коммуникативными навыками; организаторскими навыками и личностными качествами и быть способным «в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда уметь обеспечить себя к моменту завершения обучения в вузе гарантированной работой по получаемой специальности в престижной организации с перспективой успешного продвижения вверх по служебной лестнице», т.е. обладать «личной конкурентоспособностью» [6: 16-17].
С.А. Хазова (2009 г) дает определение конкурентоспособного специалиста «как к субъектам конкурентной борьбы на рынке труда» и считает, что «конкурентоспособность специалиста - это интегративная характеристика, обеспечивающая более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на профессиональные услуги (востребованность)». Эта характеристика «определяется особенностями личности специалиста и качеством его профессиональной деятельности». «Конкурентоспособность специалиста - это его способность
соответствовать требованиям рынка труда, то есть требованиям работодателя, рабочих мест, а также целям организации» [7]. В структуре конкурентоспособности специалиста (2009, 2011 гг.) выделяет интегральные характеристики (компоненты конкурентоспособности): акмеологическую направленность, компетентность и конку-рентоопределяющие личностные качества. К последним автор относит профессионально значимые и социально востребованные качества личности, отмечая, таким образом, многоролевую реализацию специалистов не только в рамках профессионального сообщества, но и в социуме (граждане страны и мира, родители и дети, друзья и т.д.). Социально востребованные качества обусловливают «эффективность исполнения человеком различных социальных ролей, конструктивность социального общения и поведения (в том числе относительно трудоустройства и построения горизонтальной и вертикальной карьеры), востребованность выпускников на рынке труда» [7; 8].
В.И. Андреев (2007 г.) указывает, что «конкурентоспособная личность - это не только профессионально успешная личность, но и личность, непрерывно творчески саморазвивающаяся, способная к лидерству, к наивысшему качеству профессионально-творческой деятельности на основе максимальной профессионально-творческой самореализации». В идеальную модель конкурентоспособной личности студента, кроме интеллектуальных и деловых качеств, особенностей характера и поведения, коммуникативных способностей, организаторских способностей, «само»-способностей и «само»-процессов, автор включает: мотивы и ценностные ориентации (четкость целей и ценностных ориентаций, осознание приоритетов, амбициозность, стремление к лидерству, оптимизм, вера в успех своего дела, глубокий интерес
к делу, ориентация на здоровый образ жизни, стремление к качественному конечному продукту своей деятельности); нравственные качества (ответственность, обязательность, толерантность, способность к временным компромиссам, самостоятельность в условиях нравственного выбора) и гражданские качества (ясность и четкость гражданской позиции, социальная активность, способность отстаивать свои права, демократизм, гражданское мужество, патриотизм, смелость) [9].
Анализируя представленные и другие изученные авторские взгляды на понятие «конкурентоспособность личности», мы можем дать следующее его определение: конкурентоспособность личности - это интегральная способность человека, характеризующая его биолого-социальный потенциал развития и саморазвития и определяющая возможность успешного участия в конкурентных отношениях при наличии спроса в различных сферах человеческой деятельности.
В структуре исследуемой интегральной характеристики, на наш взгляд, возможно выделение следующих компонентов: деятель-ностный - взаимодействие субъектов через результат деятельности; коммуникативный - как средство взаимодействия субъектов; нормативно-ценностный — выполнение принятых правил поведения субъектами конкуренции (правила основаны на нравственных нормах жизнедеятельности общества), а также ценностные ориентации, отвечающие общественно значимым целям [10]; личностный - соответствие сформированных личностно-профессиональных качеств и способностей требованиям конкурентных взаимодействий [11]; компетентностный - профессионализм, сформированность профессионально-личностных компетенций [12; 8].
Являясь сравнительно молодой для психолого-педагогических
наук категорией, тем не менее конкурентоспособность не только специалиста, но и личности становится одним из ориентиров, целью современного образования, отражая реалии трансформирующегося российского общества, глобализирующегося рынка труда. При этом необходимо понять, возможно ли в рамках педагогического процесса в высших учебных заведениях сформировать конкурентоспособную личность, а также оценить уровни ее развития. Для достижения этой цели было проведено констатирующее исследование.
Методы и база исследования. В работе была использована адаптированная методика В.И. Андреева - тест «Каков уровень вашей конкурентоспособности». Она позволяет установить уровни конкурентоспособности личности на основе разной степени развития следующих системообразующих характеристик: четкости целей и ценностных ориентации, трудолюбия, творческого отношения к делу, способности к риску, независимости, способности быть лидером, склонности к постоянному саморазвитию, стрес-соустойчивости, стремления к непрерывному профессиональному росту, высокого качества конечного продукта [13: 383-387]. Также были определены и проанализированы наименее развитые способности и личностные качества личности -как резервные возможности повышения конкурентоспособности.
В исследовании участвовали 133 студента фармацевтического факультета ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет». Среди респондентов большинство составляли лица женского пола (94,62%) в возрасте от 16 до 30 лет (с преобладанием возрастного диапазона 18-21 год) со средним (школьным) базовым образованием (94,62%). Более половины участников исследования (55,91%о) уже «знакомы» со своей будущей специальностью, так как имеют родственников или знакомых, работающих в фармацевтической сфере.
Результаты исследования и их обсуждение. Обработка, анализ и интерпретация полученных данных позволяют констатировать следующее. Среди студентов фармацевтического факультета (п=133) чуть больше половины (52,63%) имеют «средний уровень» конкурентоспособности личности, 39,85% респондентов - «высокий» и 7,52% - «низкий» (таб. 1). Это может свидетельствовать об общей благоприятной ситуации в отношении развития конкурентоспособности личности у студентов, а может - о недостаточном осознании студентами сущности и содержания конкурентоспособности, а также о неадекватной самооценке ряда личностных качеств, включенных в структуру конкурентоспособности.
Видно, что между результатами разных курсов отсутствуют
Таблица 1
Результаты распределения студентов (в %) по уровням конкурентоспособности личности (п=133)
Курс Объем выборки (n) Количество студентов по уровням (в %)
Низкий Средний Высокий
1 45 8,89 57,78 33,33
2 29 6,90 51,72 41,38
3 16 6,25 50,00 43,75
4 25 8,00 48,00 44,00
5 18 5,56 50,00 44,44
Итого: 133 7,52 52,63 39,85
Таблица 2
Результаты распределения студентов (в %) по уровням развития характеристик конкурентоспособности личности (п=133)
Характеристики конкурентоспособности личности Распределение студентов (в %) по уровням развития характеристик
Низкий Средний Высокий
Четкость целей и ценностных ориентаций 0 3,01 96,99
Трудолюбие 2,26 15,79 81,95
Творческое отношение к делу 15,04 35,34 49,62
Способность к риску 9,78 24,81 65,41
Независимость 5,26 40,60 54,14
Способность быть лидером 4,51 19,55 75,94
Склонность к постоянному саморазвитию 21,80 57,14 21,05
Стрессоустойчивость 8,27 46,62 45,11
Стремление к непрерывному профессиональному росту 2,26 36,09 61,65
Стремление к высокому качеству конечного продукта 2,26 12,03 85,71
достоверные различия по количеству студентов, отнесенных к одним и тем же уровням конкурентоспособности личности (р>0,05), поэтому динамики не наблюдается.
Для более детального анализа системообразующих характеристик конкурентоспособности личности у студентов провели оценку уровня их развития внутри каждой составляющей (таб. 2).
Обнаружено, что у 96,99% студентов (п=133) студентов фармацевтического факультета характеристика четкость целей и ценностных ориентаций достигает высокого уровня развития и у 3,01% - среднего. Такое распределение результатов характерно для всех курсов. Отметим, что используемая методика, к сожалению, не нацелена показать, раскрыть сложную внутреннюю структуру этой личностной характеристики, которая, на наш взгляд, является одной из определяющей в развитии личности, формировании профессиональных качеств.
Трудолюбие достигает высокого уровня развития у 81,95% респондентов, среднего уровня - у 15,79% и низкого - у 2,26%. За исключением
студентов 3 курса, у которых данное качество оказалось в целом на среднем уровне, студенты остальных курсов характеризуются высокими показателями развития.
Творческое отношение к делу на высоком уровне проявляют только 49,62%, на среднем - 35,34% и на низком уровне - 15,04% опрошенных. У студентов 1-3 курсов, в отличие от старшекурсников, качество развито достаточно слабо и находится на низком и среднем уровне.
Способность к риску на высоком уровне показывают 65,41% студентов, на среднем уровне это качество развито у 24,81%, а у 9,78% - она на низком уровне. Отметим, что считают себя как «рисковыми», так и «осторожными» студенты всех курсов.
Независимость отмечают у себя на высоком уровне 54,14% тестируемых (в основном студенты 1,3-5 курсов), на среднем - 40,60%; и 5,26% приходится на низкий уровень (студенты 2 курса).
Способность быть лидером на высоком уровне у 75,94% будущих провизоров, у 19,55% - она на среднем уровне, у 4,51% на низком
уровне. Тенденция характерна для всех курсов.
У 57,14% из опрошенных студентов склонность к постоянному саморазвитию выражена лишь на среднем уровне, на высоком уровне ею обладают лишь 21,05%, а у 21,80% она развита на низком уровне. Выявленная ситуация характерна для студентов всех курсов.
Стрессоустойчивость примерно у одинакового количества студентов всех курсов, по 46,62% и 45,11% развита на среднем и высоком уровне соответственно, у 8,27% респондентов она на низком уровне.
Стремление к непрерывному профессиональному росту на высоком уровне отмечено у 61,65% опрошенных (это, в основном, студенты 2-5 курсов), у 36,09% - это качество только на среднем уровне (преобладают студенты 1 курса), а у 2,26% - на низком.
Стремлением к высокому качеству конечного продукта на высоком уровне характеризуются 85,71% студентов всех курсов, на среднем уровне оно у 12,03% и на низком уровне - у 2,26%.
Полученные данные свидетельствуют о разных уровнях развития системообразующих качеств в структуре конкурентоспособности личности у обучающихся на фармацевтическом факультете. Такие качества, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному профессиональному росту и стремление к высокому качеству конечного продукта имеют высокий уровень развития. Однако отметим значительное количество студентов со средним уровнем развития следующих качеств: творческого отношения к делу, способности к риску, независимости, стремления к непрерывному профессиональному росту. Для качества «стрессоу-стойчивость» характерно наличие
двух, численно практически одинаковых, групп со средним и высоким уровнем развития. Выделяется личностное качество «склонность к постоянному саморазвитию», которое у студентов фармацевтического факультета всех курсов оказалось развито достаточно слабо.
Выводы.
1. В процессе обучения студентов в высшем учебном заведении в течение 5 лет не меняется уровневый состав конкурентоспособности личности, отсутствует его динамика.
2. Поскольку выявленный существующий уровень конкурентоспособности личности не является достаточным для профессионального успеха, эффективности профессиональной деятельности (на среднем уровне находится большинство студентов), необходимо оптимизировать образовательный процесс.
3. Так как на среднем уровне находится наибольшее количество студентов, можно говорить о наличии личностных ресурсов развития конкурентоспособности. Они связаны, прежде всего, с высоким уровнем развития таких качеств, как четкости целей и ценностных ори-ентаций, трудолюбия, творческого отношения к делу, способности к риску, независимости, способности быть лидером, стремления к непрерывному профессиональному росту и стремления к высокому качеству конечного продукта.
4. Необходимо уделить особое внимание характеристике «четкость целей и ценностных ориентаций», являющейся, по нашему мнению, одной из составляющих нравственных основ конкурентоспособности личности. Высокий уровень их сформированности по самооценке студентов еще не позволяет полагать социально- и профессионально-приемлемое содержание данных целей и ценностей.
5. Целевые ориентиры моделируемого образовательного процесса определяются недостаточным развитием таких качеств, как
стрессоустойчивости, творческого отношения к делу, способности к риску, независимости, стремления к непрерывному профессиональному росту и, особенно, склонности
к постоянному саморазвитию. Моделируемый образовательный процесс, а также поиск условий его эффективной реализации составляет цель нашего исследования.
Примечания:
1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a 7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/ (дата обращения: 04.08.16).
2. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. 2-е изд., доп. СПб.: Наука, 2001. 568 с.
3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. М.; Воронеж: Изд-во МПСИ: МОДЭК. 2002. 400 с.
4. Шаповалов В.И. Конкурентоспособность специалиста // Высшее образование в России (Из жизни вуза). 2005. № 10. С. 96-100. URL: https://cyberleninka. ru/article/v/konkurentosposobnost-spetsialista (дата посещения: 04.10.15).
5. Туктаров Ф.Р. «Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра философ. наук: 09.00.11. Ростов н/Д, 2007. 43 с.
6. Резник С.Д., Сочилова A.A. Основы личной конкурентоспособности: учеб. пособие / под общ. ред. С.Д. Резника. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2010. 181 с.
7. Хазова С.А. Конкурентоспособность специалистов как акмеологическая категория // Вестник Адыгейского госуниверситета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2009. Вып. 3. С. 298-307.
8. Хазова С.А. Критерии развития конкурентоспособности личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. Вып. 2. С. 254-260.
9. Андреев В.И. О гарантированности качества высшего образования и саморазвития конкурентоспособной личности // Ученые записки Казанского государственного университета. 2007. Т. 149, кн. 1. Гуманитарные науки. С. 61-69. URL: https://cyberleninka.ru/article/vZo-garantirovannoe-kachestva-vys-shego-obrazovaniya-i-samorazvitiya-konkurentosposobnoy-lichnosti (дата обращения: 26.03.16).
10. Емельянова Л.А. Интегральные характеристики конкурентоспособного специалиста: контекстный подход // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. № 3. С. 76-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15250104 (дата обращения: 04.10.15).
11. Пфейфер С.А. Педагогические основы исследования проблемы развития конкурентоспособной личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2(138). С. 226-231. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=17855333 (дата обращения: 26.03.16).
12. Сапронова А.В. Структура конкурентоспособной личности специалиста в современных социокультурных условиях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 7 (21): в 3-х ч. Ч. III. C. 172-175. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2012_7-3_42. pdf. (дата обращения: 02.01.16).
13. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 468 с.
References:
1. Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025: Order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014. No. 2403-p. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17 1835/5416a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/ (date of access: 04.08.16).
2. Darwin Ch. On the Origin of Species by Means of Natural Selection. 2nd ed., Ext. SPb.: Nauka, 2001. 568 pp.
3. Mitina L.M. Psychology of development of person's competitiveness. M.; Voronezh: MPSI Publishing House: MODEK. 2002. 400 pp.
4. Shapovalov V.I. Competitiveness of a specialist // Higher education in Russia (From the life of the university). 2005. No. 10. P. 96-100. URL: https://cyberleninka. ru/article/v/konkurentosposobnost-spetsialista (date of access: 04.10.15).
5. Tuktarov F.R. Competitiveness of the individual in the modern transforming society: a socio-philosophical analysis: Diss. abstract. for the Dr. of Philosophy degree: 09.00.11. Rostov-on-Don, 2007. 43 pp.
6. Reznik S.D., Sochilova A.A. Fundamentals of personal competitiveness: a manual / general ed. by S.D. Reznik. 2nd ed., revised and enlarged. M.: INFRA-M. 2010. 181 pp.
7. Khazova S.A. Competitiveness of specialists as an acmeological category // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2009. Iss. 3. P. 298-307.
8. Khazova S.A. Criteria for development of competitiveness of the person // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 2. P. 254-260.
9. Andreev V.I. On the Guaranteed Quality of Higher Education and Self-Development of a Competitive Person // Scientific notes of Kazan State University. 2007. Vol. 149, Book 1. The humanities. P. 61-69. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/o-garantirovannoe-kachestva-vysshego-obrazovaniya-i-samorazvitiya-konkurentosposobnoy-lichnosti (date of access: 26.03.16).
10. Emelyanova L.A. Integral characteristics of a competitive specialist: a contextual approach // Bulletin of Moscow State Humanitarian University of M.A. Sholokhov. Pedagogy and Psychology. 2010. No. 3. P. 76-85. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=15250104 (date of access: 04.10.15).
11. Pfeifer S.A. Pedagogical foundations of research of the problem of development of the competitive person // Bulletin of Orenburg State University. 2012. No. 2 (138). P. 226-231. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17855333 (date of access: 26.03.16).
12. Sapronova A.V. Structure of the competitive specialist's personality in modern sociocultural conditions // Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art history. Problems of theory and practice. Tambov: Gramota, 2012. No. 7 (21): in 3 parts. Part III. P. 172-175. URL: http://scjournal. ru/articles/issn_1997-292X_2012_7-3_42. pdf. (date of access: 02.01.16).
13. Andreev V.I. Competitology: a training course for creative self-development of competitiveness. Kazan: Center for Innovative Technologies, 2013. 468 pp.